Аристотель ученик

Биология

Из всех наук биология, пожалуй, ощутила на себе наибольшее влияние Аристотеля. Его вполне можно считать основоположником многих разделов биологии. Кроме того, Аристотелю и его ученикам принадлежит целый ряд важных биологических открытий. Если Аристотель и не стал первым ученым, который изучал биологические объекты, то с уверенностью можно сказать, что именно он первым организовал и осуществлял систематическое изучение живой природы. Аристотеля нередко называют «отцом» биологии как науки. Именно поэтому данной сфере научной деятельности нашего героя мы уделяем наибольшее внимание.

Аристотель описал около 500 видов животных и создал первую в истории наук зоологическую систематику. Поэтому его считают основателем зоологии. Изучая животных, Аристотель разделил их на две группы: животные с кровью (с красной кровью) и бескровные (не имеющие красной крови). Первая группа примерно соответствует современному понятию «позвоночные», а вторая — «беспозвоночные». Что касается животных с кровью, то их Аристотель разделил на яйцекладущих и живородящих (млекопитающих), а внутри яйцекладущих выделил группы, примерно соответствующие современным классам. Важно и то, что человека Аристотель отнес к животным, поставив его во главе животных с кровью. Ему же принадлежит определение, согласно которому человек является «общественным животным».

Особое внимание ученый уделял сравнению человека с животными, в частности с пресловутыми обезьянами. Учитывая вышеизложенное, Аристотеля смело можно назвать основателем еще одной биологической науки — систематики.

Интересно, что ученого не поставили в тупик такие «ненормальные» организмы, как киты и дельфины. Изучая дыхательные органы дельфинов, Аристотель пришел к выводу, что рыбами они не являются. Он, правда, не отнес дельфинов к млекопитающим, но выделил их в отдельную группу животных. Еще один интересный пример: летучих мышей, поскольку у них есть зубы, Аристотель безошибочно отнес к млекопитающим.

Что касается его классификации «:бескровных» животных, то она гораздо сильнее отличается от современной. Всех «бескровных» Аристотель разделил на 4 группы: мягкотелые, мягкоскорлупные, насекомые и черепокожие. К первой группе он отнес головоногих моллюсков, ко второй — ракообразных, в число насекомых также включил пауков и червей, и, наконец, к черепокожим относились брюхоногие и двустворчатые моллюски и морские ежи. Несколько особняком, между черепокожими и растениями, Аристотель располагал губок, оболочников, голотурий, кишечнополостных. Тут важно то, что ученый не отнес неподвижных животных к растениям.

Свою систему живой природы Аристотель представлял в виде лестницы, у основания которой находилась неживая материя, затем следовали растения, малоподвижные и неподвижные животные, бескровные и, наконец, животные с кровью. На верхней ступени располагался человек.

Разработанная Аристотелем систематика была актуальна и активно использовалась на протяжении двух тысячелетий!

Изучая животных, ученый составил описания около 60 насекомых и, можно сказать, основал энтомологию. Он не ограничивался описанием внешних признаков животных, а старался подробно изучить их строение и особенности жизнедеятельности. Так он обнаружил, что из неоплодотворенных яиц пчел выводятся трутни, описал случаи симбиоза, обнаружил рудименты глаз у кротов, открыл так называемый Аристотелев фонарь — особый челюстной аппарат морских ежей.

Много внимания ученый уделял и эмбриологии, одним из родоначальников которой он также считается. В книге «О возникновении животных» Аристотель описывает проведенные им интересные исследования. Вскрывая яйца кур на разной стадии высиживания, он изучил процесс развития зародыша птиц. Также Аристотель изучал зародышевое развитие холоднокровных животных, млекопитающих и, возможно, человека. Он предположил, что зародыши живородящих животных в начале своего развития тоже представляют собой яйцо, но лишенное твердой оболочки. Как видим, в основу систематики «животных с кровью» Аристотель положил отличия в размножении. Современная систематика во многом опирается на этот принцип. Более того, ученый вплотную подошел к формулированию репродуктивного критерия биологических видов. Он писал:

«Спаривание, согласное с природой, бывает между животными однородными; однако оно происходит и у животных, близких по природе, но не одинаковых по виду, если по величине они схожи, а время беременности одинаково».

Согласно современной формулировке этого критерия, к одному виду относятся организмы, которые могут давать плодовитое потомство.

Аристотель также ввел сравнительный метод в эмбриологию. Изучая развитие различных организмов, он обнаружил сходство между зародышами разных животных. Он установил, что пол определяется на ранних этапах эмбрионального развития. Объяснил назначение плаценты и пуповины. Обнаружил сходство между процессами эмбрионального развития и регенерации (восстановления утраченных органов). Проследил момент образования и начало функционирования кровеносной системы у птиц — обнаружил биение сердца у куриного зародыша. Аристотель же установил, что некоторые виды акул размножаются с помощью настоящего живорождения: «откладывает яйца в собственное тело, где они крепятся особой плацентой». Это открытие долгое время вызывало у ученых смех и подтвердилось только в XIX веке. Ученый обнаружил также живорождение у некоторых змей.

В книге «О частях животных» Аристотель развивает идею о том, что от неживых тел к растениям, от растений к животным и человеку идет непрерывный ряд усложняющихся форм. Не нужно быть знатоком биологии, чтобы понять, что от этой мысли всего один шаг до эволюционных воззрений.

К Аристотелю восходит и учение о гомологичных и аналогичных органах. Он писал: «У животных различных родов большая часть органов имеет различную форму. Одни сходны по положению и функции, а происхождения различного. Другие одной и той же природы, но различны по форме».

Вот еще одна важная мысль: «Природа не может направить один и тот же материал одновременно в различные места. Расщедрившись в одном направлении, она экономит в других. Изменение в одном органе вызывает перемены в другом».

В этой цитате исследователи обнаруживают сходство с законом корреляции органов, честь открытия которого принадлежит основателю палеонтологии Жоржу Кювье (1769–1832). На основании этого принципа Кювье по нескольким фрагментам скелета восстанавливал целостный образ вымерших животных.

Вообще о размахе анатомических исследований Аристотеля мы можем судить только косвенно. Известно, что к «Истории животных» прилагалась книга «Анатомия», которая до нас не дошла. Но по ссылкам самого Аристотеля и более поздних авторов можно предположить, что «Анатомия» состояла из 7 книг и содержала большое количество рисунков, изображающих животных и их отдельные органы.

Ученый интересовался и поведением животных (этологией). Он изучал перелеты птиц, миграцию рыб и млекопитающих, зимнюю спячку различных животных. Описал заботу о потомстве у сомов, самцы которых охраняют икру. Последнее сообщение считалось недостоверным вплоть до XIX века, когда оно полностью подтвердилось.

Аристотель занимался и анатомией. Он, например, открыл улитку — полость в височной кости, в которой находится внутреннее ухо. Также есть основания предполагать, что ученый уделял внимание и ботанике, однако его труды не дошли до наших дней. Но работу своего учителя в этой области дополнил Теофраст.

Конечно, при таком количестве разносторонних исследований невозможно было избежать ошибочных данных и теорий. Так, Аристотель писал, что количество зубов у мужчин и женщин отличается, что по артериям движется воздух, что мозг всегда холоден и его задача охлаждать кровь. Он считал возможным самозарождение жизни. Например, ученый полагал, что рыбы могут самопроизвольно зарождаться из морского ила. Гипотеза о возможности самопроизвольного зарождения жизни была полностью опровергнута только Луи Пастером во 2-й половине XIX века.

Можно смело сказать, что даже если бы Аристотель ограничил свои интересы только биологией, его вклад в развитие науки все равно трудно было бы переоценить. При этом надо учитывать, что до нашего времени дошли далеко не все труды Аристотеля, а какие-то находки он, возможно, просто не успел описать. Биологи и по сей день восхищаются масштабом исследований, проведенных ученым. Хвалу своему античному коллеге пели такие знаменитые ученые, как Кювье, Бюффон, Дарвин. Последний писал: «Я редко читал что-нибудь более меня заинтересовавшее. Линней и Кювье были двумя моими божествами, хотя и в весьма различных отношениях, а между тем они — простые школьники по сравнению со стариком Аристотелем».

Особенно важно, что отзыв этот принадлежит именно Чарлзу Дарвину, естествоиспытателю, который также отличается необыкновенной широтой научных интересов.

Сравнивая биологические исследования Аристотеля с его работами в других областях, можно смело сказать, что именно в биологии ученый наилучшим образом реализовал эмпирический подход к науке.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Читать книгу целиком
Поделитесь на страничке

Следующая глава >

15. Античный Аристотель — учитель Александра Македонского и Аристотель Фиорованти в Москве XV века

Как мы говорили, Александр Македонский — это отражение, в частности, великого османского-атаманского полководца XV века Магомета II, а также султана Сулеймана Великолепного (XVI век). Их время — это эпоха османского-атаманского завоевания, начавшегося из Руси-Орды. Согласно «античным» источникам, с Александром Македонским тесно связан другой знаменитый человек — его учитель Аристотель. Нельзя не отметить, что на Руси якобы во второй половине XV века появляется знаменитый ученый Аристотель. Он строит московский Успенский собор в Кремле (по образцу Владимирского Успенского собора), дворец в Венеции. Его приглашают в Константинополь «для строения Султанских палат», но он будто бы туда не едет.

По нашему мнению, скорее всего, он был в Константинополе и построил там султанский дворец. Просто романовские историки не желали признавать, что и константинопольский и московский дворцы и соборы были построены одним и тем же мастером. Вот и заявили: «не ездил в Константинополь Аристотель».

Кроме того, Аристотель лил пушки и колокола. Его имя даже обозначено на некоторых русских монетах того времени (см. «Историю государства Российского» Н.М. Карамзина, т.6). А это уже вызывает сомнение, что московский Аристотель был просто приезжим иностранцем, пусть даже и мастером монетной чеканки. Обратим внимание на его полное имя — Аристотель Фиорованти. То есть Аристотель Форован или Аристотель Фараонский. И теперь нам понятно, почему его так прозвали. Работал он в Москве, столице Руси-Орды, то есть библейского Египта. А потому, конечно, был Фараонским, то есть «при фараоне». Между прочим, комментаторы отмечают следующую странность, связанную с Аристотелем «фараонским». «Вообще можно сказать, что Аристотелю более посчастливилось у нас в России, чем на своей родине. Тогда как все еще красуется сооруженный им Успенский собор — плоды его деятельности в Италии бесследно исчезли» (см. сб. «Старая Москва», вып.2, 1993).

«Античный» Платон, как свидетельствует Лютеранский Хронограф 1680 года, оказывается, называл «античного» Аристотеля МСКОМ. Это понятно: работал Аристотель в Москве, а потому и был москвичом, то есть МСКОМ. Прав был «античный» Платон.

И еще интересная деталь. Оказывается, Аристотель Фиорованти МСК (Фараонский Москвич) был горбатым и косноязычным, причем все его друзья и ученики ему в этом подражали. Вот что рассказывает Лютеранский Хронограф 1680 года: «Возрастом бе мал, к тому скудообразен, горбат и косноязычен: кую обаче его естества скудость, други или паче рещи ласкатели, подражали».

Но ведь Александр Македонский считается учеником Аристотеля. И, по-видимому, старался изображать косноязычие. Насчет Александра Македонского нам ничего на сей счет не удалось обнаружить. А вот у его дубликата — библейского Моисея — косноязычие не только имелось, но даже подчеркивается в Библии: «И сказал Моисей Господу:… я тяжело говорю и косноязычен» (Исход 4:10).

Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Читать книгу целиком
Поделитесь на страничке

О Греции

Аристотеля Стагирского знает весь мир. Это величайший античный древнегреческий философ, первый мыслитель, создавший всестороннюю систему философии, которая охватила практически все области человеческого развития – философию, социологию, логику, политику, физику. Взгляды Аристотеля на онтологию серьезно повлияли на дальнейшее развитие человеческой мысли. Фома Аквинский принял метафизическое учение Аристотеля и развивал его схоластическим методом. Аристотель был не только древнегреческим философом, учеником Платона, но и воспитал Александра Македонского.

Биография Аристотеля

Родился Аристотель в Стагире в 384 году до н.э. Это была греческая колония в Халкидиках, расположенная неподалеку от Афонской горы. Прозвище Аристотелю дали «стагирит» в честь места рождения. Мать и отец Аристотеля по имени Никомах были лекарями македонского царя Аминты Третьего. Отец Аристотеля был из семьи лекарей, в которой искусство лечения людей передавалось по наследству. Первым наставником юного Аристотеля был, конечно, отец. Родители Аристотеля умерли рано. Его воспитывал родственник Проксен из города Атарне. В детстве Аристотель познакомился с будущим отцом Александра Македонского Филиппом, поэтому то и позже его и назначили воспитателем юного знаменитого полководца.

Аристотель был любимым учеником Платона, который называл его «умом своей школы». Однако Аристотель порвал с идеалистическими взглядами Платона на мир, произнеся знаменитые слова: «Платон мне друг, но истина дороже».

В 366 году до н.э. Аристотель переехал в Афины, чтобы поступить учиться в Академию Платона. С этого года по 347 г. он обучался в Академии. Чуть позже преподавал там риторику. За время обучения Аристотель тщательно изучил философию Платона, ее истоки и другие науки. В защиту учения своего наставника он написал несколько диалогов. Биографы Аристотеля утверждают, что во время обучения он написал такие работы, как «Физика» и «О душе». Много лет он считал себя последователем Платона. Известно произведение Аристотеля, где он благодарит богов, родителей и наставников, приобщающих всех людей к знаниям. Согласно учению Аристотеля любая реальная вещь – это совокупность «формы» и «материи». Предметы чувств могут рассматриваться и как «форма», и как «материя». Медь, например, — это «материя» относительно шара, который является «формой». Реальность – это плавный переход от «материи» к «форме» и постепенно обратно.

В 347 г до н. эры умирает Платон, место которого в Академии занял Спевсип. Многие ученики выразили недовольство таким назначением и покинули Академию. Аристотель также покинул учебное заведение и переехал в город Асса, в котором одним из учеников Платона неким Гермием был основан кружок платоников. Потом великий философ отправился в Митилену на остров Лесбос, где стал преподавать и заниматься естественными науками, совершенствуя дальше теорию Платона. Под влиянием Гермия философия Аристотеля начинает сближаться с политикой.

В честь Аристотеля названы растение аристотелия из Южного полушария с плодами в форме сердечек, лунный кратер Аристотель диаметром около 90 километров и глубиной более 3 километров и малая планета 6123 Аристотель.

В 343 г до н. эры Аристотель становится наставником и воспитателем Александра Македонского. Ему помог Гермий, который был союзником македонского царя Филиппа, отца Александра. Аристотель переехал в столицу Македонии Пеллу. Учил Александра Аристотель в течение 3х лет до 340 года. Потом он просто жил в столице 3-4 года. Став царем, Александр помогал Аристотелю, финансируя его исследования. Но Аристотель не поощрял стремление царя к масштабным войнам, поэтому он вскоре покинул македонскую столицу Пеллу сразу после восшествия Александра на престол в 336 г до н. эры.

Философские взгляды Аристотеля начали постепенно изменяться и отходить от платоновских. Но он продолжал считать себя последователем своего учителя. Противоречия были налицо, выражаясь в его работах «О философии», «Этике», «Метафизике», «Политике».

В 335 г до н. эры философ переехал в Афины и создал там свою школу, назвав ее Ликей. Обучал он своих учеников во время прогулок под галереей под названием peripathos. Школа стала называться потом перипатетической. В ней преподавали не только философию, но и вели научные исследования. В Ликее были сделаны многие открытия, важные для дальнейшего развития науки. Сам Александр Македонский поставлял материалы для исследований, которые добывал из своих многочисленных походов по разным странам. В этот период Аристотель написал самые знаменитые свои произведения, дошедшие до наших дней.

Александр Македонский, говоря об учителе, однажды сказал: «Я чту Аристотеля наравне со своим отцом, так как если я отцу обязан жизнью, то Аристотелю обязан всем, что дает ей цену».

В 323 г до н. эры умер царь Александр Македонский. Аристотель переезжает из Афин, так как ему необходимо было скрыться, ведь друзей Александра и его отца Филиппа преследовали. По всей стране прокатилась волна протеста против царской власти. Философ переехал в Халкиду на остров Эвбею. Его школа Ликей еще существовала несколько столетий. По другой версии Аристотеля обвинили в атеизме, поэтому ему пришлось поспешно переехать.

В 322 г до н. эры великий философ Аристотель умер в Халкиде.

Космология Аристотеля

Как и древние ученые, Аристотель считал, что Земля является центром Вселенной. Но он утверждал, что Земля имеет шарообразную форму. Характер лунных затмений указывал философу на этот факт. Тень от Земли на Луну по краям имеет округлую форму – это единственный признак, что Земля имеет шарообразную форму. На основе изучения лунных фаз Аристотель доказал и шарообразность также Луны. «Метеорология» — это его первое сочинение относительно физической географии. Звезды же, по мнению Аристотеля, неподвижны и укреплены на небе. А планеты или «блуждающие светила» перемещаются по Аристотелю по 7ми концентрическим кругам. Бог – это причина небесного движения.

Философское учение Аристотеля

Аристотель выделяет ряд теоретических наук, которые призваны давать знания ради знаний. Еще существовали творческие (поэтические) и практические науки. Теоретические науки – это математика, физика, метафизика или теологическая философия. Практические науки – это политика, этика, наука о государстве.

Иерархия уровней всего сущего по Аристотелю:

Аристотель создал иерархию уровней всего сущего:
неорганические образования (неорганический мир).
мир растений и живых существ.
мир различных видов животных.
человек.

Логика и теория познания Аристотеля

Поныне сохраняет свое значение труд Аристотеля по логике. Он разработал теорию человеческого мышления, его понятия и формы, умозаключения и суждения.

Им были сформулированы основные логические законы:
закон противоречия: не противоречьте сами себе;
закон тождества: в ходе рассуждений понятие должно не менять значения;
закон исключенного третьего: А – это истина или нет, третьего не дано.

Теория относительности Эйнштейна заменила теорию «абсолютного покоя», выдвинутую Аристотелем в IV веке до нашей эры («покой является естественным состоянием любого тела, и, предоставленное само себе, тело непременно вернется в это естественное состояние») только спустя 16 веков.

Этические взгляды

Аристотель ввел термин «этика», чтобы обозначить совокупность человеческих добродетелей. Этические добродетели человека еще называли душевными качествами. Аристотель выделил их 14 штук: мужество, кротость, щедрость, умеренность, честолюбие, великодушие, величавость, ровность, честолюбие, любезность, правдивость, справедливость, дружелюбие, справедливое негодование и мудрость. Конечно, добродетели ума развиваются только благодаря обучению человека. Это рассудительность, мудрость, сообразительность. Нравственные качества возникают из привычек человека, которые приобретает опыт со временем, действует. На основе чего и формируются его черты характера.

Аристотель создает теорию, в соответствии с которой добродетели являются оптимальной серединой между двумя крайностями:
мужество — это середина между безрассудной отвагой и трусостью (в отношении к опасности);
благоразумие — середина между распущенностью и отказом от удовольствий;
щедрость — середина между мотовством и скупостью;
величавость — середина между спесью и приниженностью;
ровность — середина между гневностью и «безгневливостью»;
правдивость — середина между хвастовством и притворством;
остроумие — середина между шутовством и неотёсанностью;
дружелюбие — середина между вздорностью и угодничеством;
стыдливость — середина между бесстыдством и робостью.

Учение о государстве

Учение Платона об идеальном государстве подверглось критике Аристотелем. Он говорил о таком политическом устройстве, которому придерживаются существующие государства. Общность имущества, детей, жен, предлагаемая Платоном, по мнению Аристотеля, приведет к разрушению государства. Он убежденно защищал права индивида, моногамной семьи и частной собственности. Его социально-политическое учение имело свои особенности. Лучший способ исследования чего-либо – это рассмотрение первопричины образования предметов. Аристотель считал, что стремление к политическому общению и совместной жизни естественны для людей. Государство должно создаваться не просто для жизни, а для счастливого существования вместе. Аристотель говорил, что ни один член общества не должен чрезмерно проявлять свою политическую силу.

По легенде, Александр Македонский в юности влюбился в гетеру Феллиду. Аристотель просил ее оставить царя. Она согласилась при условии, что Аристотель прокатит ее на спине. «Скачки» увидел Александр. Аристотель сказал: «Вот что она вытворяет со мной, старым и мудрым! Представь, во что она превратит тебя». Этого урока царю было достаточно.

Человек

Человек для Аристотеля – это политическое и общественное существо, которое он называл еще «политическим животным», одаренным речью. Человек способен понимать, что такое зло и добро, несправедливость и справедливость, то есть у него всегда есть определенные нравственные качества.

Аристотель в «Никомаховой этике» писал, что человек по природе своей – это существо общественное, политическое существо, несущее в себе инстинкт к совместной жизни. Неравенство способностей людей – это врожденное качество, поэтому они и стремятся объединяться в группы. По этой причине и возникают различия в общественном статусе среди людей.

Человек имеет 2 начала – общественное и биологическое. С рождения люди не находятся в одиночестве. Каждый приобщается к прошлому и настоящему, к чувствам и мыслям всего человечества. Вне общества жизнь человека невозможна, как полагал Аристотель.

Политики и политика

Изучение общественных отношений Аристотель выделил в отдельную науку о политике. Политика – это наука о том, как лучше всего организовать общую жизнь людей в обществе. Это умение и искусство государственного управления. Цель определяет сущность политики, по мнению Аристотеля. Она заключается в том, чтобы человеку привили нравственные качества, чтобы он поступал справедливо и по правилам, установленным в государстве. Аристотель выделил неправильные и правильные государственные строи. При правительственном строе преследуется общее благо, независимо от числа управляющих государством. При неправильном строе преследуются частные и личные цели правителей.

Аристотель исследовал политические устройства около 158 государств, но до наших дней сохранилась только «Афинская полития».

Сочинения Аристотеля

Аристотель в своих многочисленных сочинениях охватил практически все области существующих тогда знаний. Они получили в его работах глубокое философское обоснование и приведены были в строгий и систематизированный порядок.

По преданиям Плутарха и Старбона Аристотель свои сочинения завещал Феофрасту. От него они перешли к Нелию, наследники которого потом спрятали важные рукописи в погребе, где от плесени и сырости они сильно пострадали. В 1 веке их продали любителю книг и богачу Апелликону в жалком состоянии. Он уже пытался восстановить наиболее пострадавшие места рукописей, делая свои собственные записи, но не всегда правильно. При правлении римского императора Сулле рукописи Аристотеля попали в число добычи. В Риме их издали такими, какими они известны сегодня.

Аристо́тель (др.-греч. Ἀριστοτέλης; 384 до н. э., Стагира, Фракия — 322 до н. э., Халкида, остров Эвбея) — древнегреческий философ. Ученик Платона. С 343 до н. э. — воспитатель Александра Македонского. В 335/4 г. до н. э. основал Ликей (др.-греч. Λύκειο Лицей, или перипатетическую школу). Натуралист классического периода. Наиболее влиятельный из диалектиков древности; основоположник формальной логики. Создал понятийный аппарат, который до сих пор пронизывает философский лексикон и сам стиль научного мышления.

Аристотель был первым мыслителем, создавшим всестороннюю систему философии, охватившую все сферы человеческого развития: социологию, философию, политику, логику, физику. Его взгляды на онтологию имели серьёзное влияние на последующее развитие человеческой мысли. Метафизическое учение Аристотеля было принято Фомой Аквинским и развито схоластическим методом.

Биография

Платон и Аристотель (изображены наоборот), XV в., Лука Делла Роббиа. Аристотель родился в Стагире (поэтому получил прозвание Стагирит), греческой колонии в Халкидиках, недалеко от Афонской горы, в 384 г. до нашей эры. Отца Аристотеля звали Никомах, он был врачом при дворе Аминты III, царя Македонского. Никомах происходил из семьи потомственных лекарей, в которой врачебное искусство передавалось из поколения в поколение. Отец был первым наставником Аристотеля. Уже в детстве Аристотель познакомился с Филиппом, будущим отцом Александра Македонского, что сыграло не последнюю роль в его будущем назначении воспитателем Александра.

Юношеские годы Аристотеля пришлись на время начала расцвета Македонии. Аристотель получил греческое образование и был носителем этого языка, он симпатизировал демократическому образу правления, но в то же время он был подданным македонского правителя. Это противоречие сыграет определённую роль в его судьбе.

В 369 году до н. э. Аристотель лишился родителей. Опекуном юного философа стал Проксен (впоследствии Аристотель тепло отзывался о нём, а когда Проксен умер, усыновил его сына Никанора). Аристотель наследовал от отца значительные средства, это дало ему возможность продолжать образование под руководством Проксена. Книги тогда были очень дороги, но Проксен покупал ему даже самые редкие. Таким образом, Аристотель в юности пристрастился к чтению. Под руководством своего опекуна Аристотель изучал растения и животных, что в будущем развилось в отдельную работу «О возникновении животных». В 367 году до н. э. Аристотель поселился в Афинах, где стал философом в Академии Платона, в которой состоял двадцать лет, до самой смерти Платона. В 347 г. до н. э. Аристотель женился на Пифиаде, приёмной дочери Гермия, тирана Ассоса в Троаде. У Аристотеля и Пифиады была дочь Пифиада. В 345 г. до н. э. Гермий выступает против персов, за что был свергнут ими и казнён. Аристотель вынужден уехать в город Митилену на о. Лесбос. В 343 году до н. э. по приглашению македонского царя Аристотель занял место воспитателя царского сына Александра, будущего знаменитого полководца. В 335 г. до н. э. Аристотель вернулся в Афины, где основал свою философскую школу Ликей (известную также под названием перипатетической). После смерти Александра Македонского Аристотель вынужден был покинуть Афины (с ростом там освободительного движения против македонского господства). Год спустя он умер.

Философское учение Аристотеля

Бюст Аристотеля, римская копия оригинала Лисиппа. Аристотель разделяет науки на теоретические, цель которых — знание ради знания, практические и «поэтические» (творческие). К теоретическим наукам относятся физика, математика и «первая философия» (она же — теологическая философия, она же позднее была названа метафизикой). К практическим наукам — этика и политика (она же — наука о государстве). Одним из центральных учений «первой философии» Аристотеля является учение о четырёх причинах, или первоначалах.

Учение о четырёх причинах

В «Метафизике» и других трудах Аристотель развивает учение о причинах и первоначалах всего сущего. Причины эти таковы: Материя (греч. ΰλη, греч. ὑποκείμενον) — «то, из чего». Многообразие вещей, существующих объективно; материя вечна, несотворима и неуничтожима; она не может возникнуть из ничего, увеличиться или уменьшиться в своём количестве; она инертна и пассивна. Бесформенная материя представляет собой небытие. Первично оформленная материя выражена в виде пяти первоэлементов (стихий): воздух, вода, земля, огонь и эфир (небесная субстанция).

Форма (греч. μορφή, греч. тò τί ἧν εἶναι) — «то, что». Сущность, стимул, цель, а также причина становления многообразных вещей из однообразной материи. Создает формы разнообразных вещей из материи Бог (или ум-перводвигатель). Аристотель подходит к идее единичного бытия вещи, явления: оно представляет собою слияние материи и формы.

Действующая, или производящая причина (греч. τὸ διὰ τί) — «то, откуда». Характеризует момент времени, с которого начинается существование вещи. Началом всех начал является Бог. Существует причинная зависимость явления сущего: есть действующая причина — это энергийная сила, порождающая нечто в покое универсального взаимодействия явлений сущего, не только материи и формы, акта и потенции, но и порождающей энергии-причины, имеющей наряду с действующим началом и целевой смысл.

Цель, или конечная причина (греч. τὸ οὖ ἕνεκα) — «то, ради чего». У каждой вещи есть своя частная цель. Высшей целью является Благо.

История философии

Аристотель утверждал, что философия появляется на основе «эпистемы» — знаний, выходящих за рамки чувств, навыков и опыта. Так эмпирические знания в области исчисления, здоровья человека, природных свойств предметов явились не только зачатками наук, но и теоретическими предпосылками возникновения философии. Аристотель выводит философию из зачатков наук.

Философия — это система научных знаний.

Бог как перводвигатель, как абсолютное начало всех начал

По утверждению Аристотеля, мировое движение есть цельный процесс: все его моменты взаимно обусловлены, что предполагает наличие и единого двигателя. Далее, исходя из понятия причинности, он приходит к понятию о первой причине. А это т. н. космологическое доказательство бытия Бога. Бог есть первая причина движения, начало всех начал, так как не может быть бесконечный ряд причин или безначальный. Есть причина, сама себя обусловливающая: причина всех причин.

Абсолютное начало всякого движения — божество как общемировая сверхчувственная субстанция. Аристотель обосновал бытие божества усмотрением принципа благоустройства Космоса. По Аристотелю, божество служит предметом высшего и наиболее совершенного познания, так как всё знание направлено на форму и сущность, а Бог есть чистая форма и первая сущность.

В 335 г., по возвращении в Афины, Аристотель взял в аренду несколько зданий, расположенных вблизи святилища Аполлона Ликейского и Муз; одно из зданий было окружено крытой галереей (peripatos). Здесь Аристотель открыл школу, получившую название Ликей или Перипат. Учениками или, точнее, сотрудниками Аристотеля стали Гераклид, Евдем, Дикеарх, Аристоксен, Клеарх и Фаний. После смерти Аристотеля они продолжили его энциклопедическое начинание, работая в самых разных областях — в области астрономии, физики, политики, этики, истории литературы и всеобщей истории.
В отличие от Теофраста, от которого до нас дошли отдельные сочинения и значительное количество фрагментов, от этих авторов остались практически одни имена. Их сочинения известны нам только из упоминаний у других авторов, дающих весьма неточные сведения о них. Кроме того, они, по-видимому, не продолжили тех фундаментальных исследований, которые проводил Аристотель не только в работах по логике, но и в Физике, в De caelo и в биологических трактатах. Для них было важно исключительно накопление энциклопедического знания. Эта констатация ставит перед нами два вопроса: действительно ли названные ученики и сотрудники читали специальные трактаты Аристотеля и что они восприняли из его трудов. В нижеследующих заметках мы попытаемся ответить и на эти вопросы, имеющие прямое отношение к описанию кризиса аристотелевской школы.
В самой общей форме можно сказать, что Аристотель в своей школе направил исследования на выявление и изложение представлений предшественников не только в «философии», но и во всех специальных науках — как в математике, физике, естественной истории, географии, медицине, так и в грамматике и риторике. Это побудило учеников и сотрудников Аристотеля к созданию отдельных жанров. Жанр доксографии связан с Теофрастом; жанр биографии — с Аристоксеном и Фанием; александрийский энциклопедизм — с Деметрием Фалерским (отсюда ведет свое происхождение система каталога, изобретенная александрийским библиотекарем Каллимахом из Кирены); жанром «преемств» философов мы обязаны главным образом Сотиону. В особенности же разрабатывался исторический жанр во всех его видах: история математики связана с Евдемом, история естественных наук — с Клеархом; история литературы — с Хамелеоном, Дуридом, Линкеем, Иеронимом Родосским; история цивилизаций — с Эратосфеном из Кирены и Дикеархом, написавшим сочинение Жизнь Эллады, от которого до нас дошло несколько фрагментов.
Гераклид (ок. 390 — ок. 310), уроженец Гераклеи на Черном море, или Понте Эвксинском, друг и приверженец Платона, был важным членом Академии. Согласно нашим источникам, он прошел обучение у Спевсиппа и Аристотеля. По этой причине его причисляют к перипатетикам. Диоген Лаэртский (V, 86-88) сообщает, что он написал по меньшей мере 46 сочинений; до нас дошли лишь свидетельства и фрагменты. Тематика сочинений весьма многообразна: геометрия, астрономия, музыка, поэзия, риторика, диалектика, этика, политика, география, история, предания, демонология и прорицания. Более всего Гераклид известен как астроном. Полагают, что ему принадлежит гипотеза, объясняющая некоторые небесные явления суточным вращением Земли вокруг своей оси. В механистической физике Гераклида, обнаруживающей влияние Тимея, вводится понятие «несопряженных частиц» (anarmoi onkoi), рассматриваемых, в отличие от атомов, как средоточия силы. В понимании Гераклида, небесные тела — божественные существа, точно так же как и душа, созданная из эфира или даже, быть может, из света, возникшая на небе или, точнее, происходящая из Млечного пути. Эта концепция души, вероятно, была выражена в его сочинении Абарид, сыгравшем главную роль в создании легенды о Пифагоре, как можно убедиться, читая Порфирия и особенно Ямвлиха.
Евдем с Родоса (вторая половина IV в.) в Афинах был одним из ближайших сотрудников Аристотеля, а после его смерти, очевидно, вернулся на Родос, сохранив тесные связи с Теофрастом. От его, должно быть, значительного наследия сохранились лишь фрагменты сочинений: Аналитика (в двух книгах), Категории, О речи, Об угле, Физика, Метафизика, История животных, История геометрии, История арифметики и История астрономии. В логике, физике и даже метафизике Евдем — последовательный приверженец Аристотеля, хотя и придерживается более исторического подхода. Что касается его книг по истории геометрии, арифметики и астрономии, то они родственны Мнениям физиков Теофраста. Наш главный источник сведений о физике Евдема — Симпликий; Прокл же в Комментарии к первой книге «Начал» Евклида, в одном известном пассаже, сыгравшем важную роль в истории античной математики, приводит цитату из сочинения Евдема по истории геометрии.
Дикеарх из Мессены на Сицилии, родился, вероятно, около 376 г. С ним и с Аристоксеном в Ликей проникает некоторое пифагорейское влияние. Дикеарх, который, как можно предположить, посещал занятия в Ликее нерегулярно, в сочинении О душе, в шести книгах, развивает полемику с платоновским Федоном; подобно Аристоксену, своему condiscipulus et aequalis (Цицерон. Тускуланские беседы I, 41), он определяет душу как некую гармонию и, вопреки Теофрасту, отдает предпочтение bios praktikos перед bios theōrētikos. Дикеарх, как и Аристотель, собирал материалы о видах государственного устройства, и именно ему принадлежит первая история греческой цивилизации, в трех книгах.
Аристоксен, уроженец Тарента, до своего появления в Ликее, где в нем впоследствии видели даже будущего преемника Аристотеля, общался с пифагорейцами. После 343 г., во время пребывания в Коринфе, он встретился с Дионисием Младшим, находившимся там в изгнании. Прекратив посещать Ликей, Аристоксен основал в Афинах собственную музыкальную школу. Большая часть его энциклопедического наследия утрачена. Аристоксен написал несколько биографий — Пифагора, Архита, Сократа и Платона. Ярый антиплатоник, Аристоксен служит для нас самым древним источником сведений о Пифагоре и пифагорейцах. Более, чем историческими сочинениями, Аристоксен известен многочисленными трудами по музыке: это Начала гармонии, Начала ритмики и ряд сочинений специального характера. Поэтому Аристоксена можно считать основоположником теории музыки как науки, обладающей собственными принципами и методами.
От Клеарха из Сол, на Кипре (ок. 340 — ок. 250), посещавшего занятия у Аристотеля, не сохранилось перечня сочинений. В его сочинениях, названия которых известны нам по большей части от Афинея, трактовались вопросы психологии ( О сне, О паническом страхе), этики ( О воспитании, О дружбе, О любви, Об образах жизни, Гергифий , О пословицах, О загадках, Аркесилай ) и естественных наук ( О речных наносах, О водяных животных, О скатах, О скелетах). Кроме того, Клеарх написал Похвальное слово Платону, где представляет философа сыном Аполлона, а также трактат О математических рассуждениях в «Государстве» Платона. Интерес к платонизму, видимо, привел Клеарха к разногласиям с Аристоксеном и Дикеархом. С другой стороны, вполне вероятно, что Клеарх даже после смерти Аристотеля оставался в Ликее, возглавляемом Теофрастом.
Фаний прибыл в Афины из Эреса (на острове Лесбос), так же как и Теофраст, который, должно быть, и познакомил его с Аристотелем, когда последний приехал в Митилену в 345-344 г. Очевидно, между Фанием и Теофрастом установились тесные дружеские отношения; на это указывает их переписка и то обстоятельство, что Фаний, подобно Теофрасту, написал книгу О растениях. В немалом по объему наследии Фания затрагивались литературные и политические вопросы. Он писал о тирании. Ссылки на Фания в Жизнеописаниях Солона и Фемистокла показывают, что Плутарх высоко ценил его творчество.

См.: Порфирий. Жизнь Пифагора, 28; Ямвлих. О пифагорейской жизни, 28, 140 сл.
Соученику и сверстнику (лат.).

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *