Бессмертна ли душа

Бессмертна ли душа человека?Очевидное — невероятное

США, Англия и Канада приступили к крупнейшему в мире эксперименту по исследованию мистических явлений, сопровождающих состояние клинической смерти. Он продлится три года.
Многие из тех, кто пережил клиническую смерть, уверяют, что когда их тело находилось в бессознательном состоянии, они покидали его и, зависая сверху, видели и себя, и происходящее вокруг, детально это описывая.
Известно, что клиническая смерть наступает в результате остановки сердца, сопровождаясь остановкой дыхания и гипоксией мозга (кислородным голоданием). Через 10 секунд после остановки сердца останавливается и работа мозга, что фиксируют самописцы энцефалографов, вычерчивая прямую линию. У молодых людей это может продолжаться до 10 минут, у пожилых — до 5, после чего наступает смерть, а посте «возвращения» человек рассказывает о том, что видел. И при этом его повествование во многом совпадает с версиями других людей. Получается: сознание в это время работало вне зависимости от мозга. В этой связи голландский кардиолог Ним ван Лом-мель заявляет: «Когда мозг перестает функционировать, сознание продолжает существовать». То есть мозг — не «мыслящая материя»?!
Ученые из научной группы Пима Ван Ломмеля в 10 больницах опросили 344 пациентов, перенесших 509 реанимаций, непосредственно после выхода из комы. Из них только 62 человека (18%) рассказали об увиденном и пережитом, сообщив, что выходили из тела и видели происходящее вокруг. Возвращались в тела все одинаково: через воронку, засасывающую отделившуюся душу в бездыханный труп. Остальные 82% ничего не помнили.
Воспоминания побывавших «за гранью» неоднократно изучались; их обозначают термином NDE -near-death experience (почти смертельный опыт). Существует несколько теорий происхождения NDE. В основе каждой психофизиологические причины: отмирание клеток мозга в результате кислородного голодания, реакция страха на приближение смерти, следствие медикаментозного воздействия — правда, в этом случае видения должны посещать каждого реанимированного.
Анализ статистических данных, полученных группой Ломмеля за последние 10 лет, полностью разрушает теорию о том, что гипоксия мозга — причина NDE, поскольку в этом случае о видениях рассказывали бы все 100% опрошенных.
«Значит, — говорит кардиолог, — вовсе не дефицит кислорода вызывает образы тоннеля и сияющего света. Это наш важнейший вывод».
Основные заключения ученых относительно NDE-видений:

  • они происходят в момент приостановки работы мозга;
  • их нельзя объяснить физиологическими причинами;
  • они зависят от возраста и пола (женщины испытывают более глубокие ощущения, чем мужчины);
  • испытавшие наиболее глубокий опыт смерти в течение 30 дней после реанимации умирают;
  • зрительные впечатления слепых не отличаются от впечатлений зрячих.

Классификация воспоминаний помогла выяснить их сочетания и вариации: 56% испытывали положительные эмоции, 50% — осознавали факт собственной смерти, 32% встречались с умершими ранее, 31% перемещались через тоннель, 29% наблюдали звездное небо, 24% видели себя со стороны, 23% наблюдали ослепительный свет, 13% видели мелькание всей их прошедшей жизни, 8% видели границу миров живых и мертвых. О неприятных или устрашающих впечатлениях не сообщал никто. Соотношение 18 к 82 Ломмель комментирует лишь предположительно: «В состоянии комы сознание покидает тело. Возможно, у 18% оно могло уйти полностью, а у 82% — не успело и блокировало видения».

* * *


В клинику доставили пациента в коме. Искусственное дыхание, массаж сердца и дефибрилляция результатов не дали — мозг умер: электроэнцефалограмма вытянулась в линию. Тогда реаниматологи решили применить интубацию — ввести в гортань через рот специальную трубку, чтобы устранить нарушение дыхания. Во рту у пациента оказался зубной протез. Чтобы он не мешал, медсестра вынула его и убрала в ящичек передвижного столика.
Через полтора часа принудительной вентиляции легких сердечный ритм и давление пациента нормализовались.
Через неделю, когда та же медсестра разносила по палатам лекарства, мужчина увидел ее и воскликнул: «Ты знаешь, где мой протез! Это ты вынула у меня зубы и засунула их в ящик столика на колесах! Верни мне их, пожалуйста!» Выяснилось, что во время смерти этот человек видел себя, врачей, палату. Он в деталях описал поведение всех и признался: «Я очень боялся, что врачи прекратят реанимацию. Я отчаянно стремился дать им понять, что жив!»
Этот пример лишь доказывает утверждение, что сознание человека живет даже тогда, когда самого человека уже можно считать мертвым.
Одновременно с голландцами сходные выводы сделали английские исследователи из клиники в Саутгемптоне. Кристофер Френч из лондонского центра изучения аномальных психических явлений считает: «Может статься, что сознание — не только продукт высшей нервной деятельности, но и чего-то еще». Несколько лет назад медики Уэльса наблюдали за 39 пациентами, пережившими клиническую смерть, и сделали свои выводы.
Основная трудность исследования посмертных воспоминаний в том, что ни пациенты, ни врачи не могут проследить, когда именно происходит этот опыт.
Сегодня ученые уже не сомневаются, что на уровне ощущений NDE-феномен действительно существует. Ближе всех к доказательству бессмертия души подошел голландский ученый ван Ломмель. Он призывает к серьезному и всестороннему обсуждению проблемы, продолжению исследований и радикальному пересмотру традиционных взглядов на возможность жизни после смерти. Потому и было решено приступить к эксперименту. Руководит проектом ученый из медицинского центра Корнелл — Сэм Парни.
Цель исследований — научно проверить свидетельства переживших клиническую смерть, чтобы получить ответ на вопрос, существует ли на самом деле душа. При положительном результате сам собой решится и другой вопрос о существовании загробной жизни. По словам Парни, мозг, если его лишить кислорода, не сможет ничего запомнить, но, если такое происходит в действительности, то сознание или душа способны существовать вне мозга.
Исследования будут поставлены на строго научную основу. В них примут участие 25 больниц в Англии, США и Канаде. При содействии реаниматологов ученые нескольких университетов обследуют 1500 пациентов, переживших клиническую смерть, и засвидетельствуют, выходил ли кто-то из них из тела. Для этого разработана специальная методика, потребовавшая должным образом переоборудовать экспериментальные палаты.
Между тем еще в 1949 году архиепископ Симферопольский Лука — в миру выдающийся русский хирург Валентин Войно-Ясенецкий (27.04.1877 — 11.06.1961) — в своей знаменитой работе «Дух, душа и тело» уже доказал существование души исключительно на основании собственной богатой хирургической практики.


Выход из тела — самое феноменальное и мистически окрашенное явление из тех, что сопровождают человека в его путешествии на тот свет и обратно. Однако гипотеза есть, Олаф Бланке, доктор из университетской больницы в Женеве, описал эксперимент с пациенткой 43 лет, страдающей эпилепсией. С целью исследования недуга врач вживил в мозг женщины электроды, стимулирующие правую височную долю. Это случайно привело к возбуждению расположенной там ангулярной извилины, связанной с органами зрения, осязания и равновесия. В результате пациентка вышла из тела и увидела себя со стороны. На этом основании Бланке предположил: возможно, и умирающий, но все еще сохраняющий нервные связи с телом мозг тоже каким-то образом возбуждает эту извилину, посылая на зрительную кору информацию о положении тела в пространстве. Та ее воспринимает, перемешивая с информацией, полученной до отключения сознания, и проецирует на сетчатку глаза. А лишенному нормальных сигналов и ощущений человеку при этом кажется, будто он видит себя со стороны.
Согласно Библии, душа есть и у животных, однако, в отличие от человеческой, она не бессмертна.
Из Каббалы следует, что изначально каждая душа была частью сущности Творца. По Блаватской, душа — психея, или нэфеш, — есть жизненный принцип, или дыхание жизни.
Аристотель называл ее первой энтелехией жизнеспособного тела — той силой, которая превращает возможность в действительность (иными словами, чтобы быть живым, человеку нужна душа), полагая, что только разумная душа бессмертна и может быть отделена от тела. По материалам:

Что ждет нас после смерти? Каждый человек хотя бы однажды задается этим вопросом. Здесь на помощь приходит бесконечное число учений и религий, а с ними множество описаний потусторонних миров.

Вечный покой или вечная жизнь?

Существуют убеждения, что каждая душа бессмертна и каждое «Я» живет вечно, себя осознавая. Так преподносит картину жизни после смерти христианская религия. После испытаний мытарствами в православии, или искупив грехи в Чистилище согласно католицизму, душа попадает в Рай, где покоится в вечном блаженстве. Здесь имеет место некоторое противоречие, кое на первый взгляд может быть незаметно. «Вечный покой» — состояние души после очистительных мук ставит под сомнение утверждение о ее бессмертии.

«Движение – это жизнь. А жизнь – это движение» — говорил Аристотель. И правда, ведь если это жизнь без движения, значит и без развития – не жизнь это вовсе, а застывшее мгновение, покой или смерть.

«Бог – разность, движение.
Диавол – равность, покой.
Сила, знамо – жизнь,
Покой, вестимо – смерть.
Сила – разность,
Покой – равность.
Кто стремится к равности, или равенству, —
То приближается к Диаволу, покою, смерти.
Кто стремится к разности или к неравенству,
Тот приближается к Богу.»
Праведы

Не стоит забывать, что каждое понимание – лишь видение, но не Истина. И погружаясь в представления древних через мифологию, религию и символику, мы понимаем, насколько многомерны иные миры и почему так непросто объективно их описать человеческому разуму.

«Вечный покой», который нам обещает христианство – покой лишь для нашей реальности, покой только в том субъективном определении, которое каждый из нас может дать этому слову.

Выражение «вечный покой» слишком абстрактно, что мы могли в точности осознать, что на самом деле подразумевается. В библейских писаниях нет четких определений, лишь символы. И для того, чтобы можно было дать какое-либо приближенное к Истине толкование подобной информации, следует понимать эту символичность.

Смерть — не конец, а лишь новое начало

Проводя аналогию с системой 7-ми уровней реальности: испытания пороками или Чистилище – всего лишь 4 уровень, где посмертно душа действительно «упорядочивает» накопленный за земное существование опыт. А далее «по делам ее» получает она, как и утверждает христианство. И при недостатке опыта отправляется, конечно не в ад, а всего-то обратно в мир людей, где получает продолжение своей цепи перерождений, дабы опыт нужный приобрести. В случае достижения необходимого уровня осознания душа восходит на следующую ступень иерархии, или отправляется в Рай, как это называет Церковь. Однако, ждет ее там вовсе не покой, а дальнейшая работа над задачами, только уже совсем другого масштаба.

Мистерии Востока не дают простого толкования мироздания и даже определение «бессмертие» носит весьма относительный характер. В Индуизме существуют разделение на основе вопроса о вечности нашего сознания. Одно направление школы Индуизма говорит о прекращении существования личности, как самости, как высшего Я и слиянии ее с Абсолютом по окончании цепи перерождений; ученики другого же, отождествляют себя с Абсолютом, понимая свое «Я», как бессмертную индивидуальность.

Что же есть бессмертие души? – задаемся мы вопросом. Что, если наше сознание подобно серебряной ложке, которую однажды искусный ювелир расплавит и выльет из нее что-то другое? И это уже будет нечто новое, непомнящее о своем прошлом, хотя и состоящее из него.

Элифас Леви, французский оккультист говорил о смертности душ «бесполезной части человечества». Подразумевал он под бессмертием вечность личности, а под бесполезной частью человечества тех, кто не познал скрытых тайн бытия. Как, впоследствии объяснила его слова Блаватская Е.П., хотя и личность – понятие неприменимое к бессмертной части нашей души, можно сказать, что человек в редких случаях, имеет возможность обеспечить себе бесконечную череду перевоплощений с сохранением своей индивидуальности. Однако, по большинству своему, с физической смертью человека наступает и смерть его внутреннего «Я», его бессмертная монада опять воплотится, но это уже будет совсем другая личность, судьба которой его сейчас не интересует. Выходит, что две школы Индуизма никак не противоречат друг другу, а лишь дают более широкий взгляд на этот вопрос.

Душа – бессмертна. А что на счет сознания?

Души умерших бесконечным потоком мотыльков слетаются к клюву огромного черно-белого орла, он поглощает эти маленькие огоньки и они растворяются в темном море осознания.

Такое описание дали древние толтеки Мексики, что было отражено в трудах Кастанеды. Наше сознание конечно – утверждает дон Хуан. И лишь немногим удается избежать этой участи и сохранить свое внутреннее «Я».

«Темное море осознания на мгновение, так сказать, колеблется, когда встречается с магами, которые выполнили перепросмотр своей жизни. Еще не зная об этом, некоторые из них сделали это настолько тщательно, что море осознания взяло их осознание в форме их жизненных переживаний, но не коснулось их жизненной силы. Маги обнаружили колоссальную истину о силах Вселенной: темному морю осознания нужны только наши жизненные переживания, а не наша жизненная сила»
Карлос Кастанеда «Активная сторона бесконечности»

Мы можем долго гадать, что же видели древние маги-индейцы на самом деле, и что стоит за их мистическими описаниями. Образы и ассоциации могут быть совершенно разные, однако суть очевидна:

Сознание простых людей смертно, но каждый имеет возможность получить бессмертие и сохранить свое индивидуальное «Я».

Вероятно, кого-то вовсе не утешает мысль о вечной божественной монаде, когда известно, что для нашей личности однажды пробьет час. А как вам утверждение о том, что мы умираем и рождаемся каждое мгновение? Не подсластит ли горькую пилюлю тот факт, что мы привыкли умирать?

«В обыденных обстоятельствах мы умираем ежесекундно. Меняются внешние обстоятельства, внешние влияния, и мы меняемся с ними, т. е. умирают многие из наших «я». Если же человек разовьёт в себе постоянное «я», способное пережить изменения внешних условий, оно сможет пережить и смерть физического тела.»
Успенский П. Д. «В поисках чудесного»

По теории Гурджиева, изложенной в книге Петра Успенского » В поисках чудесного», человек, как правило, не помнит себя. А не помня себя, он просто не существует как целостное «Я». Жалеем ли мы о смерти той личности, которая умерла 10 лет назад? Вспомните себя – это был другой человек. Вы изменились, и тот человек — мертв.

Бессмертна ли душа? Да, бессмертна – отвечаем мы. Точнее относительно бессмертна. А какого рода будет эта относительность – выбирать вам.

Понравилась статья? Поддержите автора!


О бессмертии души 5 (100%) 4 votes

Я к Вам с вопросом богословского характера. Дело вот в чем. У нас в церкви один брат не верит в бессмертие души. Он приводит множество текстов Писания о том, что человек умирает и все. Его существование заканчивается. Умершие верующие ожидают воскресенья во гробах. То есть, по сути, он не верит в рай и пребывание души человека в раю, Я пытался ему объяснить, но он стоит на своем. Но это быть полбеды, он и в церкви распространяет это учение. Подскажите,пожалуйста, мне, какие тексты Писания можно четко противопоставить этой позиции, чтобы утвердить церковь. Он в большей степени ссылается на Ветхий Завет, а тексты из Нового Завета понимает превратно или вообще не принимает во внимание,говоря, что они не говорят о бессмертии души. Заранее благодарю за ответ. Дмитрий

Дорогой Дмитрий! Печально, что этот брат имеет столь странные взгляды, свойственные субботникам и иеговистам. Его бы следовало отстранить от проповеди, если он проповедует, и запретить разносить эту ересь в церкви. Если он не соглашается, тогда необходимо поставить вопрос о его членстве в церкви.

Что касается учения Библии о посмертном существовании, то можно указывать на следующие моменты:

1) Человек был создан материально-духовной сущностью

«И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою» (Быт.2:7).

Животные имеют только биологическую жизнь, человек, получив дыхание от Бога, обрел духовную жизнь и сущность. На сложность человеческой природы указывает следующие тексты:

«Ибо вы куплены ценою. Посему прославляйте Бога и в телах ваших и в душах ваших, которые суть Божии» (1Кор.6:20).

«Сам же Бог мира да освятит вас во всей полноте, и ваш дух и душа и тело во всей целости да сохранится без порока в пришествие Господа нашего Иисуса Христа» (1Фесс.5:23).

Эти утверждения являются предпосылкой для других.

2) Духовная часть в человеке не умирает.

«И возвратится прах в землю, чем он и был; а дух возвратился к Богу, Который дал его» (Еккл.12:7)

«Бог же не есть мертвых, но живых, ибо у Него все живы»

(Лук.20:38).

Если бы мы имели только это свидетельство Христа, и тогда следовало бы верить в бессмертие души! Но этих свидетельств больше!

  • «И не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить; а бойтесь более Того, Кто может и душу и тело погубить в геенне» (Матф.10:28).

Яснее некуда – душа неуничтожима! Ее пуля не берет и меч не сечет.

«И в аде, будучи в муках, он поднял глаза свои, увидел вдали Авраама и Лазаря на лоне его» (Лук.16:23).

Некоторые христиане утверждают, что эта история не реальна, она притча. Если и допустить такое (с чем я не согласен!), то все равно придется признать, что рассказывая притчи, Христос брал их из реальной жизни.Они отражали ее 1:1. Он не рассказывал историй про марсиан или лунатиков. Так что и этот рассказ адекватно отражает потустороннюю реальность:ад и рай существуют, душа после смерти идет в одно из сих мест.

  • «И сказал ему Иисус: истинно говорю тебе, ныне же будешь со Мною в раю» (Лук.23:43,44).

Субботники и иеговисты, дабы оправдать свое отрицание посмертного существования души, переносят запятую на слово вперед и получают, что хотят.Однако специалисты греческого языка подчеркивают, что конструкция предложения такова, что после глагола «говорю тебе» следует одна идея: «ныне будешь со Мною в раю». Соединение «говорю» с «ныне» отдает тавтологией: абсолютно ясно, что Христос говорит сейчас, а не завтра, какой смысл делать на этом ударение?

Комментатор Писания Чарлз Эрдман сделал великолепные выводы из этого текста, которые нельзя не привести:

«Эта история иллюстрирует следующую истину: спасение зиждется на условии покаяния и веры. Однако она также содержит другие важные истины. Она провозглашает, что спасение не зависит от таинств. Преступник никогда не был крещен и не принимал участия в Вечере Господней… По сути, он смело исповедал свою веру в присутствии враждебно настроенной толпы, среди насмешек и издевок начальников и воинов, и все же он был спасен без исполнения каких-либо формальных обрядов. Это главнейшее свидетельство того, что спасение не зависит от добрых дел… Ясно также и то, что нет никакого «сна души». Тело может уснуть, но сознание продолжает существовать и после смерти. Также становится очевидным, что нет никакого «чистилища». Из греховной и постыдной жизни кающийся преступник тотчас перешел в состояние блаженства. И снова следует обратить внимание на то, что спасение не всеобщее. Было два преступника — спасся лишь один. И последнее. Нужно заметить, что сущность радости, которая превосходит смерть, состоит в личном общении с Христом. Суть обетования, данного умирающему преступнику, такова: «Будешь со Мною». В этом наше блаженное упование: отойти — значит быть со Христом, что превосходит любые блага».

«И когда Он снял пятую печать, я увидел под жертвенником души убиенныхза слово Божие и за свидетельство, которое они имели. И возопили они громким голосом, говоря: доколе, Владыка Святый и Истинный, не судишь и не мстишь живущим на земле за кровь нашу? И даны были каждому из них одежды белые, и сказано им, чтобы они успокоились еще на малое время, пока и сотрудники их и братья их, которые будут убиты, как и они, дополнят число» (Откр.6:9-11).

Души убитых, оказавшись на небе, осознавали, что с ними произошло на земле, они молятся о возмездии, они имеют белые одежды праведности, их волнения должны успокоиться. Разве это не свидетельства их бессмертия?

3) Верующие желали умереть, так как верили в загробную жизнь.

Если бы ее не было, они были бы обязаны стремиться пожить на земле подольше ради славы Божьей, ибо небытие есть пустая трата времени. Только верой в посмертную жизнь можно объяснить томление апостола Павла о вечности:

«Ибо знаем, что, когда земной наш дом, эта хижина, разрушится, мы имеем от Бога жилище на небесах, дом нерукотворенный, вечный».

Если бы вечной жизни не было, Павел написал бы: после разрушения земной хижины мы отправимся в небытие, а после воскресения, будем иметь жилище от Бога. Он пишет по-иному: мы ужеимеем вечное жилище и сразу после смерти в него вселимся.

«От того мы и воздыхаем, желая облечься в небесное наше жилище; только бы нам и одетым не оказаться нагими.Ибо мы, находясь в этой хижине, воздыхаем под бременем, потому что не хотим совлечься, но облечься, чтобы смертное поглощено было жизнью… мы благодушествуем и желаем лучше выйти из тела и водвориться у Господа» (2Кор.5:1-8).

Подчеркнутое мной выражение показывает апостольское понимание смерти – она есть исход души из тела для пребывания с Господом. Если бы сразу, после смерти, не было вечной жизни, как глупов худшем случае, и необъяснимо в лучшем, звучали бы эти слова!

«Влечет меня то и другое: имею желание разрешиться и быть со Христом, потому что это несравненно лучше» (Фил.1:23).

Если после смерти душа погружается в сон или небытие, какой резон этого желать? Апостол утверждал, что его держит на земле желание послужить церкви. Но лучше быть со Христом!

Павлу вторит Петр:

«…зная, что скоро должен оставить храмину мою, как и Господь наш Иисус Христос открыл мне» (2Пет.1:14).

Какое четкое разделение проводит Апостол Петр между своим «я» и своей храминой. Его «я», т.е. душа,должна оставить тело. Как она его может оставить, если со смертью пропадает сама? Было бы логичней и правдивей сказать: «скоро я исчезну, как и Господь сказал мне». Но благословенный апостол сказал истину: не исчезаю, но оставляю. Формулировки Писания удивительно точны!

4) Смерть святых свидетельствовала, что они уходят к Богу, а не в могилу

  • «Иисус, возгласив громким голосом, сказал: Отче! в руки Твои предаю дух Мой. И, сие сказав, испустил дух» (Лук.23:46).
  • «…и побивали камнями Стефана, который молился и говорил: Господи Иисусе! приимии дух мой» (Деян.7:59).

Здесь, как говориться, без комментариев!

5) Принадлежность Христу напрямую связана с посмертным существованием.

Верующие суть члены Его тела. Они навеки соединены с главой Христом. «потому что мы члены тела Его, от плоти Его и от костей Его» (Еф.5:30).Как у всемогущего Христа могут отваливаться члены? Подумать такое – кощунство! Верующих ничто не может отлучить от Господа, даже сама смерть: «Ибо я уверен, что ни смерть, ни жизнь, ни Ангелы, ни Начала, ни Силы, ни настоящее, ни будущее, ни высота, ни глубина, ни другая какая тварь не может отлучить нас от любви Божией во Христе Иисусе, Господе нашем» (Рим.8:38,39).

6. Посещение рая смертным существом доказывает посмертное существование.

«И знаю о таком человеке (только не знаю — в теле, или вне тела: Бог знает), что он был восхищен в рай и слышал неизреченные слова, которых человеку нельзя пересказать» (2Кор.12:3,4).

Павел свидетельствовал о путешествии в мир иной. Он считал реальным отправиться туда»вне тела», что достижимо только в случае существования бессмертной души. Он слышал в раю неизреченные слова, что свидетельствует не только о его существовании, но и заселенности. Последнее было бы невозможно, если бы после смерти человек бесследно исчезал.

Предположить, что в безбрежном раю находятся только Енох и Илья (они были взяты живыми на небо) невозможно, ибо Писание ясно говорит о множестве спасенных, уже пребывающих там: «»Но вы приступили к горе Сиону и ко граду Бога живаго, к небесному Иерусалиму и тьмам Ангелов, к торжествующему собору и церкви первенцев, написанных на небесах, и к Судии всех Богу, и к духам праведников, достигших совершенства» (Евр.12:22,23).

Апостол говорит, что земная церковь связана с живой небесной и совершает свое служение в Духе Святом совместно с ней.Да поможет нам Господь держаться библейского учения о жизни после смерти!

Вам так же может быть интересно:

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *