Армия спасения флаг

Бутс Вильям

Бутс или Бус, Вильям

(Booth) — английский проповедник, основатель и главный руководитель «Армии спасения»; род. 10 апреля 1829 г. в Ноттингеме, в Англии. Б. еще в ранней молодости, когда был подмастерьем портного, охотно ходил слушать проповеди веслеянских методистов и, 15 лет от роду, стал уже сам проповедовать в своем родном городе. Методистские священники заметили в молодом Б. недюжинные способности и предложили ему в 1848 г. сделаться священником; но он отказался и уехал в Лондон, чтобы окончательно посвятить себя тому, что он называл «спасением» (the Salvation). С тех пор его можно было часто видеть в самых различных пунктах Англии, проповедующим по деревням и распространяющим «благую весть». На некоторое время Б. опять вернулся в Лондон, чтобы там подготовиться к священнической миссии в секте Methodistes New Connexion. Затем он снова удаляется в провинцию, где с успехом продолжает свою горячую проповедь покаяния. К этому времени относится его женитьба на молодой девушке мисс Мемфорд (Mamford), которая три года следовала за ним и помогала ему в его деятельности. Первые несколько лет после свадьбы супруги Б. провели в наиболее многолюдных центрах Англии: Шеффилде, Лидсе, Галифаксе, Честере, Бирмингеме и др., деятельно занимаясь своей евангельской миссией, убеждая народ оставить греховную жизнь и искать спасения в религии. Тогда же Б. решительно порвал с методистами, и они закрыли для него свои часовни. Но его система уже раньше состояла именно в «спасении» людей вне храмов, и с тех пор шумные, грубоватые приемы, которыми он привлекал внимание масс, получили даже определенные формы (сохранившиеся и поныне). Проповедям обыкновенно предшествовала музыка: при звуках барабанного боя, медных труб и флейт процессия его приверженцев (тогда еще с ним во главе) с шумом проходила по городу, останавливалась на более людных местах: площадях, перекрестках и т. п., причем пелись гимны, произносились проповеди и молитвы; затем при звуках того же странного оркестра, все направлялись в залу, нанятую для проповеди; тут снова гимны, молитвы и проповеди с энергичными предложениями присутствующим — покаяться и присоединиться к «обращенным» и верующим. В роли проповедников часто являлись разные известные народу жулики, пьяницы, бывшие преступники, проститутки и т. п., которых Б. удалось «спасти», и это немало способствовало успехам его пропаганды.

После многих лет кочевой жизни, в течение которых он успел уже приобрести известное число сторонников, Б. в 1864 г. возвратился в Лондон и здесь сосредоточил свою деятельность, главным образом, в бедных и грязных кварталах Ист-Энда. Б. и его приверженцам приходилось встречаться не только с недоброжелательством, насмешками, но и подвергаться нападениям на улице и вступать в рукопашный бой. Впоследствии для борьбы с приверженцами Б. образовалось даже специальное сообщество под именем Skeleton Army, устраивавшее настоящие баталии, доходившие до кровавых сцен.

Долго Б. действовал без определенного плана; но когда он увидел, что число его приверженцев увеличивается с каждым днем, он задумал дать этому зарождающемуся обществу известные формы, рекомендовать известные, выработанные его практикой приемы пропаганды, поддерживать среди обращенных преданность делу, соревнование в усердии и некоторого рода дисциплину. Сами приверженцы Б. (так называемые «салютисты» или «сальвационисты») считают начало своей организации с 1865 года, когда они оказались достаточно многочисленными, чтобы образовать во всех кварталах Лондона группы под названием сначала «East London Christian Revival Society», затем «East London Christian Mission». Название это они опять переменили в 1870 г. на более простое, но более широкое по значению «Christian Mission», и с тех пор, благодаря беспрерывной пропаганде, возникает целый ряд отделений или «станций» этой миссии в различных пунктах Англии. С 1878 г. общество стало, наконец, называться: «Salvation Army» и получило почти военную организацию, которая существует и поныне.

Б. созвал тогда своих приверженцев на «военный конгресс», сделал затем извлечение из руководств английской армии, составил целый ряд подробных инструкций и опубликовал все это в том же году под заглавием: «Orders and Regulations for the Salvation Army». Все было устроено в обществе на военный лад. В каждом отдельном пункте члены армии спасения составляют «станцию» или «корпус», которым командует капитан при содействии лейтенантов, сержантов и капралов; несколько корпусов составляют вместе «секции», «дивизии» и т. п., во главе которых стоят майоры и полковники; в каждом отдельном государстве над всеми стоит главный командир. Членам армии присвоена особая форма, состоящая из кепи, кителя и брюк темно-синего цвета с красными кантами, красного жилета, со значками соответственно званию (на воротнике — у офицеров, и на рукаве — у прочих). Женщины могут быть облечены всеми офицерскими званиями и также имеют особую форму: синюю юбку, кофту и широкую коричневую шляпу, украшенную красной лентой с надписью: «Salvation army». Каждый корпус имеет свое знамя, свой №, свою музыку и свое место для собраний, называемое «казармой». Низшие чины обязаны безусловным подчинением высшим. Б., в качестве «генерала» армии, пользуется почти абсолютной, диктаторской властью среди своих подчиненных. Вступающие в армию рядовыми могут оставаться при прежних занятиях, но должны по мере сил содействовать успехам армии, присутствовать на собраниях, распространять издания армии; должны отрешиться от светских удовольствий, безнравственного чтения, безнравственных разговоров и т. п. Офицеры армии посвящают себя целиком служению интересам армии и получают жалованье (15-27 шиллингов в неделю, смотря по семейному состоянию); они обязаны беспрерывно вести пропаганду в пользу армии, устраивать еженедельно чуть ли не 20 митингов, ежедневно посвящать несколько часов посещениям на дому, помогать больным, беззащитным, проникать в самые отчаянные притоны, производить сборы пожертвований, доставлять в главную лондонскую квартиру Б. статистические и др. сведения. Многие правила, касающиеся обязанностей офицеров по привлечению новых адептов, не лишены известной доли иезуитизма. Им предписывается не пренебрегать никакими средствами для возбуждения внимания публики; рекомендуются всякого рода эффекты, влияющие на массы, приобретение расположения влиятельных лиц, даже подкуп полиции и журналистики; офицеры должны стараться разузнавать всю подноготную жителей того города, где живут, чтобы пользоваться этим для блага армии; должны поддерживать хорошие отношения с местными священниками; должны умалчивать обо всем, что может дискредитировать армию и т. п. Чтобы развить в членах армии корпоративный дух, поощрять рвение, дать им возможность делиться известиями, касающимися отдаленных миссий и интересов всей ассоциации в целом, Б., со свойственным ему организаторским чутьем, установил: военные советы, куда салютисты собираются в большом числе, и целую иерархическую систему повышений, разные награды и отличия; имеется также ряд специальных периодических изданий общества. Эти издания служат также средством пропаганды и отчасти источником дохода, хотя иногда раздаются и бесплатно; наиболее известные из них: «War Cry» («Клик войны»); «The little Soldier» (специально для детей); «En avant» (изд. в Париже); «Jongi Pokar» (в Индии); «Strids Rapet» (в Стокгольме). Все эти издания, по словам Б., расходились в конце 1890 г. в количестве 37400000 экз. От времени до времени, в целях пропаганды, печатаются также отдельные брошюры или статьи в общих периодических изданиях. Перу самого Б. принадлежат брошюры: «Salvation Sol d iery», «Training of Children», «Letters to Soldiers», «Holy Living» и статья «The Salvation Army» в «Contemporary Rewiew» (1882 г., август).

По сущности своего учения, армия спасения не представляет ни новой религии, ни даже особой секты. Салютисты иногда заявляют даже, что их учение мирится со всеми существующими исповеданиями; но, по-видимому, они все-таки исходят из того принципа, что существующие церкви не способны содействовать духовному и телесному благосостоянию бедных. Главная цель армии — пробудить и спасти возможно большее количество душ, вернуть их к религиозным идеям; для достижения «спасения» рекомендуются: раскаяние, молитва, отречение от греховной жизни, подавление в себе страстей, наконец, посвящение себя попечению о бедных и деятельность на пользу армии. Абсолютное повиновение воле генерала армии и его офицеров, вера в «божественное происхождение армии» также считаются обязательными догматами для «обращаемых» и вступающих в ассоциацию.

С 1880 г. начинается усиленная пропаганда идей армии за пределами Англии, преимущественно «сестрами», то есть женщинами-проповедницами. На особенно сильное противодействие наткнулась экспедиция салютисток в Швейцарии, где жители отнеслись к ним настолько враждебно, что потребовалось вмешательство суда и администрации, которые подвергли главных агитаторов (в том числе и старшую дочь Б., Екатерину) изгнанию. Настойчивые в преследовании своих целей, салютисты продолжали, однако, свою пропаганду, и в настоящее время насчитывают приверженцев в 27 пунктах столь негостеприимной для них Швейцарии, преимущественно среди низших слоев населения. Главным образом из среды фабричных рабочих у салютистов образовался также известный контингент сторонников в Южной Франции. Еще успешнее были результаты проповеди в Соединенных Штатах, где одних офицеров армии в октябре 1890 г. было 1018, и в Австралии (800 офицеров); довольно много приверженцев армии насчитывается в Ост-Индии и Южной Африке. Кроме того, по нескольку активных членов армии имеется почти во всех европейских государствах. Всего насчитывалось в Армии к октябрю 1890 г. — 9400 офицеров в 30 странах. Средства для покрытия громадных расходов армии образуются, главным образом, из пожертвований. Все отдаваемое Армии записывается на имя самого Б., являющегося главным распорядителем средств армии. По всем поступающим и расходуемым суммам ведется обширная отчетность, доступная для обозрения и контроля публики. Бюджет Армии особенно увеличился за последние годы, когда ассоциация стала все больше и больше принимать филантропический характер. Уже раньше на обязанности салютистов лежало помогать, по возможности, бедным; но помощь не была организована и оказывалась в незначительном размере. Между тем Б., после многолетних наблюдений над неимущими классами (с которыми, главным образом, имела дело Армия), пришел к заключению, что нельзя думать о спасении душ так называемых подонков общества, если прежде всего не позаботиться о поднятии их благосостояния, низкий уровень которого ведет их к пороку. Исходя из такого воззрения, Б. сначала кладет основание нескольким полезным для бедного люда учреждениям, пользуясь средствами и персоналом, которыми располагала Армия спасения. Так, в конце 1890 г. в одном Лондоне Армия имела в своем распоряжении: 5 дешевых ночлежных домов, несколько столовых, больницу для пьяниц, ясли для бедных детей, 33 убежища для падших женщин; кроме того, члены Армии помогали беспомощным детям, больным, не имеющим работы и т. п. В 1889 г., во время известной стачки портовых рабочих, Армия устроила множество народных кухонь с крайне удешевленной пищей, где за ничтожную плату или даром многие тысячи детей были спасены от голодной смерти. Успешная практика этих учреждений, с одной стороны, и впечатления 40-летней жизни среди жителей трущоб, с другой, побудили, наконец, Б. задуматься над более систематической и широкой постановкой помощи пролетариату, и в конце 1890 г. он выступил с изложением своего плана в особой книге под названием: «In darkest England and the way out» (Лондон, 1890, «В темной Англии и выход из нее»). Соответственно заглавию, эта замечательная книга распадается на две части. В первой ярко и рельефно описываются (на основании наблюдений и сведений, собранных офицерами Армии) те ужасные условия, в которых живет неимущее население английских городов, особенно Лондона. Во второй части своей книги Б. предлагает организацию целой системы учреждений, которые должны в значительной степени изменить эти неблагоприятные условия и доставить всем этим массам беспомощного, поневоле праздного и порочного люда — возможность честной трудовой жизни. Б. проектирует, прежде всего, организацию трех видов «колоний»: 1) городских, 2) сельских и 3) заморских. Под «городской колонией» Б. разумеет ряд учреждений, устраиваемых в городских центрах Англии, вроде ночлежных приютов, мастерских, столовых и т. п., куда собирают всех этих беспомощных людей во всей их неприглядной физической и нравственной наготе, доставляют им временное занятие, удовлетворяют их главным потребностям, стараются оказать на них религиозно-нравственное воздействие. Затем оказавшихся достаточно трудолюбивыми и честными переводят в «сельскую» колонию; тут бывшие обитатели городских трущоб подвергаются влиянию сельской жизни на лоне природы и приучаются к сельским занятиям, преимущественно земледелию. По истечении известного времени части колонистов предоставляется распорядиться собой по личному усмотрению; делаются, однако, попытки организовать из них кооперативные товарищества; значительная же часть переводится в «заморские» колонии, для которых Б. предполагает заранее приобрести участки в малонаселенных местностях Австралии, Африки или Канады, чтобы здесь дать возможность бывшим подонкам городского населения устроиться вполне на кооперативных началах и начать новую жизнь труда — вдали от соблазнов больших городов. Кроме этих главных пунктов предлагаемой Б. схемы реформ, имеется в виду еще целый ряд других обстоятельно, практично и остроумно намеченных учреждений. Таковы: 1) приюты для падших женщин, 2) убежища для излечения пьянства, 3) организация помощи освобождаемым из тюремного заключения, 4) совещательные конторы для бедных, 5) бюро для приискания занятий, 6) банки для бедных, 7) брачные конторы, 8) дневные приюты и промышленные школы для детей и т. д. Особенно удачно развита, между прочим, в проекте Б. система утилизации отбросов, для чего Б. предполагает учредить особый подвижной хозяйственный отряд из нескольких тысяч человек (они же будут вместе с тем совмещать в себе функции городских агентов бюро по приисканию занятий).

Большинство учреждений, по мысли Б., должно окупаться или действовать с небольшими убытками; он имеет в виду, по возможности, избегать оказания даровых услуг. Чтобы приступить к осуществлению своего грандиозного плана, Б. считает необходимой на первое время сравнительно некрупную сумму в 100000 фунтов стерлингов (около 1 млн руб.) и для поддержания предприятия — 30000 фунтов стерлингов ежегодно. Книга Б. имела необычайный успех: появившись в ноябре 1890 г., она уже к началу мая 1891 г. разошлась в количестве 139090 экз. и переводилась на многие европейские языки (на русском языке вышла в переводе и с предисловием Р. И. Сементковского, под названием: «В трущобах Англии», СПб., 1891). Многие выдающиеся люди Англии (Гладстон, лорд Эбердин, кардинал Манинг, богослов Фаррар, журналист Стэд и др.) встретили проект очень сочувственно. К Б. стали стекаться во множестве пожертвования, превысившие, по истечении полугода, исчисленную Б. сумму (к началу мая 1891 г. подписка дала 113028 фунтов стерлингов). Б. приступил уже к осуществлению своего плана. Им основаны в последнее время несколько мастерских (Elevator Workship), спичечная фабрика, центральное бюро труда (за 4 месяца доставившее работу 5376 рабочим), убежище для освобождаемых из тюрем, 3 «склада дешевой пищи»; приобретено в пределах Англии 3 фермы с 1010 акрами земли, куда уже отправлено 150 человек. Для пропаганды своих идей вообще и своего плана социальной реформы в частности, Б. совершает в настоящее время поездку по подведомственным ему «станциям армии»: в мае (1891) он был в Швейцарии, недавно (осенью 189 1) газеты сообщали о его поездке по Австралии, где не только его приверженцы, но и прочее население, с официальными властями во главе, оказали ему самый торжественный прием. Вообще, с некоторым изменением характера деятельности Армии, изменилось и отношение общества к нему: до сих пор смотрели с насмешкой и презрением на странную, шутовскую организацию этого курьезного общества, многие подозревали (впрочем, и теперь еще подозревают) Б. и его ближайших сотрудников в шарлатанстве, лицемерии, злоупотреблении стекающимися к ним суммами. Теперь же никто не решится не признать за «генералом» Б. заслугу основания одной из самых обширных филантропических ассоциаций нашего времени, которая уже много сделала и, вероятно, еще немало поработает на пользу страждущего человечества.

Семья Вильяма Б. вся принимает деятельное участие в делах Армии; все состоят «офицерами», исполняя часто немаловажные функции. — Мистрис Б., жене «генерала» († в 1890 г.), кроме постоянного ближайшего содействия словом и делом, принадлежат брошюры: «Practical Religion. Aggressive Christianity»; «Godlessness, Life and Death»; «The Salvation Army in relation to Church and State» и др.

Очень энергичной и неустрашимой деятельницей, унаследовавшей вполне религиозный энтузиазм своих родителей, оказалась старшая дочь их, Екатерина Б. (родилась в 1859 г.), уже с ранней молодости начавшая пропаганду, сначала в людных центрах Англии, затем во главе особой экспедиции на материке: во Франции, Швейцарии, Бельгии. За особые заслуги получила титул «маршала армии»; в 1887 г. вышла замуж за «полковника» Клибборна; недавно она была ранена при пожаре во время богослужения салютистов в Брюсселе; живет преимущественно в Париже, деятельно сотрудничает во французском органе Армии «En avant»; ей же принадлежат: «Chants de l’armée de Salut» (две серии — 1884 и 1886), брошюра «Il vous la faut» и др.

Не менее видным офицером армии является старший сын Б., Брамуэлль Б. (род. в 1856 г.), начавший свою проповедь 15-ти лет от роду и назначенный впоследствии «начальником генерального штаба» армии (он известен также, как деятельный член «Общества национального бодрствования» для борьбы с современной безнравственностью и разными формами разврата в Англии).

Ср.: Schramm, «Das Heer der Seligmacher oder die Hilfsarmee in England» (Берлин, 1883); «The salvation war» (Лондон, 1883); Kolde, «Die Heilsarmee» (Эрланген, 1885); I. Pestalozzi, «Was ist die Heilsarmee» (Галле, 1886); Railton, «Twenty one years salvation army» (Лондон, 1886); его же, «Apostolia warfare» (Лондон, 1890); «Unser g r osser Krieg» (Берлин, 1890); ст. В. Стэда в «Rewiew of Rewiews» (1890, октябрь и ноябрь); профессор И. Янжул, «В трущобах Англии» («Северный Вестник», 1891 г., январь); H. A. Дингельштедт, «Что такое салютизм?» (салютисты в Швейцарии — «Исторический Вестник», 1891 г., октябрь); А., «26-я годовщина Армии спасения» («Русские Ведомости», 1891 г., №№ 179 и 181).

Л. Б.

В статье воспроизведен материал из Большого энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона.

Бутс Вильям (1829—1912), английский методистский священник, основатель так называемой Армии спасения (см.).

В статье воспроизведен текст из Малой советской энциклопедии. >Ссылки

  • Бут, Уильям //Википедия

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *