Батюшка благословите

Всякий верующий человек считает непременным при встрече с батюшкой испросить у него пастырское благословение, но многие делают это неправильно. Разумеется, по такому вопросу нет строгих канонов, однако традиции церкви и простой здравый смысл подсказывают, как нужно себя вести.

Благословение имеет много значений. Первое из них — приветствие. Поздороваться со священником за руку имеет право только равный ему по сану, все остальные, даже диаконы, при встрече с батюшкой принимают от него благословение. Для этого нужно ладони сложить вместе, правую поверх левой, чтобы принять в них благословляющую руку и облобызать ее в знак почтения к священному сану. И ни для чего более! Никакого таинственного значения сложение ладоней не имеет, благодать в них не «опускается», как учат некоторые старушки.

Благословиться у священника можно не только тогда, когда он в церковных одеждах, но и в гражданской одежде; не только в храме, но и на улице, в общественном месте. Не стоит, однако, подходить за благословением вне храма к необлаченному батюшке, который с вами не знаком.

Точно так же всякий мирянин прощается со священником. Если несколько иереев стоят рядом, а вы хотите благословиться у всех, то сначала нужно подойти к старшему по сану.

Второй смысл священнического благословения — это разрешение, дозволение, напутствие. Перед началом всякого ответственного дела, перед путешествием, а также в любых затруднительных обстоятельствах мы можем просить у священника совета и благословения и лобызать его руку.

Наконец, существуют благословения в ходе церковной службы. Священник, произнося:»Мир всем», «Благословение Господне на вас…», «Благодать Господа нашего…», осеняет молящихся крестным знамением. В ответ мы смиренно преклоняем головы, не складывая рук — ведь поцеловать благословляющую десницу невозможно.

Если же священник осеняет нас священными предметами: крестом, Евангелием, чашей, иконой, мы сначала крестимся, а потом делаем поклон.

Не следует подходить под благословение в неурочный момент: когда иерей причащает, совершает каждение храма, помазует елеем. Но можно сделать это по окончании исповеди и в конце литургии, при целовании креста. Злоупотреблять благословением, подходя к одному и тому же батюшке несколько раз в день, не стоит. Слова «благословите, батюшка» всегда должны звучать для мирянина радостно и торжественно, и не надо превращать их в поговорку.

Священник Константин СЛЕПИНИН

Примеры употребления слова взять в литературе.

Одним словом, религии, взятые с их организациями и реальной жизненной активностью, без которых они теряют смысл, а не только с учениями, храмами и религиозными ритуалами, выходят далеко за рамки менталитетной сферы.

Ну, а уж остаться с нами, после того как мы вас сразу к себе не взяли,— вот это и раскрыло нам на вас глаза!

В качестве исходного материала взяты 120 французских сказок, относящихся к различным типам по классификации Аарне и Томпсона.

Что же касается Абу Талиба, отца Али, — он будучи старейшиной рода Хашим, взял Мухаммада под защиту в трудное дня него время.

А если взять ваше ведомство, абвер — через вас, наверное, совершенно бесполезно подступиться к Гейдриху?

Миссионер понятия не имел, куда подевался Абдулла после того, как взял у него расчет.

Не спрашивая ни о визах, ни о прививках, представитель министерства туризма провел нас через все контроли, и посольский шофер в нарядной форме взял под козырек, когда Мусса, Умар и Абдулла, подобрав подолы своих тог, полезли в просторную машину посла.

Канцлер Абеляр Гомес, бодрый восьмидесятипятилетний мужчина, взял на себя управление делами лиги.

Один старый абиссинец взял нож и, уколов корову в шею, пролил на землю несколько капель крови.

В нем она просит сходить к ней на квартиру, взять из ночного столика ключ от абонементного ящика на почтамте и, просмотрев всю корреспонденцию, переслать в Каир только те письма, которые заслуживают немедленного ответа.

Буксир вел трансляцию, в частности и того, как жукеры взяли судно на абордаж и вырезали команду.

Первой его мыслью было атаковать ее, попытаться взять на абордаж и пустить ко дну, утолив этим свою ненависть.

По кораблю прошел слух, что Мерикур планирует взять линкор на абордаж, и Бэйнс намеревался поучаствовать в этом.

Айксом только улыбнулся и заявил, что все очень просто — надо взять на абордаж какого-нибудь торговца и перевести на него часть экипажа.

Второй английский корабль взяли на абордаж с обоих бортов, и в живых на нем не осталось ни единого человека.

Источник: библиотека Максима Мошкова

Анна спрашивает:
Благословите батюшка и простите.
Прошу вашего благословения на чтение Псалтири и других молитв на старо-церковно-славянский язык. И еще я пою на клиросе как 1,5 -2 года и прошла искушение, вернулась. Прошу Ваших молитв и желаю Вам стойкости, терпения и облегчения, верности в Православии, помоги вам — Царица Небесная и все святые, за Вас уже молюсь.
Архимандрит Рафаил отвечает:

Анна! Я не вполне понимаю, что вы подразумеваете под «старо-церковно-славянский язык». Современный богослужебные славянские тексты относятся к более позднему языковому пласту – к 14- 16 вв. Некоторые под старославянским языком подразумевают старообрядческие книги, по которым православный по личному его желанию может келейно молиться (это допущено Собором Русской Церкви при Патриархе Пимене). Скорее всего, вы говорите о Псалтири и молитвословах, написанных на славянском языке. Славянский язык имеет большую мистическую глубину, чем современный русский и более подходит к динамике молитвы. Пусть Господь благословит и поможет вам постепенно освоить славянский язык и почувствовать его духовную красоту. Призываю на вас Божие благословение.

» Предыдущий вопрос Следующий вопрос «

Что такое благословение?

Само слово «благословение» является калькой греческого слова εὐλογία, которое обозначает «восхваление, славословие» Господа («Благословен Бог наш…»). На сегодняшний день в церковном обиходе это понятие является многозначным. Одно из его значений — пребывание в благостном, благодатном состоянии, которое посылает человеку Бог. Так, Архангел говорит Марии: Благословенна Ты между женами… (Лк. 1: 28).

Но наиболее часто слово «благословение» мы употребляем в его практическом значении. Во-первых, как разрешение на совершение какого-то действия (например, благословение патриарха на строительство храма). И, во-вторых, как испрошение священником Божией благодати на людей. При этом священник осеняет человека или множество людей крестным знамением.

Благословлять друг друга могут и мирские люди. Так, например, огромное духовное значение даже в наши дни имеет родительское благословение, например, на перемену места жительства, на путешествие, на вступление в брак, на уход в монастырь. Однако только иереи и архиереи, получившие благодать Святого Духа в таинстве Священства, способны подавать благословение во время священнослужения.

Священники благословляют не только людей, но также и священные предметы, блюда, например коливо.

Когда можно брать благословение у батюшки?

В Церкви существуют различные ситуации, когда можно получить благословение. Каждая имеет свои смысловые особенности.

Во-первых, зачастую благословение выступает аналогом мирского приветствия или прощания. Поприветствовать иерея таким образом можно не только в церкви, но и встретившись в иной обстановке, если такое приветствие будет уместно.

Во-вторых, благословение может пониматься как дозволение, напутствие на совершение какого-то дела. В церковной среде существует традиция брать благословение духовника или любого священника на важную поездку, на брак, на строительство дома и вообще на совершение каждого важного для нас дела. Благословляясь на любое начинание, мы призываем помощь Самого Бога, Который действует через Своего служителя, говорит его устами.

В-третьих, благословение подается всем прихожанам храма во время службы. В определенные моменты богослужения священники благословляют народ правой рукой (при этом складывая пальцы в подобие начертания букв ICXC, что значит Иисус Христос). В ответ верующие преклоняют голову и кланяются в пояс. Если священнослужитель осеняет прихожан священными предметами (например, крестом или иконой) — молящиеся сначала крестятся, а затем совершают поклон. При этом подносить руки к груди или же целовать их не нужно.

Как брать благословение?

Строгих канонов или предписаний по этому поводу не предусмотрено. Однако есть некоторые правила церковного этикета, подсказанные обычным здравым смыслом.

Подходя под личное благословение, нужно сложить ладони крестом, при этом поместив правую руку поверх левой, и сказать: «Благословите, отче». Священник в ответ на эту просьбу говорит: «Бог благословит!», одновременно осеняя ладони благословляемого крестным знамением, а затем кладет на них свою руку для лобызания (целования).

Некоторые особенности этикета

Если вы хотите подойти под благословение, но при этом рядом стоит несколько иереев, благословиться нужно сначала у старшего по сану. Однако необходимо правильно оценивать ситуацию. Вместо того чтобы поочередно благословляться у каждого священника, можно просто поклониться и произнести: «Благословите, честные отцы!»

Если к одному священнику подходит группа людей, то здесь также следует соблюдать иерархию. Мужчины подходят впереди женщин, старшие впереди младших.

Также не стоит просить благословения в неподходящее время, а особенно в важные моменты богослужения: например, когда священник причащает или совершает каждение храма.

Случайные привычки легко формируются. Зато трудно от них избавиться.

Никто специально не оставляет полотенце на полу ванной комнаты. Только бессердечные, жестокие люди намеренно не опускают сидение в туалете. Не так много нужно самообладания, чтобы пристраститься к своему смартфону. Некоторые научились выключать будильник, не просыпаясь. Возможно, самый страшный пример привычки – миллионы водителей, которые проезжают отрезок от работы до дома абсолютно «на автомате», без единой мысли. Чтобы выработать привычку, много усилий не требуется.

Конечно, некоторые привычки могут быть даже полезны. Некоторые – совсем безобидны. Другие же – становятся причиной таких негативных последствий, которые мы даже не предполагали.

В вере ситуация схожая. Духовные привычки могут быть здоровыми, безобидными или вредными. Когда эти привычки «прокручиваются» без участия наших сердец и разума, они никогда не трогают наши души.

Такая «отстраненность» довольно часто встречается в наших молитвах.

От некоторых молитв можно запросто отказаться, потому что они больше проявление привычки, чем сердечным разговором. Сами-то молитвы не так уж и плохи, просто в них мы просим то, что у нас уже есть.

Зачастую некоторые молитвы абсолютно бессмысленны для человека, который их произносит.

«Вот Бог, вот еда, спасибо за еду всегда…»

«Вот я уже ложусь поспать…»

Некоторые молитвы бывают и для «показухи», чтобы блеснуть своим набором слов или богословием (я, каюсь, свою долю таких молитв произнес, чем совсем теперь не горжусь).

И я думаю, что некоторые молитвы можно уже и забыть, потому что мы их произносим, скорее, по привычке, а не по зову души. Сами-то молитвы не так уж и плохи, просто в них мы просим то, что у нас уже есть. Поскольку наши молитвы – отчасти отражение наших представлений о Боге и Его отношении к нам, возможно, нам надо по-новому взглянуть на наши молитвенные привычки.

«Благословение»

Так обычно называют молитву перед едой. Заложенный в эту молитву смысл в том, что кто-нибудь просит Бога благословить еду, добавляя какой-нибудь христианский оборот: «Благослови эту еду для наших тел».

Скорее всего эта молитва берет свое начало со времен бубонной чумы или какого-нибудь отравления. Если еда плохо влияет на здоровье людей, она скорее всего проклята. Поэтому надо бы освятить эту еду благословением. На всякий случай. Я двумя руками за благодарение Бога перед принятием пищи, но нет никакого смысла просить эту еду благословлять. Она и так благословлена. Когда Бог сотворил Вселенную – Он сказал, что это все хорошо: и съедобное, и несъедобное. Когда Бог называет что-то хорошим, это уже благословение, какое еще благословение вам нужно? Фрукты, овощи, мясо и мороженое: все уже благословлено.

Молитва в качестве альтернативы: «Бог, благодарю Тебя за заботу (за моих родителей, за супругу или соседа по комнате, которые эту еду купили). Благодарю Тебя за еду, за тех, через кого эта еда появилась на моем столе, за возможность есть и наслаждаться едой».

Нет смысла просить о благословении, но благодарить можно и нужно.

«Пребудь с нами»

Молитва эта имеет под собой благие мотивы. Кому не хотелось бы, чтобы Бог пребывал с Ним. Просто этот человек дезинформирован. Как еда уже благословлена Богом, так и Бог уже с нами. Нет на свете места, где бы Его не было. Писание говорит нам, что Бог будет там, куда мы пойдем, куда бы мы ни пошли – на высотах, в глубинах, на свету и в тени.

Когда человек молится «Бог, будь рядом», его молитва уже отвечена задолго до ее произнесения. В Писании мы читаем историю за историей о том, как люди постоянно пребывают в присутствии Бога, даже не подозревая об этом.

Куда бы мы ни пошли, Бог уже там.

Молитва в качестве альтернативы: «Бог, я знаю, что ты рядом, открой мои глаза, чтобы увидеть дела рук Твоих во мне и вокруг меня».

Нам не нужно молиться о том, чтобы Бог нас посетил, нам просто нужно проснуться и увидеть, как Он идет рядом с нами.

«Дай нам благоволение»

Если молитва благословения звучит про еду, эта молитва звучит про нашу жизнь. Это тоже молитва-просьба о благословении.

Нам не нужно молиться о том, чтобы Бог нас посетил, нам просто нужно проснуться и увидеть, как Он идет рядом с нами.

Есть две проблемы с такой молитвой. Во-первых, она зиждется на предположении, что на данный момент мы не имеем Божьего благословения. Во-вторых, в этой молитве мы путаем, что есть благословение и чем оно не является.

Должны ли мы просить Божьего благословения или оно у нас уже есть? Для меня истинно, скорее, второе. Причин у меня для этого целых три: Жизнь, крест и Святой Дух. Дыхание, кровь и мысли – это благословение. Смерть и воскресение Христа ради нас – это благословение. Присутствие Святого Духа в нас – это благословение. Христианам это все уже дано.

Что же есть благословение, и чем оно не является? Когда мы находим место, где запарковаться, это благословение? А горячая вода у нас в кранах? Прибавка к зарплате? Семья? Электричество? Чистая вода? Образование? Понимаете, о чем я? Все это дары.

В Евангелии от Матфея мы читаем, что даже солнце и дождь считаются благословениями от Бога. В послании Иакова говорится, что все хорошее, что у нас есть в жизни – от Бога.

Все, что у нас есть в жизни – это дар Бога, а это значит, что мы уже благословлены.

Молитва в качестве альтернативы: «Бог, благодарю за все, что ты дал мне. Я получил от тебя столько благословений, помоги мне быть благословением в чьей-нибудь жизни».

Нам не нужно просить Бога о благоволении, нам нужно его лишь принять.

Нам не нужно просить Бога это благословить, Он уже это сделал.

Нам не нужно просить Бога быть здесь, Он уже здесь.

Принять это все, как реальность нашей жизни – это начало хорошей привычки.

p.s. И, кстати, если вы задумались сегодня о молитве, то можете помолиться за кого-нибудь или попросить помолиться о вас в нашей молитвенной комнате.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *