Автокефалия Украина

Глава Православной церкви Украины митрополит Епифаний в годовщину получения томоса призвал православных к единению в поместной украинской Церкви.

Источник: обращение митрополита Епифания

Прямая речь: «Год назад в рождественский Сочельник в Киев был привезен исторический документ, удостоверяющий, что отныне и навсегда поместная Православная Церковь Украина – независима и ровна во всем с другими Церквами-сестрами.

Этот документ довершил дело, истоки которого лежат в глубине веков. Ведь Патриарший и Синодальный Томос об автокефалии для всей полноты единой Поместной Украинской Православной Церкви провозглашает, что наша, основанная проповедью апостола Андрея Первозванного и рожденная свыше тысячи лет назад в крещальных водах реки Днепр, Церковь – выросла и утвердилась для самостоятельного бытия.

Почему для нас получения Томоса так важно? Потому что наше многовековое стремление к церковной независимости – это не просто слова, а доказанный исторический факт, который наконец-то получил всеправославное и мировое признание.

Значимость и масштабность этого события должны понять все наши современники, а мы с вами, в свою очередь, являемся не просто участниками, мы являемся соавторами новой эпохи в истории нашей Церкви, о которой мечтали и молили Бога многие поколения украинцев.

Я уже говорил, что получение Томоса можно сравнить с Актом провозглашения независимости Украины. Поэтому год назад мы с вами получили долгожданное утверждение духовной независимости! И мы безмерно благодарны Богу за все: за то, что Он благословил бытия украинского народа, дал нам свободу, благословил иметь независимое государство и поместную автокефальную Украинскую Православную Церковь.

Благодарны Ему за все победы и достижения, даже за временные трудности и препятствия, преодолевая которые мы становимся сильнее.

За этот год произошло много событий, всем нам пришлось пройти через различные испытания, однако сегодня видим, что с Божьей помощью и в объединении усилий все вместе мы достигли многих добрых плодов. Поместная Украинская Православная Церковь растет и укрепляется, подтверждая свою зрелость.

Мы рады решению других Поместных Церквей иметь с Православной Церковью Украины евхаристическое единение и каноническое общение, принимая ее как свою Церковь-сестру. Уверенно растет и наша большая церковная семья: увеличивается количество общин и приходов, строятся и освящаются новые храмы, мы с любовью встречаем каждого верующего, который приходит в нашу Церковь.

Снова и снова повторяем призыв к единению ко всем нашим братьям и сестрам, кто еще сомневается относительно будущего пути для Украинской Православной Церкви: двери поместной Церкви и наши сердца открыты для вас!

Поэтому, осознавая ответственность перед Богом и верующим народом, чувствуя любовь к Церкви и к Украине, реализуя стремление достичь завещанного Господом Иисусом Христом единства между единоверцами – давайте оставим в прошлом то, что нас разделяло, и будем дальше работать вместе на благо православия и Украина как единая поместная Украинская Православная Церковь».

Посольство США в Киеве: «Мы поздравляем Православную церковь Украины с годовщиной предоставления Томоса автокефалии Вселенским патриархом Варфоломеем. Мы еще раз подтверждаем нашу поддержку возможности украинцев молиться по собственному выбору, без внешнего вмешательства».

— U.S. Embassy Kyiv (@USEmbassyKyiv) January 6, 2020

Знать больше Автокефалия Православной Церкви Украины: как это было

Отцы и дети. Почему ссорятся патриарх Филарет и митрополит Епифаний

Предыстория:

  • 11 октября 2018 года Синод Вселенского патриархата поддержал предоставление автокефалии Украинской церкви.
  • 15 декабря в Киеве состоялся Объединительный собор православных церквей, который избрал митрополита переяславского и белоцерковского Епифания (Думенко) на пост предстоятеля единой Украинской православной церкви.
  • 5 января 2019 года в Стамбуле состоялось подписание томоса об автокефалии Православной церкви Украины, а 6 января вселенский патриарх Варфоломей передал томос об автокефалии Православной церкви Украины митрополиту киевскому и всея Украины Епифанию.
  • Русская православная церковь противилась созданию поместной украинской церкви и не признает ее, а считает канонической только подчиненную себе Украинскую православную церковь Московского патриархата.
  • Глава Украинской православной церкви Киевского патриархата Филарет не смирился с ее расформированием и отменил признание Православной церкви Украины. ПЦУ позволила ему возглавить религиозную организацию (миссию) в своем составе, пожизненно совершать богослужение во Владимирском соборе и проживать на Пушкинской, 36, – но Филарета возмутило и это.

Элладская церковь, которая входит в юрисдикцию Константинопольской церкви – самого главного религиозного центра для православных — дала Вселенскому патриарху Варфоломею право предоставить автокефалию Православной церкви Украины (ПЦУ).

Реклама

Кроме того, 12 октября архиепископу Афинскому и всей Греции Иерониму II было передано управление над созданием автокефальной православной церкви на Украине. Решение было принято во время архиерейского собора, в котором участвовали 33 архиерея, пишет РИА «Новости».

Несмотря на то что семь митрополитов предложили отложить решение вопроса, патриарха Варфоломея все равно наделили правом передавать автокефалию. «Решение собора говорит, что он признает право Вселенского патриарха предоставлять автокефалию и право блаженнейшего архиепископа поминать главу неканонической «новой церкви» Украины Епифания», — заявил митрополит Яннинский Максим.

В свою очередь Священный синод Московского патриархата пообещал дать оценку тому, как решение архиереев о «новой церкви» Украины повлияет на взаимоотношения Русской православной церкви (РПЦ) и Греческой.

«Несмотря на обоснованные предложения ряда митрополитов воздержаться в настоящее время от принятия решения, Архиерейский собор Элладской церкви принял решение в пользу признания ПЦУ, выразив надежду на то, что украинская «автокефалия» сможет «укрепить отношения между автокефальными церквами Великой России и Украины», — заявил представитель Московского патриархата протоиерей Николай Балашов РИА «Новости».

Он также отметил, что юрисдикция Элладской церкви не охватывает даже всю территорию Греции, в то время как РПЦ многонациональна и не думает исключительно о благосостоянии верующих россиян. «В частности, десятки миллионов ее членов — граждане Украины. И ни о какой автокефалии они не просили», — заключил Балашов.

Процесс предоставления автокефалии православной церкви Украины начался еще 9 апреля 2018 года. В тот день тогда еще действующий президент страны Петр Порошенко встретился с патриархом Варфоломеем, чтобы обсудить выход ПЦУ из состава РПЦ. Для этого Украине был необходим указ Варфоломея об автокефалии – административной независимости церкви от РПЦ. Это позволит украинской церкви существовать самостоятельно, избирая себе самой священнослужителей, а также издавая собственные указы.

Порошенко называл вопрос предоставления автокефалии геополитическим, так как, по его мнению, Россия использовала ПЦУ как инструмент влияния. «Он выходит далеко за пределы церковного! Идет речь о нашей окончательной независимости от Москвы. Это — вопрос национальной безопасности и нашей обороны в гибридной войне, потому что Кремль рассматривает РПЦ как инструмент влияния на Украину», — заявил политик 19 апреля в ходе своего выступления в Верховной раде.

В то же время он подчеркнул, что автокефалия не означает создание общей государственной церкви на Украине. «Хочу заверить, что томос (указ, — «Газета.Ru»), на который мы так надеемся, никоим образом не будет означать нарушения конституционного принципа свободы совести. Единая православная поместная церковь не станет государственной. Все верующие будут иметь право свободно выбирать как конкретный храм, так и церковную юрисдикцию», — заключил Порошенко.

20 апреля 2018 года Синод Вселенского патриархата услышал прошение Порошенко и приступил «к предпринятию шагов, потребных для дарования автокефалии православным христианам Украины», говорилось на сайте Элладской церкви. Позже, 31 августа, патриарх Московский и всея Руси Кирилл организовал встречу с патриархом Варфоломеем в Фанаре, однако на ней стороны не пришли к общему решению по украинскому вопросу.

Стремительные действия Элладской церкви, направленные на предоставление автокефалии Украины, вынудили РПЦ объявить о прекращении отношений с Константинопольским патриархатом. «То, что мы прекращаем молитвенное поминовение Константинопольского патриарха, и то, что мы приостанавливаем сослужение с иерархами Константинопольского патриархата, не означает полный разрыв евхаристического общения», — сообщал 14 сентября 2018 года митрополит Волоколамский Иларион РИА «Новости».

В итоге желанный Порошенко томос об автокефалии ПЦУ был подписан 5 января 2019 года патриархом Вафоломеем. Официальная передача указа предстоятелю ПЦУ митрополиту Епифанию состоялась 6 января.

В то же время в Москве данный документ назвали «бумагой», которая не обладает «канонической силой». «Как бы ни пытались некоторые украинские политики с помощью стамбульского патриарха украсть Рождество у миллионов верных на Украине — оно все равно наступит. Это бумага, являющаяся результатом неуемных политических и личных амбиций», — пояснял председатель синодального отдела Московского патриархата Владимир Легойда.

Константинопольский патриархат сделал существенный шаг навстречу украинской автокефалии, по сути, восстановив Киевскую митрополию, которая подчинялась ему до 1686 года. Также он снял церковные наказания, наложенные Русской православной церковью (РПЦ) на патриарха Филарета и других архиереев Украинской православной церкви Киевского патриархата. Если говорить светским языком, введено внешнее управление.

Но это не раскол, полагает архимандрит Кирилл (Говорун), священник РПЦ, который в 2008-2009 годах руководил отделом внешних связей Украинской православной церкви Московского патриархата, но поддерживает автокефалию. Сейчас он преподает теологию в университете Лойола-Мэримаунт в Лос-Анджелесе

В тот момент, когда в Стамбуле на заседании Синода Вселенского патриархата решалась судьба независимой украинской церкви, отец Кирилл беседовал с Жанной Немцовой об истоках этого движения и о последствиях для общества.

Жанна Немцова: До 2014 года вы были тесно связаны с Русской православной церковью, в 2008-2009 годах руководили отделом внешних связей Украинской православной церкви Московского патриархата. Теперь вы активный сторонник автокефалии украинской церкви. Что изменилось?

Архимандрит Кирилл (Говорун): Изменилась ситуация в целом: началась российская агрессия против Украины. Автокефальному движению уже больше ста лет, и сейчас оно перешло в активную фазу, потому что аннексия Крыма и потом война в Украине послужили катализатором. Попытки предпринимались и до этого. Например, в 2008 году, я в это время возглавлял отдел внешних церковных связей УПЦ Московского патриархата и по должности должен был заниматься этими вопросами.

— Вы были сторонником автокефалии и тогда?

Архимандрит Кирилл

— Я бы в других терминах это определил. Я был сторонником разрешения украинского церковного вопроса. Его главная проблема — это наличие раскола. Огромное число людей ходит в церковь, но это церковь не является легитимной.

Я вам могу сказать, что в 2008 году я видел другое решение — создание на основе Украинской православной церкви в единстве с Московским патриархатом площадки, которая могла бы объединить все церковные группы в Украине. Но эта площадка должна была бы быть достаточно широкой и соответствовать тому развитию общества, которое происходило. 2008 год — это четыре года после «оранжевой революции», когда у общества уже сформировались определенные публичные запросы.

Сейчас ситуация такая, что, с одной стороны, в обществе еще больше вызрела необходимость иметь независимую церковь, но УПЦ вместо того чтобы расширяться, очень сильно сузилась. Возник вакуум, который сейчас активно заполняет Константинопольский патриархат. А Русская православная церковь фактически самоустранилась.

— Была встреча патриарха Кирилла с Вселенским патриархом Варфоломеем, где патриарх Кирилл сказал: «Давайте пока вы не будете предоставлять автокефалию Украинской церкви. Давайте начнем диалог». Ровно то, что вы пытались в 2008-2009 годах. Патриарх Варфоломей ответил, что пора действовать.

— Аргумент о диалоге включался тогда, когда необходимо было нейтрализовать вмешательство Константинополя в украинский вопрос. Любая попытка начать по-настоящему реальный диалог, а не его симуляцию, приводила к жесткому сопротивлению.

Моя личная история такова: в 2009 году, когда я был в Киеве и занимался этими вопросами, мы инициировали создание комиссии, которая начала бы обсуждать возможность начала диалога. Это был очень осторожный шаг. Через три дня после того, как мы объявили о своих намерениях, я узнал из интернета, что меня перевели в Москву. Было очевидно, что в настоящем диалоге заинтересованности не было. Я думаю, что ее нет и сейчас.

— Автокефалия это во многом политический вопрос?

— Это церковно-политический вопрос. У этого вопроса есть очень сильная политическая компонента и поэтому ее так используют политики, как, например, президент Украины. Вопрос об автокефалии возник в связи с тем, что возник дефицит понимания происходящего в Украине. Украинская православная церковь, к сожалению, отказалась признавать войну в Украине и просто закрывает глаза на агрессию.

В мае я был на линии фронта, я видел эту реальность. Это действительно война. Почти каждый день убивают людей, снайперы обстреливают улицы, где живут люди. А если брать Русскую православную церковь, то она отказывается, как мы увидели сейчас, признавать в целом реальность Украины. Оказалось, что Вселенский патриархат наиболее адекватно воспринимает реалии в Украине.

— Вселенский патриархат абсолютный сторонник независимости украинской церкви. Таким образом, раскол в православном мире неизбежен?

— Я думаю, что раскола не будет. Его используют больше как риторический прием, чем как реальный сценарий. Уже сейчас поместные церкви заявили о том, что они не собираются поддерживать разрыв отношений ни с Москвой, ни с Константинополем. Это еще не является расколом, это является разрывом отношений. Вот есть тарелка, в которой трещина, но тарелка сама не развалилась и эту трещину можно заделать.

— Вы упомянули, что президент Порошенко использует автокефалию в политических своих целях, и это будет, безусловно, политическая победа нынешнего президента страны. Некоторые эксперты предупреждают, это может подстегнуть националистические настроения. Насколько обоснованы эти прогнозы?

— Тезис об украинском национализме используется часто для того, чтобы скомпрометировать Украину как государство и те процессы, которые были запущены в украинском обществе и «оранжевой революцией», и Революцией достоинства. Это были не националистические революции, а гражданские.

Безусловно, сейчас есть определенный рост националистических настроений, обусловленный тем, что идет война. Но обратите внимание, даже без войны в парламенты европейских стран массово избираются националистические партии. В Украине нет ни одной националистической партии в парламенте — они не преодолели барьер.

Я не думаю, что процесс автокефалии является выражением националистических настроений. Это форма защиты Украины от внешней агрессии, где церковь, к сожалению, взяла на себя роль участника агрессии.

— Вот есть еще такой важнейший вопрос — имущественный. Под контролем Московского патриархата находится огромное количество приходов в Украине, несколько лавр. Как он будет решаться?

— С точки зрения закона, большая часть имущества, которым пользуются церковь, формально принадлежит различным государственным структурам. Если говорить о выполнении закона, то нужно менять тех, кто пользуется собственностью. Но я думаю, что в нынешней ситуации это спровоцирует конфликт, в котором больше всех заинтересована Россия. Подыгрывать этой заинтересованности будет не просто неправильно, но и преступно.

Я думаю, что это понимают, и поэтому звучат заявления украинских чиновников, что никакого передела имущества не будет. Я считаю, что это очень правильная позиция. Государство не должно решать за человека или за общину, к какой юрисдикции им принадлежать. Единственное, что должно защищать украинское государство, как демократическое, это самостоятельный выбор человека или общины. Это будет по-европейски, демократично.

Полная версия интервью:

Документ константинопольский патриарх одобрил на церемонии в Стамбуле. На ней также присутствовали Петр Порошенко и Виктор Ющенко. На следующий день грамоту о независимости украинской церкви должны доставить на Украину Петр Порошенко и патриарх Варфоломей (Фото: Михаил Палинчак / ТАСС)

Константинопольский патриарх Варфоломей подписал ​томос (грамоту) о предоставлении автокефалии украинской православной церкви. Об этом сообщает УНИАН. Документ, по данным агентства, был одобрен на соответствующей церемонии в резиденции Варфоломея в Стамбуле. На мероприятии в том числе присутствовали президент Украины Петр Порошенко, его предшественник Виктор Ющенко, спикер украинского парламента Андрей Парубий и другие.

Перед подписанием грамоты о независимости церкви священнослужители, как указывает УНИАН, провели молитву в Патриаршем соборе Святого Георгия. Затем Порошенко и ставший предстателем объединенной церкви митрополит Епифаний (прежде епископ Украинской православной церкви Киевского патриархата) встретились с Варфоломеем. Только после этого константинопольский патриарх, по данным агентства, подписал томос о предоставлении автокефалии Православной церкви Украины.

Эту структуру в республике в прошлом году было решено называть аббревиатурой ПЦУ. Под ее эгидой объединятся две из трех существовавших прежде на Украине православных церкви: Украинская православная церковь Киевского патриархата (УПЦ КП) и Украинская автокефальная православная церковь (УАПЦ). В Украинской православной церкви Московского патриархата (УПЦ МП, формально подчиняется Российской православной церкви) «новую украинскую церковь» не признали, как не признавали и каноническими и УПЦ КП, и УАПЦ. Как и в РПЦ, автокефалию для ПЦУ там сочли «легитимизацией раскола».

В воскресенье, 6 января, грамоту независимости для автокефальной украинской церкви должны будут доставить на Украину, там же ее вручат митрополиту ПЦУ Епифанию. Окончательно независимость украинской православной церкви будет провозглашена на Рождество (по православному календарю), 7 января.

Почетный патриарх Украинской православной церкви (УПЦ) Филарет отказывается подчиняться томосу – документу об автокефалии независимой украинской церкви, который УПЦ получила в январе 2019 года. Тогда президент Петр Порошенко заявил, что получением томоса была завершена долгая борьба Украины за создание независимой православной церкви.

В эксклюзивном интервью Настоящему Времени Филарет рассказал, что желаемой независимости УПЦ не получила, и назвал три пункта томоса, с которыми он категорически не согласен.

Томос ‒ это церковный документ. Раньше томосы были указами, которые издавались по разным причинам, но в последние несколько веков томос стал декларацией независимости церкви того или иного региона. Именно на основании томоса новая церковь формирует собственный устав ‒ церковную конституцию. Сейчас в православии, учитывая УПЦ, существует 15 самостоятельных церквей. Часть из них сформировались в древности, часть стали независимыми относительно недавно, отделившись от древних церквей. Томосы есть только у отделившихся восьми церквей.

Embed Поделиться Embed Поделиться Код скопирован в буфер обмена ширина px высота px The URL has been copied to your clipboard

No media source currently available

0:00 0:02:17 0:00

Что происходит в православной церкви Украины

— Украинская православная церковь Киевского патриархата объединилась с украинской автокефальной православной церковью и несколькими архиереями украинской православной церкви Московского патриархата. Объединились на Соборе Константинопольского патриархата, там избрали и предстоятеля Украинской православной церкви.

Создалось объединение одной украинской православной церкви. На основании этого объединения константинопольский патриарх дал нам томос про автокефалию. Но мы на Соборе не знали его содержание. Узнали уже после объединения. Если бы мы знали содержание этого томоса, то мы не согласились бы на такой томос.

— На объединение?

— Не согласились бы на томос. Томос ставит нас почти в такую же зависимость, в которой находится Украинская православная церковь Московского патриархата.

— От Москвы, вы имеете в виду?

— Да, от Москвы. Выходит, что одна часть украинской церкви – та, которая Московского патриархата, – зависит от Москвы. А вторая часть украинской православной церкви, которую назвали Православная церковь в Украине, – такого названия в православных церквях нет, и не все понимают, что за этим прячется. Но томос раскрыл нам значение этого названия.

О чем говорит томос

— Если Украинская православная церковь, то это означает, что все украинцы, которые живут на территории Украины или в эмиграции – в Европе, Америке, Канаде, Австралии, Латинской Америке, которые входят в Киевский патриархат, – то они являются нашей паствой, нашей частью.

А томос нам говорит: «Нет, эти украинцы, которые вам принадлежали, теперь принадлежат не вам, а принадлежат теперь Константинопольскому патриархату.

— Украинцы за границей?

— За границей. Это первое.

Второе. В томосе сказано, что мы не имеем права варить миро. . Миро – это святыня, без которой не совершается таинство миропомазания. Если мы миро должны получать из Константинополя, из Стамбула, то значит, мы зависимы.

По названию мы – автокефальная церковь, а в действительности мы зависим от мира – дадут нам миро или не дадут.

Третье. Если возникают конфликтные ситуации в украинской православной церкви, то их разрешает Константинопольский патриархат.

Три пункта, которые отбирают у нас права автокефальной церкви. По названию мы – автокефальная, а на деле мы зависимая от Константинопольского патриархата церковь. Так же, как Украинская православная церковь Московского патриархата имеет независимость в управлении, но входит в состав Московского патриархата.

— Хочу уточнить: у других автокефальных церквей есть такие пункты?

— Ни у одной автокефальной церкви, которая получила томос об автокефалии от Константинопольского патриархата, нет таких пунктов.

Сейчас идет большая борьба за уничтожение Киевского патриархата как такового – что никакого патриархата в Украине не существует.

Что дальше

— Мы не отказываемся от томоса, но не будем исполнять эти три условия, которые записаны в томосе. Не будем выполнять.

— Ваше святейшество, я хочу понять. Сейчас есть православная церковь в Украине. Вы считаете, что Украинская православная церковь Киевского патриархата – ​это часть этой церкви, так?

— Да.

— И вы не будете выполнять эти предписания, изложенные в томосе?

— Да.

— Вы сейчас миро варите?

— Пока мы не варили, а до этого варили.

— После предоставления томоса варили?

— Нет.

— А будете?

— Будем варить.

— Когда?

— Когда нужно будет. У нас пока миро есть. Хватает. Когда не будет мира, то мы сварим. Потому что мы автокефальная церковь.

Сейчас идет борьба за уничтожение Киевского патриархата. На каком основании? Мы подписали тогда по просьбе Вселенского патриарха отказ от Киевского патриархата. Но это основание не действует на Киевский патриархат, так как это решение архиереев должен утвердить и согласиться Поместный собор. Поместный собор – это высший орган.

— Выглядит это со стороны как очередной раскол, как соперничество между вами и главой Украинской православной церкви Епифанием.

— Раскола нет, только разный подход. Одни хотят сберечь Киевский патриархат, а другие хотят уничтожить его. У нас не раскол. Есть разногласия в вопросах строительства Украинской православной церкви.

— В итоге будет две украинские церкви?

— Одна должна быть. Мы хотим, чтобы Киевский патриархат в Украине для Украины существовал как патриархат, а вне, как сказано в томосе, – митрополия.

— То есть две церкви: одна для внутреннего использования, вторая – для внешнего?

— Для внутреннего – патриархат, а для внешнего – митрополия.

Договоренность с Порошенко

— В одном из интервью вы говорили о том, что были договоренности у вас с Порошенко, что были от него обещания.

— Да. Не только от Порошенко. Это было в присутствии самого Епифания. На этом основании я его выдвигал.

Мы договорились с президентом и архиереями на нашем соборе, что я выдвигаю кандидатуру в предстоятели Епифания. Мне сказали: «Вы откажитесь выдвигать свою кандидатуру», а я имел на это право и, думаю, был бы избран. Но Вселенский патриарх поставил условие: томос будет, если я откажусь от выдвижения своей кандидатуры.

— Да, я слышала это.

— И я согласился на это. Об этом мы говорили с президентом, с Епифанием и на архиерейском соборе, что я отказываюсь, но после получения томоса я буду руководить этой церковью внутри Украины. На делах он показывает, что он – предстоятель, а я – никто.

— А почему, по вашему мнению, он нарушил эти договоренности?

— А это вы у него спросите. Он мне сказал: «Не все от меня зависит».

— А от кого?

— Не знаю.

— А почему, по вашему мнению, Вселенский патриарх Варфоломей ставил условие такое, что вы должны снять свою кандидатуру?

— Я не знаю.

— А это он лично вам сказал?

— Нет. Это он сказал президенту. И требовал от меня подписать бумагу о том, что я отказываюсь от выдвижения своей кандидатуры. Если с точки зрения канонов и свободы, то условия такие ставить невозможно.

— Кто именно требовал от вас?

— Требовал президент. А от президента требовал патриарх Варфоломей.

— Вы написали?

— Написал.

— Это похоже на расписку.

— Я написал, что не буду выдвигать свою кандидатуру на предстоятеля Украинской православной церкви.

— Это публичный документ?

— Нет.

— А у вас есть копия?

— Есть.

— Покажете?

— Нет. Зачем.

— А оригинал у Порошенко?

— Оригинал у Вселенского патриарха. Ему передал Порошенко. То есть была договоренность, от которой отказался и президент Порошенко, и митрополит Епифаний. И это нечестно.

«Будем говорить о нашем общем будущем»

Более 36% украинцев считают, что глава Православной церкви Украины митрополит Епифаний – лучший кандидат на эту должность. Это данные опроса Киевского международного института социологии. Поддержка почетного патриарха Филарета меньше в два раза.

В комментарии Настоящему Времени глава Православной церкви Украины митрополит Епифаний рассказал, что еще не общался лично с Филаретом, но планирует.

«Я думаю, что 24 будет заседание священного Синода, и мы будем говорить о нашем общем будущем и развитии единой Украинской поместной православной церкви. Конечно, будем общаться», – сказал Епифаний.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *