Белогорский монастырь Воронежская область

Пещерные храмы в Белогорье (Воронежская область)

Село Белогорье Воронежской области получило название от береговых круч Дона, состоящих из чистого мела. Эта древняя осадочная порода – благодатный материал для создания подземных пещер. Рукотворные пещеры положили начало созданию монастырей Белогорья. Именно так на месте пещерного скита, выкопанного руками казачки Марии Шерстюковой, в XIX веке появился у села Белогорье мужской монастырь.

Белогорье

Его живописные окрестности надолго западают в душу. Православные говорят о присутствии здесь благодати Святого Духа, ноcители других ценностей называют этот край местом силы с особой энергетикой. Любой человек, побывав здесь, ощущает прилив бодрости и духовного подъема.

1. Где находится Белогорский монастырь

Обитель расположилась в излучине Дона, на его правом берегу, в 170 км к югу от Воронежа. От районного центра (поселок Подгоренский) монастырь удален на 40 км, от Россоши – на 60 км. До Павловска расстояние по карте всего 4 км, но город лежит на левом берегу Дона, и добираться до него надо либо на водном транспорте, либо через мост – 21 км. Из села Белогорье в Воскресенский монастырь ведет холмистая дорога длиной 4.7 км.

Обитель обосновалась на крутом холме-монолите, покрытом лесом, с выходом на поверхность белоснежных меловых пород. С высоты правого берега Дона открывается панорама необъятных российских просторов: луга, рощи, степное разнотравье, неторопливое течение играющей на солнце реки.

Белогорье — панорама

Как добраться в обитель

Как видим, судя по карте, добраться до Воскресенского монастыря своим транспортом достаточно просто.

Вариант 1. Из Воронежа выехать на трассу М-4, следовать по ней 145 км, (заплатив за платный участок). Не доезжая 15 км до Павловска, съехать направо по указателю на Россошь, проехать около 7 км до села Белогорье, а там до монастыря рукой подать. См. карту выше.

В реальности дорога оказывается немного сложнее. Путь, который можно преодолеть за 2-2,5 часа, из-за пробок на трассе «Дон» может растянуться на 4-5 часов.

Вторая сложность – дорога от Белогорья к монастырю.

Совет. Чтобы не плутать по холмам и колдобинам полевых дорог, в селе Белогорье найдите Троицкий храм, где подскажут, какой путь в монастырь будет оптимальным в зависимости от погоды и времени года.

Вариант 2. Если на трассе М-4 большие пробки, можно сделать крюк в 50 км, выбрав маршрут: Воронеж – Острогожск – Каменка – Подгоренский – Белогорье.

Вариант 3. До Белогорья можно доехать на автобусах «Воронеж-Россошь». С Центрального автовокзала Воронежа ежедневно совершается до 12 рейсов. Время в пути – 2,5 часа, стоимость билета – от 400 руб. Из села до монастыря придется идти пешком (около 5 км).

Вариант 4. Из Павловска к Воскресенскому монастырю в летнее время (в хорошую погоду) можно совершить экскурсию на теплоходе.

2. История

Монастыри Белогорья берут начало от пещерных храмов, которые создавались как монахами, так и мирскими людьми. Начало Воскресенского монастыря связывают с именем Марии Шерстюковой – жительницы села Белогорье.

Мария-пещерокопательница

В 20 лет Мария была выдана замуж за войскового казака Самуила Шерстюкова, в 45 лет овдовела, 10 лет после этого предавалась пьянству, разврату, занималась колдовством, пока не промотала все мужнино достояние. Настоящая жизнь началась для этой женщины в 55 лет. С группой паломников Мария попала в Киево-Печерскую Лавру, где началось её духовное перерождение.

В 1796 году, вернувшись домой, она начала рыть в меловой горе на берегу Дона пещеру для молитвы и покаяния. Одних односельчан её пример воодушевил, они стали помогать Марии-пещерокопательнице. Другие не могли поверить, что прежняя распутница могла стать вдруг постницей и молитвенницей. Светские и церковные власти пытались остановить работу Марии, видя, как много народа собирается вокруг неё и подозревая сектантство и раскол. Гонения прекратились после того, как посланная царем Александром I комиссия установила: «Ереси не обнаружено. Чистота Православия соблюдается».

Шерстюкова получила по царскому указу 2,5 тыс. рублей золотом. В благодарность она попросила освятить выкопанный ею пещерный храм в честь Александра Невского – покровителя императора Александра I. Мария-пещерокопательница скончалась в 1822 г. в возрасте 82 лет, оставив после себя 212 метров выкопанных собственноручно пещер, а также группу подвижников, которые продолжили её дело.

Как возник монастырь

Пещерокопатели продолжали работу и образовали скит, который в 1882 году получил статус мужского монастыря во имя Воскресения Христова. Наземные храмы обители – Воскресенский и Вознесенский — возвышались на крутом берегу Дона и были видны издалека.

Белогорский монастырь — старинная открытка

Тысячи паломников стекались сюда, чтобы получить помощь и духовное окормление. К 1917 г. братия Белогорского монастыря содержала: свечной, рыбный и кирпичный заводы, огромный сад и пасеку, стадо коров; на монастырском холме умещалось около 40 наземных построек. Продолжались работы по расширению пещер: длина коридоров достигла 2,2 км.

Белогорский пещерный комплекс стал самым грандиозным не только в России, но и во всей Восточной Европе.

Ломать — не строить

Революция острым клинком полоснула по жизни всех монастырей Белогорья. Большевики конфисковали земли Воскресенской обители, осквернили останки Марии-пещерокопательницы и её сподвижников, взорвали храмы, стерли с лица земли все монастырские постройки. Во время Отечественной войны на месте обители размещалась зенитная батарея противника. Опасаясь партизан, оккупанты стремился взорвать и завалить все входы и выходы пещерного комплекса.

Разруху довершили туристы позднего советского времени: жгли костры, гуляли с факелами, оставляли на стенах следы “продвинутого” интеллекта.

Возрождение

Восстановление монастыря началось в 2003 г.

Пещерный монастырь

Первым делом был очищен и обустроен пещерный храм Александра Невского, и уже через год в нем отслужили первую Литургию. Рядом с храмом привели в порядок келью Марии Шерстюковой, где она провела последние дни жизни.

Пещерный монастырь

В 2014 году братия монастыря получила в подарок наземную деревянную церковь Спиридона Тримифунтского. Храм был срублен в Вологодской области, доставлен в Белогорье по воде и собран на территории монастыря. Здесь пребывает частица мощей святого Спиридона — неизменного помощника при обустройстве любого жилища. Пока храм одиноко высится на монастырском холме – на остальные постройки не хватает средств и рабочих рук.

Церковь Спиридона Тримифунтского

В 2015 г в пещерах на глубине 45 м был освящена церковь во имя Святого Духа. Службы в ней проходят один раз в году – в день Преподобных Антония и Феодосия.

Зачищать оскверненные стены и разгребать завалы братии монастыря помогают самые разные люди: дети и педагоги, историки и краеведы, отряды православной молодежи из других епархий. На сегодня восстановлено больше 900 м пещер – почти половина того, что оставили нам прежние подвижники.

3. Достопримечательности

Главной достопримечательностью обители в Белогорье был и остается грандиозный пещерный комплекс. Он состоит из 5 ярусов, на каждый уровень ведут лестничные спуски. Храм Александра Невского расположен наверху, у входа в пещеры. Нижние ярусы пронизаны сетью коридоров с ответвлениями, которые заканчиваются Т-образными тупиками. Пещерокопатели обустраивали в них уединенные кельи, создавали крохотные часовни по заказу зажиточных людей.

На 4-м уровне келий нет, это место называется “холодильником”: здесь царит тишина и могильный холод. Каждый ярус пещерного комплекса имеет выходы на береговой склон — всего их было восемь; самый нижний из них когда-то приводил на причал.

Вход в пещеры

В старину паломники приезжали в обитель на пароходе. Сразу с монастырской пристани они входили в прохладный сумрак пещер, настраивались на молитвенный лад, поднимаясь по меловым ступеням наверх. Хотя пещерный комплекс восстановлен лишь наполовину, даже в таком виде он впечатляет, ведь коридоры и спуски уводят под землю на глубину до 70 метров!

Еще одна достопримечательность возрожденной обители – икона «Мария обрете благодать у Бога». Этот образ особо почитается в монастыре, является редчайшим среди ликов Богоматери. Известно, что икона появилась в пещерном храме Белогорья в 30-е годы XIX в. и прославилась не только исцелениями. Она единственная сохраняла свежесть красок во влажном микроклимате пещер — там, где другие деревянные образа тускнели и портились. В 1918 г. подлинник и копии с чудотворного образа были утрачены, старожилы забыли даже, как он выглядит. Лишь в 2014 г. после упорных поисков был найден и привезен в монастырь старинный список иконы «Мария обрете благодать у Бога» — его поместили в церковь Спиридона Тримифунтского. Само обретение образа почитается в монастыре как чудо.

Икона «Мария обрете благодать у Бога»

Недалеко от Воскресенского монастыря есть два святых источника: один в честь иконы “Семистрельная”, другой посвящен Александру Невскому. Первый источник расположен у монастырской дороги в 400-500 м от села Белогорье. Он был известен с первых дней существования Воскресенского монастыря. Во время Отечественной войны фашисты расстреляли стоявший здесь поклонный крест с иконой «Семистрельная». Сейчас на этом месте часовня «Умягчение злых сердец», ледяная купель (t° воды – около 6°), прохладный ручей, впадающий в Дон. У хутора Кирпичи, недалеко от монастыря, расположен источник во имя Александра Невского. Купели там пока нет, зато вода славится целебной силой.

Поклонный крест на вершине монастырского холма – достопримечательность, обязательная к посещению. У монастырских ворот висит к нему указатель – сам крест находится на расстоянии 1 км от обители. Отсюда открываются поразительные по красоте окрестные виды.

Крест на горе

4. Экскурсии

В пещерные храмы Белогорья ведут разные пути. Из Воронежа можно поехать на однодневную экскурсию «Павловск– Белогорье», которая включает:

  • посещение Белогорской обители и пещер.
  • знакомство с Павловском – центром судостроения петровских времен;
  • прогулку на катере по Дону (по сезону и погоде).

Из Москвы можно попасть в Белогорские пещеры, заказав трехдневный тур «Тихий Дон». В программу входит путешествие по подземным лабиринтам Воскресенского монастыря, посещение святых источников.

Те, кто путешествует самостоятельно, в пещеры могут попасть только в сопровождении монаха-экскурсовода, после того, как соберется группа 7-10 человек. Экскурсии проводятся с 10 до 18 часов.

Возьмите на заметку. В Воскресенской обители проводятся традиционные крестные ходы. В честь Серафима Саровского 29 июля – 3 августа совершается 40-километровый переход Белогорье – Костомарово. В престольный праздник монастыря 12 сентября из пещерного храма идут крестным ходом к источнику Александра Невского.

Крестный ход в Белогорье

5. Гостиницы

В радиусе 10 км от монастыря возможности для удобных ночевок имеются лишь в Павловске.

  1. Хостел «Черноземье» — бюджетный вариант отдыха. Гостиница расположена в 1 км от трассы М-4 и в 1,5 км от центра города – ул. Строительная, 15. В номерах чисто и тепло в любую погоду. Из особых услуг: парковка, разрешение на проживание с животными. Номер на двоих – от 1500 руб.
  2. Мини-гостиница «Оникс» славится среди автотуристов хорошим сочетанием цена-качество, расположена в 500 м от трассы, по адресу: Транспортная, 2. Имеется автостоянка, общая кухня с чайником-холодильником, удобные кровати, в шаговой доступности находится продуктовый магазин.
  3. Отель «Дон» удален от трассы, лежит на ул. Готвальда 4, недалеко от центра. В отеле стараются сделать отдых гостей максимально комфортным. Имеется круглосуточное кафе, качество еды в нем, по отзывам, не уступает домашней пище. В стоимость проживания входит завтрак – он выдается сухим пайком, если гости уезжают ранним утром. Совсем недалеко расположен Центральный пляж, причал, от которого отправляются водные экскурсии к Белогорскому монастырю.

6. Погода в Белогорье

При посещении Воскресенского монастыря не последнюю роль играет погода в Белогорье Воронежской области. Летние ливни могут сделать полевые дороги от села к обители непроходимыми. В период весенней и осенней распутицы этот путь преодолевают лишь внедорожники. Перед поездкой стоит узнать прогноз погоды в регионе на Яндексе, Гисметео или сайте РП5.

Погода в Белогорье сейчас:

7. Контакты

Связаться с монастырем можно разными способами.

  • Почтовый адрес Воскресенского мужского монастыря: 396576, Воронежская область, Подгоренский р-н, село Белогорье, хутор Кирпичи, ул. А. Невского -1.
  • Телефон обители: 8(920)469-47-47; номер подворья (Троицкий храм в с. Белогорье): 8 (47394) 52-600.
  • электронный адрес: vbm-post@yandex.ru
  • официальный сайт: belmon.ru

Монастырь остро нуждается в материальных средствах и рабочих руках. Братия всегда рада принять паломников и туристов, трудников и волонтеров – всех, кто хочет внести свою лепту в восстановление Донского Белогорья.

Лариса Ищенко

Пещеры Придонья: Воскресенский Белогорский мужской монастырь. Часть I


Не смотря на то, что в Придонье и Приосколье насчитывается порядка полусотни пещерных памятников (которые я собираюсь посетить все), «обжиты», в той или иной степени отреставрированы и используются в культовом назначении всего пять. Это Успенский монастырь в Дивногорье, Спасский монастырь в Костомарово, Свято-Троицкий монастырь в Холках, скит Успенского Николаевского монастыря в Валуйках и Воскресенский монастырь в Белогорье. О последнем сегодня и пойдет речь. Ссылки на репортажи из остальных пещер традиционно внизу поста.
Дело в том, что муж моей любимой сестрицы Сергей как раз родился и вырос в селе Белогорье и в детстве, когда пещеры были бесхозные, излазил их вдоль и поперёк. Мы уже давно договорились с ним при случае осмотреть их вместе, что, наконец-то, и случилось в середине сентября. Нашим третьим компаньоном и по совместительству водителем стал in_windows. Поездка выдалась насыщенной, много интересного и красивого удалось снять (часть фотографий, кстати, уже опубликована в посте про золотую осень), поэтому дабы не травмировать психику подписчиков, мой рассказ о Белогорском монастыре будет разбит на две увесистые серии, а увиденные попутно интересности и вовсе вынесены в отдельные посты.
02. От Воронежа до Белогорья порядка 160-170 километров. Выехали мы утром, еще затемно, но будучи в этот раз пассажиром, как только рассвело, я тут же принялся расходовать ресурс затвора камеры прямо через грязное лобовое стекло.

03. Уже вёрст через 100 от Воронежа федеральная трасса М4 преображается. Местность становится весьма пересечённой (что, как видите, совсем не мешает местным коровам), появляются первые выходы меловой породы и я уже предвкушаю грядущие пусть и с натяжкой, но всё таки «горные» пейзажи, столько редкие для жителя Центральной России.

04. Дон.
Тихий, батюшка, Иванович…
Пожалуй, стоит как-нибудь написать пост, в котором собрать в кучу все свои фотографии этой великой реки.

05. Правда, что делать с вот такими фото и «людьми», которые делают такое — не знаю.

06. Доехали до Белогорья, где попили с дороги чая в доме у Сережиных родителей, а так же посетили старинный погреб бабы Наташи, сделанный из меловых блоков. О нём читайте в отдельном посте. Далее, откланявшись, поехали к монастырю. До него от села 4 км, но мы не желаем подъезжать вплотную, Серега обещает нам незабываемые виды — бросаем машину в километре от цели и начинаем подъём на гору пешком.

07. По мере набора высоты нам и правда открываются захватывающие дух виды. Кадров я тогда нашлёпал немерено, но покажу пока лишь несколько, т.к. на обратном пути свет был поинтереснее и самые лучшие кадры окрестностей я вывешу во второй части.

08. По левую руку зажатый меловыми холмами хутор Кирпичи. Там находится монастырское подворье.

09. А по правую несёт свои воды всё тот же могучий Дон.
10. Не спеша топаем по белым меловым тропинкам, шалея от открывающегося простора.
Утро, тишина… И только снизу редкие всплески рыбы и отголоски голосов с рыбацких лодок. Да бесконечный взвизг срабатывающих затворов.
11. Радуемся и знакам золотой осени. У нас в Воронеже на тот момент всё было ещё абсолютно зелёным.
12. Тропинка, ведущая к монастырю, постепенно уводит в сторону от обрыва.
Но нет, мы хотим быть ближе к краю и бредём по высокой траве, прокладывая собственный путь.
13. Серёга не фотограф, заскучал уже, да и знакомы ему с самого детства эти места — спешит скорее добраться до монастыря и тянет нас снова на монастырскую тропку.
14. А мы что? Мы ничего. Не видно Дона? Будем фотографировать деревья, траву и прочую растительность!
15. Кстати, в 1998 году урочище «Белогорье» добавили в список особо охраняемых природных территорий (ООПТ), ввиду того, что на этих меловых склонах встречаются редкие виды растений и животных.
16. То и дело на дороге нам попадались арбузные шкурки. А вот и их источник — целое арбузное поле.
Насельники монастыря сажают бахчевые, а туристы и паломники их бессовестно съедают.
17. Наконец, добираемся и до главной цели.
Видавшая виды табличка сообщает нам о правилах поведения на монастырской территории.
18. В отличие от остальных упомянутых в начале поста пещерных монастырей, имеющих в своей истории огромные пробелы, Воскресенский Белогорский монастырь описан историками весьма подробно. Собственно, пещеры в 1796 году начала рыть некто Мария Шерстюкова, через некоторое время к ней потянулись помощники из числа местных жителей. При жизни Марии протяженность пещер достигла более 500 саженей (около 1065 метров). Но пещерные коридоры продолжали расти. Среди тех, кто помогал копать пещеры, — старец Иоанн Алексеевич Тищенко, сподвижник Марии. К концу ХIХ века общая длина пещерных коридоров составляла уже порядка 2,2 километров. К 1860-м годам сложились все условия для открытия при Белогорских пещерах монастыря: большой приток верующих, пожертвованные пахотные земли, леса, сады. В 1864 году было подано прошение, а в 1866 году монастырь был создан. Наземный комплекс построек монастыря располагался на холме, над пещерами, и складывался начиная с 1860-х годов. В конце ХIХ века здесь были церкви Воскресения Христова, Вознесения Господня, колокольня с ризницей, корпуса настоятеля и братии, гостиница, школа-приют, служебные и хозяйственные постройки. В 1915 году здесь же построили новый Воскресенский собор. Главный доход на содержание обители и братии монастырь получал от многочисленных богомольцев. Постоянно в монастыре находилось около 25 человек братии с послушниками и более 70 человек богомольцев. В начале 1918 года земли монастыря были национализированы, а в 1922 году монастырь официально закрыт. В 1920-30-е годы наземные постройки монастыря были проданы Белогорским волисплкомом под снос. Значительная часть кирпича была продана в село Саприно на застройку школы. С течением времени оставшиеся постройки приходили в негодность. Последнее сооружение — собор, было взорвано по распоряжению Павловского райисполкома в 1931 году.
19. На фото единственное наземная монастырская постройка на сегодняшний день. Деревянный сарайчик не в счет. И то здание не восстановленное, а новодел. От прежнего Воскресенского монастыря, кроме пещер (около километра против прежних двух с лишним) не осталось почти ничего. Собственно пещеры взрывали во время Великой Отечественной войны немцы, предполагая что внутри прячутся партизаны.
20. Основательница монастыря Мария Шерстюкова скончалась 22 июня 1822 года в возрасте восьмидесяти двух лет. Мария и ненадолго переживший её старец Иоанн погребены на вершине пещерной горы в специально устроенных склепах. В 1920 году по поводу открытия мощей Марии и Иоанна было возбуждено уголовное дело. Из донесения явствует, что останки обоих были помещены на Плащаницу и выставлены для поклонения верующим во вновь отстроенной часовне. Организатором открытия мощей cтал некто Борис Михайлович Клейст, который сумел уговорить руководство Белогорского волисполкома сдать в аренду подворье монастыря, и это было оформлено официальным договором, в котором предусматривалось организовать сельскохозяйственное производство, отремонтировать постройки, приобрести рабочий скот и сельхозинвентарь. Дело было разобрано показательным судом. В помещении, где проходило разбирательство, на двух фанерных щитах были вывешены останки умерших Иоанна и Марии. Клейст был приговорен к 10 годам лишения свободы, лишению права гражданства и конфискации имущества. Останки Марии и Ионна были безвозвратно утрачены. На фото могила последнего настоятеля обители игумена Поликарпа.
21. В 1916 году трудами монахов и сочувствующих местных жителей в меловой горе был вырыт уникальный колодец глубиною 85 (!!!) метров и диаметром более трёх. Работа шла порядка пяти лет. Как они это сделали — не представляю. В настоящее время колодец не используется. В семидесятых годах прошлого века в него спускались спелеологи. Глубина колодца на тот момент составляла уже порядка 70 метров. На дне была земля и сухие деревья. Закрывающий «жерло» колодца щит с течением временем обрушился вниз (виден на фото). Воду сейчас берут из обычной артезианской скважины.
22. Лестница, ведущая ко входу в пещеры.
Совсем скоро я увижу самую большую в центральной части России (по протяженности ходов) искусственно вырытую пещеру.
23. После более чем 80-летнего перерыва в 2004 году в пещерах была отслужена первая литургия. Белогорский мужской монастырь был возобновлен. Настоятелем новой обители стал иеромонах Тихон. Начались работы по восстановлению пещер.
24. Над одним из входов…
25. Насколько я понимаю, полузасыпанный вентиляционный канал.
26. Подвод электричества.
27. Заботливо сложенный кирпич для восстановления взорванной надвратной части.
28. Кто-то решил, что хорошо бы было, чтобы кирпич с его именем заложили в стену храма и понеслась — теперь исписан буквально каждый кирпич. Изя, Моше, Яша, Галя Тучкова, Белгород и даже просто пёс…
29. Когда-то в Белогорский монастырь в будний день приходило 50-200 человек, а в выходные число паломников возрастало до 3000 человек. Сейчас, конечно же, такого нет, но туристический трафик всё таки имеет место. Не такой как в Дивногорье и Костомарово, но тем не менее. И это учитывая, что асфальтовой дороги сюда нет, та насыпная дорога, что ведет сюда от села, появилась совсем недавно. Раньше, по словам Сергея, в сырое время года здесь трактора засаживали в топь. Группы до 50 человек доставляются по Дону на пассажирском катере непосредственно к монастырю.
30. Внутрь пещер мы зайдем в следующей серии. Посмотрим коридоры, кельи Марии и Иоана, пещерную церковь Александра Невского, Цветную и Малую Цветную комнаты и вновь отправимся на почти стометровый обрывистый меловой склон, украшенный осенними красками. Будет интересно.
Ещё из цикла постов о пещерах Придонья:

Дивногорье Костомарово Холки Шатрище Пещера Ухо

Копипастерам напоминаю, что при перепечатке фотографий и текста активная ссылка на источник обязательна. Без noindex и nofollow.
Бумажные и электронные СМИ должны предварительно связаться со мной.

БЕЛОГОРСКИЙ ВОСКРЕСЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ

Вход в пещеры Белогорского монастыря

Мужской монастырь в честь Воскресения Христова в с. Белогорье Россошанской епархии

  • Адрес: Россия, 396576, Воронежская обл., Подгоренский р-н, с. Белогорье, х. Кирпичи
  • Тел: (47394) 5-23-21 (подворье в х. Кирпичи), 5-26-00 (Троицкий храм в с. Белогорье)
  • Официальный сайт:
  • Проезд на автотранспорте:
    • Со стороны Воронежа — по трассе М4, не доезжая Павловска около 15 км, поворот направо на указатель Россошь, Белогорье, Бабка — после поворота до Белогорья 7 км. В селе Белогорье обратиться в Троицкий храм, где в зависимости от времени года подскажут, какая из дорог к монастырю будет наилучшей. От Белогорья до хутора Кирпичи, который находится ниже по течению реки Дон (в зависимости от маршрута движения) от 3 до 10 км.
    • Со стороны Острогожска, Россоши (по трассе Воронеж-Луганск) — до поселка Подгоренский и далее, проехать через весь поселок к цементному заводу, в сторону Павловска, не доезжая 30 км. В селе Белогорье обратиться в Троицкий храм.
  • Проезд на пассажирском транспорте:
    • На любом автобусе до Павловска, здесь пересадка на автобусы в сторону Россоши, Ольховатки, Подгоренского до с. Белогорье. Оттуда до хутора Кирпичи пешком 3 км.
  • Проезд на поезде, электричке:
    • До станции Подгоренский, пересадка на автобус до Павловска, и не доезжая 30 км, выходить в Белогорье.
  • Проезд водным транспортом:
    • от Павловска пассажирским катером (по предварительным заказам), паломнические группы (до 50 чел), доставляются по реке Дон непосредственно к монастырю.
  • На карте: Яндекс.Карта, Google-карта

Расположен в пещерах в монастырской горе близ хутора Кирпичи.

Мариины пещеры

Около 1790 года сюда забрела скиталица-знахарка Мария, которая тут задумалась о Боге и решилась изменить свою жизнь. Она отправилась в Киево-Печерскую Лавру, где укреплялась молитвой и таинствами Церкви около года. Затем получила благословение духовника на повторение подвигов пещерокопателей. Она возвратилась в Белогорье около 1796 года и в безмолвии, строгом воздержании, начала копать пещеру в высокой меловой скале на правом берегу Дона, недалеко от хутора Кирпичи.

Поначалу против Марии восстало местное население, усмотрев в ее возвращении недобрый знак. Люди угрожали, гнали, унижали и преследовали ее, не давали трудиться, считая ее блудницей и колдуньей. Мария вынуждена была перебраться вниз по течению реки и вновь приступить к трудам в недоступном для людей месте. Вскоре, узнав о постепенном укреплении и расширении задуманного Марией дела, встревожилось священство. Ее заподозрили в расколе и обмане местного населения. В 1800 году священнослужители белогорских храмов в рапорте благочинному протоиерею Михаилу Яковлеву обвиняли ее в «своекорыстии». В 1806 году на основании донесения белогорского благочинного священника Иоанна Ставрова епископ Воронежский Арсений (Москвин) просил губернское правление об упразднении пещер. В том же году решением Острогожского земского суда вход в пещеры был заложен, иконы и кресты вынесены, а Шерстюковой запрещалось дальнейшее пещерокопательство. Наконец встревоженность передалась гражданским властям, и Марию несколько раз арестовывали, предавали суду, а пещеры заваливали, всячески препятствуя дальнейшему распространению. Однако это не помешало Марии и ее первым сподвижникам ночами возвращаться и снова копать. В 1807 году вход в пещеры был открыт неизвестными лицами. Земская полиция после кратковременного содержания под стражей отпустила подвижницу, с тех пор по недосмотру полиции вход в пещеры оставался открытым. На все подозрения и упреки простая и неграмотная женщина отвечала, что никого не зовет, ничего не просит, а только молится Богу о спасении своей грешной души и трудится по благословению. Но письма, доносы, рапорты шли уже министру духовных дел и просвещения князю А. Н. Голицыну и через него — самому императору.

Ежегодно пещеры посещали более 30 тысяч человек из Воронежа, Ставрополя, Чернигова, Астрахани, Санкт-Петербурга и других мест. В 1811 году белогорское духовенство, обеспокоенное расширением пещер и продажей свечей не в пользу епархии, безрезультатно обращалось к епископу Воронежскому Антонию (Соколову).

К этому времени известность подвижницы дошла до высших столичных кругов. Во многом переменило свое отношение местное население, пришли поддержка и уважение к подвижнице. В ответ на обращения к высшим государственным и духовным властям о закрытии пещер пришел указом государя Александра о тщательном расследовании дела. В случае положительного для государства и Церкви исхода, было Высочайше определено оказать пещерокопательнице необходимую помощь. Была создана специальная комиссия, которая подтвердила правоту слова и истинность благих намерений Марии. Преследования были остановлены, а волею императора из государственной казны было выделено 2500 рублей на строительство пещерного храма. В знак благодарности пещерокопательница решила посвятить храм благоверному князю Александру Невскому — небесному покровителю императора. Освящение храма 30 августа 1819 года cовершил Павловский протоиерей Афиноген Печерский. Из Киево-Печерской Лавры в дар была передана вдохновившая пещерокопательницу икона «Мария обрете благодать у Бога» . Число сторонников, единомышленников и помощников Марии выросло. Подвижница также щедро раздавала нуждающимся пожертвованные ей средства. Последние несколько лет земной жизни ослабевшая Мария только рассказывала как правильно производить работы, и преставилась в 1822 году.

Образование монастыря

Со кончиной Марии труды ее последователей стали менее заметны, вновь оживились противники. Но новые пещеры стремительно росли усилиями сотен добровольцев. Среди тех продолжателей дела Марии первым называют Иоанна Алексеевича Тищенко, кроткого и глубоко верующего старца, уроженца Богучарского уезда; А. Н. Васильченко (в монашестве Антония) из слободы Новоалександровки; Д. И. Ляпина из Бобровского уезда; А. и П. Мандрусенко из слободы Воронцовки Павловского уезда Воронежской губернии. Продав свое жилье и имущество, а деньги пожертвовав строящейся обители, они вместе с другими отшельниками основали общину при пещерном храме. Пещерокопатели искали тут уединения и пробуждения души, занимаясь тяжелым ручным трудом в удалении от суеты мира. Росло общество постоянно проживавших тут. Пещерников называли братчиками по особой братской расположенности друг к другу и ко всем. Были среди них и особо строгие подвижники — подобно юноше Иакову, молчальнику носившему вериги, спавшему полустоя, образцу глубокого покаяния и послушания воле Божией. Братия продолжала щедро раздавать получаемую милостыню — с 1819 по 1856 год из пещер в Воронежское попечительство о бедных было выслано более 20 тысяч рублей.

Постепенно в пещеры стекалось все больше паломников, возникала необходимость принимать прибывающих. Появились сад, огород, пчельник, ряд наземных деревянных построек хозяйственного и жилого назначения. От иконы «Мария обрете благодать у Бога» последовала благодатная помощь нуждающимся. Стараниями Иоанна Николаевича Васильченко, попечением протоиерея Павла Тимофеева была сооружена каменная колокольня. На пожертвования благотворителей вырос целый городок для подвизающихся.

По докладам священнослужителей, исходя из обращений поселян и опросам местного населения архиепископ Воронежский Серафим (Аретинский) ходатайствовал перед Святейшим Синодом об учреждении тут мужского монастыря. Жизнь в пещерах обрела монастырские черты благодаря заботам иеродиакона Митрофановского монастыря Иеронима. Была срублена и освящена трапезная церковь, появились первые послушники, стали складываться устав и новый порядок жизни.

Белогорский Воскресенский монастырь ок. рубежа XIX-XX вв. Картина.

В 1866 году пещерная братия была приписана к Дивногорскому Успенскому мужскому монастырю как скит. В первые годы братия страдала от практики ссылать в Белогорье на исправление насельников других обителей. Неопытность часто меняющихся старших в братстве также создавала сложности. Дела пошли на лад с назначением в 1875 году настоятеля иеромонаха Петра (Васильева). При нем был заложен главный Воскресенский храм, укрепилось крупное хозяйство, был основан приют для мальчиков-сирот и многое другое. 15 декабря 1882 года указом Синода обитель была преобразована в мужской общежительный Воскресенский Белогорский монастырь . К этому времени уже были пожертвованы крупные участки земли, пожертвования и продажа свечей обеспечивали до шести тысяч рублей годовых средств; хозяйство включало фруктовый сад, огород, сто ульев, десятки голов рогатого скота, кирпичный завод и небольшой рыбный промысел; действовали два наземных храма – Вознесенский и Воскресенский – и пещерный храм Александра Невского; двух-, трех- и одноэтажных корпусов для братии и паломников было около десяти. Число паломников составляло от трехсот человек в обычный день до трех тысяч в праздники и воскресные дни. Продолжалось расширение пещер, к 1916 году после пяти лет трудов братии и почитателей в горе был вырыт колодец глубиной более восьмидесяти метров и диаметром более трех.

Разрушение

28 мая 1918 года монастырь был разорен красноармейцами, монастырские земли конфискованы, бо́льшая часть насельников, кроме игумена и нескольких старцев, покинули монастырь.

В 1919 году Борис Михайлович Клейст (представитель управляющего Воронежской епархией, скрывавший свои полномочия) сумел уговорить руководство Белогорского волисполкома сдать в аренду подворье монастыря. В договоре предусматривалось организовать сельскохозяйственное производство, отремонтировать постройки, приобрести рабочий скот, сельхозинвентарь. При этом останки пещерокопательницы Марии и ее сподвижника Иоанна были помещены на Плащаницу и выставлены для поклонения верующим во вновь отстроенной часовне. В 1920 году по поводу открытия мощей было возбуждено уголовное дело. Дело было разобрано показательным судом, где на двух фанерных щитах были вывешены останки Марии и Иоанна. По окончании следствия Борис Клейст, а также — за соучастие — престарелый монах и две чернички были привлечены к уголовной ответственности. Клейст был приговорен к 10 годам лишения свободы, лишению права гражданства и конфискации имущества. Мощи подвижников бесследно исчезли. Через некоторое время после окончания судебного дела следователь Борис Усатов, издевавшийся над мощами во время суда, заболел непонятной неизлечимой болезнью — в местах расположения желез он медленно обрастал чешуей и мучительно умер .

В 1922 году обитель была официально закрыта, сооружения разобраны на стройматериалы, все храмы взорваны, церковная утварь и святыни конфискованы. На месте обители был устроен зерноток. Последний настоятель игумен Поликарп поселился в селе Басовке Подгоренского района (похоронен на местном кладбище). В 1937 году были арестованы последние иноки. За годы советской власти память о монастыре была почти стерта, пещеры рушились.

Восстановление

В 1997 году пещерный комплекс был передан Воронежской епархии Русской Православной Церкви. В 2003 году по благословению владыки Воронежского Сергия (Фомина) началась подготовка к возрождению монастыря. Деятельную помощь оказал благочинный Острогожского церковного округа протоиерей Александр Долгушев. Усилиями местных жителей, историков, краеведов, педагогов, детей, людей верующих и неравнодушных расчищались завалы, входы, площадки. 12 сентября 2004 года была совершена первая Божественная литургия. С 2005 года осуществлена предварительная реставрация храма и пещер. В 2006 году в пещерном храме регулярно совершались богослужения.

С назначением настоятеля молитвенная жизнь обители ожила, началось обустройство хозяйства, работа с паломниками и помощь нуждающимся. Богослужения стали совершаться с апреля по октябрь в пещерном храме, а с октября по апрель — на подворье монастыря в Троицком храме села Белогорье. Были возрождены традиционные крестные ходы: 12 сентября в день престольного праздника из монастыря к источнику блгв. кн. Александра Невского; 29 июля-1 августа из монастыря в Костомаровский Спасский женский монастырь на престольный праздник преподобного Серафима Саровского. Кроме житейских трудностей необустроенной жизни, братия сталкивалась с ложными легендами, которые влекли в обитель искателей богатств и сенсаций.

2 октября 2013 года Священный Синод Русской Православной Церкви принял решение об открытии монастыря .

Статистика

  • 1822 — 4 братчиков
  • 1866 — 25 братчиков
  • кон. XIX в. — ок. 20 человек братии, ок. 70 трудников
  • 1907 — 59 послушников и 16 монахов, включая состоящих в священническом сане
  • 1917 — 42 насельника: игумен, 4 иеромонаха, 3 иеродиакона, 8 послушников и 26 бельцов-трудников на испытании

Пещеры, храмы, архитектура

Пещеры обители, начатые усилиями подвижницы Марии, достигли более 299 аршин (около 212 метров) протяженности при ее жизни. К 1916 году протяженность пещер значительно превышала два километра. В советские годы время, военное лихолетье, и тысячи путешественников сильно повредили пещеры. К 1990-м годам они оказались частично разрушены, перекрыты завалами и осквернены. К 2000-м годам протяженность составляла около 800 метров.

Александро-Невский храм

Первый храм будущей обители — во благоверного великого князя Александра Невского — был освящен 30 августа 1819 года Павловским протоиереем Афиногеном Печерским. После почти столетнего запустения пещер, в 2000-е годы храм стал первой возрожденной церковью восстанавливаемого монастыря.

Однопредельный храм. Престольный праздник совершается на день перенесения мощей благоверного князя — 30 августа по церковному календарю.

Воскресенский собор

Крупнейший храм обители — в честь Воскресения Христова — был заложен в настоятельство иеромонаха Петра и достроен при игумене Поликарпе. Действовал на 1882 год. Был выстроен в византийском стиле губернским архитектором Афанасьевым. В 1916 году был расписан известным мастером Щукиным и освящён. В 1931 году по распоряжению Павловского райисполкома — взорван .

Вознесенский храм

Наземный храм в честь Вознесения Господня действовал на 1882 год, был уничтожен после революции.

Подворья

  • Белогорское с Троицким храмом — с. Белогорье, ул. Коминтерна, 33а

Настоятели и наместники

    • Иероним (1866 — 1872) иером., заведующий пещерами
    • Авраам (1872 — 1875) иером., заведующий пещерами
    • Петр (Васильев) (13 сентября 1875 — 25 января 1883) заведующий пещерами
  • Петр (Васильев) (25 января 1883 — 14 октября 1905)
  • Поликарп (21 июля 1906 — 1922 )
  • обитель закрыта (1922 — 2008)

  • Тихон (Жданов) (7 ноября 2008 — 28 февраля 2012)
    • Симон (Камнев) (1 марта 2012 — 2 октября 2013) и/о
  • Симон (Камнев) (2 октября 2013 — 4 мая 2017)
    • Илия (Ждамиров) (упом. с октября 2016 — 6 октября 2017) и/о
  • Илия (Ждамиров) (с 6 октября 2017)

Святыни

  • Икона Пресвятой Богородицы «Мария обрете благодать у Бога»
  • Ковчежец с частицей мощей блгв. кн. Александра Невского — передана в пещерный храм в октябре 2005 года
  • Ковчежец с частицами мощей вмч. Пантелеимона, мчч. монастыря Герасима Иорданского, мчч. Вифлеемских младенцев, свт. Митрофана Воронежского, свт. Тихона Задонского, свт. Димитрия Ростовского, свт. Питирима Тамбовского, свт. Мелетия Рязанского, прмч. Гавриила Афонского, прп. Амвросия Оптинского, прп. Нектария Оптинского, прп. Анатолия Оптинского-младшего, прп. Иова Почаевского, прп. Амфилохия Почаевского, прп. Ефросинии Полоцкой, прп. Иринарха Соловецкого, прп. Илариона Троекуровского, прп. Феодора Зверинецкого, прп. Киево-Печерских: Исаии чудотворца, Иоанна многострадального, Меркурия, Агапита врача безмездного, Павла послушливого, Григория чудотворца, Николы Святоши, Никона, Саввы чудотворца, прп. Кукши Одесского, прп. Феофила Киевского, прп. Ионы Киевского, прп. Шио Мгвимского, прп. Феодора Санаксарского, прмч. Александра Санаксарского, св. прав. воина Феодора Ушакова

Литература

  • Тимофеев Я. Белогорские пещеры. Воронеж, 1869.
  • Креховецкий, Николай, Белогорские пещеры, 1878.
  • Острогожский Воскресенский Белогорский мон-рь // Памятная книжка с адрес-календарем Воронежской губ. на 1887 г. Воронеж, 1887. С. 313-315.
  • Вейнберг Л. Б. Очерк замечательнейших древностей Воронежской губ. Воронеж, 1891. С. 53-54.
  • Марков Е. Л. Белогорские пещеры // РВ. 1892. Т. 1. С. 265-277.
  • Петр, игум. Пещерокопательница Мария. Павловск, 1897.
  • Тевяшов В. Н. Пещерные мон-ри Острогожского у. // Тр. Воронежской учен. арх. комис. Воронеж, 1907.
  • Никольский П. В. Монашество на Дону: Пещерокопательство в XIX в. // Воронежская старина. Воронеж, 1910. Вып. 9. С. 156-181.
  • Плужников В. И. Пещерные мон-ри на Дону и Осколе // Памятники русской архитектуры и монументального искусства: Города, ансамбли, зодчие. М., 1985. С. 109-113.
  • Калашников Т. В. История села Белогорье. , 1966. Ркп. С. 21-31.
  • Пещерные храмы Придонья. Воронеж, 1999; Степкин В. Белогорский Воскресенский мон-рь // Воронежский епарх. вестн. 2000. № 1-2 (66-67). С. 47-51.
  • Шевченко Е. Воронежский Иерусалим // Воронежский курьер. 2000. 5 дек.

Использованные материалы

  • Митрофан (Шкурин), иером., «Белогорский в честь Воскресения Христова мужской монастырь», Православная энциклопедия, т. 4, с. 538-540:
    • — материал использован частично
  • Страница официального сайта Воронежской епархии:

«Определение заседания Святейшего Синода от 1-15 декабря 1882 года,» Воронежские епархиальные ведомости, 1883, № 3, 56.

Из сообщения бывшего народного судьи Павловского уезда Николая Петровича Каменского от 20 декабря 1963 года,

Журнал № 123,

Митрофан (Шкурин), иером., «Белогорский в честь Воскресения Христова мужской монастырь», Православная энциклопедия, т. 4, с. 538-540,

Указ Святейшего Синода №7955 от 21.07.1906 // Воронежские епархиальные ведомости, 1906, № 18, с. 283

— Последний настоятель Синодального периода.

«5 января совершена память иконы Богородицы «Марие обрете благодать у Бога», новость на официальном сайте Россошанской и Острогожской епархии,

Белогорье, пещерный храм

Белогорье — удивительное место на юге Воронежской области. Здесь, в меловых скалах над высоким берегом Дона, расположен самый большой в России пещерный храм.

Чуть менее 700 километров от Москвы весело пролетели под лучшие хиты ВИА «Infected Mushroom». Качественное дорожное покрытие по трассе М4 внушет умеренный оптимизм.
Уже стемнело, когда мы въехали в Павловск — ближайший к цели нашего назначения населенный пункт с единственным свободным номером в отеле.

Будучи найденным, отель в двухэтажном бараке на темной, безлюдной улице и без автостоянки, оптимизма не внушил. Идея подсвечивать дорогу ко входу при помощи встроенного фонарика HTC One X показалась сомнительной. К счастью, в Павловске нашелся и другой ночлег — со скромным названием «Гранд-отель». Стандартный четырехзвездочный сервис, ресторан, парковка — и всего на 500 рублей дороже (в первоначальном варианте номер стоил около 2000).

Наутро «гармин» бодро взял след через потертые жизнью и усыпанные колдобинами окраины Павловска, чтобы привести нас к берегу бесконечной воды. Разлившись, Дон покинул свои берега, скрыв под мутной водной пленкой наводные мосты. Пришлось разочарованно ехать обратно — к трассе М4, чтобы оттуда заехать в Белогорье штатным, накатанным туристическим маршрутом. Пьем утренний кофе на мосту через Дон.

Дорога вскоре приводит нас в село Белогорье.

У центральной достопримечательности — площади между магазином и дворцом культуры — встречаем московских велотуристов из клуба «Караван».

Бодрая разведка грунтовок в низине вдоль Дона подтверждает мысль — дорогу в Белогорье просто так не найти! Очередная дорога снова закончилась разлившейся рекой. Спрашиваем дорогу у местных жителей.

Вроде поняли куда ехать. Через пару километров дорога столь настойчиво уходит по холмам полуметровыми колеями в безоблачное синее небо, а вслед за тем — в глубокие овраги, что решаем снова вернуться… На обратном пути, к своему удивлению, встречаем «Десятку» с табличкой «Монастырь» и иконостасом под лобовым стеклом. В машине оказались настоятель и батюшка Белогорского Воскресенского монастыря. С Божьей помощью, «десятка» впереди нас играючи преодолела несколько километров сумасшедших грунтовок, каждая из которых будет непроходима без MT-резины и 33их колес во время дождя, приведя нас к высокому берегу Дона. Тут, в бескрайней меловой толще обустроен самый большой в нашей стране подземный храм.

Глубина ходов храмового комплекса составляет 70 метров, он имеет 5 уровней, и с каждого из них прежде был выход к коридору, ведущему на противоположный берег Дона. В настоящее время протяженность ходов сократилась с дореволюционных 2200 метров до 900 метров. Удивительно, но этот храм был построен по инициативе местной жительницы — Марии Шерстюковой во второй половине 19 века. Местные жители собрались все вместе, и, заручившись поддержкой церкви, выкопали этот невероятный подземный комплекс. Так на свет появился Белогорский Воскресенский мужской монастырь.

Впрочем, поначалу внешне ничто особо не выдает его присутствие, кроме блестящего свежей краской административного корпуса, да монаха с косой. Все наземные строения храма были решительно взорваны в советское время, гигантское подземелье было осквернено местными жителями. Ведущие на другой берег Дона коридоры были обсыпаны во время Второй Мировой войны. Восстановительные работы начались в середине двухтысячных годов, и В настоящее время подземелья раскапывают и очищают от скверны несколько монахов-добровольцев. Вот тут, например, был небольшой каменный храм.

В храме ведутся восстановительные работы. Монахи работают втроем, возможно, кто-то еще помогает, но работы идут не очень большими темпами — слишком большие разрушения нанесли храму почти 100 лет забвения.

Также активно идет восстановление взорванной при Хрущеве надвратной части.

Колокола

Фотосъемка в храме нам была запрещена, благословили только на пару кадров на балконе одного из уровней.

Один из входов в храм.

Настоятель рассказывает о трагическом прошлом этого места.

С каждого яруса открывается чудесный вид на Дон и окрестности.

Вид в другую сторону

Глядя на эти тоннели, достигавшие двухкилометровой длины, поражаешься решительности и силе воли их создателей.

В меловой толще

Что сделали с храмом во время забвения? Хорошо видно на этой фото.

Вокруг монастыря — бескрайние холмы да поля.

Арбузное поле на высоком берегу Дона.

В низине находится крошечная деревушка на несколько домов, через которую и идет дорога к монастырю.

Большинство из тех, кто приезжает на легковых автомобилях, оставляет машину даже не доезжая этой деревни.

Российская идиллия

Меловой столб над Доном

С высоких берегов Дона открываются чудесные виды.

Вид на разлившийся Дон.

Проходимая летом, короткая дорога в Павловск полностью затоплена

Вот оно какое, Белогорье!

Вид на Дон

На горе установлен крест

Пейзаж

Под ногами — почти отвесные меловые скалы.

Панорама Белогорья

Разведав еще одну короткую дорожку мы приехали к источнику. Сам источник был закрыт, но ключи бьют там из под земли прямо в ручье перед ним.

Это место напомнило мангровые заросли на тропических островах.

Воскресенский Белогорский мужской монастырь
Епархиальный мужской монастырь

Она скончалась 22 июня 1822 года в возрасте восьмидесяти двух лет. Мария и ненадолго переживший её старец Иоанн погребены на вершине пещерной горы в специально устроенных склепах.

Ту часть пещер, которая была выкопана при жизни Марии, называют старыми пещерами. Копание пещер продолжилось и после её смерти: эти пещеры стали называть новыми.

Среди тех продолжателей дела Марии были Иоанн Алексеевич Тищенко, уроженец Богучарского уезда; А. Н. Васильченко (в монашестве Антоний) из слободы Новоалександровки; Д. И. Ляпин из Бобровского уезда; А. и П. Мандрусенко из слободы Воронцовки Павловского уезда Воронежской губернии. Продав свое жилье и имущество, а деньги пожертвовав строящейся обители, они вместе с другими отшельниками основали общину при пещерном храме. Какое-то время копал пещеры Иаков Безмолвник (проходил подвиг молчальничества и тайно носил вериги). Рядом с монастырем подвизался старец Петр (Еремеенко) и странник Павел Илясов.

Стараниями Иоанна Николаевича Васильченко, попечением протоиерея Павла Тимофеева была сооружена каменная колокольня. На пожертвования благотворителей вырос целый городок для подвизающихся.

Архиепископ Воронежский Серафим (Аретинский) ходатайствовал перед Святейшим Синодом об учреждении тут мужского монастыря. Жизнь в пещерах обрела монастырские черты благодаря заботам иеродиакона Митрофановского монастыря Иеронима. Была срублена и освящена трапезная церковь, появились первые послушники, стали складываться устав и новый порядок жизни.

В 1866 году пещерная братия была приписана к Дивногорскому Успенскому мужскому монастырю как скит. В 1875 году настоятелем монастыря был назначен иеромонах Петр (Васильев). При нем был заложен главный Воскресенский храм, укрепилось крупное хозяйство, был основан приют для мальчиков-сирот и многое другое. 15 декабря 1882 года указом Синода обитель была преобразована в мужской общежительный Воскресенский Белогорский монастырь.

Монастырь владел крупными участками земли, хозяйство включало фруктовый сад, огород, сто ульев, десятки голов рогатого скота, кирпичный завод и небольшой рыбный промысел, было налажено большое производство и продажа свечей; действовали два наземных храма – Воскресенский и Вознесенский, а также пещерный храм св. Александра Невского; двух- , трех- и одноэтажных корпусов для братии и паломников было около десяти, был устроен приют для детей сирот. К концу XIX столетия число братии составляло около двадцати, а трудников – около семидесяти человек. Количество паломников составляло от трехсот человек в

Достопримечательностью обители являются меловые пещеры, протяженность которых до революции превышала два километра (нижний уровень датируется VIII в. и идентичен древнеримским катакомбам).

Воскресенский собор был построен в неовизантийском стиле Воронежским губернским архитектором Афанасьевым и расписан известным мастером Щукиным в 1916 году.

28 мая 1918 года монастырь был разорен красноармейцами, монастырские земли конфискованы, большая часть насельников, кроме игумена и нескольких старцев, покинули монастырь. В 1922 году монастырь был закрыт, а в 1931 году был взорван Воскресенский собор.

В 1997 году пещерный комплекс был передан Воронежской епархии Русской Православной Церкви. В 2003 году по благословению владыки Воронежского Сергия (Фомина) началась подготовка к возрождению монастыря. С 2004 года началось восстановление монастыря. 12 сентября 2004 года была совершена первая Божественная литургия.

2 октября 2013 года Священный Синод Русской Православной Церкви принял решение об открытии монастыря

В 2014 году был построен деревянный наземный храм святителя Спиридона Тримифунтского, а в 2015 году – на глубине около 45 метров от вершины горы устроен нижний пещерный храм Святого Духа.

С 27 сентября 2016 года исполняющим обязанности настоятеля монастыря является иеромонах Илия (Ждамиров).

Распорядок дня в монастыре: подъем за полчаса до службы; 6-00 утренние монашеские правила (7-30 в воскресные, двунадесятые и великие праздники); трапеза; послушания (отдых с 13-00 до 14-00); 17-20 вечерняя трапеза; 18-00 вечерняя служба; личное время; 23-00 отбой.

Монастырь испытывает большую нужду в материальной помощи.

В монастыре ведется строительство братских корпусов и планируется закладка Воскресенского храма.

Реквизиты монастыря:

ВОСКРЕСЕНСКИЙ БЕЛОГОРСКИЙ МУЖСКОЙ ЕПАРХИАЛЬНЫЙ МОНАСТЫРЬ

Юр. адрес: 396576, Воронежская обл., Подгоренский р-н, с. Белогорье, ул. Коминтерна, 33а

Факт. адрес: 396576, Воронежская обл., Подгоренский р-он, с. Белогорье, хут. Кирпичи, ул. Ал. Невского, д. 1

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *