Бари Николай чудотворец

Патриаршее подворье во имя святителя Николая чудотворца в БариСтраница приходаРусская Православная Церковь, Администрация Русской Православной Церкви в Италии

Престольный праздник: День памяти святителя Николая чудотворца (19 декабря н.ст. и 22 мая н.ст.)

Храмовые святыни: чтимый храмовый образ св. Николая Чудотворца; ковчег с частицами мощей Киево-Печерских отцов; икона св. Серафима Саровского с частицей его мощей; икона св. праведного Феодора Ушакова с частицей его мощей (дарение моряков Российского флота).

Расписание богослужений:
Суббота: Всенощное бдение — 17.00
Воскресенье: Божественная литургия — 10.00

Среда: Всенощное бдение (в храме подворья) — 17.00; четверг: Божественная Литургия (в базилике святителя Николая, у его мощей) — 10.30

Настоятель храма — протоиерей Вячеслав Бачин

podvorie@bargrad.com booking@bargrad.com +39 (080) 55-646-23 (при наборе из России 8 гудок 10 39 80 55 646 23), +39 (334) 745-12-76 (моб.) — (при наборе из России 8 гудок 10 39 334 745-12-76) секретариат, +39 331 751 04 59 (при наборе из России 8 гудок 10 39 331 751 04 59) бронирование номеров, размещение в Доме Паломника http://www.bargrad.com Адрес: Corso Benedetto Croce, 130, 70125 Bari, Italia

История Подворья

Паломничество к Гробнице Чудотворца

Уже первые русские путешественники на Запад считали святым долгом приложиться к мощам Чудотворца.

В 1459 г. совершилось первое известное нам паломничество в Бари — монаха Варлаама из Ростова Великого. После чудес, свершившихся от иконы, приобретенной в Бари, он основывает монастырь на реке Улейма близ Углича. К 1683 г. относится первая запись в архивах базилики св. Николая: группа зарегистрирована как Moschoviti, «московиты».

Стольник П.А. Толстой, посетивший в 1698 г. Бар, как он называл город, первым подробно описал католическую базилику, «в которой лежат мощи великого архиерея Христова Николы». В том же году в Бари побывал граф Б.П. Шереметев; есть свидетельства и о паломничестве царевича Алексея Петровича в 1717 г. — перед возвращением в Петербург на суд отца (каноники базилики даже повесили мемориальную доску в память о визите царевича). Подробно описал в 1724 г. базилику и гробницу Чудотворца неутомимый «пешеходец» и профессиональный паломник В.Г. Григорович-Барский, автор ходившего в списках «Путешествия по святым местам, в Европе, Азии и Африке находящимся» — его текст позднее послужил основой для многочисленных путеводителей.

Состав поклонников гробницы св. Николая был самым разнообразным. Отзвук в Италии получило паломничество двух русских крестьянок, которые в 1844 г., не зная европейских языков, добрались, по обету, на своей повозке из Перми в Бари. На обратном пути, в Петербурге, они были обласканы царем.

В 1852 г. в Бари побывал великий князь Константин Николаевич, подаривший бриллиантовый перстень местному архиепископу, а 10 ноября 1892 г. мощам своего небесного покровителя поклонился наследник престола Николай Александрович, по вкладу которого был выложен новый настил в крипте базилики.

Многие пилигримы XIX — начала XX в. оставили свои впечатления о Бари. Радуясь достигнутой цели, они при этом не жалели красок на описание трудностей своих путешествий. Странников также печалило отсутствие православных богослужений в Бари. Один паломник из Одессы сообщал, что видел в Бари одну русскую богомолку, которая «чуть не плакала, что некому было отслужить акафист». Часто высказывалась мысль о необходимости строительства в Бари как странноприимного дома, так и русской православной церкви.

Почитание св. Николая выражалось в паломничестве не только в Бари, но и туда, где находилась его кафедра, совершались чудеса и имели место его кончина и погребение — в Миры Ликийские. Начало этому положил паломник-писатель А.Н. Муравьев, побывавший в Малой Азии в 1850 г. и обнаруживший полное запустение памятного места. Муравьев начал широкую компанию в России «для восстановления падшей обители». Однако это проект оказался тупиковым: сооружению подворья в Мирах всячески противодействовали турки.

В 1888 г. капитал, названный «мирликийским», был передан Императорскому Православному Палестинскому обществу (ИППО), взявшему опеку над русским паломничеством в зарубежные страны. После трагической гибели в 1904 г. председателя ИППО великого князя Сергея Александровича наблюдение за строительством Свято-Николаевского подворья взяла на себя его преемница, она же его вдова, св. великая княгиня Елисавета Феодоровна.

Окончательный поворот в сторону Италии произошел в 1910 г., когда посол при Оттоманской Порте Н.В. Чарыков сообщил в ИППО о «безнадежности в мирликийском вопросе» и предложил преобразовать его в «барградский». По мысли Чарыкова, русская церковь в Италии «громко свидетельствовала бы о высоком благочестии Русской Православной Церкви перед лицом католического мира». Идею посла горячо одобрила св. Елисавета Феодоровна, и собранный к тому времени «мирликийский» капитал (246 562 руб.) переименовали в «барградский».

Строительство Подворья

12 мая (ст. ст.) 1911 г. в рамках ИППО был учрежден Барградский комитет под высочайшим покровительством св. императора Николая II, внесшего личных 10 тыс. рублей. Комитет, возглавляемый знатоком древнерусского искусства князем А.А. Ширинским-Шихматовым, разместился в Петербурге. Задачей комитета стало сооружение итальянского подворья со странноприимницей для русских паломников и церковью, достойно выражающей православное искусство.

Средства для подворья собирала вся Россия: помимо всех доходов Николо-Александровского храма на Песках (решением Синода от 29 ноября 1911 г. и ему было присвоено наименование «Барградский»), по высочайшему повелению дважды в год, на Николу вешнего и Николу зимнего, во всех российских церквях устраивался тарелочный сбор на строительство в Барграде.

Комитет, наученный горьким опытом в Турции, в Италии вел себя осторожно: посланник ИППО, протоиерей Иоанн Восторгов (расстрелян в Москве в 1918 г.; причислен Русской Православной Церковью к лику святых новомучеников) приехал в Апулию в обстановке почти секретной — опасались противодействия как местной администрации, так и католического духовенства. 20 января 1911 г. о. Иоанн послал в комитет телеграмму об успешной покупке земли. По возвращении в Россию он, отчитываясь в ИППО о своей поездке, закончил речь словами: «Да вознесется на дальнем иноверном Западе православный храм с сияющими крестами и куполами!»

Весной того же года в Бари прибыл деятельный член комитета князь Н.Д. Жевахов и видный архитектор В.А. Покровский, произведший экспертизу участка и одобривший место предполагаемого строительства (12 тыс. кв. м на виа Карбонара, совр. корсо Бенедетто Кроче, № 130).

Заказ на проект в итоге получил молодой тогда зодчий А.В. Щусев по протекции св. Елисаветы Феодоровны, для которой зодчий строил в 1908–1912 гг. Марфо-Мариинскую обитель под Москвой. В личном архиве Щусева сохранилось большое количество эскизов, вариантов разработок интерьеров, рабочих чертежей подворья, датированных 1912–1914 гг.

В тот же период комитет выделил 28 тыс. рублей на строительство новой «Барградской» церкви в Петербурге, задуманной в качестве российского центра барградского проекта. Храм был заложен 8 сентября 1913 г. по чертежам С.С. Кричинского и освящен 15 декабря 1915 г. (снесен в 1932 г.).

«Барградские» храмы в Италии и России строились одновременно. Они похожи друг на друга: квадратные в плане, с двухскатными кровлями, одноглавые, с куполами в форме ратного шелома, со звонницами над западными стенами. «Идеологом» построек, предложившим «стиль» в духе псковско-новгородской архитектуры, был князь Ширинский-Шихматов; он же собрал древние иконы для иконостасов обеих церквей (в Бари они не были отправлены из-за начавшейся войны). Председатель комитета лелеял идею создания в Бари, в помещениях подворья, первого в истории зарубежного музея русской старины. Предполагалось экспонировать древние иконы, редкие издания, фотографии всех Никольских церквей в России, а также поручить К.С. Петрову-Водкину роспись интерьеров.

В октябре 1911 г. ИППО испросило у итальянского правительства официальное разрешение на приобретение в Бари земельного участка, уже купленного на имя частного лица. Разрешение было получено Королевским декретом от 4 января 1912 г. Законченный Щусевым общий проект подворья был одобрен лично св. царем Николаем II 30 мая 1912 г. со сметой в 414 068 рублей. Помимо двухэтажного храма вместимостью 200 человек, в составе подворья был спроектирован странноприимный дом с тремя комнатами первого разряда, четырнадцатью — второго, трапезной, умывальней, палатой для больных паломников, прачечной, баней.

В марте 1913 г. в Бари была командирована от ИППО наблюдательно-строительная комиссия, в которую вошли: настоятель будущей церкви о. Николай Федотов, производитель работ архитектор Вс.А. Субботин, псаломщик К.Н. Фаминский и смотритель работ И.Д. Никольский. Комиссию возглавил второй священник римской посольской церкви о. Христофор Флеров, постоянно живший в Италии. В начале 1913 г. в соответствии с принятыми правилами св. Синод утвердил «штат церковнослужителей при состоящей в итальянском городе Бари русской церкви».

Светские власти Барграда приветствовали русскую инициативу: 22 мая (день перенесения мощей) 1913 г., когда состоялась торжественная закладка подворья, на строительный участок, украшенный государственными флагами России и Италии, прибыли городской глава Бари и президент провинции Апулии (католическое духовенство в церемонии закладки участия не приняло, как прежде во Флоренции). В фундамент церкви были заложены грамоты на русском и итальянском языках и серебряные рубли; на церемонии читались речи. Пришли телеграммы от царя («искренне благодарю, желаю успешного окончания постройки храма»), от Елисаветы Феодоровны («соединяюсь в молитвах с вами в этот торжественный день основания нашего храма и дома для паломников»), от Щусева («поздравляю с закладкой, желаю успеха святому делу»).

Земляные и каменные работы вел местный инженер Н. Рикко под надзором Субботина, плотницкие — Д. Камышев. На участке был быстро построен временный дом со звонницей и с верхним помещением для временной церкви, которую освятили уже 24 декабря 1913 г. На церемонии освящения о. Николай Федотов провозгласил начало возрождения православия в Апулии. К марту 1914 г. подворье было подведено под крышу. Весной о. Николай был отозван в Россию, на его место прибыл о. Василий Кулаков.

В июне-июле 1914 г. Бари посетил великий князь Олег Константинович (через год погиб на войне), который, вникнув в дело, предложил по возвращению в Россию Палестинскому обществу внести некоторые поправки в утвержденный проект.

Летом 1914 г. подворье открыло временный приют для паломников на 20–30 человек. Однако своему назначению оно служило считанные дни. В августе того же года странноприимница превратилась в беженский пункт: русские путешественники по Италии не смогли вернуться домой обычным путем через Германию и ждали отправки в Россию морем (скопилось около 200 человек).

Несмотря на войну, строительные работы успешно продолжались и к январю 1915 г. были вчерне завершены. Барградский комитет в Петербурге собрал утварь и иконы, которые должны были быть доставлены туда по окончанию войны. Вскоре была освящена нижняя церковь святителя Спиридона Тримифунтского, особенно чтимого среди православных греков Бари. Когда 24 мая (сразу после Николы вешнего, что в России было воспринято провиденциально) Италия объявила себя союзницей русских «против жестоких и коварных угнетателей народов — немцев и швабов», Барградский комитет передал подворье в пользование итальянскому Красному Кресту.

Председатель Комитета кн. А.А. Ширинский-Шихматов приготовил для храма старинные иконы и стилизованное убранство, но начавшаяся революция помешала доставить их из России. Не смог выехать в Бари и художник К.С. Петров-Водкин, который должен был расписать новый храм.

Революция и Гражданская война в России поставили подворье в тяжелые условия. Закончился его «дореволюционный» период истории и начался эмигрантский. Местной общины у Барийской церкви, в отличие от русских церквей в Риме, Флоренции и Сан-Ремо, никогда не существовало, а поток пилигримов, естественно, прервался. После разных перипетий вся гигантская русская постройка попала в собственность барийского муниципалитета.

Однако в 2008 г. православный мир облетела радостная весть: решением итальянского правительства храм и подворье вернули России…

Описание подворья

Барградское русское подворье является уникальным для Западной Европы памятником. В XIX–XX вв. за пределами России было создано немало произведений национального зодчества, однако подавляющее их большинство выдержано в московско-ярославском стиле, а не в редком псковско-новгородском, как в Бари, где, кроме непосредственно церковного здания, появился и колоссальный комплекс странноприимницы, напоминающий древнерусский терем.

Все архитектурные работы в Бари шли под авторским надзором А.В. Щусева, начавшего свою карьеру в области церковного строительства (по его же эскизам в Сан-Ремо был возведен еще один русский храм). Комитет поставил задачу создать большой комплекс «в образцах новгородско-псковских сооружений начала XV века». Молодой зодчий с увлечением отдался делу и сделал массу чертежей и рисунков — не только для общей композиции ансамбля, но для малейших деталей интерьера. К сожалению, война и революция оборвали работы и памятник сейчас предстоит перед нами без задуманной богатой внутренней отделки.

Церковное здание было построено двухэтажным, с нижней обогреваемой? «зимней», церковью (изначально в этой крипте предполагалось устроить ризницу) и верхней «летней».

В нижнем храме во имя святителя Спиридона Тримифунтского, освященном в 1921 г., выделяется большой храмовый образ. Среди достопримечательностей крипты обращает на себя внимание большая модель подворья, дающая хорошее представление о грандиозности комплекса. К святыням относится чтимая икона святителя Николая с частицей его мощей.

Главный храм остался (за исключением апсиды) нерасписанным. Подготовке этого храма к освящению много сил отдал Д.С. Дерганин, бывший в 1950-х гг. старостой прихода.

Иконостас был водружен к освящению в 1955 г. Его иконы были безвозмездно созданы в 1950-х гг. парижскими художниками А.А. Бенуа и его женой М.А. Бенуа, урожденной Новинской. Композиция одноярусного иконостаса следует канонической схеме: в местном ряду, справа от Царских врат, водружен образ Спасителя, слева от него — храмовый образ свт. Николая, с подписью «Живые — мертвым, в столетний юбилей Тверского и Елизаветградского училищ, от офицеров 1-го Уланского Петербургского полка». Справа от Царских врат — икона Божией Матери с Младенцем. Над Царскими вратами, украшенными иконами Благовещения и четырех Евангелистов, — «Тайная Вечеря». На боковых вратах образа Архангелов — Михаила на правой и Гавриила. Кроме этих образов в иконостасе установлены следующие иконы (слева направо): «Свв. царица Александра и Пантелеимон», «Свв. Димитрий Солунский и Георгий Победоносец», «Свв. Сергий Радонежский, Александр Невский и Серафим Саровский», «Св. Спиридон Тримифунтский», «Свв. Василий Великий, Григорий Богослов и Иоанн Златоуст», «Свв. апостолы Петр и Павел», «Свв. Владимир и Ольга». Над оконечностями иконостаса, на стене, водружены большие образы св. Серафима Саровского (справа) и св. Сергия Радонежского.

В высокой конхе апсиды теми же художниками Бенуа написан образ Знамения Божией Матери, ниже — Спас на Престоле.

Над северным входом в храм находится икона свв. бессребреников Космы и Дамиана, широко почитаемых в Апулии.

На фоне белого свода выделяется огромное паникадило, изготовленное в 1998 г. в Сербии на средства паломников из России, собранные иеромонахом Исайей.

Подворье располагается на большом участке общей площадью 7200 кв. м, являющемся собственностью муниципалитета. С запада участок ограничен корсо Бенедетто Кроче, с севера — виа Де Руджеро, с востока — жилыми домами, с юга — городским сквером. В 1982 г. вся эта зона вместе с постройками была поставлена на учет Комитета по охране памятников.

В 1937 г. территория подворья была разделена высокой стеной на две неравные части: одна, площадью 2900 кв. м, была предоставлена в пользование православной общине; другая, с садом, площадью 4300 кв. м — городским учреждениям, занявшим странноприимницу.

В 1967 г. на стене храма, обращенной к корсо Бенедетто Кроче, была выложена мозаичная икона свт. Николая в память местного художника Николо Колонна. Святитель на ней изображен держащим Евангелие, с надписью: «Заповедь новую даю вам: да любите друг друга».

В 1971 г. в «церковной» части, в саду, была возведена и освящена маленькая Никольская часовня с небольшой маковичной главкой и «русским» крестом. Она посвящена памяти Николая II.

Михаил Талалай

Храм Николая Чудотворца в Бари

Италия славится множеством христианских святынь, особенно верующие любят посещать город Бари (Bari) – столицу Апулии (Puglia). Италия по количеству достопримечательностей и памятников культуры занимает в Европе первое место. Для любого религиозного человека этот город имеет важную ценность. Здесь находится храм святителя Николая Чудотворца (Basilica di San Nicola) — Русская церковь, посвященная святому, почитаемому многими верующими, где хранятся его мощи.

Базилика Града Барского является уникальнейшим памятником русского зодчества, который украшен торжественным фасадом, богато отделан резьбой и увенчан арками. Прекрасный зодческий комплекс среди других сооружений нового города выделяется внушительными пропорциями и архитектурными формами.

Немало архитектурных сооружений возникло за пределами России, но почти все они были построены в московской или ярославской манере. Город Бари славится грандиозным комплексом, который напоминает древнерусский терем. Строение было выполнено в новгород-псковском стиле архитектуры 15 века. Каменная одноглавая церковь рассчитана на 260 человек.

Подворье

Следите за ИТАЛИЯ ДЛЯ МЕНЯ в:

  1. ВКонтакте
  2. Инстаграм
  3. YouTube

Подворье Бар-града состоит из красивейшего храма, уютных построек для приема паломников, восхитительного большого сада. Этот комплекс — духовное пристанище для странников из России, которые посещают город в надежде увидеть мощи Святителя.

Церковь и подворье строилось на деньги, сбор которых шел по всей Российской империи. Так как долгое время не удавалось восстановить храм св. Николая Чудотворца в Мире Ликийской, в 1911 году был основан комитет Бар-града, которому покровительствовал сам император. Задачей организации являлось возведение в Бари постоялого двора для путешественников, которые стекались к мощам великого чудотворца, а также сооружение церкви, достойно отражавшей православное искусство.

Празднование памяти Чудотворца установлено 19 декабря и 22 мая, вот тогда то и устраивался Барградский сбор. Комитету были также переданы пожертвования на церковь от княгини Елизаветы Федоровны в сумме 3 тысячи рублей, от императора Николая II было получено 10 тысяч и внушительная сумма 246 тысяч рублей, которые ранее были собраны на храм в Мире Ликийской.

Проект постройки

Весной 1912 года уже был готов проект, составленный знаменитым знатоком древней храмовой архитектуры А. В. Щусевым, в личном архиве зодчего сохранилось множество рабочих чертежей, эскизов, различных вариантов создания внутренней отделки, разработанных до мельчайших деталей. Однако из-за начавшейся революции работы были остановлены, а памятник зодчества до сих пор находится без задуманного богатого интерьера.

Италия и Россия установила свои государственные флаги на участке для строительства, когда состоялась торжественная церемония начала постройки в 1913 году. В 1914 году уже вел свою работу приют для паломников, а позже он стал временным для беженцев.

Русские эмигранты стали смотрителями церковной собственности за рубежом, стремясь сохранить ее для возрожденной России. Но в 30-е годы 20 столетия храм перешел в собственность муниципалитета города, против воли людей его построивших. Постоялый двор и церковь в Бари на время забросили, паломничество к святым мощам прекратилось.

Базилика лишилась почти всего церковного имущества, без следа исчезли ценные вещи, такие как библиотека, старинная утварь, несколько десятков древних икон. Для церкви уже было подготовлено великолепное убранство и древние иконы, но из-за революции доставить их из Российской империи стало невозможно. Художнику К. С. Петрову-Водкину собирались доверить роспись нового храма, но он не смог выехать.

Русских верующих в Италии стало намного меньше после революции, и только благодаря большой греческой диаспоре православного вероисповедания, особо чтившей святителя Спиридона Тримифунтского (Саламинского), в 1921 году был освящен нижний приход в его честь.

Только в 2009 году Италия передала Базилику в Российское ведомство, и теперь храм опять стал достоянием и гордостью Русской Церкви. Одновременно с созданием храмового комплекса в Бари было заложено строительство нового «Барградского» храма в Санкт-Петербурге. Итальянская и российская Барградская церковь даже похожи между собой – одноглавые, квадратные, колокольни расположены над западными стенами, двухскатный кров, купола, похожие на ратный шлем.

Иконостас Подворья

Иконостас представляет собой каноническую композицию: образ Спасителя и Богородичная икона с Младенцем – справа от Царских ворот, образ св. Николая — слева от них. Слева направо в иконостасе также установлены иконы Св. Царицы Александры, Св. целителя и великомученика Пантелеймона, Святого Димитрия Солунского, Великомученика и Победоносца Георгия, Сергия Радонежского, Александра Невского, преподобного Серафима Саровского, чудотворца Спиридона Тримифунтского. Далее Базилика украшена иконами Святителей Василия, Григория и Иоанна, Святых апостолов Петра и Павла, Святого равноапостольного князя Владимира и княгини Ольги.
В Апулии очень почитаема икона святых бессребреников Космы и Дамиана, ее разместили с северной стороны над входом в храм. Икона Богородицы «Знамение» была написана художником А. А. Бенуа-Конским совместно со своей супругой. Ниже Богородичной иконы — Спаситель на Престоле.

Среди святынь в нижнем приделе находится икона св. Николая Чудотворца, где хранятся его мощи. С 1087 года святые мощи Св. Николая бережно хранятся в часовне Базилики. С правой стороны от входа в верхний храм базилики находится великий храмовый образ.

Над входом в базилику размещена мозаичная икона, на которой запечатлены: Спаситель, Божья Матерь и святой Николай с Евангелием в руке, написал итальянский художник Никколо Колонна (Niccolo Colonna) в 1967 году.

Внушительных размеров паникадило изготовлено в Сербии на собранные пожертвования русских эмигрантов. Установленное в 1998 году, оно заметно выделяется на фоне белоснежного свода. Перед архитектурным комплексом установлена скульптура святителю Николаю, мастерски выполненная российским скульптором В. М. Клыковым.

Паломничество к мощам

Даже после своего упокоения, святой Николай не перестает опекать своих духовных чад, внимая их молитвам и содействуя болящим и страждущим. Особенно его молитвы помогают детям, пожилым людям, убогим и болящим, торговцам, морякам и путешественникам. Святителя почитают во всех конфессиях – православной, католической, мусульманской и даже язычники.

Каждый год в город Бари съезжаются тысячи российских паломников. У православных паломников есть право совершать службы и молебны, лицезреть целебные мощи святителя. Многие путешествующие получают божественную помощь исцеления от великого угодника Божия. Город Бари может гордиться тем, что имеет такую святыню, как досточтимая икона святителя и его мощи.

Полезная информация

  • Адрес: город Бари, Базилика Святителя Николая (Basilica di San Nicola)
  • Церковь открыта ежедневно с 7:30 – 13:00 и с 16:00 – 19:30. Вход бесплатный.
  • Каждый четверг в 10:30 церковь начинает Богослужение с Евхаристией (кроме Великого Поста).
  • Молебен с акафистом: четверг – 16:00, в остальные дни – 11:00.
  • Как добраться: в город Бари ходит паром до порта, храм располагается рядом с морским побережьем. От порта до церкви можно дойти пешком за 10 минут, железнодорожный вокзал находится в 15 минутах ходьбы.
  • Официальный сайт: bargrad.com

↘️🇮🇹 ПОЛЕЗНЫЕ СТАТЬИ И САЙТЫ 🇮🇹↙️ ПОДЕЛИСЬ С ДРУЗЬЯМИ

Базилика Святого Николая

У этого термина существуют и другие значения, см. Церковь Святого Николая.

Католическая базилика

Базилика Святого Николая

Basilica di San Nicola

Страна

Италия

Город

Бари

Конфессия

Католицизм

Епархия

Roman Catholic Archdiocese of Bari-Bitonto

Орденская принадлежность

доминиканцы

Архитектурный стиль

Романский

Дата основания

XI век

Строительство

1087—1105 годы

Реликвии и святыни

мощи святителя Николая Чудотворца

Состояние

действующий храм

Сайт

Медиафайлы на Викискладе

Базилика Святого Николая (итал. Basilica di San Nicola) — католическая базилика в городе Бари (Италия). Построена для хранения мощей святителя Николая Мирликийского, перенесённых в 1087 году из города Миры.

История базилики

Когда 22 мая 1087 года мощи святого Николая привезли в город Бари, то его герцог Рожер I Борса и архиепископ Урсон были в Риме на коронации папы Виктора III. Мощи были отданы на хранение аббату бенедиктинского монастыря Илье. По возвращении архиепископ попытался овладеть реликвией, начались народные волнения. Илья смог убедить Урсона отказаться от своих намерений, и аббату было поручено возвести храм для хранения мощей.

Место для строительства храма было выбрано в центре города на территории «катапенальской цитадели» (место для проведения официальных мероприятий и церемоний). Земля была подарена церкви герцогом Рожером. 1 октября 1089 года базилику освятил папа Урбан II, мощи святого Николая разместили в её крипте. Вскоре после постройки церковь стала местом крупных исторических событий:

  • в 1095 году Пётр Амьенский выступил в ней с проповедью Первого Крестового похода;
  • в 1098 году в базилике прошёл церковный собор под председательством папы Урбана II по вопросу объединения Западной и Восточной церквей, который не увенчался успехом.

Строительные работы продолжались по 1105 год. В 1156 году во время захвата города Вильгельмом I Злым базилика пострадала и была восстановлена в 1160 году.

Базилика была придворной капеллой императора Фридриха II, при Анжуйской династии имела статус дворцового храма. Подробное описание состояния базилики в конце XVII века можно найти в путевых записках стольника Петра Толстого.

9 апреля 1799 года базилику разграбили французские войска.

Крупные реставрационные работы были проведены в 1928—1956 годах. В ходе их под алтарём базилики был найден саркофаг-реликварий с мощами Николая Чудотворца (1951 год). Он выполнен в форме небольшого каменного оссуария с отверстием для сбора мира. Ныне саркофаг находится в крипте церкви, отгороженный от публичного пространства высокой железной решёткой. Доступ к мощам дозволяется только организованным группам паломникам (по предварительной договорённости с местным церковным начальством).

В 1951 году папа Пий XII поручил церковь ордену доминиканцев.

C 1969 года православным предоставляется право служить в крипте базилики. Раз в неделю (по четвергам) в основном помещении храма совершается богослужение «по византийско-русскому обряду». Во время богослужения в четверг железная решётка открыта, после него все желающие через специальное оконце в мраморном престоле могут поклониться мощам.

Архитектура и внутреннее убранство

Базилика имеет три нефа длиной 39 метров, сводчатый трансепт длиной 31,5 метр, нефы завершаются апсидами. Ширина центрального нефа 12,5 метров, боковых — 6,5. Снаружи апсиды закрыты прямыми стенами с ложными аркадами, что придаёт храму прямоугольную форму. Фасад разделён на три части пилястрами, по бокам имеет две башни между которыми возвышается центральное прясло. Входной портал украшен резьбой на тему евхаристии (начало XII века). Портик портала поддерживают колонны, опирающиеся на фигуры быков, в люнете помещён рельеф с солнечной колесницей и триумфатором, символизирующим Иисуса Христа. Фронтон увенчан крылатым сфинксом.

Базилика украшена скульптурным декором, часть которого (рельефы, капители, карнизы) были заимствованы от более древних византийских построек. Около 1130 года были созданы престол и киворий (украшен капителями и ангелами), в середине XII века появился епископский трон, вырубленный из цельного куска мрамора.

  • Алтарь и киворий

  • Престол над мощами святителя Николая

  • Главный неф базилики

  • Потолок базилики

  • Алтарь и престол над мощами Св. Николая

> См. также

  • Перенесение мощей Святителя Николая в Бари
  • Церковь Николая Чудотворца (Бари)

Примечания

  1. 1 2 3 4 Чоффари Дж. Базилика святителя Николая в Бари и её историко-художественные сокровища // Сокровища базилики Свт. Николая в Бари = Il tesoro della Basilica di San Nicola di Bari / каталог выставки, Москва, ГИМ, 22 июня — 28 августа 2005. — Рим: Edindustria, 2005. — С. 25—53.
  2. Lib.ru/Классика: Толстой Петр Андреевич. Путешествие стольника П. А. Толстого по Европе (1697-1699)
  3. Святитель Николай. Праздники, см. с 14:43 до 14:51, с 16:38 до 16:52, с 18:21 до 18:25, с 18:39 до 18:43.

Ссылки

  • Бари (статья в Православной энциклопедии)
  • Базилика святителя Николая в Бари и её историко-художественные сокровища
  • Выставка Сокровища базилики Свт. Николая в Бари

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *