Авторы евангелия

Особенности Евангелия от Марка

Когда начинаешь сравнивать Евангелие от Марка с другими евангельскими текстами, то обнаруживаешь, что повествование Марка – самое краткое: практически всё, о чем он говорит, уже рассказано Матфеем, Лукой и Иоанном. Вот почему в первые века христианства Марк был назван словом abbreviator – «сократитель». Со святоотеческой точки зрения, Евангелие от Марка – это сокращенный текст Евангелия от Матфея. Такое мнение существует уже почти 1700 лет и связано с традиционной датировкой Евангелия от Марка. Оно занимает в каноне второе место – тем самым как бы подтверждается, что написано оно после Евангелия от Матфея.

Все византийские писатели так или иначе согласны с тем, что Марк младше Матфея. Но если внимательно вчитываться в текст Евангелия от Марка и сравнивать, как описаны те или иные эпизоды у него и у каждого из трех других евангелистов, то становится ясно, что не Марк сократил Матфея, а как раз наоборот: Матфей использовал текст Марка.

Скажем, у Марка говорится про Спасителя: «И не мог совершить там никакого чуда… И дивился неверию их» (Мк 6: 56). У Матфея о том же сказано: «И не совершил там многих чудес по неверию их» (Мф 13: 58). Мы видим, что у Матфея текст смягчен: «не мог» заменено на более нейтральное – «не совершил»; Марк говорит прямо – «никакого чуда», Матфей – «не совершил многих чудес». Таких примеров немало. «Исцелил многих», – говорит Марк (1: 34). «Исцелил всех», – говорит Матфей (8: 1б). Таким образом, «острые углы», которые сохранены в Евангелии от Марка, в Евангелии от Матфея сглажены. Можно привести и другие доказательства того, что Евангелие от Марка написано раньше Евангелия от Матфея.

Но важно заметить и другое: когда речь идет о конкретных событиях, Марк, несмотря на свою поразительную краткость, описывает их гораздо подробнее, чем Матфей. Я уже не раз говорил о феномене Марка: этот евангелист помогает нам увидеть собственными глазами то, о чем он рассказывает.

Вот слепой по имени Вартимей подбегает к Иисусу, чтобы исцелиться. Марк добавляет: «сбросил с себя верхнюю одежду» (10: 50). И мы видим это движение: слепой Вартимей сбрасывает плащ и в одном хитоне подбегает к Иисусу.

Богатый юноша приходит к Спасителю с вопросом: «Что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную?» Этот эпизод есть и у Матфея, и у Марка, и у Луки. Но только у Марка сказано: «пал пред Ним на колени и спросил…» (10: 17). Это замечание – «пал пред Ним на колени» – не меняет ни смысла рассказа, ни даже стиля его, но оно помогает нам увидеть сцену своими глазами.

Или женщина, которая с алавастровым сосудом драгоценного миро пришла к Иисусу. У Марка и Матфея сказано, что она возлила его на голову Иисуса; у Луки и Иоанна она проливает миро Ему на ноги и отирает их своими волосами. И только у Марка зафиксирована такая деталь: женщина, «разбивши сосуд, возлила Ему на голову» (14: 3; выделено мной – Г.Ч.).

Наконец, буря на море Галилейском. Иисус спит. Евангелист Марк подчеркивает – «на корме на возглавии» (4: 38), то есть на высокой части кормы. И опять: замечание это, не вносящее в смысл рассказа абсолютно ничего нового, сделано ради одного – чтобы создать зрительный образ происходящего.

Можно привести много других примеров, когда евангелист Марк помогает нам как бы своими глазами увидеть сюжеты, которые мы хорошо знаем из текстов Матфея и Луки. И если Евангелие от Матфея адресовано прежде всего нашему уму, то Евангелие от Марка – благодаря тому, что оно ориентирует на зрительные образы, – подключает нашу эмоциональную сферу.

Это довольно интересная особенность. Дело в том, что Марк – очень плохой писатель. Трудно найти другой текст на греческом языке, который был бы так несовершенен. Но помните, как восклицают апостолы Петр и Иоанн: «Мы не можем не говорить того, что видели и слышали» (Деян 4: 20)? Да, Петр с Иоанном тоже не проповедники, не ораторы, они не умеют говорить публично, не получается это у них – но они не могут не говорить о том, свидетелями чего они были. Проповедь Спасителя до такой степени переполняет их, что они просто не в силах молчать.

Так же и евангелист Марк. Он никогда не учился искусству рассказа. Он совершенно не умеет рассказывать так, как прекрасный писатель Лука или старательный, молитвенно настроенный Матфей. Но Марк, тем не менее, делает то, что в его силах, потому что его переполняет Благая Весть, и он не может не делиться ею с людьми, его окружающими.

Марк почти не использует прошедшего времени – у него всегда время настоящее. Это еще одна яркая отличительная черта в его совершенно особом стиле повествования. Кроме того, он часто начинает предложение с союза «и». Можно насчитать у Марка до сорока таких предложений подряд. И еще он любит два слова: тотчас и вновь. За такие вещи учитель литературы снижает ученику оценку. Но Марк не может по-другому. И в силу этого Евангелие от Марка становится абсолютно уникальным свидетельством о Спасителе. Именно литературное несовершенство делает это Евангелие удивительным свидетельством несомненной подлинности.

Описывая, например, умножение хлебов, евангелист Марк говорит, что люди были рассажены апостолами на лужайке, как овощи на грядке. Он употребляет слово ??????? – по-гречески «грядки». (Это слово встречается у Гомера примерно в таком контексте: «Саду границей служили красивые грядки, с которых овощ и вкусная зелень весь год собирались обильно».) Для того чтобы показать, как были рассажены люди, евангелист вспоминает об овощах, которые растут на грядках. Выражение настолько неожиданное, что переводчик даже не сумел это ??????? передать средствами русского языка и написал «рядами» (Мк 6: 40). А на самом деле речь идет не о рядах вообще, а именно о рядах в огороде.

Рассказывая о Преображении Иисуса (кажется, нет более мистической сцены во всём Евангелии), Марк, подыскивая подходящие слова, вдруг вспоминает о белильщике, который выбеливает полотно, и говорит так: «Одежды Его сделались блистающими, весьма белыми, как снег, как на земле белильщик не может выбелить» (9: 3).

И так на каждой странице есть что-то, выдающее в Марке весьма плохого литератора и вместе с тем как-то по-особенному подтверждающее достоверность его Евангелия.

И у Марка (9: 17–27), и у Матфея (17: 14–18), и у Луки (9: 38–42) описывается исцеление мальчика-эпилептика. В Евангелии от Марка отец, придя к Иисусу, просит исцелить сына, подробно описывая приступы у ребенка: «Где ни схватывает его, повергает его на землю, и он испускает пену и скрежещет зубами своими и цепенеет». Дальше идет диалог, который есть только в Евангелии от Марка: «И спросил Иисус отца его: как давно это сделалось с ним? Он сказал: с детства; и многократно дух бросал его и в огонь и в воду, чтобы погубить его; но, если что можешь, сжалься над нами и помоги нам. Иисус сказал ему: если сколько-нибудь можешь веровать, всё возможно верующему. И тотчас отец отрока воскликнул со слезами: верую, Господи! помоги моему неверию» (9: 21–24).

Мы все знаем эту последнюю фразу. Для многих она стала личной молитвой, потому что часто наша вера – в глубинах ее – есть просто плохо прикрытое неверие. И от этого нашего неверия мы прорываемся к подлинной вере, повторяя вслед за отцом мальчика: «Верую, Господи! помоги моему неверию!» Эта фраза есть только в Евангелии от Марка. Его рассказ об исцелении мальчика не так лаконичен, как у Матфея, и не так совершенен в литературном плане, как у Луки. Но именно в силу его безыскусности и подлинности в нем сохранилась фраза, которую утратили и Матфей, и Лука: «Верую, Господи! помоги моему неверию».

Вспомним еще один эпизод. Спаситель с учениками приходит к стенам Иерусалима… Иисус торжественно въезжает в Иерусалим на осле, как бы исполняя пророчество Захарии. А осла этого апостолы нашли «привязанного у ворот на улице» (Мк 11: 4). В трех словах дана исчерпывающая характеристика: у ворот дома, но не внутри двора, а за забором, снаружи. С точки зрения того, что хочет донести до нас Спаситель, нет никакой разницы, где именно был осел – снаружи или внутри, на улице или в переулке, у ворот или у окошка. Но эти детали в Евангелии от Марка включают в работу не только наше сердце, но и глаза, что далеко не всегда бывает в текстах.

Еще один пример. Иисус исцеляет дочь сирофиникиянки (или хананеянки), той самой женщины, которая в ответ на слова Спасителя о том, что «нехорошо взять хлеб у детей и бросить псам», восклицает: «Но и псы под столом едят крохи у детей» (Мк 7: 28). Исцелив девочку, Иисус отправляет мать домой. «И, придя в свой дом, она нашла, что бес вышел и дочь лежит на постели» (Мк 7: 30). Мы как бы вместе с этой женщиной входим в ее домик и видим девочку, которая лежит на постели… У Матфея в рассказе об этом событии какие-то моменты переданы гораздо подробнее, чем у Марка, но завершается эпизод как бы более нейтрально: «И исцелилась дочь ее в тот час» (Мф 15: 28).

Марк очень часто дает полную информацию для наших глаз. Вот Иисус вместе с апостолами идет по направлению к Иерусалиму; Марк отмечает: «Иисус шел впереди их» (10: 32). Снова, казалось бы, реплика, богословски незначимая, но она помогает увидеть, как они идут: впереди Иисус, и за Ним, чуть поодаль, апостолы. Христос всегда впереди. Мы всегда от Него отстаем.

У Марка, в отличие от других евангелистов, довольно много арамейских слов:»талифа? куми?» (5: 41), – говорит Иисус дочери Иаира («девица, тебе говорю, встань») и «еффафа?» (7: 35), то есть «отверзись!» – исцеляемому глухому косноязычному. Слепой Вартимей обращается к Иисусу тоже на арамейском: «Раввуни?» (10: 51). Синодальный перевод, в отличие от сделанного под редакцией епископа Кассиана, не сохранил это арамейское обращение и дал вариант: «Учитель».

В гефсиманской молитве Иисус молится: «Авва Отче». Спаситель произносит Свое «Авва?» (Отец), и тут же Марк переводит это слово на греческий язык – Отче (14: 36). Наконец, последние слова Спасителя на Кресте: «Элои?! Элои?! лама? савахфани??» – что значит: «Боже Мой! Боже Мой! для чего Ты Меня оставил?» (15: 34). Элементы арамейского языка сохранились именно у Марка.

Есть в Евангелии от Марка еще одно место, на которое следует обратить внимание. Иисуса, уже схваченного, ведут во двор первосвященника. «Один юноша, завернувшись по нагому телу в покрывало, следовал за Ним; и воины схватили его. Но он, оставив покрывало, нагой убежал от них» (14: 51–52).

Кто этот юноша? Когда-то было высказано предположение, что евангелист запечатлел в этой фигуре самого себя. Я всегда сравниваю евангельский текст с иконой. Как на иконе мастер нередко изображает где-то сбоку самого себя, так и здесь вполне вероятно появление автопортрета – как бы на полях евангельского текста.

Он, этот юноша, был завернут в покрывало по нагому телу. Почему? Приходится домысливать ситуацию. Вероятно, когда этот юноша уже лег спать, он оказался свидетелем чего-то необычного, выскочил из постели, завернулся в то, что попало под руку, и кинулся вслед за Иисусом и апостолами. Возможно, он был свидетелем Тайной Вечери, возможно, видел, как Иисус ушел вместе с учениками в Гефсиманский сад и потом молился там, или как Его схватили. Так или иначе, краткое замечание – «завернувшись по нагому телу в покрывало» – еще одно доказательство того, что в Евангелии от Марка мы имеем дело с подлинным свидетельством. Причем автор (или авторы) дорожит каждой, даже самой маленькой и на первый взгляд незначащей деталью.

Когда в первые десятилетия XX века Евангелие от Марка было прочитано именно под таким углом, сразу сложилось мнение: это просто свидетельство, документ, бессистемный набор фактов – подлинных, свежих, не подвергнувшихся никакой обработке. Следовательно, это очень хорошее первоначальное свидетельство евангельской проповеди. Но когда начинаешь читать Марка внимательнее, понимаешь, что вместе с тем это текст, от начала до конца довольно хорошо продуманный. До нас дошли сотни и сотни фрагментов Евангелия от Марка, записанных для личного пользования на маленьких клочках папируса. Эти фрагменты – цитаты того текста, который мы читаем сегодня. То есть никаких черновиков не было. Можно сделать важный вывод: как и Евангелие от Матфея, текст Марка был записан уже в готовом виде. Это не случайные записи и не мемуарные наброски свидетеля, а хорошо заученная, изначально запечатленная в памяти десятков людей проповедь, когда сначала всё встало на свои места, а потом уже было записано. Это проповедь, которая передавалась из уст в уста, в которой (не в ущерб ее подлинности) присутствует четкий замысел. И его легко обнаружить.

Как начинается Евангелие от Марка? «Начало Евангелия Иисуса Христа, Сына Божия…» (1: 1). Чем заканчивается рассказ Марка о смерти Иисуса на Кресте? Сотник, стоявший возле Креста, восклицает: «…Истинно Человек Сей был Сын Божий» (15: 39). В первой главе, когда рассказывается о Богоявлении, глас с небес говорит: «Ты Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение» (1: 11). Эта же тема звучит в вопросе первосвященника: «Ты ли Христос, Сын Благословенного?» (14: 61). И Петр на вопрос Христа: «А вы за кого почитаете Меня?» – отвечает: «Ты Христос» (8: 29).

Наверное, именно этот стих и надо считать сердцевинным (он и находится как раз в середине Евангелия). До этого восклицания Петра: «Ты Христос» в Евангелии высвечивалась одна важная тема. На ней необходимо остановиться.

Иисус исцеляет больного и говорит духу, которого Он изгоняет: «…Замолчи и выйди из него» (1: 25). Дальше рассказывается об исцелении многих: «И Он исцелил многих, страдавших различными болезнями; изгнал многих бесов и не позволял бесам говорить, что они знают, что Он Христос» (1: 34). Затем, исцеляя прокаженного, Иисус говорит ему: «…Смотри, Никому ничего не говори…» (1: 44). А возвращая жизнь умершей дочери Иаира, Спаситель «строго приказал им, чтобы никто об этом не знал» (5: 43). Рассказывая об исцелении глухонемого, евангелист снова подчеркивает: «И повелел им не сказывать никому. Но, сколько Он ни запрещал им, они еще больше разглашали» (7: 36). И наконец, исцеление слепого, который произносит замечательную фразу: «Я вижу людей. Они как деревья, но ходят» (8: 24). Это место очень неудачно передано в Синодальном переводе: «вижу проходящих людей, как деревья». Непонятно, о чем идет речь. Слепой на самом деле привык, нащупывая дорогу, обхватывать руками деревья. И вот наконец теперь он видит людей: «Они как деревья, но ходят». Это еще одно свидетельство потрясающей истинности, свежести евангельского текста – не причесанного и не украшенного. Рассказывая об этом исцелении, евангелист опять говорит: «И послал его домой, сказав: не заходи в селение и не рассказывай никому в селении» (8: 26).

И так, вплоть до момента, когда Петр воскликнул: «Ты Христос» (8: 29), Иисус запрещает тем, кто оказывается свидетелем Его чудес, рассказывать о них. Почему?

Спаситель приходит в этот мир втайне. Поэтому Его проповедь обычно связана с тем, что мы называем мессианской тайной. Да, Он исцеляет людей, потому что не может не исцелять. Он воскрешает умерших, потому что не может не протянуть руку помощи тем, кому плохо. Но Он запрещает разглашать это, ибо тогда люди начнут стремиться к Нему не потому, что Он есть воплощенная Истина, а потому, что Он чудотворец. И тогда они потянутся к Нему лишь затем, чтобы получить какую-то корысть, выгоду. Вот этого Спаситель боится больше всего.

Мы знаем по двухтысячелетнему опыту Церкви, что вера кончается в тот момент, когда человек хочет что-то с этого иметь: здоровье, успех в жизни, квартиру, работу или еще что-нибудь. В «Откровенных рассказах странника» говорится о трех путях, которые ведут к Богу. Первый – путь раба, который трудится из страха перед адскими муками. Этот путь страха начисто отрицается Евангелием, хотя в средние века люди обращались ко Христу, именно страшась будущего. Второй путь – путь наемника, который надеется своей честной работой заслужить награду у Бога. Это как раз тот путь, по которому могут пойти люди, если увидят в Спасителе не своего друга и Брата, разделяющего все горести и радости этой жизни, а всемогущего чудотворца. Наконец, третий путь – тот, который выбирает для себя странник в «Откровенных рассказах». Это путь любви, когда не возникает вопроса: а что даст эта любовь? Когда ясно одно: быть вне Христа невозможно. Жизнь без Него невыносима. Можно быть только со Христом.

Блестящий ответ на такую постановку вопроса дает евангелист Марк: с первых строк повествования мы видим Иисуса в окружении Его учеников. Его миссия, Его служение, Его путь теряют всякий смысл, если Он один. Евангелие от Марка – это Евангелие, в котором Иисус, апостолы и ученики всё время идут вместе. Таков путь христианина – путь ученика, который не спрашивает, зачем он здесь, вместе со своим Учителем. У него просто нет другого пути: он со Христом, потому что он не может быть без Него.

Когда Петр восклицает: «Ты Христос», – тайна Мессии перестает быть тайной. Еще раз обратим внимание: в начале Евангелия звучат слова о Сыне Божием, в конце – сотник восклицает: «Истинно Человек Сей был Сын Божий» (15: 39). В середине Евангелия от Марка апостол Петр говорит: «Ты Христос», и мы уже знаем, что Он – Христос. Читая первые главы Евангелия, мы научаемся говорить с Ним и слушать Его. Мы проходим за Иисусом очень трудный путь осознания того, что Его миссия связана с Крестом, с позорной смертью. Вторая часть Евангелия посвящена именно этому – три раза по дороге в Иерусалим Иисус говорит ученикам о Своей смерти, о казни, которой Он будет подвергнут, о том позоре, который Ему придется пережить. Им очень трудно принять всё это в свои сердца, хотя у них уже есть опыт личного общения с Ним.

Вот так и мы: читая первые восемь глав, мы, казалось бы, тоже накапливаем опыт общения со Спасителем. Тем не менее в Наше сознание очень трудно входит всё последующее. Нам всё время хочется, чтобы Страстная пятница не была таким днем, каким она является уже много веков – днем заупокойной службы. Нам всё хочется видеть в христианстве какую-то силу. А Евангелие от Марка показывает нам, что христианство – это просто жизнь во Христе. В Евангелии нет никакой системы, никакой теории и никакого особого учения. В нем есть Христос.

В Евангелии от Марка, повторю, нет ничего такого, чего бы уже не было у Матфея или Луки. Вернее, у Марка есть только один текст, которого нет в других Евангелиях, – маленькая драгоценная притча Иисуса о семени, брошенном в землю:

«…Царствие Божие подобно тому, как если человек бросит семя в землю; и спит, и встает ночью и днем; и как семя всходит и растет, не знает он. Ибо земля сама собою производит сперва зелень, потом колос, потом полное зерно в колосе. Когда же созреет плод, немедленно посылает серп, потому что настала жатва» (4: 26–29).

Здесь речь идет о семени, которое внутри, в земле набухает, наполняется водой, прорастает и затем растет незаметно для внешнего наблюдателя. Этому семени уподобляет Иисус Царство Божие: работа Божия происходит в глубинах нашего «я», очень часто незаметно не только для стороннего наблюдателя, но и для нас самих. И эта тайна делания Божия внутри человека так ярко открыта именно в Евангелии от Марка.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Читать книгу целиком
Поделитесь на страничке

Следующая глава >

Ева́нгелие (греч. ευαγγελιον — благая весть) — общее название первых четырех книг Нового Завета, содержащих жизнеописание Иисуса Христа и изложение его учения; составлены евангелистами Матфеем, Марком, Лукой и Иоанном. Первые три Евангелия, содержание которых во многом совпадает, называются синоптическими.

В Евангелии благовествуется о Божестве Господа нашего Иисуса Христа, о Его пришествии на землю, о Его житии на земле, о чудесных Его деяниях и спасительном учении, наконец о Его крестной смерти, славном воскресении и вознесении на небо. Называются сии книги Евангелием потому, что для человека не может быть лучшей и более радостной вести, как весть о Божественном Спасителе и о вечном спасении. Потому-то и чтение Евангелия в церкви каждый раз сопровождается радостным воскликновением: Слава Тебе, Господи, слава Тебе!

В числе 27 новозаветных книг Евангелия считаются законоположительными, так как они преимущественно составляют основание Нового Завета. О происхождении их от апостолов и их подлинности свидетельствуют:

  • Непрерывное со времен апостольских предание о них.
  • Места приводимые из сих Евангелий мужами апостольскими, непосредственно обращавшимися с апостолами, как то Варнавою, Климентом Римским и др.
  • Прямые свидетельства о них древних писателей, начиная со II-го века, например Иустина философа, Иринея Лионского и прочих.
  • Свидетельства даже врагов Церкви, еретиков II века — Маркиана и Валентина и язычника Цельса, не отвергавших их подлинности, но не принимавших их по своим еретическим воззрениям, или дававших им свое особое толкование, или издевавшихся над содержащимся в них учением, как например Цельс.

Во II веке уже известны были переводы священных книг, как например Сирский (Пешито), древний Италийский, бывший в употреблении Римской церкви еще до Иеронима, в которых помещены только четыре Евангелия, как священные и несомненно подлинные. Наконец, отцы и учители Церкви III-го и последующих веков единогласно и единодушно утверждали, что подлинных, написанных апостолами Евангелий лишь четыре, а все прочие (каковы например от Египтян, от 12 апостолов, от Петра, от Фомы, Никодима, Евреев и др.) отвергаются Церковью, как подложные, апокрифические, не канонические.

Указание евангелистов не могло быть сделано в форме родительного падежа (genitivus auctoris или possessivus), поскольку «автор» Евангелия — Христос. Ввиду сего и была избрана сложная формула Εύαγγέλιον κατά Ματθύι̃ον, Μαρκον, Λουκα̃ν, Ιωάννην— «по Матфею, Марку, Луке, Иоанну». Что касается славянского надписания «от» (Матфея и пр.), то, по всей вероятности, оно возникло из пометок на сборниках богослужебных евангельских чтений, где указывалось, откуда (от кого) взято данное место, и есть буквальный перевод подобных же греческих обозначений.

Богослужебное использование

См. Напрестольное Евангелие.

Литература

  • Библейская Энциклопедия архим. Никифора. Москва, 1891. Репринтное издание 1990 г.
  • Епископ Михаил, Евангелие от Матфея на славянском и русском наречии с предисловиями и подробными объяснительными примечаниями, изд. 4, М., 1884;
  • Н. Глубоковский, Евангелие и Евангелия, Харьков, 1896.

3.4.1 Знать общее содержание Евангелий от Марка, Матфея, Луки и Иоанна, уметь кратко рассказать о евангелистах

Все четыре Евангелия (слово «Евангелие» в переводе с греческого означает «благая весть») повествуют о жизни и учении Христа Спасителя, о Его чудесах, крестных страданиях, смерти и погребении, Его преславном Воскресении из мертвых и Вознесении на небо. Взаимно дополняя и разъясняя друг друга, они представляют собой единую целую книгу, не имеющую никаких противоречий и несогласий в главном и основном.
Традиционным символом для четырех Евангелий является колесница, которую видел пророк Иезекииль при реке Ховар (1: 1-28) и которая состояла из четырех существ – человека,
льва, тельца и орла. Эти существа, каждое в отдельности, и стали символами евангелистов. Христианское искусство, начиная с пятого века, изображает св. Матфея с человеком или
ангелом, св. Марка – со львом, св. Луку – с тельцом, св. Иоанна – с орлом.
Символом евангелиста Матфея стал человек потому, что он в своем Евангелии особенно подчеркивает человеческое происхождение Господа Иисуса Христа.
Символ св. Марка – лев, царственное животное, символ мощи и силы, ибо св. Марк выводит в особенности царственное всемогущество Господа, дает в своем Евангелии сильное, яркое впечатление о чудесах Христовых, подчеркивая этим царское величие Господа. В его Евангелии Иисус Христос не «сын Давидов», как у Матфея, а Сын Божий, Владыка и Повелитель, Царь вселенной.
Символ св. Луки – телец (телец как жертвенное животное в Ветхом Завете). Св. Лука говорит по преимуществу о Христе как о великом Первосвященнике, принесшем Самого Себя в жертву за грехи мира.
Св. Иоанн Православная Церковь сравнивает с орлом, так как св. Иоанн особой возвышенностью своих мыслей и даже самой величественностью своего слога высоко парит в
небе, подобно орлу.
Из четырех Евангелий содержание первых трех – от Матфея, Марка и Луки – во многом совпадает, близко друг к другу, как по самому повествовательному материалу, так и по форме изложения; четвертое же Евангелие от Иоанна в этом отношении стоит особняком, значительно отличаясь от первых трех, как излагаемым в нем материалом, так и самим стилем, формой изложения.
В связи с этим первые три Евангелия принято называть «синоптическими», от греческого слова «синопсис», что значит «изложение в одном общем образе». Но хотя первые три Евангелия весьма близки между собой и по плану и по содержанию, которое легко может быть расположено в соответствующих параллельных таблицах, в каждом из них есть, однако, и свои особенности. Так, если все содержание отдельных Евангелий определить в 100%, то у Матфея оказывается 58% сходного с другими содержания и 42% отличного от других; у Марка – 93% сходного и 7% отличного; у Луки – 41% сходного и 59% отличного, у Иоанна – 8% сходного и целых 92% отличного. Сходства замечаются, главным образом, в передаче изречений Христа Спасителя, разности же – в повествовательной части. Когда Матфей и Лука в своих Евангелиях буквально сходны между собой, с ними всегда согласуется и Марк; сходство между Лукой и Марком гораздо ближе, чем между Лукой и Матфеем; когда у Марка имеются дополнительные черты, они обычно бывают и у Луки, чего нельзя сказать о чертах, встречающихся только у Матфея; и, наконец, в тех случаях, где ничего не сообщает Марк, евангелист Лука часто отличается от Матфея.
Синоптические Евангелия повествуют почти исключительно о деятельности Господа Иисуса Христа в Галилее, св. Иоанн – в Иудее. Синоптики рассказывают, главным образом, о чудесах, притчах и внешних событиях в жизни Господа, св. Иоанн ведет рассуждение о глубочайшем ее смысле, приводит речи Господа о возвышеннейших предметах веры.
Основная разница между синоптиками и св. Иоанном – в передаваемых ими беседах Господа. У синоптиков эти беседы весьма просты, легко доступны пониманию, популярны; у Иоанна – они глубоки, таинственны, часто трудны для понимания, как будто предназначены не для толпы, а для какого-то более тесного круга слушателей. Но это так и есть: синоптики приводят речи Господа, обращенные к галилеянам, людям простым и невежественным, Иоанн передает, главным образом, речи Господа, обращенные к иудеям, книжникам и фарисеям – людям, искушенным в знании Моисеева закона, более-менее высоко стоявшим на ступенях тогдашней образованности. Кроме того, у Иоанна была особая цель – возможно полнее и глубже раскрыть учение о Иисусе Христе как о Сыне Божием, а это тема, конечно, более трудная для понимания, чем столь понятные, легко доступные пониманию каждого притчи синоптиков.
Кроме того, Евангелие от Иоанна было написано гораздо позже остальных трех
Евангелий, в конце первого века, около 96 года после Рождества Христова, тогда как
Иерусалимский Храм был разрушен римлянами в 70 году.
Для лучшего понимания Евангелия познакомимся ближе с личностью и жизнью каждого из четырех евангелистов, и с теми обстоятельствами, при которых каждое из четырех Евангелий было написано.

1. Евангелие от Матфея.
Матфей был одним из 12 Христовых апостолов. До призвания к апостольскому
служению он был мытарем, то есть сборщиком налогов и за это был нелюбим своими соотечественниками-евреями, поскольку мытари собирали налоги для римлян – иноверных поработителей еврейского народа. Тронутый до глубины души милостью Господа, призвавшего его сразу же после совершенного Спасителем чуда исцеления расслабленного
(Мф. 9:9), несмотря на общее презрение к нему евреев и особенно духовных вождей еврейского народа – книжников и фарисеев, Матфей всем сердцем воспринял учение Христово и особенно глубоко уразумел его превосходство над преданиями и воззрениями фарисейскими, носившими печать лишь внешней праведности, самомнения и презрения к грешникам. По этой же причине евангелист особенно близко принял к сердцу дело спасения своего родного еврейского народа,
а потому его Евангелие написано преимущественно для евреев. Матфей ставит своей целью доказать им, что Иисус Христос и есть именно тот Мессия, о Котором предсказывали ветхозаветные пророки. Поэтому Матфей начинает свое Евангелие родословием Иисуса
Христа, желая показать евреям Его происхождение от Давида и Авраама, и делает громадное
количество ссылок на Ветхий Завет, чтобы доказать исполнение на Нем ветхозаветных пророчеств. Назначение первого Евангелия видно также из того, что св. Матфей, упоминая об иудейских обычаях, не объясняет их смысла и значения, как это делают другие евангелисты.
Написав свое Евангелие для соотечественников-евреев (как полагают, в 8-м году по вознесении Господнем), св. Матфей долгое время и проповедывал для них в Палестине, но потом удалился для проповеди в другие страны и окончил свою жизнь мученической смертью в
Эфиопии в 60-м году после Рождества Христова.

2. Евангелие от Марка.
Второе Евангелие написано св. Марком, который носил еще имя Иоанна, был по
происхождению иудеем, но не состоял в числе 12 апостолов Господа, поэтому он и не мог быть таким постоянным спутником и слушателем Спасителя, каким был св. Матфей. Свое Евангелие он написал со слов и под руководством св. апостола Петра. Сам он, по всей вероятности, был
очевидцем лишь последних дней земной жизни Господа. Марк участвует впоследствии в
первом путешествии св. апостола Павла в Пергию (город, расположенный на южном побережье Малой Азии). По преданию, св. апостол Петр поставил св. Марка первым епископом Александрийской церкви. В Александрии апостол Марк крестил многих жителей этого города, что возбудило против него ненависть язычников, и они решили убить святого Марка. Узнав об этом, святой апостол совершил хиротонию епископа и рукоположил трех пресвитеров. Язычники напали на святого Марка, когда он совершал богослужение. Его избили и бросили в темницу. На следующий день толпа повлекла святого апостола по улицам города на судилище, но по дороге святой Марк скончался со словами: «В руки, Твои, Господи, предаю дух мой». Язычники хотели сжечь тело апостола. Но когда разожгли костер, все померкло, раздался гром
и произошло землетрясение. Язычники в страхе разбежались, а христиане взяли тело святого апостола и прогребли его в каменной гробнице. Это было 4 апреля 63 года.
Евангелие от Марка представляет собой в сущности запись устной проповеди св. апостола Петра, которую св. Марк сделал по просьбе христиан, живших в Риме. Само
содержание второго Евангелия ясно свидетельствует о том, что оно предназначено для
христиан из язычников. Язычники, в отличие от иудеев, не были знакомы с Ветхим Заветом, поэтому св. Марк, в отличие от евангелиста Матфея, очень мало говорит об отношении учения Спасителя к Ветхому Завету и совсем редко приводит ссылки на ветхозаветные священные книги. Даже нагорная проповедь, объясняющая превосходство новозаветного канона перед ветхозаветным, опускается. Св. Марк, говоря о каком-либо городе, часто поясняет, где этот город находится. Отсюда можно сделать вывод, что апостол писал свое Евангелие для людей, не знакомых с географией Иудеи, Галилеи и прилегающих к ним территорий, т. е. не для иудеев. Вместе с тем мы встречаем в данном Евангелии латинские слова, как например
«speculator» («оруженосец», 6:27), «centurio» («сотник»,15:44-45).
В основном содержание Евангелия от Марка весьма близко содержанию Евангелия от
Матфея, но отличается по сравнению с ним большей краткостью, сжатостью.

3. Евангелие от Луки.
Кто был по своему происхождению писатель третьего Евангелия св. Лука, в точности
неизвестно. Принято считать, что св. Лука был по своему происхождению язычником, возможно принявшим иудейство. По роду своих занятий он был врачом и живописцем. По преданию, он написал первые иконы Божьей Матери. Святой Лука написал также иконы святых первоверховных апостолов Петра и Павла. Из того, что в его Евангелии содержатся
наставления Господа 70 ученикам, со всей подробностью изложенные (Лк. 10-1:16), делают заключение, что он принадлежал к числу 70 учеников Христовых. Из книги Деяний апостольских видно, что начиная со второго путешествия св. апостола Павла, Лука делается его постоянным сотрудником и почти неразлучным спутником. Есть сведения, что после смерти ап. Павла св. Лука проповедовал и умер мученической смертью в Ахаии.
Св. Лука написал свое Евангелие в 62-63 годах в Риме по просьбе некоего знатного мужа Феофила, жившего в Антиохии, для которого он написал затем и книгу деяний Апостольских. При этом он пользовался повествованиями очевидцев и некоторыми уже тогда существовавшими письменными записями о жизни и учении Господа. Это записи и повествования были повергнуты самому тщательному исследованию, а потому и Евангелие его отличается особенной точностью.
Феофил, для которого было написано Евангелие, не был жителем Палестины и не бывал в Иерусалиме, поэтому Лука делает много географических пояснений.
Основная мысль Евангелия от Луки – что Мессия-Христос пришел на землю не для
иудеев только, но и для язычников, и есть Спаситель всего мира, всех людей. Поэтому св. Лука доводит родословие Иисуса Христа до родоначальника всего человечества Адама и до Самого Бога.

4. Евангелие от Иоанна.
Четвертое Евангелие написано возлюбленным учеником Христовым св. Иоанном
Богословом. Св. Иоанн был сыном галилейского рыбака Зеведея и Саломии. Зеведей был человеком, по-видимому, состоятельным, ибо имел работников и был не малозначительным членом иудейского общества, ибо сын его Иоанн имел знакомство с первосвященников. Мать его Соломия была дочерью Иосифа-обручника, служила Господу и была одной из жен- мироносиц.
Иоанн был сначала учеником св. Иоанна Крестителя. Услышав его свидетельство о Христе, он тотчас вместе с Андреем последовал за Христом. Постоянным учеником Господа он сделался после чудесной ловли рыб на Геннисаретском озере, когда Господь сам призвал его вместе с братом Иаковом. Вместе с Петром и братом своим Иаковом он удостоился особенной близости к Господу, находясь при Нем в самые важные и торжественные минуты Его земной жизни. Господь, будучи на кресте, поручил Иоанну Свою Пречистую Матерь, сказав ему: «Се, матерь твоя» (19:27).
После Вознесения Господня мы часто видим св. Иоанна вместе со св. апостолом Петром. Со времени разрушения Иерусалима (70-й год после Р. Х.) местом жизни и деятельности св.
Иоанна делается г. Ефес в Малой Азии. Царем Траяном за свою проповедь св. Иоанн был
сослан в заключение на остров Патмос. Находясь там, он и написал свое Евангелие. По смерти Траяна блаженный Иоанн возвратился с острова, поселился в Эфесе и дожил до 120-ти лет, где и скончался своей смертью, по преданию, весьма загадочной (Иоанн 21:23: «И пронеслось слово между братьями, что ученик тот не умрет. Но Иисус не сказал ему, что не умрет, но: если я хочу, чтобы он пребыл, пока приду, что тебе до того?»).
Четвертое Евангелие написано Иоанном по просьбе ефесских христиан или даже молоазийских епископов. Целью написания четвертого Евангелия было желание дополнить повествование первых трех евангелистов. В то время как первые три евангелиста часто повествуют об одних и тех же событиях и приводят одни и те же слова Господа, Иоанново Евангелие сильно отличается от них своим содержанием, заключая в себе повествования о событиях и приводя речи Господа, о которых часто нет никакого упоминания в первых трех Евангелиях.
Евангелие от Иоанна в древности именовалось «Евангелием духовным», так как оно начинается учением о Божестве Спасителя, и далее содержит в себе целый ряд самых возвышенных речей Господа, в которых раскрывается Его Божественное достоинство и глубочайшие таинства веры.
Никто не раскрыл так полно, глубоко и убедительно, как Иоанн в своем Евангелии и в трех соборных посланиях христианского учения о двух основных заповедях Закона Божия – о любви к Богу и о любви к ближнему – вот почему св. Иоанна еще называют «апостолом любви».

    3.4.1.1. указать в Новом Завете места, говорящие о предсказании пришествия Спасителя;
    3.4.1.2. рассказать о земной жизни Спасителя и о двунадесятых праздниках, страстях Господних и Святом Воскресении;
    3.4.1.3. рассказать о призвании апостолов и знать их имена, или знать источники где их можно найти;
    3.4.1.4. рассказать о чудесах в Канне Галилейской, воскрешении Лазаря; насыщении хлебами и изгнании бесов;
    3.4.1.5. рассказать о двух притчах (на выбор): о сеятеле, о богатом и Лазаре, о блудном сыне, о мытаре и фарисее.
    3.4.2. Иметь общее представление о Деяниях апостолов

Слово «евангелие» в свободном переводе с греческого языка означает «благая весть», «благовестие». В текстах Евангелий описываются вся земная жизнь Иисуса Христа, Его деяния и учение.

По сути дела, в более широком смысле слова Евангелие – это весть о спасении рода человеческого и наступлении Царства Божия, провозглашенная Иисусом Христом и доносимая апостолами до всего человечества. Всего известно четыре Евангелия: от Матфея, Марка, Луки и Иоанна, которые признаны Отцами Церкви каноническими (твердо установленными, принятыми за образец).

В первых трех текстах содержится немало параллельных мест, эти тексты также именуются синоптическими (от греческого слова «обозрение») с XVIII века, после того они были изданы в 1776 году в виде Синопсиса, то есть параллельными столбцами. А вот Евангелие от Иоанна существенно отличается от синоптических как по содержанию, так и композиции. Оно было написано на несколько десятков лет позже книг других апостолов-евангелистов с целью дополнить их. Текст Иоанна Богослова представляет теологическое описание Иисуса Христа как вечного Слова и уникального Спасителя человечества.

Об апокрифических евангелиях

Кроме четырех общепризнанных канонических Евангелий, существуют и так называемые апокрифы – тексты, которые Церковь не рассматривает как часть истинного христианского учения, даже если в самих апокрифах и говорится, что автором их был кто-либо из апостолов. Стоит отметить, что апокрифические евангелия появились уже во второй половине II века нашей эры. В отличие от четырех канонических Евангелиях, информация, содержащаяся в апокрифических текстах, не имеет гарантии подлинности. Более того, во многих апокрифах содержатся идеи, которые полностью либо частично противоречат апостольской традиции.

Первоначально слово «апокрифический» означало «тайный», потому что эти евангелические тексты предназначались лишь для особой группы посвященных людей, внутри которой они и циркулировали. И только позднее это слово стало означать «поддельный» и даже «еретический». С течением времени количество апокрифических евангелий все увеличивалось. Объяснить это можно разными причинами.

Во-первых, таким образом пытались заполнить пробелы в изложении подробностей жизни Иисуса, которые оставались в канонических Евангелиях (например, возникли апокрифические евангелия о детстве Иисуса). Также целью авторов этих апокрифов являлась пропаганда их собственного учения среди верующих под видом того, что это были истинные Евангелия, происходящие от апостолов (например, евангелие от Фомы). Это прямо противоречило традиции Церкви.

На основании отрывочных сведений, содержащихся в трудах Отцов Церкви по поводу существующих апокрифов как таковых, а также исходя из ссылок на рукописные источники, известно, что количество апокрифических евангелий превышает пятьдесят. Ориген Александрийский пишет следующее: «У Церкви есть четыре Евангелия, у еретиков их множество» (Проповедь 1 по Евангелию от Луки, с.13, 1802).

Почему запрещены другие евангелия?

Всех же известных евангельских текстов намного больше, их количество исчисляется десятками. Но все они, за исключением упомянутых четырех Евангелий, в разное время были причислены к апокрифическим изданиям, т.е. Святыми отцами Церкви они признаны не соответствующими религиозным канонам. При тщательном анализе и сопоставлении таких текстов большинство из них не выдерживают никакой критики, т.к. приводимые в них факты противоречат каноническим текстам Священного писания. Хотя, конечно, в некоторых из них могут содержаться отдельные достоверные сведения.

О каком количестве евангелий известно на сегодня?

На самом деле точное количество всех апокрифических евангелий неизвестно. По некоторым данным оно составляет порядка несколько десятков текстов. Однако даже если бы точная цифра всех версий Евангелия и была бы известна, она бы постоянно менялась. Дело в том, что древние тексты находят до сих пор. Например, самое старое изложение «Протоевангелия Иакова» было обнаружено только в 1950-х годах, а «Евангелие Иуды» — в конце 70-х годов ХХ века.

Наиболее известные апокрифические евангелия:

  • Евангелие от египтян;
  • Евангелие от ессеев;
  • Евангелие от евреев;
  • Евангелие от евионитов;
  • Евангелие от Петра;
  • Евангелие от Марии;
  • Евангелие от Никодима;
  • Евангелие от Филиппа;
  • Евангелие от Фомы;
  • Евангелие Евы;
  • Евангелие Иуды;
  • Евангелие от Варнавы (средневековая мистификация, написанная с мусульманских позиций);
  • Евангелие детства от Фомы;
  • Евангелие псевдо-Матфея;
  • Евангелие детства;
  • Тайное евангелие от Марка;
  • Протоевангелие Иакова;
  • Тибетское Евангелие;
  • Арабское евангелие детства Спасителя;
  • Учение двенадцати апостолов, или Дидахе;
  • Пастырь Гермы (Ерма);
  • Сказание об Успении Богородицы;
  • Хождение апостола Павла по мукам;
  • Папирус из Оксиринха (неканонический отрывок из синоптиков);
  • Папирус Эджертона (неканонический отрывок из Евангелия от Иоанна).

Три типа апокрифов

Около десятка апокрифов Церковь считает «положительными». Более того, например, по мнению некоторых отцов Церкви, Пастырь Гермы в свое время считался очень ценной и полезной книгой. Недаром он входил в один из первых христианских канонов священных книг. Из этих «положительных», но так окончательно и непринятых Церковью апокрифических текстов, мы знаем о многих событиях (к примеру, подробности об Успении Пресвятой Богородицы), которые не описаны в канонических книгах Нового Завета, но считаются достоверными, т.к. о них свидетельствует Священное Предание.

К таким «положительным» книгам, кроме «Пастыря», Церковь, в частности, относит:

  • Протоевангелие Иакова;
  • Учение двенадцати апостолов, или Дидахе;
  • Евангелие от Никодима;
  • Сказание об Успении Богородицы.

Кроме «положительных» книг среди апокрифов есть и бесспорно «ложные писания», которые имеют сектантское происхождение и способны внести немалое смущение в сердца верующих христиан. Среди них стоит особо выделить откровенные фальшивки:

  • Евангелие от Иуды;
  • Евангелие от Фомы;
  • Евангелие детства;
  • Хождение апостола Павла по мукам.

Это книги, созданные бывшими язычниками, в неполной мере воспринявшими христианское учение. В этих книгах авторы накладывали на евангельскую систему ценностей свои личные различные мировоззренческие представления. По сути дела, вместо того, чтобы смотреть на мир глазами Евангелия, они на само Евангелие продолжали смотреть глазами язычников. В результате такого переосмысления и появился целый ряд апокрифов, в которых можно встретить и идеи Спасителя, и христианские мотивы, но при этом книги наполнены совершенно иным, не евангельским, содержанием.

И все же главную опасность для истинных христиан представляет третий тип апокрифов, которые имеют полностью еретическое, сектантское происхождение. Они создавались разными людьми и в разное время, однако их главная цель – смутить верующих и привлечь их в свои секты. Принцип, как всегда, был очень прост: какая-либо еретическая концепция сознательно облекалась в христианские формы, а получавшиеся в ходе такого «творчества» произведения распространялись под именами известных апостолов и святых. Типичный пример – «Тибетское евангелие».

Фрагмент одного из апокрифических евангелий

Конечно, чаще всего такие подлоги удавалось своевременно обнаружить и предотвратить их хождение среди христиан. Но было немало и таких случаев, когда еретики добивались своего, и им удавалось заманить в свои секты немалое число верующих. Иногда такие апокрифы создавались не путем «придумывания» чего-либо нового, а в результате внесения серьезных правок в уже известные канонические тексты. Так или иначе, но это создавало большие проблемы, поскольку фальшивки зачастую были настолько искусными, что выявить их могли только духовно зрелые, хорошо разбирающиеся в богословских вопросах.

Не изменилась ситуация и в наши дни. Немалое число людей привлекают «сенсационные» тексты, в которых Спаситель и истинное апостольское учение преподносятся несколько иначе, чем в канонических Евангелиях. И тут может возникнуть вопрос: а имеет ли это большое значение? Но недаром существует широко известное выражение – дьявол кроется в мелочах…

. Предисловие к первому изданию – 3_______Введение. Подлинность Евангелий – 7
Варнава – 8
Климент Римский, Игнатий Богоносец – 9
Поликарп, Папий – 11
Иустин Философ – 12
Ириней – 13
Тациан – 14
Климент Александрийский, Афинагор – 15
Феофил, Тертуллиан, Ориген – 16
Василид, Карпократ – 17
Валентин, Птоломей, Гераклион, Маркион – 18
Цельс – 19
Время написания Евангелий – 21
Достоверность Евангелий – 24
Тацит, Плиний Младший, Талмуд, Иосиф Флавий – 31
Чудо воскресения Иисуса Христа – 33
Пророчества об Иисусе Христе – 51
Седмины Даниила – 52
Пророчества Исайи, Михея, Захарии, Соломона, Давида, Моисея – 55
О Боге – 56_______1. Определение года рождения Иисуса Христа – 63
Устройство Иерусалимского храма – 64
Явление ангела священнику Захарии; об ангелах вообще – 66
Молитва Захарии – 67
Рождение Пресвятой Девы Марии и жизнь Ее при храме – 69
Обручение Ее Иосифу. Явление Ей ангела – 70
Путешествие Ее к Елисавете и встреча с нею – 71
Рождение Иоанна – 73
Пророчество Захарии – 74_______2. Родословная Иисуса Христа по Матфею – 76
Сомнения Иосифа и его сон – 77
Перепись и путешествие в Вифлеем – 78
Рождение Иисуса – 79
Поклонение пастухов – 80
Определение дня Рождества Христова – 81
Обрезание Господне – 82
Принесение Младенца Иисуса в храм и встреча Его Симеоном – 83
Возвращение в Назарет; вторичное путешествие в Вифлеем – 84_______3. Прибытие волхвов с востока; значение виденной ими на родине звезды – 88
Беспокойство Ирода – 90
Отправление Иродом волхвов в Вифлеем – 91
Значение вифлеемской звезды; поклонение волхвов Младенцу Иисусу и возвращение их на родину – 92
Бегство Святого Семейства в Египет; избиение Иродом младенцев – 93
Смерть Ирода – 97
Возвращение Святого Семейства из Египта – 98
Жизнь Иисуса в Назарете – 99
Двенадцатилетний Иисус в Иерусалимском храме – 100
Возвращение Иисуса в Назарет и жизнь Его до тридцатилетнего возраста – 102_______4. Состояние евреев перед выходом Иоанна из пустыни; секты фарисеев и саддукеев – 103
Четвертовластники; четвертовластник Лисаний – 104
Появление Иоанна – 105
Впечатление, произведенное им на народ; покаяние и крещение – 106
Обличение Иоанном фарисеев и саддукеев – 107
Советы Иоанна народу, мытарям и воинам – 108
Уверения Иоанна, что он не Христос – 109_______5. Приход Иисуса к Иоанну; крещение Иисуса – 110
Сошествие Святого Духа и голос с неба – 111
Удаление Иисуса в пустыню; о происхождении зла – 113
Диавол не имеет никакой власти над людьми – 116
Искушение Иисуса вообще – 117
Первое искушение – 122
В каком виде приступил искуситель – 123
Второе искушение – 125
Не искушай Господа Бога твоего – 126
Третье искушение – 127_______6. Допрос Иоанна посланными от синедриона; ответы Иоанна и свидетельство его об Иисусе, как Мессии – 130
Появление Иисуса и указание на Него Иоанном, как на Христа-Мессию; свидетельство Иоанна, что он не знал Иисуса – 132
Вторичное, на другой день, появление Иисуса, и указание на Него Иоанном своим ученикам – 133
Первые ученики Иисуса – 134
Призвание Филиппа и Нафанаила – 135
Прибытие Иисуса в Галилею и чудо в Кане – 138
Определение времени крещения Иисуса; сравнение родословных Иисуса по Евангелиям Матфея и Луки и объяснение различия их – 142_______7. Прибытие Иисуса с учениками в Капернаум; определение родства Иисуса с так называемыми братьями Его – 147
Переселение Иисуса с Матерью из Назарета в Капернаум; путешествие Иисуса в Иерусалим на праздник Пасхи – 149
Очищение храма от скота и торговцев; требование от Иисуса знамения – 150
Беседа с Никодимом – 153
Пребывание Иисуса в Иудее – 162
Наставление Иоанна своим ученикам и новое свидетельство его об Иисусе – 164_______8. Заключение Иоанна в темницу – 167
Отшествие Иисуса из Иудеи в Галилею – 168
Беседа Иисуса с самарянкой – 169
Пребывание Иисуса в Самарии – 176_______9. Встреча Иисуса галилеянами – 177
Прибытие в Кану; исцеляющая сила; заочное исцеление сына царедворца – 178
Проповедь Иисуса на берегу озера; чудесный улов рыбы; призвание Петра, Андрея, Иакова и Иоанна – 180
Значение синагоги – 182
О бесноватых вообще – 183
Исцеление бесноватого – 185
Исцеление тещи Симона Петра; впечатление от этих двух чудес – 186
Удаление Иисуса в пустынное место; розыски Его; приход Его в Капернаум; путешествие Его по Галилее – 187
Прибытие Его в Назарет – 188
Проповедь в назаретской синагоге – 189
Изгнание Иисуса из синагоги и намерение назаретян сбросить Его со скалы – 190
Хождение Иисуса по окрестным селениям – 192
Исцеление расслабленного, спущенного с кровли к ногам Иисуса – 193
Призвание мытаря Матфея – 195
Обед у Матфея; осуждение фарисеями Иисуса за общение с мытарями и грешниками; наставление Иисуса по этому поводу – 196
Вопрос учеников Иоанна, почему не постятся ученики Иисуса, и ответ на него – 197
Учение о несовместимости требований Моисеева закона с новыми заповедями – 198_______10. Приход Иисуса на праздник Пасхи (второй) – 200
Исцеление расслабленного у Овечьей купальни – 203
Обвинение фарисеями Иисуса в нарушении закона о субботе – 204
Намерение их убить Иисуса; объяснение Иисуса о равенстве Своем с Отцом – 205_______11. Возвращение Иисуса в Галилею; обвинение фарисеями учеников Иисуса в нарушении закона о субботе (срывании колосьев) – 213
Объяснение Иисуса по этому поводу и ссылка Его на случай с Давидом – 214
Объяснение значения субботы – 215
Исцеление Иисусом в субботу сухорукого – 216
Продолжение объяснения о значении субботы – 217_______12. Избрание апостолов – 220
Исцеление всех собравшихся больных и бесноватых; объяснение силы, исходившей из Иисуса при исцелении больных – 222
Проповедь на горе; общие вопросы о счастье, блаженстве – 223
Учение Иисуса о том, что составляет истинное счастье, блаженство – 224
Необходимость возрождения – 226
Заповеди-блаженства – 226
Уверения Иисуса, что Он пришел не нарушить закон, но исполнить – 244
Различие между законами Бога и законами Моисея – 245
Воспрещение всякого гнева; мнения по этому вопросу отцов Церкви – 247
Невозможность для гневающегося общения с Богом – 250
Последствия разных степеней гнева; необходимость скорее мириться с обиженным – 251
Воспрещение любострастного взгляда на постороннюю женщину (не жену) – 252
Наставление о том, как избегать соблазнов; мнение Иоанна Златоуста о соблазнах, о правом глазе, о правой руке – 253
Учение о браке и разводе; допущение Моисеем развода – 254
Воспрещение Иисусом разводиться, кроме вины любодеяния – 255
Опровержение мнения гр. Л. Н. Толстого о разводе – 257
Воспрещение клятвы – 258
Мнения о клятве апостолов и отцов Церкви – 259
Основы учения Православной Церкви о клятве – 264
О непротивлении злому – 265
Примеры исполнения этой заповеди Самим Христом – 266
Примеры сопротивления злу добром; о противлении злому самим претерпевающим зло – 267
О противлении злому третьими лицами – 268
О противлении злу соединенными силами народа, или о войне – 271
О воинах – 272
Просящему у тебя дай; всякому ли просящему надо давать – 273
Благотворящий бедному взаймы дает Господу – 275
Любите врагов ваших, пример Христа; мнение толстовцев о любви к врагам – 276
Опровержение этого мнения – 277
Возможность достижения человеком совершенств Бога, открытых в Христе-Человеке – 278
Воспрещение творить милостыню напоказ – 278
Воспрещение молиться напоказ – 279
Воспрещение просить в молитве лишнего – 282
Молитва Господня – 283
Воспрещение поститься напоказ; значение поста – 290
Не собирайте себе сокровищ на земле – 291
Никто не может служить двум господам – 292
Не заботьтесь для души вашей, что вам есть и что пить – 293
Не судите, да не судимы будете – 294
Толкование слова «судить» – 295
Опровержение мнения гр. Толстого – 297
Значение судов государственных – 299
О смертной казни – 300
Просите и дано будет вам – 301
Сущность всей Нагорной проповеди – 302
Впечатление, произведенное проповедью на народ – 307_______13. О проказе как болезни – 309
Исцеление Иисусом прокаженного – 310
Исцеление слуги сотника – 312
Христос в доме Симона-фарисея – 314
Покаявшаяся грешница – 315
Притча о двух должниках – 316_______14. Притча о сеятеле – 320
Притча о плевелах – 324
Притча о зерне горчичном – 325
Притча о закваске – 326
Притча о человеке, бросившем семя в землю – 330
Притчи а сокровище, скрытом в поле, об искателе жемчуга и о неводе – 331
Объяснение значения слов: печь огненная; геенна огненная; тьма внешняя; плач и скрежет зубов – 332_______15. Ответы книжнику и двум ученикам – 334
Укрощение бури – 336
Исцеление бесноватых в стране Гадаринской – 337
Исцеление страдавшей кровотечением; воскрешение дочери Иаира – 343
Исцеление двух слепых и немого бесноватого – 347
Воскрешение сына вдовы наинской – 348_______16. Недоумение учеников Иоанна; отправление двух из них Иоанном к Иисусу – 350
Ответ Иисуса посланным – 351
Беседа Иисуса с народом об Иоанне – 352
Сравнение фарисеев и законников с капризными детьми – 356
Укоризна городам галилейским – 358
Призыв трудящихся и обремененных; легкость ига заповедей Христовых – 360_______17. Путешествие Иисуса по окрестным городам и селениям – 362
Отправление апостолов на проповедь; наставления им – 363_______18. Иисус в Капернауме; исцеление бесноватого слепого – 369
Обвинение Иисуса фарисеями в том, что Он изгоняет бесов силою князя бесовского; ответ Иисуса на это обвинение – 370
Требование фарисеями от Него знамения – 372
Отказ в знамении; указание на знамение Ионы – 373
Доказательства пребывания Иисуса в гробу три дня и две ночи – 374
Указание на покаявшихся ниневитян и на царицу Савскую – 375
Притча о злых страстях и пороках, возвращающихся к человеку, временно освободившемуся от них – 376
Приход к Иисусу Матери Его и так называемых братьев – 377_______19. Пир Ирода; пляска Саломии – 379
Умерщвление Иоанна – 380
Дошедшая до Иисуса весть о смерти Иоанна; возвращение апостолов; удаление Иисуса с апостолами на лодке в пустынное место – 381
Чудесное насыщение более пяти тысяч человек пятью хлебами и двумя рыбами – 382
Желание народа провозгласить Иисуса Царем; поспешное отправление Иисусом апостолов в лодке обратно – 384
Возвращение Иисуса к народу; удаление Иисуса на гору – 385. Бедствие апостолов в море; шествие к ним Иисуса по воде – 386
Испуг апостолов; шествие Петра к Иисусу; спасение утопающего Петра – 387
Прибытие в землю Геннисаретскую; исцеление больных на берегу озера; возвращение в Капернаум чудесно насыщенных в пустыне; требование ими знамения от Иисуса – 389
Вера в Иисуса, как необходимое условие для входа в Царство Небесное – 390. Беседа о хлебе жизни – 391
Оставление Иисуса многими учениками – 397
Вопрос Иисуса апостолам, не желают ли и они отойти – 398_______20. Избрание и отправление на проповедь семидесяти учеников; наставления им – 400
Приход к Иисусу книжников и фарисеев – 402
Учение о том, что оскверняет человека – 405
Путешествие в пределы Тирские и Сидонские – 407
Исцеление дочери хананеянки – 407
Возвращение Иисуса в Галилею через Десятиградие – 409
Исцеление глухого косноязычного – 409
Вторичное чудесное насыщение народа – 410
Прибытие Иисуса в пределы Магдалинские; встреча его фарисеями и саддукеями – 411
Требование ими знамения; обличение их в лицемерии; неожиданное удаление Иисуса с апостолами в лодке на другую сторону озера – 412
Беседа о закваске фарисейской и саддукейской; путешествие в Вифсаиду-Юлиеву; исцеление слепого – 413
Вопрос Иисуса, за кого почитают Его люди; объяснение слов Иисуса: На сем камне Я создам Церковь Мою… – 414
Беседа Иисуса с апостолами о предстоящей Ему смерти; просьба Петра быть милостивым к Себе – 417
Призыв Христа взять крест свой и идти за Ним; объяснение слов отвергнись себя – 418_______21. Преображение Господне – 421
Исцеление бесноватого, которого не могли исцелить апостолы – 424
Сила веры – 426_______22. Прибытие в Капернаум; спор апостолов, кто из них больше – 429
Наставление о смирении; рассказ Иоанна о том, как апостолы запретили одному человеку действовать именем Иисуса – 430
Речь Иисуса о соблазнах; пример современных соблазнов безбожием – 431
В каком случае разрешается прервать всякие отношения к ближнему – 434
Значение церковной анафемы; дарование апостолам власти прощать грехи – 435
Сила совместной молитвы; об обязанности прощать согрешившему всегда – 436
Притча о немилосердном должнике – 437
Условность прощения грехов; уплата подати на храм – 440_______23. Приглашение Иисуса так называемыми братьями Его идти в Иерусалим и объявить Себя миру – 442
Прибытие Иисуса в Иерусалим на праздник Кущей; толки о Нем в народе – 443
Удивление иудеев по поводу знания Писания Иисусом, нигде не учившимся; объяснения Иисусом источника всех Его знаний – 444
Приказ первосвященников и фарисеев служителям схватить Иисуса – 445
Призыв Иисусом к Себе всех жаждущих истины – 446
Рассуждения в народе, не Мессия ли Иисус; вмешательство фарисеев в эти рассуждения – 447
Голос Никодима в защиту Иисуса – 448_______24. Грешница пред судом Иисуса – 449
Условность прощения и неосуждения – 451
Речи Иисуса о Себе и о Своем единосущии с Отцом – 451
Вопрос фарисеев: «Кто же Ты?» – 453
Ответ Иисуса; различные переводы и толкования этого ответа – 454
Обличение фарисеев в том, что они сыны диавола и творят волю его – 456
Всенародный вызов Иисуса фарисеям обличить Его в неправде – 457
Намерение фарисеев побить Иисуса камнями – 460_______25. Исцеление слепорожденного – 461
Обличение фарисеев в слепоте – 465
Притча о добром пастыре – 466_______26. Иисус в Вифании; наставление суетившейся Марфе о том, что нужно человеку – 472
Возвращение семидесяти учеников и беседа с ними Иисуса – 473
Беседа Иисуса с законником о заповедях – 474
Притча о милосердном самарянине – 475
Просьба учеников научить их молиться – 476
Наставление о неотступности молитвы – 477
Притча о друге, пришедшем в полночь просить хлеба – 477_______27. Иисус на обеде у фарисея – 478
Обличение фарисеев и книжников – 479
Предостережение учеников от фарисейского лицемерия – 481
Предостережение от любостяжания – 482
Притча о богаче – 483
Наставление быть всегда готовыми к ответу за прожитую жизнь – 484
Притча о рабах, ожидающих возвращения господина своего; притча о благоразумном домоправителе, которому поручено раздавать хлеб слугам – 485
Рассказ о галилеянах, убитых Пилатом – 486
Наставление Иисуса по этому поводу – 487
Притча о смоковнице – 488
Исцеление скорченной женщины; обличение фарисеев в нарушении субботнего покоя – 489_______28. Праздник Обновления; объяснения Иисуса о единосущии Его с Отцом – 490
Покушение фарисеев побить Его камнями – 491
Удаление Его за Иордан – 492_______29. Иисус на обеде у фарисея; исцеление страдавшего водяною болезнью – 494
Притча о званых – 496
О необходимости усилий над собою для вступления в Царство Мессии – 497
Притча о богаче и нищем Лазаре – 498
Просьба апостолов умножить в них веру; о силе веры – 500_______30. Совет фарисеев Иисусу удалиться из владений Ирода – 501
Речь Иисуса о браке, разводе и безбрачии, то есть девстве – 502
Благословение детей – 505_______31. Ропот фарисеев и книжников на Иисуса за общение Его с грешниками – 507
Притчи о заблудшей овце и потерянной драхме – 508
Притча о блудном сыне – 509
Притча о неверном управителе – 512_______32. Последнее путешествие Иисуса в Иерусалим; непринятие Его в Самарии; желание Иакова и Иоанна наказать самарян – 535
Наставление Иисуса по этому поводу; исцеление десяти прокаженных – 536
Вопросы фарисеев о времени наступления Царства Божия; речь Иисуса о Царстве Божием и о Царстве Небесном – 537
Наставление о том, что надо всегда молиться и никогда не унывать – 538
Притча о судье неправедном – 539
Молитвы фарисея и мытаря – 540
Беседа с богатым юношей и апостолами о богатстве – 541
О награде, ожидающей апостолов – 544
Притча о работниках в винограднике – 546_______33. Весть о болезни Лазаря – 549
Прибытие Иисуса в Вифанию – 550
Воскрешение Лазаря – 551
Решение синедриона убить Иисуса – 555
Удаление Иисуса из Вифании в город Ефраим; о других случаях воскрешения мертвых – 556_______34. Беседа Иисуса с апостолами о предстоящих смерти и воскресении Его; просьба Саломии и ее сыновей – 558
Наставление о смирении – 560
Разъяснение Иисуса, что совершение добрых дел составляет обязанность Его последователей – 560
Обращение Закхея-мытаря – 562
Притча о минах – 563
Исцеление слепых в Иерихоне – 566_______35. Иисус в Вифании у Лазаря; помазание Мариею ног Иисуса миром; ропот Иуды – 568
Торжественный въезд Господа в Иерусалим – 569
Предсказание Иисуса о предстоящей гибели Иерусалима – 572
Иисус в храме; удаление Его на ночлег в Вифанию – 573
Возвращение утром в Иерусалим; осуждение бесплодной смоковницы; связь этого осуждения с притчею о смоковнице – 574
Очищение храма от торговцев; речь о значении храма – 575
Исцеление больных, слепых, хромых; восторги присутствовавших при этом детей – 576
Удаление в Вифанию; засохшая смоковница; речь Иисуса о силе веры – 577
О власти чудотворения – 578_______36. Вопрос фарисеев Иисусу, кто дал Ему власть поступать так – 579
Вопрос Иисуса фарисеям об Иоанне Крестителе – 580
Притча о двух сыновьях – 581
Притча о злых виноградарях – 582
Речь о камне, отвергнутом строителями – 583
Притча о брачном пире царского сына – 584
Ответ Иисуса фарисеям о подати кесарю – 587
Сущность всего учения о Царстве Божием – 588
Ответ Иисуса саддукеям о воскресении и будущей жизни – 596
Ответ Иисуса законнику о наибольшей заповеди – 597
Речь Иисуса о Христе: чей Он Сын – 598
Обличение книжников и фарисеев – 599
Лепта вдовы; приход эллинов – 605
Притча о пшеничном зерне, упавшем на землю – 606
Молитва Иисуса и голос с неба — 607_______37. Разговор Иисуса с апостолами о храме и его сокровищах; предсказание о разрушении его – 611
Беседа на горе Елеонской о предстоящем разрушении Иерусалима – 612
Обзор исторических сведений о состоявшемся разрушении Иерусалима и храма – 615
Попытка Юлиана Отступника восстановить храм – 619
Беседа о кончине мира и втором пришествии Иисуса Христа – 620
О дне и часе второго пришествия – 623
Наставление о бодрствовании в ожидании второго пришествия – 624
Притча о слугах и привратнике – 625
Притча о десяти девах – 627
Притча о талантах – 629
Речь Иисуса о Страшном Суде – 631
О вечных мучениях – 633
Совещание в доме Каиафы; предательство Иуды – 635_______38. Иисус в доме Симона прокаженного; помазание головы Иисуса миром – 637
Ропот присутствовавших при этом; речь Иисуса по этому поводу – 638_______39. Приготовление пасхи для Иисуса и апостолов – 639
Приход Его в Иерусалим; спор апостолов, кто из них должен омыть ноги пришедшим на тайную вечерю – 641
Христос омывает ноги апостолам – 641
Сопротивление Петра; «Что Я делаю, теперь ты не знаешь, а уразумеешь после» – 642
Наставление о смирении – 643
Скорбь Иисуса о предателе – 642
Обличение предателя и уход его – 645
Установление таинства евхаристии – 647
Прощальная беседа Иисуса с одиннадцатью апостолами – 648
Окончание тайной вечери – 654
Уход из Иерусалима – 655_______40. Наставление апостолам по пути в Гефсиманию; притча о виноградной лозе – 656
Объяснение выражения «да сбудется сказанное пророками» – 658
Откровение Иисуса апостолам о Своем единосущии с Отцом и обещание послать им Духа Святого – 660
Молитва Иисуса – 666
Предсказание Иисуса о том, что все апостолы в эту же ночь разбегутся, а Петр трижды отречется от Него – 667_______41. Иисус в Гефсиманском саду – 668
Моление Иисуса об отвращении от Него чаши страданий; предположение об искушении Его диаволом – 669
Победа Иисуса над искусителем; скорбь Иисуса о грехах мира – 671
Взятие Иисуса под стражу – 675_______42. Иисус у бывшего первосвященника Анны – 679
Оскорбление Иисуса служителем Анны; Иисус перед судом синедриона в доме Каиафы – 680
Отречение Петра – 683
Издевательства над Иисусом – 685
Вторичное, на рассвете, заседание синедриона; смертный приговор – 686
Появление Иуды, его раскаяние и смерть – 687
Покупка земли у горшечника на деньги, брошенные Иудой – 688
Различные мнения о личности Иуды – 689_______43. Суд Пилата – 690
Отправление Пилатом Иисуса к Ироду – 693
Иисус у Ирода – 694
Вторичный суд Пилата – 695
Бичевание Иисуса – 698
«Се, Человек!» – 699
Вопрос Пилата: «Откуда Ты?» – 700
«Се, Царь ваш!» – 702
Умывание рук Пилатом – 703
Предание Пилатом Иисуса во власть синедриона; смерть Пилата; подражатели его – 704_______44. Об устройстве креста; о совершении казни чрез распятие – 706
Шествие на Голгофу; возложение креста Господня на Симона Киринеянина – 707
Плач женщин, сопровождавших Христа на Голгофу; речь к ним Иисуса – 708
Распятие Иисуса и двух разбойников; надпись на кресте Иисуса; раздел одежды Иисуса – 709
Издевательства над распятым Иисусом – 710
Раскаяние одного из распятых разбойников – 711
Поручение Иисусом Иоанну попечения о Богоматери – 713
Смерть Иуды – 714
Где остальные десять апостолов? – 715
Наступление тьмы – 718
Последние слова Иисуса – 719
Смерть Его – 720
Землетрясение; завеса храма – 721
Прободение бока Иисуса копьем – 722
Снятие тела Иисуса со креста; погребение Его – 723
Приложение синедрионом печати к камню, которым завален был вход в пещеру – 725_______45. Приготовления женщин галилейских к шествию ко гробу Иисуса; примирение кажущегося противоречия в повествованиях евангелистов – 726
Ангел отваливает камень; испуг стражников; приход Марии Магдалины к пещере; поспешный уход ее в Иерусалим к апостолам; приход к пещере остальных женщин – 729
Явление им ангелов – 730
Возвращение их в город – 731
Приход Иоанна, Марии и Петра – 732
Возвращение Петра и Иоанна в Иерусалим; явление воскресшего Христа Марии Магдалине – 733
Явление Христа остальным женщинам; рассказ их об этом апостолам; неверие их в воскресение Иисуса – 735_______46. Явление Иисуса двум ученикам по пути в Эммаус – 737
Явление Иисуса десяти апостолам – 738
Значение маловерия апостолов – 739
Дарование апостолам власти прощать грехи – 742
О свойстве тела воскресшего Иисуса – 743
Другие явления Иисуса – 744
Явление Иисуса одиннадцати апостолам – 744_______47. Явление в Галилее – 746
Восстановление Петра в апостольстве – 748
Почему Господь не явился по воскресении Своем народу и Своим врагам? – 752
Вознесение Господне – 754_______48. Что вы думаете о Христе? – 755_______Приложения:
1. Когда Иуда ушел с тайной вечери? – 803
2. В котором часу был распят Иисус Христос? – 805_______Примечания – 811
Указатель страниц «Толкования Евангелия», на которых помещены рассказы об учении Иисуса Христа, о сказанных Им притчах и о совершенных Им чудесах – 832
Карта Палестины – 834
Оглавление – 835

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *