Берлюковская пустынь

19 августа 2020 года, в праздник Преображения Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, Патриарший наместник Московской епархии митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий совершил чин великого освящения собора Живоначальной Троицы и храма Христа Спасителя Николо-Берлюковской пустыни и Божественную литургию в новоосвященном Троицком соборе.

Его Высокопреосвященству сослужили епископ Серпуховской Роман, епископ Луховицкий Петр, секретарь Московского областного епархиального управления протоиерей Михаил Егоров, благочинный монастырей Московской областной епархии, настоятель Николо-Берлюковской пустыни игумен Евмений (Лагутин), благочинный Щелковского округа протоиерей Андрей Ковальчук, благочинный Мытищинского округа протоиерей Димитрий Оловянников, благочинный Балашихинского округа протоиерей Димитрий Мурзюков, благочинный Богородского округа протоиерей Марк Ермолаев, благочинный Химкинского округа протоиерей Артемий Гранкин, благочинный Сергиево-Посадского округа протоиерей Игорь Завацкий, настоятель Гуслицкого Спасо-Преображенского монастыря, епархиальный древлехранитель игумен Серафим (Голованов), игумены монастырей Московской областной епархии.

На богослужении присутствовали первый заместитель председателя Комитета Государственной Думы ФС РФ по энергетике Ю.А. Липатов, председатель Императорского православного палестинского общества (ИППО) С.В. Степашин, глава г.о. Лосино-Петровский И.Ю. Курданин, глава Звездного городка Е.В. Баришевский, генеральный директор ЗАО «Щелковохлеб» И.В. Ларин, благотворители и благоукрасители обители.

По окончании Литургии архиерей совершил освящение плодов нового урожая.

Игумен Евмений (Лагутин) поблагодарил владыку Ювеналия за освящение храмов обители: «Ваше Высокопреосвященство, Ваши Преосвященства, дорогие отцы, братья и сестры! От имени братии нашей обители и прихожан я благодарю Вас за величайшее деяние, которое Вы сегодня с Божией помощью совершили. 15 лет мы шли к этому дню. По сути дела, это третье по счету освящение храмов Николо-Берлюковской обители. Первое было после польского нашествия, когда первый из рода Романовых, Михаил Федорович, подписал указ об открытии нашего монастыря; второе — после закрытия монастыря Анной Иоанновной и его обновления митрополитом Платоном (Левшиным); третье — после закрытия монастыря большевиками. Владыка, Вашими руками Господь наполнил Своею славой и благодатию эти два храма. Теперь у нас есть драгоценность, которую мы будем хранить и молитвенно приумножать. Позвольте в благодарность Вам и в память о сегодняшнем богослужении подарить Вам образ Успения Пресвятой Богородицы».

Затем с архипастырским словом к участникам богослужения обратился митрополит Ювеналий:

«Ваши Преосвященства, дорогой отец Евмений, всечестные отцы, уважаемые гости, дорогие братья и сестры!

Между празднуемым сегодня событием и освящением этого храма есть много общего. Господь, придя на землю ради спасения рода человеческого, творил много чудес: исцелял больных, воскрешал мертвых, учил о Царствии Божием. Он понимал, что человек слаб: когда он видит силу Божию, то полон веры, а когда что-то случается, вера у него ослабевает, он, как говорится, опускает руки. Во время молитвы Господь преобразился: лицо Его сияло, как солнце, ему явились пророки Моисей и Илия, и был глас с Неба, свидетельствующий о Его Божестве (см. Мф. 17:1-10). Смысл праздника заключается в словах, которые мы повторяем сегодня: «Да егда Тя узрят распинаема, страдание убо уразумеют вольное, мирови же проповедят, яко Ты еси воистину Отчее сияние» (кондак праздника Преображения). Когда наступило время распятия Христова, даже ученики оставили Его и в страхе разбежались, несмотря на то, что видели Его чудеса и были свидетелями его Преображения. Все это мы вспоминаем сегодня для того, чтобы вновь повторить, что Христос пришел для нашего спасения, что Он продолжает в этом мире Свою спасительную миссию, готовя нас к Царствию Небесному.

В нашей жизни случается то же, что и с учениками Христовыми: когда приходят трудные времена, мы теряем веру, отчаиваемся, а когда наступают гонения на Церковь, мало кто стоит в вере твердо. Праздник Преображения Господня каждому из нас напоминает, что Христос Спаситель пребывает с каждым из нас. Так же и с этим монастырем: были этапы, когда он подвергался поруганию, трудно было даже поверить, что мы вновь будем освящать этот собор. Господь показывает нам, слабым и немощным, Свою Божественную силу. Человеческими руками трудно было бы все это восстановить, но промыслом Божиим, через добрых людей, которые с мужеством и любовью пришли сюда и добивались того, чтобы во всей славе воздвигнут был этот древний, славный монастырь, все оказалось возможным. Это я говорю для вас, чтобы вы верили в промысел Божий, в силу Божию, ибо Господь всегда пребывает с верующими людьми и исполняет их молитвы.

Я благодарю Вас, дорогой отец Евмений, за Ваш подвиг, с которым Вы продолжаете совершать здесь свое монашеское делание. Вы не побоялись прийти на руины и много лет с терпением восстанавливали обитель, привлекая для помощи замечательных людей, которые сегодня пребывают с нами. Не это ли является подтверждением слов апостола о силе Божией, которая «в немощи совершается» (2 Кор. 12:9)? Я благодарю тебя, возлюбленный, за твой подвиг, и хотел бы поблагодарить присутствующих здесь сынов нашего Отечества, которые своими жертвами, усердием и помощью приблизили этот великий и радостный праздник!»

Владыка Ювеналий вручил Патриаршие и епархиальные награды потрудившимся в деле восстановления обители: С.В. Степашину — Патриарший знак храмостроителя; игумену Евмению — орден преподобного Серафима Саровского III степени; И.В. Ларину — орден преподобного Андрея иконописца III степени. Первый заместитель председателя Комитета Государственной Думы по энергетике Ю.А. Липатов был удостоен медали «За жертвенные труды» II степени, генеральный директор ООО «Промтехдизайн» Г.Н. Янушкевич, генеральный директор ООО «СКМ» А.Б. Малахов, генеральный директор ООО «Гарант-2» В.В. Чемров, помощник Председателя ИППО С.К. Казарян — медали «За жертвенные труды» III степени.

Приветствуя собравшихся, С.В. Степашин, в частности, сказал: «Ваше Высокопреосвященство! Те, кто пришел сюда восемь-десять лет назад, вряд ли могли поверить, что свершится чудо, что одна из старейших обителей Московской земли будет восстановлена. Я хочу сказать Вам огромное спасибо за то, что Вы согласились стать одним из попечителей восстановления этой обители. Спасибо Святейшему Патриарху, который нас поддержал. Отец Евмений с его соратниками — настоящие подвижники: если бы не он, я думаю, мало бы что здесь получилось. Спасибо Министерству культуры, которое после наших обращений нашло два миллиарда рублей, которые были сюда вложены. Ваше Высокопреосвященство, дорогие друзья, братья и сестры, с праздником! Дай Бог вам здоровья, берегите себя!»

В дар обители председатель ИППО передал икону Божией Матери «Всецарица».

К присутствующим также обратился И.В. Ларин: «Ваше Высокопреосвященство, дорогой владыка! Символично, что именно сегодня Вы совершили великое освящение храмов Николо-Берлюковского монастыря. В этот день православные люди освящают плоды нового урожая. А Вы сегодня освятили плоды трудов тех людей, которые здесь подвизались, которые возрождают монастырь. Хочется вспомнить, как 16 лет назад Вы назначили сюда настоятелем отца Евмения, и бросили семя, которое проросло. Переступив порог монастыря, мы с отцом Евмением стали братьями во Христе. Вспоминается каждый год, каждый этап нашей работы. Все эти храмы когда-то были в запустении, и сегодняшнее их великолепие во всеуслышание говорит о силе промысла Божия. Назначив отца Евмения настоятелем, Вы поступили промыслительно, зная, что рано или поздно сегодняшнее событие произойдет. Отец Евмений обладает такими замечательными человеческими качествами, которые не позволяют ему отказать ни в чем. Своими словами и проповедями он добирается до самого сердца. Хочется поблагодарить Вас, дорогой владыка, за Ваше доброе отношение к обители. Благословите тех, кто трудится на благо восстановления, потому что нужно восстановить еще четыре храма. Многая Вам и благая лета!»

Московская областная епархия/Патриархия.ru

История

Казалось бы, Смутное время — не лучший период для основания обители, однако, именно в 1606 году впервые появляется упоминание Николаевской Берлюковской пустыни в источниках. Все благодаря иеромонаху Варлааму, бежавшему из Стромынского монастыря, разоренного поляками.

Он выбрал место для обители в восьми километрах выше реки Вори, где она впадает в судоходную в те времена Клязьму и в трех километрах от старого Стромынского тракта — дороги на Москву. Узнав о старце, к нему пришли со спасенной древней иконой Святителя Николая две монахини из разоренной Успенской обители — Авдотья и Ульяна. Их имена дошли до нас в названиях деревни, на окраине которой находится монастырь, — Авдотьино и холма по соседству — Ульянина гора. Вместе они построили деревянную церквушку, а позже с помощью местных жителей — каменный храм во имя Святителя Николая Чудотворца.

Слух о пустынножителе Варлааме и его отшельничестве распространился по округе, к его обители начали стекаться богомольцы. После кончины Варлаама поблизости от его Никольского храма поселились бродяги с предводителем по прозвищу Берлюк, что означает «волк». Такое прозвище он получил за звериную злобу, хитрость и за то, что носил тулуп мехом наружу. Вскоре в этих местах ограбили и убили купца. Берлюка отправили на суд в Москву. Но имя разбойника отчего-то прижилось и сохранилось в названии монастыря.

Сегодня Николо-Берлюковская пустынь реставрируется — как фасады, так и внутренние помещения.
Фото: Владимир ВЕЛЕНГУРИН

В 1719 году церковь святителя Николая Чудотворца стала главным храмом новой обители — Николо-Берлюковской пустыни, первым ее настоятелем стал иеромонах Диодор.

С октября 1731 года до апреля 1734-го тут служил иеромонах Иосия Самгин. У него нашли запрещенные рукописи, лишили сана, избили кнутом и выслали на Камчатку, а монахов распределили по другим монастырям. Однако позже они вернулись, и обитель стала крепчать.

В годы советской власти Николо-Берлюковская пустынь в Авдотьино была закрыта. После 2002 года часть территории вернули Церкви. Сейчас здесь постепенно возрождается прошлый облик ансамбля Берлюковской пустыни.

  • Главная
  • »

  • Искажение православия и околоправославные секты
  • »

  • Игумен Евмений (Перистый) и его методики
  • »

  • О нынешней деятельности игумена Евмения (письмо в наш Центр)

Недавно в интернете наткнулся на страницу некоего игумена Евмения, который в недавнем прошлом (2005-06 гг.) активно продвигал «Альфа-курс» в православной среде, в связи с чем был отстранен от миссионерской деятельности, а в дальнейшем почислен за штат.
Письмо Святейшему Патриарху об «Альфа-курсе» — 27.03.07

«(Приказ) № 2/3 от 6 февраля 2008 г. Игумен Евмений (Перистый) освобождается от должности клирика Никольского храма Патриаршего подворья в Отрадном г.Москвы и почисляется за штат Белгородской и Старооскольской епархии с правом перехода в другую епархию Русской Православной Церкви Московского Патриархата.» (http://blagovest.bel.ru/pages/docs_2008.htm)
Тогда же в феврале 2008 г. после получения богословской оценки епархиальными миссионерскими отделами «Притчей православного миссионера», автором которых является игумен Евмений, пресс-служба Синодального миссионерского отдела распространила заявление с оценкой данного сочинения и просьбой воздержаться от использования текста в миссионерской работе. В этом заявлении, в частности, указывалось, что «Притчи» игумена выходят без благословения священноначалия, а текст их содержит «сомнительные примеры и сравнения, которые вносят смущение в умы и сердца новоначальных и не могут служить главному назначению миссионерства — распространению православной веры».

В настоящее время Евмений продолжает пытаться совместить Истинное Святое Православие с лживыми оккультными учениями. Суть нынешней деятельности игумена заключается в проведении платных семинаров с использованием НЛП-технологий, гипнотических воздействий и так называемых «христианских медитаций», что, по сути, представляет собой псевдоиндуистские методики. Ко всему прочему, страницы игумена Евмения в социальных сетях пестрят фотографиями с его тренингов, которые он весьма часто проводит в рясе и с наперсным крестом, продолжая позиционировать себя как православного священника, тем самым вводя людей в заблуждение и выдавая своё «учение» за учение Православной Церкви. Также не гнушается он посещением индуистских храмов, где позирует на фоне идолов и с точкой во лбу. Помимо этого игумен Евмений позволяет себе выкладывать на своих страницах неоднозначные, а порой и кощунственные картинки, вроде «Богородицы футбольной» и тому подобного. Стоит отметить, что он зарегистрирован на нескольких сайтах, посвященных «самопознанию» и «саморазвитию», как профессиональный тренер.

Недавно под руководством игумена состоялся семинар-тренинг о христианской медитации «Глоток покоя», который состоялся 27-28 июля в Нижегородской области. А в сентябре этот семинар планируется провести в Москве.
Множество людей, ищущих истину и даже уже воцерковленных людей, игумен Евмений увёл с правильного пути, и скольким ещё придется пострадать от его деятельности, если его не остановить! Обманываясь благочестивой внешностью этого человека, ища в нем пастыря, духовного наставника, последователи Евмения не сверяют его учение с учением Святых Отцов Церкви, а просто верят на слово своему «гуру».
Хочется предупредить всех:
Братья и сестры, будьте бдительны! Не давайте возможности человеку, ловко пользующемуся своим положением, обмануть Вас! «Но если бы даже мы или Ангел с неба стал благовествовать вам не то, что мы благовествовали вам, да будет анафема. Как прежде мы сказали, и теперь еще говорю: кто благовествует вам не то, что вы приняли, да будет анафема» (Гал.1:8,9)

Виктор Телышев

Обсудить данный материал вы можете на сектоведческом форуме.

Дорогие друзья, посетители нашего сайта — самого информативного и самого крупного противосектантского сайта всего русскоязычного интернета!

Для того, чтобы поддерживать и продвигать наш сайт, нужны средства. Если вы получили на сайте нужную информацию, которая помогла вам и вашим близким, пожалуйста, помогите нам материально. Ваше пожертвование сделает возможным донесение нужной информации до многих людей, которые в ней нуждаются, поможет им избежать попадания в секты или выручить тех, кто уже оказался в этих бесчеловечных организациях.

Мы нуждаемся в вашей помощи. Не оставайтесь равнодушными. Пусть дело противостояния тоталитарным сектам станет поистине всенародным!

Заранее — огромное спасибо!

А. Л. Дворкин и вся редакция сайта Центра священномученика Иринея Лионского

23 Сентября 2020 4 минуты Дмитрий Котов 34 На вопрос, какая самая высокая колокольня в Подмосковье, практически все единогласно отвечают: «Колокольня Троице-Сергиевой лавры, конечно!». И конечно, ошибаются. По данным всеведущей Википедии, самая высокая колокольня Подмосковья находится в Николо-Угрешском монастыре, что в Дзержинском – 93 метра. На втором же месте – колокольня Николо-Берлюковской пустыни, что в местечке Авдотьино под Ногинском – 90,3 метра. И только на третьем – колокольня в Сергиевом Посаде, высота которой 88 метров. Николо-Берлюковский мужской монастырь, пожалуй, один из самых малоизвестных монастырей Подмосковья. Это логично, ведь изначально целью его основателя, иеромонаха Варлаама, было строительство уединенного молитвенного места, пустыни. Валаам пришел в эти места в начале XVII века из ныне не существующего Стромынского Успенского монастыря (на его месте сейчас находится деревня Стромынь, до обители из которой — 27 километров). Стромынский монастырь был разорен польскими интервентами. Та же участь постигла и Успенский Предтеченский монастырь, из которого пришли две монахини – Иулиания и Евдокия. Монахиням удалось спасти разве что икону Николая Чудотворца, в честь которой и была срублена в местных лесах первая небольшая церковка. Упоминание о ней можно прочитать в писцовых книгах Московского уезда от 1630-х годов и в дозорных книгах 1680-х.
Если с первой частью названия монастыря все понятно, а почему же он «Берлюковский», а не, скажем, Валаамов? Берлюк, или Бирюк, согласно историческому описанию пустыни от 1875 года, был грозным старцем в веригах, раскаявшимся разбойником, который внушал ужас и благоговение проезжающим мимо людям и паломникам.
Пустынь стала подворьем Чудова монастыря в самом начале XVIII века, потом была приписана к Успенскому Стромынскому монастырю и далее получила самостоятельный статус. Но долгая благополучная жизнь не была суждена пустыни. В середине XVIII века настоятелем монастыря стал инок Иосия Самгин, склонный, как сказали бы сейчас, к оппозиционной деятельности. У него обнаружили крамольную литературу, он был бит батогами и с выдранными ноздрями сослан на Камчатку как бунтовщик. Затем и саму пустынь упразднили, братию перевели в один из московских монастырей, а храм Николая Чудотворца сделали обычным приходским. И только через двадцать лет статус был возвращен.
Настоящее чудо случилось в этих местах в 1829 году: явление необычной иконы «Лобзание Христа Иудою». Как говорят очевидцы, на местонахождение иконы указала слепая прихожанка Татьяна Ивановна Кузнецова. Поверить ее словам поначалу не желали: она говорила, что изображение, на котором Иуда целует Спасителя, уже окруженного римскими солдатами, находится в монастырской пекарне. Но пойдя на место, обрели образ – и с тех пор монастырь стал крепнуть и расцветать. Крестные ходы с чудотворной иконой распространялись не только на Богородский и Павлово-Посадский уезды, но и на все Подмосковье.
Местные купцы в ту пору выделяли на развитие монастыря немалые средства. Именно в середине и конце XIX века тут появилась надвратная церковь во имя Василия Великого, заложен новый Троицкий храм взамен обветшавшего, появился храм Христа Спасителя – специально для размещения чудотворной иконы, храм во имя Всех Святых, начала строиться та самая колокольня (ее строительство завершилось только в 1900-м). Кстати, огромную колокольню возводили два архитектора – Александр Каминский, который также проектировал титанические постройки Николо-Угрешского монастыря, и Василий Борин. Сохранившиеся гравюры поражают воображение размахом, это был один из богатейших монастырей региона. В крестных ходах принимали участие тысячи человек.
Все закончилось в 1920-м. Монастырь был закрыт и упразднен, с массовым изъятием монастырских ценностей пропала чудотворная икона. В советское время тут была сначала больница, потом туберкулезный санаторий, дом для душевнобольных. Монастырские строения были частично утрачены. Знаменитый 38-пудовый медный крест, сиявший с колокольни на много верст вокруг, снесло ветром в 1994-м. Долгие годы колокольня сухим перстом укоряюще указывала в небеса.
Если смотреть фотографии в интернете, можно увидеть недавние фото этой колокольни, где она запечатлена еще до полного восстановления, в цвете красного кирпича. Монастырские храмы на фото стоят в лесах. Буквально в последние два-три года завершился ремонт на территории, были восстановлены храмы. По-прежнему четырёхстолпный пятикупольный храм Христа Спасителя в стиле позднего классицизма – в центре монастырской композиции. Он уцелел в годы безбожия, сейчас восстанавливается. Близ него – яблоневый сад, как в старые времена. Однокупольный Троицкий храм в советское время выполнял функцию столовой, сейчас в нем проводятся богослужения.
Уникальная достопримечательность монастыря – Романовская аллея. Она была основана в 2011 году настоятелем монастыря игуменом Евмением при участии фонда «Возрождение культурного наследия». Бюсты российских императоров и членов императорских семей расположились в уединенном парке, где можно погулять и поразмышлять о судьбах нашей родины и цикличности процессов, происходящих в России.
Что касается иных достопримечательностей, к ним следует отнести местные продукты, за которыми у стен всегда стоит немалая очередь. То, что хлебопекарня монастыря – место особое, является очевидным фактом, ведь святая икона была найдена именно здесь. Даже огромные буквы «ВЫПЕЧКА МОЛОЧКА» прямо по белоснежной штукатурке воспринимаются как манифест возрождению народного хозяйства. Даже туристы-атеисты отмечают: местный хлеб удивительно хорош, натурален, долго не черствеет, а молочка вкусна и сытна. Также общеизвестный факт – травяные сборы, которые продаются в монастыре, прекрасно помогают от разновсяческих хворей и придают бодрости телу и духу.
Также при монастыре, в некотором отдалении, есть святой источник, в котором можно набрать воды. Честно говоря, я так и не понял, где он находится. Если вы, уважаемые читатели, найдете его, испейте воды и пришлите фотографии в редакцию портала «Атмосфера».
Фото автора, berluki.ru
Поделиться:

Родился 3 февраля 1967 года в поселке Свердловский Щелковского района Московской области. По окончании средней школы и техникума проходил службу в рядах Советской армии в 1985-1987 годах. Работал в НПО «Энергия”, в том числе, на космодроме «Байконур”. В 1995 окончил МГТУ им. Баумана по специальности «Системы управления летательными аппаратами”.

По окончании университета трудился при храме Владимирской иконы Божьей матери города Мытищи Московской области на разных послушаниях: от ночного сторожа до должности главного строителя и прораба.

21 декабря 1997 года игуменом Александром (Агриковым) — ныне митрополитом Брянским и Севским — был совершен монашеский постриг с наречением имени в честь преподобного Евмения, епископа Гортинского.

15 января 1998 года состоялась диаконская хиротоная монаха Евмения, а через месяц на праздник Сретения Господня — рукоположение в иеромонаха с зачислением в клир Владимирской церкви.

С 1999 года по благословению Высокопреосвященнейшего Ювеналия митрополита Крутицкого и Коломенского отец Евмений начинает строить храм в честь великомученика и целителя Пантелеимона при Мытищинской больнице.

В 2002 году назначается также настоятелем храма Христа Спасителя в Николо–Берлюковской пустыни по совместительству. Также в этом году о. Евмений заканчивает получение богословского образования в Коломенской духовной семинарии на заочном отделении. 19 декабря 2004 года в подклете храма Христа Спасителя была отслужена первая Божественная литургия, а в 2006 году восстанавливающейся монашеской общине был дан статус монастыря.

В 2007 году освобождается от настоятельства храма великомученика и целителя Пантелеимона с благодарностью за понесенные труды. В этом же году возводится в сан игумена.

С 2009 года является членом Епархиального отдела по благотворительности и социальному служению, а также членом совета Московского областного отделения Императорского Православного Палестинского Общества (ИППО).

С 2013 года — член Епархиальной дисциплинарной комиссии.

В 2015 году благодаря деятельному участию игумена Евмения весь архитектурный комплекс зданий Николо-Берлюковского монастыря был передан Русской Православной Церкви.

С 2019 года — благочинный монастырей Московской епархии.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *