Белов катюшин дождик

Содержание

Произведения для детей

Катюшин дождик : рассказы

Бобришный угор читать

Весна читать

Вовка-сатюк (сатюк — озорник) читать

Даня читать

Каникулы читать

Мальчики читать

Мишук (Сказка для Анюты) читать

Рассказы о всякой живности : рассказы

  • Рассказы о всякой живности читать
  • Однажды весной читать
  • Курьер читать
  • Про Мальку читать
  • Валдай читать
  • Валдай и Валетко читать
  • Валдай и Кузя читать
  • Валдай в клубе и дома читать
  • Позорный случай читать
  • Кот Рыжко читать
  • Про наседку читать
  • Стрельба читать
  • Про ворон читать
  • Зайцы читать
  • Счастливого плавания читать
  • Заплаткин читать
  • Конфликт читать
  • Погоня читать
  • Петух читать
  • Куры бегут домой читать
  • Свое берём читать
  • Хорь читать
  • Выручил читать
  • Душной читать
  • Шеф повар читать
  • Глупый тетерев читать
  • Галки и овцы читать
  • Про баранов читать
  • Времена меняются читать
  • Рома читать
  • Последняя синичка читать

Око дельфина читать

Скворцы читать

Старый да малый читать

Тёзки читать

Андреева Татьяна Александровна

  • — Биография
  • — Произведения для детей

Аринин Владимир Иванович

  • — Биография
  • — Произведения для детей

Багров Сергей Петрович

  • — Биография
  • — Произведения для детей

Балакшин Роберт Александрович

  • — Биография

Белов Василий Иванович

  • — Биография
  • — Произведения для детей
  • — О творчестве

Большакова Капитолина Кирилловна

  • — Биография
  • — Произведения для детей

Викулов Сергей Васильевич

  • — Биография
  • — Произведения для детей

Гарновский Виталий Всеволодович

  • — Биография
  • — Произведения для детей

Гогулина Татьяна Васильевна

  • — Биография
  • — Произведения для детей

Дурягина Светлана Владимировна

  • — Биография
  • — Произведения для детей

Елесин Василий Дмитриевич

  • — Биография
  • — Произведения для детей

Ермаков Дмитрий Анатольевич

  • — Биография
  • — Произведения для детей

Ехалов Анатолий Константинович

  • — Биография
  • — Произведения для детей

Коничев Константин Иванович

  • — Биография
  • — Произведения для детей

Кульневская Ольга Павловна

  • — Биография
  • — Произведения для детей

Леднев Юрий Макарович

  • — Биография
  • — Произведения для детей

Макурин Денис Владимирович

  • — Биография
  • — Произведения для детей

Маркелов Леонид Васильевич

  • — Биография
  • — Произведения для детей

Матвеев Николай Иванович

  • — Биография
  • — Произведения для детей

Медведская Антонина Бернардовна

  • — Биография
  • — Произведения для детей

Павлов Константин Алексеевич

  • — Биография
  • — Произведения для детей

Петухов Анатолий Васильевич

  • — Биография
  • — Произведения для детей

Петухова Татьяна Леонидовна

  • — Биография
  • — Произведения для детей

Полуянов Иван Дмитриевич

  • — Биография
  • — Произведения для детей

Пошехонов Александр Алексеевич

  • — Биография
  • — Произведения для детей

Рубцов Николай Михайлович

  • — Биография
  • — Произведения для детей

Сидоренко Александр Михайлович

  • — Биография
  • — Произведения для детей

Соколов Александр Иванович

  • — Биография
  • — Произведения для детей

Твердов Ефим Григорьевич

  • — Биография
  • — Произведения для детей

Тендряков Владимир Федорович

  • — Биография
  • — Произведения для детей

Фокина Ольга Александровна

  • — Биография
  • — Произведения для детей

Шевелева Эльвира Анатольевна

  • — Биография
  • — Произведения для детей

Щекина Галина Александровна

  • — Биография
  • — Произведения для детей и подростков

Яшин Александр Яковлевич

  • — Биография
  • — Произведения для детей

Дата рождения: 23.10.1932
Место рождения: с.Тимониха Харовского р-на Вологодской области

(23.10.1932, с.Тимониха Харовского р-на Вологодской обл.)

Прозаик, драматург, поэт, публицист. Лауреат Государственных премий СССР (1981) и России (2004), Литературных премий им. Л.Н.Толстого (1992) и С.Т.Аксакова (1996), награжден орденами Ленина, Трудового Красного Знамени, «За заслуги перед Отечеством», орденами Русской православной церкви: Даниила Московского и Сергия Радонежского.

Родился писатель в семье крестьянина. Его отец погиб в 1943 г. на войне. Рано, еще мальчишкой, Белов начал работать в колхозе, помогая матери поднимать четверых младших детей. После окончания сельской школы-семилетки (1949) уехал в г. Сокол Вологодской области, где учился в школе фабрично-заводского обучения и получил специальность столяра и плотника. Работал столяром, мотористом-дизелистом леспромхоза в Грязовецком районе Вологодской области (1949–1951), электромонтером ремонтно-механического завода в Ярославле (1951–1952). После службы в армии (1952–1955) работал на заводе им. Ф.Э.Дзержинского в Перми. В 1956 г. вернулся на Вологодчину и стал сотрудником районной газеты «Коммунар». К этому времени относятся его первые публикации в различных районных изданиях: стихи, очерки, статьи. С 1956 г. – член Коммунистической партии, в 1958–1964 гг. – секретарь райкома комсомола в Грязовецком районе. С 1959 по 1964 г. учился в Литературном институте им. М. Горького при Союзе писателей СССР. В 1963 г. принят в Союз писателей СССР. С 1964 г. живет в Вологде. С начала 1980-х гг. входит в правление Союза писателей РСФСР, а затем СССР, работает секретарем правления Союза писателей РСФСР. Член Верховного Совета СССР (1990–1991); народный депутат СССР (1989–1992).

Свою литературную деятельность Белов начинал как поэт. Его дебют состоялся на страницах журнала «Звезда» (1956), а первой книгой стал сборник стихов «Деревенька моя лесная» (1961). Свойственная писателю лирическая стихия первоначально нашла свое выражение в стихах, в дальнейшем она сохранилась и в его прозе. В том же 1961 г. в журнале «Наш современник» (верность которому Белов хранит по сей день) появилась и первая публикация прозы Белова – повесть «Деревня Бердяйка», обратившая на себя внимание критики. В первой половине 1960-х гг. в журналах «Молодая гвардия», «Нева», «Наш современник» печатаются рассказы «На Росстанном холме», «Весна» (1964), повесть «За тремя волоками» (1965) и др. В 1964 г. в издательстве «Молодая гвардия» выходит книга «Речные излуки». Широкое признание и известность автору принесла повесть «Привычное дело» (1966). Его новые произведения – повесть «Плотницкие рассказы» (1968), «Бухтины вологодские» (1969) – были опубликованы А.Т.Твардовским в журнале «Новый мир».

Уже в первых произведениях Белова наметилась основная линия его творчества – интерес к теме русской северной деревни, теме крестьянства. Тогда же отчетливо обозначилась центральная авторская идея – сохранение традиционной деревенской культуры как духовной основы и необходимого условия развития современного российского общества. Позиции, свойственные Белову, дали основание критикам сразу же включить его в круг самых ярких авторов русской «деревенской прозы» (А.И.Солженицын, Б.А.Можаев, Ф.А.Абрамов, В.М.Шукшин, В.Г.Распутин).

Взаимоотношения писателя с собственной малой родиной нашли отражение и в его творческой биографии. Пережитый им недолгий отход от «почвы» и возвращение к ней придали его зрелой «почвенной» позиции убедительность и прочность. Вспоминая о своем расставании с родными местами, в поэме «О чем поет гармонь» Белов скажет: «И тогда совсем не горевал я, Уходя из дому налегке». Наделенный автобиографическими чертами герой «Плотницких рассказов» Костя Зорин о расставании со своей деревней говорит: «…я всей душой возненавидел все это. Поклялся не возвращаться сюда». Но уже в первом поэтическом сборнике Белова звучит и тема возврата: «Слишком много дедовским местам Мы с тобою, сердце, задолжали». Этот обратный путь, по точному определению В.А.Котельникова, «путь сердца к родине, к «почве”, к дому и земле у Белова не путь сентиментальных воспоминаний, созерцательной ностальгии. Это путь интенсивной художественной, языковой работы, в результате которой с 1960-х гг. в его книгах воссоздается мир северной русской деревни в ее природных, бытовых, речевых чертах».

Эта тема рассматривалась Беловым в разных аспектах и воплощалась в разных жанрово-родовых формах. Картины сельской жизни и яркие народные типы в традициях русского классического реализма в «Привычном деле» и «Плотницких рассказах», особенности русского характера и менталитета в юмористической, сказовой манере «Бухтин вологодских завиральных», драматизм процесса разрушения русской деревни в пьесе «Над светлой водой», взаимоотношения города и деревни, горькая критика бездуховности и безнравственности городской жизни, «круговорот неустроенных семей и осиротелых душ» в прозаическом цикле «Воспитание по доктору Споку», психологическое исследование образа жизни современных горожан, оторвавшихся от своих корней, в самом полемичном романе Белова «Все впереди», попытка осмыслить и запечатлеть в памяти сегодняшнего читателя вековые крестьянские традиции в очерках о народной эстетике «Лад», история самосознания русского крестьянства в романах-хрониках «Кануны», «Год великого перелома», «Час шестый» – все это складывается в сложную, но очень цельную картину творчества Василия Ивановича Белова. Писателю свойственны настойчивые поиски «лада», любовное, бережное отношение к источникам, его рождающим, и страстное неприятие всего, что его разрушает.

Все персонажи Белова так или иначе связаны с деревней и при всей своей индивидуальности всегда могут быть достаточно легко отнесены к одному из двух типов. Героям, которые строят и хранят «лад», в произведениях писателя противостоят те, кто его разрушает. Наиболее полно черты этих двух типов воплотились в образах Ивана Африкановича и Константина Зорина.

Иван Африканович Дрынов – герой повести «Привычное дело». Он колхозный возчик, землепашец, плотник, человек работящий, незлобивый, хранитель традиционного крестьянского уклада и нравственных устоев. Решив уйти из деревни, Иван Африканович сначала теряет («что-то надломилось, треснуло в сердце»), но после произошедших с ним трагических событий вновь обретает свой «лад» в исконной вере в справедливость и в бесконечность природного круговорота жизни: «Жись, она и есть жись, надо, видно, жить, деваться некуда». Вместе с героями Солженицына этот персонаж открывает ряд традиционных характеров русской жизни в литературе 1960–1970-х гг. По мнению исследователей творчества Белова, именно этим образом были заданы основные черты типа, просуществовавшего затем в русской литературе долгие годы. По сути дела, речь можно вести даже не об одном, а о двух типах, получивших развитие в «деревенской прозе»: традиционный «праведник» и «вольный человек».

Другой персонаж беловских произведений – горожанин, утративший связь со своими крестьянскими корнями, а потому находящийся не «в ладу» с самим собой и миром. Он стремится к обретению этого «лада», но чаще всего безуспешно. Исследователями творчества писателя такой персонаж воспринимается как типичный «лишний человек» наших дней. К данной категории относятся «сквозной», во многом автобиографичный персонаж – Константин Зорин, перекочевавший из «Плотницких рассказов» в другие произведения автора, и герой романа «Все впереди» Дмитрий Медведев.

Обращаясь к городским сюжетам, Белов обыкновенно застает героя в состояниях дисгармоничных. Его персонажи болезненно переживают недостаток сердечности, любви, простоты в людях. Несмотря на то, что для Константина Зорина город давно стал своим и его деревенское прошлое осталось далеко позади, герой ощущает неодолимое влечение к родному дому. Оказавшись у себя на родине, в старой деревенской баньке, отремонтировать которую бывший сельский житель приехал в отпуск, он начинает понимать, что «нет ничего лучше в мире прохладного предбанника, где пахнет каленой сосной и горьковатым застенным зноем… таящим запахи июня березовым веником… родимой древностью». Вместе со своим героем Белов ищет и находит возможность гармонической цельности («лада») в уютном мире «малой родины», где «тихо спят теплые ельники», где от леса «веет покоем и тишиной».

Глубоко волнующие писателя и потому ставшие центральными в его творчестве проблемы нравственного самоопределения человека, сохранения природы и национальной культуры перешли и в его публицистику («Начать с личного самоограничения» – 1988, «Из пепла…» – 1991, «Внемли себе» – 1993; и др.). Они также нашли свое яркое выражение в общественной деятельности Белова. Его активная гражданская позиция патриота и государственника проявлялась и проявляется по-разному. Всем памятны открытые публицистические выступления писателя по самым животрепещущим вопросам российской жизни 1980 – начала 1990-х гг.: против поворота северных рек, загрязнения Байкала и Волги, алкоголизации населения. Не многим известны, но от этого не менее значимы другие его поступки: восстановление храма на своей малой родине, недалеко от родной деревни Тимонихи, личное участие писателя в событиях на территории Приднестровья и Сербии, в общественно-политических процессах 1993 г. В начале 1990-х гг. Белов готовит к публикации и издает с собственным предисловием избранные работы русского ученого и мыслителя И.А.Ильина, чьи философские и исторические воззрения ему близки (Ильин И.А.Одинокий художник. – М., 1993).

Самые важные идеи творчества писателя, многочисленные жизненные впечатления и наблюдения, результаты огромной исследовательской работы, тщательного изучения исторических документов в вологодских и республиканских архивах, итоги многолетних раздумий о драматической судьбе русского крестьянства нашли свое художественное воплощение в широчайшем эпическом полотне – в трилогии «Кануны», «Год великого перелома «, «Час шестый» (название последнего романа стало заглавием всего произведения). В этом произведении раскрылись в полной мере, слились воедино важнейшие беловские ипостаси: «художник эпического склада, тонкий лирик, глубокий философ» (В.А.Недзвецкий).

Яркая, острая, полемичная публицистика Белова часто рождала дискуссии, его талантливые художественные произведения всегда оказывались в центре внимания критики. Однако не этим определяется истинное место писателя в литературе и в сердцах читателей, интерес которых к творчеству Белова неизменен. Его книги переиздаются и переводятся на многие языки мира (в странах Европы и Азии выпущено 48 произведений писателя). По пьесам Белова поставлены спектакли в крупнейших театрах страны: в Москве – в Малом театре, Театре сатиры и МХАТе Т.В.Дорониной, в Петербурге – в Театре драмы им. Пушкина и Театре комедии, во многих других городах России. Часть его произведений экранизирована, это фильмы и телефильмы «Африканыч», «Плотницкие рассказы», «По 206-ой», «Целуются зори», «Все впереди».

«Я легко и просто подчиняюсь правде беловских героев, – писал В.М.Шукшин. – Когда они разговаривают, слышу их интонации, знаю, почему молчат, если замолчали…». Эта правда привлекала и привлекает многочисленных почитателей творчества Василия Ивановича Белова. Его неустанные поиски «лада», настойчивое стремление сохранить «то, что не должно уйти» (Ю.Селезнев), бескомпромиссное служение нравственному долгу своим ярким и неповторимым литературным талантом ставят его в ряд крупнейших русских писателей ХХ в.

Издания произведений:

Белов В.И. Собрание сочинений: В 5-ти т. – М., 1991–1993;

Лад. – М., 1982;

Час шестый: Трилогия. – Вологда, 2002.

Литература о писателе:

Арефьева Е.Н., Волкова Э.А. В.И.Белов: Библиографический указатель литературы. – Вологда, 1982;

Селезнев Ю. Василий Белов: Раздумья о творческой судьбе писателя. – М., 1983;

С разных точек зрения: «Кануны» Василия Белова / Сост. А.В.Панков. – М., 1991.

Е.А.Латкина

Утром Катюша проснулась первая. Она вспомнила, как с мамой и братиком ехала в деревню к бабушке. Братика звали Антоном. Сначала ехали на паровозике, потом на мотовозике. Потом ехали на машинке, потом на лошадке. Ух, как долго они ехали! И вот теперь Катюша жила с мамой и братиком в деревне у бабушки. А дедушка все время ходил в лес. Однажды он принес живого зайчонка. Антон и Катюша потчевали зайчонка конфетой, а зайчонок есть не стал и ускакал в траву.
— Мама, отчего убежал зайчик?—• спросила Катюша.
Мама ничего не сказала. Она долго обнимала Катюшу. Антон еще спал. Мама подошла к нему и тихонько, чтобы не разбудить, поцеловала его.
— Мама,— спросила Катюша,— а я твоя дочка?
— Конечно, Катюша мамина дочка. А мама бабушкина дочка.
Катюша нахмурила бровки и сказала:
— Нет, мама, ты не дочка. Ты мама.
— Ну, хорошо, Катюша. Только ты бабушку тоже слушайся. А я поеду искать нашего зайчика.
Мама очень крепко прижала к себе Катюшу и заплакала.
— Тебе жалко зайчика?
— Да,— ответила мама,— мне жалко зайчика, я поеду его искать, а Катюша пусть бежит к бабушке. Ладно, доченька?
Дедушка тоже поехал искать зайчика. Катюша стояла с бабушкой на крылечке и долго махала рукой. А братик Антон так и не проснулся.

1. Дорога к дому

… За окном приступающие вплотную к дороге ольховые заросли, серые, в побуревшей траве луга, деревни… Всё, как и три года назад, когда я в последний раз ездил в Тимониху.

Навстречу нашему автобусу то и дело попадаются огромные лесовозы с прицепами… О том, как вывозят и вывозят русский лес писал и Белов. И всё везут. Будто там, где­то ещё и за Тимонихой, какой­то бесконечный волшебный лес… Но, нет – всему есть конец… И если бы знать, что хоть деньги за этот лес остаются здесь, на этой земле. Но, судя по непаханым полям, зияющим провалам окон полуразрушенных ферм – нет, куда-то в другие края уезжают вместе с лесом и деньги…

Я смотрю на заоконную картину родины, слушаю рассказ экскурсовода об этой дороге, о деревнях вдоль неё, о людях. О художнике Алексее Пахомове: мало найдётся в нашей стране людей, детство которых пришлось на 70е годы, не видевших его иллюстрации в книжках. Самая известная, пожалуй – толстовский «Филиппок»… «Филиппок» – именно так, между прочим, называли московские приятели Василия Белова в годы его учебы в Литературном институте. Деревенский парень (хотя он давно уже ушёл из деревни, для них, «москвичей» – он так «деревней» навсегда и остался) в шапке­»пирожке» и несуразно длинном для него пальто, да – Филиппок, похоже…

Мысли путаются в автобусной полудрёме. Экскурсовод уже рассказывает о другой уроженке Харовского района – поэтессе Нине Груздевой… Всю жизнь она писала о любви… «Разреши мне влюбиться тебя, я хочу напоследок влюбиться…» – дребезжащим голосом читала она – бабушка в платочке шалашиком, и мурашки по телу бежали… Про

неё говорили – «тяжёлый человек», так, пожалуй, и было, но, когда читаю её стихи, слушаю песни на её стихи – не чувствую никакой тяжести, только светлая память и грусть…

А за окном всё та же Русь, та же дорога…

А из автобусного динамика звучит беловский рассказ про то, как весёлый шофёр «омманул» старуху, сдав на её пятёрку и рубль два трёшника…

И посмеивается доброму юмору мой автобусный сосед и давний заочный знакомый, сибиряк и прекрасный русский писатель Анатолий Байбородин.

Когдато (давно уже, где­то в начале 2000х) я написал в статье, что Байбородину надо дать Государственную премию. Я остаюсь при своём мнении – ему, мастеру прозы, за сохранение языка, за прекрасные рассказы и повести надо дать Государственную премию. Но у нас всё одни и те же фамилии из одного премиального списка в другой переливаются…

А мы останавливаемся в одной из деревень, где у справного высокого дома поджидают нас герои беловских «бухтин» – Кузьма Барахвостов и его жена Виринея… Мы ведь не просто едем в Тимониху, а по туристическому маршруту «Дорога к дому», на котором всё рассказывает о Белове, о его малой родине и земляках…

Впрочем, надо рассказать и о том, что предшествовало этой поездке, вернуться на несколько дней назад…

2. Беловские чтения

Началось всё ещё 15 октября, «Беловской неделей» – это чтение и обсуждение произведений Василия Белова в вологодских школах, колледжах и вузах.

16 октября начались и длились до 24 октября «Малые Беловские чтения».

Ну, а 22 октября пришло время главных мероприятий V Всероссийских Беловских чтений «Белов. Вологда. Россия».

В это день состоялся литературный марафон «Читаем Белова»: в течение шести часов в школе № 41 Вологды, в Вологодской государственной молочнохозяйственной академии им. Н. В. Верещагина, в музее­квартире В. И Белова все желающие могли прочитать страницы произведений великого русского писателя. Всё это снималось на камеру и тут же транслировалось в интернете.

Мне тоже посчастливилось, сидя за столом в кабине Василия Белова, прочитать строки из его «Канунов».

В этот же день работали «мастерские В. И. Белова» в школах, состоялась презентация «вологодского» номера журнала «Русский язык в школе», был показан спектакль студенческого театра «Logos» «Скакал казак через долину» по рассказу В. И. Белова.

А 23 октября, в день рождения классика русской литературы Василия Белова, в Вологодской областной научной библиотеке состоялось официальное открытие чтений, на котором выступила Ольга Сергеевна Белова. Она поблагодарила за память о муже и писателе и сказала такие слова: «Василий Белов в своём творчестве не только воспевал Россию, он старался защитить русского мужика от произвола власти, от насмешек. Того самого мужика, которому, по словам Белова, «совсем недолго было сменить сенокосную рубаху на военную гимнастёрку», кровью и потом которого обильно полита русская земля. Василий Белов и сам был таким мужиком, поэтому в его произведениях русский мужик заговорил о своей судьбе в полный голос…»

Затем состоялось пленарной заседание научной конференции, на котором прозвучали доклады Людмилы Яцкевич (Вологда), Анатолия Байбородина (Иркутск), Андрея Петрова (Архангельск), Чжаю Сюе (Китай), Людмилы Беженару (Румыния), Леонида Вересова (Череповец)…

Да, «Беловские чтения» давно уже «перешагнули» границы России, как и творчество Василия Белова давно уже принадлежит не только русскому народу, его произведения переведены на все основные мировые языки, изданы в десятках стран мира.

Научная конференция продолжала свою работу, а для меня началась работа в семинаре молодых авторов в Центре писателя В. И. Белова.

Впрочем, работа для членов жюри конкурса началась задолго до этого дня. Читали рукописи, поступавшие на адрес Центра Белова, отбирали лучших. И отобрали: десять авторов в возрасте 1417, десять – от 18 до 35 лет. «География» участников семинара впечатляющая: от Камчатки до Санкт-Петербурга.

Должен сказать, что литературный семинар молодых авторов проводился уже в третий раз, и я, конечно же, не жалею, что три года назад на вопрос одного из главных организаторов чтений Ивана Анатольевича Позднякова: «Что можно ещё сделать в рамках «Беловских чтений», я, особо и не задумываясь (потому что уже давно думал об этом), ответил: «Семинар для начинающих авторов».

Коекто из участников нашего семинара уже учится в Литературном институте имени Горького в Москве, в других вузах, кто­-то публикуется в журналах. Я далёк от мысли, что это происходит только благодаря «белов­скому» семинару, но то, что он для начинающих авторов небесполезен – это точно. Не случайно же всё больше работ приходит на отборочный конкурс…

Назову лишь несколько авторов, показавшихся мне и другим членам жюри наиболее интересными: Евгений Поздняков (Хабаровск), Даниил Разанецкий (Санкт-Петербург), Викентий Копытков (Москва), Юрий Сычёв (Боровичи), Наталья Усанова (Вологда)… Всё это ещё весьма молодые люди, и ожидать от них можно многого. Впрочем, как и от тех авторов­»семинаристов», которых я не назвал. Кто из них «выстрелит» – увидим, прочитаем…

3. Снова дома

Мы сразу, мимо Тимонихи, едем на кладбище. Николаевская Сохотская церковь, восстановленная заботами и трудами Белова и его друзей (он сам, лично, устанавливал крест над храмом) стоит на высоком берегу над речкой Сохтой, разливающейся в излуке в озерцо. Видны дома заречной и заозёрной деревень, полевые и лесные дали…

А рядом и смиренное сельское кладбище…

Вспоминаю его же, Белова, рассказ «Холмы». «Вдруг его впервые обожгла, заставила сжать зубы простая, ясная мысль… Здесь, на его родине, даже кладбище только женское. Он вдруг вспомнил, что в его родословной ни одного мужчины нет на этом холме. Они, мужчины, родились здесь, на этой земле, и ни один не вернулся в неё, словно стесняясь женского общества и зелёного этого холма… Поколенье за поколеньем они уходили куда-то, долго ли было сменить граблевище на ружьё, а сенокосную рубаху на защитную гимнастёрку? Шли, торопились будто на ярмарку, успев лишь срубить дома и зачать сыновей…

Ушли, все ушли под сень памятников на великих холмах. Ушли деды и прадеды, ушёл отец. И ни один не вернулся к зелёному родному холму, который обогнула золотая озёрная подкова, в котором лежат их жёны и матери. И никто не носит сюда цветы, никто не навещает этих женщин, не утешает их одиночество, которое не кончается даже в земле…

А может быть, придёт и его черёд? Идти дорогой мужских предков, к чужим неродимым холмам?»

Василий Белов вернулся к родному холму, лёг рядом с матерью, рядом с потерянной могилой бабушки Александры Фоминишны…

Прочитав молитву и возложив цветы к могилам Анфисы Ивановны и Василия Ивановича, переезжаем в недалёкую Тимониху.

«Мама, снова же дома я!..» – писал молодой поэт Василий Белов. Вот и я, и все мы, словно бы оказываемся дома, здесь в этой деревеньке, в этом не тесном и ещё крепком деревенском доме…

Здесь, вот на этой скамье под окном, сиживали и беседовали с мамой Белова и Шукшин, и Распутин, и Рубцов… И Яшин здесь был, и Передреев, написавший: «а всё, что в судьбе и в душе наболело – привычное дело, привычное дело…»

Привычное дело жить на своей земле, привычное дело уходить и возвращаться… Привычное дело – любить Родину.

Юрий Селезнёв, замечательный критик и литературовед, написал: «И если мы действительно хотим знать свою Родину, сегодня нам для этого уже не обойтись без Белова, без его слова о родной земле. Потому что земля Белова – это вся русская земля». Воистину так…

Дмитрий ЕРМАКОВ.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *