Авраам Библия

Авраам— патриарх после Потопа, библейский персонаж, который родился, по традиционной библейской хронологии, в 1812 году до н. э. Согласно Библии, Авраам прожил 175 лет и умер в 1637 году до н. э. Авраам – в переводе с еврейского «отец множества». Авраам — родоначальник многих народов, в том числе и еврейского, и духовный предок всех авраамических религий.

Библейская биография Авраама.

История Авраама – история одного из патриархов после Потопа. История Авраама – история истинного единобожника. Ради своей веры Авраам готов снести любые тяготы.

Биография Авраама (Аврама) подробно описывается в Книге Бытия (главы 11 — 25). Из Книги Бытия следует, что Авраам родился в Уре Халдейском.

Ур Халдейский времен Авраама, реконструкция

Вот родословие Фарры: Фарра родил Аврама, Нахора и Арана. Аран родил Лота.

И умер Аран при Фарре, отце своем, в земле рождения своего, в Уре Халдейском. (Бытие, глава 11)

Ур или Ур Халдейский —древнейший шумерский город-государство. Сегодня это территория Ирана.

Известно, что у Авраама было два брата – Аран и Нахор. Аран умер рано, еще при жизни отца. У Арана остался сын Лот. Авраам взял в жены Сару, которая оказалась бездетной. Отец Авраама взял …

… Аврама, сына своего, и Лота, сына Аранова, внука своего, и Сару, невестку свою, жену Аврама, сына своего, и вышел с ними из Ура Халдейского, чтобы идти в землю Ханаанскую; но, дойдя до Харрана, они остановились там… (Бытие, глава 11).

Фарра, отец Авраама, умер в Харране в возрасте двухсот пяти лет. Некоторое время Авраам, его жена Сара и племянник Лот провели в Харране, пока Бог не призвал его уйти из Харрана в другую Землю, которую укажет Бог. Бог обещает Аврааму произвести от него великий народ и благословить, и возвеличить его имя.

Странствия Авраама

Авраам покидает Харран в возрасте 75 лет вместе с семьей и идет в землю Ханаанскую. По приходу в землю Ханаанскую явился Аврааму Господь и завещал эти земли потомству Авраама. Авраам же построил здесь жертвенник Господу.

Маршрут странствий Авраама

Из земель Ханаанских пошел Авраам на восток и поставил там шатер свой и построил еще один жертвенник Господу. После этого Авраам отправился на юг. Земли, по которым он шел, страдали от голода. Авраам дошел до Египта и остался там.

По приходу в Египет, Авраам попросил жену свою Сару, которая была очень красивой женщиной, назваться его сестрой, так как боялся, что его убьют ради красоты Сары. Сару взяли в дом фараона. Авраам же жил в Египте не бедствуя. Бог прогневался на фараона, за то, что он взял Авраамову жену и поразил дом его и его самого.

И призвал фараон Аврама и сказал: что ты это сделал со мною? для чего не сказал мне, что она жена твоя? Для чего ты сказал: она сестра моя? и я взял было ее себе в жену. И теперь вот жена твоя; возьми и пойди. (Бытие, глава 12).

Фараон отдает Сару Аврааму

Авраам и его семейство уходят из Египта и возвращаются к шатру, который Авраам построил ранее. За время, проведенное в Египте, и Авраам, и племянник его Лот разбогатели и было у них много скота и много людей. В Библии говорится, что начались споры между людьми Авраама и людьми Лота, а также между Хананеями и Ферезеями, которые жили в этих землях до прихода Авраама. Тогда Авраам сказал Лоту найти себе другую землю, чтобы не было раздора между ними. Лот ушел на восток, а Авраам продолжил жить в земле Ханаанской.

Вскоре Господь наказал Аврааму пройти по земле, которую Он дает Аврааму. Авраам отправился в Мамре и возвел так еще один жертвенник Господу. В завещанных Аврааму землях жило много племен и было много царей, которые воевали друг с другом. Во время таких междоусобиц был взят в плен Лот, племянник Авраама, который поселился недалеко от Содома. Узнав об этом, Лот вооружил рабов и принялся преследовать неприятелей, и поразил их ночью. Авраам спас Лота и возвратил все его имущество.

Палестина во времена Авраама

Возвращаясь домой, Авраам встретил Мелхиседека, царя Салимского и священник Бога Всевышнего. Мелхиседек благословил Аврама от Бога Всевышнего.

Потомство Авраама.

Ночью было Аврааму видение, в котором Бог обещал защищать его. Авраам же спросил у Бога, почему у него нет потомства. Бог же пообещал…

…тот, кто произойдет из чресл твоих, будет твоим наследником… (Бытие, глава 15)

Господь сказал, что потомков у Авраама будет как звезд на небе. Однако у Сары детей не было и она посоветовала мужу сходить к служанке своей из Египта. Служанку звали Агарь. Авраам взял Агарь в жены. Агарь зачала от Авраама, однако стала презирать Сару, первую жену Авраама. Сара обратилась к Аврааму за помощью, на что тот ответил, что Агарь – служанка Сары и та вольна поступать, как желает. Сара стала притеснять Агарь и та сбежала.

Сара отдает свою служанку в жены Аврааму

Ангел Господень нашел Сару у источника в пустыне и велел той вернуться к госпоже и покориться ее, обещав умножить потомство ее. Ангел велел назвать первенца Измаилом. Агарь родила Измаила, когда Аврааму было 86 лет.

Завет Господа и Авраама.

Когда Аврааму было 99 лет, ему снова явился Господь и заключил Завет. Господь пообещал Аврааму стать отцом множества народов. И господь дал ему имя Авраам (до этого, согласно Библии, его звали Аврам). Жену Авраама Бог повелел называть Сарра. Господь благословил ее и сказал, что будет от нее потомство, и произойдут от нее народы и цари. Бог наказал назвать первенца Сарры Исааком. Именно на потомков Исаака должен был, по словам Господа, распространиться Завет, а не на потомков Измаила – сына Авраама от служанки Агарь.

Бог пообещал Аврааму:

  • Дать ему и потомкам землю Ханаанскую в вечное владение,
  • Быть Богом всем народам, которые произойдут от Авраама,

В ответ Авраам и потомки его должны были:

  • Обрезать весь мужской пол на восьмой день от рождения, а также всех младенцев, купленных за серебро;

В тот же день Авраам обрезал крайнюю плоть всех мужчин и мальчиков его доме.

Явления Господа Аврааму

Вскоре снова явился Господь Аврааму, и снова говорили они о том, что Сарра родит Аврааму сына. И еще говорили они о Содоме. Господь сказал что велик грех Содомский и Гоморрский. И захотел Бог погубить Содом, Авраам спросил у Бога, неужели тот погубит и праведников вместе с нечестивыми. И тогда Господь пообещал пощадить город, если найдется в нем хотя бы 50 праведников. Авраам спросил, а если есть там 45 праведников, неужели Господь погубит их? Господь ответил, что пощадит. Так они говорили про 40, 30, 20, 10 праведников, пока, наконец, Господь не пообещал не истреблять город даже ради 10 праведников.

Однако в Содоме не нашлось ни одного праведника, кроме Лота, племянника Авраама, которого Бог пощадил. Содом же был разрушен Господом.

Джон Мартин. Разрушение Содома и Гоморры. (Бегство Лота с дочерьми)

Авраам с семьей своей поселились между Кадесом и Суром. И снова, на сей раз боясь за участь Сарры, Авраам назвал ее сестрой своей. Местный царь Авимелех взял Сарру, после чего к нему явился Бог и пригрозил смертью. Бог приказал царю вернуть жена Аврааму. Авимелех вернул Сарру Аврааму и вместе с ней дал Аврааму скота и рабов, и землю.

Рождение Исаака и смерть Сарры

Вскоре после этих событий, как и обещал Господь, Сарра зачала от Авраама и родила ему сына Исаака. Авраам по Завету Господа обрезал Исаака на восьмой день.

Однажды сын Агари стал насмехаться над сыном Сарры, Сарра выгнала Агарь и сына ее. Авраам опечалился, однако Господь пообещал ему, что произведет от сына рабыни великий народ. Агарь с сыном жили в пустыне. Измаил женился на Египтянке.

Авраам же поселился в земле Филистимской и жил здесь дни многие. Бог стал искушать Авраама, приказывая ему принести в жертву сына его Исаака. Авраам был богобоязненным и приготовился принести в жертву сына своего. Тогда Ангел сказал Аврааму, что теперь он видит, что тот действительно боится Бога.

Juan De Valdés Leal Жертвоприношение Исаака

Жена Авраама, Сарра, умерла в 127 лет в земле Ханаанской. Авраам просил сынов Хетовых о месте для погребения Сарры. Сыны Хетовы обещали ему лучшее из погребальных мест. Тогда Авраам стал просить у Ефрона пещеру Махпелу для погребения Сарры. Земля Ефрона находилась между земель сынов Хетовых. Авраам получил землю эту за четыреста сиклей серебра.

Последние годы Авраама.

Авраам перед смертью велел рабу своему поклясться Господом, что тот не позволит сыну его Исааку взять в жены одну из дочерей Хананеев. Авраам отправил раба своего на родину свою за невестой для сына. Раб Авраама встретил Ревекку, правнучку брата Авраама. Ревекка стала женой Исаака.

Авраам же женился еще один раз. Имя его последней жены — Хеттуру. Она родила Аврааму еще шестерых сыновей — Зимрана, Иокшана, Медана, Мадиана, Ишбака и Шуаха. Однако, единственным наследником Авраама стал Исаак.

Авраам скончался в возрасте 175 лет и был похоронен рядом с Саррой в пещере Махпеле.

Как видим, биография Авраама описана в Библии весьма подробно, и роль этого патриарха в библейской истории действительно велика.

Упоминания Авраама в Новом Завете.

Авраам часто упоминается в Новом Завете, чаще него из Ветхозаветных персонажей упоминается только Моисей. Авраам упоминается и как предок Иисуса, и именно этим фактом подчеркивается божественность Христа. Рождение Христа видится как исполнение Завета между Богом и Авраамом. Патриарх Авраам в Новом Завете – прототип наивысшего благочестия и праведности. Авраам – хранитель и учитель веры.

Авраам в разных культурах.

В Коране Авраам действует под именем Ибрахим и почитается как один из величайших пророков. История Ибрахима, описанная в Коране, очень схожа с библейской историей Авраама. В еврейских мидрашах Авраам – автор идеи монотеизма. Якобы он понял, что существует единый Бог, в возрасте трех лет, после чего разбил всех идолов отца своего и начал молиться единому Богу. В еврейской традиции Аврааму также приписывается авторство Книги Творения – самого древнего источника по Каббале.

Бог Авраама.

Мы часто слышим выражение «Бог Авраама» или «Авраамов бог», но всегда ли мы понимаем его значение?

Во времена Авраама люди не сомневались в существовании некой сверхъестественной силы, или, скорее, сил. Верования язычников подразумевают существование таинственных и могущественных существ. Однако, боги языческого мира отличаются от Бога Авраама: они не всемогущи, и нуждаются в людях и жертвах. Язычники относятся к своим богам, как к более могущественным союзникам, отношения с которыми могут принести пользу.

Языческие боги стоят вне понятий нравственности. Им нет дела до того, как и чем живут их последователи. Их интересует не нравственная сторона, а прагматическая – то есть жертвоприношения. Вера язычников не требует переосмысления своего поведения и покаяния.

Бог Авраама – совершенно иной. С Авраамовым Богом уже нельзя установить отношения по схеме «ты мне — я тебе». Бог Авраама всемогущ и требует морального послушания. Авраамов бог создал Землю. Бог Авраама — потусторонний, он не находится в сфере Бытия. Бог Авраама – это Бог Всемогущий, Бог Вседержитель. Вера Авррама – не просто вера в существование Бога, это личное доверие и упование на Господа.

Жертвоприношение Авраама

Жертвоприношение Авраама — приношение сына его Исаака в жертву Богу. Согласно Библии, Бог призвал Авраама принести своего сына Исаака в жертву «во всесожжение». Авраам, повиновался, не колеблясь. Авраам соорудил жертвенник в земле Мория, связал сына, положил его поверх дров и занес над ним руку с ножом, когда ему явился ангел и сказал, что жертва эта не нужна боле, так как Авраам подтвердил веру свою.

В христианской традиции жертвоприношение Авраама расценивается и как акт высшего проявления веры и верности, и как доказательство того, что вера – не самодостаточна и должна быть подкреплена или оправдана делами. В Послании к Евреям, Апостол Павел приводит пример жертвоприношения Авраама как образец непоколебимой веры. Авраам настолько верил в Господа и в его Завет, что знал, что так или иначе у него будет большое потомство через Исаака, а, значит, Господь воскресит его.

Жертвоприношение Авраама также рассматривается как предсказание мученичества Иисуса. Раннехристианские богословы обращают внимание на схожий мотив послушания Исаака воле Авраама и Иисуса воле Бога Отца. Исаак носил дрова на собственный жертвенник, равно как Иисус нес на гору крест, на котором был распят.

Существует ряд других, не менее интересных взглядов на жертвоприношение Авраама. Некоторые библеисты считают, что сказание о жертвоприношении Исаака объясняет практику отказа от человеческих жертвоприношений. Есть также мнение, что данная история претерпевала изменение с течением времени, в первоначальной версии Исаак был принесен в жертву, но когда человеческие жертвоприношения были отменены, текст о жертвоприношении Авраама был скорректирован.

Как бы то ни было, парадокс истории про Авраама состоит в том, что там, где патриарх некогда был готов принести своего сына в жертву, был построен Храм, и совсем недалеко была принесена жертва на Голгофе.

Авраам – отец народов и религий.

Про Авраама часто говорят, что он является отцом трех религий — иудаизма, христианства и ислама – и это правда. Про Авраама также говорят, что он прародитель еврейского и арабского народов – это также правда. Авраам – родоначальник авраамических религий, то есть монотеистических религий, происходящих из религиозной традиции, восходящей Аврааму. К авраамическим религиям, помимо уже упомянутых христианства, иудаизма и ислама, относятся также:

  • караимизм (религия основана на идее, что каждый верующий самостоятельно определяет применение закона Моисеевого),
  • бабизм или Вера Баби,
  • Вера Бахаи,
  • мандеизм,
  • езидизм,
  • растафарианство.

Авраам как историческая личность.

Как и всякая история Библии, история Авраама одними принимается на веру, другие же сомневаются в подлинности библейских историй и даже в самом факте существования тех или иных библейских персонажей.

Что же мы можем сказать про Авраама? Ученые доказали, что Авраам – не только библейский персонаж, но и вполне реальная личность.

Археологические раскопки, проведенные в городе Ур, который указан в Книге Бытия как место рождения Авраама, а также недавние открытия древних табличек, которые содержат имена Авраама, его родственников и даже врагов, подтверждают, что Авраам – реальная историческая личность.

Раскопки в городе Ур

По всей видимости, Авраам был вождем племени кочевников habiru (позже эти племена стали называться евреями). Племена habiru не имели собственной земли и переходили с места на место. Этот исторический факт не противоречит Библии, так как в Ветхом Завете мы находим описание многочисленных странствий Авраама.

В своей работе «Еврейство и христианский вопрос» Владимир Соловьев пишет: «Союзный договор или завет Бога с Израилем составляет средоточие еврейской религии. Явление единственное во всемирной истории, ибо ни у какого другого народа религия не принимала этой формы союза или завета между Богом и человеком как двумя существами, хотя и неравносильными, но нравственно однородными… Сильный Бог избирает себе сильного человека, который мог бы бороться с Ним; самосущий Бог открывается только самосознательной личности. Бог святой соединяется только с человеком, ищущим святости и способным к деятельному нравственному подвигу».

Таким именно человеком и был праотец Авраам. И Библия, и последующая еврейская традиция выделяют как основное в его личности праведность. Мудрецы говорят: Десять поколений прошли от Ноя до Авраама, и ни к одному человеку не обратился Господь благословенный напрямую. Словно сказал Он Аврааму: десять поколений искал Я такого праведника, как ты!

Существуют легенды об испытаниях Авраама, которым подверглась его вера в единого Бога, прежде чем Господь заключил с ним завет. Это произошло в родном городе Авраама Уре Халдейском в Месопотамии, где, по преданию, Авраам был едва ли не единственным, отрицавшим идолопоклонство. Даже отец его, Фарра (Терах), не составлял исключения. Поэтому первые слова Бога, обращенные к Аврааму, таковы: «…Пойди из земли твоей, от родства твоего и из дома отца твоего в землю, которую Я укажу тебе». Библия не приводит ответа Авраама, там лишь говорится: «И пошёл Авраам, как сказал ему Господь». А ведь к тому времени ему было уже 75 лет.

Авраам ведет с собой группу единомышленников: жену Сарру, племянника Лота и нескольких людей, убежденных Авраамом и Саррой в истинности единобожия. Земля, которую Господь указал странникам, оказалась Ханааном, впоследствии ставшим Землей Израиля. Впоследствии — и вследствие, так как обещание Господа Аврааму в заключенном с ним завете — это именно обещание земли: «Потомству твоему даю я землю сию, от реки Египетской до великой реки, реки Евфрата». Потомство же Аврааму, бездетному к моменту выхода из Ура, обещано бессчетное, как песок морской или звезды на небе. И хотя, по словам Господа, потомкам Авраама предстоит 400 лет порабощения в чужом краю, они, в конце концов, должны возвратиться в землю, обещанную им через Авраама.

Однако каждый союз, в том числе и завет, предусматривает обязательства для обеих сторон. Поэтому к Аврааму и его будущим потомкам выдвинуто требование: «Да будет у вас обрезан весь мужеский пол… и сие будет знамением завета между Мною и вами». Господь требует не столько телесного отличия потомков Авраама от других народов, сколько памяти самого народа о Завете, о передаваемом из поколения в поколение обещании хранить верность единому Богу, «ибо Я избрал его (Авраама) для того, чтобы он заповедал сынам своим и дому своему после себя, ходить путем Господним, творя правду и суд». В этом и заключается суть избранничества Авраама, а символом этого избранничества является Завет. Тут можно вспомнить, что великий еврейский мудрец 2 века рабби Акива рассматривал «Песнь песней» как аллегорию любви между общиной Израилевой и Господом.

99-летний Авраам, у которого по-прежнему нет наследника от Сарры, не сомневается в том, что Господь выполнит своё обещание. Со своей стороны, он выполняет поставленное условие и совершает обряд обрезания себя и всех мужчин в доме. При чтении Библии создаётся впечатление, что Авраам полностью покорен воле Бога и что лишь в этой безропотности и состоит его заслуга: «Авраам поверил Господу, и Он вменил ему это в праведность». Но уже из следующего эпизода видно, что, если речь идет о других людях, праведность Авраама перестает быть пассивной.

Авраама посещают три гостя. (Еврейские комментаторы Писания склонны видеть в них ангелов). Через них Авраам узнает, что города Содом и Гоморра, населенные грешниками, должны быть разрушены, так как чаша Господнего терпения переполнилась. В этот момент Авраам обращается к Богу сам, и слова его напоминают вызов: «Неужели Ты погубишь праведного с нечестивым? Может быть, есть в этом городе пятьдесят праведников? Неужели Ты погубишь, и не пощадишь места сего ради пятидесяти праведников в нем?.. .Судия всей земли поступит ли неправосудно?» Бог обещает Аврааму не уничтожать Содом и Гоморру, если в них действительно найдется 50 праведников. Аврааму удается уговорить Господа пощадить Содом и Гоморру даже ради десяти праведников. Характерно, что в разговоре с Богом он вовсе не упоминает своего племянника Лота, живущего в Содоме, то есть не добивается ничего ни для себя, ни для своих близких. Надо думать, что печальная слава Содома и Гоморры, чей «грех тяжел весьма», известна и Аврааму, и просит он, по сути, не за праведников (мало вероятно, что они там есть), а просто за людей, которым грозит гибель.

В хасидском фольклоре есть притча о «праведнике в шубе», то есть человеке, который ни разу не нарушил заповеди Торы, но и ничем иным, кроме личного нравственного совершенствования, не занимался. Иное дело праведник, который в холод не надевает шубу, а разводит огонь, у которого вместе с ним могут греться другие. Поэтому в Ное, которого Библия прямо называет праведником, традиция усматривает пример «праведника в шубе»: предупрежденный о потопе и получивший указания построить ковчег, Ной не пытается выйти за рамки предписаний и попробовать спасти кого-нибудь, кроме собственной семьи. Авраам же — человек, к которому приложимо понятие «украшение заповеди»: он не просто буквально выполняет предписания, но и выходит за рамки собственного, пусть и прекрасного, морального мира, выходит навстречу другим людям. И хотя в Содоме и Гоморре не нашлось и пяти праведников, ангел Господень спасает Лота и его семью, потому что, видимо, даже для Господа послужили уроком слова Авраама о том, что божественная справедливость должна быть абсолютной. Часть комментаторов даже считает, что извещение Авраама о готовящейся гибели Содома и Гоморры было испытанием преданности Авраама не только Богу, но и людям.

Однако на этом испытания Авраама не закончились. В возрасте ста лет он, наконец, дождался наследника — Исаака, о котором Господь говорил, что он станет первым звеном воплощения Завета, дав начало бесконечной цепочке потомков Авраама. «И было, после сих происшествий Бог испытывал Авраама и сказал ему: возьми сына твоего, единственного твоего, которого ты любишь, Исаака; и пойди в землю Мориа и там принеси его во всесожжение на одной из гор, о которой Я скажу тебе». И вновь, как когда-то, Авраам отвечает не словом, а действием.

«Авраам встал рано утром, оседлал осла своего, взял с собою Исаака, сына своего; наколол дров для всесожжения и встав пошел на место, о котором сказал ему Бог». Боровшийся за жизнь грешников Содома, Авраам на сей раз не спорит с Богом, который словно решил отнять у него не просто сына, но и надежду на осуществление Завета в поколениях. Призывавший ранее Бога быть справедливым судией, теперь Авраам не напоминает Ему об обещании многочисленного, как звезды, потомства. Это столь же трудно поддаётся объяснению, как и настойчивость Бога в испытывании Авраама. В Мидраше — древнем комментарии на Писание — приводятся слова рабби Йонатана: Горшечник не проверяет надтреснутые горшки, по которым достаточно раз ударить, и они сломаются. А проверяет он прочные горшки, которые не сломаются и после нескольких ударов. Так же и Господь, да будет Он благословен, испытывает не грешников, но праведников. К этому можно добавить высказывание Нахманида, также считавшего, что испытания предназначены для праведников: «Все описанные в Торе испытания предназначались к пользе испытуемого».

Однако Авраам, направлявшийся с Исааком к месту жертвоприношения, вряд ли мог ощущатъ, что всё происходящее — к его же пользе, особенно в минуту, когда Исаак спросил: «Вот огонь и дрова, где же агнец для всесожжения?» Читая Библию, мы можем лишь догадываться, надежда ли, ужас ли признания страшной правды или просто жалость к сыну двигали отцом, когда вместо прямого ответа он сказал: «Бог усмотрит Себе агнца для всесожжения, сын мой». И в самом деле, когда Исаак уже лежит связанным на жертвеннике и Авраам заносит над ним нож, ангел останавливает его руку, и Авраам видит запутавшегося рогами в кустарнике барана, который и был принесён в жертву вместо Исаака.

В бараний рог, шофар, трубят в синагоге в период между новолетьем и Днем искупления, и тогда же читают историю испытания Авраама. Народ Израиля надеется, что за заслуги праведника и родоначальника Авраама всей общине Израилевой будут отпущены грехи, и она сможет вступить обновленной в новый годовой цикл, как обновленными спустились с горы Мориа Авраам и Исаак. В еврейской традиции испытание на горе Мориа получило название акедат Ицхак, то есть связывание, а не жертвоприношение Исаака. И если Исаак был оставлен в живых, то у народа Израиля остается надежда, что продолжение его существования входит в замысел Всевышнего, заключившего с Авраамом завет, касающийся и его потомков

Каково же вознаграждение за безграничную преданность Авраама Богу? «Теперь я знаю», — говорит Господь, — «что боишься ты Бога и не пожалел сына своего, единственного своего, для Меня».

Комментаторы спрашивают: неужто Господь всеведущий не знал, как поведет себя Авраам? Дело в том, что награда за добродетельный поступок больше, чем за добродетельность как таковую. Награда Авраама состоит в том, что, как пишет Исаак Арама, рассказ о его испытании записан в Торе и таким образом делает крепость веры Аараама известной всему человечеству, а не только Господу. В глазах каждого читателя этого рассказа Авраам становится таким, каким он с самого начала был для Всевышнего, обещавшего: «Я произведу от тебя великий народ, и благословлю тебя, и возвеличу имя твое, и будешь ты благословением; Я благословлю благословляющих тебя, а злословящих тебя прокляну; и благословятся в тебе все племена земные».

Рембрандт. «Жертвоприношение Авраама». 1635. Эрмитаж (С.-Петербург).

АВРАА́М (евр. אברהם; греч. Ἀβραάμ, лат. Abraham), вет­хо­за­вет­ный пат­ри­арх. Ро­до­на­чаль­ник ев­ре­ев и (че­рез сы­но­вей от Ага­ри и Хет­ту­ры) разл. араб. пле­мён. Об А. по­ве­ст­ву­ет­ся в кн. Бы­тия (11:27–25:11). С А. на­чи­на­ет­ся но­вый этап Свя­щен­ной ис­то­рии по­сле­по­топ­но­го вре­ме­ни. На пу­ти из Ура Хал­дей­ско­го с от­цом Фар­рой, пле­мян­ни­ком Ло­том и же­ной Са­рой А. по­лу­чил от Бо­га обе­то­ва­ние и бла­госло­ве­ние о ве­ли­ком по­том­ст­ве. По пе­ре­се­ле­нии А. в Ха­на­ан Бог обе­ща­ет его по­том­ст­ву от­дать эту зем­лю (Зем­лю обе­то­ван­ную) и из­би­ра­ет А. ро­до­на­чаль­ни­ком Из­раи­ля (Быт. 12:2, 17:4–8; Ис. 51:2). На это из­бра­ние А. от­ве­ча­ет по­слу­ша­ни­ем и ве­рой. Гос­подь пред­ска­зал судь­бу по­том­ков А., оп­ре­де­лив гра­ни­цы бу­ду­ще­го из­ра­иль­ско­го цар­ст­ва – «от ре­ки Еги­пет­ской до ве­ли­кой ре­ки Ев­фра­та» (Быт. 15:7–21), и за­клю­чил с А. «за­вет веч­ный», дав обе­то­ва­ние, что тот ста­нет от­цом мно­же­ст­ва на­ро­дов, а Гос­подь бу­дет Бо­гом А. и его по­том­ков, ро­ж­дён­ных от Са­ры. Пер­во­на­чаль­ное имя Ав­рам бы­ло из­ме­не­но Бо­гом на А. (Быт. 17:5), биб­лей­ская эти­мология (отец мно­же­ст­ва на­ро­дов), а его же­ны Са­ры – на Сар­ра. Как зна­ме­но­ва­ние за­ве­та Бог ус­та­но­вил об­ре­за­ние вся­ко­го мла­ден­ца муж­ско­го по­ла и бла­го­сло­вил Сар­ру, пред­ска­зав ро­ж­де­ние Исаа­ка. В дуб­ра­ве Мам­рий­ской А. яви­лись три стран­ни­ка (ан­ге­ла), что в хри­сти­ан­ской тра­ди­ции трак­ту­ет­ся как яв­ле­ние Св. Трои­цы. Куль­ми­на­ци­ей ис­пы­та­ния ве­ры А. ста­ло по­ве­ле­ние Бо­га при­нес­ти в жерт­ву един­ст­вен­но­го сы­на Исаа­ка. А. по­ви­но­вал­ся, но в пос­лед­нее мгно­ве­ние ан­гел Гос­по­день ос­та­но­вил его, и вме­сто Исаа­ка в жерт­ву был при­не­сён овен. В на­гра­ду Бог под­твер­дил обе­то­ва­ния, дан­ные А. ра­нее.

Ветхозаветный патриарх Авраам и его супруга Сарра

«Авраам и Сарра» смотреть…
Авраам (евр.’abraham — отец множества; отец высоты) – ветхозаветный патриарх, родоначальник евреев и через сыновей от Агари и Хеттуры – различных арабских племен. Данное Аврааму Богом благословение делает его «отцом всех верующих» (Рим. 4, 11; Гал. 3, 6).
Родословие Авраама восходит к Симу (Быт. 11, 10-26), его отцом был Фарра, у которого родились сыновья: Аврам, Нахор, Аран (Быт. 11, 26). С Авраама начинается новый этап «священной истории» послепотопного времени: прежнему ходу домостроительства Божия противопоставляется новое начало истории с Авраама.

После того, как произошло смешение языков и люди расселились по разным странам, вера в единого Бога стала забываться, в мире воцарилось язычество – поклонение многим богам, небесным светилам и даже неодушевленным предметам. Праведный Авраам, один из немногих, живя среди язычников, сохранял веру в истинного Бога.
Книга Деяний святых Апостолов говорит о том, что Бог явился Аврааму еще в Месопотамии, прежде переселения в Харран (Деян. 7, 2). Вместе со своим отцом Фаррой, племянником Лотом и женой Саррой он вышел из крупного по тем временам нижнемесопотамского города Ура Халдейского, чтобы идти в землю Ханаан (Быт. 11. 31). Фарра, который, как и отцы Израилевы, служил иным богам (Нав. 24, 2), не дошел до Ханаанской земли и умер в Харране (Быт. 11, 32).
75-летнего же Авраама Господь призывает идти дальше: «…пойди из земли твоей, от родства твоего в землю, которую Я укажу тебе» — и дает ему обетование о великом потомстве и благословении: «И Я произведу от тебя великий народ, и благословлю тебя, и возвеличу имя твое; и будешь ты в благословение; Я благословлю благословляющих тебя и злословящих тебя прокляну; и благословятся в тебе все племена земные» (Быт. 12, 1-3).
Переселившись в Ханаан, Авраам дошел до Сихема. Там данное ему обетование было дополнено: Господь обещает отдать потомству Аврааму эту землю (Быт. 12, 7). Бог привел Авраама в землю Ханаанскую, где жили кочевники-пастухи, потомки Ханаана. Земля эта была обширна и плодородна, но мало заселена. Так Ханаанская земля стала обетованной, то есть обещанной.
В местах явления Господа Авраам строит Ему жертвенники, ставшие впоследствии святынями (Быт. 12, 7 — в Сихеме; Быт. 12, 8 — в Вефиле; Быт. 13, 8 — в дубраве Мамре близ Хеврона).
Прошло время, и в Палестине начался страшный голод, и Авраам со своими людьми переходит в Египет. Здесь он вынужден выдавать Сарру за свою сестру, чтобы египтяне, увидев красоту женщины, не убили его. Но целомудрие Сарры было сохранено Богом, поразившим фараона и дом его; Авраам же с семейством вернулся в Ханаан, получив большие дары от фараона (Быт. 12, 10-20).
Между пастухами Авраама и Лота, имевшими большие стада, возникли споры, которые привели к разделу их территорий: Лот избрал себе землю в нижнем течении Иордана, Авраам же оставил за собой землю Ханаанскую. После этого Господь повторил обетование отдать Аврааму и его потомству навсегда всю землю Ханаанскую и умножить потомство Авраама как «песок земной» (Быт. 13, 14-17). Во главе вооруженного отряда Авраам нанес поражение эламскому царю и его союзникам, напавшим на царей долины Сиддим и захватившим его племянника Лота (Быт. 14, 13-16).
По возвращении с войны произошла встреча Авраама и Мелхиседека, царя Салимского, священника Бога Всевышнего, который вынес Аврааму хлеб и вино и благословил его, Авраам же, в свою очередь, выделил Мелхиседеку десятину от добычи (Быт. 14, 17-24).
Бездетному, состарившемуся Аврааму, готовому уже назначить наследником своего управляющего Елиезера, Бог дает обетование о наследнике и умножении потомства, которое будет столь же многочисленно, как звезды на небе (Быт. 15, 5). Авраам поверил в это обетование, и Господь вменил это ему в праведность.
Господь заключил с Авраамом завет, который сопровождался жертвоприношением, предсказал ему судьбы его потомков, вплоть до их возвращения в Ханаан из египетского рабства, и определил границы будущего израильского государства — «от реки Египетской до великой реки Евфрата…» (Быт. 15, 7-21).
В Ханаанской земле Авраам вел привычную жизнь скотовода. Он скорбел лишь о том, что Господь не дал им с Саррой детей – Сарра была бесплодна.
Наконец, после долгих раздумий, следуя древнему обычаю, Сарра избрала среди своих рабынь наложницу для мужа, египтянку по имени Агарь, чтобы рожденного ею ребенка воспитать как собственного. Она предложила Аврааму «войти» к ее служанке Агари, чтобы Сарра могла «иметь детей от нее». Вскоре Агарь забеременела. Но она, на свою беду, сразу же возгордилась и перестала оказывать почтение Сарре, как своей госпоже. Та пожаловалась мужу: «Я отдала служанку мою в недро твое; а она, увидев, что зачала, стала презирать меня».
Авраам сказал жене: «Служанка твоя в твоих руках, – делай с нею, что тебе угодно». Разозленная дерзостью Агари, Сарра стала притеснять ее, и Агарь, не выдержав, убежала из дома. Не зная, куда идти, она целый день блуждала по пустыне, а ночью заснула под открытым небом. Во сне ей явился ангел и сказал: «Возвратись к госпоже своей и покорись ей!» Агарь послушалась ангела, вернулась к Сарре и в положенный срок родила сына, получившего имя Исмаил, что значит «Бог слышит».
Господь вновь явился Аврааму и сообщил ему требование, относящееся ко всей его жизни: «Ходи предо Мною и будь непорочен» (Быт. 17, 1). Он заключил с Авраамом «завет вечный», дав обетование о том, что тот станет отцом множества народов, а Господь будет Богом Авраама и его потомкам, рожденным от Сарры (Быт. 17, 8).
Вступление в вечный завет сопровождалось изменением имен Аврам (отец высок) и Сара на Авраам (отец множества народов – Быт. 17, 5) и Сарра. Кроме того, как знамение завета Бог установил обрезание всякого младенца мужского пола (ст. 9-14) и благословил Сарру, предсказав, что наследником завета будет именно ее сын Исаак, а не сын Агари Исмаил, который, однако, также получил благословение (ст. 16-21).
Позже Бог еще раз явился Аврааму в виде трех странников (Быт. 18): однажды мимо жилища Авраама проходили трое странников. Следуя законам гостеприимства, Авраам пригласил их отдохнуть и подкрепиться. Сарра испекла для гостей хлеб. Авраам заколол и приказал зажарить теленка. Насытившись, странники поблагодарили гостеприимных хозяев, и один из них сказал Аврааму: «Я опять буду у тебя в это же время в следующем году, и будет сын у Сарры, жены твоей».
Услышав эти слова, Сарра, которой в то время было уже 90 лет, подумала: «Мне ли, когда я состарилась, иметь сие утешение? И господин мой стар». Но странник, угадав ее мысли, назидательно сказал, что нет ничего невозможного для Господа. После чего странники удалились.
Эти три странника в действительности были ангелами, в которых воплотился Сам Бог. (Их изображение – так называемая «Ветхозаветная Троица» – является одним из самых распространенных сюжетов русских икон, в том числе знаменитой «Троицы» святого Андрея Рублева).
Через год, как и было предсказано, у девяностолетней Сарры и столетнего Авраама родился сын. Сарра была счастлива, и в то же время смущена. Она говорила: «Смех сделал мне Бог; кто ни услышит обо мне, рассмеется». Сарра так и назвала сына – Исаак, что значит «смех».
Исаак был законным сыном Авраама, но Исмаил, хоть и рожденный от рабыни, был старшим и, по обычаю, имел больше прав. Неприязнь Сарры к Агари вспыхнула с новой силой, и она обратилась к мужу, потребовав: «Выгони эту рабыню и сына ее, ибо не наследует сын рабыни сей с сыном моим Исааком».
«Показалось это Аврааму весьма неприятным», он не хотел расставаться со старшим сыном, но Бог повелел ему поступить так, как требует Сарра, и не тревожиться о судьбе Исмаила, которому так же, как и Исааку, суждено было стать родоначальником великого народа.
Авраам дал Агари в дорогу хлеба, бурдюк с водой и посоветовал идти с сыном в Египет, откуда она была родом. Агарь послушалась… Прошло много лет, Исмаил вырос, стал хорошим охотником и женился. Как и обещал Господь, его многочисленные потомки образовали народ, известный под названием измаильтян, агарян, или арабов. (В Мекке до сих пор существует священный камень, под которым, по преданию, похоронены Исмаил и Агарь).
Тем временем Авраам, лишившись старшего сына, все свои отцовские чувства сосредоточил на Исааке. Бог, желая убедиться в преданности Авраама, решил подвергнуть его испытанию: потребовал принести Исаака в жертву. Он сказал Аврааму: «Возьми сына твоего, единственного твоего, которого ты любишь, Исаака, и пойди в землю Мориа, и там принеси его во всесожжение на одной из гор, о которой Я скажу тебе». Рано утром Авраам наколол дров для костра, оседлал осла и, взяв с собой Исаака и двух слуг, отправился в землю Мориа.
Через три дня Авраам и его спутники достигли горы, которую указал Бог. Авраам сказал слугам: «Останьтесь вы здесь с ослом, а я и сын пойдем туда и поклонимся и возвратимся к вам».
Исааку Авраам велел нести дрова, сам взял огонь и жертвенный нож. По пути «начал Исаак говорить Аврааму: «Отец мой!» Авраам отвечал: «Вот я, сын мой!» Тогда Исаак спросил: «Вот огонь и дрова, где же агнец для всесожжения?» Авраам ответил: «Бог усмотрит себе агнца для всесожжения».
Поднявшись на вершину горы, Авраам устроил там жертвенник и, связав Исаака, положил его поверх дров. Затем Авраам взял нож, чтобы заколоть сына своего. Но тут с неба к нему воззвал ангел и сказал от имени Бога: «Не поднимай руки твоей на отрока и не делай над ним ничего. Ибо теперь Я знаю, что боишься ты Бога и не пожалел сына твоего единственного для Меня».
Авраам увидел поблизости барана, запутавшегося в зарослях, заколол его и принес в жертву. Затем отец и сын спустились с горы к своим слугам и благополучно вернулись домой.
Когда Исаак вырос, отец нашел ему жену по имени Ревекка. У Исаака и Ревекки родилось двое сыновей – Исав и Иаков.
А Авраам и Сарра дожили до глубокой старости: Сарра умерла в возрасте ста двадцати семи лет, и была погребена Авраамом в купленной им для того пещере, на поле Ефрона Хаттеянина, при Махпеле, против Мамре.
Авраам после смерти Сарры женился на Хеттуре и имел от нее еще 6 сыновей (Быт. 25, 1-4). Умер он в возрасте 175 лет «в доброй седине, престарелый и насыщенный » и был погребен в пещере Махпела – месте погребения Сарры (Быт. 25, 7-10).
Как Бог и обещал Аврааму, потомки Исаака стали самостоятельным народом – израильтянами…
В Новом Завете Авраам вместе с Моисеем – наиболее часто упоминаемые праведники Ветхого Завета. Благословение Авраама и завет с ним исполнились в Иисусе Христе (Деян. 3, 25). Евангелист и апостол Матфей начинает родословие Иисуса с Авраама (Мф. 1, 2), чтобы показать, что Иисус Христос не только Сын царя Давида, но и истинный потомок Авраама (Мф. 1, 1), на Котором сбылись пророчества Ветхого Завета.
Евангелист Лука также упоминает Авраама не только как одну из фигур в родословии, восходящем к Адаму (Лк. 3, 34), но и как выдающуюся личность в истории Израиля (Деян. 3, 13; Деян. 7, 32; Деян. 13, 26; ср. Деян. 7, 2-8, 16-17).
Отцы Церкви и христианские писатели использовали историю Авраама для наставления в добродетели, как назидательный урок благочестия, видели в ней прообразования, указывающие на новозаветную истину Христову, и даже аллегорическое изображение шествия падшей души под божественным покровительством по пути совершенства.
Имя Авраама часто употребляется в христианских молитвах как составная часть обращения к Богу («Боже Авраамов», «Боже Авраама, Исаака и Иакова», «Боже Авраамов и Израилев» и т. д.).
В личности же Сарры апостол Петр видит образ истинной женской красоты и величия, состоящих «не во внешнем плетении волос, не в золотых уборах, не в нарядности одежды, но в нетленной красоте кроткого и молчаливого духа. Так некогда святые жены, уповавшие на Бога, украшали себя, повинуясь мужьям своим. Так Сарра повиновалась Аврааму, называя его господином. Вы — дети ее, если делаете добро и не смущаетесь ни от какого страха» (1 Петр. III, 1-6).
А пророк Исаия указывает на Авраама и Сарру как на прообразы ожидаемого дела спасения. Как Сарра после долгого неплодия родила Исаака, так Сион после долгого запустения будет иметь радость и веселье торжествующего множества детей вокруг себя. Еще выше восстановления Израиля будет великое дело будущности: оно будет источником спасения для всех народов мира (Исаия, LI, 2; LIV, 1, сл.).
Апостол же Павел видит в Сарре великую матерь народов, которой принадлежат все рожденные по духу; она — прообраз Небесного Иерусалима, который есть матерь всем нам (Гал. IV, 22—31).

И сказал: Я Бог отца твоего, Бог Авраама, Бог Исаака и Бог Иакова. Моисей закрыл лице свое, потому что боялся воззреть на Бога

Увидеть Божественное естество, каково оно есть, никто не может. Ибо оно совершенно невидимо и превыше всякого ума и слова превозносится силою: оно одно познается само лишь собою. И узнать сие можно из того, что вопиет Христос: не знает никто, говорит Он, кто есть Сын, кроме Отца, и кто есть Отец, , кроме Сына, и кому Сын хочет открыть (Лк. 10:22; Мф. 11:27). Итак, показал нам изрядную красоту Бога и Отца Единородный, представляя Собою как бы светлый образ. Посему и говорит: Видевший Меня видел Отца (Ин. 14:9). Видим же Сына и очами сердца, и очами плотскими, когда Он, низведши Себя до истощания (Фил. 2:7), снизошел до нашего состояния, хотя и во образе и равенстве с Богом и Отцем будучи Бог и от Него по естеству рожденный. И Варух говорил, указуя на самое, думаю, Слово: сей Бог наш, не вменится ин к Нему. Изобрете всяк путь хитрости, и даде ю Иакову отроку своему, и Израилю возлюбленному от Него. Посем на земли явися, и с человеки поживе (Вар. 3:36-38). Предвозвещал нам ясно и божественный Давид: Бог Богов, Господь возглаголал и призывает землю, от восхода солнца до запада. С Сиона, который есть верх красоты, является Бог, грядет Бог наш, и не в безмолвии (Пс. 49:1-3). Ибо Он сошел в виде огня на гору Синай. Но что оное было образом и ничем иным, в этом убеждает Христос. Народ Иудейский думал, что он истинно видел неизреченное естество, когда Моисей был посредником между им и Богом, предстоял с ним на Хориве и собирал его на собрание под горою Синайскою. После же того как шумный звук труб, восходивший на высоту, устрашил слушавших, они думали сами в себе, что и глас Божественный слышали. Но что так думали они по-детски, в этом ясно убедил Бог, так говоря: глас Его вы слышасте, и образа Его не видесте (Втор. 4:12). И не имеете слова Его пребывающего в вас, потому что вы не веруете Тому, Которого Он послал (Ин. 5:38). Итак, мы, уверовавшие видели в Сыне Отца и потому приняли слово Его. Им мы и искуплены; потому что спас нас ни ходатай, ни Ангел, ни закон, данный чрез Моисея, но сам Господь, как написано (Тит. 3:5). А что истинно то, что я говорю, то мы можем узнать и из написанного в слове Божием написано же так: и сказал, сказано: Я Бог отца твоего, Бог Авраама, Бог Исаака и Бог Иакова. Моисей закрыл лице свое, потому что боялся воззреть на Бога (Исх. 3:6). Усматривай слабость закона: Бог всяческих являет Себя; но когда Он стал виден, Моисей отвращает лице. И это может быть для нас ясным признаком того, что даже и сами сыны не видят боголепной славы Сына, если только сам Он не являет Себя и, так сказать, не приводит к познанию Себя. Посему Он и говорил устами Исайи: Я открылся не вопрошавшим обо Мне; Меня нашли не искавшие Меня. `Вот Я! вот Я!’ говорил Я народу не знали Меня. Всякий день простирал Я руки Мои к народу непокорному, ходившему путем недобрым, по своим помышлениям (Ис. 65:1-2). Итак, не видят славы Христа отвращающие очи ума своего. И это, думаю, значит сказанное о них устами пророка: ибо они оборотили ко Мне спину, а не лице (Иер. 2:27). Пишет также и божественный Павел: то же самое покрывало доныне остается неснятым при чтении Ветхого Завета, потому что оно снимается Христом. Доныне, когда они читают Моисея, покрывало лежит на сердце их (2 Кор. 3:14-15). Мы же уверовавшие не боимся взирать прямо в лице Господа, но как опять тот же божественный Павел сказал: Мы же все открытым лицем … на славу Господню взираем (ст. 18). Итак, отврати, сказано, Моисей лице (Исх. 3:6).

См. также Толкование на Исх. 3:1

Ибо им был представлен и Моисей, твердо знающий о воскресении мертвых. Ведь, по его словам, в терновом кусте ему явился Бог, говоря: Я Бог Авраама, Исаака и Иакова. Чей же это Бог, как не тех, кто жив, как и они? Ибо Он — Бог живых. Следовательно, они обязательно воскреснут, когда всемогущая десница Господа возвратит к жизни всех живущих на земле.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *