Ассирийские отцы

Поездка в Грузию организовалась как обычная коммерческая съёмка. Так наивно я считала вначале. Ну, конечно, в душе я обрадовалась: «В Грузию! И коммерческая!» Мечта любого фотографа. Сейчас так модно ездить в Грузию! Там такая история!

Необычным в моей истории было приглашение человека, которого знает любой православный, интересующийся не только прошлой, но и современной православной историей и православным искусством. Схиархимандрит Серафим (Бит-Хариби), человек, встреча с которым переворачивает твой мир, твою жизнь. Человек, чьё смирение и спокойное созерцание действует сильнее любого оружия. Ты думаешь, ты крут? Ты владеешь этим миром? Ты — ничто, если ты так считаешь!

Грузия — государство, основная часть населения которого исповедует православие, страна, дружелюбно приютившая на своей земле народы, как религиозно сопричастные, так и исповедующие другие религии.

Есть в Тбилиси очень знаковый монумент «Мать Грузия» — двадцатиметровая женская фигура, которая держит в левой руке чашу с вином для приветствия тех, кто пришёл как друг, а в правой руке меч для тех, кто пришёл как враг. И это — главная философия Грузии! Стоит ли удивляться, что на этой гостеприимной земле живут и исповедуют свою православную религию тысячи ассирийцев, православные потомки говоривших по-арамейски жителей Месопотамии, принявшие в I веке христианство, нещадно уничтожаемых, депортируемых.

Монастырь Джвари, храм Светицховели, главный кафедральный собор Цминда Самеба — известные всему миру правосланые святыни, которые входят в маршруты не только паломников, но и просто любознательных туристов.

Я же хочу показать вам Кандский монастырь имени Тринадцати Святых Ассирийских Отцов, куда я, собственно, и была приглашена.

Поводом для открытия монастыря в 2010 году послужила просьба живущих в Грузии ассирийцев, чтобы для них проводились службы на родном ассирийском-арамейском языке. На территории монастыря, кроме келейных и подсобных помещений, расположены два храма: небольшой храм в честь Успения Пресвятой Богородицы и большой храм в честь Тринадцати Святых Ассирийских Отцов.

Служба проводится на двух языках – грузинском и арамейском — языке, на котором говорил Иисус. Сегодня богослужения здесь проводит духовный наставник, настоятель монастыря -схимархимандрит Серафим Бит-Хариби.

Отец Серафим. Его талант многогранен. В любом виде творчества: живопись, резьба по дереву, музыка, пение. Думаете, это — главное? Нет. Его талант — глубже. Его талант — его сердце, его душа, его смирение и его молчаливая сила.

Коммерческая съёмка осталась у ворот его монастыря, за которыми действуют другие законы и правила. Здесь ты уже понимаешь, что коммерция и эта земля, эти стены, эти люди — не совместимы. Невозможно передать эту благодатную атмосферу, это состояние духовной перезагрузки, простоту этой жизни и перерождение твоей собственной.

Хотите узнать больше о жизни и творчестве отца Серафима, «погуглите» и «поинстаграмте». Вы не разочаруетесь! Вы наполнитесь счастьем от того, что живете в одно время с ним.

Чем я могла отблагодарить этого человека за свое очищение и за вдохновение? Только теми несколькими фотографиями, в которых видна его доброта, его душа, его сила. На которых — его родная земля, его Место силы.

На территории монастыря два храма

Настоятель — схимархимандрит Серафим Бит-Хариби

На территории мужского монастыря в Старой Канде

В храме в честь 13-ти Ассирийских отцов

Отец Серафим в храме 13-ти Ассирийских Отцов

В чем самый высший и трудный подвиг?

В чем радость жизни?

Встреча с крестницей

Вот и радость!

Куда можно добраться только пешком

Место силы

Что даёт силы?

Ты всегда найдешь, где зажечь свою свечу

Его место

Склони голову свою…

Путь жизни

Закончился день…

С гостьями из Батуми

Пустынька Серафима Саровского в Боржоми

Октябрь 2018 г — ещё одна моя встреча с о.Серафимом

Существует и День цыган. В своё время цыгане были в классах и комсоргами. Так, в 70-х годах проявила себя Лидочка Шашкова в школе на пр. Мичурина в Посёлке. С ней учились сегодняшние старожилы Церон, Шаховский. На свадьбах на костюме жениха красные ленточки – символ целомудрия невесты. Мужчины ждут сыновей, и вообще, ребятишек побольше. Сегодня у прежних кочевников основательные дома и автомобили. Часто за рулём встретишь девушек.

Представители немецкого рода Витгенштейнов внесли лепту в развитие Посёлка. И в ХХ веке здесь был западный след. Проживавшая в конце пр. Урицкого, дом 241 Гермина Адольфовна Верёвкина сделала неоценимое для сохранности близлежащих домов в Великую Отечественную

войну — благодаря своим немецким корням и роли переводчицы. А по адресу пр. Урицкого, дом 223 немало лет проживала типично образцовая, не чуравшаяся любой работы, являющая собой пример порядка и чистоты немецкая семья Хильды Оттовны Бэм (ныне живущая в Баварии).

Неожиданно в историю нашего Посёлка попали древнейшие страницы. На пр. Урицкого в доме № 168 к продолжателям рода Тимофеевых — в семью Катичевых и Усковых, как вихрь, ворвалась из прошлого очаровательная девушка Изабелла Робертовна Якубова. Ассирийка.

Ассирия — государство с 25-тысячелетней историей. Первая мировая империя. Сегодня это земли Ирака. Между реками Тигр и Евфрат. Царь соседней Вавилонии подчинил в XVIII веке до н. э. главное место Ассирии — Ашшур.

Кратко о развитии страны: изначально общины, сельское хозяйство, караванная торговля. Законы царей Ассирии отличались жестокостью. Проводилась захватническая политика: войны с Сирией, Финикией, Египтом, с Урарту, на землях Армянского нагорья. Это ослабило страну. И в VII столетии объединившиеся соседние страны уничтожили территорию от Армянского плоскогорья до Персидского залива. Государство Ассирия со столицей Ниневия (современный город Мосул в Ираке) было побеждено.

Наша гостья, потомок древнего народа, городская жительница. По профессии бухгалтер, православная девушка показала и рассказала о значении ассирийского флага: белый фон (означает чистоту и благословенность Ассирии) с золотым кругом (это солнце, чьи лучи даруют жизнь на земле); посредине вписанный в лазоревую звезду (четырёхлучевая звезда символизирует землю, лазоревый цвет- спокойствие), от которой к углу полотнища расходятся цветные волны.

В подарок Изабелла преподнесла увлекательную книгу «Сказки и предания Ирака». По традиции сказки передавались из уст в уста. В них отражена история народа до современности.

Белла Робертовна поведала, как шла эволюция языка. Если бы сегодня представилась возможность пообщаться с Иисусом Христом, то только ассирийцы поняли бы его без переводчика. Современный ассирийский язык произошел от арамейского – некогда языка межнационального общения на Ближнем Востоке. Сейчас ассирийцы, переселенцы в США, в странах бывшего СССР, владеют ассирийским (новосирийским) языком. Распространены армянский, азербайджанский, грузинский, русский языки. Наша девушка с братом Мишелем жили в Ростове-на-Дону, Луганской области, в Ереване. Из истории: в Армении ассирийцы впервые поселились в 1828 году после русско-персидской войны 1826-28г. Сегодня в Армении живёт около восьми тысяч ассирийцев — в Араратской области, в Арзни. В сельских школах изучают ассирийский язык. В Ереване русский язык ценится в школе им. А.С. Пушкина. Увы, за последний век население ассирийцев (айсоры- армяне, халдеи, атураи) уменьшилось с 941 тысячи человек до 350 тысяч.

Любопытный факт: по свидетельству недавно работавшего в Магадане в системе МВД подполковника А.И. Селезнёва, там, в Колымском крае Магаданской области, в Омсукчанском районе, проживала ассирийская семья.

Наибольшее число ассирийцев прибыли в Российскую империю в 1914-1915 годах, после разгрома антиосманского восстания и геноцида, ставшего его следствием. Тогда представители этого народа, без преувеличения, нашли спасение под властью российского царя, ведь были уничтожены сотни тысяч их соплеменников – те, кто не успели скрыться от турецких гонений.

По переписи 2010 года, в нашей стране насчитывается чуть больше 11 тысяч ассирийцев. Самые крупные общины находятся в Москве, Краснодарском крае и Ростовской области.

Белла Робертовна раскрыла свою родословную. Прабабушка Женя Меликовна достигла 93 лет. Выглядит отлично и ждёт в подарок яблоко жизни. Роберт Михайлович Якубов, отец, ассириец. Советский и российский военнослужащий. Встретил свою судьбу — одноклассницу Лиану Хачатрян — в селе Димитров в Армении. Девушка окончила режиссёрский факультет театрального училища в Ереване. Училась и в Прибалтике, и в Подмосковье.

Белла старается сохранить традиции, она блестяще исполняет ассирийский танец Шейханэ. И учила нас.

Как все ассирийки, не меняет стиль — длинные чёрные волосы.

Внимательные слушатели интересовались ассирийской модой. Блюдами. И женщины, и мужчины когда-то носили дишдашу — одежду из лёгких тканей, типа широкого халата. В старину у мужчин распространённым был головной убор яшмах — платок, удерживающийся толстой чёрной верёвкой.

Лябан — это из старины, кислое молоко, типа жидкого кефира. Без сладостей не обходилось. Халява, где использовались рисовая мука, масло, сахар. Изабелла угощала своими блюдами: бастормой (вяленое, мелко нарубленное баранье мясо); конечно, аппетитен кебаб (жареное мясо). Национальное блюдо — бушула (супчик). Ассирийцы очень любят и суп шорва.

Мы знаем слово «якут», обозначающее народ тюркской языковой группы. У нашей гостьи нет ещё на пальчике «якута» (драгоценного камня), но не исключено, её супруг Вачик Сантросян преподнесёт такой подарок.

Наша знакомая — интересна разнопланово. Ярая футбольная болельщица. Её папа, и сейчас поддерживающий футбольную форму, напомнил, что в 1940-50-х гг. была создана футбольная команда «Московский Чистильщик», состоящая из одних ассирийцев.

Если у нас на дворе 2019 год, то в Ассирии сейчас 6769-й г. Семья Якубовых может отмечать Новый год и 1 апреля. По вавилонскому календарю, Ассирийский Новый год называется Ха б-Ниссан.

Забавна этимология ассирийского слова «шара». Все хорошо знают выражение «на шару». У ассирийцев, как и у славян, чтятся церковные праздники, и одна из градаций названия слова «праздник» звучала как шара. В этот день двери всех домов открывались настежь, и зайти мог любой – от самого богатого до самого бедного. Его радушно принимали и угощали, так и родилось «прийти на шару». Среди праздников один из самых любимых Шара Мат Марьям, этот праздник посвящен Успению Пресвятой Богородицы.

Знакомство с древними корнями состоялось. Жаль только, что мы не увидели джинна или марида (злой или добрый дух в фольклоре).

Тысячи беженцев-христиан готовы вернуться в родные места после изгнания террористов.

Утром в понедельник, 17 октября с.г, началась операция по освобождению иракского города Мосул – центра провинции Ниневия – от боевиков «Исламского государства» (ИГ, ДАИШ, запрещенная в России террористическая группировка).Вместе с частями иракской армии и курдскими пешмерга в операции принимают участие так называемые Части защиты Ниневийской равнины, сформированные из ассирийских христиан разных конфессий, изгнанных летом 2014 года из города Мосула и трех лежащих к востоку от него округов Ниневийской равнины (Телькейф, Хамдания, Шейхан). Христиане идут освобождать свои родные дома. Предполагается, что сразу после этого они станут осуществлять функции безопасности в исторических районах своего проживаня.

Вместе с тем уже сегодня остро стоит вопрос о будущем статусе этих районов: останутся ли они в составе иракской провинции Ниневия, перейдут ли в состав соседнего Курдистанского региона или станут самостоятельной провинцией в составе Ирака. Последний вариант представляется многим в Ираке и за его пределами наилучшим решением проблемы, позволяющим обеспечить автономное существование не только ассирийцев-христиан, но и представителей таких этноконфессиональных групп, как езиды, шабаки, какаи и др.

При этом христианские политики в Ираке предпочитают вариант создания отдельной провинции «Ниневийская равнина» (фактически автономии) в сердце исторической Ассирии. Причем не на этнической или религиозной, но на географической основе, позволяющей лучшим образом удовлетворить чаяния всех групп в рамках одной административной единицы.

Духовная Ассирия

Современные ассирийцы через своих предков, сирийцев Средневековья, восходят к населению Ассирийского и Нововавилонского царств, которое за несколько веков до падения этих великих держав древности стало переходить с аккадского языка на язык родственных ему арамейских племен. Впоследствии этот народ стал известен как сирийцы в силу самоназвания «сураи – атураи – ашураи». Память об ассирийском происхождении продолжала существовать в силу того, что Ассирия сохранялась в качестве провинции Персидской державы. Позже возникло эллинистическое Сирийское царство. Провинция под названием Ассирия (Атур) также существовала в составе Иранской державы, при Аршакидах и Сасанидах. В настоящее время этот народ считает для себя наиболее приемлемым этноним «ассирийцы». Это связано в числе прочего с политическими причинами, потому что в конце XIX века стал развиваться национализм среди ассирийцев разного вероисповедания, прежде всего верующих Сиро-православной (сиро-яковитской) церкви, а также Ассирийской церкви Востока (АЦВ) и определенного числа верующих Халдейской католической церкви. Стало развиваться осознание, что все они – единый народ.

Проекты создания своего государства появились в годы Первой мировой войны, когда ассирийцы подверглись резне и геноциду в пределах Османской империи, что подвигло их выступить с оружием в руках на стороне держав Антанты, прежде всего царской России и Англии. В этот период их вооруженные формирования воевали на стороне союзников. Все это закончилось трагично, так как более двух третей народа было уничтожено, а державы Антанты так и не исполнили своего обещания в отношении ассирийцев.

В 1920–1930-х годах звучали обещания создать ассирийскую автономию (или обеспечить компактное расселение ассирийцев) в районе города Дохук на севере Ирака. Подмандатный англичанам Ирак и Турция после Первой мировой войны спорили о том, кому должен принадлежать Мосульский вилайет, и только к 1926 году специальная комиссия провела так называемую «брюссельскую линию», включив его в состав Ирака. Тогдашний основной ареал проживания горных ассирийцев (Хаккяри) остался на территории Турции и, поскольку турки объявили, что ассирийцы выступили против своей страны (хотя христиане не нападали, а защищались от геноцида), они запретили им возвращаться в Турцию.

Предполагалось, что правительство Ирака будет защищать христиан, а англичане обещали, что компактно расселят ассирийцев на севере Ирака, на пустующих землях в районе Дохука, и там они будут обладать той самостоятельностью, каковой обладали в Османской империи. Ведь османское правительство вело все дела через Ассирийского патриарха, который выполнял те же функции, что и князь-епископ в Черногории. Патриархи осуществляли функции церковного и светского правителя. Через них производился сбор налогов, они утверждали маликов(князей) и раисов (старост деревень). Предполагалось, что такая же структура сохранится и в Ираке, однако этого не произошло. В результате состоялся еще один акт геноцида, после которого ассирийцы перестали играть какую-либо политическую роль в Ираке. Ассирийский вопрос, который впоследствии долго обсуждался в Лиге Наций, после резни ассирийцев в Симеле на севере Ирака в 1933 году, когда было уничтожено более 5 тыс. человек, был снят с повестки дня. Правда, оставались еще ассирийские части в британской армии, которые затем воевали во время Второй мировой войны. Однако ассирийское национально-освободительное движение погасло.

Только в 1970-е годы произошел всплеск ассирийского национального самосознания. Это было вызвано тем, что во время переписи 1977 года в соответствии с директивами партии «Баас» в Ираке стали запрещать идентифицировать себя в качестве ассирийцев. Ранее в учебниках начали писать, что ассирийцы – это часть арабской нации и не национальное, а только религиозное меньшинство. Им предлагалось записывать себя в качестве «арабов-христиан» или «курдов-христиан». Это вызвало ответную реакцию. Возникло движение, которое требовало обеспечить национальные и культурные права ассирийцев на родине предков. Немного ранее, в конце 60-х и в начале 70-х годов, на фоне обсуждения в Ираке вопроса о предоставлении автономии курдам, возникла идея автономии на Ниневийской равнине, в местах компактного расселения ассирийцев. Когда создавалась курдская автономия, со стороны саддамовского правительства звучало предложение предоставить ассирийцам автономию, однако взамен Саддам Хусейн потребовал, чтобы ассирийцы выполняли функцию карательных отрядов по отношению к курдскому движению. Ассирийцы отказались. В итоге курды в 1972 году получили свою автономию, и в ее состав вошли районы компактного расселения ассирийцев.

16 апреля 1972 года было обнародовано решение № 251 Совета революционного командования Ирака «о предоставлении культурных прав гражданам, говорящим на сирийском языке – ассирийцам, халдеям и сирийцам». Так было обозначено деление на три группы этого народа, исходя из церковных юрисдикций. Согласно ему, предполагалось, что будет создана Академия ассирийского языка, будут издаваться журналы, осуществляться преподавание современного ассирийского и классического сирийского языков в школах, где 51% учащихся составляли ассирийцы. Некоторые вопросы были решены, в основном же практически все осталось на бумаге. Так, дети ассирийцев обычно учились в частных школах, а одновременно с этим постановлением в Ираке частные учебные заведения запретили, и в результате не оказалось классов с необходимым процентом ассирийских учеников.

В царстве террора

В очередной раз идея национальной автономии стала активно обсуждаться, когда в 2003 году произошло американское вторжение в Ирак и резко обострилась ситуация с христианами в Ираке. На самом деле то, что сейчас творит ИГ, началось задолго до того, как террористическое «государство» получило широкую известность. В 2004–2006 годах в Мосуле уже убивали священников, похищали и убивали митрополитов. Тогда же христианский пригород Дора в Багдаде, где жило более 50 тыс. ассирийцев, попал в руки террористов и оттуда началось массовое бегство. На сегодняшний день, как говорят, там осталось от 50 до 100 домов христиан.

По сути, «Исламское государство» возникло уже тогда. Сначала появились листовки, призывавшие к созданию халифата. Затем на всех жителей Мосула была наложена дань. Фактически действовало двойное налогообложение: и государству, и исламистам. Это одна из причин того, что Мосул так легко пал в 2014 году. Многие предприниматели даже вздохнули с облегчением: ведь теперь не надо было платить налоги правительству в Багдаде.

Части защиты Ниневийской равнины вступят в бой за освобождение Мосула от ИГ. Фото Reuters

В этот момент вновь стала предлагаться идея создания так называемой зоны безопасности для христиан на Ниневийской равнине. Дело даже не в том, что это ведь и есть историческая Ассирия. Главное, именно в этих районах на тот момент было компактное расселение ассирийского народа. В Ираке была перепись 1957 года, которой в наибольшей степени доверяют и опираются на нее в различных вопросах межнациональных отношений. Согласно этой переписи, христиане составляли около 75% населения Ниневийской равнины. Правда, в последнее время, до лета 2014 года, они от силы могли составлять 25–30%. После нашествия ИГ все бежали, кроме арабов-суннитов и шабаков-суннитов. На захваченных террористами территориях не только христианского населения не осталось, но и езидов, какаи, шабаков-шиитов и туркменов-шиитов.

125-я статья иракской Конституции говорит о возможности создания самоуправления ассирийцами и халдеями, которое бы обеспечило их административные, культурные, языковые и религиозные права. Кроме того, есть 35-я статья Конституции Иракского Курдистана, которая так и не была ратифицирована, в частности потому, что Багдад не признает право курдов на отдельную конституцию. Она также гласит, что ассирийцы могут в районах, где они составляют большинство населения, создавать автономные районы – но это уже в составе Курдистана.

А границы Курдистана курдами трактуются по-своему, в отличие от Багдада, и поэтому на Ниневийскую равнину претендуют и курды, и центральное правительство. Де-юре равнина является частью так называемой провинции Ниневия. Ранее это была провинция Мосул, но в свое время Саддам Хусейн пытался доказать, что он потомок древних ассирийцев и вавилонян, и две провинции переименовал: провинцию Хилла – в Бабиль, то есть Вавилон, а провинция Мосул, куда раньше входила также территория нынешнего Иракского Курдистана, была разделена. Одна из ее частей названа провинцией Ниневия со столицей в Мосуле. Хотя, если следовать логике, провинцию следовало назвать Ассирией, как это было в древности. А сам город Мосул переименовать в Ниневию, как его до сих пор называют ассирийцы. Ведь именно Мосул расположен поблизости от развалин древней Ниневии и является ее географическим и историческим продолжением. Так вот, зона безопасности для христиан так и не была создана из-за опасений политиков курдской и арабской сторон, а также из-за позиции Халдейской церкви, которая играет важную роль, поскольку 50% христиан в стране принадлежат к ней.

Один народ, разные Церкви

Ныне ассирийский народ разделен конфессиями. Издревле существовала Церковь Востока, так называемая Сиро-персидская церковь. Впоследствии в этой Церкви, которая некогда отличалась большим миссионерским рвением, произошли расколы, которые были связаны прежде всего с деятельностью римско-католических миссионеров, а также с внутренними проблемами и вмешательством иностранных правительств. В 1445 году несториане острова Кипр во главе со своим митрополитом вступили в унию с Римом, затем уния распространилась на Северный Ирак. В 1551 году произошел раскол в Церкви Востока, в результате которого был избран альтернативный патриарх – монах Юханна Сулака Баллу из древнего монастыря Раббан Хурмизд на севере Ирака. Баллу вступил в союз с Римом. В результате этих расколов к 1830 году сформировалась Церковь под названием Халдейский патриархат Вавилона, которая сейчас известна как Халдейская католическая церковь.

Кроме того, существует так называемая Сирийская православная церковь, объединяющая ассирийцев, которые жили в древности к западу от реки Евфрат, а также на юго-востоке современной Турции и частично на севере нынешнего Ирака. Конфессионально это монофизиты, в отличие от несториан Ассирийской церкви Востока, которые представляют собой строго диофизитское течение. Среди сиро-православных также произошли расколы. В конце XVIII века у них появляется патриарх так называемых сиро-католиков.

Во второй половине XIX века среди ассирийцев Персии под влиянием американских миссионеров появляются протестантские деноминации. Последнее по времени разделение произошло, когда в связи с календарной реформой в середине 1960-х годов появилась старостильная иерархия Древней церкви Востока.

Ассирийская церковь Востока распространена на всей территории Ирака. Изначально патриарший престол находился в Селевкии-Ктесифоне, где была одна из столиц Персии. Впоследствии при патриархе Тимофее престол был перенесен в Багдад, где арабы построили столицу своего халифата, и оставался там до нашествия монголов, когда Багдад был разрушен. С тех пор патриарший престол кочует. То он находился в Эрбиле, нынешний Иракский Курдистан, то в монастыре Раббан Хормизд вблизи от Мосула, который сейчас захвачен ИГ. Последние два века резиденция патриархов находилась в селении Кочанис в Хаккяри, на крайнем юго-востоке нынешней Турции. Уже оттуда в 1915 году случился последний исход патриаршего престола – сначала в Иран, навстречу русским войскам, а затем, в 1918 году, патриарх, духовенство и весь народ вынуждены были бежать из Персии в Ирак. Здесь события разворачиваются вплоть до резни 1933 года, когда происходит депортация семьи патриарха иракскими властями. Англичане на своих самолетах перевозят ее на Кипр. К 1945 году патриарх поселяется в США, престол переходит сначала в Сан-Франциско, потом в Чикаго. Только в прошлом году с избранием нового патриарха Гиваргиса III Слывы исполнилась мечта всех ассирийцев – вернуть патриарший престол на родину. В данный момент патриаршими резиденциями определены Эрбиль и Багдад.

Христиане в Ираке – это на 90% этнические ассирийцы. Есть небольшие общины арабов-маронитов, православных и греко-католиков, в основном переселенцев из Палестины и Сирии. Также христианство представлено верующими Армянской апостольской церкви и армянами-католиками. Есть и несколько протестантских деноминаций. Все христианское население проживает в разных частях страны.

Разрешение проблем ассирийского населения происходит в четырех плоскостях. Каждое направление предполагает свои методы решения проблемы. Естественно, христиане в Багдаде и Басре не собираются требовать какую-то автономию, они требуют обычных гражданских прав. Другая ситуация на Ниневийской равнине, о чем мы говорили. Особое положение в Киркуке. Сейчас город поделен, существуют квоты в городском совете, и христиане имеют здесь свое представительство. Город управляется совместно курдами, арабами, туркменами и христианами. Наконец, отличная от других мест ситуация в христианских районах непосредственно Курдистана. Здесь, несмотря на относительное спокойствие по сравнению с другими регионами страны, происходят неприятные события. С момента получения независимости этим регионом не разрешается проблема захвата земель ассирийцев. Несколько лет назад доходило до погромов христиан и езидов, учиненных исламистами. В последнее время исламское движение в Курдистане, особенно группировка, возглавляемая муллой Карикаром, играет возрастающую роль в регионе, оно даже представлено в парламенте. Кроме того, в самом Курдистане очень много скрытых сторонников ИГ. Хотя здесь относительно безопасно, многие говорят, что положение христиан в Багдаде сейчас лучше, чем в Курдистане.

Когда с «Исламским государством» будет покончено, население вернется в свои дома. Многие находятся еще в лагерях беженцев, не все уехали на Запад. Люди хотят вернуться. Это минимум 170 тыс. человек. А все население трех округов Ниневийской равнины примерно 400 тыс. человек. Христиане мечтают, чтобы проблема ИГ поскорее разрешилась, потому что с каждым годом все больше людей уезжает на Запад. Ниневийская равнина – один из очагов сохранения христианства на Ближнем Востоке.

Офисное пространство будущего

Насколько сильно рабочее пространство офисного работника в самом скором времени будет отличаться от принятых сейчас традиционных представлений

ЮУрГУ получил первый на Урале нейрокомпьютер

Леонид Соколинский — о новейшем нейрокомпьютере на Урале, о будущем нейросетей и искусственного интеллекта

«Криогенмаш» — по-прежнему стратегический актив Газпромбанка

Новый глава совета директоров предприятия — заместитель председателя правления Газпромбанка Тигран Хачатуров. Перед менеджментом стоит задача разработать новую стратегию «Криогенмаша», который рассматривается Газпромбанком как стратегический актив.

Эксперты верят в ценные бумаги ММК

По мнению ряда финансовых аналитиков, акции ПАО «Магнитогорский металлургический комбинат» сохраняют потенциал роста и выгодны для приобретения на фоне постепенного восстановления спроса на сталь

Продается ЗАВОД МЕТАЛЛОКОНСТРУКЦИЙ В Красноярском крае

Действующее предприятие с многолетней историей Восточно-Сибирский завод металлоконструкций (г. Назарово, мкр промышленный узел, 8) выставлен на торги. Сейчас его возможно приобрести по минимальной стоимости

Мобильный отряд. Как мобильные решения повышают чек в ритейле

Несмотря на цифровую революцию последних лет до объявления в мире режима самоизоляции именно оффлайн-магазины оставались основным местом совершения покупок. С появлением же COVID-19 цифровизация магазинов стала для многих компаний единственно возможным способом остаться на плаву

История

С конца 1850-х годов возможность сближения урмийских несториан с Православием неоднократно рассматривалась в Святейшем Синоде. К 1890-м годам у большинства лиц, изучавших этот вопрос (среди них были иерархи, возглавлявшие Грузинский Экзархат, богословы из СПбДА, чиновники Министерства иностранных дел), сложилось убеждение, что необходимо пойти навстречу желанию несторианской Урмийской епархии во главе с епископом и принять их в общение. Отдельной темой обсуждения стал вопрос о чиноприёме. Возобладало мнение, что, подобно римо-католикам и армянам, несториан следует принимать 3-м чином (через отречение и покаяние), духовенство должно приниматься в сущем сане. В 1897 году из России в Урмию были командированы 2 священника для выяснения, готовы ли несториане присоединиться к Православию. Для представления в Синод они составили огромные списки духовенства и мирян (ок. 9 тыс.), желающих воссоединения. К началу 1898 года основные вопросы были разрешены, и в феврале делегация урмийских несториан во главе с епископом Ионой прибыла в Санкт-Петербург.

Присоединение сиро-халдейских несториан к православной церкви в 1898 году. Санкт-Петербург

25 марта 1898 года в Троицком соборе Александро-Невской лавры был совершён чин присоединения к Православию епископа Ионы и других членов делегации. Было произнесено отречение от ереси Нестория, подписан акт воссоединения (написан по-сирийски рукой В. В. Болотова) и совершена Божественная литургия, за которой епископ Иона сослужил членам Святейшего Синода. Урмийская и Супурганская епархия была объявлена православной, а епископ Иона вошёл в состав российского епископата с назначением жалования из казны. На следующий день постановлением Синода для утверждения в Православии новоприобретенной паствы была открыта Урмийская духовная миссия.

В 1904 году в Петербурге было основано Кирилло-Сергиевское братство, имевшее целью содействовать православной Урмийской миссии в Персии в обращении несториан и служить нуждам и пользам православной церкви в пределах Урмийской области. В том же году был рукоположен во епископа архимандрит Илия (Абрагамов).

С 1905 года миссией издавался журнал «Православная Урмия» на сирийском и русском языках.

На 1905 год имела двух епископов (этнических ассирийцев) и более 60 священников и диаконов, располагала около 40 храмами и 60 школами с 2000 учащихся (одна — при миссии, с пансионом на 50 человек).

С 1913 года начальник Урмийской миссии был возвышен до уровня епископа с титулом Салмасский.

В 1914 году из-за начавшейся I Мировой войны часть миссии была эвакуирована в пределы Российского Закавказья.

С 1917 года Русская церковь уже не могла более поддерживать Урмийскую миссию. Начальники миссии перестали назначаться.

В 1918 году христиане северной Персии вновь подверглись гонениям со стороны мусульман, и около ста тысяч христиан бежало на юг, в Ирак. Многие из них так и не сумели спастись от мусульман и были убиты.

В 1921 году епископ Илия вступил в общение, а затем и присоединился к Русской Православной Церкви Заграницей. В 1922 году Архиерейский Синод РПЦЗ назначил начальником Урмийской духовной миссии архимандрита Виталия (Сергиева), который формально оставался в этой должности до своей кончины в 1946 году.

В декабре 1928 года умер епископ Мар-Илия. Его преемником был избран протоиерей Моисей Геваргизов, постриженный в монашество с именем Иоанн и 18 декабря 1931 года хиротонисанный во епископа, после чего до 1945 года пребывал в Багдаде, где проживала большая часть его паствы. Затем он эмигрировал в США, где жил до своей кончины в 1962 году, окормляя ассирийских эмигрантов.

Православные ассирийцы продолжают существовать и сегодня, имея также и православное ассирийские священство.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *