Баптизм и православие отличия

Содержание

Кто такие баптисты и чем они отличаются от православных?

Каждая религия имеет особенности и своих поклонников. Одно из направлений протестантского христианства, баптизм, является самым популярным во всем мире. По его правилам приняли крещение многие известные политики и деятели шоу-бизнеса. Однако, интересуясь баптизмом, важно помнить, что это секта. Предлагаем выяснить, кто такие баптисты.

Баптисты — кто это?

Слово «баптист» происходит от «баптизо», что с греческого переводится как «погружение». Таким образом, баптизм означает крещение, которое должно происходить во взрослом возрасте путем погружения тела в воду. Баптисты – это последователи одного из направлений протестантского христианства. Баптизм берет свои корни от английского пуританства. В его основе – добровольное крещение человека со стойкими убеждениями и не приемлющего греховность.

Символ баптистов

Своя символика есть у всех направлений протестантизма. Сторонники одного из популярных верований не являются исключением. Знак баптистов – рыба, символизирующая объединенное христианство. Помимо того, для представителей данного вероучения важным является полное погружение человека в воду. Еще в древности рыба олицетворяла Христа. Таким же изображением для верующих был агнец.

Баптисты — признаки

Понять, что человек является сторонником данного верования можно, зная, что:

  1. Баптисты – это сектанты. Такие люди всегда объединяются в общину и приглашают других приходить на их собрания и молитвы.
  2. Библия для них – единственная истина, где можно найти ответы на все интересующие вопросы, как в повседневной жизни, так и в религии.
  3. Невидимая (Вселенная) церковь является единой для всех протестантов.
  4. Все члены поместной общины являются равноправными.
  5. Знания о Крещении могут получить только возрожденные (крещенные) люди.
  6. Для верующих и неверующих существует свобода совести.
  7. Баптисты уверены, что церковь и государство должны быть отделены друг от друга.

Баптисты — «за» и «против»

Если для православного христианина учение баптистов может казаться неправильным и таким, что полностью противоречит Библии, то могут найтись и те, кого баптизм заинтересует. Единственное, чем может привлечь секта – объединение неравнодушным к тебе и твоим проблемам людей. То есть, узнав кто же такие баптисты, человеку может казаться, что он попал в то место, где ему действительно рады и всегда ждут. Разве такие добродушные люди могут желать зла и наставлять на неправильный путь? Однако, так размышляя, человек все больше отдаляется от православной религии.

Баптисты и православные — отличия

У баптистов и православных много общего. Например то, как хоронят баптистов напоминает похороны православного христианина. Однако важно понимать, чем отличаются баптисты от православных, ведь и те и другие считают себя последователями Христа. Называют такие отличия:

  1. Баптисты полностью отвергают Священное предание (письменные документы). Книги Нового и Старого Заветов они трактуют по-своему.
  2. Православные верят в то, что спастись человек может, если будет соблюдать Божьи Заповеди, очищать душу через церковные таинства, и непременно живя благочестиво. Баптисты же уверены, что спасение свершилось ранее – на Голгофе и ничего дополнительно делать не нужно. При этом не так и важно насколько праведно живет человек.
  3. Баптисты отвергают крест, иконы и прочие христианские символы. Для православных все это является абсолютной ценностью.
  4. Сторонники баптизма отвергают Богоматерь и не признают святых. Для православных Богоматерь и святые являются защитниками и ходатаями о душе перед Богом.
  5. У баптистов в отличии от православных нет священства.
  6. У сторонников направления баптизма нет организации богослужения и потому они молятся своими словами. Православные же последовательно служат Литургию.
  7. Во время крещения баптисты погружают человека один раз в воду, а православные – трижды.

Чем отличаются баптисты от свидетелей Иеговы?

Некоторые считают, что баптисты — это свидетели Иеговы. Однако в действительности эти два направления имеют различия:

  1. Баптисты верят в Бога Отца, Бога Сына и Святого Духа, а свидетели Иеговы считают первым творением Бога Иисуса Христа, а Святого духа – силой Иеговы.
  2. Сторонники баптизма не считают, что нужно обязательно употреблять имя Бога Иегова, а свидетели Иеговы полагают, что имя Бога нужно обязательно называть.
  3. Свидетели Иеговы своим последователям запрещают использовать оружие и служить в армии. Баптисты к этому относятся лояльно.
  4. Свидетели Иеговы отрицают существование ада, а баптисты уверены, что он есть.

Во что верят баптисты?

Чтобы отличить баптиста от представителя другого направления, важно понимать, что проповедуют баптисты. Для сторонников баптизма главным является Божье слово. Они, будучи христианами признают Библию, хотя и трактуют ее по-своему. Пасха у баптистов – главный в году праздник. Однако в отличии от православных в этот день они не идут на службу в церковь, а собираются общиной. Представители данного течения исповедуют триединство Бога – Отца, Сына и Святого Духа. Баптисты верят, что Иисус является единственным посредником между людьми и Богом.

По-своему они понимают Церковь Христову. Для них она как некое сообщество, состоящее из духовно возрожденных людей. Присоединиться к поместной церкви может каждый, чья жизнь благодаря Евангелию изменилась. Для сторонников баптизма важным является не воцерквление, а духовное рождение. Они полагают, что человек должен креститься уже во взрослом возрасте. То есть такой поступок очень важен и должен быть осознанным.

Что нельзя делать баптистам?

Все, кто интересуются кто такие баптисты, должны знать, чего боятся баптисты. Таким людям нельзя:

  1. Употреблять алкоголь. Баптисты не приемлют спиртное и считают пьянство – одним из грехов.
  2. Креститься в младенческом возрасте или же крестить своих детей, внуков. По их мнению, крещение должно быть осознанным шагом взрослого человека.
  3. Брать в руки оружие и служить в армии.
  4. Креститься, носить нательный крест и поклоняться иконам.
  5. Использовать слишком много косметики.
  6. Пользоваться средствами защиты во время интимной близости.

Как стать баптистом?

Стать баптистом может каждый. Для этого нужно иметь желание и найти таких же верующих людей, которые помогут начать свой путь в баптизме. При этом необходимо знать основные правила баптистов:

  1. Принять крещение во взрослом возрасте.
  2. Посещать общину и причащаться исключительно там.
  3. Не признавать божественность Богородицы.
  4. Трактовать Библию по-своему.

Чем опасны баптисты?

Баптизм для православного человека опасен уже по той причине, что баптисты — это секта. То есть, они представляют группу людей, у которых свои взгляды на религию и собственные убеждения в их правоте. Нередко в сектах применяют гипноз или же другие способы с целью убедить человека, что они будучи с ними находится на правильном пути спасения. Нередки случаи, когда сектанты обманными путями овладевают не только сознанием человека, а и его материальными средствами. Помимо того, баптизм опасен тем, что человек будет идти неправильным путем и отдалится от истинной православной религии.

Баптисты — интересные факты

Православные и представители других религиозных верований иногда удивляются некоторым вещам, таким как, например, почему у баптистов в храме сауна. Сторонники баптизма отвечают, что здесь верующие очищают свои тела от накопившихся химических веществ, не позволяющих получать дальнейший духовный прогресс. Есть немало других интересных фактов:

  1. Во всем мире 42 миллиона баптистов. Больше всего их проживает в Америке.
  2. В числе баптистов немало известных политических деятелей.
  3. Баптисты признают две должности в церковной иерархии.
  4. Баптисты – большие благотворители.
  5. Баптисты не крестят детей.
  6. Некоторые баптисты уверены, что Иисус искупил грехи только для избранных, а не для всех людей.
  7. Много известных певцов и актеров приняли крещение от сторонников баптизма.

Известные баптисты

Это верование интересовало и интересует не только простых обывателей, а и даже известных личностей. Узнать, кто такие баптисты смогли на личном опыте многие популярные люди. Есть такие баптисты знаменитости:

  1. Джон Буньян — английский писатель, автор книги «Путешествие Пилигрима».
  2. Джон Мильтон – английский поэт, правозащитник, общественный деятель также стал сторонником известного во всем мире направления в протестантизме.
  3. Даниэль Дефо – является автором одного из самых популярных произведений мировой литературы романа «Робинзон Крузо».
  4. Мартин Лютер Кинг – лауреат Нобелевской премии мира, ярый борец за права чернокожих рабов в США.

«Спаси, Господи!». Спасибо, что посетили наш сайт, перед тем как начать изучать информацию, просим подписаться на наше православное сообщество в Инстаграм Господи, Спаси и Сохрани † — https://www.instagram.com/spasi.gospodi/ . В сообществе больше 49 000 подписчиков.

Нас, единомышленников, много и мы быстро растем, выкладываем молитвы, высказывание святых, молитвенные просьбы, своевременно выкладывам полезную информацию о праздниках и православных событиях… Подписывайтесь. Ангела Хранителя Вам!

Православие за огромный период своего существования раскололось на достаточно немалое количество различных деноминаций, каждая из которых, как бы ни странно это звучало, называет себя “церковью”. Что же касается конкурентов, по отношению к ним часто применяются самые разные наименования. Отношение же к баптистам в православной религии чёткое и однозначное: это не есть церковь, а всего лишь одна из протестантских сект. И всё количество верующих ни много ни мало – более сорока миллионов. А этот факт заставляет усомниться в истинном значении данного течения. Чем отличаются баптисты от православных, и как эти отличия повлияли на подобное отношение к ним, далее в статье.

Как относятся баптисты к православным

Известная всему миру религиозная терпимость США и стала той средой, в которой баптизм начал свой период расцвета. Идеи так называемой социальной справедливости притягивали в общину всё новых и новых последователей. Таким образом их численность постепенно, но значительно увеличивалась. К слову, на сегодняшний день только в Северной Америке проживают почти 25 миллионов приверженцев этого религиозного направления.

Интересным является и тот факт, что второе место по численности подобных приверженцев занимает Африка – более 10 миллионов человек. Последними в ”тройке лидеров” выступают Океания и Азия – около 5,5 миллиона.

Отношение баптистов к православным можно определит по положениям их веры, а именно:

Брать и сестры во Христе. Нужна ваша посильная помощь. Сотворили новый православный канал в Яндекс Дзене: Мир православный и пока мало подписчиков(20 человек). Для быстрого развития и донесения православного учения большему числу людей, просим Вас перейти и подписаться на канал. Только полезная православная информация. Ангела Хранителя Вам!

  • признание непорочного зачатия Христа;
  • понимание единства Бога;
  • вера в телесное воскрешение Иисуса;
  • понятие Троицы – как Бог Отец, Сын, Святой Дух;
  • догма, связанная с необходимостью спасения;
  • осознание божественной благодати;
  • принятие Царства Божия.

Как относится Православная Церковь к баптистам

Отношение же Церкви Православной к баптистам достаточно неоднозначное и кроется оно в следующих аспектах:

  • православные используют Никео-Цареградский символ веры, в то время как баптисты – Апостольский, которые разнятся довольно сильно;
  • баптисты, в отличие от христиан, считают, что церковные обряды крещения нужно проходить в сознательном возрасте, когда человек может осознанно принять решение касаемо своих религиозных убеждений. Кроме этого, стоит отметить и то, что крещение у баптистов совершается путём погружения, в то время, как у православных вместо такого погружения допускается обычное окропление;
  • православные не принимают толкование баптистами Библию, которую они трактуют по-своему; это же касается чтения молитв;
  • в грехах баптистам можно исповедаться либо публично, либо внутренне, что у православных имеет более чёткое обрамление;
  • христиане не принимают полное отсутствие священства у баптистов
  • богослужения православных намного красочнее и содержательнее, баптисты отличаются скудностью.

Отличия православных и баптистов есть и всегда будут “камнем преткновения” в вопросах осознания и принятия религий друг друга, и подобный выбор зависит от самого человека.

Но всё же не стоит забывать о том, что православие – это история всего человечества, которая прошла все периоды становления и доказала своё право называться одной из ведущих религий в мире, а любые “ответвления” от неё – это всего лишь попытки людей найти и создать что-то “новое”. Но важно помнить, что во всём этом неизменным остаётся одно – вера в единого Господа и вечную жизнь.

Господь всегда с Вами!

Баптизм

Запрос «Баптист» перенаправляется сюда; см. также другие значения. Первый баптистский дом молитвы, построен в 1774-1775 годах, Провиденс, США

Бапти́зм (от др.-греч. βάπτισμα: крещение; от βαπτίζω — «погружаю в воду») — одно из направлений протестантского христианства; конфессия, вышедшая из среды радикальных английских пуритан.

Для баптистов принципиальное значение имеет добровольность и сознательность крещения по вере при условии твёрдых христианских убеждений и отказа от греховного образа жизни. Крещение детей отвергается, членами баптистских церквей должны быть только «рождённые свыше» взрослые люди, принявшие водное крещение. Баптисты крестят однократным полным погружением в воду, отвергая такие способы как обливание и кропление.

Баптисты придерживаются конгрегационализма, когда церковь (поместная) — это самоуправляемая община «святых», независимая в духовных вопросах от светских властей и каких-либо вышестоящих баптистских организаций. Баптистам важен принцип всеобщего священства, поэтому пресвитер (пастор) общины не обладает абсолютной властью, наиболее важные вопросы решаются на церковных («братских») советах либо общих собраниях членов церкви.

На территории бывшего СССР большинство представителей этого течения относят себя к евангельским христианам-баптистам.

Название

Слово «баптист», обозначающее последователя баптизма, происходит от греческого слова «βάπτισμα», что значит крещение и происходит, в свою очередь, от βαπτίζω — «погружаю в воду», то есть «крещу».

Давая объяснение смущавшему некоторых российских единоверцев названию «баптисты» журнал «Баптист» в самом первом номере (1907 год) отметил, что некоторые просят заменить это слово русским или библейским термином, вроде «христиане, крестящие по вере», «евангельские христиане» или подобным. Автор статьи обратил внимание, что термин «христиане» столь же нерусский и столь же греческий, что и термин «баптисты». «Название „баптист“, которое носят миллионы наших лучших братьев заграницей и носят уже сотни лет, — не составляет ни греха перед Богом, ни позора перед людьми», — подчеркнул автор.

История

Теории о происхождении

Значок немецких баптистов с цитатой из Библии: «Один Господь, одна вера, одно крещение» (Еф. 4:5)

Баптистский историк Брюс Гурли перечислил четыре основных взгляда на происхождение баптистов:

  • Движение началось в XVII веке в среде английских пуритан (наиболее распространенная и документированная точка зрения);
  • Это ответвление анабаптизма;
  • Баптизм существовал во времена Христа и апостолов;
  • Баптизм не только существовал во времена Христа и апостолов, но и имеет с того времени непрерывную историю.

«Пуританская версия»

Основная статья: История баптизма

В первой половине XVII века независимо друг от друга возникли два течения баптистов — общие (генеральные) (англ.)русск. и частные (партикулярные, реформатские) (англ.)русск.. Общие баптисты (разделяющие взгляды Якоба Арминия), считают, что смерть Христа искупила грехи всех людей, а не только круг заранее предопределенных, благодаря чему каждый человек имеет возможность решать свою дальнейшую судьбу. Частные баптисты разделяют взгляды Жана Кальвина, в частности, его доктрину предопределения. Согласно этой доктрине, Христос искупил грехи только тех, кого Бог заранее предопределил ко спасению.

Первый баптистский пастор Джон Смит

Первая община баптистов была основана в Амстердаме в 1609 году группой английских пуритан во главе с Джоном Смитом, которая под влиянием меннонитов (умеренных анабаптистов) восприняла доктрину, отвергающую крещение младенцев. В 1611 году часть амстердамских баптистов вернулась на родину, образовав в Лондоне первую баптистскую общину Англии, где окончательно сформировались вероучение и догматы, а также возникло наименование «баптисты».

Зародившись в Европе, наибольшего развития баптистское движение достигло в Северной Америке. Основу первых баптистских общин составили изгнанники из пуританских колоний, преследуемые за высказывание взглядов о необходимости отделения церкви от государства и отказ от крещения детей. В 1639 году группой таких верующих во главе с переселенцем Роджером Уильямсом была основана новая колония Род-Айленд, где официально была провозглашена свобода вероисповедания, а в городах Провиденс и Ньюпорт основаны первые баптистские церкви. После обретения религиозной свободы, баптистами была развернута активная миссионерская деятельность, охватывавшая, помимо белых колонистов, индейцев и чернокожее население страны. Среди последних данное исповедание получило широкое распространение, вследствие чего до настоящего времени в США существует несколько афроамериканских баптистских объединений.

В континентальной Европе баптизм практически не имел распространения до первой половины XIX века. Благодаря усилиям британских и американских миссионеров, в 20—30-е годы XIX века баптистские общины были основаны во Франции и Германии. Впоследствии, благодаря активной миссионерской политике немецких баптистов, в частности, пастора И. Г. Онкена, Германия стала центром распространения баптистского учения в государствах Скандинавии и других странах Европы.

В 1905 году на 1-м Всемирном съезде баптистов в Лондоне был основан Всемирный баптистский альянс, в который к настоящему времени вошли 214 баптистских объединений, действующих практически во всех регионах мира.

«Анабаптистская версия»

По менее распространённой версии, баптисты начала XVII века находились под влиянием (но не были напрямую связаны) с континентальными анабаптистами. Согласно этой точке зрения, общие баптисты имели схожие взгляды с голландскими меннонитами (одна из многих анабаптистских групп): крещение исключительно по вере, свобода совести, отделение церкви от государства и арминианские взгляды на спасение, предопределение и первородный грех. Гурли отмечал, что в среде конфессиональных историков теория анабаптистского влияния в последнее время набирает популярность.

Однако отношения между баптистами и анабаптистами были довольно натянутыми. В 1624 году пять существовавших тогда баптистских церквей Лондона выступили с осуждением анабаптистов. Кроме того, первоначальная группа, связанная со Смитом и обычно считавшаяся первыми баптистами, порвала голландскими меннонитами после короткого периода общения.

Представления об «изначальности» и «преемственности» баптизма

Ранее баптистские историки утверждали, что баптисты существовали со времен Христа, однако в 1859 году Южная баптистская Конвенция приняла резолюцию, отвергающую это мнение. Такой взгляд часто связывают с брошюрой Дж. М. Кэррола «Кровавый след», опубликованной в 1931 году. Среди других баптистских авторов, придерживавшихся этой точки зрения — Чарльз Сперджен, Джона Т. Кристиан, Томас Кросби и другие.

В России

Основная статья: История евангельских христиан-баптистовБаптистское водное крещение, Минусинск, 1907

Непосредственными предшественниками баптизма в Российской империи было движение штундистов, позднее почти целиком влившееся в баптизм, и движение молокан, также в значительной мере поглощённое баптизмом. Ряд исследователей считают российский баптизм результатом эволюции русских протестантских сект, принявших упорядоченное баптистское богословие. Некоторые исследователи, например, Марина Каретникова, считали, что корни русского баптизма следует искать (через русские секты, а ранее — раскольников-беспоповцев) в расколе Русской православной церкви XVII века.

Со второй половины XIX века распространению баптизма в России способствовал изданный Синодальный перевод Библии.

Основными центрами образования баптистских общин стали Кавказ, восток и юг Украины (Таврическая губерния и Херсонская губерния). В 1884 году был создан первый Союз русских баптистов, просуществовавший до середины 1930-х годов. Близкое по вероучению движение евангельских христиан сформировалось в Санкт-Петербурге. По оценке религиоведа Л. Н. Митрохина, в 1912 году «в России насчитывалось около 120 тыс. частных баптистов и 30 тыс. евангельских христиан». В 1944 году евангельские христиане и баптисты официально объединились во Всесоюзный совет евангельских христиан-баптистов (ВСЕХБ), получив наименование евангельских христиан-баптистов.

Богословие

Основная статья: Баптистское вероучениеБаптистская церковь Calvary (Голгофа), Лексингтон, США

Подобно иным протестантам, баптисты признают Библию в составе 66 книг Ветхого и Нового Завета Священным Писанием, как исключительный авторитет в повседневной и религиозной жизни.

Семь принципов баптизма

1-м Всемирным съездом христиан-баптистов в Лондоне в 1905 г. в качестве основы вероучения был утвержден Апостольский Символ веры, а также сформулированы следующие принципы:

  1. Библия — единственный непогрешимый авторитет в делах веры и практической жизни (Sola Scriptura).
  2. Церковь должна состоять только из духовно возрождённых людей. Баптисты разделяют общепротестантское мнение о единой вселенской (невидимой) церкви.
  3. Крещение и Вечеря Господня преподаются только возрождённым людям.
  4. Независимость поместных общин в духовных и практических вопросах (конгрегационализм).
  5. Равноправие всех членов поместной общины, всеобщее священство.
  6. Свобода совести для всех верующих и неверующих.
  7. Отделение церкви от государства.

С. В. Санников считает, что отсутствие в официальных документах 1-го Всемирного съезда христиан-баптистов сведений о разработке и обсуждении семи принципов свидетельствует о том, что указанные вероучительные положения в ходе съезда могли быть лишь обнародованы, а не выработаны.

Основные направления

См. также: Протестантские деноминации § Баптизм

Общие и частные

В баптизме существуют два основных течения: общие (генеральные, баптисты-арминиане) (англ.)русск. и частные (партикулярные, баптисты-кальвинисты) (англ.)русск.. Их разделяет понимание характера искупления грехов и «механизма» спасения. Взгляды общих баптистов близки арминианскому учению. Они считают, что Христос совершил общее искупление, то есть искупил грехи всех людей без исключения. Для спасения необходимо соучастие Божьей и человеческой воли (синергия). Частные баптисты, придерживающиеся кальвинистских воззрений, утверждают, что Христос совершил частное искупление, то есть искупил грехи только избранной части человечества. И конкретный человек спасается исключительно по воле Божьей. Первая община христиан, именовавшихся баптистами, под руководством Джона Смита придерживалась учения общих баптистов. Первая же община частных баптистов возникла в 1638 году в английском городе Саутуарк.

В России преобладают общие баптисты, близкие к арминианству. Возможно, это объясняется влиянием православного богословия со свойственным ему синергизмом. В США преобладают частные баптисты-кальвинисты. При этом в одном церковном объединении могут быть представители обоих течений, как, например, в Южной баптистской конвенции, и каждый пастор самостоятелен в своём теологическом выборе.

Консерваторы и либералы

В XX веке особое значение приобрели различия между консервативным (англ.)русск.и либеральным подходами к богословию и практике церковной жизни, что в отдельных странах привело к выделению общин, придерживающихся указанных позиций, в разные объединения.

В России преобладают консервативные баптисты.

Другие различия

В целом, баптистское движение отличается богословским разнообразием. При этом в одно баптистское объединение могут входить общины с существенными различиями в вероучении. Основными вопросами, по которым ведутся дискуссии между различными направлениями баптизма, являются учение об отделении верующих от мира, отношение к организации миссионерской работы, а также проблемы эсхатологии.

Профессор-эмерит по истории Белмонтского университета (англ.)русск. Альберт Вардин считает, что «Баптисты — это не культ с каким-то особым откровением. Это движение, которое пытается максимально приблизиться к вере и жизни Апостольской Церкви и провозгласить Евангелие Господа Иисуса Христа всем людям, в каждом народе».

От баптизма следует отличать такую протестантскую конфессию, как Братья (данкеры) (англ.)русск., иначе именуемые «немецкими баптистами», имеющих иное происхождение и обычно относимых к анабаптизму.

Организация церковной жизни

Богослужение в баптистской церкви в Нюрнберге

Главное еженедельное богослужение баптисты проводят в воскресенье, в будни могут проходить собрания, специально посвящённые молитве, изучению и обсуждению Библии и другой религиозной деятельности. Богослужения состоят из проповеди, пения в сопровождении инструментальной музыки, импровизированных молитв (своими словами), чтения духовных поэм и стихотворений.

В России и на постсоветском пространстве

Основная статья: Евангельские христиане-баптистыБаптистский дом молитвы в Сыктывкаре

Крупнейшее современное религиозное объединение баптистов России — Российский союз евангельских христиан-баптистов. Наряду с ним функционирует Международный союз церквей евангельских христиан-баптистов (бывший СЦЕХБ), ряд менее крупных объединений, а также автономных церквей, не входящие в какие-либо сообщества. Сотрудничество между РСЕХБ и другими действующими в стране христианскими объединениями, придерживающимися баптистского вероучения, осуществляется через Общественный совет евангельских христиан-баптистов. По оценке Л. Н. Митрохина, в настоящее время в России существует примерно 2 000 общин, охватывающих около 250000 человек.

В каждой из стран бывшего СССР действуют свои союзы и братства евангельских христиан-баптистов, органом, координирующим их деятельность с 1991 года является Евро-Азиатская Федерация Союзов евангельских христиан-баптистов (ЕАФ ЕХБ). В некоторых странах дальнего зарубежья также существуют общины и объединения евангельских христиан-баптистов — эмигрантов из Российской империи/СССР и их потомков.

Баптисты в художественной литературе. Баптизму посвящены книги Юрия Грачёва «В Иродовой бездне», Николая Храпова «Счастье потеряной жизни», Григория Зинченко «Побег из Бухенвальда», Ольги Шориной «Бобылка». Баптисты упоминаются в романах Шарлотты Бронте «Шерли», Марка Твена «Принц и нищий», Теодора Драйзера «Американская трагедия», Кэтрин Патерсон «Великолепная Гилли Хопкинс» и Маргарет Митчелл «Унесённые ветром».

Статистика

Большинство баптистов принадлежит к религиозным организациям, входящим во Всемирный баптистский альянс (ВБА). ВБА издает официальную статистику, которая учитывает последние данные, полученные от организаций, входящих в ВБА. Таким образом, суммарная статистика включает как данные за год отчетности (по организациям, которые прислали данные за этот год), так и по некоторым организациям данные за тот год, когда в последний раз приходили данные по численности организации.

Данные Всемирного баптистского альянса на 31 декабря 2011 года:

Регион Церквей Человек
Северная Америка 80 395 23 818 368
Африка 36 100 10 283 925
Азия и Океания (Asia Pacific) 31 306 5 356 124
Южная Америка 15 068 2 110 949
Европа 12 843 732 805
Центральная Америка 2 589 156 700
Карибские острова 2 036 248 702
Ближний Восток 99 6 300
Всего 177 847 42 425 595

Следует отметить, что ряд крупных баптистских объединений, в частности, Южная баптистская конвенция США, насчитывающая свыше 16 миллионов членов, посещающих более 44 тысяч церквей, не являются членами ВБА и не входят в составляемую им статистику. Также следует помнить, что в большинстве баптистских церквей членами общины можно стать не ранее достижения подросткового возраста. Таким образом, дети из баптистских семей также не учтены в статистике.

В мире есть три региона, где баптисты являются большинством населения: штаты Миссисипи и Техас в США и, особенно (более 75 %), штат Нагаленд в Индии

Руководители

  • Президент ВБА: Пол Мсиза (Paul Msiza)
  • Генеральный секретарь ВБА: Элайджа Браун (Elijah Brown)
  • Президент ЕАФ ЕХБ: Виктор Никодимович Крутько
  • Председатель РС ЕХБ: Пётр Вальтерович Мицкевич
  • Председатель МСЦ ЕХБ: Николай Степанович Антонюк

См. также

  • Список известных баптистов (англ.)русск.
  • Московская центральная церковь евангельских христиан-баптистов
  • Федеративный союз баптистов СССР
  • Всесоюзный совет евангельских христиан-баптистов
  • Российский союз евангельских христиан-баптистов
  • Евангельские христиане-баптисты
  1. С точки зрения баптистов водное крещение и крещение Духом Святым — два совершенно разных события. Предполагается, что те, кого поместная баптистская церковь допустила к водному крещению, уже были до этого крещены Духом.
  2. Когда речь идет о христианах, то под «святостью» понимается не безгрешие, а отделённость от «мира сего» для Бога.
  3. В современном русскоязычном обществе их часто называют баптистами-арминианами.
  4. В современном русскоязычном обществе их часто называют баптистами-кальвинистами.

Примечания

  1. 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 Митрохин, 2010.
  2. Григорьева, 1998, с. 59.
  3. 1 2 3 4 Словарь, 1994, с. 43.
  4. Название, 1907, с. 2—4.
  5. 1 2 Gourley.
  6. 1 2 Торбет Р. Г. История баптизма = Robert G. Torbet. A History of the Baptists. — Одесса: Одесская богословская семинария, 1996.
  7. Н. Ревуненкова. Протестантизм. — СПб.: Питер, 2007.
  8. Priest.
  9. Torbet, 1975, с. 9—18.
  10. Carroll, 1998.
  11. Пузынин А. П. Традиция евангельских христиан: анализ самоидентификации (1874—2008) // Сборник статей «Материалы международной научно-практической конференции «105 лет легализации русского баптизма. 5-7 апреля 2011 года» М., 2011. — С. 21 ISBN 5-902917-03-4
  12. Каретникова, 2006.
  13. Сперанская Е. С., Леоненкова И. Р. Баптизм // Православная энциклопедия. — М. : Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2002. — Т. IV. — С. 310—328. — 752 с. — 39 000 экз. — ISBN 5-89572-009-9.
  14. Санников С. В. История и анализ баптистских принципов. Sannikov.info. Дата обращения 12 ноября 2017.
  15. Вардин, 2011, с. 10.
  16. За исключением небольшой группы, именуемой «баптисты седьмого дня», проводящей богослужения в субботу.
  17. Винс Я. Я. НАШИ БАПТИСТСКИЕ ПРИНЦИПЫ. РУССКИЙ БАПТИСТЪ. www.rusbaptist.stunda.org. Дата обращения 21 ноября 2017.
  18. 1 2 BWA Statistics. BWA. Дата обращения 12 ноября 2017. Архивировано 27 июня 2012 года.
  19. MEMBER BODIES AND STATISTICS. BAPTIST WORLD ALLIANCE. Дата обращения 12 ноября 2017. Архивировано 18 апреля 2008 года.
  20. About Us (англ.). Southern Baptist Convention. Дата обращения 12 ноября 2017.
  21. Thong, Tezenlo. Progress and Its Impact on the Nagas: A Clash of Worldviews : . — Routledge, 2016. — P. 128. — ISBN 9781317075318.
  22. American Religious Identification Survey www.gc.cuny.edu Архивировано 1 ноября 2011 года.
  23. Пресс-релиз на сайте Всемирного союза баптистов (англ.)

Литература

на русском языке

  • Баптизм // «Банкетная кампания» 1904 — Большой Иргиз. — М. : Большая российская энциклопедия, 2005. — С. 20. — (Большая российская энциклопедия : / гл. ред. Ю. С. Осипов ; 2004—2017, т. 3). — ISBN 5-85270-331-1.
  • Баптисты // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  • Баптисты (статья) // Христианство. Словарь. — Москва: Республика, 1994. — С. 43-45. — 559 с. — 50 000 экз.
  • Баптисты / Чанышев А. Н., Клибанов А. И. // Бари — Браслет. — М. : Советская энциклопедия, 1970. — (Большая советская энциклопедия : / гл. ред. А. М. Прохоров ; 1969—1978, т. 3).
  • Браницкий А. Г., Корнилов А. А. Религии региона. — Н. Новгород: ННГУ имени Н. И. Лобачевского, 2013. — 305 с. Архивировано 28 июля 2014 года. Архивная копия от 28 июля 2014 на Wayback Machine
  • Вардин А. В. Насколько самобытным было баптистское движение в Российской империи? // Сборник статей «Материалы международной научно-практической конференции «105 лет легализации русского баптизма. 5-7 апреля 2011 года». — М., 2011. — С. 9—15. — ISBN 5-902917-03-4. (на английском языке — Wardin A. W. How Indigenous Was the Baptist Movement in the Russian Empire? // Theological Reflections/Богословские размышления. — 2009. — № 10. — P. 167—174.)
  • Григорьева Л. И. Баптизм // Енисейский энциклопедический словарь / Гл. ред. Н. И. Дроздов. — Красноярск: КОО Ассоциация «Русская энциклопедия», 1998. — С. 59. — 736 с. — 10 000 экз. — ISBN 5-88329-005-1.
  • Дударёнок С. М. Баптизм на российском Дальнем Востоке (1917–1955 гг.) // Свобода совести в России: исторический и современный аспекты: сборник статей. — М.: РОИР, 2007. — Вып. 5. — С. 84–111.
  • Дударёнок С. М., Сердюк М. Б. История протестантских церквей Приморского края (XIX-XX вв.): монография / Дальневосточный федеральный ун-т, Приморское отд-ние Российского о-ва исследователей религии. — Владивосток: Изд-во Дальневост. ун-та, 2014. — 593 с. — ISBN 978-5-906739-04-9.
  • Каретникова М. С. Русское богоискательство. Национальные корни евангельско-баптистского движения. — Альманах по истории русского баптизма, третье издание. — СПб.: Библия для всех, Протестант, 2006. — С. 3-84. — ISBN 5-7454-0380-2.
  • Лялина Г. С. Баптизм: иллюзии и реальность. — М.: Политиздат, 1977. — 175 с.
  • Митрохин Л. Н. Баптизм: история и современность (философско-социологические очерки). — СПб.: РХГИ, 1997. — 480 с. — 2500 экз. — ISBN 5-88812-037-5.
  • Митрохин Л. Н. Баптизм // Новая философская энциклопедия / Ин-т философии РАН; Нац. обществ.-науч. фонд; Предс. научно-ред. совета В. С. Стёпин, заместители предс.: А. А. Гусейнов, Г. Ю. Семигин, уч. секр. А. П. Огурцов. — 2-е изд., испр. и допол. — М.: Мысль, 2010. — ISBN 978-5-244-01115-9.
  • Мурыгина Е. А. Баптистские общины в поликонфессиональной структуре Дальнего Востока России во второй половине XIX — 30-е гг. XX вв. / автореферат дис. … кандидата исторических наук : 07.00.02. — Хабаровск: Дальневост. гос. гуманитар. ун-т, 2008. — 27 с.
  • Название «Баптисты» // Баптист : журнал. — Нахичевань, 1907. — № 1. — С. 2—4.
  • Никольская Т. К. Русский протестантизм и государственная власть в 1905-1991 гг. / автореферат дис. … кандидата исторических наук : 07.00.02. — СПб.: ЕУСПб, 2003. — 27 с.
  • Никольская Т. К. Русский протестантизм и государственная власть в 1905— 1991 годах. — СПб.: Издательство Европейского университета в Санкт-Петербурге, 2009. — 356 с. — (Территории истории; Вып. 2). — ISBN 978-5-94380-081-8.
  • Потапова Н. В. Историография и проблемы изучения истории евангельского христианства и баптизма на Дальнем Востоке в годы советской власти // Материалы международной научно-практической конференции «105 лет легализации русского баптизма», 5-7 апреля 2011 года / Ред-сост. Н. А. Белякова, А. В. Синичкин. — М., 2011. — С. 145—153.
  • Потапова Н. В. Евангельское христианство и баптизм в России в 1917-1922 гг.: (на материалах Дальнего Востока): монография: в 2 т.. — Южно-Сахалинск: Изд-во СахГУ, 2014. — Т. 1. — 400 с. — ISBN 978-5-88811-471-1. (недоступная ссылка)
  • Потапова Н. В. Евангельское христианство и баптизм в России в 1917-1922 гг.: (на материалах Дальнего Востока): монография : в 2 т.. — Южно-Сахалинск: Изд-во СахГУ, 2014. — Т. 2. — 270 с. — ISBN 978-5-88811-472-8.
  • Потапова Н. В. Евангельское христианство и баптизм в России в 1917-1922 гг. : на материалах Дальнего Востока / автореферат дис. … доктора исторических наук : 07.00.02. — Южно-Сахалинск: СахГУ, 2015. — 51 с. (недоступная ссылка)
  • Современная религиозная жизнь России. Опыт систематического описания / Отв. ред. М. Бурдо, С. Б. Филатов. — Москва: Логос, 2003. — Т. II. — 480 с. — 2000 экз. — ISBN 5-94010-209-3.

на других языках

Ссылки

  • Сайт Всемирного баптистского альянса
  • Сайт Европейской баптистской федерации
  • Сайт Евро-Азиатской Федерации Союзов ЕХБ
  • Сайт Российского Союза ЕХБ
Схема развития конфессии евангельских христиан-баптистов в Российской империи/СССР/России

Условные обозначения

Конфессии, социальные группы, движения Религиозные организации
Петербургская аристократия Разные конфессии Молокане Штундисты Российские меннониты
Петербургское пробуждение И. С. Проханов РЕС,
1907-1911
Баптисты
Евангельские христиане (прохановцы)
Союз русских баптистов,
1884-1930-е
ВСЕХ,
1910-1944
Евангельские христиане-баптисты (ЕХБ)
ВСЕХБ,
1944-1992
СЦ ЕХБ,
с 1961
Малые деноминации РС ЕХБ,
с 1992
Нацсоюзы лимитрофов,
с 1992
Небольшие автономные союзы ЕХБ

Митрохин Л. Н. Баптизм: история и современность (философско-социологические очерки). — СПб.: РХГИ, 1997. — 480 с. — 2500 экз. — ISBN 5-88812-037-5.

Коллектив авторов. История ЕХБ в СССР. — М.: издательство ВСЕХБ, 1989. — С. 624.

Контекст
История
Богословие Общее Документы веры
Персоналии Лидеры Богословы Литераторы Другие
Организации Центральные Региональные Партии Семинарии Другие
Издания Периодика Книги Песенники
  1. Основатели первых церквей, руководители центральных и региональных союзов церквей, а также крупных миссий
  2. Авторы известных трудов по богословию и истории (с элементами исторического богословия), составители документов вероучительного характера, ректоры семинарий
  3. Христианские писатели, поэты, публицисты, редакторы религиозных изданий
  4. Известные пасторы, христианские мученики, а также верующие, добившиеся известности в нерелигиозной сфере — политике, спорте и т. д.

Словари и энциклопедии

Нормативный контроль

GND: 4125244-5 · NDL: 00560518

>Чем баптисты отличаются от православных

Баптисты и православные: особенности религиозных течений

Кроме основных крупнейших религий существует также огромное количество ответвлений и вариаций, которые не пользуются такой большой поддержкой и известностью. За 2000 лет своего существования христианство раскололось на множество разнообразных течений.

При этом, как часто бывает в религии, люди из каждого течения считают именно свои взгляды истинными. Если спросить у православного, кто такие баптисты, то ответ будет однозначным.

Приверженцы основной религии считают баптистов всего лишь одной из протестантских сект, а вовсе не полноценной церковью. Тем не менее, более 40 миллионов верующих демонстрируют, что это уже давно не секта, а хоть и не самая большая, но всё же полноценная церковь.

Разобраться, в чём имеются ключевые отличия баптистов от православных и почему они даже сами демонстрируют свое непричастие к основной церкви, помогут представленные факты.

Баптисты появились из мощного огня Реформации, который вспыхнул в шестнадцатом веке. Именно тогда в принципе родился протестантизм как таковой. 1000 лет до этого католичество безраздельно правило умами европейцев, однако появление такого мощного и неудержимого течения заставило его посторониться.

Практически одновременно и повсеместно появился целый набор протестантских течений, среди которых стоит выделить лютеранство, цвинглианство и кальвинизм.

Баптисты появились уже несколько позже. Ориентировочно первый раскол произошел еще в начале 17 века. Община баптистов была создана в Англии, при этом в данную ветку вошли кальвинисты, которые переняли от меннонитов теорию о принятии крещения только добровольно, уже будучи взрослым.

Это существенно отличало их от многих других течений и основных религий. Достаточно прогрессивное убеждение в отношении того, что церковь необходимо отделить от государства послужило причиной для постоянных и массовых гонений баптистов с самого начала.

В результате практически все члены общины вынуждены были иммигрировать в Америку. Именно там они и получили все возможности для расцвета. Благодаря всесторонней свободе и религиозной терпимости в Соединенных Штатах баптизм приобрёл мощную поддержку.

Обширное распространение прогрессивных идей относительно социальной справедливости достаточно быстро стали популярны в обществе, активно привлекали наиболее молодых членов. В результате численность этого религиозного течения постоянно росла.

В настоящее время в Северной Америке проживает больше половины всех баптистов мира. Общая численность их составляет около 25 млн. Стоит отметить, что на втором месте оказалась совсем не Европа, где долгое время осуществлялись гонения.

Именно Африка стала вторым домом для баптистов. Здесь проживает около 10 миллионов приверженцев. В Азии и Океании проживают в совокупности 5,5 млн. Разумеется, ключевыми, как и для любого религиозного течения, является признание определенных догматов.

Что касается баптизма, то здесь поддерживается:

  • непорочное зачатие Христа
  • единство Бога
  • рождение Иисуса Христа в теле
  • признание Троицы
  • понимание необходимости в спасении
  • наличие божественной благодати
  • существование царства Божия

Существует большое отличие использования символа веры. Католики и православные используют Никео-Цареградский, в то время как баптисты предпочитают Апостольский. Именно здесь содержатся основные постановления вероучения. Если обратиться к тексту, то эти символы веры различаются достаточно серьезно.

Хотя для человека, который далек от религиозных догматов, тексты покажутся идентичными, отсутствие или наличие определенных указаний и упоминаний служат серьезной основой для дополнительной трактовки смысла священниками. В результате таких разночтений возникают совершенно различные богословские концепции.

Значительные различия коснулись не только текстовых и богословских нюансов, но также и принципов поведения обрядов. Кроме того, отдельные нюансы, определяющие повседневную жизнь, также становятся видны без проблем.

Крещение в сознательном возрасте является, пожалуй, одним из наиболее примечательных фактов, которым отличается Баптистская церковь.

Самостоятельное принятие решения уже во взрослом возрасте относительно приверженности к той или иной религии можно воспринять как вполне рационально мысль. Тем не менее, дети, которые выросли в семье баптистов, где присутствует соответствующее культурное наследие, и регулярно совершаются обряды, вряд ли сделают другой выбор, кроме как последовать соответствующему вероучению.

Стоит отметить, что баптисты предпочитают полное погружение в реки или озера при крещении, в то время как у православных данные церемонии упрощены до окропления водой.

ПОЧЕМУ БАПТИСТЫ НЕ ПРОТЕСТАНТЫ

Baptist International Evangelistic Ministries

В нашей стране людей делят на три религиозных группы. Если ты не еврей и не римо-католик, то автоматически протестант. Следовательно, баптистов обычно называют «протестантами». Однако это не соответствует фактам. Баптисты никогда не были протестантами.
Началом Протестантской Реформации, как правило, считается 31 октября 1517 года, когда Мартин Лютер прибил свои 95 тезисов к двери церкви Виттенбергского замка в Германии. Но это было только одним из ряда событий, приведших к открытому разрыву протестантов с Римом. Другим событием огромной важности, но часто пренебрегаемым, бил Второй Сейм (или Собор) в Шпейере 25 апреля 1529 года. Это был Римско-католический Собор, одной из целей которого было — остановить прогресс лютеран и других, не подчиняющихся Папе группировок. Некоторые лютеранские князья предстали перед этим Сеймом с официальным протестом против вопросов, в которых Сейм шёл вразрез со Словом Божиим, т. е. тем, как они его понимали. Протест был подписан Саксонским курфюрстом Иоанном, маркграфом Георгом Бранденбургским, ландграфом Филиппом Гессенским, графом Вольфгангом Ангальским и представителями четырнадцати имперских городов. Протест должен был оградить их от решений Сейма, он был защитной мерой. Прославленный церковный историк Филипп Шааф делает такое, достойное внимания, замечание: «На основании этого протеста и воззвания лютеран начали называть протестантами» («История Христианской Церкви», том VII, стр. 692). Те же факты есть в Католической Энциклопедии (том XII, стр. 495).
Эти лютеранские лидеры (и несколько реформатских) которые подавали протест на знаменитом Шпейерском Сейме, говорили от своего имени, а не от имени баптистов. О баптистах же они сами говорили, что «все анабаптисты и перекрещенцы, мужчины или женщины зрелого возраста, подлежат суду и казни огнём, мечом и другими средствами, как подобает таким лицам; без предварительного следствия перед духовными судьями». Следовательно, баптисты не были причастны к этому протесту, и не могут носить название «протестант». Я продолжу объяснение, почему баптисты не протестанты, приводя следующие основные причины.

Исторически баптисты не протестанты
Протестантизм начался в шестнадцатом веке. В это движение входят лютеране, реформаты и другие, кто был когда-то римо-католиком, и оставил Римско-Католическую веру, чтобы основать свои церкви или деноминации. Баптисты же никогда не покидали Римско-Католической церкви, как это сделали Лютер, Кальвин и Цвингли. Они не покидали её, потому что никогда не были в ней. Их существование не началось Реформацией, но имело место за сотни лет до неё.
Баптисты не пытаются проследить своё историческое прошлое до времён Апостолов. Они только утверждают, что во все периоды церковной истории бывали группы, которые держались тех же доктрин, каких сегодня держатся баптисты. Эти группы могли быть или не быть связанными между собою, и были известны под различными названиями. Например, были монтанисты (150 г. Н.Э.), новацианцы (240 г. Н.Э.), донатисты (305 г. Н.Э.), павликиане (650 г. Н.Э.), альбигойцы (1022 г. Н.Э.), вальденсы (1170 г. Н.Э.), а название «анабаптисты» было известным до времён Протестантской Реформации. Полная историческая информация опровергает взгляд о том, что пока не появился Мартин Лютер со своим протестом, существовала только одна религиозная группа — Римско-Католическая церковь. Всякий, кто утверждает это, просто не исследовал все доступные данные.
Теперь я хотел бы привести одно не баптистское свидетельство о древности баптистского народа. Кардинал Гостий (1504-1579) был римо-католическим прелатом, посвятившим свою жизнь исследованию и подавлению некатолических групп. Папа Павел IV назначил его одним из папских председателей знаменитого Трентского Собора. Гостий энергично исполнял работу контрреформации. Если уж кто знал в послереформаторский период историю некатолических групп, то этим человеком был Гостий. Кардинал Гостий говорит: «Если бы баптистов не мучили и не отсекали ножом в прошедшие 1200 лет, их набралось бы больше, чем реформаторов» (Letters Apud Opera, стр. 112-113). Заметьте, что этот осведомлённый католический учёный говорит не только о различных гонениях, которым подвергались баптисты, но и ясно отличает их от реформаторов, и датирует их бытность не менее чем 1200 годами до Протестантской Реформации.
Из этого свидетельства явствует, что если баптисты жестоко преследовались протестантскими реформаторами и их последователями, они никак не могли быть протестантами. Несчётные тысячи баптистов потеряли своё имущество, земли и жизнь в этом гонении. Конрад Гребель умер в тюрьме в 1526 году. Феликс Манц был утоплен властями в Цюрихе в 1527 году. Известный баптистский лидер Бальтхаузер Хубмайер был сожжён на костре в Вене 10 марта 1528 года. Спустя три дня его жену сбросили в Дунай с моста с камнем на шее. Все факты обильно подтверждают, что исторически баптисты не протестанты.

Догматически баптисты не протестанты
Точка зрения, что баптисты разделяют общее учение с протестантскими группами, основана на неправильном представлении фактов. Между ними существуют разительные различия. Мы приведём шесть из них.
(1) Баптисты верят всем сердцем, что для жизни и благочестия достаточно только Божьего Слова. Мы читаем: «Всё Писание богодухновенно и полезно для научения…» (2 Тим. 3:16). Различные протестантские деноминации имеют кредо и катехизисы и целый ассортимент доктринальных мерил и стандартов. Баптисты держатся только Библии.
(2) Баптисты верят, что Христос — Глава Церкви, как и Писание говорит: «…Христос Глава Церкви…» (Еф. 5:23). Над баптистскими церквами нет земного надзирателя. Баптисты не имеют деноминации в смысле организации, которая управляет поместными общинами. Каждая поместная церковь автономна и ответственна только перед Христом, который есть её Глава.
(3) Баптисты верят всем сердцем в свободную церковь и свободное государство. Христос ясно учил, что у церкви и государства есть свои сферы, когда говорил: «…итак отдавайте кесарю кесарево, а Божие Богу» (Матф. 22:21). Баптисты энергично противятся всякому союзу между государством и церковью, и верят, что управляемая государством церковь — жалкая пародия христианства и прямое уклонение от Писания. Все протестантские реформаторы навязали своим последователям государственные церкви! Сегодня американцы наслаждаются отделением церкви от государства только благодаря неусыпной активности баптистов с первых дней нашей истории.
(4) Баптисты твёрдо верят в индивидуальную отчётность перед Богом, потому что Писание ясно учит: «Итак каждый из вас за себя даст отчёт Богу» (Рим. 14:12). Священник не может отвечать за тебя. Церковь не может отвечать за тебя перед Богом. Крёстные родители не могут отвечать за тебя. Никто не спасается тем, во что верят его родители. Никто не спасается на основании отождествления с какой-то религией. Он ответит за себя Богу. Как правило, протестанты не держатся этого, основанного на Писании, учения.
(5) Баптисты всегда держались крещения по вере. Никто из протестантских реформаторов не придерживался этого учения. В Писании вера и покаяние всегда предшествуют крещению. В день Пятидесятницы Пётр ясно сказал народу: «Покайтесь, и да крестится каждый из вас…» (Д. Ап. 2:38). Из этого явствует, что если младенцы не способны каяться, крещения младенцев нет и не должно бить. Нельзя крестить неверующих. В учении о крещении реформаторы последовали за Римом. Баптисты же твёрдо стояли в этом вопросе на учении Христа и Его Апостолов.
(6) Основываясь на Писании, баптисты всегда держались возрождённого членства церкви, то есть такого членства, которое состоит только из людей, имеющих достоверное свидетельство веры в Иисуса Христа. В Апостольской церкви только уверовавшие, только принявшие Слово Божие и покаявшиеся во грехах, допускались к крещению и принимались в члены церкви (Д. Ап. 2:41). В Апостольской церкви не было автоматического, обрядового членства, и сегодня нет такого членства в баптистских церквах.
Из обзора этих простых тезисов становится ещё более ясно, что баптисты не протестанты.

Баптисты не протестанты на практике
Несколько простых наблюдений указывают на то, что баптисты коренным образом отличаются от протестантов по целому ряду аспектов. Протестантские группы ссылаются на своего основателя. Лютеране указывают на Мартина Лютера, реформаты — на Жана Кальвина. Пресвитериане были основаны Джоном Ноксом, методисты открыто признают Джона Весли своим основателем. А кто основал баптистские церкви? Этот исторический вопрос заслуживает серьёзного исследования. Невозможно найти человека, который основал баптистские церкви. Если бы нам и пришлось назвать основателя из людей, мы назвали бы Петра, Павла, Иакова и Иоанна.
Мы отличаемся от протестантов местом своего рождения. Лютеране родились в Германии, реформаты в Швейцарии и Голландии, пресвитериане в Шотландии, епископалы в Англии, но баптистам нужно назвать своим местом рождения Палестину.
К тому же символ веры баптистов — это не Аугсбургское Исповедание, не Каноны Дорта или Вестминстерское Исповедание, но простое Слово Божие. Поэтому невозможно отождествлять баптистов с протестантами.
Баптистов никогда не связывали с протестантами и никогда не отождествляли с Римско-Католической церковью. На протяжении лет до и после Реформации они сохраняли свою идентичность и оставались верными Писанию. Настоящие баптисты держатся простого учения Христа и Апостолов. За эти данные Богом доктрины они готовы были умирать. Баптист шестнадцатого века Ганц Денк сказал: «Вера означает послушание Слову Божьему, будь то на жизнь или на смерть». Для многих это обернулось смертью.
Во время Реформации в Роттенбурге за менее чем десять лет было казнено 900 баптистов. Эти казни бывали часто свирепыми и жестокими. Приговор одному баптисту, Михаилу Сетелеру, звучал так: «Михаил Сетелер будет отдан палачу, который отведёт его на место экзекуции и отрежет ему язык. Затем он бросит его в повозку, и будет дважды рвать его тело горячими щипцами; затем он приведёт его к воротам города, и там опять будет терзать его тело тем же образом». Так умер Михаил Сетелер в Роттенбурге 21 мая 1527 года. Его жена и другие женщины были утоплены, а нескольким мужчинам отсекли головы.
Баптисты не протестанты, но держатся предписаний и дела Христа и Апостолов. Баптисты верят, что чистое Слово Божие достаточно авторитетно во всех вопросах. Баптисты отвергают все человеческие предания и обряды, которые возникли со времени Апостолов.

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *