Белое монашество

Белое иночество

Мирянин. Я задумывался, но мне трудно до конца понять иночество. Есть в этом явлении церковном что-то таинственное… Это какая-то книга, если не за семью, то во всяком случае за несколькими печатями… Я рад поговорить на эту тему именно с вами, иноком, прошедшим грань отделения от мира и даже, собственно, от общества христианского. Не правда ли, вы же себя отделили и от общества христианского?

Священноинок. Что вы считаете христианским обществом?

Мирянин. Всех верующих в Богочеловечество Господа Иисуса Христа.

Священноинок. Но ведь таких же очень мало!

Мирянин. Не думаю, что «очень» мало… Все же десятки и даже сотни тысяч церквей стоят во всех концах мира и наполняются народом, признающим Иисуса Христа – Богочеловеком. Миллионы людей поклоняются Ему, читают Евангелие, творят добро по заповедям, освящаются Таинствами… Сколько книг, журналов, ученых трудов посвящается во всех концах мира и на всех языках Царству Божию, Царству Творца над человечеством!..

Священноинок. А я думаю, что все же христиан мало. Меньше, чем мы даже можем думать.

Мирянин. Вы хотите сказать, что вообще никто не христианин, что все мы предаем Господа в сердце своем и что вы сами не знаете, можете ли называться христианином…

Священноинок. Нет, я имею в виду нечто другое. Конечно, и это правильно, что все мы недостойны называться христианами и не можем сказать определенно, кто окажется христианином на Последнем Суде, но я думаю сейчас о другом. Поверьте, что христиан мало. Давайте кратко разберемся, что означает это определение: «христианин». Означает ли оно, как вы сказали то, что человек «признает» Иисуса Христа – Богочеловеком, или нечто большее? Разницы между «признающими» – вообще – и не признающими может и не быть, ибо, страшно сказать, и бесы не могут уклониться теперь от «признания» Сына Божия. «Веруют и трепещут», как говорит о них апостол Иаков. Прочтите в Евангелии 2-й стих 3-й главы от Марка, как нечистые духи исповедали Господа Иисуса Христа сыном Божиим, а в Деяниях рассказано, как злые духи исповедали имя апостолов Христовых, набросившись на сыновей первосвященника Скевы… А что сатана знает Священное Писание, это мы видим на примере искушения им Господа, да и люди, распявшие Господа, знали очень хорошо Священное Писание… Есть множество верующих, которые веруют такой же верой, лишенной любви к Богу, и не трепещут ни ангельским святым трепетом радости, ни даже демонским трепетом мучения. О, это страшное и грозное явление в человечестве! Исчезла трепетность христианства. Если хотите знать, что такое монашество, то я его определяю новым для меня самого сейчас термином; трепет. Трепет по Богу. Трепет перед Богом. Ангельский, святой трепет сердца, духа.

Мирянин. Но это всякий христианин может иметь – «трепет!».

Священноинок. Конечно всякий может быть монахом – в своем сердце. Это мы видим совершенно ясно в житиях святых, в церковной истории и вокруг себя в мире. Пророк и царь Давид не одну жену имел, а был монахом: имел трепет, да еще такой, что стал самым излюбленным учителем пустынников, великим старцем всего монашества. «Готово сердце мое, Боже, готово сердце мое!» (Пс. 56, 8) – вот монашество. «Не умолкну ради Сиона и ради Иерусалима не успокоюсь» (Ис. 62, 1) – вот оно иночество Небесного Единого Монастыря – Иерусалима, только образом которого являются все земные монастыри. Апостол Петр имел жену, а был иноком: «Господи, Ты все знаешь. Ты знаешь, что я люблю Тебя!» (Ин. 21, 17) Апостол Павел – столп иночества, давший завет иночеству, читаемый всегда на постриге, слова из главы 6-й Послания к Ефесянам, как клич борьбы за святую трепетность отданного Богу сердца. Какое чудное это дело – иночество! Какое прекрасное, светлое: ответ, пред лицом всего видимого и невидимого мира, на зов Бога: «Будьте совершенны, как… Отец ваш небесный… совершен есть» (Мф. 5:48) . Ответ, да еще – на всю жизнь… Какой это вызов миру, и прежде всего так называемому «христианскому», но в жизни твердящему, что заповеди Евангелия «нежизненны», «слишком высоки» или «неприложимы» «вполне» к жизни. Какой стыд христианам, так говорящим и так думающим! Они этим зачеркивают все Евангелие и кощунственно делают «нежизненным» Того, Кто есть сама Воплощенная Жизнь и источник всякой жизни. Такие христиане, именно, не имеют в себе трепета. Они не трепещут, когда раскрывают Евангелие или лобызают Св. Крест Господень, или Икону Носителя жизни Иерусалима Небесного. Они не трепещут на молитве, не трепещут, видя около себя соблазн и возможность загрязниться навеки. Загрязняясь, грязнясь, они не трепещут в зрении оком сердца, окрест себя, великой святости Святого Святых, коему открыт каждый изворот нашей мысли, каждое движение нашего сердца. Трепетность перед Богом – красная нить Духа Святого, проходящая по морям, пустыням, городам, селам и лесам, связывающая сердца Подлинной Христовой Православной Церкви на земле в один невидимый, но согласный хор любви к Творцу. В этом хоре меж голосом истинного «инока» и истинного «христианина» лишь то различие, что инок пред всею земною Церковью свидетельствует свое послушание Евангелию, а христианин лишь в тайном покаянии своем. Внешне же, в делах своих, оба должны свидетельствовать одинаково. Да и понятно это, конечно: разве у нас два Евангелия, два христианства? Подлинное христианство – Святая Православная Церковь – Едина. Много имеет форм, уставов и одежд для людей своих, но слово ЕЕ – к единому сердцу человеческому. Обителей много у Церкви, но Одно Царство. Все души разнятся друг от друга лицами (ибо лицо – неповторимый образ души!), но все изошли от Бога они и к Нему на Суд идут… Один Закон, одна Любовь, одно Царство, Един Царь… И один трепет в сердце: трепет веры видящей, надежды кроткой, разума, ясности, ведения и силы… Один Закон, одна Любовь.

Мирянин. Но как определить, кто имеет «трепет» и кто не имеет его?

Священноинок . Этого определить нельзя. Это определит Суд Божий. Суд будет идти точно по Евангелию. По ясным словам Евангелия мы вперед можем увидеть, за что мы можем быть осуждены и как можем быть помилованы любовью милующей.

Мирянин. Но как же – помилованы?..

Священноинок. Думаю, что помилование наше, наша жизнь вечная – в этом трепете благоговеинства пред Творцом. Страх согрешить, оскорбить высочайшую Любовь. Даже самый малый трепет – зернышко духа, если не плод, то зернышко второго рождения, о котором Спаситель говорил с Никодимом и без которого никто не войдет в Царство Божие. Трепет любви к Божьему свету есть признак одежды брачной, без которой никто не войдет в Царство.

Мирянин. Мне что-то все же странно, что вы говорите… Ведь монашество есть нечто «выделенное» из христианства.

Священноинок. Простите, не согласен. Не выделенное, но подчеркнутое. Монашество есть, собственно, «православное христианство». Почему мы именуемся «православными» христианами? Да потому же, почему монахи именуются монахами. Христианство расплылось по миру, явилась потребность, необходимость его выявить, как бы вновь проблаговествовать, уже не язычникам, но уснувшим христианам. Если бы все православили Бога, не надо бы нам называться православными; если бы все христиане благоговеинствовали пред Богом, не нужно было бы выходить из их среды и подчеркивать этот уход. Что такое, действительно, «православие»? Это – точное соответствие устроения жизни и веры новому Завету человека с Творцом – Евангельскому Откровению. Общение с Церковью святых, молитва за Церковь не очистившихся на земле людей – это все откровение, точно и явно соответствующее нашему общему родству душ человеческой семьи, нашей органической связанности единством творения. Эту связанность мы должны предельно ощутить и узнать. Она открыта нам в Евангелии и задана как урок временной жизни. Обеты монашества есть общий знаменатель всех христиан. Выделяя себя из «христианства», монахи связывают это «христианство» с Небесной Церковью.

Мирянин. Действительно, можно понять монашество как ощущение этого единства Церкви… но все же немного смущает это подчеркивание «особого» пути, «иного» – «иноческого».

Священноинок. Вы сейчас высказали очень глубокую мысль, что монашество есть как бы «иной путь» и, вместе с тем, истинное ощущение единства Церкви. Вот это и есть широта узкого евангельского пути. Конечно, иночество есть ощущение единства во Христе, и, конечно, оно есть особый путь. Но особый, конечно, не от христианства, но от обмирщенного, обессолившегося, так называемого «христианства». С первых же веков земной истории Церкви истинные христиане, не мирящиеся с неправдой и лицемерием, стали уклоняться от средней церковной среды верующих: одни в настоящее иночество, другие в ложное иночество, в ложное ревнование о правде, в раскол, в сектантство. Так и продолжается доселе. Конечно, сейчас обстановка еще более усложнилась: в само иночество проник тот самый «мир сей», от которого оно бежало. Монашество в истории не избегло участи христианства. Оно по стопам «христианства» стало обладать миром и даже служить ему гораздо более утонченно, дружа с богатством мира, с его «сильными» и знатными, ходя в звездах и орденах, при пустоте молитвы и отсутствии любви и милосердия. Широкие рукава рясы сделались фарисейским воскрыльем. И чистые души стали с таким же омерзением отшатываться от такого монашества, как отшатываться от мира сего, стремясь к евангельской чистоте и простоте.

Мирянин. Это очень справедливо, что вы говорите. Сам я, окаянный мирянин, но не мог без горечи и негодования смотреть на прейскурант (иначе не могу сказать) молитв одной современной нам иноческой обители, которая упростила обращение к жертвователям, дав денежную расценку разным срокам молитв, которые, конечно, в силу одного этого, не только ничего не стоили, но являлись мерзостью в очах Божьих. Простите, что я говорю так прямо.

Священноинок. Вы говорите соответственно Духу Евангелия, и потому эти слова ваши гораздо более иноческие, чем молитвы тех иноков. Надо всем ревновать о правде Христовой. не защищая ее в мире, мы не защитим ее в себе. Истинно, таксировать молитву – это хулить Духа Божия. А этот грех не прощается… И это параллельно упадку монашеской жизни начало восстанавливаться «белое монашество» (вот из таких порывов, каким вы в душе своей обличили монахов-сребролюбцев!) – белое, первовековое, мученическое в мире христианство, подлинное ученичество Христово. Перед всяким горящим сердцем, тоскующим по жизни небесной, теперь открываются три пути: путь черного иночества, облечения себя в одежду внешнего отделения от мира сего; путь белого иночества – облечения своего лишь сердца в одежду этого отделения, при формах жизни всех людей, и, наконец, третий путь – откол, отделение от единства церкви под тем или иным предлогом, – путь меньшей духовной любви к братьям, а значит, и к Богу. Это я говорю о «сектантах». И для чего отделяться? Хочешь гореть любовью к Богу, выбирай любой путь: белого или черного иночества… Сам Господь, Владыка наш, в Собственном Образе Своем Святейшем, оставил верным Своим эти пути. Он Сам совместил их в Себе, будучи Назореем-Странником в мире сем, принимавшим вино и евшим все, что едят все, – все дела рук своих. Апостолы уже были чистые белые иноки: и апостол Петр с женой, и апостол Павел – без жены.

Мирянин. Я понимаю теперь вашу мысль! Она очень близка мне, и, в сущности, она проста. Только, думаю, согласиться с нею нам, светским христианам, будет очень трудно, ибо – надо же сказать то, что есть, – мы действительно привыкли смотреть на свое светское христианство, как на позволение жить по своим собственным заповедям, выбирая из Евангелия себе наиболее «общие» правила благоповедения; и если каждый из нас составил бы табличку, что он искренно считает для себя обязательным, то в этой табличке не было бы записано как раз то, что составляет существенную особенность истинной Христовой веры. И, конечно, там не была бы записана основа Евангелия: любовь к Богу от всего сердца, не была бы записана любовь к Богу от всего разума, от всей воли, от всего существа и пристрастия… И оказались бы эти таблички просто правилами честного языческого поведения… Удивительно, как Господь, провидя все, прямо указывает христианам: «Если вы будете любить любящих вас, какая вам награда? Не то же ли делают и мытари? И если вы приветствуете только братьев ваших, что особенного делаете? Не так же ли поступают и язычники?» (Матф. 5, 46–47).

Священноинок. Все это верно. В веках истории Церкви Христовой «черное иночество» было лишь внешним свидетельством любви к Богу, и только внешним свидетельством отрицания мира (не природы его, конечно, но греха, заразившего природу). Об этом ясно говорит Евангелие Пострига, в то время как апостол Пострига разъясняет дело этой любви и этого отрицания зла… Самое удивительное и умилительное то, что это внешнее свидетельство должно было изъявляться веками истории в далеких пустынях и ущельях земли, куда уходили люди, «которых… не был достоин… весь мир» (Евр. 11, 38). Дано же Евангелие Христово людям, чтобы всех уверовавших сделать иноками – «иными», чем те, которые могут называться «своими» в этом мире.

Белое духовенство

Белое духовенство (также приходское духовенство) — неформальное общее название для не-монашествующих христианских священнослужителей и церковнослужителей. Священников-монахов (иногда всех монахов) называют чёрным духовенством.

В православии

В белое духовенство, кроме священнослужителей (протопресвитеров, протоиереев, иереев, протодиаконов, диаконов) обычно включают представителей низшего клира: иподиаконов и чтецов (псаломщиков).

В Российской империи белое духовенство по подчинению разделялось на епархиальное (в составе которого были причты кафедральные, приходские и домовые), военное и морское под управлением протопресвитера военного и морского духовенства, придворное под управлением духовника императора, а также заграничное, подчинённое непосредственно синоду, но финансировавшееся министерством иностранных дел.

Вступление в брак

Исторически выбор своего пути в сторону белого духовенства в Русской православной церкви молодой человек должен был сделать перед рукоположением во дьяконы: он мог по окончании духовной семинарии перед рукоположением во дьяконы жениться на девице «доброго поведения», вскоре после чего обычно рукополагался и назначался в приход. В отличие от мирян, овдовевшему священнослужителю запрещено вступать во второй брак, что делало рукоположение вдовца невозможным, хотя правила и делали исключение для 40-летних. В Русской православной церкви с 2011 года рукоположение лица, не состоящего в браке (неженатого, вдовца или разведённого) и не являющегося монахом, стало возможным при выполнении определённых условий.

Сословие

Статус духовенства как сословия в Российской империи спорен. Согласно общим положениям в начале IX тома Свода законов (статья 2) христианское духовенство являлось одним из четырёх основных сословий, наряду с дворянами, городскими и сельскими обывателями. При этом многие исследователи отмечают, что духовенство на практике не образовывало сословия, так как духовное звание напрямую не наследовалось (требовалось рукоположение), дети духовенства, не пошедшие по отцовской дороге, причислялись к мещанам. Кроме того, духовные лица, сложившие с себя сан, возвращались в первоначальное своё состояние и священник мог одновременно принадлежать и к дворянству. Тем самым особые права духовенства на практике не были сословными правами, а просто преимуществами, присвоенными духовному сану. Другие исследователи считают, что де-факто наследование занятий и сословный статус у белого духовенства возникли не позднее XVII века и закрепились в конце XVIII, когда прекратилась практика выборов священников и появился образовательный ценз, при этом иногда исключая из рассмотрения чёрное духовенство, которое не могло передать прав состояния по наследству из-за обета безбрачия.

Вдовы священнослужителей пользовались правами личного дворянства, их дети — потомственного почётного гражданства, вдовы и дети причетников — личного почетного гражданства.

Поведение

Информация в этой статье или некоторых её разделах устарела. Вы можете помочь проекту, обновив её и убрав после этого данный шаблон.

Согласно ЭСБЕ, в священническом сане не могут состоять предающиеся пьянству или блуду, также замеченные в лжесвидетельстве и воровстве. Если жена священнослужителя ему изменяет, то он должен или развестись с нею, или устранить себя от священнослужения. Клирикам запрещено заниматься торговлей и иметь своё дело, плясать и смотреть на танцы, посещать театры, участвовать в сходках, вмешиваться в мирские дела, играть в карты. Вдовым священнослужителям запрещено держать у себя в доме женщин, кроме близких родственниц. Как и всему духовенству, им запрещено стричь волоса на голове и бороду и предписано носить скромную одежду, преимущественно тёмных цветов (рясу и подрясник).

Пёстрые власти

Православные архиереи традиционно носят пёстрые одежды, историк русской церкви Е. Е. Голубинский использовал в их отношении также термины «пёстрое духовенство», «пёстрые власти».

В католицизме

В католичестве латинского обряда безбрачие обязательно для всех священников, к белому духовенству при этом относятся епархиальные священники, не принимавшие монашеских обетов (лат. clerici saeculares), а к чёрному — священники, принадлежащие одному из монашеских орденов.

Этот раздел статьи ещё не написан. Согласно замыслу одного или нескольких участников Википедии, на этом месте должен располагаться специальный раздел.
Вы можете помочь проекту, написав этот раздел.

> См. также

  • Чёрная знать

Примечания

  1. Голубинский, 1901, с. 305.
  2. Валентин Лаврентьевич Янин. Отечественная история: Д-К. Большая Российская энциклопедия, 1994. С. 104.
  3. 1 2 3 4 5 ЭСБЕ, 1893.
  4. Ольга Йокояма. Письма русских крестьян. Тексты и контексты. Языки славянской культуры, М., 2014. С. 270.
  5. О хиротонии безбрачных лиц, не состоящих в монашестве. Историко-правовой комментарий // ЖМП № 1, январь 2012 года.
  6. Коркунов Н. М. Русское государственное право. — Том I. — Глава III. — СПб: Тип. М. М. Стасюлевича, 1901.
  7. Мангилева, Анна Владимировна. Белое приходское духовенство Российской империи: от сословия к профессии // Известия Уральского федерального университета. Сер. 2, Гуманитарные науки. 2014.№ 3 (130) (2014).
  8. Голубинский, 1901, с. 356.
  9. Голубинский, 1901, с. 378.

Литература

  • Мангилева, Анна Владимировна. Белое приходское духовенство Российской империи: от сословия к профессии // Известия Уральского федерального университета. Сер. 2, Гуманитарные науки. 2014.№ 3 (130) (2014).
  • Белое духовенство и его интересы / Сост. под ред. Н. В. Елагина. — Санкт-Петербург : тип. Р. Голике, 1881.
  • Ростиславов, Д. И. О православном белом и черном духовенстве в России. . — Лейпциг : Ф. Вагнер, 1866.
  • Е. Е. Голубинский. История Русской Церкви. — Имп. о-во истории и древностей российских при Моск. ун-те, 1901. — Т. 1. Период первый. Киевский или домонгольский, 1-я половина тома. — 968 с. Архивная копия от 6 марта 2019 на Wayback Machine
  • Барсов, Николай Иванович. Духовенство // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1893. — Т. XI.

Это заготовка статьи о христианстве. Вы можете помочь проекту, дополнив её.

Чем белое духовенство отличается от чёрного?

К белому духовенству относятся женатые священнослужители, не дававшие монашеских обетов. Им разрешено иметь семью и детей.

Когда же говорят о чёрном духовенстве, имеют в виду монахов, рукоположенных в священный сан. Они посвящают всю свою жизнь служению Господу и дают три монашеских обета — целомудрия, послушания и нестяжания (добровольной нищеты).

Человек, который собирается принять духовный сан, ещё до рукоположения обязать сделать выбор — жениться или стать монахом. После рукоположения жениться священнику уже нельзя. Священники, которые не вступили в брак до принятия сана, иногда вместо пострига в монахи выбирают целибат — дают обет безбрачия.

Церковная иерархия

В православии существует три степени священства. На первой ступени находятся диаконы. Они помогают проводить богослужения и обряды в храмах, но сами не могут вести службы и совершать таинства. Служители церкви, относящиеся к белому духовенству, называются просто диаконами, а рукоположенные в этот сан монахи — иеродиаконами.

Среди диаконов наиболее достойные могут получить чин протодиакона, а среди иеродиаконов старшими являются архидиаконы. Особое место в этой иерархии занимает патриарший архидиакон, служащий при патриархе. Он принадлежит к белому духовенству, а не к чёрному, как другие архидиаконы.

Вторая степень священства — это священники. Они могут самостоятельно вести службы, а также совершать большинство таинств, кроме таинства рукоположения в священный сан. Если священник относится к белому духовенству, его называют иереем или пресвитером, а если он принадлежит к чёрному духовенству — иеромонахом.

Иерей может быть возведён в чин протоиерея, т. е. старшего иерея, а иеромонах — в чин игумена. Нередко протоиереи являются настоятелями храмов, а игумены — настоятелями монастырей.

Высшее иерейское звание для белого духовенства, звание протопресвитера, присваивается священникам за особые заслуги. Этому чину соответствует чин архимандрита в чёрном духовенстве.

Священники, относящиеся к третьей и высшей степени священства, называются архиереями. Они имеют право совершать все таинства, в том числе таинство рукоположения в сан других священников. Архиереи управляют церковной жизнью и руководят епархиями. Они делятся на епископов, архиепископов, митрополитов.

Стать архиереем может только священнослужитель, принадлежащий к чёрному духовенству. Священник, который был женат, может быть возведён в сан епископа, только если примет монашество. Он может сделать это в том случае, если его супруга скончалась или тоже постриглась в монахини в другой епархии.

Возглавляет поместную церковь патриарх. Главой Русской православной церкви является патриарх Кирилл. Помимо Московского патриархата, в мире существуют и другие православные патриархаты — Константинопольский, Александрийский, Антиохийский, Иерусалимский, Грузинский, Сербский, Румынский и Болгарский.

Использована информация православного журнала «Фома», портала Pravoslavie.ru.

Духовенство

Эта статья или раздел нуждается в переработке. Пожалуйста, улучшите статью в соответствии с правилами написания статей.

Духове́нство — собирательный термин для обозначения общественного сословия, лиц или социальной группы, состоящей из профессиональных служителей культа той или иной религии. Употребляется, как правило, только к монотеистическим религиям.

Христианство

Основная статья: Клир

В поместных православных церквях в духовенство (клир) входят только мужчины. Духовенство составляет три степени священства: диакон, священник (иерей) и епископ (архиерей). Архиерейство достижимо только для монашествующих.

В протестантских церквях отсутствует строгое разделение на духовенство и мирян. Различают должности епископа, пастора и пресвитера, которые, однако, воспринимаются именно как должность, а не сан.

В православии священство бывает как вступившим в брак (т. н. белое духовенство), так и монахами, рукоположенными в священный сан (чёрное духовенство – давших обет безбрачия.).

В католичестве латинского обряда безбрачие обязательно для всех священников, к белому духовенству при этом относятся епархиальные священники, не принимавшие монашеских обетов, а к чёрному — священники, принадлежащие одному из монашеских орденов.

В православии и католицизме применяют термин церковнослужитель (в католицизме также поставленный служитель).
В православии к церковнослужителям относятся:

  • иподиакон
  • чтец
  • свещеносец

В католицизме до Второго Ватиканского собора:

  • аколит
  • экзорцист
  • чтец
  • остиарий

После Второго Ватиканского собора оставлены только чтецы и аколиты.

Некоторые особые термины, относящиеся к христианскому духовенству

  • аббат
  • архидиакон
  • архиепископ
  • архиерей
  • архимандрит
  • викарий
  • епископ
  • игумен
  • иподиакон
  • иеродиакон
  • иеромонах
  • капеллан
  • кардинал
  • кюре
  • митрополит
  • падре
  • папа
  • пастор
  • патер
  • патриарх
  • пресвитер
  • протодиакон
  • свещеносец
  • протоиерей
  • протопоп
  • протопресвитер
  • прелат
  • чтец
  • хорепископ
  • экзарх

Ислам

  • мухаддис
  • муфтий
  • имам
  • хафиз
  • халиф
  • хаджи

Иудаизм

  • первосвященник
  • коэн
  • сеган ха-коhаним (англ.)русск.
  • левит
  • пророк

Исторические законодатели

  • пары
  • таннаи
  • амораи
  • савораи
  • гаоны
  • ришоним
  • ахароним

Титулы законоучителей

  • раввин (рав, раббай) / раббанит (рабба)
  • даян
  • Av Beit Din (англ.)русск.
  • посек (англ.)русск.
  • машгиах рухани (англ.)русск.
  • рош ешива (англ.)русск.
  • магид
  • машпиа (англ.)русск.
  • кес (англ.)русск. (эфиопские евреи)
  • дабатарох (эфиопские евреи)

Лидеры иудейских общин

  • главный раввин (англ.)русск.
  • гахам
  • хахам-баши
  • Главный раввин Израиля
  • нагид
  • мешуллам

Титулы религиозных авторитетов в иудаизме

  • ребе, адмор, цадик
  • ребецн (англ.)русск.
  • хойзер (англ.)русск.
  • гадоль (англ.)русск.
  • майниах (англ.)русск.
  • Ришон ле-Цион

Должности в иудейских общинах

  • раввин
  • меламед
  • шаммаш (англ.)русск. (синагогус, шалиах бет-дин, шулклапер)
  • шо(й)хет (резник, шехтер), машгиах, менаккер, бодек, каццав)
  • моэль
  • хаззан (шалиах цибур, кантор, зингер)
  • газзан
  • габбай
  • баал-крия (баал-коре)
  • балан / баланит
  • софер стам

Буддизм

Иерархи буддийской общины

  • Далай-лама
  • Дхармараджа (Чогьял)
  • Сангхараджа (англ.)русск.
  • Верховный Патриарх Таиланда (англ.)русск.
  • Верховный Патриарх Камбоджи (англ.)русск.
  • Дже Кхемпо
  • бонза
  • саядо (англ.)русск.
  • ширетуй (монг. ширээт, бур. шэрээтэ)
  • Гэгэн (монг. гэгээн)
  • хутухта
  • тойн
  • тиба (Вайли khri ba; титог, Вайли khri thog)
  • Го ши (яп.)русск.
  • бакша (калм. багш)
  • Хамбо-лама
  • Пандита Хамбо-лама
  • Камбы-лама
  • Шаджин-лама
  • тулку (хубилган)

Степени монашества

  • бхикшу (бхиккху, гэлонг) (227/250/253 обета)
  • бхикшуни (бхиккхуни, гэлонгма) (311/348/360/364 обета)
  • шикшамана (сиккхамана (англ.)русск., гэлобма)
  • шраманера (саманера (англ.)русск., гэцул) (36 обетов)
  • шраманерика (саманери (англ.)русск., гэцулма)
  • правраджья (паббаджа (англ.)русск., рабчжунг, банди/хуварак, коун рюсуй (англ.)русск., шинпью (англ.)русск., хенджаним) (10 обетов)
  • анагарика (англ.)русск./брахмачарья (8 обетов)
  • дасасил мата (англ.)русск. (тхилашин (англ.)русск.) (10 обетов)
  • мэчи (англ.)русск.) (8 обетов)
  • силадхара (англ.)русск. (около 100 обетов)
  • монахи-бодхисаттвы (Тяньтай) (58 обетов, см. махаянская Брахмаджала-сутра (англ.)русск.

Прочее

  • лама (гималайско-монгольский буддизм)
  • адзяри (англ.)русск. (Сингон)
  • митра (Наландабодхи (англ.)русск.)
  • священник Дзэн (см. инка) (сэнсэй) (Сото, Риндзай, Тхэго (англ.)русск., Кван Ым)
  • священник Дзёдо-синсю
  • священник Нитирэн-сю
  • ваджрачарья (неварский буддизм (англ.)русск.)
  • патриарх чжай цзяо (англ.)русск.
  • кру (изготовитель амулетов, защищающих от духов) Лаос)
  • пляшущий дуань-гун (разновидность шамана, Юго-Западный и Центральный Китай)
  • ярлыкчи (южноалт. дьарлыкчы, бурханизм)
  • кёму (вон-буддизм)
  • капува (капуа, капурала) (жрец культов индуистского происхождения Шри-Ланка)
  • бали-эдура (бандханая) (жрец астрологического культа, Шри-Ланка)
  • эдура (якадура, каттадия, каттандия) (жрец/шаман демонического культа, Шри-Ланка)
  • медлгч (знаток буддизма, не имеющий сана, Калмыкия)
  • ерөөлч (исполнитель благопожеланий, Монголия)

> Индуизм

  • гуру

Язычество

  • жрец
  • волхв
  • вещун
  • ведун
  • волшебник
  • знахарь
  • кудесник
  • колдун
  • прорицатель
  • чародей
  • шаман

> См. также

  • Клир
  • Священство
  • Духовный сан
  • Священнослужитель
  • Иерархия
  • Причт
  • Синод
  • Конклав
  1. Духовенство // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  2. «Rabba» Sara Hurwitz Rocks the Orthodox, Heeb Magazine (March 10, 2010). Дата обращения 13 марта 2010.
  3. Баал-крия. Материал из ЕЖЕВИКИ
  4. Балан. Материал из ЕЖЕВИКИ
  5. Buddhism — Cambodia // Country Studies/Area Handbook Series
  6. В. В. Малявин. Китайская цивилизация. М., 2000. С. 245
  7. Краснодембская Н. Г. Будда, боги, люди и демоны. Спб., 2003. С. 87
  8. Краснодембская Н. Г. Будда, боги, люди и демоны. Спб., 2003. С. 124, 133, 136
  9. Краснодембская Н. Г. Будда, боги, люди и демоны. Спб., 2003. С. 157, 163
  10. Сергей Филатов. Буддисты Калмыкии: между Тибетом, заветами предков и евробуддизмом // Keston Institute. Russian Review. Edition 3: июнь-июль 2009 (недоступная ссылка). Дата обращения 6 ноября 2011. Архивировано 2 марта 2012 года.
  11. С. Ю. Неклюдов. Монгольский опыт (середина 1970-х и тридцать лет спустя) // Живая старина, 2008, № 1, с. 43-45
  • Барсов Н. И., Василенко Н. П. Духовенство // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  • Густерин П. В. Мусульманское духовенство по законодательству Российской империи. — Саарбрюккен: LAP LAMBERT Academic Publishing, 2014. — 80 с. — ISBN 978-3-659-57965-3.
  • Густерин П. В. Католическое духовенство по законодательству Российской империи. — Саарбрюккен: LAP LAMBERT Academic Publishing, 2014. — 80 с. — ISBN 978-3-659-63693-6
  • Марков Н. Ф. Духовенство // Православная богословская энциклопедия. — Издание Петроград. Приложение к духовному журналу «Странник», 1904. — Т. 5. — Стб. 89
  • Марков Н. Ф. Духовенство в настоящее время // Православная богословская энциклопедия. — Издание Петроград. Приложение к духовному журналу «Странник», 1904. — Т. 5. — Стб. 114
  • Прот. Владислав Цыпин. Духовенство // Православная энциклопедия. — М. : Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2007. — Т. XVI. — С. 374-390. — 752 с. — 39 000 экз. — ISBN 978-5-89572-028-8.

Ссылки

  • Л. Н. Толстой. Обращение к духовенству / Журнал «Толстовский Листок — Запрещенный Толстой», Выпуск третий. — М.: АВИКО ПРЕСС, 1993.
  • Густерин П. В. Примерное соответствие духовных санов и должностей в исламе и православии.

Словари и энциклопедии

Нормативный контроль

GND: 4031147-8

В этой статье не хватает ссылок на источники информации. Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена.
Вы можете отредактировать эту статью, добавив ссылки на авторитетные источники.
Эта отметка установлена 13 мая 2011 года.

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *