Бедность и богатство

«Примерно 40 миллионов человек в США проживают в бедности, 18,5 миллионов — в чрезвычайной бедности, а пять миллионов существуют в таких же условиях крайней нищеты, что и граждане третьего мира», — говорится в докладе Специального докладчика. Этот документ был представлен участникам сессии Совета ООН по правам человека. На этой неделе Вашингтон заявил о выходе из его состава.

Филипа Олстон отмечает, что в США — самый высокий уровень бедности среди молодежи и самый высокий уровень детской смертности среди всех государств Организации экономического сотрудничества и развития. Средняя продолжительность жизни граждан США ниже, чем в других богатых демократических государствах.

«В США — самый высокий уровень неравенства в доходах среди западных стран. В этой стране проживает более 25 процентов всех 2 208 миллиардеров мира», — отметил эксперт ООН. Он заявил, что власти США не должны закрывать глаза на такой чудовищный контраст: огромное богатство немногих и лишения огромного числа американцев.

В США проживает более 25 процентов всех 2 208 миллиардеров мира

Свой доклад Специальный докладчик ООН по вопросу о крайней нищете и правах человека Филип Алстон подготовил по итогам своей поездки в Соединенные Штаты Америки в декабре 2017 года. Он осудил новые меры администрации президента США по налоговым льготам, которые, по его словам, приведут к сокращению поступлений в бюджет в размере 1,5 трлн. долларов. По мнению эксперта ООН, эти шаги принесут пользу богатым и в еще большей степени усугубят неравенство в обществе.

Время от времени, то в моём блоге, то в чужих, доводится сталкиваться с демонстрацией «мышления нищего». И всякий раз, когда я вижу эту заразу, хочется написать об этом, но всё никак не доходили руки — а тут как раз длинная пересадка в Киеве на пути из Риги в Тель-Авив, и есть время поразмышлять вслух.
Итак, что же такое «мышление нищего» и почему эта зараза вредна для своего носителя?
Представьте себе нищего. Человека, у которого нет ничего либо почти ничего. Которому не до жиру — быть бы живу. Который не думает о том, как разбогатеть, но зато панически боится потерять те крохи, которые у него есть.
Сознание такого человека деформировано довольно грустным образом. Мир представляется ему крайне неприятным и опасным местом, где еды, денег и других благ на всех не хватает. Поэтому вся жизнь — борьба, все вокруг только и ждут, как у тебя чего-нибудь отнять или на тебе нажиться. А кроме того, для «мышления нищего» характерна зависть и неприязнь к тем, кто не нищий.
Вот два анекдота, вполне характеризующие «мышление нищего». Первый — из книги древнекитайского философа Чжуан Цзы:
«На юге живет птица, которую зовут Юаньчу. Она взмывает ввысь в Южном Океане и летит в Северный Океан. Она отдыхает только на вершинах пла­танов, питается только плодами бамбука и пьет только ключевую воду. Однажды некая сова нашла дохлую крысу. Когда птица Юаньчу пролетала над ней, сова подняла голову и угрожающе заухала»
А второй — анекдот времён революции:
«Внучка декабриста слышит осенью 1917 года на улице сильний шум и посылает служанку узнать, в чем дело. Та возвращается и говорит, что происходит революция. «-Ой как хорошо! Мой дедушка тоже хотел устроить революцию. А пойди узнай, чего хотят?» Вернувшись, служанка говорит: «Хотят, чтобы не было богатых». «-А мой дедушка хотел чтобы не было бедных»»
Чем плох такой склад ума? Да именно тем, что «хотят, чтобы не было богатых». Жизнь-борьба, постоянный поиск подвоха и нелюбовь к богатым приводят к тому, что человек даже не пытается выбраться из нищеты, улучшить своё положение. Он и не верит, что такое возможно, и боится, что обманут по пути, и не готов рискнуть своими последними копейками. А ещё он будет демотивировать тех, кто попытается улучшить своё положение. Кроме того, именно «мышление нищего» способствует ведению бизнеса не на долгосрочню перспективу, а «на хапок».
«Мышление богатого» — наоборот, пляшет от изобилия. У него есть деньги, а даже если их нет, есть уверенность в том, что завтра они будут. Мир полон возможностей, денег хватит на всех, ими не жалко поделиться, ими не страшно рискнуть, люди вокруг дружелюбны и с ними большей частью приятно иметь дело.
На сегодняшний день настоящих нищих осталось не так много. А уж в Интернете они и вовсе редко появляются. Но то же самое «мышление нищего» нередко демонстрируют люди, отнюдь не голодающие.
Например, на любом форуме, где обсуждаются знакомства, обязательно рано или поздно завязывается дискуссия о том, должен ли мужчина платить за кофе или за обед девушки. А то вдруг она только того и ждёт, чтобы нажиться на мужчине? Капучино с рогаликом за его счёт выпьет, в постель с ним не ляжет — а три или четыре евро на её кофе уже потрачены. Как полагаете, кто обычно высказывает эту точку зрения и кто её радостно поддерживает — люди с мышлением богатого человека или люди с мышлением нищего?
Другой пример — разговоры о бизнесе, когда кто-нибудь начинает с глубокомысленным видом вещать что-нибудь наподобие: «Бизнес это Большая Игра… и чтобы было 5-10 победителей, 50-100 проигравших должны скинуться всем что у них есть и влезть в долги!» Это человек с мышлением богатого или с мышлением нищего?
Тот же склад ума часто можно увидеть там, где проходит какой-то конкурс идей или обсуждение идеи. Обязательно появляется куча комментариев, обвиняющих тех, кто проводит конкурс, в желании нажиться на чужих мозгах, присвоить чью-то идею, не заплатив и т.п.

  • Причём, что характерно, чем громче человек кричит о желании организаторов нажиться на его идеях, тем слабее и некачественнее его идеи обычно оказываются. А толковые люди либо принимают участие, если их устраивают условия, либо не принимают участия, если условия не устраиват — но не скулят и не жалуются.

Когда я запускал сообщество по обмену маркетинговыми идеями al_kopilka, входным билетом в которое служили любые три мало-мальски толковые идеи из сферы маркетинга, рекламы или продаж, после чего человек получал доступ к сотням идей других участников — мне тоже довелось столкнуться с множеством проявлений нищенского мышления. Кто-то опасался, что он поделится своей идеей — а вдруг её украдут? Кто-то писал, что он не готов отдать свои три идеи, пока нет гарантии, что пять сотен идей в сообществе будут равноценной заменой. И так далее.
Ах, да. Ещё один верный признак нищего именно в Сети — боязнь кого-нибудь похвалить. А то вдруг я ему ненароком сделаю рекламу, он на этом наживётся, а я — нет?! И ещё нищий очень-очень-очень подозрительно относится к чужим похвалам. Если Вася хвалит Петю — наверняка это коммерческая реклама, проплаченная Петей. И на всякий случай надо обязательно об этом громко заявить, чтобы Петя с этого не мог нажиться.
Мне скоро на посадку, леди и джентльмены — поэтому я не стану столь же подробно расписывать мышление богатого человека в тех же ситуациях. Если хотите, можете для тренировки сделать это сами в комментариях.
Ну а в качестве темы для размышления предлагаю вам помозговать о том, как мыслите и как ведёте себя вы сами — как нищие или как богатые?
И к чему приводит Вас такая манера мыслить?
P.S. А ещё Вы можете взглянуть на расписание моих ближайших семинаров

Поделись с друзьями:

БОГАТСТВО И БЕДНОСТЬ — понятия, тесно связанные с социальной стратификацией; характеризуют неравно-мерность распределения наиболее ограниченных ресурсов общества — денег, власти, образования, престижа — между различными стратами (слоями) населения. Богатство выражается прежде всего денежной суммой, оценивающей все то, чем владеет человек: дом, автомобили, земельные участки, яхта, коллекции картин, акции, страховые полисы, конюшни, личные самолеты или вертолеты и т. д. Богатство всегда связано с роскошью, т. е. излишеством в комфорте, в удовольствиях. Богатые, как правило, зарабатывают деньги не своим трудом, как это делает средний и низший класс. Их доход, в основном, поступает от владения имуществом в особо крупных размерах (нефтяные компании, коммерческие банки, сети магазинов, сети издательских домов, газет, журналов, телеканалы и т. д.). Ни у среднего, ни у низшего класса подобных источников доходов нет. Богатым человек может стать благодаря полученному наследству, особому везению, удачной карьере, выдающемуся таланту и, что тоже иногда бывает, активному участию в успешных сделках в сфере теневой экономики.

Бедность — это экономическое и социальное состояние людей, имеющих минимальное количество денег, образования, власти и престижа. Бедность — это не только минимальный доход (на уровне прожиточного минимума), но и особый образ и стиль жизни, стереотипы восприятия и психология. Поэтому о бедности говорят как особой культуре, «культуре выживания». При советской власти в 1970-1980-е гг. большинство населения относилось к среднему классу. Этому способствовали низкие цены на большинство продуктов питания, товары общественного спроса, существование фондов общественного потребления. В 1990-е гг. это большинство опустилось на уровень бедности. К «новым бедным» в настоящее время относят самую образованную часть общества, которая в развитых странах входит в средние слои (учителя, врачи, инженеры, работники культуры). Однако в перспективе по мере углубления общественной модернизации и стабилизации экономических и политических отношений продвигаться наверх будут только образованные люди. Кроме того, высокий культурный потенциал и профессионализм рано или поздно будет востребован государством. В противном случае верх возьмут тенденции разрушения государственности. Под абсолютной бедностью понимается такое состояние, когда индивид на свой доход не способен удовлетворить даже основные потребности в пище, жилище, одежде, тепле либо способен удовлетворить только минимальные потребности, обеспечивающие биологическую выживаемость. Численным критерием выступает порог бедности (прожиточный минимум). Под относительной бедностью понимается невозможность поддержать уровень достойной жизни или некоторый стандарт среднеобеспеченной жизни, принятый в данном обществе. Относительная бедность показывает то, насколько вы бедны в сравнении с другими людьми.

Нищета — это крайняя бедность, нищие способны удовлетворять только физические потребности на самом низком, примитивном уровне: живут за счет подачек, попрошайничества, мелкого воровства, пенсий, размер которых ниже прожиточного минимума, пособий по безработице.

Бедность и нищета в той ли иной степени наблюдаются во всех современных обществах, но наивысший уровень того и другого характерен все-таки для стран так наз. третьего мира (развивающихся стран Азии, Африки, Латинской Америки).

Словарь терминов и понятий по обществознанию. Автор-составитель А.М. Лопухов. 7-е изд. переб. и доп. М., 2013, с. 33-35.

Яко праведен Господь, и правды возлюби, правоты виде лице Его.

Как Бог свят и во святых почивает, так Он праведен и любит правду, и как праведный, Он вразумляет и наказывает неправедных. Посему мы должны с дерзновением прибегать к Нему и уповать на Него. Ибо последние сии слова суть заключение изложенного в начале псалма упования и надежды Давида на Бога. А слова: лице Его видит правоты, равносильны с словами: Он возлюбил правду. Ибо кого кто любит, того и видит, и напротив, кого ненавидит, того и отвращается и не видит. А под лицем Бога должно разуметь силу Его видения. Таким образом сей псалом изъяснен с исторической стороны о Давиде: но он может быть приспособлен и к каждому терпящему обиды и брань со стороны врагов как видимых, так и невидимых. По сему высшему смыслу к злым помыслам, которые внутренне внушают и советуют уму перейти на горы, т.е. к мыслям гибельным, колючим, для православных непроходимым и вредным (напр., что все случается не по промыслу, а само собою, что Бог не мстит, и тому подобным) может быть сказано: как вы говорите это душе моей? Тоже может быть сказано и к демонам, побуждающим душу входить в такие богохульные помыслы. А под грешниками должно разуметь неправедных и злых. Под луком и стрелами можем понимать всякие смертоносные и убийственные оружия, равно как и нападения нелепых помыслов. Соответственно сему в высшем и нравственном смысле можно изменить и прочие слова псалма.

Жил на свете богатый скотовод. Перед смертью он завещал все свои стада тому, кто согласится отсидеть в его могиле целый день.

Умер богач, но никто не захотел сопровождать его в могилу. Наконец один аульский бедняк, всё достояние которого составлял старый бесхвостый осёл, согласился. Посадили беднягу в склеп рядом с трупом богача, обложили большими каменными плитами, засыпали землёй, только для воздуха оставили небольшое отверстие. Страшно стало бедняку в могиле, но ничего не поделаешь — терпи.

В полночь могила осветилась и два ангела, вошли в склеп, отодвинув одну из плит.

— Кого будем судить сначала? — спросил один ангел.

— Живого, — ответил другой. — Мёртвый от нас никуда не уйдёт!

И стали они строго расспрашивать бедняка о его жизни и делах. Особенно досталось ему за то, что плохо он относился к своему ослу, не вовремя кормил его и поил. Напомнили даже о колючках, которые бедняк совал под хвост ослу, когда тот особенно упрямился.

Наконец прошли сутки, жители аула разрыли могилу и вытащили полумёртвого бедняка. Когда он очнулся, все начали его поздравлять с легко приобретённым наследством.

— Не надо мне никакого наследства! — воскликнул бедняк. — Если меня так долго мучили за одного паршивого осла, как я буду отвечать за целые стада и табуны?

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *