Азбука здоровья для детей

«Азбука здоровья» — игра для детей с викториной и творческими заданиями

Людмила Кирюхова
«Азбука здоровья» — игра для детей с викториной и творческими заданиями

Цель: Актуализация и расширение знаний школьников о путях сохранения своего здоровья, воспитание осознанной потребности к здоровому образу жизни.

Расширение знаний о значении полноценного питания для формирования детского организма, развитие творческих способностей, корригировать искаженное представление о жизни, обществе, природе, работать над укреплением памяти и преодолением ее дефектов через охранительный режим.

Формирование чувства ответственности за сохранение и укрепление своего здоровья.

Ход мероприятия

I. Вступительное слово.

Приветствую всех, кто время нашел.

На праздник здоровья охотно пришел.

Кто хочет прожить без врачей и таблеток.

Кто бодрый, веселый — их любим за это!

Здравствуйте, дорогие друзья! Я говорю вам «здравствуйте», а это значит, что я всем вам желаю здоровья! Задумывались ли вы когда-нибудь о том, почему в приветствии людей заложено пожелание друг другу здоровья? Наверное, потому, что здоровье для человека — самая главная ценность. К сожалению, мы вспоминаем о здоровье тогда, когда его теряем. Сегодня у нас необычная встреча.

Сегодня вы будете не просто зрителями, вы будете исследователями и в самом конце встречи мы вместе выведем формулу здоровья, а команде необходима четкость, слаженность. Для начала необходимо выбрать капитанов и придумать название команды.

II. Представление команд.

Ведущий: Ребята! Сегодня вы сможете всем показать, как хорошо вы знаете свой организм и доказать, что действительно заботитесь о здоровье. Вы готовы начать игру?

III. Конкурс Разминка. Игра «Да и Нет»

Каша – вкусная еда

Это нам полезно? (Да)

Лук зеленый иногда

Нам полезен дети? (Да)

В луже грязная вода

Нам полезна иногда? (Нет)

Щи – отличная еда

Это нам полезно? (Да)

Мухоморный суп всегда –

Это нам полезно? (Нет)

Фрукты – просто красота!

Это нам полезно? (Да)

Грязных ягод иногда

Съесть полезно, детки? (Нет)

Овощей растет гряда.

Овощи полезны? (Да)

Сок, компотик иногда

Нам полезны, дети? (Да)

Съесть мешок большой конфет

Это вредно, дети? (Да)

Лишь полезная еда

На столе у нас всегда!

А раз полезная еда –

Будем мы здоровы? (Да)

IV.Конкурс. «Отгадай загадку.»

Отгадайте загадку, о каких органах или частях тела идет речь? (Командам по очереди загадываются загадки. Если никто из команды не отгадал, то очередь переходит к следующей команде.)

1. Брат с братом через дорожку живут,

А друг друга не видят. (Глаза.)

2. Всегда он в работе, когда говорим.

А отдыхаем, когда мы молчим. (Язык.)

3. Между двух светил

Я в середине один. (Нос.)

4. Один говорит,

Двое глядят,

Двое слушают. (Язык, глаза,уши.)

5. Красные двери в пещере моей,

Белые звери сидят у дверей.

И мясо, и хлеб– всю добычу мою-

Я с радостью белым зверям отдаю. (Губы, зубы.)

6. Что за обедом всего нужнее?

(Рот)

7. День и ночь стучит оно,

Словно бы заведено.

Будет плохо, если вдруг

Прекратится этот стук.

(Сердце)

8. Ношу их много лет,

А счету им не знаю.

(Волосы)

9. Двое идут,

Двое несут,

Третий говорит. (Ноги, руки, рот.)

10. Оля слушает в лесу,

Как кричат кукушки.

А для этого нужны

Нашей Оле

(Ушки)

V. Конкурс. Викторина «Верю — не верю»

Согласны ли вы, что:

1. Зарядка — источник бодрости? (да)

2. Жвачка сохраняет зубы? (нет.)

3. Молоко полезнее йогурта? (нет.)

4. Ходить босиком полезно для укрепления стопы? (да.)

5. Кактусы снимают излучение от компьютера? (нет.)

6. Бананы поднимают настроение? (да.)

7. Морковь замедляет процесс старения организма? (да.)

8. Недостаток солнца вызывает депрессию? (да.)

9. Летом можно запастись витаминами на целый год? (нет.)

10. Детям до 15 лет нельзя заниматься тяжелой атлетикой? (да.)

11. Взрослые чаще, чем дети, ломают ноги? (да.)

12. Детям достаточно спать ночью 8 часов? (нет.)

13. В организме человека под воздействием солнечных лучей вырабатывается витамин (да.)

VI. Конкурс Всезнайка.

Жил один садовод,

Он развел огород,

Приготовил старательно грядки.

Он принес чемодан,

Полный разных семян,

Но смешались они в беспорядке.

Наступила весна

И взошли семена.

Садовод любовался на всходы,

Утром их поливал,

На ночь их укрывал

И берёг от прохладной погоды.

Но когда садовод

Нас позвал в огород,

Мы взглянули и все закричали:

— Никогда и нигде

Ни в земле, ни в воде

Мы таких овощей не встречали!

Показал садовод

Нам такой огород,

Где на грядках, засеянных густо,

Огорбузы росли

Помидыни росли,

Редисвекла, челук, и репуста.

Назовите правильно, что выросло на грядках. (Огурцы, арбузы, помидоры, дыни, редиска, свекла, чеснок, лук, репа, капуста) .

VII. Конкурс капитанов. «Отвечай быстро»

Ведущий: – Ребята, кто самый смелый и самый сообразительный в ваших командах? Кто отвечает за всех вас? Конечно, это ваши капитаны. А теперь пришла пора сразиться и им.

Взрослый, бросая ребенку мяч, называет цвет, ребенок, возвращая мяч, должен быстро назвать предмет этого цвета. Можно называть не только цвет, но любое и качество (вкус, форму) предмета.

VIII. Конкурс «Заморочки из бочки»

1. В какой стороне тела находится сердце?

2. Если вам необходимо позвонить в милицию, какой номер вы наберете?

3. Если человек сильно болен, что он принимает?

4. Какой орган тела принимает звуковые сигналы?

5. 5. Что нужно сделать после приема пищи?

6. Какого цвета кровь?

7. Можно ли дразнить на улице собак? Почему?

8. Вы пришли в лес. Как надо себя вести? Что нельзя делать в лесу?

9. По какому номеру телефона мы звоним в «скорую помощь»?

10. У человека много друзей, но главные: солнце, воздух и?

IX. Конкурс “КРОССВОРД”

Ведущий: А теперь, ребята, вам предстоит продемонстрировать свои знания. Попробуйте разгадать кроссворд.

Каждой команде раздается на листах кроссворд.

По горизонтали

2. Приспособление для катания по снегу

4. От рождения до смерти

6. Передвижение по поверхности воды

7. Сочный съедобный плод деревьев

9. На каком уроке нужно быть в форме

10. Главное достоинство рук фокусника

11. «с» в лимоне

13. Занятие с целью совершенствования каких-либо навыков, умений.

15. То, чем все дышат

16. Течет из крана

По вертикали

1. Иньекция против заразной болезни

3. Обувь фигуристки

5. Обливание ледяной водой

7. Спортивная командная игра с мячом на специальной площадке, в процессе которой игроки каждой из двух команд ударами ног стремятся забить мяч в ворота противника

8. Наука об окружающей среде

12. Утренняя настройка тела

14. То, что дает нам корова

X. Артистический конкурс.

Каждая команда должна инсценировать сказку «Курочка Ряба», если она:

1. комедия

2. мелодрама

3. фильм ужасов

У какой команды это интереснее получится, та и победила

XI. Конкурс.. «ФОРМУЛА ЗДОРОВЬЯ»

Ведущий: И завершим наш КВН мы самым интересным, но и самым сложным конкурсом – конкурсом эрудиции. Сосредоточиться, подумать, не торопиться – вот что вам необходимо сейчас расшифровать каждую букву слова «Здоровье».

ЗДОРОВЬЕ — это.

Закаливание, зарядка

Движение, деятельность, доброта, дружба

Опрятность, организованность

Развитие, разнообразное, рациональное питание

Отдых

Витамины

Ь (свой вариант)

Естественность

XII. Итог игры.

Ведущий: Все, ребята, молодцы! Показали, что, действительно, знаете свой организм и знаете, как сохранить его здоровым! Желаю вам всем быть здоровыми!

Я желаю вам, ребята,

Быть здоровыми всегда,

Но добиться результата

Невозможно без труда.

Мы открыли вам секреты

Как здоровье сохранить.

Выполняйте все советы,

И легко вам будет жить

А теперь подведем итоги и посмотрим, кто у нас победитель!

(Подсчитываются баллы. Объявляются победители.)

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Шмакова Нелли Витальевна
Воспитатель IKK МБДОУ «Центр развития ребёнка — детский сад № 60», г.Северск, Томской области

Цель:
Формировать у детей понятие, что такое здоровье человека и здоровый образ жизни.

Задачи:
1. Уточнять и расширять представления о понятии «здоровый человек».
2. Развивать умение понимать схематическое изображение человека, его движений, точно выполнять заданные упражнения.
3. Дать знания о здоровье через народную мудрость в пословицах.
4. Закрепить знания детей о пользе витаминов, их значении, взаимосвязи питания и здоровья.
5. Закреплять умение составлять из части целое.
6. Формировать у детей навыки личной гигиены.
7. Воспитывать желание вести здоровый образ жизни.

Материал и оборудование:
Сундучок, кроссворд, загадки, перечень вопросов к словесной игре на картинках, схемы к малоподвижной игре «Человечки», яблочко-пазл с пословицами, мешочек в продуктами, карточки с витаминами и стихами, зеркало, вырезанные из листа «зеркала», фломастеры, карандаши, музыка.

Ход:

Воспитатель: Ребята, оглянитесь вокруг. Посмотрите на атрибуты, которые я сегодня приготовила.
Как вы думаете, какой теме будет посвящено наше мероприятие? (ответы детей)
Воспитатель: У нас сегодня в группе появился сундучок!

На нём написано:
«Чудесный сундучок мудрых вещей для старших ребят!»

Посмотрим! Да тут столько интересных предметов! Для чего они нам?

Воспитатель достаёт из сундучка пожелание.

Воспитатель: Ребята нам предлагают сделать зарядку!
Пожелание из сундучка:
Веселые движения
Полезные движения
Кто ими занимается,
Достоин уважения
Кто ими занимается,
Здоровья набирается
А, кто не занимается-
С болезнями намается.
Ребёнок достаёт из сундучка кроссворд.

Воспитатель: Вы знаете, что такое кроссворд? (Это задачи – думалки).
Нужно подобрать слова по заданным условиям. А условия здесь загадки! Слушаем внимательно и отгадываем слова в клеточках.

1.Я увидел свой портрет.
Отошел — портрета нет.
И сияет, и блестит,
Никому оно не льстит, —
А любому правду скажет —
Всё как есть ему, покажет.
(зеркало)

2. Дождик теплый и густой,
Этот дождик не простой:
Он без туч, без облаков
Целый день идти готов .
(душ)

3.Ускользает, как живое,
Но не выпущу его я.
Белой пеной пенится,
Руки мыть не ленится!
(мыло)

4. Хожу, брожу не по лесам,
А по усам, по волосам,
И зубы у меня длинней,
Чем у волков и мышей.
(Расческа)

5. Резинка – Акулинка
Пошла гулять по спинке.
А пока она гуляла,
Спинка розовая стала.
(мочалка)

6. Я не море и не речка,
Я не озеро, не пруд,
Но как утро или вечер –
Люди все ко мне бегут.
(ванна)

7. Серебряная труба,
Из трубы – вода,
Вода бежит и льётся
В белизну колодца,
На трубе – два братца,
Сидят да веселятся.
Один в кафтане красном,
Второй – в голубом,
Оба друга-брата
Заведуют водой.
(умывальник)

8.Костяная спинка,
Жесткая щетинка,
С мятной пастой дружит,
Нам усердно служит.
(зубная щетка)
Воспитатель:
Подведём итог, прочитаем слово в красной полоске, по вертикале!
Это слово — «здоровье».
И кроссворд рассказал нам, о чём хотят рассказать в сундучке предметы (о здоровье), чему научить (быть здоровым)!

Ребёнок достаёт из сундучка книгу.

Воспитатель:
Что же это за книга странная, картинки есть, а текст не весь!

Словесная игра «Я начну, а ты продолжи!»
(В кругу с передачей мяча)

1. Здоровый человек – это…
2. Мое здоровье…
3. Иногда я болею, потому что…
4. Когда я болею, мне помогают…
5. Когда у человека что – то болит, то он…
6.Когда я думаю о своем здоровье, то мне хочется…

Ребёнок достаёт из сундучка схемы человечков для подвижной игры.

Воспитатель:
Под музыку вы двигаетесь, как хотите. Когда музыка закончится, вы принимаете позу удивительного человечка.

Малоподвижная игра «Человечки» (схемы)
(Показ детьми движений по изображениям на карточках).

Пожелание из сундучка:
Чтобы вам не болеть
И не простужаться,
Вы зарядкой всегда
Должны заниматься.

Ребёнок достаёт из сундучка яблоко-пазл.

Воспитатель:
Это волшебное яблочко для здоровья. Кто его части соберёт, все его мудрости поймёт, тот здоровье обретёт.

Развивающая игра: «Яблочко-пазл для здоровья!»
(Нужно собрать из кусочков яблочко, пояснив пословицы).

«Здоровье не купить». (Здоровье дано нам природой, если человек теряет его, то вернуть его будет очень трудно, придется много лечиться).

«Болезнь человека не красит». (Больной человек всегда плохо выглядит, становится раздражительным, капризным).

«Здоров будешь — все добудешь». (Здоровый человек всего добьётся, со всеми делами справится).
Пожелание от сундучка:
«Вот и яблочко спелое для здоровья советами полезное. Советы соблюдайте, здоровье сохраняйте!»

Воспитатель: Давайте эти пословицы положим в нашу копилку знаний и будем ими пользоваться всегда.

Ребёнок достаёт из сундучка карточки с витаминами к продуктам.

Воспитатель:
А ещё что полезно для здоровья человеку? (Кушать)
Отгадай, назови и расскажи. (Выставляем карточки с витаминами к продуктам)

Игра «Витаминный мешочек»
(В мешок кладут фрукты, овощи. Ребёнок определяет на ощупь предмет, называет, достаёт его и вместе с воспитателем рассказывает о витаминах в этом фрукте или овоще).

На мешочке:
Чтобы быть всегда здоровым
Надо многое узнать
И как правильно питаться
Витамины получать!
Бананы, зерна злаков, печень
Тебе советуют все есть.
И в хлебе грубого помола
Есть ценный витамин …(В6)

Все виды масел так полезны,
И я советую тебе:
Употребляй почаще в пищу
Продукты с витамином…(Е)

Рыба, яйца, мясо свинки
Содержат очень много…(цинка)

Петрушка с щавелем полезны-
Известно вам, как дважды два.
В рябине, луке, облепихе
Есть витамины группы…(А)

В черной смородине,
шиповнике, лимоне —
Полно…(С) витамина,
Полезен он, ребята всем,
От ОРЗ и ГРИППА!

Если хочешь быть здоровым
И в кровати не валяться —
Ешь говядину и творог:
Они содержат…(В12)

Пожелание от сундучка:
Пожелаю Вам ребята
Пить лишь соки и нектары,
Есть арбузы и бананы,
Яблоки, изюм и киви,
Манго сладкое и дыни.
Не болейте, улыбайтесь!
Быть здоровыми старайтесь!

Ребёнок достаёт из сундучка цветок-ромашку.

Малоподвижная игра «Покажи, что говорю»
(На лепестках ромашки написаны словесные сигналы.
Выполнение детьми движений по словесному сигналу, соблюдая правила).

Нужно трудиться
Мало двигаться
Соблюдать чистоту
Закаляться
Лениться
Делать зарядку
Есть много сладкого
Радоваться жизни
Улыбаться
Болеть
Заниматься физкультурой
Грустить
Много гулять
Слушаться родителей
Редко умываться
Одеваться тепло
Дружить
Ребёнок достаёт из сундучка зеркало.

Воспитатель:
А зачем здесь зеркало и как оно может помочь здоровью?

Игра «Зеркало души»
(Изобразить черты лица с улыбкой. Посмотреться в «зеркало» и «увидеть в нём своё отражение»).
На зеркале:
Ты не грусти, а улыбайся,
Смотри на вещи веселей,
И от меня ты не скрывайся,
Со мной ведь и смешней, и здоровей…

Воспитатель:
И правда, когда улыбаешься, настроение улучшается, а раз становиться ладно, то и здоровью славно. Улыбнитесь друг другу.

Давайте нарисуем своё замечательное настроение в «зеркале» и мы всегда сможем смотреться в него и повторять свою улыбку, а значит укреплять своё здоровье! Можно будет поделиться улыбкой с окружающими, чтоб все были здоровы.

Пожелание от сундучка:
Улыбайся каждый день – чтоб не зря был прожит день.

Во время работы звучит песня «Улыбка».

От улыбки хмурый день светлей,
От улыбки в небе радуга проснется.
Поделись улыбкою своей,
И она к тебе не раз еще вернется!
Будьте здоровы и не забывайте дарить хорошее настроение своим друзьям, родным и близким!!!

< Предыдущая

Здоровье детей в современном мире

Надежда Петрова
Здоровье детей в современном мире

Здоровье – это важнейшая составляющая благополучия человечества, одно из важнейших прав человека, а также одно из условий успешного социального и экономического развития любой страны. Реформы в системе здравоохранения, уменьшение профилактической работы, безграмотность современных родителей негативно повлияли на здоровье детей. Наблюдая за детьми и их родителями у себя в детском саду, мы убедились, что большинство семей ведут нездоровый образ жизни. Они мало двигаются и бывают на свежем воздухе, неправильно питаются, имеют вредные привычки. А дети, как известно, повторяют за своими родителями. Жизнь в современном мире предъявляет высокие требования к состоянию здоровья людей и особенно маленьких детей. Сегодня проблема здоровья особенно остро встает в дошкольном и школьном возрасте. Рождение больных детей не только медицинская проблема, но социальная и педагогическая. Именно в детстве можно привить ребенку полезные привычки, которые останутся на всю его жизнь.

По данным НИИ гигиены и профилактики заболеваний детей за последние десятилетия ситуация ухудшилась. К тому же снизилось количество детей с первой группой здоровья. Даже у себя в детском саду я наблюдаю эту статистику: на 25 детей в группе только один — двое детей имеют первую группу здоровья. Увеличилось количество детей, имеющих какие-либо отклонения в состоянии здоровья (вторая группа здоровья, и с хроническими заболеваниями (третья группа здоровья).

На наш взгляд, центральной проблемой современной системы общего образования является реализация образовательных стандартов без потерь здоровья детей. Если здоровый образ жизни – это управление здоровьем посредством привития адекватного поведения, то, несомненно, данная область деятельности становится кругом профессиональных интересов и компетенции педагогов. Учитель или воспитатель помогают индивиду обрести необходимую мотивацию, основанную на его потребностях, и, давая свободу выбора, а также предоставляет возможность получения необходимых знаний и умений.

Здоровье каждого из нас закладывается с малых лет. Организм ребенка гораздо чувствительнее к влиянию окружающей среды, чем у взрослого человека. От общего здоровья ребенка зависит его работоспособность, выносливость, сила, умственное развитие, прочность знаний, а также духовная жизнь.

В первые годы жизни ребенка происходит интенсивный рост и развитие всех систем организма. Малыш рождается с набором определенных наследственных свойств и качеств. Но это является лишь базой развития, а важнейшими факторами являются окружающая среда и воспитание ребенка с первых дней его жизни.

Воспитывая у детей потребность в активности, сам педагог, прежде всего, показывает пример положительного отношения к спорту. А также дети смотрят на своих родителей – ведь, чтобы привить потребность в движении, нужен комплексный подход к проблеме. Участие родителей в спортивных праздниках и досугах играет большую роль: именно в таких семьях вырастают здоровые, любящие спорт люди, будущее нашей страны.

Именно в дошкольном возрасте закладываются прочные основы здоровья, которые влияют на развитие личности ребенка. В современных условиях жизни нашим детям предъявляются слишком высокие требования, выполнять которые могут только здоровые дети. Соблюдение здорового образа жизни оказывает влияние на все стороны развития личности: физическое, психическое, нравственное и духовное здоровье. Потребность человека вести здоровый образ жизни, выработанный с детства, определяют всю его дальнейшую жизнь.

Таким образом, основной задачей укрепления здоровья детей является формирование у них представлений о здоровье и здоровом образе жизни, так как это становится условием для эффективного развития детей, а также обеспечения их нормальной жизни в современном мире.

12 условий крепкого здоровья малыша

Первые кирпичики в фундамент здоровья будущего малыша необходимо закладывать еще за девять месяцев до его рождения, а также в течение первых лет его жизни. Нельзя, конечно, сбрасывать со счетов значение генетического фактора – многое зависит от того, какие гены кроха получит от своих родителей, однако ответственность поведения и правильность их действий имеет столь же немаловажное значение.

12 шагов к здоровью ребенка

  1. Правильно, грамотно и заблаговременно готовьтесь к будущей беременности. Это — первый шаг к здоровью крохи. Действия большинства молодых людей отличаются спонтанностью и скоропалительностью принятия решений: «нужна мебель – пошли и купили», «вышли в отпуск – наутро назначен перелет». Привыкнув действовать подобным образом, многие женщины не готовятся к беременности и совершенно не знают, что делать, оказавшись в «интересном положении». Поскольку чаще всего женщина узнает о своей беременности к исходу 6-8 недели, многие очень важные действия по обеспечению здоровья будущего ребенка оказываются так и не сделанными. Поэтому каждой женщине, которая потенциально может стать матерью «уже сегодня», хочется дать несколько очень важных советов. Чтобы родить здорового малыша, будущим родителям необходимо вести здоровый образ жизни и сдать ряд анализов, сдайте вместе с мужем анализ на инфекции, передающиеся половым путем, и при необходимости проведите лечение. Для того чтобы снизить риск вероятных пороков развития плода, будущей матери необходимо принимать фолиевую кислоту. Столь же желательна и противогриппозная вакцинация. Сделав такую прививку, женщина на весь срок беременности надежно защитит и себя, и своего ребенка от действия вируса. Даже после рождения малыша защитное действие этой прививки будет распространяться на него через материнское молоко.
  2. После наступления беременности сделайте свой образ жизни щадящим. Это отнюдь не значит, что с этого момента будущая мамочка должна полдня проводить в кровати. Физические нагрузки необходимы и ей, и ее будущему ребенку, просто они должны стать несколько иными. Любимым пробежкам по душным супермаркетам лучше предпочесть неспешную прогулку по тихому парку (пешая ходьба на свежем воздухе, являющаяся отличной тренировкой для мышц и кровеносных сосудов и насыщающая кислородом каждую клеточку, подготовит материнский организм к родам). Собираясь пойти в кинотеатр, будущая мать должна хорошо подумать, что для нее важнее: кратковременное удовольствие или здоровье будущего крохи (ведь в большом кинозале наверняка найдутся переносчики опасных вирусов и бактерий: стафилококков, туберкулезной палочки, гриппа, стрептококков). Иногда инфекция (например, краснуха или герпес), подхваченная в людном месте, становится причиной выкидыша или внутриутробной смерти плода. Так же ответственно следует подойти и к выбору мест для проведения долгожданного отпуска. От поездок в целый ряд экзотических стран (особенно островных государств типа Мальдив, Цейлона или Гоа), изобилующих редкостными инфекциями и паразитами, паре, ожидающей появления ребенка, лучше отказаться.
  3. Рожайте естественным путем. Здоровая женщина должна рожать самостоятельно, а не посредством кесарева сечения. К сожалению, эта операция, не так давно проводимая строго по медицинским показаниям, в наши дни выполняется неоправданно часто («по договоренности с доктором»). Естественные роды в первую очередь необходимы для самого ребенка. В процессе прохождения через родовые каналы происходит мощнейшая активация детского организма, заставляющая его вырабатывать большое количество гормонов (норадреналина и адреналина), защищающих плод от гипоксии и подготавливающих его к контакту с непривычной внешней средой, столь отличной от условий, окружавших его внутри маминого животика. Операция кесарева сечения, противоестественным образом сокращающая время перехода младенца из одной среды в другую до промежутка в несколько секунд, является огромным стрессом для него и далеко не безвредна для здоровья.
  4. Только что родившая женщина должна настоять на том, чтобы извлеченного из утробы ребенка (еще не обтертого от смазки и не завернутого в пеленку) сразу же приложили к ее груди. Это действие предназначено для активации сразу двух чрезвычайно важных процессов: сосательного рефлекса у новорожденного и начала лактации у матери. Молозиво, выделяющееся из ее груди в первые дни после родов, является идеальным продуктом для питания ребенка. Содержащее большое количество белков и антител, оно подготавливает пищеварительную систему младенца к грудному молоку и активизирует его иммунитет. Компоненты молозива оказывают послабляющее действие, помогающее кишечнику новорожденного вывести первородный кал – меконий.
  5. Кормите ребенка грудью. Обязательное грудное вскармливание хотя бы до полугода – надежный гарант правильного развития и отличного здоровья грудного младенца. Об этом неустанно твердят все здравомыслящие специалисты, это должна усвоить каждая любящая мама. Именно от нее зависит, насколько продолжительным будет период грудного вскармливания, поскольку лучшим лактогонным средством, именуемым «доминантой лактации», является материнская убежденность в том, что она может и должна кормить грудью своего кроху. Если на подсознательном уровне такой убежденности нет, молоко или вовсе не появится, или очень быстро пропадет. Убедив себя в том, что грудное вскармливание является обязанностью перед малышом, каждая мама должна настроить себя на необходимость сделать его максимально продолжительным. Этот нелегкий труд непременно обернется крепким здоровьем крохи, не страдающего ни от аллергических реакций, ни от частых простуд и всевозможных инфекций (советы кормящим мамам о ГВ).
  6. Гуляйте с ребенком не менее двух раз в день по полтора- два часа, помня при этом о том, что хождение с коляской вдоль оживленной автомагистрали или посещение магазинов с крохой на руках или в слинге не имеет к прогулке никакого отношения. Лучшим местом для прогулки является спокойный зеленый дворик или чистый городской парк. Прогулка в месте, лишенном каких-либо развлечений, может показаться скучноватой для мамы, но для здоровья малыша она имеет поистине бесценное значение (а разве не к этому следует стремиться в первую очередь?).
  7. Позаботьтесь о своевременном выполнении профилактических прививок, ревакцинации и проб Манту: это святая обязанность ответственных и грамотных родителей. Самые первые прививки (БЦЖ и от гепатита B) новорожденному должны быть сделаны еще во время его пребывания в роддоме. Отказываясь прививать своего ребенка, мама должна сознавать, что тем самым она подвергает риску не только его здоровье, но и саму жизнь (календарь прививок).
  8. Обращаясь за медицинской помощью, никогда не скрывайте от врачей истинную картину происшедшего с ребенком. В практике любого педиатра немало случаев, когда жизнь малыша оказывалась на волоске от гибели из-за того, что его родители боялись признаться в том, что уронили кроху или накормили его «лакомством» (например, полезно и вкусной черной икрой), которого не должно быть в детском рационе. Правдивый рассказ о событии, предшествовавшем плохому самочувствию малыша, поможет доктору быстро поставить правильный диагноз и оказать ему квалифицированную помощь.
  9. Не игнорируйте ежемесячных медицинских осмотров своего малыша педиатром и целым рядом специалистов (в соответствии с предписанным графиком). Они необходимы для того, чтобы, выявив у ребенка наличие каких-либо отклонений со стороны здоровья, врач мог своевременно назначить соответствующее лечение. Родительская беспечность чревата потерей драгоценного времени: какой-либо дефект (например, врожденный вывих бедра), коррекция которого в младенческом возрасте не составила бы особых проблем, позже исправить будет значительно сложнее.
  10. Строго соблюдайте правила введения прикорма. Ни о каких кондитерских и колбасных изделиях в питании малыша не может быть и речи (в российских семьях это иногда встречается). Развитие ферментативной системы – процесс постепенный, поэтому несвоевременное введение продуктов со взрослого стола в питание крохи может закончиться расстройством пищеварения, дискинезией кишечника, а в особо запущенных случаях – так называемым заворотом кишок (кишечной инвагинацией) и даже летальным исходом (о первом прикорме).
  11. Никогда и ни в чем не следуйте советам непрофессиональных ведущих псевдомедицинских программ, показываемых на центральных телевизионных каналах: это может причинить непоправимый ущерб здоровью маленького ребенка, поэтому руководствоваться ими не стоит ни в коем случае. Со всеми вопросами, касающимися здоровья крохи, необходимо обращаться к квалифицированному специалисту.
  12. Доверяя врачам, никогда не перекладывайте на них всю полноту ответственности за своего ребенка. Все действия заботливых родителей, прислушивающихся к полученным медицинским рекомендациям, должны быть направлены в первую очередь на то, что действительно полезно и необходимо их крохе.

Если у ребенка

  • Насморк. Можно отсосать слизь с помощью аспиратора или собственным ртом, промыть носовые ходы физраствором или закапать носик грудным молоком (как лечить насморк у новорожденного);
  • Начал слезиться или загноился глазик. Смочив физраствором ватный тампон, можно промыть глаз от внешнего уголка к внутреннему. Нагноение только одного глаза – тревожный симптом, который может свидетельствовать о непроходимости слезного канала. Детский офтальмолог быстро устранит проблему путем его зондирования;
  • Повысилась температура; ребенок горячий на ощупь. Раздев малыша, его быстро обтирают влажным полотенцем и оставляют в тонкой распашонке. После этого можно сделать клизму, используя кипяченую воду комнатной температуры. К паховым впадинам и к подмышкам можно приложить бутылочки, наполненные такой же водой. Если температура поднимется выше 38,5 градусов или на ее фоне появятся судороги, следует дать крохе детский ибупрофен или парацетамол и немедленно вызвать скорую помощь. Если ручки и ножки малыша, несмотря на высокую температуру, продолжают оставаться ледяными, необходимо сначала их согреть, хорошенько растерев каждый пальчик (после массажа можно даже надеть варежки и носочки). После этого можно выполнить все вышеописанные действия (как сбить температуру грудничку);
  • Сухая кожа (на фоне атопического дерматита) или опрелости. Малышу помогут частые купания и тщательное очищение кожных складок тампоном, пропитанным простерилизованным детским маслом.
  • Апатичное состояние, вялость, длительное отсутствие аппетита, наличие сыпи (в виде мелких пятнышек, напоминающих подкожные кровоизлияния), непрекращающийся пронзительный крик – все эти симптомы являются показаниями к вызову врача или к немедленной госпитализации ребенка.

Здоровье малыша — главная ценность, о приумножении которой должны заботиться любящие родители. Соблюдение простых правил, изложенных в материалах нашей статьи, поможет им обеспечить оптимальные условия, необходимые для реализации этой нелегкой, но чрезвычайно важной задачи.

ЧИТАЕМ ТАКЖЕ: Самые распространенные болезни, недуги и проблемы новорожденных детей (МИНИ СПРАВОЧНИК)

Хотите первыми читать наши материалы? Подписывайтесь на наш телеграм-канал

Журнал здоровья детей ДОУ

Анна Медведева
Журнал здоровья детей ДОУ

СПИСОК ДЕТЕЙ

п/п

№ ФАМИЛИЯ ИМЯ РЕБЕНКА РОСТ НАЧАЛО ГОДА ВЕС НАЧАЛО ГОДА РОСТ КОНЕЦ ГОДА ВЕС КОНЕЦ ГОДА

ДИСПАНСЕРНАЯ ГРУППА

п/п

№ ФАМИЛИЯ ИМЯ РЕБЕНКА ДИАГНОЗ РЕКОМЕНДАЦИИ

Основные размеры столов и стульев для детей младшего и раннего возраста и дошкольного возраста

Группа роста

детей (мм) Группа мебели Высота стола Высота стула

До 850 00 340 180

Свыше 850-1000 0 400 220

С 1000-1150 1 460 260

С 1150-1300 2 520 300

С 1300-1450 3 580 340

С 1450-1600 4 640 380

ПОСАДКА ЗА СТОЛЫ

1 СТОЛ 2 СТОЛ

1 9

2 10

3 11

4 12

5 13

6 14

7 15

8 16

3 СТОЛ 4 СТОЛ

17 25

ПЛАН ЗАКАЛИВАЮЩИХ ПРОЦЕДУР

1. Проветривание игровых и спальни в течении года.

2. Облегченная одежда:

• -в летнее время хождение босиком, в трусиках;

• -в осенне-зимний период:

-для девочек-лёгкое платье с коротким рукавом, носочки;

-для мальчиков-рубашка с коротким рукавом, шорты, носки.

3. Умывание детей из-под крана водой круглый год (лицо, шея, руки до локтя).

4. Мытьё ног в весенне-летний, осенний период.

5. Воздушные ванны:

• Летом-сон без маек;

• Зимой-во время раздевания и одевания перед и после сна.

6. Прогулки на свежем воздухе.

7. Ходьба по полу босиком.

8. Санация ротовой полости.

9. Коррегирующяя гимнастика после сна.

10. Полоскание полости рта.

11. В жаркое время года общие гигиенические ванны, игры с водой при t +26 C; + 28 С.

Босоножье

К босоножью допускаются только здоровые дети.

Первые 7-10 дней ходят в носках, следующие 7-10 дней носки снимают на 3 минуты. Последующие каждые 2 дня каждый раз прибавляем по 1-2 минуты ходьбы босиком. Постепенно время пребывания босиком доводят до 40-45 минут.

Гимнастика после сна

Проводится в постели (для рук, ног, потягивания)-ежедневно.

Планирование закаливающих процедур в ДОУ

Согласно Методическим рекомендациям по закаливанию детей в дошкольных учреждениях, утвержденных Минздравом СССР 16.06.1980 № 11-49/6-29, ответственность за правильную организацию работы по закаливанию детей несут директор и врач, обслуживающий дошкольное образовательное учреждение.

Все применяемые в ДОУ оздоровительные методики должны утверждаться врачом-педиатром, а процедуры закаливания проводиться под контролем медицинского работника.

Перед началом закаливающих процедур необходимо получить письменное согласие родителей каждого ребенка на проведение закаливания.

При организации закаливающих процедур в ДОУ важно выполнять следующие рекомендации.

Перед началом закаливающих мероприятий воспитатель проводит беседу с дошкольниками о пользе закаливания. Медицинский работник беседует с родителями воспитанников, разъясняет им необходимость, цели и задачи подобных мероприятий.

Составляется комплексный план закаливающих процедур (приложение 1, который утверждается врачом-педиатром и директором ДОУ.

Ежедневные закаливающие процедуры проводятся только после осмотра ребенка медицинским работником, соответствующая отметка делается в Журнале допуска к закаливающим процедурам (табл. 1)

В процессе закаливания строго соблюдаются последовательность в наращивании объема интенсивности воздействия согласно Комплексному плану закаливающих процедур.

Таблица 1

Журнал допуска к закаливающим процедурам

Ф. И. О. ребенка Год рождения Данные осмотра (температура тела, самочувствие, эмоциональное состояние, зев и др.) Отметка о допуске к процедуре Подпись медицинской сестры

Если ребенок пропустил этап закаливания по причине заболевания, то после полного выздоровления процедуры возобновляются с самого начала.

Закаливание проводит воспитатель, ознакомленный с рекомендациями и Комплексным планом закаливающих процедур, под контролем медицинского работника. Данные о состоявшемся мероприятии заносятся в Журнал контроля за проведением закаливающих процедур (табл. 2).

Таблица 2

Журнал контроля за проведением закаливающих процедур

Дата Группа Вид закаливания Температура воды Время процедуры Подпись медицинской сестры

Медицинский работник измеряет температуру воды градусником в ковше, корректирует температуру воды до необходимой нормы согласно Комплексному плану закаливающих процедур.

Пока воспитатель проводит процедуру закаливания, дети находятся в группе под наблюдением помощника воспитателя.

Медицинская сестра проверяет четкость и тщательность проведения процедур, следит за самочувствием и реакцией детей.

Температурный режим при проведении закаливания приведен в приложении 2.

Для организации закаливающих процедур в помещении – групповой комнате, душевой и т. д. необходимо следующее оборудование:

детская мебель (стулья);

банкетка

лесенка, стремянка;

коврики – резиновые, шерстяные, фланелевые, махровые;

ванна-душевая с деревянной решеткой (ребристой доской) на дне;

ковш для контроля температуры в душевом шланге;

термометр водяной, предназначенный для контроля температурного режима воды;

индивидуальные полотенца, промаркированные для каждого ребенка, по 2 шт.

Приложение 1

Комплексный план закаливающих процедур

Неделя Средство Темпера-тура, оС Состав воспитанников Время сеанса, мин. Периодичность

Подготовительный период

5-6 Ванны воздушные 21 и выше Все группы 3-4

10 2-3 раза в день

3-6 Мытье ног перед ночным сном 32 Санаторная группа, дети 5-6 лет 1

2 Ежедневно

1-6 Мытье рук и лица холодной водой из крана 30 Все группы 1 Ежедневно по утрам

1-6 Ходьба босиком по гимнастической дорожке 26 Все группы 1-2 Ежедневно после дневного сна

5-6 Обливание стоп 32

30 Подготовительная группа, дети 6-7 лет 0,5

1,5 Ежедневно после дневного сна

Основной период

11-12 Ванны воздушные 20 и выше Все группы 5

10 2-3 раза в день

7-12 Мытье ног перед ночным сном 31 Санаторная группа, дети 5-6 лет 2 Ежедневно

7-12 Мытье рук и лица холодной водой из крана 29 Все группы 1 Ежедневно по утрам

7-12 Ходьба босиком по гимнасти-ческой дорожке

25 Все группы 1-2 Ежедневно после дневного сна

11-12 Обливание стоп 31

29 Подготовительная группа, дети 6-7 лет 1

1,5

2 Ежедневно после дневного сна

Заключительный период

17-18 Ванны воздушные 19 и выше Все группы 8

10-11 2-3 раза в день

15-18 Мытье ног перед ночным сном 30 Санаторная группа, дети 5-6 лет 1

2 Ежедневно

13-18 Мытье рук и лица холодной водой из крана 28 Все группы 1 Ежедневно по утрам

13-18 Ходьба босиком по гимнасти-ческой дорожке 24 Все группы 1-2 Ежедневно после дневного сна

17-18 Обливание стоп 19 и выше Подготовительная группа, дети 6-7 лет 0,5

1,5 Ежедневно после дневного сна

Приложение 2

Минздрав СССР

Методические рекомендации

16.06.1980 № 11-49/6-29

Методические рекомендации по закаливанию детей в дошкольных учреждениях

При проведении местных и общих воздушных ванн рекомендуется следующая температура воздуха в помещении:

Воздействующий фактор Возраст Местные воздействия Общие воздействия

Начальная температура Конечная температура Начальная температура Конечная температура

Воздух До 2 лет +23оС +20-18оС +23оС +21-20оС

2-3 года +22оС +18-16оС +22оС +20оС

4-7 лет +22оС +16-14оС +22оС +19-18оС

Продолжительность ограничена режимными моментами (утренняя гимнастика, физкультура, музыкальные занятия) Продолжительность ванн с 3-5 мин до 10-15 мин

Обливание оказывает большой раздражающий эффект, т. е. действие оказывает не только температура воды, но и давление ее массы.

Местное обливание ног проводится из ковша на 0,5 литра воды при температуре воздуха в помещении не ниже +20оС. При обливании ног смачивают нижнюю половину голени и стопы. Сосуд с водой держат на близком расстоянии от тела (4-5 см). На каждое обливание расходуется 1/2 — 1/3 литра воды соответствующей температуры. Собственно обливание продолжается 15-20 сек, после обливания следует растирание сухим полотенцем до легкого порозовения кожи. Следует помнить, что эффект закаливания будет только в том случае, если прохладную воду лить на теплые ноги ребенка. В связи с этим обычно обливание ног с целью закаливания сочетать с мытьем их после прогулки – ноги моют теплой водой с мылом и обливают водой соответствующей температуры.

Обливание ног с постепенным снижением температуры воды:

Начальная температура Конечная температура

2-3 года +30оС +18-16оС

4-7 лет +30оС +16-14оС

Здоровье — это самое важное в нашей жизни. Каждый родитель желает, чтобы его ребёнок рос здоровым. Но для этого ребёнку нужно рассказывать про здоровый образ жизни и учить простым правилам. В этом вам могут помочь рассказы из рубрики «Детям о здоровье» на сайте детского журнала «Чудесные странички». В них герои журнала постигают основные правила здорового образа жизни и на своём опыте узнают, что вредно, а что полезно. Ниже представлены несколько рассказов.

«Чудесный напиток»

Многие дети не любят пить этот чудесный напиток, отдавая предпочтение различным газировкам. Но разве газировка может утолить жажду жарким летним днём? Конечно, нет! Прочитайте этот рассказ с вашим ребёнком, и вы узнаете, о каком чудесном напитке идёт здесь речь.

«Мир невидимых существ»

Этот рассказ поможет объяснить вашему ребёнку, почему нужно мыть руки с мылом, особенно перед едой.

«Зарядка на английском языке»

Утро вашего ребёнка непременно должно начинаться с зарядки. А чтобы она проходила интересно, используйте нашу стихотворную разминку на английском языке. Это позволит не только укрепить здоровье, но и даст возможность ребёнку легко запомнить слова, выражения, команды на английском языке.

«Здоровое питание»

Все дети любят сладости. Но как объяснить ребёнку, что их чрезмерное употребление может навредить здоровью? В этом вам поможет рассказ «Здоровое питание». Из него можно узнать, что случится, если переесть сладкого, и какие фрукты и овощи могут заменить сладости.

«Чистый воздух»

Почему нам необходимо больше времени проводить на свежем воздухе? Почему нужно чаще проветривать помещение? Какие опасности таит в себе непроветриваемая комната? Ответы на эти вопросы вы сможете найти, прочитав этот рассказ.

Газета «Сокрытое Сокровище» январь 2018 г.

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *