Августин кентерберийский

Фото: Аббатство св. Августина

Фото и описание

Аббатство святого Августина — бенедиктинское аббатство в городе Кентербери (графство Кент). Уильям Торн — летописец аббатства, живший в конце XIV века, — указывает, что оно было основано в 598 году. Основатель аббатства — святой Августин, первый архиепископ Кентерберийский, в честь которого оно впоследствии и было названо. С самого своего основания аббатство служило местом захоронения архиепископов Кентерберийских и королей Кента. Многие захоронения сохранились до наших дней и привлекают к себе множество туристов.

В конце Х века архиепископ Дунстан отстраивает аббатство заново, и первоначальные англо-саксонские постройки были полностью заменены величественными строениями в романском стиле. В XIII — XIV в. добавляются многочисленные готические здания.

Как и многие подобные ему, аббатство святого Августина на протяжении своей истории являлось центром просвещения. Здесь была основана старейшая, по некоторым источникам, Королевская Школа, а библиотека аббатства насчитывала 2000 томов — немыслимая по тем временам цифра! Многие книги были созданы писцами самого аббатства.

Но во времена Реформации аббатство было распущено по указу короля Генриха Восьмого и перестроено под дворец королевы Анны Клевской. Постепенно здания разрушались, и лишь в XIX веке стали приниматься какие-то усилия по его сохранению и реставрации.

В наши дни аббатство святого Августина внесено ЮНЕСКО в список Всемирного наследия. Ежегодно его посещают тысячи туристов.

Площадь Августейон

Вскоре после основания Константинополь стал столицей Византийской империи и оставался ей до 1453 года, когда был захвачен турками и превращен ими в столицу Османской империи. После взятия Константинополя османы стали перестраивать город. Наиболее значительные православные храмы были обращены в мечети, включая Собор Святой Софии. Константинополь при турках сильно менял свой облик, и в результате современный Стамбул мало чем напоминает Константинополь византийского периода. Предлагаем вам совершить прогулку по утраченному Константинополю.

Стены Константинополя. Источник: wikipedia.org

Собор Святой Софии, сохранившийся до наших дней, но в виде мечети, стоял на площади Августейон. Она была названа по имени Августы Елены — матери императора Константина Великого. Это был обширный четырехугольный форум, со всех сторон окруженный великолепными колоннами. При императоре Юстиниане I (527−565 гг.) всю площадь, выстланную мрамором, окружали портики, поддерживаемые двойными рядами колонн. В центре на огромном основании из белого мрамора была воздвигнута высокая бронзовая колонна. На вершине ее возвышалась над окружающими зданиями колоссальная статуя Юстиниана I. Он восседал на коне, держа в левой руке шар, увенчанный крестом. Правая рука статуи была повелительно простерта на восток.

На Августейоне размещались самые прекрасные дворцы и общественные здания Константинополя: палаты патриарха, библиотека, бани Зевксиппа, сенат, преторий. В западной части площади возвышался так называемый «Милий», от которого начинался (как и в Древнем Риме) отсчет миль по всем дорогам Византийской империи. Он представлял из себя тетрапилон (двойная триумфальная арка) с пирамидальной крышей, стоявший на четырёх арках. В его центре возвышалась мраморная колонна (собственно Милий), на которой были высечены расстояния до основных городов империи. Под крышей рядом с колонной находились обращённые на восток статуи императора Константина и его матери Елены с крестом в руках, а также изображение богини Тюхе позади них. После завоевания Константинополя османами Милий оставался практически нетронутым вплоть до начала XVI века, когда он был, вероятно, снесён в ходе расширения близлежащего акведука и последовавшего за ним строительства водонапорной башни. В 1967—1968 годах, в ходе теоретических исследований местонахождения памятника и после сноса стоявших на этом месте зданий, в результате раскопок были обнаружены части фундамента и фрагмент одной из несущих конструкций Милия — столб, ныне выставленный напоказ во дворе собора Святой Софии. Современная площадь, находящаяся на месте Августейона, называется Султанахмет.

Большой императорский дворец

От Августейона начиналась так называемая «императорская дорога», которая вела к Халке — парадному входу в Большой императорский дворец. Дворец, располагавшийся к югу от храма Святой Софии, состоял из множества отдельных ансамблей. Первоначальным ядром комплекса был дворец Дафна, построенный императором Константином Великим еще в IV веке у самого Ипподрома и площади Августейон. Потом он расширялся и укреплялся стараниями других императоров — Юстиниана, Феофила и Василия Македонянина.

Большой дворец византийских императоров вместо монументальных зданий имел множество маленьких и разделялся на три главные части — Халку, Дафну и собственно Священный дворец. Халка состояла из целого ряда комнат; входили в нее со стороны площади Августейон через железные двери, которые вели в сени. Эти сени, крытые черепицей из золоченой бронзы, состояли из полукруглого двора с поднимавшимся над ним сферическим сводом. Прямо против него находилось квадратное здание с куполом, сплошь украшенное мозаичными композициями на темы военных походов императора Юстиниана. В куполе были изображены император и его супруга Феодора, окруженные синклитом и празднующие триумф над побежденными вандалами и готами. Стены и пол Халки покрывали мраморные плиты.

Мозаика времён Юстиниана. Источник: wikipedia.org

В Халке размещались трибунал Лихна, приемный зал, большой парадный зал, несколько церковных зданий (часовня Спасителя и часовня Святых Апостолов) и три гауптвахты. Большой консисторий созывался в парадной зале, в которую вели три двери из слоновой кости. В глубине зала на возвышении был воздвигнут один из императорских тронов.

Часть Большого дворца, называвшаяся Дафна, начиналась большой крытой галереей, перед которой был портик с аркадами, ведущий в восьмиугольную залу. В этой части дворца располагалось много церковных зданий и залы для официальных собраний. Галерея, проходившая по верхним этажам, вела в маленький дворец, занимавший почетное место на Ипподроме. В этом здании было много покоев, и император облачался там в свои парадные одежды, чтобы присутствовать на играх.

Между Халкой и Дафной размещался Триклиний — столовая, в которой происходили официальные пиршества. Зал был разделен на две части: одна — для императора, другая — для приглашенных. Вторая часть вмещала до трехсот гостей.

Священный дворец заключал в себе собственно императорский дворец. При входе в него находился атриум Сигма, названный так за свою форму, напоминавшую эту греческую букву. Здесь придворные и высшие сановники ожидали выхода императора. За Сигмой шел перистиль, окруженный пятнадцатью мраморными колоннами. В центре его возвышался купол, поддерживаемый четырьмя колоннами из зеленого мрамора; они высились над троном, на котором во время празднеств восседал император.

Тронным залом императорского дворца являлся Хрисотриклиний (Золотая палата), возведение которого ученые обычно относят ко времени правления императора Юстина II. В VII—XII вв. в Хрисотриклинии начиналась, завершалась или полностью совершалась большая часть придворных обрядов. Здесь византийские императоры ежедневно принимали чиновников и чаще, чем в других тронных залах, послов и знатных иностранцев. В Золотой палате производили в чины и должности, в ней давались пиры и обеды, здесь же начинались и оканчивались выходы императоров в храмы и другие тронные залы. Хрисотриклиний непосредственно примыкал к жилым покоям византийских царей и их семейств, поэтому был самым удобным залом для ежедневных приемов сановников и для совершения обычных обрядовых действий.

Золотая палата представляла собой перекрытый куполом восьмигранник, каждая грань которого широкой аркой соединялась с прилежащим сводчатым помещением. Арка напротив входа закрывалась двумя серебряными дверями, на которых были изображены Иисус Христос и Богоматерь. Восточная арка Золотой палаты была обширнее других и заканчивалась нишей, в ней на возвышении располагался великолепный царский трон, на котором императоры Византии восседали во время особо торжественных приемов.

Другая большая тронная палата Священного дворца — это зал Магнавра, который сам был как целый дворец. В этом зале императоры давали аудиенции послам. В глубине на возвышении, занимавшем всю ширину здания, располагался золотой трон, перед которым на ступеньках лежали два льва, изваянные из золота. За троном стояло золотое дерево, на ветвях которого «сидели» разноцветные птицы, искусно сделанные из золота и эмали, и «оглашали» зал своим радостным чириканием. Над низкими стенами шли галереи, предназначавшиеся для придворных дам.

Со временем Священный дворец сначала был оставлен, а потом и вовсе заброшен императором Эммануилом I Комнином, который в 1150 году избрал своей резиденцией Влахерны. Все дворцовые сооружения были постепенно снесены после падения Константинополя в 1453 году. Величественная и богато убранная дворцовая церковь была приспособлена под пороховой склад, который взлетел на воздух в 1490 году. В начале XX века были обнаружено несколько фрагментов Большого императорского дворца — тюремные камеры, захоронения и залы с мозаичным полом IV—V вв. еков. В ходе последующих раскопок была вскрыта четверть его территории. Обнаруженные мозаики были перенесены в специально учреждённый музей мозаик. На территории, где располагался дворец, впоследствии были построены дворец Топкапы и Голубая мечеть.

Ипподром

Огромное пространство к западу от нынешней Голубой мечети когда-то занимал древний Ипподром, устроенный в подражание римскому Большому цирку. Ипподром еще в 203 году начал возводить император Септимий Север, а потом император Константин Великий прибавил к нему уступы, трибуны и другие сооружения, а портики украсил статуями. Длина Ипподрома достигала 400 м, ширина равнялась 180 м, и он мог вместить одновременно до 100−150 тысяч человек. Четыре огромных двери открывались в конце боковых стен; кроме них, на ступени амфитеатра выходили еще маленькие двери. С южной стороны, которая спускалась к морю, часть арены Ипподрома была приподнята при помощи высоких сводчатых стен. Она составляла полукруглую часть Ипподрома и называлась сфендоной.

Ипподром. Источник: pinterest.com

Для новой столицы Ипподром должен был стать тем, чем был Большой цирк для Рима. Но довольно скоро его значение оказалось большим, и Ипподром стал играть важную роль в общественной жизни Константинополя. На нем стали происходить все важнейшие городские события: здесь народ видел военные трофеи и пленных царей, здесь вновь избранный император впервые показывался народу, а потом встречался с ним. Над императорской ложей возвышалась башня, украшенная четырьмя конями, изваянными скульптором Лисиппом.

В центре арены Ипподрома поднималась узкая и длинная терраса («Спина»), представлявшая собой вытянутое возвышение, вокруг которого по беговым дорожкам мчались во время состязаний колесницы. На Ипподроме каждый из императоров оставил памятник своего правления, и обширная площадь вскоре превратилась в прекрасный музей, а «Спина» являлась и своеобразной выставкой скульптур и памятников архитектуры. На ней стояли колонна императора Феодосия, Замурованная, Змеиная колонны.

Среди бронзовых и мраморных статуй «Спины» выделялись также человек, борющийся со львом; умирающий бык; колоссального размера Геракл (работа Лисиппа — придворного художника Александра Македонского); волк, борющийся с гиеной; дикая лошадь, уносящий змею орел, чуть дальше — Адам и Ева, аллегорические статуи «Изобилие» и «Голод». Стояли на «Спине» и статуи императоров (Грациана, Валентиана и Феодосия).

Арена Ипподрома была окружена 30−40 рядами каменных ступеней, на которых сидели зрители. Ступени располагались амфитеатром, а над последним рядом вокруг всего Ипподрома шла легкая галерея, украшенная статуями. От ступеней арена отделялась рвом — чтобы охранить зрителей от диких зверей, а также предотвратить слишком яростные споры враждебных партий.

Ипподром сильно пострадал во время латинской оккупации (1204−1261 гг.), а после захвата Константинополя турками в 1453 году завоеватели превратили его в каменоломню. Некогда величественное сооружение было буквально стерто с лица земли. В настоящее время остатки ипподрома находятся на глубине четырех метров от уровня почвы. Доступны осмотру лишь развалины юго-западной части сфенды.

Форум Константина

Форум Константина — один из форумов Константинополя византийской эпохи. Построен он был около 328 года при основании города императором Константином Великим. Форум Константина был первым в ряду городских форумов, расположенных на главной улице города — Месе. Последняя соединяла его с Милием, площадью Августейон и Большим дворцом на востоке, а также с форумами Феодосия и Амастрианом на западе.

На форуме находился самый бойкий и дорогой рынок города. Здесь велась оживленная торговля мехами, шёлком, льном, кожей и одеждами, а также свечами и конской сбруей. Форум был не только местом скопления торговцев и нищих — на нём также шла бурная общественная жизнь.

Форум. Источник: wikipedia.org

Форум имел овальную форму: с севера и юга он был окружён двухъярусной полукруглой колоннадой, а с запада и востока располагались две большие монументальные арки из белого мрамора, соединявшие площадь с главной улицей города. В левом портике форума находилась часовня Пресвятой Богородицы, построенная императором Василием I (867−886 гг.) в первые годы его правления. Рядом с ней торговали церковной утварью.

В центре форума стояла большая порфировая колонна высотой 37 м, торжественно открытая 11 мая 330 года в день основания города. Её увенчивала золотая статуя императора Константина в образе Аполлона. В 1150 году во время сильной бури статуя и три верхних барабана колонны обрушились, и вскоре император Михаил I Комнин водрузил на вершину колонны крест. В ходе разграбления Константинополя крестоносцами колонна была сильно изуродована. В 1453 году, когда город захватили турки-османы, крест сбросили с колонны. В 1779 году, после сильнейшего пожара, почерневшая и растрескавшаяся колонна была укреплена дополнительными железными обручами.

Форум был украшен многочисленными античными статуями: среди них фигуры дельфина, слона и гиппокампа, статуи Палладиума, Фетиды и Артемиды, а также скульптура «Суд Париса». Сегодня практически невозможно определить их внешний вид или точное местоположение. В 1204 году все они были переплавлены захватившими город крестоносцами.

Сейчас на месте форума Константина находится площадь Чемберлиташ, в центре которой возвышается сохранившаяся колонна.

Память 26 мая / 8 июня

Читает иеромонах Игнатий (Шестаков)

***

Святители Григорий Двоеслов и Августин Кентерберийский В 595 году папа святой Григорий Великий (память 12 марта) решил осуществить давно задуманную миссию к англосаксам в Великобританию. Доверенным лицом и руководителем группы из 40 монахов-миссионеров он избрал святого Августина. В то время Августин был настоятелем монастыря святого Андрея, основанного святым Григорием на холме Целий. Новые апостолы отправились в путь по суше и прибыли сначала в Прованс, в Леринский монастырь – средоточие аскетической традиции, унаследованной с Востока. Эту обитель в предыдущем веке посетил святой Патрик (память 17 марта) по пути в Ирландию. Там, узнав о диких обычаях англосаксов, миссионеры испугались и малодушно решили вернуться обратно, но прежде, чтобы сообщить о таком решении папе, отправили в Рим Августина. Вскоре тот вернулся, принеся с собой строгие настояния святого Григория продолжить миссию с помощью Божией, а также рекомендательные письма к Арльскому архиепископу и франкским правителям. Отправившись далее, миссионеры перезимовали в Галлии, после чего пересекли Ла Манш и высадились на острове Танет, на востоке графства Кент. Эта местность была наиболее благоприятной для благовестия, ибо кентский король Этельберт, будущий святой (память 24 февраля), который правил южными англосаксонскими государствами, был женат на христианке Берте, дочери франкского короля. Августин отправил посланников к правителю, дабы сообщить, что принес ему Благую Весть и залог вечного царствования рядом с истинным Богом. Через несколько дней Этельберт прибыл на остров и попросил монахов объяснить это учение. Он был глубоко потрясен изложенным и позволил им проповедовать в своем королевстве, а также предложил резиденцию в своей столице Кентербери.

Римские монахи вошли в город крестным ходом, во главе которого несли крест и икону Христа, с пением литании по уставу, введенному в Риме святым Григорием. Они поселились в церкви, построенной до варварского нашествия, где обычно молилась королева. Там они установили монашескую жизнь, во всем подражая братскому образу жизни апостолов и первохристиан. Их проповедь была настолько успешной, что вскоре сам король Этельберт попросил окрестить его, призывая народ следовать за ним.

Святой Августин принял рукоположение в епископа от святого Виргилия Арльского (память 5 марта). Новая Церковь быстро набирала силу под его зорким управлением и получая помощь от короля. В 601 году Августин отправил двух учеников в Рим дать отчет святому Григорию о первых результатах миссии и испросить его особых пастырских указаний для этого отдаленного края. Папа откликнулся мудрыми и рассудительными советами и отправил вторую группу из 12 миссионеров, доставивших Августину паллий – знак власти над всей Английской Церковью, священные сосуды и святые мощи. Он начертал им план создания церковной иерархии Поместных Церквей: Лондон и Йорк становились митрополиями во главе 12 викарных епископств.

Тем временем Августин начал строительство Кентерберийского кафедрального собора, посвященного Христу, а в окрестностях города – монастыря во имя апостолов Петра и Павла (впоследствии – святого Августина). Церковь этого монастыря станет впоследствии усыпальницей архиепископов Кентерберийских и королей Кентских.

Когда пришло время распространить миссию на другие языческие королевства, святой Августин встретился с епископами и церковными учителями Уэльса. Он предложил им забыть об их вражде с англосаксами и изменить свои особенные церковные обычаи, чтобы вместе распространять Благую Весть. Святой миссионер в их присутствии вернул зрение слепому, что вызвало восхищение ученых мужей, но они попросили дать им возможность посоветоваться со своим народом, перед тем как ответить на предложение.

На вторую встречу прибыли семь епископов и множество ученых книжников из монастыря Бангор. По совету одного отшельника они решили, что подчинятся Августину только в том случае, если тот в знак уважения встанет им навстречу. Но когда они вошли, святой Августин уже сидел, и они решили, что с ними он будет действовать деспотически. В итоге они категорически отвергли предложение отказаться от своих литургических обычаев и признать его своим архиепископом, что в их глазах выглядело признанием подчинения Кентскому англосаксонскому королевству. Августин предрек, что если они отказываются от мира с братьями, им придется воевать с врагами. И действительно, вскоре англы разбили бриттскую армию при Честере.

Тогда, сделав опорой учеников, святой Августин рукоположил епископа Меллита и послал его проповедовать в земли восточных саксов с кафедрой в Лондоне, а Иуста поставил епископом Рочестера, в Кенте, к западу от Кентербери. Так было обеспечено минимальное количество – три епископа, необходимое для канонического рукоположения и работы поместных синодов, а значит, миссия могла распространиться на другие королевства. Посеяв семена новой Английской Церкви, святой Августин почил в мире 26 мая 604 года.

В 616 году скончался король святой Этельберт. И оба епископа, Меллит и Иуст, были вынуждены покинуть Англию. Только в 633 году Павлин, архиепископ Йоркский, прибыл в Кент и возобновил дело благовествования. В конце VII века святой Феодор Кентерберийский (память 19 сентября) придал Англосаксонской Церкви завершенные организационные формы.

Составитель — иеромонах Макарий Симонопетрский,
адаптированный русский перевод — издательство Сретенского монастыря

Понравилась статья?Поделись!

Сегодня православные всего мира отмечают большой праздник – Крещение Господне. Освящение воды пройдет и в церквях Великобритании.

Крещение Господне: службы и освящение воды в церквях Великобритании

Крещение — один из главных христианских праздников. Праздником Крещения заканчиваются Рождественские святки, продолжающиеся с 7 по 19 января. Праздник начинается вечером 18 января когда все православные отмечают Крещенский Сочельник.
Праздник этот установлен в память Крещения Господа Иисуса Христа в реке Иордан, когда ему было 30 лет. Из Евангелия известно, что Иоанн Креститель, призывая народ к покаянию, крестил людей в водах Иордана. Спаситель, будучи безгрешен изначально, не имел нужды в Иоанновом Крещении покаяния, но по смирению Своему принял Крещение водою, освятив при этом Собою воду.

Крещенский сочельник (18 января) — это строгий пост, приготовление перед большим православным праздником, который называется Богоявление Господне.

Святая вода

Самая известная традиция, связанная с Крещением, — это традиция освящения воды. Богоявленская, или крещенская вода издавна считается великой святыней, исцеляющей душу и тело. Ее принято хранить в течение всего года, окропляя вещи, принимая в случае болезни.

Вода освящается в источниках, а там, где такой возможности нет — во дворе храма. Освящая воду, священник опускает крест в специальную крещенскую прорубь, называемую «иорданью», освященная вода именуется «великой агиасмой», то есть великой святыней.

Считается, что крещенская вода обладает такой же чудодейственной силой, как и воды Иордана, в которые входил Иисус Христос. В день Крещения, после молебна, в проруби купаются больные — чтобы излечиться от болезни, а наряжавшиеся в маски под Новый год — чтобы очиститься от греха. В день праздника и в день Крещенского сочельника совершается Великое водоосвящение. Во дворах храмов тянутся длинные очереди за святой водой.

Если человек по каким-либо серьезным причинам не может пойти на службу он может прибегнуть к целительной силе простой воды, взятой из обычного водоема в крещенскую ночь. Считается, что крещенская вода набирает особую силу и целебность. Крещенской водой лечат раны, окропляют каждый уголок своего жилья — в доме будет порядок и покой.
Крещенскую воду можно добавлять в обычную, так как считается, что даже одна капля крещенской воды способна освятить любое количество воды обыкновенной.

Крещение Господне: службы и освящение воды в церквях Великобритании

Купания на Крещение

Традиции крещенских купаний уходят корнями в далекое прошлое. Конечно же, если у вас есть возможность искупаться на Крещение в святой реке Иордан, — не упустите ее. Иордан находится в восточной части Израиля, между знаменитым озером Кинерет и Мертвым морем, которые тоже известны своими чудодейственными свойствами. Каждый год десятки тысяч паломников приезжают туда, чтобы принять Крещение и Очищение в водах Иордана.

Впрочем, на Крещение вы можете искупаться в любом озере, реке или водоеме. Строгих правил как купаться на Крещение не существует. Желательно, чтобы прорубь была крестообразной формы. Также желательно, окунаясь в воду, не поворачиваться лицом на запад. Западная сторона света, по поверьям, – это вотчина сатаны.

На Крещение вода считается целебной только 2 дня, 18 и 19 января. В эти дни и нужно купаться. Лучшее время для купания – крещенская ночь. Именно в первые часы после крещения Иисуса вода обладает самыми мощными целебными и очищающими свойствами. Три раза опуститесь в воду с головой, осеняя себя крестом и совершая молитву.

Купание на Крещение \ wikimedia commons

Расписание богослужений в Кафедральном Соборе Успения Пресвятой Богородицы и Святых Царственных Мучеников в Лондоне (приход Русской Православной Церкви за Границей).

Службы проходят на церковно-славянском и, частично, на английском языке. Проповеди на воскресной Божественной Литургии читаются на русском языке с синхронным переводом на английский, или на английском языке с переводом на русский.

Четверг, 19 января. Богоявление

09:00 — Божественная Литургия, Великое освящение воды

Суббота, 21 января

09:00 — Литургии НЕ БУДЕТ

17:00 — Всенощное бдение

19:30 — Исповедь

Воскресенье, 22 января. Неделя 31-я по Пятидесятнице, после Богоявления. Свят. Филипп, Митрополит Московский и всея Руси

08:30 — Исповедь

10:00 — Божественная Литургия

13:45 — Катехизис для детей

Контакты и адрес.

РАСПИСАНИЕ БОГОСЛУЖЕНИЙ В ЕПАРХИАЛЬНОМ ОКРУГЕ СЕВЕРА АНГЛИИ И УЭЛЬСА

Воскресенье, 22 января. Неделя по Богоявлении. Литургия — 10.00. Великое освящение воды после Литургии.

Воскресенье, 29 января. Неделя 32-я по Пятидесятнице. Поклонение честным веригам ап.Петра. — Литургия -10.00

Контакты и адрес.

Расписание богослужений в приходах Шотландии и Северной Ирландии

Четверг, 19 января. Святое Богоявление. Крещение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа.

10:30 – Литургия в Абердине. Великое освящение воды.

Пятница, 20 января. Попразднство Богоявления. Собор Предтечи и Крестителя Господня Иоанна.

7:00 – Литургия в Глазго. Чин освящения воды.

Суббота, 21 января. Прп. Георгия Хозевита.

10:30 – Литургия в Дугласе. Чин освящения воды.

Воскресенье, 22 января. Свт. Филиппа, митр. Московского и всея России чудотворца.

10:30 – Литургия в Эдинбурге.

Контакты и адрес.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *