Атеистическая литература

Мы уверены, что без книг наша жизнь была бы пуста и однообразна. Книги заставляют нас примерить на себя роль кинорежиссёров и в процессе чтения создавать в голове собственные экранизации (даже покруче тех, что снимают в реальности). Где искать новые книги и как их выбирать, можно узнать из пабликов во «ВКонтакте» — из этих пяти, например.

Pioner Bookstore

Паблик книжного в кинотеатре «Пионер», команда которого, как и мы, уверена, что никакое образование не может быть окончательным и современный человек должен постоянно учиться новому. Книги для этого —лучший инструмент. В паблике можно найти не только посты, начинающиеся со слов «Что почитать?», но и ссылки на статьи и интервью по книжной теме, необычные иллюстрации из книг, а ещё классные розыгрыши от самого магазина. Сами можете догадаться, какого рода обещают призы.

The Secret Garden

Здесь себя можно почувствовать как за маленьким столиком в «Квартире 44» в компании с подругой, которая вот уже час рассказывает о новопрочитанной книге. И рассказывает не утомительно и сухо, а так, что потом сразу идёшь в книжный и домой — читать. Иногда админ и сама берётся за клавиши ноутбука и пишет рассказы.

Горький. О книгах и чтении

Паблик, о котором вы наверняка слышали, но ещё не успели оценить. Здесь акцент сделан не на модных новинках в духе «Зови меня своим именем», а на литературе прошлого — но не той, что все познали в школе, а более андеграундной и неочевидной. Особое достояние паблика — живые комментарии, в которых можно обсудить прочитанное, поспорить и найти новых друзей — интеллектуалов в хорошем смысле этого слова.

Другая Литература

Как сказано в описании, «литературное сообщество для тех, кто хочет знать о книгах немного больше, чем другие». На момент написания этой подборки в паблике насчитывалось 478 статей — личные рецензии и впечатления админа от прочитанных книг, подборки по теме (самые классные, на наш взгляд, — «Что читали бы герои «Игры престолов»» и «Книги, которые экранизируют в 2019 году»), а на стене паблика — литературные мемы, весьма забавные.

Общество распространения полезных книг

Если вы в панике и не знаете к какой следующей книге протянуть жадную руку, то вам пора попробовать нечто максимально странное. В этом паблике просто глаза разбегаются — можно скачать pdf-ку «Производство кондитерских мучных изделий» 1940 года, «Человека-паука» 1910-го авторства малоизвестного поэта Филиппа Шкулева или культовую книгу русского футуризма «Молоко кобылиц». В конце февраля у паблика вышел первый репринт, купив который вы поддержите админов с их нестандартным литературным вкусом.

Вы попали на страницу про страну. В ней описаны писатели и произведения, которые жили и были созданы в этой стране.
В данной статье нет акцента на истории.

» Пролетарии всех стран, соединяйтесь!
— девиз СССР

Сою́з Сове́тских Социалисти́ческих Респу́блик, также СССР, Советский Союз — государство на востоке Европы, существовавшее с 30 декабря 1922 года по 26 декабря 1991 года. Позиционирующее себя как союз 15 национальных республик и заявляющие о своём строе как выражающем волю и интересы трудящихся всех населяющих народностей.

Литература этого периода ставила своей целью не служения людям, а служение идеям и государству или же борьбы с ним в лице таких своих выдающихся представителей, как М. Горький, М. Шолохов или А. Солженицын.
За 73 года идеологической работы, которая частично приходилась на литературу, большевики так и не смогли создать советского человека, который бы соответствовал их ценностям.

Влияние на литературу

Власти Советского Союза, а точнее её цензоры и силовики, часто преследовали и наказывали писателей и литераторов за их произведения. Многие писатели были вынуждены эмигрировать или были насильно высланы из страны. Те кто не мог приспособится к политике властей были просто затравлены, сосланы или физически уничтожены.

Появлению Советского Союза предшествовала Великая Социалистическая Революция и многие творцы восприняли её с воодушевлением. В своих произведениях они рисовали удивительный образ будущего, однако, когда начались массовые репрессии, и возвращение к архаичному устройству государства творцы стали создавать произведения о несправедливости и обманутых надеждах, которые конечно были неугодны власти. Таким образом, политика Советского Союза стала темой для многих произведений того времени, однако большинство из них было издано за его пределами или же не издано вообще.

К первой половине существования государства власть взяла полный контроль над литературой, были созданы официальные союзы писателей и других деятелей искусства, в которых воспитывали новых удобных власти творцов. То есть литература вынуждена была обслуживать интересы государства принимая и выполняя его заказы, и не раз писателям приходилось переписывать свои сочинения если те не устраивали руководство, например Александру Фадееву пришлось переписать «Молодую гвардию», отступив от документальности к былинности и вместо истории о том как самоорганизовались и устроили подполье комсомольцы рассказать историю о том как под руководством Коммунистической партии работало хорошо организованное разветвленное подполье. Несмотря на это книга стала бестселлером своего времени. Автор же покончил жизнь самоубийством через несколько лет не пережив того, что «искусство, которому он отдал свою жизнь, загублено самоуверенно-невежественным руководством партии.” Таким образом в стране в больших количествах публиковались пропагандистские книги посредственных писателей.
В советской литературе как метод главенствует так называемый социалистический реализм, который обязывал своих авторов подобно средневековым летописцам рассказывать предание опираясь на единую идею, только не на идею «божественного спасения» как в первом случае, а на идею «марксизма-ленинизма».

В литературе в это время появляется новый жанр – производственный роман – и происходит расцвет русского исторического романа. Но уже во второй половине эпохи многие литераторы арестованы, расстреляны или сосланы в лагеря для инакомыслящих. Некоторые заканчивают жизнь самоубийством.

Таким образом всё в литературе приходит к единообразию, к идеологическому диктату партии.
Будучи зажатыми в жёстких тисках писатели и литераторы писали свои произведения не думая о публикации. Например Бенедикт Ерофеев, автор поэмы «Москва — Петушки» был абсолютно равнодушен к тому станет ли когда-нибудь его книга достоянием общественности, но к тому времени когда он её закончил ситуация в стране сильно поменялась и он смог издать своё произведение за границей.

Однако, всё изменилось после Великой Отечественной Войны, когда власть уже не могла преследовать всех неугодных ей писателей, многие из которых составили так называемый андеграунд, т.е. подполье.
К 60-м годам в культуре наступила Оттепель, при которой стали говорить на запретные темы, была издана повесть «Один день Ивана Денисовича» Александра Солженицына о ужасах сталинских лагерей, которая сделала его мировой знаменитостью. Также Оттепель стала и временем возвращения из забвения: был опубликован сборник произведений расстрелянного Исаака Бабеля вскоре после его реабилитации в 1954 году; в 1966-м году, через 26 лет после смерти автора, в журнале «Москва» в сокращении и с серьёзными редакторскими правками начали публикацию романа «Мастер и Маргарита» Михаила Булгакова; в 1961-м была опубликована первая в СССР книга стихов Марины Цветаевой, «Избранное», через 20 лет после самоубийства автора и почти через 40 лет после предыдущего издания на родине. Однако большая часть наследия этих литераторов в Советском союзе еще долго находилась под запретом и ждала своего часа в архивах. Также в это время широкой общественности стали известны поэты позже названные шестидесятниками. Жёсткая цензура в это время ослабла и поэзия стала вторым важнейшим искусством эпохи породив такое явление как эстрадно-стадионная поэзия, самой заметной фигурой которой стал Евгений Евтушенко.

Однако, в это же время многие поэты умирали в безвестности и нищете. Широкая общественность уже не знала ни Ахматовой, ни Блока, ни Мандельштама. Средства массовой информации в это время не только навязывают своим потребителям дурное искусство, но скрывают от них хорошее, окружая тайной имена Сологуба, Мережковского, Белого, Гумилева, Гиппиус, принуждая любить худшие стихи Маяковского.

Уже в 60-е разворачиваются новые гонения, против писателей начинаются судебные преследования, например происходит суд над писателями А. Д. Синявским и Ю. М. Даниэлем. Некоторых писателей отправляют на принудительное психиатрическое лечение, к этому времени в СССР окончательно сложилась система «карательной психиатрии». Так на длительную экспертизу принудили Иосифа Бродского, который позже описал впечатления об этом в одном из самых мрачных своих произведений — поэме «Горбунов и Горчаков». После психбольницы он был приговорен к пяти годам принудительного труда и сослан в отдаленную местность. В защиту поэта тогда выступили многие деятели советской и мировой культуры и спустя полтора года он был освобождён. Бродский даже стал членом Ленинградского отделения Союза писателей СССР по ходатайству К. Чуковского. Тем не менее это не избавило его от преследования и в 1972 году он был вынужден эмигрировать.

На это же десятилетие приходится и получение советскими писателями Нобелевских премий. Очень показательна реакция на это властей, которые стремились полностью контролировать литературный процесс в стране.
В 1958 году её получил Борис Пастернак, за что до конца жизни подвергался травле, так как роман «Доктор Живаго», который он издал за рубежом, был очень не угоден власти. Несмотря на то что спустя неделю после присуждения Пастернак был вынужден отправить телеграмму с отказом от премии, кампания по травле так и не прекратилась, она ослабила здоровье писателя и ускорила развивающийся рак легких.
В 1965 году Нобелевскую премию по литературе получил Михаил Шолохов за роман «Тихий Дон», который окончательно вышел в 1940 году. Несмотря на то что писатель в свое время выдержал сильное давление со стороны властей, которые требовали чтобы он его переработал, его успех преподносился в печати как символ мирового признания советской литературы.
И в 1970 году Нобелевская премия по литературе была присуждена Александру Солженицыну. Как и в случае с Пастернаком, в советской прессе организуется масштабная пропагандистская кампания против автора. Несмотря ни на что, Солженицын не отказывается от награды, однако диплом и денежную премию ему удастся получить только в эмиграции, в декабре 1974 года.

«Очень жаль бедную русскую литературу, которой разрешают только восхвалять начальство — и больше ничего” — К. Чуковский

В конце этого десятилетия умирающий К. Чуковский, поэт и литературный критик, страдающий от «цензурного террора», пишет в своём дневнике: «больно к концу жизни видеть, что все мечты Белинских, Герценов, Чернышевских, Некрасовых, бесчисленных народовольцев, социал-демократов и т.д. и т.п. обмануты — и тот социальный рай, ради которого они готовы были умереть — оказался разгулом бесправия и полицейщины”

После того как эта эпоха Оттепели плавно перетекла в эпоху Застоя литераторы снова ушли в подполье, однако теперь они прибывали в общении и сотрудничестве, устраивали так называемые квартирники, организовывали подпольные выставки, занимались самиздатом своих произведений, также у многих появилась возможность публиковаться за рубежом.

К концу 80-х начинается новая, заключительная для государства, эпоха вызванная рядом политических и экономических реформ проводимых властями — Перестройка. В это время общественности были возвращены многие произведения, ранее преданные забвению, например стихи поэтов Серебряного века, а также произведения публикация которых ранее запрещалась, например «Жизнь и судьба» Василия Гроссмана, «Мы» Евгения Замятина, «Котлован» Андрея Платонова, «Собачье сердце» Михаила Булгакова, а также «Доктор Живаго» Бориса Пастернака. Признание романа на родине позволило Нобелевскому комитету считать отказ Пастернака от премии вынужденным и недействительным.
Вновь встал вопрос о сталинских репрессиях и реабилитации их жертв. В обществе получили резонанс новые книги: романы Ч. Айтматова «Плаха», А. Рыбакова «Дети Арбата», Ю. Дудинцева «Белые одежды», сборник рассказов Т. Толстой «На золотом крыльце сидели…».

Сноски

  1. Предсмертное письмо А. А. Фадеева в ЦК КПСС. 13 мая 1956 (Известия ЦК КПСС. — 1990. — № 10. — С. 147—151)
  2. Коровин В.И. «История русской литературы XX – начала XXI века. Часть II. 1925–1990 годы» стр. 133 — М. Гуманитарный изд. центр Владос, 2014
  3. Из дневника Чуковского, запись от 24 марта 1969 года.
  4. Коровин В.И. «История русской литературы XX – начала XXI века. Часть II. 1925–1990 годы» стр. 133 — М. Гуманитарный изд. центр Владос, 2014
    Хроника отношений культуры и власти эпохи застоя // Arzamas
  5. Из дневника Чуковского, запись от 24 июля 1968 года
  6. Из дневника Чуковского, запись от 17 сентября 1968 года.

«В контакте» – крупнейшая социальная сеть в России, по данным Mediascope, хотя бы раз в день ею пользуется 22,2 млн жителей крупных городов страны (статистика за июнь 2019 г. по пользователям 12–64 лет). Еще несколько лет назад пользователи соцсети массово загружали на эту платформу нелегальные копии музыки, фильмов, сериалов и книг. В 2010–2015 гг. торговое представительство США в ежегодных отчетах называло «В контакте» одним из крупнейших пиратских сайтов в мире. Правообладатели неоднократно судились с соцсетью, но суды, как правило, решали, что пиратские ссылки размещают сами пользователи, а «В контакте» только добросовестный посредник. Тем не менее конфликты с правообладателями сильно мешали бизнесу соцсети. В первую очередь в 2016 г. она договорилась о совместном удалении нелегальных треков с крупнейшими музыкальными издателями, а затем запустила платный музыкальный сервис Boom – частью доходов от этого проекта соцсеть делится с авторами песен. Постепенно «В контакте» стала налаживать отношения и с продюсерами – по их жалобам соцсеть удаляет конкретные нелегальные копии фильмов и сериалов. С частью продюсеров и телеканалов соцсеть договорилась и об автоматическом удалении пиратских копий. Меморандум с книжными издателями – следующий шаг в этом направлении.

Жизнь заканчивается со смертью и Бога, вечной жизни или божьего промысла как таковых не существует. Несмотря на весь пессимизм, эти убеждения приобретают все большее распространение. В некоторых странах открыто признавать себя атеистом стало даже модно. Япония, Канада, Великобритания, Южная Корея, Чехия, Эстония, Нидерланды, Германия, Франция, Уругвай… Во всех этих странах еще 100 лет назад религия играла значительную роль. Сегодня процент верующих там сократилась до минимума. Уход от веры наблюдается повсеместно, в том числе и в очень религиозных обществах, в Бразилии, на Ямайке и в Ирландии. Почему так? Многие ответы таят в себе книги по атеизму.

Книги атеистов: оригинальные философские концепции

Кто мы? Откуда взялись и каково наше предназначение? Верующие всего мира утверждают, что они – плод высшей сущности. У кого-то это Будда, у других – Аллах. Древние славяне, например, верили во многих богов: Ярыла, Нептуна, Дажбога и др. Во все времена человечество искало, во что верить, ибо это придавало спокойствия, уверенности, понимание того, что ты живешь не напрасно. Но, совсем другого мнения придерживаются атеисты. Они не считают, что, например, стихийное бедствие или смерть близкого человека – вещи случайные. Во всем ищут системность, объяснение, по сути, атеистические книги – это научпоп с точкой зрения, противоположной религиозной. И в этом нет ничего плохого, как может показаться. Да, у нас есть советское наследие, когда атеизм был частью государственной политики. Очень часто люди, которые верили в Бога, участвовали в религиозных ритуалах, церемониях, крестили детей, имели проблемы. Атеизм пропагандировался и распространялся.

Современный атеист – это человек, который не принимает вероучения никакой религии, не считает их истинными — отражающими определенный порядок вещей в мире. Он имеет материалистическое, натуралистическое мировоззрение, не в смысле повседневного материализма (деньги являются высшей ценностью), а в смысле, что все вокруг происходит согласно законам физики, биологии, науки.

Ассортимент книг об атеизме

В данном каталоге собраны лучшие научные и художественные издания ярко выраженного атеистического направления. Нашумевшие бестселлеры последних лет, а также классические книги атеиста, от Библии до Оруэлла. Книги авторов Ницше, Шестова, Бердяева, Бибихина, Лосского, Меня и других атеистов, способны вкорне изменить мировоззрение и натолкнуть на философские мысли.

Украинскому читателю уготованы книги для атеистов о христианстве, христианской жизни, сложных вопросах церковной жизни, написаны интересно, простым и ярким языком. А также книги о атеизме, которые уже считаются каноническими – «Бог как иллюзия» Ричарда Докинза, «Алая буква» Натаниэля Готорна, «Почему я не христианин» Бертрана Расселла и др. Отборная литература, над которой стоит поразмыслить.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *