Библейская археология

Приглашаем вас на впечатляющую прогулку по церквям Генуи, чтобы собственными глазами увидеть уникальные православные реликвии и узнать их предназначение! Экскурсия пройдет с индивидуальным гидом только для вашей компании, поэтому вы сможете лучше погрузиться в религиозные тайны.

Что вас ожидает

В компании с местным гидом, хорошо разбирающимся в религиозной тематике, вы посетите Кафедральный собор Святого Лоренцо, а также увидите сокровищницу собора. Здесь хранятся Мощи Иоанна Крестителя, реликвия с власами Девы Марии, священная чаша Грааля и другие православные ценности.

Далее вы направитесь в Капеллу Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна: там находится рака с мощами святого, иконы Смоленской богоматери, Византийская роспись, а также другие артефакты.

После этого вы увидите Базилку Святой Марии дель Кастелло – уникальные фламандские фрески поразят вас своей красотой. В Армянской церкви святого апостола Варфоломея вы посмотрите древнейшее изображение Иисуса Христа — нерукотворный образ Иисуса Христа из Эдессы.

Преимущества

  • Чтобы не пропустить ничего важного в многочисленных церквях Генуи, возьмите экскурсию с гидом, который составил для вас маршрут и знает, на какие религиозные артефакты нужно обратить внимание в первую очередь.
  • Вы узнаете максимум полезной и интересной информации о древних реликвиях, хранящихся в этом удивительном городе.

Количество человек

Индивидуальная экскурсия для вас и вашей компании до 5 человек.

Длительность

2 часа.

Кому подойдет

Всем, кто хочет познакомиться с атрибутами православия в церквях Генуи!

Алтарь с историей

Археологи обнаружили каменный алтарь в королевстве Иордания, который был украшен текстами о восстании, которое произошло почти три тысячи назад.

Восстание моавитян против Израильского царства упоминается и в еврейской Библии. Согласно ей, моавитяне должны были платить дань Израилю в виде ягнят и шерсти. В какой-то момент царь Моава Меша захотел избавиться от этого бремени и успешно завоевал контролируемый Израилем город Атарот (об этом также написано на другой стеле, найденной еще в XIX веке).

Ученые очень долго расшифровывали моавитские письмена на алтаре, содержание в итоге сводилось к тому, что Меша и его армия покорили Атарот, взяли богатую добычу в виде бронзы, а четыре тысячи «иностранцев» разбрелись по всему свету.

Церковь Апостолов?

Церковь ранневизантийской эпохи была обнаружена в северном Израиле у Тивериадского озера, известного в библейской традиции как Галилейское море. Предположительно, это забытое место поклонения было построено над домом апостолов Петра и Андрея.

Раскопки строения находятся на месте существующей когда-то рыбацкой деревни Вифсаида, бывшей родиной апостолов Петра и Андрея Первозванного, которые, как известно, были родными братьями. Согласно евангельскому преданию, именно в Вифсаиде Галилейской Иисус Христос накормил пять тысяч человек пятью буханками хлеба и двумя рыбами.

Источник фото: Wikipedia. Развалины Вифсаиды

Происхождение филистимлян

Одно из самых важных открытий 2019 года произошло не в жарких песках, а в ДНК древних людей, обнаруженных в при раскопках филистимлянских захоронений. Филистимляне очень много раз упоминались в Библии, а также в ассирийских и египетских источниках. Только они и хетты владели технологией выплавки стали, ознаменовав начало железного века.

Анализ их ДНК показал, что этот народ произошел от людей, которые мигрировали в Левант (Восточное Средиземноморье) из Греции, Сардинии или Пиренейского полуострова примерно в X веке до нашей эры.

Источник фото: Wikipedia

При этом многие другие артефакты филистимлян напоминали обнаруженные в Греции бронзового века. Это подтвердило то, что эти культурные реликвии были привезены мигрантами в Левант.

Деревня, связанная с распятием Иисуса

В Евангелии рассказывается о местечке Эммаус, находящееся в 10-12 километрах от Иерусалима. В нем, согласно преданию, апостолы встретили воскресшего Иисуса Христа.

Исраэль Финкельштейн, почетный профессор Института археологии в Тель-Авивском университете в Израиле, и Томас Ремер, профессор библейских исследований в Коллеж де Франс, утверждают, что раскопанные укрепления Кириаф-Иарима соответствуют тому, что известно по письменным описаниям Эммауса.

Однако утверждение остается спорным, так как на это звание претендуют и другие развалины.

Византийский храм (базилика) Эммауса-Никополя (V–VII века), восстановленный крестоносцами в XII в. Источник фото: «Википедия»

Дорога Понтия Пилата

Римлянин Понтий Пилат вошел в библейскую историю как чиновник, управлявший завоеванной Римской империей Иудеей. Возможно, он оказался бы счастлив, если бы запомнился не только как «умывший руки», но и как инициатор улучшения городской инфраструктуры.

Археологи обнаружили построенный им 600-метровый бульвар, на который затратили десять тысяч тонн материала. Археологи посчитали, что Пилат был не настолько равнодушен к своим иудейским подданным, как его изобразила история.

Археологи также обнаружили в этом году древнюю мозаику в храме, сгоревшем в седьмом веке. Она изображает, к слову, библейские события в Вифсаиде. Также исследователи раскрыли секрет столь длительной сохранности Храмовых свитков из пергамента.

УДК 27-523:7+726.5+904 ГРНТИ 03.41.01 ВАК 07.00.00

Н. И. Бармина

Екатеринбург, Россия

ЦЕРКОВНАЯ АРХЕОЛОГИЯ КАК ЭЛЕМЕНТ КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: Археология, библейская археология, христианская археология, церковная археология, базилика.

АННОТАЦИЯ: В статье раскрываются особенности археологического изучения культовых памятников. Основное внимание уделено рассмотрению общих и особенных черт библейской, христианской и церковной археологии. Представлен авторский вариант курса «Церковная археология» для студентов, обучающихся по направлениям «Культурология» и «История искусств».

N. I. Barmina

Yekaterinburg, Russia

CHURCH ARCHAEOLOGY AS THE ELEMENT OF CULTURAL TRAINING

KEY WORDS: Archaeology, biblical archaeology, Christian archaeology, Church archaeology, basilica.

Археология — отрасль исторической науки, изучающая прошлое человечества преимущественно на основе вещественных исторических источников. Археология формирует базовые представления об основных типах и видах археологических источников по истории культуры и ориентирует студентов в отборе наиболее значимых артефактов из континуума культуры .

В археологии выделяются два уровня познания прошлого: источниковедческий, связанный с процедурой получения археологических источников, и интерпретационный, осмысление полученных источников и исторические реконструкции на основе полученных данных.

Археология послужила основой для формирования и развития ряда отраслей междисциплинарного (научного и богословского) знания. Библейская археология — раздел библеистики, изучающая по древ-

ним памятниками историческую среду, где возникла Библия и происходили события священной истории .

Ныне в духовных заведениях Русской Православной Церкви в процессе обучения и по окончании курса учащиеся должны :

— ознакомиться с общей периодизацией и характеристикой основных археологических периодов библейских стран;

— иметь представление об основных методиках проведения археологических раскопок и датировки археологических находок;

— знать общий исторический фон и контекст событий Библейской истории на основании археологических данных;

— уметь согласовать научные данные и свидетельства Священного Писания;

— владеть способами обоснования историчности Священного Писания.

Христианская археология как направление исследований сложилось в западной науке и нацелено на изучение в основном материалов того периода I тысячелетия, когда христианство сформировалось, овладело умами огромных масс, очертило границы своей ойкумены и стало одним из основных факторов в сложении идеологии и культуры нового, постантичного мира .

Изначально раскопки памятников раннего христианства включали исследование катакомб, надгробных надписей, рисунков, картин и скульптур. К числу ценных археологических свидетельств относятся остатки литургических одеяний, храмовая утварь, бытовые предметы, монеты, медали и другие вещественные источники .

Необходимо учитывать, что многие из катакомбных фресок и барельефов, репрезентировали принципиально новые понятия и чувства, характерные именно для христиан. «Благой Вести» недостаточно было пребывать в прекрасной, но холодной классической «оболочке» — она «взрывает» ее. Умиротворяющая одухотворенность, неведомая жестокой и кровавой «Вавилонской блуднице», преобладала в произведениях художественной культуры христианства. Это проявляется в гармоничном строе религиозных изображений, в выборе сюжетов и в самой манере нанесения божественных ликов.

Раскопки показали, что именно античная базилика постепенно превратилась в «школу», в «классах» которой «вырабатывалась» собственная символика изобразительных и литургических образцов христианства. Одним из важных отличий христианской базилики от светской стало появление в восточной части здания апсиды, которая в архитектурном отношении приобретала либо форму полукруга, либо создавалась в виде трех, реже пяти, граней. Эти конструкции выступали частью знаковой системы христианства. Полукруг символизировал пещеру, три грани — Троицу,

пять граней «складывались» из образов Иисуса Христа и четырех евангелистов.

Базилики 1У-У вв. отличались особой монументальностью и пышностью декоративного убранства. Их конструктивные особенности хорошо известны: эти сооружения включали крещальню и ряд дополнительных церковных построек, они становились центром определенного архитектурного ансамбля.

Отметим, что методы христианской археологии формировались в ходе активных дискуссий. Так, известный российско-французский ученый А. Н. Грабар, отказавшись от формально-типологического подхода для объяснения генезиса христианской архитектурной традиции, в 1940-е гг. впервые поставил происхождение, обособление и развитие различных типов культовых сооружений (базилик и центрических храмов) в прямую зависимость от их предназначения и использования. Он развил идею о первоначальном разграничении двух главных функций христианского храма как места соборного богослужения и как места, где хранятся и почитаются реликвии и мощи мучеников. Грабар обосновал этим гипотезу о типологическом разделении христианской архитектуры на соборные базилики и центрические мартирии, прототипы будущих купольных храмов Византии .

Постепенно на Западе развитие теологии, библеистики, церковной истории и связанных с ними дисциплин сформировало три специальные отрасли, изучающие историю Священного Писания и Церкви при опоре на данные археологии: библейская археология базируется на материалах Ближнего Востока и Египта позднего каменного, бронзового и раннего железного веков; христианская археология изучает жизнь христианского мира в период от Рождества Христова до VII-VIII вв.; церковная археология исследует богослужение и церковную жизнь средневекового и постсредневекового периода. При этом достаточно широко распространен подход,

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

г

отождествляющий христианскую и церковную археологию .

В российской традиции церковная археология является одной из дисциплин восточнохристианской исторической ли-тургики, изучающей православное богослужение и символические толкования Божественной литургии. Содержание дисциплины, преподаваемых в духовных заведениях, составляет изучение церковного искусства .

В современных светских учебных заведениях курс «Церковная археология» может выступать как специализированная дисциплина одного из блоков по выбору Федеральных Государственных образовательного стандартов высшего профессионального образования по направлениям «Культурология» и «История искусств» последнего поколения.

Цель дисциплины — формирование у студентов навыков проведения церковно-археологического исследования на основе знания теории, категориального аппарата, истории и практики церковной археологии.

Задачи дисциплины — дать студентам системные знания об базовых понятиях церковной археологии, осветить основные этапы ее развития как научной и учебной дисциплины, определить её место в системе наук, раскрыть характер её методики.

Традиционно при изучении истории религии и культуры приоритет отдается

письменным и визуальным источникам. Специфика курса «Церковная археология» обусловлена тем обстоятельством, что изучение истории христианской церкви, формирования православной архитектуры и иконографического искусства осуществляется посредством археологической методики. Следует учитывать, что многие области истории культуры без археологии просто не существовали бы (например, история христианизации и церковного зодчества Древней Руси ). Информационные ряды, образованные вещественными источниками, могут существенно скорректировать хронологию и топографию памятников культуры.

Таким образом, методическая новизна курса заключается в практическом использовании археологических данных при рассмотрении типологии церковной архитектуры и христианского изобразительного искусства.

По окончании курса студент должен: иметь представление о месте церковной археологии в системе светских и богословских наук и основных этапах ее развития; владеть навыками описания и коллекционирования церковно-археологических памятников; атрибутирования, датировки, первичной группировки и систематизации материала; знать специфику анализа и интерпретации памятников церковной архитектуры и искусства.

ЛИТЕРАТУРА

1. Археология : / под ред. В. Л. Янина. — : Изд-во Моск. ун-та, 2006. — 605 с. : ил.

4. Василиадис Н. Библия и археология : . — : Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 2003. — 416 с.

5. Голубцов А. П. Из чтений по церковной археологии и литургике. — СПб. : Сатис, 1995. — 372 с.

7. Маккавейский Н. Археология истории страданий Господа Иисуса Христа. — 2-е изд., испр. — Киев: Пролог, 2006. — 376 с.

8. Мерперт Н. Я. Очерки археологии библейских стран. — М. : Библейско-богословский ин-т св. апостола Андрея, 2000. — 336 с., 8 л. ил.

11. Очерки по истории христианского Херсонеса / Отв. ред. С. А. Беляев. — СПб.: Але-тейя, 2009. — 324 с.

12. Покровский Н. В. Очерки памятников христианского искусства. — СПб. : Лига Плюс, 2000. — 412 с. : ил.

13. Райт Дж. Э. Библейская археология / Дж. Э. Райт. — СПб.: Изд-во Олега Абышко, 2003.

— 456 с.

16. Хрушкова Л. Г. Европейская христианская археология: традиция и новые подходы // Вестн. РГНФ. 2000. № 3. С. 94-105.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Археолог Кен Дарк проанализировал находки, сделанные в Израиле при проведении раскопок в Назарете, и обнаружил свидетельства того, что было описано в Библии.

Как сообщает Live Science, результаты масштабного исследования сведены в труде Кена Дарка, директора Назаретского археологического проекта. Назарет считается городом, в котором вырос Иисус. Однако из Библии известно, что в родном городе к нему относились неблагожелательно. Его не принимали даже некоторые члены его семьи.

Археологические раскопки позволили приоткрыть эту тайну. Они свидетельствуют о том, что люди из Назарета довольно долго отказывались принять римскую культуру и даже восстали против Римской империи около 70 года нашей эры.

Противостояние Назарета римским обычаям контрастировало с поведением жителей соседнего города под названием Сепфорис. Там римская культура процветала, большим спросом пользовались римские товары. Когда в Назарете было поднято восстание, в Сепфорисе чеканили римские монеты. Культурное разделение фактически создало невидимый барьер между этими городами.

По словам Дарка, его исследование не предназначено для того, чтобы пролить свет на Библию. Но результаты могут помочь объяснить некоторые библейские истории об Иисусе.

«Жители Назарета решительно отвергали римские ценности и обычаи, считая их нечистыми, что, возможно, контрастировало с некоторыми учениями Иисуса, — считает Дарк. — Идея о спасении, которую проповедовал Иисус, также могла вызывать споры у местных жителей, которые, возможно, стремились создать культурный барьер между собой и римлянами».

По его словам, учение Иисуса о религиозной чистоте не соответствовало представлениям жителей Назарета о чистом и нечистом. Горожане придерживались строгого толкования еврейского религиозного закона. Для этого им, видимо, даже пришлось уйти в подполье.

«Более чем за сто лет раскопок было найдено множество хранилищ и тайников в центре Назарета, относящихся к римскому периоду, — пишет в своем исследовании Дарк. — Имеются данные о развитом земледелии, карьерах и гробницах. Раньше ученые думали, что Назарет был очень маленьким поселением во времена Иисуса, возможно, не больше деревни. Но археологические находки говорят, что он был больше, чем первоначально предполагалось».

К слову, в Назарете археологи раскопали гробницы, которые назывались «кохим» и были вырублены в скалах. Входы в них закрывали большими камнями. Считается, что именно в такой гробнице был похоронен Иисус.

. Предисловие – 3_______ГЛАВА 1. СОТВОРЕНИЕ МИРА – 5
1. Шесть дней творения – 5
2. Адам и Ева – 16
3. Последствия первородного греха – 23_______ГЛАВА 2. ПЕРИОД ДОПОТОПНЫЙ – 26
4. Каиниты и Сифиты. Исполины – 26
5. Всемирный потоп – 32
6. Библейская хронология – 39_______ГЛАВА 3. ПЕРИОД ПОСЛЕПОТОПНЫЙ – 40
7. Жизнь Ноя и его детей после Потопа – 40
8. Вавилонское столпотворение – 41_______ГЛАВА 4. ПЕРИОД ПАТРИАРХОВ – 46
9. История библейской археологии – 46
10. Древняя Месопотамия – 67
11. Призвание Аврама. Мелхиседек – 126
12. Божественные откровения Аврааму – 130
13. Содом и Гоморра – 133
14. Авраам и Исаак, жертвоприношение – 135
15. Исаак – 138
16. Иаков – 141
17. Иаков-Израиль – 143
18. Иосиф – 146
19. Братья Иосифа в Египте – 149
20. Переселение Иакова в Египет – 151
21. История Иова Многострадального – 154_______ГЛАВА 5. ПЕРИОД ПРЕБЫВАНИЯ В ЕГИПТЕ – 156
22. Древний Египет – 156
23. Жизнь евреев в Египте – 245
24. Датировка исхода евреев из Египта – 247_______ГЛАВА 6. ПЕРИОД ВОЖДЕЙ – 252
Глава 6.1. Исход из Египта – 252
25. Моисей – 252
26. Казни египетские – 256
27. Пасха – 259
28. Переход через Красное море – 261
Глава 6.2. Путь к Синаю – 263
29. Горькие воды Мерры – 263
30. Манна – 264
31. Источение воды из скалы – 266
Глава 6.3. Получение Закона на Синае – 267
32. Синайское Законодательство – 267
33. Завет с Творцом – 272
34. Скиния – 276
Глава 6.4. Путь израильтян от Синая к Ханаану – 281
35. «Гробы прихоти» – 281
36. Возмущение Мариам и Аарона – 282
37. Осуждение на скитание в пустыне – 282
Глава 6.5. Сорокалетнее скитание в пустыне – 284
38. Возмущение Корея, Дафана и Авирона – 284
39. Наказание Моисея и Аарона – 285
40. Медный змей – 286
41. Благословение Валаама – 288
42. Последние дни Моисея – 289
Глава 6.6. Завоевание земли обетованной – 292
43. Переход через Иордан – 292
44. Падение Иерихона – 294
45. Взятие Гая – 296
46. Битва у Гаваона, солнцестояние – 297
47. Разделение земли обетованной – 299_______ГЛАВА 7. ПЕРИОД СУДЕЙ – 302
48. Древняя Палестина – 302
49. Хронология Периода судей – 330
50. Судьи Гофониил, Аод и Самегар – 331
51. Судьи Девора и Варак – 333
52. Судья Гедеон – 335
53. Судья Иеффай – 337
54. Судья Самсон – 339
55. Судья первосвященник Илий – 342
56. Судья и пророк Самуил – 345
57. История Руфи, истинная вера вне богоизбранного народа – 347_______ГЛАВА 8. ПЕРИОД ЕДИНОГО ЦАРСТВА – 349
58. Саул — первый царь богоизбранного народа – 349
59. Саул и Давид – 353
60. Давид — прославленный царь Израиля – 362
61. Соломон — мудрый и ревностный помазанник Божий – 372_______ГЛАВА 9. ПЕРИОД РАЗДЕЛЕННОГО ЦАРСТВА – 385
Глава 9.1. История Израиля и Иудеи – 385
62. Разделение царства – 385
63. Царство Израильское – 387
▪ История праведного Товита – 397
64. Царство Иудейское – 400
▪ Подвиг Иудифи – 416
Глава 9.2. Пророки в Период разделённого царства – 418
65. Пророк Илия – 419
66. Пророк Елисей – 424
67. Пророк Иона – 430
68. Пророк Амос – 434
69. Пророк Осия – 435
70. Пророк Исаия – 437
71. Пророк Иеремия – 441
72. Малые пророки в Иудее – 446_______ГЛАВА 10. ПЕРИОД ВАВИЛОНСКОГО ПЛЕНА – 452
73. Жизнь евреев в Вавилоне – 452
74. Пророк Иезекииль – 456
75. Пророк Даниил – 460
76. Вавилон под властью персов – 469
77. Освобождение иудеев из плена – 475_______ГЛАВА 11. ПЕРИОД ПОСЛЕПЛЕННЫЙ – 479
78. Второй храм – 479
79. Ездра и Неемия – 481
80. Пророки Аггей, Захария и Малахия – 487
81. История Эсфири и Мардохея – 492_______ГЛАВА 12. ПЕРИОД МЕЖЗАВЕТНЫЙ – 497
Глава 12.1. Иудея под властью греков – 497
82. Иудея под властью Александра Македонского – 500
83. Иудеи под властью египетских царей македонской династии Птолемеев – 504
84. Иудеи под властью сирийских царей македонской династии Селевкидов – 508
85. Ветхозаветные мученики за веру – 513
86. Освободительная война Маккавеев – 515
Глава 12.2. Независимость. Правление иудейской династии Маккавеев – 520
87. Симон Маккавей и его сын Иоанн – 520
88. Упадок династии Маккавеев – 522
Глава 12.3. Иудея под властью Рима – 525
89. Гиркан II – 525
90. Ирод Великий. Третий храм – 526
91. Иудеи рассеяния и всемирная проповедь о Мессии – 529_______Заключение – 535_______Периоды Священной истории Ветхого Завета – 537
Даты Священной истории Ветхого Завета – 537
Основные ветхозаветные прообразы – 538
Литература – 538
Алфавитный указатель имён учёных – 551
Алфавитный указатель библейских персонажей и географических наименований – 555

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *