Баку религия

Религии в современном Азербайджане

Согласно действующей Конституции Азербайджан – светское государство, поэтому религиозная жизнь отделена от светской. В стране существуют множество религиозных конфессий, так как Азербайджан – многонациональная страна, в которой проживают множество этнических групп. Несмотря на это, доминирующей религией остаётся ислам шиитского толка.

Религиозные верования на территории Азербайджана имеют долгую историю. В I тысячелетии до н.э. на территории страны был распространён зороастризм, который считался государственной религией Персидской державы (Азербайджан на тот момент входил в состав государства) при Ахеменидах и Сасанидах. Даже сегодня зороастризм популярен среди местных жителей. Одним из самых почитаемых праздников считается Новруз Байрами.

Ислам является основной религией Азербайджана. 99,2% населения страны – мусульмане. Около 85% мусульман Азербайджана исповедуют ислам шиитского толка, а 15 % — мусульмане-сунниты. Такое разделение непосредственно связано с тем, что часть Азербайджана долгое время входила в состав Ирана, единственной страны, где государственной религией считается ислам шиитского толка.

Религиозные течения и конфессии в Азербайджане

В Азербайджане существуют три большие еврейские общины: горские евреи, евреи-ашкенази и грузинские евреи. В столице Азербайджана, в городе Губа и Огуз действуют 6 синагог, так же в Азербайджане действуют еврейские культурные центры и религиозные организации. Синагога, открытая 9 марта 2003 года в Баку, считается одной из самых больших в Европе.

История христианства в Азербайджане насчитывает почти 2 тыс. лет и напрямую связана с именем одного из 12 апостолов Иисуса Христа – Варфоломея. Он первым произнёс на землях Азербайджана евангельские проповеди, за что и был казнён в 71 году н.э. на территории современного Баку недалеко от Девичьей башни. Место его смерти на протяжении двух тысяч лет является местом поклонения всех христиан.

В стране действуют также как православные, так и католические храмы. На данный момент в Азербайджане функционируют 5 православных храмов, из них Кафедральный собор Святых Жен Мироносиц, Собор Рождества Пресвятой Богородицы и Михайло-Архангельский собор находятся в Баку.

Католичество в Азербайджане начало распространяться с XIV века, когда в страны хлынул поток миссионеров из разных католических миссий: доминиканцев, кармелитов, францисканцев. В начале XX века в Баку был заложен фундамент первого католического храма – Храма Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии. В 2002 году Азербайджан посетил глава католической церкви Папа Римский Иоанн Павел II. В настоящее время католическая конфессия в Азербайджане немногочисленна – около 500 человек. Кроме православных и католиков, в Азербайджане существует 25 небольших общин протестантов-баптистов.

Православная церковь в Азербайджане не изменила Москве

20:02, 26 октября 2018

Бакинская епархия Русской православной церкви заявила о том, что будет подчиняться только решениям Московского патриархата. Заявление выдано в связи с расколом между украинскими и российскими церковниками, разумеется, русская церковь в Азербайджана заняла сторону российского старшего брата. Это дело священников и верующих, меня и азербайджанцев не касается.

Пользуясь этим протокольным событием скажу, кстати, что странно слышать и видеть на телеэкране деланное возмущение деятелей российской православной церкви по поводу действий украинских церковников и политиков.

Странно потому, что если две страны воюют друг с другом, то украинские верующие не должны подчиняться церкви страны, . В Москве, когда планировали крымнашество, должны были легко просчитать ответные ходы украинцев. А скорее просчитали, просто для Кремля не имеет значение какому высшему священнику будут подчиняться украинские православные. Им важнее земля Крыма, чтобы использовать ее как военный лагерь, рядом с которым можно купаться в Черном море. А про гуманизм и любовь к общему Богу пусть болтают в телевизорах.

Какая может быть московская церковь в Украине, воюющей с Москвой?

Возмущаться по поводу раскола и обвинять Киев глупо. Когда СССР воевал с Германией о благосостоянии и удовольствиях для советских немцев в Москве не думали, быстро собрали немцев СССР в скотские вагоны и выбросили в казахстанской степи, где их спасли от голода казахские женщины и дети, кидая через ограду кругляши сушеного молока. Заключенные концлагеря сначала думали, что местные закидывают их камнями.

Хорошо еще, что .

Собор был построен в 1909 году в русском стиле по проекту архитектора М.Ф. Вержбицкого. Здание строилось при поддержке известного азербайджанского мецената Гаджи Тагиева и на частные пожертвования. Изначально храм имел статус полкового и находился в ведении 262-го пехотного резервного Сальянского полка.

В советский период собор не избежал печальной участи, постигшей тысячи православных святынь: он был закрыт в 1920 году и стал использоваться сначала как склад, а затем как спортивный зал. В дни январских событий 1990 года в колокольню храма попали два снаряда, по причине чего она частично была разрушена, пол просел, стены потрескались, а кровля обвалилась. В 1991 году полуразрушенное здание храма было передано Русской Православной Церкви.

Возможность осуществлять восстановительные работы в храме появилась со времени учреждения в Баку архиерейской кафедры. Попечением и заботами епископа Бакинского и Прикаспийского Александра были проведены ремонтно-восстановительные работы, и храм был подготовлен к освящению. Во время своего Первосвятительского визита в Азербайджан Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II 27 мая 2001 года совершил великое освящение храма святых Жен-мироносиц и присвоил ему статус кафедрального собора епархии.

При поддержке азербайджанского мецената и предпринимателя Айдына Курбанова в кафедральном соборе были проведены комплексные ремонтно-восстановительные работы: сооружен каменный резной иконостас, в котором размещены иконы, написанные известным московским иконописцем Александром Соколовым. Храм был расписан группой московских художников под руководством художника Строгановской академии В.Ф. Страшко. Также была приобретена необходимая церковная утварь.

По завершениии ремонтно-восстановительных работ 24 марта 2003 года состоялось открытие обновленного храма. В торжественном мероприятии принял участие Президент Азербайджанской Республики Гейдар Алиев, председатель Управления мусульман Кавказа шейх-уль-ислам Аллахшукюр Паша-заде, а также дипломаты и сотрудники аккредитованных в Азербайджане дипломатических миссий, культурные и общественные деятели.

В апреле 2003 года кафедральный собор посетил Святейший Патриарх Константинопольский Варфоломей, который передал в дар собору частицу мощей небесного покровителя Баку — апостола Варфоломея.

В июне 2005 года собор посетил Святейший и Блаженннейший Католикос-Патриарх всея Грузии Илия II.

В сентябре 2005 года кафедральный собор вновь посетил Святейший Патриарх Алексий II. Во время визита Святейший Патриарх совершил чин освящения надкладезной часовни при соборе.

***

В соборе находится ковчег с частицей мощей апостола Варфоломея — покровителя Баку, чтимые иконы Божией Матери «Тихвинская» и «Каспийская».

В крипте собора погребен епископ Бакинский и Прикаспийский Митрофан (Поликарпов).

Причт кафедрального собора: настоятель протоиерей Леонид Милтых, 4 священника и 3 диакона.

Адрес: г. Баку, военный городок Красный Восток, 126.

Патриархия.ru

«Здесь начало Европы?”

Где начало Европы? Кто знает? Англичане говорят, Старый свет начинается с Биг Бена, французы – с Лувра, итальянцы – с собора Святого Петра, видимо, у каждых из них свой отсчет пространства и времени. У норвежского путешественника Тура Хейердала тоже было свое личное мнение. После вояжа на плоту «Кон-Тики» через Тихий океан, после плавания на тростниковом судне «Ра» через Атлантику, знаменитый ученый пришел к неожиданному выводу: Европа начиналась на юго-западном берегу Каспия, заявил он перед поездкой туда. И не без оснований.

История Кавказской Албании

Кавказ – колыбель древних цивилизаций, созданных народами-автохтонами, сохранил память о христианском прошлом древнего государственного образования на исторической территории нынешнего Азербайджана – Кавказской Албании. Изучение истории древних государств Кавказа, а также исторического пути проникновения сюда Христианства и развития Церкви представляет немалый интерес не только для светской исторической науки, но тем более для науки церковной…

Лилит Арутюнян, Sputnik Армения

В известной онлайн-энциклопедии есть статья под названием «Список армянских храмов на территории современного Азербайджана». Если заглянуть в нее, увидим, что в Баку значатся пять храмов: Святого Григория Просветителя, Святой Богоматери (XVII век), Святых апостолов Фаддея и Варфоломея, часовня Святого Воскресения и Армяно-лютеранская церковь.

© Sputnik / Сергей Титов

Перед всеми этими церквами значится: «снесена», кроме одной – Святого Григория Просветителя, или Сурб Григор Лусаворич. Перед ней написано: «библиотека».

Догадаться, почему правительство Азербайджана отказалось от привычной политики – нетрудно. Наряду с немыслимым вандализмом и уничтожением культурного наследия других народов, в частности армян, оно решило оставить один-единственный памятник, которым можно будет тыкать в лицо каждому, кто посмеет сказать, что Азербайджан – нетолерантное государство… Но, как бы то ни было, наше сегодняшнее повествование вовсе не об этом.

Повороты судьбы

Церковь Сурб Григор Лусаворич, согласно источникам, была заложена в 1863 году по инициативе главы Шемахинской епархии вардапета Даниэла Шахназарянца. Средства же для строительства выделил Джавад Меликов. Говорят, он разбогател именно в том же году, запустив первую в Апшеронском нефтеносном регионе нефтеперегонную установку собственной конструкции. Архитектором здания стал известный московский архитектор, мастер эклектики и модерна Карл Гиппиус.

Армяне не разрушали наши кладбища: заявление азербайджанского блогера вызвало шок в Баку>>

Интересно, что в 1869 году церковь была освящена, хотя строительство продолжалось еще два года. Вскоре на территории храма были построены церковно-приходская школа и библиотека, а в 1888 году были установлены колокола. С 1918 года церковь стала кафедральной.

© Sputnik / Margarita Nekrasova

Расположенная в самом центре азербайджанской столицы, на улице Низами, она некогда была живой и цветущей. Здесь постоянно проходили службы, а также венчания, крестины. Это было самым значимым местом для многочисленной армянской общины Баку.

«Это была необыкновенно уютная и красивая церковь. Постоянно проводились службы, по праздникам просто яблоку негде было упасть. Также проходили венчания и крестины. Помню, там служил настоятелем молодой, высокий, очень интересный священник по имени Завен. Он же и крестил моих детей. Здесь же венчался мой родной брат. С этой церковью связано много воспоминаний», — рассказывает в беседе с корреспондентом Sputnik Армения жительница Еревана Рита Мелкумян, родом из Баку.

© Photo : personal archive of Rita Melkumyan Крещение в армянской церкви в Баку

Она отмечает, что церковь была единственной в центре города, поэтому пользовалась большой популярностью, и не только у армян.

«Ее посещали представители многих национальностей, не только православные. Я сама видела, как молодые азербайджанки заходили, свечи ставили. Но это в то, хорошее время, естественно, до сумгаитских погромов 1988 года», — говорит Рита.

Из личного архива Норика Аствацатурова

После тех событий, по ее словам, церковь сильно опустела, поскольку многие просто боялись туда заходить.

«В это время ходили только самые смелые, но прихожане все же были. Люди приходили, чтобы найти душевное успокоение», — отмечает она.

Собор нынче уже не действует. В 1989 году он подвергся акту вандализма, в ходе которого все символы веры, в том числе купольный крест и колокол, были утрачены. Церковь также серьезно пострадала после поджога 1990 года, и в том же году она была упразднена. С 2002 она используется как книгохранилище библиотеки Управления по делам президента Азербайджана, вход туда закрыт. Здание было реконструировано спустя пару лет после принятия данного решения.

О том, что церковь ныне превращена в библиотеку, Рита Мелкумян не знала.

«Ну, приятно, что библиотека, а не что-то другое», — говорит она.

Важная достопримечательность

Церковь продолжает оставаться важным архитектурным строением Баку. Один из российских туристических порталов даже назвал собор Святого Григория Просветителя «одной из главных достопримечательностей Баку». О том, насколько верно это утверждение, можно судить по отзывам тех же туристов.

Продали храм, но заставили оставить надпись на армянском — такие разные армяне Голландии>>

Путешественник из Санкт-Петербурга, побывавший в Баку, описывает собор как «осколок исчезнувшей цивилизации». Вот что он пишет на туристическом портале TripAdvisor: «Как известно, некогда многочисленная армянская община Баку полностью исчезла и интересно видеть ее наследие. Внешне храм выглядит очень ухоженным. Сам он закрыт, и что там внутри – неясно, так как из-за высокого забора в окна не заглянуть…».

Из личного архива Ануш Ханоян

Турист из Москвы пишет следующее: «Церковь Григория Просветителя — одна из самых известных достопримечательностей Баку. Находится в старом городе. Храм был освящен в 1869 году, принадлежал он Армянской апостольской церкви. Однако, в конце 90-х годов в результате и вандализма, и пожара церковь закрыли. Закрыта она и до сих пор, хотя ее и признали памятником архитектуры. В начале 2000-х в помещениях церкви была создана библиотека… Как сказал экскурсовод, сейчас здесь президентский книгофонд и библиотека Управления по делам аппарата Президента Азербайджана».

Интересный, и очень добрый отзыв об армянском соборе Баку оставила девушка из Санкт-Петербурга: «Армянский архитектурный стиль невозможно спутать ни с каким другим. Вначале глазам своим не веришь, когда на углу Низами и Ибрагимова перед тобой вырастает красавица — колокольня армянской церкви Святого Григория Просветителя, а потом хочется помолиться, чтобы люди нашли разумный выход из конфликта, на церковь вернулся крест, в церковь — верующие, а в мир — мир…».

Рожденный в Армении: кандидат в президенты Азербайджана ищет «коварных армян» во власти>>

Кто знает, вернется ли когда-нибудь на купол крест, а в церковь – верующие. Во всяком случае, несколько лет назад отсюда вновь были слышны армянские молитвы. Дело в том, что в апреле 2010 года церковь посетили находящиеся в Баку для участия на Всемирном саммите духовных лидеров Патриарх Московский и всея Руси Кирилл и Католикос всех армян Гарегин II. Армянский патриарх и сопровождавшие его высокопоставленные священнослужители помолились и исполнили духовные песнопения…

А пока она стоит, строгая и безмолвная, наполненная не только тысячами книг, но и воспоминаниями минувших дней, а может, также и надежд на будущее…

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *