Белогорский монастырь Воронежская область

Вход в пещеры Белогорского монастыря

Мужской монастырь в честь Воскресения Христова в с. Белогорье Россошанской епархии

  • Адрес: Россия, 396576, Воронежская обл., Подгоренский р-н, с. Белогорье, х. Кирпичи
  • Тел: (47394) 5-23-21 (подворье в х. Кирпичи), 5-26-00 (Троицкий храм в с. Белогорье)
  • Официальный сайт:
  • Проезд на автотранспорте:
    • Со стороны Воронежа — по трассе М4, не доезжая Павловска около 15 км, поворот направо на указатель Россошь, Белогорье, Бабка — после поворота до Белогорья 7 км. В селе Белогорье обратиться в Троицкий храм, где в зависимости от времени года подскажут, какая из дорог к монастырю будет наилучшей. От Белогорья до хутора Кирпичи, который находится ниже по течению реки Дон (в зависимости от маршрута движения) от 3 до 10 км.
    • Со стороны Острогожска, Россоши (по трассе Воронеж-Луганск) — до поселка Подгоренский и далее, проехать через весь поселок к цементному заводу, в сторону Павловска, не доезжая 30 км. В селе Белогорье обратиться в Троицкий храм.
  • Проезд на пассажирском транспорте:
    • На любом автобусе до Павловска, здесь пересадка на автобусы в сторону Россоши, Ольховатки, Подгоренского до с. Белогорье. Оттуда до хутора Кирпичи пешком 3 км.
  • Проезд на поезде, электричке:
    • До станции Подгоренский, пересадка на автобус до Павловска, и не доезжая 30 км, выходить в Белогорье.
  • Проезд водным транспортом:
    • от Павловска пассажирским катером (по предварительным заказам), паломнические группы (до 50 чел), доставляются по реке Дон непосредственно к монастырю.
  • На карте: Яндекс.Карта, Google-карта

Расположен в пещерах в монастырской горе близ хутора Кирпичи.

Мариины пещеры

Около 1790 года сюда забрела скиталица-знахарка Мария, которая тут задумалась о Боге и решилась изменить свою жизнь. Она отправилась в Киево-Печерскую Лавру, где укреплялась молитвой и таинствами Церкви около года. Затем получила благословение духовника на повторение подвигов пещерокопателей. Она возвратилась в Белогорье около 1796 года и в безмолвии, строгом воздержании, начала копать пещеру в высокой меловой скале на правом берегу Дона, недалеко от хутора Кирпичи.

Поначалу против Марии восстало местное население, усмотрев в ее возвращении недобрый знак. Люди угрожали, гнали, унижали и преследовали ее, не давали трудиться, считая ее блудницей и колдуньей. Мария вынуждена была перебраться вниз по течению реки и вновь приступить к трудам в недоступном для людей месте. Вскоре, узнав о постепенном укреплении и расширении задуманного Марией дела, встревожилось священство. Ее заподозрили в расколе и обмане местного населения. В 1800 году священнослужители белогорских храмов в рапорте благочинному протоиерею Михаилу Яковлеву обвиняли ее в «своекорыстии». В 1806 году на основании донесения белогорского благочинного священника Иоанна Ставрова епископ Воронежский Арсений (Москвин) просил губернское правление об упразднении пещер. В том же году решением Острогожского земского суда вход в пещеры был заложен, иконы и кресты вынесены, а Шерстюковой запрещалось дальнейшее пещерокопательство. Наконец встревоженность передалась гражданским властям, и Марию несколько раз арестовывали, предавали суду, а пещеры заваливали, всячески препятствуя дальнейшему распространению. Однако это не помешало Марии и ее первым сподвижникам ночами возвращаться и снова копать. В 1807 году вход в пещеры был открыт неизвестными лицами. Земская полиция после кратковременного содержания под стражей отпустила подвижницу, с тех пор по недосмотру полиции вход в пещеры оставался открытым. На все подозрения и упреки простая и неграмотная женщина отвечала, что никого не зовет, ничего не просит, а только молится Богу о спасении своей грешной души и трудится по благословению. Но письма, доносы, рапорты шли уже министру духовных дел и просвещения князю А. Н. Голицыну и через него — самому императору.

Ежегодно пещеры посещали более 30 тысяч человек из Воронежа, Ставрополя, Чернигова, Астрахани, Санкт-Петербурга и других мест. В 1811 году белогорское духовенство, обеспокоенное расширением пещер и продажей свечей не в пользу епархии, безрезультатно обращалось к епископу Воронежскому Антонию (Соколову).

К этому времени известность подвижницы дошла до высших столичных кругов. Во многом переменило свое отношение местное население, пришли поддержка и уважение к подвижнице. В ответ на обращения к высшим государственным и духовным властям о закрытии пещер пришел указом государя Александра о тщательном расследовании дела. В случае положительного для государства и Церкви исхода, было Высочайше определено оказать пещерокопательнице необходимую помощь. Была создана специальная комиссия, которая подтвердила правоту слова и истинность благих намерений Марии. Преследования были остановлены, а волею императора из государственной казны было выделено 2500 рублей на строительство пещерного храма. В знак благодарности пещерокопательница решила посвятить храм благоверному князю Александру Невскому — небесному покровителю императора. Освящение храма 30 августа 1819 года cовершил Павловский протоиерей Афиноген Печерский. Из Киево-Печерской Лавры в дар была передана вдохновившая пещерокопательницу икона «Мария обрете благодать у Бога» . Число сторонников, единомышленников и помощников Марии выросло. Подвижница также щедро раздавала нуждающимся пожертвованные ей средства. Последние несколько лет земной жизни ослабевшая Мария только рассказывала как правильно производить работы, и преставилась в 1822 году.

Образование монастыря

Со кончиной Марии труды ее последователей стали менее заметны, вновь оживились противники. Но новые пещеры стремительно росли усилиями сотен добровольцев. Среди тех продолжателей дела Марии первым называют Иоанна Алексеевича Тищенко, кроткого и глубоко верующего старца, уроженца Богучарского уезда; А. Н. Васильченко (в монашестве Антония) из слободы Новоалександровки; Д. И. Ляпина из Бобровского уезда; А. и П. Мандрусенко из слободы Воронцовки Павловского уезда Воронежской губернии. Продав свое жилье и имущество, а деньги пожертвовав строящейся обители, они вместе с другими отшельниками основали общину при пещерном храме. Пещерокопатели искали тут уединения и пробуждения души, занимаясь тяжелым ручным трудом в удалении от суеты мира. Росло общество постоянно проживавших тут. Пещерников называли братчиками по особой братской расположенности друг к другу и ко всем. Были среди них и особо строгие подвижники — подобно юноше Иакову, молчальнику носившему вериги, спавшему полустоя, образцу глубокого покаяния и послушания воле Божией. Братия продолжала щедро раздавать получаемую милостыню — с 1819 по 1856 год из пещер в Воронежское попечительство о бедных было выслано более 20 тысяч рублей.

Постепенно в пещеры стекалось все больше паломников, возникала необходимость принимать прибывающих. Появились сад, огород, пчельник, ряд наземных деревянных построек хозяйственного и жилого назначения. От иконы «Мария обрете благодать у Бога» последовала благодатная помощь нуждающимся. Стараниями Иоанна Николаевича Васильченко, попечением протоиерея Павла Тимофеева была сооружена каменная колокольня. На пожертвования благотворителей вырос целый городок для подвизающихся.

По докладам священнослужителей, исходя из обращений поселян и опросам местного населения архиепископ Воронежский Серафим (Аретинский) ходатайствовал перед Святейшим Синодом об учреждении тут мужского монастыря. Жизнь в пещерах обрела монастырские черты благодаря заботам иеродиакона Митрофановского монастыря Иеронима. Была срублена и освящена трапезная церковь, появились первые послушники, стали складываться устав и новый порядок жизни.

Белогорский Воскресенский монастырь ок. рубежа XIX-XX вв. Картина.

В 1866 году пещерная братия была приписана к Дивногорскому Успенскому мужскому монастырю как скит. В первые годы братия страдала от практики ссылать в Белогорье на исправление насельников других обителей. Неопытность часто меняющихся старших в братстве также создавала сложности. Дела пошли на лад с назначением в 1875 году настоятеля иеромонаха Петра (Васильева). При нем был заложен главный Воскресенский храм, укрепилось крупное хозяйство, был основан приют для мальчиков-сирот и многое другое. 15 декабря 1882 года указом Синода обитель была преобразована в мужской общежительный Воскресенский Белогорский монастырь . К этому времени уже были пожертвованы крупные участки земли, пожертвования и продажа свечей обеспечивали до шести тысяч рублей годовых средств; хозяйство включало фруктовый сад, огород, сто ульев, десятки голов рогатого скота, кирпичный завод и небольшой рыбный промысел; действовали два наземных храма – Вознесенский и Воскресенский – и пещерный храм Александра Невского; двух-, трех- и одноэтажных корпусов для братии и паломников было около десяти. Число паломников составляло от трехсот человек в обычный день до трех тысяч в праздники и воскресные дни. Продолжалось расширение пещер, к 1916 году после пяти лет трудов братии и почитателей в горе был вырыт колодец глубиной более восьмидесяти метров и диаметром более трех.

Разрушение

28 мая 1918 года монастырь был разорен красноармейцами, монастырские земли конфискованы, бо́льшая часть насельников, кроме игумена и нескольких старцев, покинули монастырь.

В 1919 году Борис Михайлович Клейст (представитель управляющего Воронежской епархией, скрывавший свои полномочия) сумел уговорить руководство Белогорского волисполкома сдать в аренду подворье монастыря. В договоре предусматривалось организовать сельскохозяйственное производство, отремонтировать постройки, приобрести рабочий скот, сельхозинвентарь. При этом останки пещерокопательницы Марии и ее сподвижника Иоанна были помещены на Плащаницу и выставлены для поклонения верующим во вновь отстроенной часовне. В 1920 году по поводу открытия мощей было возбуждено уголовное дело. Дело было разобрано показательным судом, где на двух фанерных щитах были вывешены останки Марии и Иоанна. По окончании следствия Борис Клейст, а также — за соучастие — престарелый монах и две чернички были привлечены к уголовной ответственности. Клейст был приговорен к 10 годам лишения свободы, лишению права гражданства и конфискации имущества. Мощи подвижников бесследно исчезли. Через некоторое время после окончания судебного дела следователь Борис Усатов, издевавшийся над мощами во время суда, заболел непонятной неизлечимой болезнью — в местах расположения желез он медленно обрастал чешуей и мучительно умер .

В 1922 году обитель была официально закрыта, сооружения разобраны на стройматериалы, все храмы взорваны, церковная утварь и святыни конфискованы. На месте обители был устроен зерноток. Последний настоятель игумен Поликарп поселился в селе Басовке Подгоренского района (похоронен на местном кладбище). В 1937 году были арестованы последние иноки. За годы советской власти память о монастыре была почти стерта, пещеры рушились.

Восстановление

В 1997 году пещерный комплекс был передан Воронежской епархии Русской Православной Церкви. В 2003 году по благословению владыки Воронежского Сергия (Фомина) началась подготовка к возрождению монастыря. Деятельную помощь оказал благочинный Острогожского церковного округа протоиерей Александр Долгушев. Усилиями местных жителей, историков, краеведов, педагогов, детей, людей верующих и неравнодушных расчищались завалы, входы, площадки. 12 сентября 2004 года была совершена первая Божественная литургия. С 2005 года осуществлена предварительная реставрация храма и пещер. В 2006 году в пещерном храме регулярно совершались богослужения.

С назначением настоятеля молитвенная жизнь обители ожила, началось обустройство хозяйства, работа с паломниками и помощь нуждающимся. Богослужения стали совершаться с апреля по октябрь в пещерном храме, а с октября по апрель — на подворье монастыря в Троицком храме села Белогорье. Были возрождены традиционные крестные ходы: 12 сентября в день престольного праздника из монастыря к источнику блгв. кн. Александра Невского; 29 июля-1 августа из монастыря в Костомаровский Спасский женский монастырь на престольный праздник преподобного Серафима Саровского. Кроме житейских трудностей необустроенной жизни, братия сталкивалась с ложными легендами, которые влекли в обитель искателей богатств и сенсаций.

2 октября 2013 года Священный Синод Русской Православной Церкви принял решение об открытии монастыря .

Статистика

  • 1822 — 4 братчиков
  • 1866 — 25 братчиков
  • кон. XIX в. — ок. 20 человек братии, ок. 70 трудников
  • 1907 — 59 послушников и 16 монахов, включая состоящих в священническом сане
  • 1917 — 42 насельника: игумен, 4 иеромонаха, 3 иеродиакона, 8 послушников и 26 бельцов-трудников на испытании

Пещеры, храмы, архитектура

Пещеры обители, начатые усилиями подвижницы Марии, достигли более 299 аршин (около 212 метров) протяженности при ее жизни. К 1916 году протяженность пещер значительно превышала два километра. В советские годы время, военное лихолетье, и тысячи путешественников сильно повредили пещеры. К 1990-м годам они оказались частично разрушены, перекрыты завалами и осквернены. К 2000-м годам протяженность составляла около 800 метров.

Александро-Невский храм

Первый храм будущей обители — во благоверного великого князя Александра Невского — был освящен 30 августа 1819 года Павловским протоиереем Афиногеном Печерским. После почти столетнего запустения пещер, в 2000-е годы храм стал первой возрожденной церковью восстанавливаемого монастыря.

Однопредельный храм. Престольный праздник совершается на день перенесения мощей благоверного князя — 30 августа по церковному календарю.

Воскресенский собор

Крупнейший храм обители — в честь Воскресения Христова — был заложен в настоятельство иеромонаха Петра и достроен при игумене Поликарпе. Действовал на 1882 год. Был выстроен в византийском стиле губернским архитектором Афанасьевым. В 1916 году был расписан известным мастером Щукиным и освящён. В 1931 году по распоряжению Павловского райисполкома — взорван .

Вознесенский храм

Наземный храм в честь Вознесения Господня действовал на 1882 год, был уничтожен после революции.

Подворья

  • Белогорское с Троицким храмом — с. Белогорье, ул. Коминтерна, 33а

Настоятели и наместники

Святыни

  • Икона Пресвятой Богородицы «Мария обрете благодать у Бога»
  • Ковчежец с частицей мощей блгв. кн. Александра Невского — передана в пещерный храм в октябре 2005 года
  • Ковчежец с частицами мощей вмч. Пантелеимона, мчч. монастыря Герасима Иорданского, мчч. Вифлеемских младенцев, свт. Митрофана Воронежского, свт. Тихона Задонского, свт. Димитрия Ростовского, свт. Питирима Тамбовского, свт. Мелетия Рязанского, прмч. Гавриила Афонского, прп. Амвросия Оптинского, прп. Нектария Оптинского, прп. Анатолия Оптинского-младшего, прп. Иова Почаевского, прп. Амфилохия Почаевского, прп. Ефросинии Полоцкой, прп. Иринарха Соловецкого, прп. Илариона Троекуровского, прп. Феодора Зверинецкого, прп. Киево-Печерских: Исаии чудотворца, Иоанна многострадального, Меркурия, Агапита врача безмездного, Павла послушливого, Григория чудотворца, Николы Святоши, Никона, Саввы чудотворца, прп. Кукши Одесского, прп. Феофила Киевского, прп. Ионы Киевского, прп. Шио Мгвимского, прп. Феодора Санаксарского, прмч. Александра Санаксарского, св. прав. воина Феодора Ушакова

Литература

Использованные материалы

  • Митрофан (Шкурин), иером., «Белогорский в честь Воскресения Христова мужской монастырь», Православная энциклопедия, т. 4, с. 538-540:
    • — материал использован частично
  • Страница официального сайта Воронежской епархии:

«Определение заседания Святейшего Синода от 1-15 декабря 1882 года,» Воронежские епархиальные ведомости, 1883, № 3, 56.

Из сообщения бывшего народного судьи Павловского уезда Николая Петровича Каменского от 20 декабря 1963 года,

Журнал № 123,

Указ Святейшего Синода №7955 от 21.07.1906 // Воронежские епархиальные ведомости, 1906, № 18, с. 283

— Последний настоятель Синодального периода.

«5 января совершена память иконы Богородицы «Марие обрете благодать у Бога», новость на официальном сайте Россошанской и Острогожской епархии,

Она скончалась 22 июня 1822 года в возрасте восьмидесяти двух лет. Мария и ненадолго переживший её старец Иоанн погребены на вершине пещерной горы в специально устроенных склепах.

Ту часть пещер, которая была выкопана при жизни Марии, называют старыми пещерами. Копание пещер продолжилось и после её смерти: эти пещеры стали называть новыми.

Среди тех продолжателей дела Марии были Иоанн Алексеевич Тищенко, уроженец Богучарского уезда; А. Н. Васильченко (в монашестве Антоний) из слободы Новоалександровки; Д. И. Ляпин из Бобровского уезда; А. и П. Мандрусенко из слободы Воронцовки Павловского уезда Воронежской губернии. Продав свое жилье и имущество, а деньги пожертвовав строящейся обители, они вместе с другими отшельниками основали общину при пещерном храме. Какое-то время копал пещеры Иаков Безмолвник (проходил подвиг молчальничества и тайно носил вериги). Рядом с монастырем подвизался старец Петр (Еремеенко) и странник Павел Илясов.

Стараниями Иоанна Николаевича Васильченко, попечением протоиерея Павла Тимофеева была сооружена каменная колокольня. На пожертвования благотворителей вырос целый городок для подвизающихся.

Архиепископ Воронежский Серафим (Аретинский) ходатайствовал перед Святейшим Синодом об учреждении тут мужского монастыря. Жизнь в пещерах обрела монастырские черты благодаря заботам иеродиакона Митрофановского монастыря Иеронима. Была срублена и освящена трапезная церковь, появились первые послушники, стали складываться устав и новый порядок жизни.

В 1866 году пещерная братия была приписана к Дивногорскому Успенскому мужскому монастырю как скит. В 1875 году настоятелем монастыря был назначен иеромонах Петр (Васильев). При нем был заложен главный Воскресенский храм, укрепилось крупное хозяйство, был основан приют для мальчиков-сирот и многое другое. 15 декабря 1882 года указом Синода обитель была преобразована в мужской общежительный Воскресенский Белогорский монастырь.

Монастырь владел крупными участками земли, хозяйство включало фруктовый сад, огород, сто ульев, десятки голов рогатого скота, кирпичный завод и небольшой рыбный промысел, было налажено большое производство и продажа свечей; действовали два наземных храма – Воскресенский и Вознесенский, а также пещерный храм св. Александра Невского; двух- , трех- и одноэтажных корпусов для братии и паломников было около десяти, был устроен приют для детей сирот. К концу XIX столетия число братии составляло около двадцати, а трудников – около семидесяти человек. Количество паломников составляло от трехсот человек в

Достопримечательностью обители являются меловые пещеры, протяженность которых до революции превышала два километра (нижний уровень датируется VIII в. и идентичен древнеримским катакомбам).

Воскресенский собор был построен в неовизантийском стиле Воронежским губернским архитектором Афанасьевым и расписан известным мастером Щукиным в 1916 году.

28 мая 1918 года монастырь был разорен красноармейцами, монастырские земли конфискованы, большая часть насельников, кроме игумена и нескольких старцев, покинули монастырь. В 1922 году монастырь был закрыт, а в 1931 году был взорван Воскресенский собор.

В 1997 году пещерный комплекс был передан Воронежской епархии Русской Православной Церкви. В 2003 году по благословению владыки Воронежского Сергия (Фомина) началась подготовка к возрождению монастыря. С 2004 года началось восстановление монастыря. 12 сентября 2004 года была совершена первая Божественная литургия.

2 октября 2013 года Священный Синод Русской Православной Церкви принял решение об открытии монастыря

В 2014 году был построен деревянный наземный храм святителя Спиридона Тримифунтского, а в 2015 году – на глубине около 45 метров от вершины горы устроен нижний пещерный храм Святого Духа.

С 27 сентября 2016 года исполняющим обязанности настоятеля монастыря является иеромонах Илия (Ждамиров).

Монастырь испытывает большую нужду в материальной помощи.

В монастыре ведется строительство братских корпусов и планируется закладка Воскресенского храма.

Реквизиты монастыря:

ВОСКРЕСЕНСКИЙ БЕЛОГОРСКИЙ МУЖСКОЙ ЕПАРХИАЛЬНЫЙ МОНАСТЫРЬ

Юр. адрес: 396576, Воронежская обл., Подгоренский р-н, с. Белогорье, ул. Коминтерна, 33а

Факт. адрес: 396576, Воронежская обл., Подгоренский р-он, с. Белогорье, хут. Кирпичи, ул. Ал. Невского, д. 1

Ростовская область может вполне претендовать на звание центра спелеотуризма. Убеждение о том, что донской край — сплошные степи опровергают уникальные природные и рукотворные объекты. Так, съемочная группа «Дон-ТР» выяснила, каким целям служили Мигулинские пещеры.
Попасть туда сегодня не так просто. Вход в таинственную подземную галерею скрывает сама природа — посетить место, где раньше жили монахи, можно только через узкий лаз. Этот единственный вход сейчас находится под угрозой обрушения — с течением времени своды потеряли былую стойкость. Однако внутри пещера выглядит немного по-другому: ее высота — около 2 метров, да и стены выглядят более надежными.
Древние обитатели подземелья пробирались более цивилизованным способом. Через монолит был проложен путь в Троицко-Мигулинский монастыр. Но было это более 6 веков назад.
Сейчас разглядеть, как монахи обустраивали подземный быт, можно при свете фонаря. По всему периметру расположены ниши для икон и свечей. Когда-то здесь даже была часовня, от нее сохранился только огромный православный крест на стене. Пробираясь по петляющим туннелям, можно обнаружить много маленьких келий.
Все это рукотворный труд, покрытый множеством тайн и легенд. Историки даже полагают, что пещеры первыми заселили далеко не монахи, так как Мигулинский монастырь, появившись в 17 веке, просуществовал только до 1788 года. Да и обитателей в нем было немного — всего около 60 человек, они не могли построить такие катакомбы. Кроме того, существует версия, что в 19 веке пожилые казаки строили подземные кельи и уходили в них от мира, чтобы отмаливать грехи.
Узнать подлинность этих теорий сейчас почти невозможно. Время и природа неумолимо стирают историю Мигулинских подземелий. Старожилы говорят, что раньше их протяженность составляла около 15 км. Пещеру даже условно разделили на старую и новую, так как исследователи в разное время обнаружили несколько входов. Но из-за постоянных обвалов сегодня открыто только 120 метров.
Нет данных о том, сохранился ли подземный лабиринт или превратился в руины. Люди, которым удалось побывать в пещерах, вспоминают, что в обители даже был источник питьевой воды — колодец. Таким образом, имея запасы продовольствия подземные жители могли долгое время существовать автономно и не выходить на поверхность.

Воронежская область может похвастаться сразу несколькими пещерными монастырями. Если вы никогда не были в храмах, вырубленных в скале, то Воронежская область отличное место, чтобы первый раз их увидеть. Когда-то подобных монастырей в Придонье было довольно много, но до наших дней в хорошем состоянии сохранилось лишь три. Как правило, туристы отправляются в Дивногорье и Костомарово, а вот до Белогорья добираются значительно реже. Конечно, с точки зрения красоты, Белогорье проигрывает своим собратьям, но с точки зрения истории, архитектуры и спокойствия, ничуть им не уступает. Мы посетили все три пещерных обители и решили, что каждая из них заслуживает отдельной большой статьи. Итак, сегодня речь о пещерном Воскресенском монастыре в Белогорье.

Белогорский Воскресенский монастырь в Воронежской области

Как добраться до Белогорского монастыря Воронежской области

Монастырь расположился в селе Белогорье рядом с хутором Кирпичи. Добираться до него удобнее всего на машине. Если вы едете со стороны Москвы по трассе М-4 «Дон», то вам нужно, не доезжая Павловска около 15 км, повернуть направо до Белогорья, а затем до хутора Кирпичи около 3 км. Если вы едете со стороны Ростова, то после Павловска будет указатель на Белогорье (слева).

Как добраться до Белогорского монастыря

Для тех, кого не останавливают трудности общественного транспорта, расскажем как добраться до Белогорского пещерного монастыря на нем. Отправляетесь с железнодорожного вокзала «Воронеж» до станции «Подгорное», а затем любым автобусом на Павловск. Выйти нужно, не доезжая Павловска, в селе Белогорье. Готовьтесь к долгой пешей прогулке.

Информация для паломников и экскурсии по монастырю

Прогуляться по территории монастыря вы можете самостоятельно и совершенно бесплатно, но если хочется попасть в пещеры, то нужно брать экскурсию, которую проводят насельники монастыря. На дверях пещеры и храмов висят телефоны, куда обращаться.

Информация об экскурсиях на дверях храма Александра Невского

Богослужения в пещерном храме Александра Невского проходят с апреля по октябрь по пятницам, субботам, воскресеньям, а также во все великие и двунадесятые праздники. С октября по апрель богослужения проводятся на подворье монастыря в Троицком храме села Белогорье или в деревянном храме Святого Спиридона Тримифунтского. Традиционные крестные ходы:

  • 29 июля — 1 августа. Маршрут: Воскресенский Белогорский мужской монастырь – Белогорье — Верхний Карабут (ночевка) — Колодежное (ночевка) — Костомаровский Спасский женский монастырь. Протяженность — 40 км. Возможность размещения на ночлег нужно уточнять заранее.
  • 12 сентября. Маршрут: Воскресенский Белогорский пещерный монастырь — источник святого благоверного князя Александра Невского.

Внутри храма Святого Спиридона

История Белогорского Вознесенского монастыря

Очень часто паломники, которые посещают Белогорский Вознесенский мужской монастырь не первый раз, называют его «место, избранное Богом». Нерелигиозные люди назовут это преувеличением, но сложно спорить с тем, что здесь удивительно сплелись воедино и красивейшая природа, и необыкновенная история жизни людей, и какая-то особая Божия воля.

Белогорский Вознесенский мужской монастырь в Воронежской области

История монастыря в Белогорье зародилась на рубеже царствования двух императоров Павла I и Александра I в 1796 году. И, как это не парадоксально, основала мужскую обитель женщина. В 1740 году в небольшом уездном городке Бирюч в семье украинского переселенца Константина Босого родилась дочь, которую назвали Марией. С раннего детства девочка заявила, что хочет служить Богу и пойдет в монахи, но родители решили иначе. Семья переезжает в Белогорье, где в 25 лет девочку выдают замуж за местного военного Самуила Шерстюкова. Но брак не заладился — муж пил, не просыхая, и допился до смерти, оставив Марию с двумя детьми в крайней нищете. Содержать семью самостоятельно Мария не может, поэтому отдает сыновей в услужение.

Мария Шерстюкова — основательница пещерной обители в Белогорье

После того, как дети были пристроены, сорокапятилетняя вдова пустилась во все тяжкие: бродяжничество, разврат, попрошайничество, пьянство. Чтобы заработать деньги на алкоголь, начинает ворожить, колдовать, в общем, то, что сейчас называется мошенничеством. Спустя пять лет подобной жизни Мария случайно забрела в одну из меловых естественных пещер, где задумалась о своем положении, жизни, осознала безнадежность и обратилась впервые за много лет к Богу. В полном одиночестве она отправилась пешком за своим спасением в Киево-Печерскую лавру, в которой провела почти год, ежедневно посещая пещеры, службы, исповедуясь. Мария глубоко раскаялась и получила благословение от духовника на богоугодные труды, постоянную молитву и повторение подвигов пещерокопателей.

На территории Белогорского монастыря

Возвратившись в Белогорье, она в безмолвии и строгом воздержании начала копать пещеру на правом берегу Дона недалеко от хутора Кирпичи. На тот момент Шерстюковой исполнилось 56 лет. Усмотрев в возвращении Марии недобрый знак, сначала всполошилось местное население, потом священство, а затем и местная власть. Пещеры заваливали, Марию арестовывали и предавали суду, письма и доносы доходили до министра духовных дел и просвещения Голицына, а там и до императора.

В итоге пещерокапательница вместе со своими первыми сподвижниками перебралась ниже по течению Дона, туда, где их труды были недоступны людям. Но вместо опалы от руководства страны к Марии пришла известность и на смену подозрениям и ненависти пришли поддержка и уважение. Вместо порицания, государь приказал выделить Шерстюковой 2500 рублей на строительство пещерного храма. В знак благодарности было решено освятить храм в честь небесного покровителя императора — святого благоверного князя Александра Невского.

Вход в пещерный храм Александра Невского в Белогорском монастыре

30 августа 1819 года храм был освящен, таинство совершил протоиерей Афиноген Печерский. Число единомышленников и сторонников пещерокопательницы увеличилось, а вместе с тем росло и число помощников. Подвиг Марии Шерстюковой продолжался более 20 лет, за это время протяженность пещер достигла 212 метров. 22 июня 1822 года в возрасте 82 лет Мария умерла и была похоронена на территории обители.

На этом месте находилась усыпальница Марии Константиновны Шерстюковой

После смерти первой воронежской пещерокопательницы популярность пещерного подвижничества упала, снова появились противники. К счастью, пещеры продолжили жизнь, но теперь разделились на старые (212 метров, выкопанных при жизни Шерстюковой) и новые (все, что было вырыто после ее смерти). Длина новых пещер значительно превышает старые. Среди тех, кто продолжил дело Марии, нельзя не рассказать об Иване Алексеевиче Тищенко, он ненадолго ее пережил, но был одним из самых верных ее единомышленников. Он собственноручно выкопал значительную часть старых пещерных ходов.

Иван Алексеевич Тищенко — один из сподвижников пещерокопательницы Марии

После его смерти, его похоронили рядом с Марией на вершине пещерной горы. После закрытия монастыря в 1922 году останки старцев были изъяты из склепов и осквернены.

То, что осталось от разграбленной усыпальницы Шерстюковой и Тищенко

Постепенно пещеры росли, а количество паломников увеличивалась. В 1820-1870-х годах число пещерных отшельников выросло с четырех до 25 человек. Пещерное отшельническое житие стало все больше походить на монастырь, здесь появился сад, огород, пасека, хозяйственные наземные постройки. Храмы же оставались в пещерах и здесь не прекращались службы. Еще при жизни Шерстюковой из Киево-Печерской лавры в дар пещерокопателям была передана икона «Мария благую часть избра». Несмотря на то, что в пещерах всегда довольно высокая влажность, икона сохранилась в них без каких-либо повреждений.

Одна из икон Белогорского монастыря

Стараниями отшельника Ивана Николаевича Васильченко в Белогорье на пожертвования была сооружена каменная колокольня, а также вырос настоящий городок для подвизающихся (волонтеров, которые пришли в молитве и труде получить успокоение души). Но все это было лишь общество людей, объединенных идеей копания пещер. Вопрос о преобразовании пещер в монастырь был поднят только во второй половине XIX века. С 1866 года пещеры были приписаны к Успенского Дивногорскому мужскому монастырю как скит. С этих пор началась новая страница в истории Белогорских пещер, вопрос об образовании самостоятельного монастыря был пока отложен.

Один из корпусов наземной части Белогорского монастыря

Деревянный храм Святого Спиридона Тримифунтского

Монастырь был учрежден указом Святейшего Синода в 1882 году, еще до основания обители настоятелем Белогорского скита был назначен иеромонах Петр. При нем был заложен главный храм монастыря — Воскресенский, укрепилось и набирало обороты хозяйство, был учрежден приют для мальчиков-сирот и многое другое. К началу XX века число монашеской братии составляло около двадцати человек еще более полусотни человек жили постоянно в монастыре в качестве трудников.

Последним настоятелем Воскресенского Белогорского монастыря был игумен Поликарп, который завершил строительство Воскресенского храма. Автором стал известный губернский архитектор Афанасьев, а росписи сделать не менее известный Щукин в 1916 году. Протяженность пещер к этому моменту значительно превышала два километра. Особой гордостью Воскресенского монастыря стал уникальный колодец, который был вырыт в меловой горе. Его глубина составила более 80 метров, а диаметр 3 метра.

Белогорский Воскресенский мужской монастырь в начале XIX столетия

Начало XX века было трудным для всех российских монастырей, пришла рьяная коммунистическая борьба с Богом и на Белогорские земли. В самой деревне Белогорье до основания были уничтожены Преображенский и Троицкий храмы, досталось и монастырю: он был закрыт, братия разогнана, те, кто сопротивлялся, были посажены, все наземные сооружения разобрали на стройматериалы, храмы взорваны. Вся церковная утварь, иконы, святыни были конфискованы, даже мощи Марии и Иоанна были сначала осквернены, а потом и вовсе бесследно исчезли. На месте красивейшей пещерной обители был построен зерноток.

На территории Белогорского монастыря

За годы советской власти пещеры пришли в ужасное состояние: они разрушались от времени, пострадали в годы войны, а тысячи праздных «туристов» считали свои долгом оставить наскальную живопись на стенах подземных храмов. В настоящее время пещеры частично завалены и осквернены. Если раньше длина пещер составляла более 2 км, то сейчас это 995 метров. За последний десяток лет стараниями монашеской братии удалось привести в порядок лишь 200 метров пещер.

Пещеры Белогорского монастыря

К счастью советские времена канули в лету и на столетие прославления преподобного Серафима Саровского было предпринято первое усилие по возрождения Белогорского монастыря. 12 сентября 2004 года на праздник перенесения мощей святого благоверного князя Александра Невского в Белогорском монастыре была совершена первая за несколько десятков лет Божественная литургия.

Белогорский Воскресенский монастырь в Воронежской области

Уже в 2005 году были частично расчищены помещения пещерной системы, проведена предварительная реставрация храма Александра Невского. Осенью того же года в пещерный храм была передана частица мощей святого благоверного князя. Начиная с 2006 года службы в церкви становятся регулярными.

Одна из святынь Белогорского монастыря, а их здесь много

Вход в пещерный храм Александра Невского

Восстановительные работы на территории Белогорского монастыря

Мы посетили монастырь весной 2018 года во время возвращения из нашего очередного автомобильного путешествия по Краснодарскому краю. Если вы просто путешественник, которые любит интересные места, то обязательно стоит сюда заехать по дороге на юг. Если вы верующий человек, то лучше организовать свою личную паломническую поездку, в рамках которой посетить еще Кастомаровский и Дивногорский монастыри.

Эта статья была украдена с сайта http://poznamka.ru…

Нам не удалось побывать в пещерной части монастыря, о чем мы очень жалеем, но были ограничены по времени и пришлось выбирать пещеры Белогорья или Дивногорский монастырь, выбор пал на последний.

Белогорский монастырь

Белогорский Воскресенский монастырь — удивительное место, в котором переплелись и история, и судьбы людей, и красивейшая природа. Сейчас популярность монастыря набирает обороты, сюда приезжают и туристы с экскурсиями, и паломнические группы, хочется верить, что это принесет финансирование обители и монашеская братия продолжит свой тяжелый труд по восстановлению монастыря. Почему-то кажется, что нерасчищенные более километра пещер таят в себе много тайн и открытий.

Монастырь на Белой горе под Кунгуром (Пермский край) часто называют Уральским Афоном. Это одна из главных православных достопримечательностей Пермского края и Урала.

Гора Белая: чем знаменита?

Белой эту гору прозвали, согласно наиболее распространенному мнению, оттого, что здесь долго не тает снег.

Еще в XVIII веке в этих местах были старообрядческие скиты. Однако «официальная» православная история этого места началась в 1891 году. В память о спасении цесаревича Николая от покушения в Японии на Белой горе установили большой крест (более 10 метров в высоту). В народе его так и прозвали – «Царский».

Белогорский Свято-Николаевский мужской монастырь

Но этим решили не ограничиваться. У православной церкви родилась идея создать на этом возвышенном месте Белогорский Свято-Николаевский мужской монастырь.

История строительства

18 июня 1893 года на Белой горе осветили место под строительство православного храма. Первый деревянный храм был полностью построен уже к концу зимы следующего года. Сразу же начали строить настоятельский и братский корпуса. При монастыре открыли школу для мальчиков-сирот. Однако до революции 1917 года в ней обучились лишь 25 сирот.

Белогорский монастырь занимался активной хозяйственной деятельностью. Монахи занимались хлебопашеством, разводили скот, ловили рыбу, держали пчел. На балансе монастыря было 580 десятин земли. Монастырь имел приличные доходы.

16 сентября 1897 года крестным ходом из столицы сюда приносят сразу пять святых икон. Однако и этот монастырь постиг общий для множества православных церквей рок. 16 ноября 1897 года (т.е. спустя всего-то три года после постройки) деревянный храм внезапно вспыхнул и сгорел в огне.

23 апреля 1901 года – новая напасть. На Белой горе бушевала страшная буря. Сильнейший ветер повалил даже Царский крест. Восстановленный на средства купечества новый крест простоял до 1918 года, когда был свергнут большевиками.

Закладка Крестовоздвиженского собора

Закладка основательного каменного храма – Крестовоздвиженского собора – состоялась лишь 24 июня 1902 года. Храм строили в византийском стиле, на протяжении полутора десятилетий. Крестовоздвиженский собор вмещал в себя аж 8 тысяч прихожан. Любопытно, что стройматериалы производили сами монахи – на монастырском кирпичном заводе.

На торжественной церемонии освящения величественного Крестовоздвиженского собора 7-9 июля 1917 года присутствовало 30 тысяч паломников.

Крестовоздвиженский собор перед революцией

Однако, если обратить внимание на дату, грандиозный собор был построен не ко времени. Спустя несколько месяцев после постройки храма грянула революция. Богатый монастырь сразу же привлек пристальное внимание коммунистов. 12 августа 1918 года большевики сначала жестоко замучили до полусмерти, а затем утопили в реке Каме архимандрита Варлаама. Подобную судьбу разделили и очень многие рядовые монахи Белогорского монастыря.

В 1923 году Белогорский монастырь окончательно закрыли. Сначала здесь мучили репрессированных и раскулаченных, затем отдали монастырские корпуса дому инвалидов.

В 1980 году на Белой горе вновь полыхал огонь, уничтоживший даже купола Крестовоздвиженского собора.

С началом демократических веяний после прихода к власти Горбачева монастырь вернули православной церкви. В 1990-х годах начались неспешные работы по восстановлению монастыря и его главной достопримечательности — Крестовоздвиженского собора.

Маршрут выходного дня

Поездка в Белогорский монастырь — отличный маршрут выходного дня и популярный паломнический тур. Также стоит посмотреть старинные купеческие дома, памятники и другие достопримечательности Кунгура и посетить Кунгурскую ледяную пещеру. Недалеко находится камень Ермак и водопад Плакун.

Ежегодно в середине лета в городе Кунгур проходит зрелищное мероприятие — фестиваль воздухоплавания «Небесная ярмарка Урала».

Как добраться?

Из Перми выезжаем на трассу Пермь-Екатеринбург и едем 72 км до правого отворота на Калинино (57.503587, 56.652579) — он будет сразу после левого отворота на Кыласово. После едем по главной дороге никуда не сворачивая еще 46 км (Троельга, Ерши, Бым, Калинино, Кордон).

Белогорский Свято-Николаевский мужской монастырь Адрес: Пермский край, Кунгурский район, дер. Белая Гора, ул. Монастырская, д.1
Телефоны: +7 (34271) 5-75-35
Электронная почта: uralafon@yandex.ru
Официальный сайт: уралафон.рф

Координаты для GPS-навигатора

57.392208, 56.230288

Белогорский монастырь на карте

Читать также

Безмолвие Белой горы

Грандиозные планы эпичных путешествий в новогодние каникулы пошли насмарку — домочадцы (включая меня) проявили слабость иммунитета и слегли с соплями …
Узнать больше

Куда поехать на длинные выходные 8 марта?

Конечно, эти выходные уж не такие и длинные, если их сравнить с Новогодними праздниками… Но все же, на мой взгляд, …
Узнать больше

Зимний маршрут по Пермскому краю на выходные

Я горжусь, что этот зимний маршрут по Пермскому краю на выходные Наталия Сафонова составляла с порталом «Наш Урал». Маршрут занял четыре …
Узнать больше

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *