Беседы с подростками о нравственности

Этическая беседа – одно из средств нравственного воспитания младших школьников.

Нравственное воспитание школьников – тяжелейшая задача учителя. Для решения этой задачи учителю нужно уметь направлять свою деятельность и различные методики преподавания на формирование нравственности у детей. Как правило, воспитание нравственности у ребёнка начинается с детского сада и продолжается в начальной школе. Именно в этом возрасте ребёнку легче усваивать какую – либо информацию и правильно анализировать её. Хорошим помощником в воспитании нравственности у школьников является этическая беседа.

Этическим беседам отведено особое место в процессе воспитания нравственности школьников. Такие беседы должны быть содержательными, подталкивающими к хорошим поступкам и положительным действиям.

Этическая беседа – это форма разъяснения школьникам норм и принципов нравственного опыта человечества, это систематическое и последовательное обсуждение той или иной темы между учениками и учителем. Этическая беседа выступает одновременно как форма просвещения учащихся по той или иной проблеме и как метод нравственного воспитания. Такая беседа сильно отличается от рассказа или инструктажа. Беседуя со своими учениками, учитель выслушивает и учитывает их мнения по какому – либо поводу, и выстраивает своё отношение с ними в этой беседе на равных.

Почему такая беседа называется именно » этической?» Потому что предметом такой беседы чаще всего становится обсуждение нравственных , моральных и этических проблем.

Условия эффективности этических бесед с младшими школьниками:

1. Беседа должна иметь проблемный характер и предполагать борьбу мнений и взглядов. При этом учитель задает нестандартные вопросы, стимулирует учеников на поиски ответов.

2. Этическая беседа не должна развиваться по заранее составленному сценарию с готовыми ответами. Дети должны говорить именно то, что они на самом деле думают. Учитель же может высказывать свою точку зрения, если не согласен с мнением своих учеников, но обязательно аргументировать свою точку зрения.

3. Главная тема беседы должна быть близка к эмоциональному опыту учеников. Нельзя требовать от них активности в обсуждении сложных вопросов, пока им не понятным.

4. В ходе беседы должны высказаться все желающие. Нельзя игнорировать чье-то мнение. Нужно сохранять атмосферу справедливости и культуру общения.

Но, прежде чем, начать этическую беседу с младшими школьниками, учителю следует тщательно подготовиться к ней.

Свои беседы я провожу по таким направлениям, как:

  1. Учимся правильно общаться и жить с людьми.( о коллективизме)

  2. Об отношению к труду, людям труда.

  3. О товариществе и дружбе.

  4. О честности и умении держать слово.

  5. О доброте, отзывчивости и скромности.

  6. О непримиримости к равнодушию и злу.

Каждое направление раскрывается в конкретных темах бесед, с постепенно усложняющимся содержанием от 1 к 4 классу.

В каждом классев содержание темы вводятся новые факты , обращается внимание детей на новые признаки нравственных понятий , на причинно – следственные связи нравственных явлений. Таким образом, происходит объединение единичных признаков, представлений. Процесс этот не гладкий, полный противоречий, подчас достаточно сложных для младших школьников. В повседневной жизни детей идеальные представления о нравственных нормах сталкиваются с жизненными обстоятельствами, которые в какой – то мере затрудняют выработку правильного поведения у младших школьников.

Самостоятельное разрешение этой проблемы в большинстве случаев не доступно семилетнему ребенку. Жизнь в классном коллективе полна подобных противоречий, связанных с выполнением нравственных норм.

Эти и многие другие противоречия, связанные с выполнением нравственных норм, являются важным источником при определении содержания этических бесед для младших школьников. Важно уметь не уходить от трудных для детей проблем, находить пути их разрешения.

Усвоенные этические понятия позволяют младшему школьнику выводить конкретные правила поведения. Эти правила, сформулированные самими детьми в процессе беседы, предписывают поведение, определяют, как надо вести себя, с их помощью оценивается поведение свое и других людей, определяется, что хорошо и что плохо в поступках. Вначале, в I классе, эти правила точно указывают, как надо вести себя в той или иной ситуации. Например, что надо делать, чтобы быть хорошим товарищем: поделись тем, что необходимо твоему соседу по парте; работай так, чтобы не мешать другому. В дальнейшем появляются обобщенные формы предписания — сумей сам заметить, где и кому нужна твоя помощь (не обязательно соседу по парте).

Исходя из опыта, время на проведение этической беседы рекомендуется отводить в соответствии с возрастом учащихся: в 1 классе – 25-30 минут, во 2-4 классах – 40 минут.

Непрерывное накопление знаний о моральных нормах для младшего школьника имеет особое значение потому, что жизненный опыт его невелик. Иногда для того, чтобы младший школьник поступил правильно, ему не хватает нравственных знаний. В ответ на упреки взрослых о неправильном поступке ребенок нередко оправдывается своим незнанием того, как нужно было бы поступить в возникшей ситуации. Взрослые не всегда принимают подобные оправдания ребенка и не верят в них. А ведь жизнь ставит человека в такие сложные ситуации, что порой и взрослому нелегко сразу сделать правильный выбор. Еще труднее приходится ребенку.

Таким образом, нравственные знания приобретают важное значение в процессе сознательного выбора поступка, действия в соответствии с существующими и утвердившимися нормами и требованиями морали.

Влияние сверстников

Цель: Каждую ночь родители подростков с трудом засыпают, одолеваемые массойбеспокойств. Влияние группы сверстников на их любимое чадо – забота номер один.Одной из Ваших обязанностей как лидера группы является утверждать ту роль, которуюиграют в жизни молодых людей родители, при этом, помогая подросткам уживаться вмире сверстников. Этот урок говорит о роли родителей и сверстников в жизниподростков Вашей группы.

Вступление: Дляэтого вступления Вам нужно будет сделать из бумаги несколько дорожных знаков.Поместите на них стрелки-указатели и напишите утверждения, которые могутнаправлять или влиять на подростка. При чём утверждения – это то, что могутсказать подросткам родители или их сверстники. Ниже приведено несколькопримеров. Разместите знаки по комнате. Попросите подростков прочитать знаки ипомогите им разбить их на категории: «Это, вероятней всего, могут сказатьродители» или «Это, вероятней всего, могут сказать сверстники».Затем объясните подросткам, что эти знаки являются примером того, каким образомна них влияют родители и друзья.

«Ты не можешь всегда получать то, что ты хочешь!»
«Но все же это делают».
«Ты ж не делаешь всё так, как говорят тебе родители,правда?».
«Я тебе говорила уже тысячу раз…».
«Ну хоть только это…»
«Тебе придётся заслужить моё доверие».
«Твоя мама никогда не узнает об этом».
«Вернись не позже…».
«Спорим, ты этого не сделаешь?»
«Я рад, что мои родители не такие».
«Когда я был в твоем возрасте…».

Шаг первый: Попросите подростков закончить предложение – «Когда я разговариваю сродителями о важных вещах, я чувствую…». Поддерживайте эту дискуссию науровне чувств. В таких разговорах чувствуют ли подростки себя удобно/неудобно,испытывают ли они беспокойство, восторг, волнение, злость или счастье? Попроситеребят привести примеры, которые бы иллюстрировали, почему они чувствуют себятак или иначе.

Шаг второй: Обсудите с подросткамиследующее утверждение – «подростки настроены против родителей». Спросите их, как они думают, этоутверждение верно: 1) всегда, 2) чаще всего, 3) иногда или 4) никогда. Пустьгруппа придет к единому мнению. А теперь задайте обратный вопрос:»Настроены ли родители противподростков? А взрослые вообще? Влияет ли это на то, как подростки воспринимаютценности и религиозные убеждения взрослых?»

Шаг третий: Поделитесь со своей группоймыслью о том, что чем больше подросток вовлечён в жизнь своей группысверстников, тем неохотнее он будет принимать ценности и верования родителей.Попросите ребят поделиться, верно это утверждение в их жизни или нет. Многиескажут, что это утверждение в их жизни в основном неверно. А многие даже неверят в то, что кто-то может на них сильно влиять. Они считают себяиндивидуумами и сами знают, что им делать. Если большинство группы ответитотрицательно, тогда проведите дискуссию на тему: «Насколько они похожи насвоих родителей?». Какие ценности от родителей они получили? Насколько ониуверены, что не попадут под негативное влияние? Также напомните им, чтонекоторые подростки попали под негативное влияние своих же родителей. Чтодолжны делать такие подростки?

Шаг четвёртый: Запишите на доске илибольшом листе бумаги проблемы, перечисленные ниже. Пусть напротив тех вопросов, для решения которых онибы обратились за советом к друзьям или в которых они бы большеприслушались к друзьям, подростки поставят «Д». Инапротив вопросов, в которых они бы больше прислушались к родителям илиспросили бы совета у родителей, ребята поставят «Р».Спросите подростков, что они вынесли для себя из этого упражнения. К примеру,они могут сказать, что чем взрослее они становятся, тем больше ониприслушиваются к мнению своих родителей. Или — чем важнее вопрос, тем большеони прислушиваются к родителям.

В каком классе учится в школе – гуманитарном илиматематическом
В котором часу возвращаться домой на выходных
Курить, употреблять алкоголь и наркотики или нет
Совет в серьёзных личных проблемах
Каким видом спорта мне заниматься
Выбор друзей
Выбор карьеры
С кем встречаться
Выбор музыки
Как мне одеваться
Работать мне или нет, и где
Совет в маленьких вопросах
Как проводить свободное время
Какую сделать себе прическу
Куда поступить после школы и поступать ли
Как вести себя с противоположным полом
Какие смотреть телепередачи или фильмы
Как распоряжаться деньгами
Участие в жизни церкви
Мнение об окружающих

Шаг пятый: Напишите на доске справафразу «Мои родители имеют очень большое влияние на меня», а слева — «Моиродители имеют низкое влияние на меня». Обсудите с подростками, в какихситуациях они обратились бы к родителям. Потом задайте вопросы типа»Должны ли родители иметь основное влияние на ценности своих детей?»,»Почему родители хотят влиять на наши ценности?», «Если родителине имеют влияния на твои ценности, то кто влияет на тебя?»

Шаг шестой: Каждое из приведённых нижемест Писания касается темы влияния. Поговорите о том, как каждое из нихприменимо к влиянию родителей на подростков сегодня: Бытие 6:9-10, 7:1,12:12-13; 1 Царств 2:22-25; 4 Царств 15:8,9; Матфея 5:13. Уделите особоевнимание последнему отрывку и спросите у группы, как молодые христиане могутвлиять и на своих родителей исверстников, другими словами, быть солью для них. Это подведёт в мысли о том,что Ваши подростки могут быть теми, кто сами влияют на других, вместо того,чтобы попадать под чьё-то влияние.

Заключение: Объясните подросткам, чтоони живут в двух мирах. С одной стороны находится их семья со всеми ожиданиями,требованиями, надеждами и планами на них. С другой стороны – компания друзей, укоторых также есть свои ожидания, требования, надежды и планы для них.Балансировать между этими двумя мирами порой кажется невозможным, но как разздесь им очень поможет христианскаявера. Объясните им, что Бог не против их друзей или родителей. Он дал несколькоочень ценных указаний в Библии. И это не для того, чтобы помешать нашейрадости, но чтобы обеспечить нас «дорожной картой» (вот зачем Вамнужны были дорожные знаки во Вступлении!), которой мы можем следовать, чтоб незаблудиться. Прочитайте Притчи 1:8-19 и скажите ребятам, что это толькоодно из средств, как удержать разумный баланс. Обычно они могут полагаться насовет своих родителей в важных вопросах и с осторожностью оценивать то, чтоговорят им друзья. Однако в различные моменты жизни и также в некоторых семьяхсовет друзей бывает лучше совета родителей. Напомните молодёжи, что они всегдамогут рассчитывать на Божий совет и помощь христиан, которым они доверяют.Подчеркните ту мысль, что это абсолютно нормально, что подростки с лёгкостьюделятся своей жизнью с друзьями и иногда это даже легче, чем с родителями. ЕслиВы хотите сделать что-то запоминающееся для своей группы, заранее изготовьтемаленькие «карты» со словами из Притч 1:8-9 или другим отрывком изБиблии.

Дополнительное задание: В Первом Шаге ребята, поидее, должны поделиться некоторыми примерами из своей жизни, которые быиллюстрировали различные ощущения в общении с родителями. Попросите ребятзаписать четыре или пять из них налисточки и взять их домой. Пусть они попросят своих родителей поделиться своиммнением по поводу ситуаций и дать совет. На следующей встрече, когда ребятапринесут листочки с советами родителей в группу, они будут удивлены тем,насколько похожи мнения их родителей.

Обращаем особое внимание на необходимость ссылки на
http://churchnadejda.narod.ru при цитировании
(для on-line проектов обязательна гиперссылка).

Миссионерская деятельность — Свято-Никольский храм города Алексина

Школа №3

5 и 6 марта священники алексинского благочиния посетили школы №№3 и 6. Беседы со священником прошли в каждом классе школы в рамках государственной программы по духовно-нравственному воспитанию подрастающего поколения в свободное от занятий время. Такой ход позволил максимально привлечь внимание учащихся к их необычным гостям. Дети очень активно участвовали в этих беседах, особенно младшие классы, в которых батюшку просто засыпали вопросами.

Школа №6

Подобный диалог подрастающего поколения с пастырями Православной Церкви имеет большое миссионерское значение. В наше время становится всё труднее привлекать внимание молодежи к нравственным аспектам жизни. Дети просто утопают в бесчисленном множестве соблазнов этого мира, поэтому лишний глоток «свежего воздуха» для них в духовном становлении личности оказался очень кстати.

Мы ценим подрастающее поколение. Пытаемся вложить в него самое лучшее, что есть у нас. Строим качественное жилье, школы, детские сады. Но все это может оказаться тщетным, если не уделять внимание вопросам нравственного воспитания тех, кому через пару десятков лет достанется все то, что имеется у нас сегодня. О нравственном воспитании активно говорят в обществе. Самое главное то, что решение данного вопроса не ограничивается только одними словами.

Активно вовлечена в правое дело нравственного воспитания, связанная с Россией тесными узами многовекового взаимодействия в этой области, Русская Православная Церковь, главным «орудием” которой являлась и остается являться просветительская деятельность. По всей стране православные священники ведут с дошкольниками, школьниками и взрослой молодежью беседы о вере, о нравственности, о семье. Наш город Алексин тоже не остается в стороне. Алексинские священники ведут просветительно — миссионерскую деятельность в образовательных учреждениях уже немало лет.

Детский сад № 28

В начале октября клирик Свято-Никольского храма протоиерей Михаил Никитин в очередной раз посетил детские сады, провел беседу с воспитанниками детсадов о том, что такое добро и зло, как себя вести – в общем, все, что связано с духовностью и нравственностью человека. По просьбе родителей православного вероисповедания в свободное от занятий время для их детей батюшка рассказывал о Боге, об Иисусе Христе, о храме, ребята учились правильно креститься и читать короткие молитвы. По словам о. Михаила, подобные темы нелегко разъяснить даже взрослым, что уж говорить о детях. Дабы они поняли, о чем идет речь, приходится общаться на равных, пытаться заинтересовать их. И действительно, игравшие минуту назад ребята с интересом и удивлением слушали батюшку. Мало того, они еще задавали вопросы вроде «А цветы умеют разговаривать?” или «Когда появился Бог?” Батюшка Михаил старается ответить понятно и нравоучительно. Например, на первый вопрос он ответил так: » Конечно, цветы умеют разговаривать, они жалуются Богу, когда мы их рвём по — напрасно и вытаптываем, а они такие красивые!” » Слава Богу, мои дети такого же возраста, поэтому подобные вопросы для меня не редкость, бывали и более каверзные”, — шутит батюшка.

Детский сад № 13

Помимо ответов на вопросы, батюшка читает нравоучительные рассказы. «Конечно, эти дети из разных семей, воспринимают все это по-разному, но я надеюсь, что они заинтересовываются тем, о чем я говорю, и заинтересовывают своих родителей и воспитателей, следовательно, просветительная — миссионерская деятельность многих священников не напрасна и приносит плоды”, — говорит о. Михаил. И действительно, духовный уровень жителей города повышается, людей интересует их вера, их истоки. «Пока что мы посетили лишь несколько детсадов, но надеемся, что пригласят и в другие. В этом должны быть заинтересованы все”. С этими словами батюшки стоит согласиться, ведь по словам Господа, устами младенца глаголет истина. А ведь вера и есть та самая истина, которой мы хотим научить тех, кто ее произносит.

Это нелегко, но еще сложнее, чтобы подобные беседы не забывались и оставляли след и в детских, и во взрослых сердцах. Тогда и мы станем духовнее, нравственнее и обретем уверенность в нашем будущем. Посеем семена доброты и духовности сегодня — завтра пожнем плоды нравственности в сто крат больше. Ведь если наше будущее будет с добрым сердцем, то оно — самое светлое и счастливое.

Уже несколько лет, на постоянной основе священниками алексинского благочиния ведется духовно-просветительская работа среди учащихся и преподавателей общеобразовательных учреждений. Суть ее в том, что все больше и больше людей приобщаются к православной вере посредством бесед со священниками. На этих встречах затрагиваются различные аспекты веры: как правильно молиться, что такое таинства, какие добродетели и качества помогают нам жить в нынешнее нелегкое время и т.п. Ученики и педагоги задают священнослужителям вопросы, которые, порой, бывают непростыми и неоднозначными, но, тем не менее, им всем дается необходимый и понятный ответ.

В учительской школы № 18

Встречи с духовенством, ведущиеся на протяжении нескольких лет, вызывают неподдельный интерес со стороны учителей и их воспитанников и дают ощутимые результаты. Если несколько лет тому назад люди с опаской косились на священника, в рясе и с крестом, идущего по школе или улице, говорящего им о «непонятных вещах”, то сейчас этого нет и в помине. Постепенно приходит опознавание того факта, что Православная Церковь и Российское государство вместе сосуществуют и взаимодействуют. И лозунг «церковь отделена от государства”, который так старательно нам пытались внедрить в самосознание в течение десятилетий, исчерпал себя. В настоящее время страна пытается вернуться к временам своего расцвета, как материального, так и нравственного. Естественно без веры – никуда. Именно на эту цель направлена ежегодно совершаемая миссионерская деятельность в школах. В новом учебном году, священники начали ее с гимназии № 18, где посетили все классы – от начальных до выпускных. Темы для бесед священнослужители выбирали с учетом возраста школьников. Например, ученики начальных классов увлеченно слушали рассказ священника Андрея Дёмина про святыни алексинской земли, в частности, про источник блаженной Ефросинии в селе Колюпаново. Кто может рассказать лучше, как ни сам служащий священник этого дивного места? Помимо святынь школьникам рассказывали про добродетели совершаемые человеком и помогающие ему.

На беседе

О. Виталий Горлов акцентировал внимание ребят на основной из них – доброте. Само собой, просто так, ни с чего, добрым не станешь, поэтому людям необходима Церковь и ее святые таинства. Именно о них, а в особенности про Исповедь и Причастие, поведал ученикам протоиерей Андрей Чекмазов. По его словам, только эти средства способны избавить людей от недугов как телесных, так и душевных. Чтобы они были эффективны, для начала необходимо понимать всю значимость Бога и его помощь в жизненном пути. Об этом гимназистам поведал, о. Павел Стешенко, вызвав живую заинтересованность с их стороны. Не менее интересными выдались беседы других священников, со старшеклассниками о губительности совершения абортов и опасности виртуализации мира в глазах молодежи. Последняя, кстати говоря, вызвала оживленную дискуссию, что вполне не удивительно, ведь интернет сейчас является практически неотъемлемым атрибутом нашего существования. Само собой разумеется молодежь, привыкшая к виртуальному общению, неоднозначно приняла слова батюшки по поводу «уничтожения живого, ни чем не заменимого общения между людьми чрезмерным увлечением электронными средствами коммуникаций”. По словам батюшки: «Это не запретно, человек вправе пользоваться такими способами связи, но самое главное – знать меру”.

В ближайшее время церковнослужители собираются посетить все общеобразовательные учреждения города, ведь такое общение полезно для представителей подрастающего поколения. И кто, если не они, помогут разобраться в вопросах Православной веры, внутренней нравственности и моральности действий? Именно они призывают нас на секунду отвлечься от повседневной суеты и разобраться в самом себе. И начинают с нашего будущего, с тех, кому достанется все достигнутое старшим поколением. Священники стремятся к тому, чтобы дети, посещали не только «храм наук”, но и Храм Божий, становясь более добрыми и нравственными.

На днях читала публичную лекцию родительской аудитории. И одна из немолодых уже слушательниц задала вопрос, который сформулировала приблизительно так: «Скажите, вот вы работаете с подростками, понятно, что вы их профессионально выслушиваете, пытаетесь их понять, встать на их позицию и все такое. А вам как человеку бывает с ними реально интересно? Я спрашиваю не просто так, у меня самой трое сыновей — 6, 11 и 16 лет. Я прочитала много психологических книг и статей, стараюсь грамотно строить с ними отношения, и они (отношения) у нас хорошие и доверительные — мальчики со мной всем делятся, охотно разговаривают, рассказывают о своих делах, проблемах, наблюдениях, умозаключениях. И вот я себя то и дело ловлю на том, что то, что они говорят, мне совершенно неинтересно — оно все такое примитивное, тривиальное, или просто за пределами моих интересов. Если бы это не были мои дети, я ни за что не стала бы поддерживать с ними общение. И вот я думаю: это со мной что-то не так? Или с ними?»

Даму на лекции я, как могла, успокоила, а про себя задумалась: бывает ли мне по-настоящему интересно с подростками? Ну вот действительно, чтобы не исследовательский такой интерес и не профессиональный, и не простое любопытство, а вот именно как человеку с человеком? И вспомнилась одна встреча.

Парень, представившийся Володей, выглядел очень взрослым, на вид я бы дала ему лет 20. Но он пришел по полису и адресу, относящемуся к нашей поликлинике, — значит, не больше 17. И еще — у него были мозолистые руки. Явление, невероятно редко встречающееся у современных городских подростков. «Может быть, стреляет из лука или арбалета?» — подумала я. Но решила пока ничего не спрашивать — сам расскажет. Однако Володя начал с вопроса:

— Как вы думаете, если Бог все-таки есть, он сам знает, что он такое?

Я молча и напряженно думала, наверное, минуты две — это для меня очень долго. В конце концов честно ответила:

— Слушай, я не знаю. Вроде бы по большинству существующих на сегодня религиозных доктрин получается, что должен знать. А вот если из формальной материалистической логики — тогда сомнительно. Мне лично почему-то кажется, что языческие боги не знают. Они просто живут и куролесят, как умеют. А вот эти монотеистические сложные философские конструкты про Бога… черт их разберет, что там богословы за него и от его имени напридумывали. Познаваем ли Бог сам для себя?.. Ну, ты, Володя, спросил!

— Простите, пожалуйста, за беспокойство, — светски извинился юноша. Мне показалось, что если бы у него в руках была шапка, то он бы ее сейчас комкал, как крестьянские герои Некрасова и Эртеля. — Но очень меня этот вопрос интересует. Давно. Я еще у двух психологов спрашивал, у одного настоящего философа и одного настоящего священника…

«Значит в Володиной парадигме бывают «ненастоящие философы” и «ненастоящие священники”, — мысленно усмехнулась я. — А психологи, с его точки зрения, что, все настоящие?»

— И что же они тебе сказали? — спросила я вслух.

— Школьный психолог сказал, что лучше бы я интересовался своей успеваемостью. А второй — в психологическом центре — все спрашивал, какие у меня отношения с отцом. Священник сказал, что надо молиться и Бог сам даст мне все ответы. Но я некрещеный. А философ…

— Можно, я угадаю, что сказал философ? — воскликнула я, моментально вспомнив наши снобовские философские дискуссии.

Володя удивленно кивнул.

— Философ назвал тебе небольшой список авторов и философских книг, которые ты непременно должен прочитать, прежде чем вообще на эту тему думать и рассуждать.

— Точно так! — улыбнулся Володя. — А как вы догадались?

— Встречались мне философы на жизненном пути, — нараспев, все еще вспоминая Некрасова, ответила я.

— Я попробовал, — закручинился между тем Володя. — Но почти ничего не понял.

— Это нормально, — успокоила я его. — Я там тоже далеко не все понимаю. А всё ли понимают те, которые пишут? Но ты давно об этом думаешь — расскажи мне сейчас, до чего додумался.

— Везде сказано, что человек — по образу и подобию Бога. Вот я и подумал, давно еще: мы, каждый из нас, как мыслящее, осознающее себя существо, появляемся откуда-то, как бы из ничего, и ничего про себя не знаем. И каждый отдельно и всем человечеством пытаемся узнать — наука там, наблюдения всякие, опыты, философия, рассуждения. Что такое мыслящий человек? И много всего уже узнали, но еще больше осталось, наверное. Метод черного ящика — вы знаете?

— Знаю, — кивнула я. — Известно, что на входе, и видим, что получается на выходе, а что происходит внутри — неизвестно.

— Да, вот именно так, получается, мы в основном все и изучали на протяжении человеческой истории. Что-то всегда можно было предсказать, но часто совершенно непонятно, почему оно получается именно так, а не иначе. А вдруг и Бог, если мы его подобие, тоже так?

— В каком смысле?

— Ну вот Он однажды проснулся, осознал, что Он есть, что вокруг все вот такое, вот так устроено, вот так выглядит, вот такие у Него возможности все это менять. Но что Я такое? Неизвестно. И спросить не у кого — нет никого, кто знает.

— Тогда кто же Он? Сама Вселенная? Это она однажды проснулась?

— Не знаю, может быть. Но если это так, тогда по крайней мере понятно, что мы сами такое, и почему все так. И зачем все это вообще.

— Да? Вот прямо все сразу и понятно?

— Ну конечно! Ему же или ей тогда надо как-то ту же самую задачу решать: я есть, это ясно, но что я вообще такое? А как решать? Вокруг множество черных ящиков: делаешь так — получается вот это. Ну и вот мы: одна из исследовательских лабораторий.

— Мы — это Земля? Человечество? — уточнила я.

— Ну да, конечно. Все вместе и каждый по отдельности — мы что-то вроде исследовательских дронов, которые мы запускаем, чтобы они для нас кое-чего делали, или посмотрели, или другую информацию собрали. Вот и Оно нас «запустило». Мы — инструменты.

— А как насчет биологической эволюции, в результате которой мы вроде бы и появились?

— Так у него же времени много, оно ж наверняка в других измерениях живет, — непринужденно сказал Володя. — Планковские единицы, знаете? Совсем как бы к нашей повседневной жизни отношения не имеют. Ну и у него как-то так. Вот столько времени понадобилось, чтобы качественные дроны изготовить и запустить. И ничего страшного. И понятно, что мы накапливаем и передаем информацию и другой опыт, и изнашиваемся, и какие-то поощрения нам за нашу активность проектом предусмотрены…

— А вот чего для нас не предусмотрено, так это стабильности и покоя, — подхватила я. — Не фиг и пытаться…

— Да-да, и если мы их вдруг своей свободной волей все-таки достигнем, то Вселенная эту программу несомненно просто закроет, — засмеялся Володя.

— Но до этого явно еще далеко, и, что интересно, проблема добра и зла в этой гипотезе снимается совершенно, потому что черный ящик не может быть добрым или злым…

— Он может быть только эффективным или неэффективным в плане решения поставленной задачи.

— И главное здесь, чтобы все как-то крутилось, сталкивалось между собой, и Оно, получается, даже не наблюдает за всем этим, а просто…

— Оно просто аккумулирует это все.

— А вот вопросы этики, морали и всего такого?

— Так это Оно явно тоже исследует. Мы можем судить по тому, что исследуем это сами.

— То есть Ему все это не чуждо?

— Оно не знает. Но надо же все проверить… Я думаю, что где-то есть лаборатории, которые работают без морали…

— А где-то тогда — без материальной цивилизации, чисто «в духе» ну или там в энергии. Чтобы чистота эксперимента.

— Точно! Об этом я не подумал…

Под конец я не удержалась:

— Володя, а где ты учишься? В школе? В институте? На кого? (Почему-то у меня возникла гипотеза о педагогическом институте.)

— Я учусь в училище, на столяра-краснодеревщика. Последний курс. А отец у меня — плотник. (Я мысленно взвыла от восторга, но не стала смущать парня ерническими высказываниями и параллелями.) Я с детства с деревом, и уже третий год в отцовской бригаде работаю. (Мозоли!) Мне очень нравится.

— Володя, ты классный! — искренне сказала я юноше на прощание. — И мне кажется, что мы с тобой здpо́рово поговорили.

Володя кивнул и смущенно улыбнулся.

* * *

Разумеется, я знаю о гипотезе: «Человечество, люди — это орудие, с помощью которого Вселенная познает саму себя». Но точка истины для дамы с лекции: мне было с Володей захватывающе интересно, интересна его личность и его самостоятельное выстраивание этой гипотезы. Интересен разговор с ним, перебрасывание репликами.

Уважаемые читатели, а когда вам бывает интересно (именно интересно!) со своими детьми? И бывает ли вообще?

Каждое воскресенье мы видим в храме множество детей: большинство знаем с младенчества, из года в год видим, как они растут, радуемся за крепкие православные семьи. Но наступает момент, когда мы начинаем их видеть в храме все реже. Это сложный период для родителей, духовников, а, пожалуй, труднее всего приходится самим подросткам. Так как же им помочь уже самостоятельно войти в Церковь? Как не оттолкнуть? Каким может быть язык проповеди в общении с юным поколением, которому часто свойственен критический настрой? Как вернее всего можно донести до них истины веры и понимание жизни в Церкви? Портал «Православие. Ру» предложил пастырям ответить на эти непростые вопросы.

***

Должна быть безусловная искренность и отсутствие менторского тона

Священник Дмитрий Шишкин:

Начнем с того, что подростки бывают разными и по своему психофизическому устроению, и по воспитанию, среде, окружению, в котором они растут. Все это надо учитывать, конечно, в беседе о самом важном в жизни. Но если говорить о каких-то общих правилах, то в первую очередь это должна быть безусловная искренность и отсутствие менторского тона, который большинство подростков не переносит на дух.

Под искренностью же надо понимать то, что человек, намеривающийся благовествовать подросткам, сам в полном и, если угодно, экзистенциальном смысле живет верой. Иначе любые беседы превращаются в скучное и тягостное моралите, способное скорее удалить от духовной жизни, нежели приблизить к ней. Нам, взрослым, надо понимать, что никакими человеческими средствами и усилиями никого невозможно привести к истине. Истина сама открывается человеку в сердце, иногда посредством другого человека, но только в том случае, если сам этот человек причастен истине. А подростки очень чутко чувствуют, где присутствует истина, а где её подменяют благочестивой демагогией. Так что будем в первую очередь блюсти себя со всей возможной тщательностью, тогда, возможно, и через нас кому-то Господь явит Свой свет и вложит в наши сердца верные чувствования, а в уста – правильные слова и интонации.

Говорить о том, что волнует подростков

Священник Дмитрий Березин:

Подросток – существо хрупкое, ранимое, и от этого очень ершистое. Внутри и снаружи человека что-то происходит: меняется сам человек, быстро расширяется мир вокруг. Чем старше становится подросток, тем больше он переходит от сферы развлечений к сфере познания мира.

В среде современных подростков можно отметить тягу к визуальному восприятию информации, языку образов и коротким текстам (и мыслям). Для них практически не существует авторитетов, но есть лидеры в сфере мнений. Хотя я до конца не могу сформулировать, в чем разница. Вот отталкиваясь от такого субъективного взгляда, и попробуем поразмышлять.

Прежде всего необходимо познакомиться, стать близким, завоевать доверие и уважение. Сам статус священника или представителя Церкви не дает по умолчанию особых привилегий, а в некоторых случаях ведет к критиканскому (не критическому, а именно критиканскому) восприятию информации. Но неравнодушие всегда лучше безразличия.

Познакомиться можно во время совместного труда, в общих поездках и путешествиях, в спортивных секциях, в беседе формата «вопрос-ответ». Важно увидеть друг в друге людей, личностей, а не набор штампов «священник», «подросток». Мы со школьниками восстанавливаем родники, ездим на велосипедах по окрестным храмам, проводим военно-спортивные соревнования – все это сближает нас. Но тут, конечно, не стоит допускать ошибки панибратства и мимикрии под подростковую среду.

Хорошо, если священнику есть что рассказать о себе, о своем пути к вере. Особенно когда такие истории необычны, вызывают интерес, повышают авторитет говорящего. Я, например, в беседах со школьниками рассказываю, как ездил автостопом на Камчатку, как был директором – для них это разрывает почти все шаблоны представлений о священниках.

Если говорить о содержании бесед, то, конечно, начинать беседы с изложения учения о семи Таинствах, будет ошибкой. Попробую сформулировать несколько принципов:

– говорить о том, что волнует подростков: отношения с противоположным полом, отношения с родителями и друг с другом, жизнь и смерть, смысл жизни, аскетика, некоторые вопросы из школьных предметов, например, «Сотворение мира» или «Отношение ученых к вере». Есть хорошая книга протоиерея Ильи Шугаева «Один раз на всю жизнь» – по ней можно строить беседы о семье.

– пользоваться понятными образами, иногда провокативно. Например, беседуя о Сотворении мира, я привожу следующие примеры: теория эволюции утверждает, что животные постепенно в течение тысяч лет усложнялись, реагируя на окружающую среду и совершенствуясь. Животные – существа бессознательные, а люди – сознательные. Я предлагаю им вырастить себе на спине шипы, что позволит защищаться от недоброжелателей, и сделать это не «случайно», а осознанно. Хотя бы к старости, или чтобы хоть у внуков появились, или, пускай, для начала небольшие бугорки… Конечно, я не пытаюсь упрощать вопросы Сотворения мира, не утверждаю, что мир сотворен за семь суток или даже семь тысяч лет, но заставляю их отвечать на вопрос «как именно?», думать, искать ответы, а не принимать всё на веру.

– не пытаться подавить интеллектом и не пытаться оппонировать всем инакомыслящим. Беседа не должна превращаться в спор.

– очень важен личный пример, свой или другого авторитетного для них человека. Важно донести мысль, что для меня или этого человека (людей) Церковь и вера – это не просто увлечение или хобби, а основа жизни, то есть стоит на первом месте.

– очень важно показать связь между вероучением (догматикой) и их жизнью, ведь иначе информация будет казаться отвлеченной, бесполезной, максимум – любопытной.

Ну а как это сделать технически, вопрос отдельный: делать ли презентацию, показывать ли видеоролики, просто ли беседовать, дарить ли что-то – способов много.

Не получится говорить о вере сквозь собственное недоверие, маловерие

Священник Максим Крижевский:

Принято считать, что подростки – очень трудные собеседники в разговоре о вере. Даже выросшие в Церкви дети в этом возрасте оказываются от Нее на расстоянии. Наверное, этим вопросом нужно заниматься серьезным педагогам, психологам, антропологам, но позволим себе высказать некоторые суждения, исходя из простого человеческого опыта.

Подросток – это тот, кто подрос. Он уже не ребенок. Но он еще не вырос. Значит, он еще и не взрослый. В этом пограничном положении, кажется, заключаются главные особенности такого возраста. Для разговора о Евангелии именно это состояние человека наиболее удобно. Кто еще поймет необходимость одновременного существования в земной реальности и отказа от нее; кто поймет слова о том, что Царство Божие внутри нас, но в то же время мы его только ожидаем? Кто еще, как никто другой, нуждается во Христе, лично участвующем в жизни каждого человека, Спасающем каждого от вечного одиночества? Кто более одинок, чем прижимающиеся друг к другу, тщеславные и беззащитные перед этим тщеславием уже не дети?

Значит, нам необходимо всего-навсего сообщить им о Церкви, о Спасителе – и дело сделано. Но дело не делается. И сделать его оказывается гораздо труднее, чем решить любые другие вопросы веры. Почему?

Есть одна особенность подросткового возраста – недоверие. Для разговора о вере не самое подходящее качество души. Но оно же и повышает градус чувствительности к честности собеседника. Значит, для того, чтобы разговор о вере с этим парнем получился, я должен быть в первую очередь честным. С Богом, перед людьми, с самим собой. А здесь вопросов много, о них каждый взрослый верующий человек хорошо знает. Не получится говорить о вере сквозь собственное недоверие, маловерие. Лучше не начинать – можно все испортить. Стало быть, здесь, как нигде, необходима духовная поддержка, молитва, крепкая собственная церковная жизнь.

Подросток всегда более или менее явно протестует против взрослой жизни. Он пока только ищет себе в ней место, но на всякий случай отрицает все в ней. Это очень удобный для нас угол зрения. Это качество часто эксплуатируют субкультуры, контркультуры, секты вовлекающие подростка в нехорошее окружение. Но христианам эта тема принадлежит по преимуществу. Кто еще имеет право на разговор о Царстве не от мира сего? Важно дать это понять сразу. Объяснить, как Церковь, тоже не находясь на стороне культуры, тем не менее, существует в ней третье уже тысячелетие, создавая свою культурную оболочку, позволяющую вести диалог с нецерковным миром, освящать, преображать его. Кстати, это поможет сразу обойти многочисленные подводные камни в разговоре об имуществе, стяжательстве, и вообще всю тему «по чем опиум для народа…»

И еще два замечания. Никакая искренность не пробьется сквозь чужую языковую оболочку. А если пробьется, то может там что-то сломать… Это любимый разговор начинающих миссионеров: врага надо знать в лицо, стало быть, я должен пройти лично все круги непростого подросткового космоса, чтобы понять его и чтобы он меня понял. Знать язык, действительно, важно. Узнавать врага в лицо лучше на опыте решения собственных духовных проблем. А вот игра в «своего парня» сразу сдает такого проповедника с потрохами. Случается и по шее схлопотать за плохую игру. Что же делать?

Начать разговор всегда легче с того, что интересно собеседнику. Вот и спросим его о том, что ему самому интересно в этой жизни. И послушаем, искренне, честно, пытаясь понять. Это гораздо труднее, чем демонстрировать собственную наспех усвоенную из Википедии эрудицию. Но это уже подвиг любви к ближнему. Значит, здесь Сам Бог с нами.

И еще одна популярная и важная тема: как весь этот нелегкий процесс общения с подростками организовать? Чтобы массово, масштабно, чтобы проценты, показатели и прочее. Это самая страшная сегодня ошибка в общении с подросшими детьми и неокрепшими взрослыми. Мне лично от словосочетаний «работа с молодежью» и «молодежная работа», которыми названы образовательные направления, административные структуры, – просто физически плохо становится. Страшно представить себе, что происходит в голове молодого человека, который поступает в ВУЗ на направление «Молодежная работа». Это очень опасные оговорки. Они могут нас навсегда рассорить с молодежью. Как называть? Не знаю. Но нужно очень внимательно и серьезно над этим думать. Понимая все трудности организационного характера, которые могут возникнуть, тем не менее, рискну предложить: может, не нужно вообще это называть никак. Опыт показывает: лучшее, что может появиться в молодежной среде, инициируется самими молодыми людьми. А это происходит, когда есть любовь и свобода. Пусть они тогда сами себя и назовут. А если понадобится им наша помощь, постараемся быть рядом.

Продолжение следует

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *