Библейская история ветхого завета

Аннотация:
Архиепископ Вениамин (Борис Николаевич Пушкарь) — выпускник Московской Духовной Академии. В 1967 г. он защитил диссертацию по кафедре Основного богословия на тему «Доказательства бытия Божия и бессмертия души в философской системе Э. Канта и анализ их на основании христианского мировоззрения». В том же году был оставлен стипендиатом при кафедре Основного богословия, подготовил стипендиатский отчет на тему: «Немецкая философия XIX века и ее влияние на русскую религиозно-философскую мысль». С 1968 по 1992 г. преподавал Священную библейскую историю, а также вел курсы Основного богословия и формальной логики в Московской Духовной Академии. Всего преподавательский стаж в Московских духовных школах составляет 24 года. В 1988 г. Б. Н. Пушкарь был рукоположен в священники. В сентябре 1992 г. принял монашеский постриг с именем Вениамин, и в том же году по определению Святейшего Патриарха и Священного Синода русской Православной Церкви был назначен епископом Владивостокским и Приморским. В 1995 г. открыл Владивостокское Духовное училище, ректором которого является. Епископ Вениамин выступил с поддержкой инициативы ректора ДВГУ В.И. Курилова по открытию в университете образовательного направления «теология». На отделении теологии и религиоведения он читает курс библеистики. В 2001 г. издательство ДВГУ выпустило учебное пособие еп. Вениамина «Священная библейская история». Еп. Вениамин — член Петровской Академии наук и искусств. Он имеет многочисленные церковные, общественные и правительственные награды: Орден преп. Сергия Радонежского III степени, Орден св. благоверного князя Даниила Московского II степени, Орден св. Андрея Первозванного, Орден Дружбы народов.

См. также Священная Библейская история Нового Завета

Предисловие

Введение Святая Библия – Книга Книг Название и Содержание Библии О различных формах и способах выражения смысла Священного Писания О способах уяснения и изъяснения смысла Священного Писания Краткое содержание книги «Бытие» Глава I. Творение Богом Мира и Человека Ангельский мир Материальный мир Дни творения Первый день Второй день Третий день Четвертый день Пятый день Шестой день Седьмой день Сотворение первых людей и их блаженная жизнь в раю Грехопадение и его последствия Глава II. Допотопное и Послепотопное Человечество Род человеческий до потопа. Первая семья. Каин и Авель. Религиозно-нравственное состояние допотопного человечества Потомки Каина и Сифа Всемирный потоп Потомки Ноя Вавилонское столпотворение и рассеяние народов Начало идолопоклонства Глава III. Патриархальный Период Призвание Авраама и переселение его в обетованную землю Аврам в Египте Аврам разлучается с Лотом. Освобождение Лота из плена Четвертое богоявление Авраму Рождение Измаила Аврам получает имя Авраам Явление Бога Аврааму у дуба Мамрийского. Гибель нечестивых городов Рождение Исаака и изгнание Агари Принесение Исаака в жертву Богу Смерть Сарры и женитьба Исаака Смерть Авраама Исаак и его сыновья Хитрость Ревекки и Иакова Лестница Иакова Жизнь Иакова у Лавана Иаков покидает Харран Встреча с Исавом Дальнейший путь Иакова к дубраве Мамре Братья продают Иосифа измаильтянам Иосиф в доме Потифара Сны фараона Встреча Иосифа с братьями Иосиф открывается братьям Глава IV. Период Пребывания Евреев в Египте Переселение Израиля в Египет Смерть Иакова и Иосифа Положение евреев в Египте после смерти Иосифа Глава V. Призвание Моисея и выход Евреев из Египта Рождение и воспитание Моисея Призвание Моисея Казни египетские Установление Пасхи Исход из Египта Чудесный переход через Красное (Чермное) море Глава VI. Путь Евреев к Синаю Пустыня Сур Пустыня Син Рефидим Глава VII. У Горы Синай-Хорив Заключение Завета Синайское законодательство и его значение Завет утверждается жертвенной кровью Нарушение Завета Восстановление Завета Построение походного храма и его устройство Преобразовательное значение Скинии Ветхозаветное священство Глава VIII. Путь от Синая к Ханаану Чис. 10–14. Втор. 1:19–46 Гробы прихоти Асироф Пустыня Фаран Глава IX. Странствование по Пустыне Возмущение Корея, Дафана и Авирона Сомнения Моисея и Аарона Глава Х. К Земле Обетованной Числа гл. 20 Медный змей Дальнейший путь к обетованной земле Последние дни Моисея Глава XI. Завоевание Земли Обетованной Книга Иисуса Навина Чудесный переход через реку Иордан Падение Иерихона Взятие Гая Хитрость жителей Гаваона Битва у Гаваона Дальнейшее завоевание и разделение земли обетованной Глава XII. Период Судей Политическое положение и религиозное состояние Израиля после смерти Иисуса Навина Девора и Варак Гедеон Иеффай Самсон Первосвященник и судья Илий Рождение, воспитание и призвание к пророческому служению Самуила Гибель династии Илия и пленение Ковчега Самуил – пророк и судья Глава XIII. Период Царей Помазание Саула на царство Саул побеждает аммонитян Первое непослушание Саула Второе непослушание Саула Помазание Давида на царство Героический подвиг Давида Слава Давида и ревность Саула Открытое преследование Давида Саулом Смерть Самуила и Саула Воцарение Давида (1010–970 гг.) Иерусалим – столица царства Давида Расширение и укрепление царства Еврейского Нравственное падение Давида Мятеж Авессалома Воцарение Соломона и смерть Давида (970 г.) Соломон – Мудрый судья и правитель Построение Иерусалимского храма Богатство Соломона и нравственное его падение Разделение царства Еврейского на Иудейское и Израильское (930 г.) Краткий обзор истории царства Израильского (930–722 гг. до н.э.) Краткий обзор истории Иудейского царства (930–586 гг. до н.э.) Глава XIV. Деятельность Пророков 3 и 4 книги Царств Пророк Илия Пророк Елисей Пророк Иона Пророки Амос и Осия Пророк Исаия Пророк Иеремия Малые пророки в Иудее до вавилонского плена: Авдий, Иоиль, Михей, Наум, Аввакум, Софония Глава XV. Вавилонский Плен «На реках вавилонских» Пророк Иезекииль Пророк Даниил Друзья пророка Даниила в печи вавилонской Глава XVI. Персидское Владычество Падение Вавилонского царства Пророк Даниил, брошенный на растерзание львам Возвращение из плена Построение второго храма Деятельность священника Ездры Деятельность Неемии. Книга Неемии Глава XVII. Период Греческого Владычества (333–63 гг. до н.э.) Иудея под властью царей Египетских. Перевод Священного Писания на греческий язык Иудея под властью сирийских царей (199–143 гг.) Освободительная война под предводительством Маккавеев Глава XVIII. Правление Маккавейской (Асмонейской) Династии Глава XIX. Период Римского Владычества Царь Ирод Религиозно-нравственное состояние иудеев перед пришествием в мир Спасителя Фарисеи Саддукеи Ессеи Глава XX. Всеобщее Ожидание Спасителя Иудейские рассеяния Состояние языческого мира Приложение 1. Сокращенные обозначения книг Библии Книги Священного Писания Ветхого Завета Книги Священного Писания Нового Завета Послания апостолов: Послания апостола Павла: Сокращенные обозначения книг Библии в алфавитном порядке Ветхий завет Новый завет Приложение 2. Хронологическая таблица основных периодов и важнейших событий Библейской истории Ветхого Завета История Еврейского Народа История еврейского царства после разделения Приложение 3. Археологические Подтверждения Библейских Событий Предания о творении мира Предание о потопе Ученые о потопе В поисках Ноева Ковчега Вавилонская башня Ур Халдейский Харран – город древнего царства Мари Поиски Содома и Гоморры Дубрава Мамре Евреи в Египте Завоевание Ханаана Чудесный переход Иордана Следы завоевания Силом – религиозный центр Израиля Гива – столица царя Саула Смерть Саула Взятие Иерусалима Царица Савская Археологические следы от времени разделения Израильского царства до плена вавилонского (930–586 гг.) Дворец из слоновой кости Моавитский камень Черный обелиск Салманасара III Израиль – данник Ассирии Закат Израиля Падение Самарии Пограничный город Мицпа (Массифа) Нашествие Сусакима Канал Езекии Пленение вавилонское Годолия – губернатор Иудеи Закат Древнего Востока. Завоевания персов О чем рассказывает глиняный цилиндр Кира-освободителя? Приложение 4. Библейский Календарь Приложение 5. Библиография 1. Библейская История. Источник 2. Ветхий Завет: Вводные Труды 3. Ветхий Завет: Толкования 4. Библейская Археология. Библия и Вавилон 5. Библейская География 6. Древний Восток. Общие Труды. Источники 7. Ассирия и Вавилон 8. Атласы 9. Словари. Справочники. Библиография

Предисловие

Священная Библейская история по праву должна занимать первое место среди исторических наук, так как она является неисчерпаемым источником нравственного и высшего исторического воспитания для каждого более или менее способного к серьёзной интеллектуальной жизни человека.

Если любая история воспитывает гражданина родины и даёт умственное развитие, то Священная Библейская история в этом отношении стоит выше всех других историй, потому что ее предметом являются глубинные основы человеческого духа, в ней раскрываются глубочайшие законы всемирно-исторического развития. Она явно показывает, что в истории народов нет ничего случайного и произвольного, что всякая попытка «делать историю» бессмысленна и вредна, потому что все ждёт и требует «исполнения времен», а времена эти нельзя ни приблизить, ни отдалить.

Священная Библейская история ярко и поучительно раскрывает тайну домостроительства Божия, которая заключается в спасении отпавшего от Бога человека. Идея спасения человеческого рода является главной идеей всей библейской истории. Она показывает, как на протяжении тысячелетий идёт упорная борьба сил добра со злом за человеческие души. Выражаясь меткими словами великого русского писателя Ф.М. Достоевского можно так охарактеризовать все содержание Священной Библейской истории: «Тут дьявол с Богом борется, а поле битвы сердца людей».

Центром Библейской истории, к которому сходились все исторические пути в прошлом и от которого они расходятся в грядущее будущее, является Голгофа, увенчанная Крестом Господа нашего Иисуса Христа. Христос есть начало и конец, альфа и омега всей истории спасения рода человеческого. Но, говоря о главной идее Священной истории, надо всегда помнить, что Библейские сказания не являются, как это утверждают скептики, какой-то фантазией человеческого религиозного ума, не имеющей ничего сходного с историческим прошлым. Священная история описывает реальные события, которые имели и имеют место в истории человеческого рода. Об этом свидетельствует не только верующее человеческое сердце; но и современная историческая наука.

В исторической науке в настоящее время совершается необычайное движение благодаря тем изумительным открытиям, которые делаются на забытом пепелище исторической жизни древних народов Ближнего Востока. С того счастливого часа, когда археологи и историки, не ограничиваясь пером, взялись за заступы и лопаты и начали раскапывать мусор развалин в долинах Нила, Тигра и Евфрата, а также и в других районах Ближнего Востока, перед взором исследователей открылся целый мир нового исторического знания: бледные и тощие страницы истории древних народов чрезвычайно оживились и расширились, открыто было даже существование новых, совершенно неизвестных до этого народов и монархий, знание о которых пролило новый свет на всю судьбу древнего человечества.

Из-под песков пустыни археологи извлекли на поверхность замечательные памятники забытых культур – святилища и гробницы фараонов, а также руины храмов и царских дворцов Хорсабада, Ниневии, Вавилона, Ура, Угарита и многих других древних городов Месопотамии и Сирии. В раскопках найдено бесчисленное количество письменных документов, буквально целые огромные библиотеки и архивы. Так, например, в руинах дворца ассирийского царя Ашшурбанипала в Ниневии сохранилось 30 тысяч глиняных табличек с клинописными текстами: здесь и дипломатическая переписка, и трактаты, и молитвы, и литературные памятники, и религиозные языческие мифы минувших веков, в том числе эпос о Гильгамеше, содержащий рассказ о Всемирном потопе.

В середине минувшего века археологические раскопки начались также и в Палестине. Уже обнаружено большинство городов, названия которых мы ранее знали только из Библии. В развалинах этих городов найдено подтверждение подлинности ряда фактов, упоминаемых в Библии. Благодаря стараниям археологов из-под толщи пылевых наносов и мусора на поверхность земли для взора современного человека явились остатки зданий времен Саула, Давида, Соломона, а также следы опустошительных вторжений в Палестину арамейцев, ассирийцев и халдеев.

Все эти необычайные археологические открытия нам дороги тем, что они тесно связаны с библейской историей, и не только проливают на нее много нового света, уясняя часто самые трудные ее страницы, но и дают чудесное подтверждение многих библейских фактов и событий, которые до этого могли безнаказанно отвергаться критикой скептицизма. Все это говорит о том, что наша вера в истинность библейских сказаний не слепая, и особенно, в наш скептический век она подтверждается множеством археологических находок. Вот уже поистине справедливы слова Господа нашего Иисуса Христа, что камни будут прославлять Бога, если сердца человеческие сделаются неспособными к этому! (Лк. 19:40).

Аудио

Александр Павлович Лопухин — выдающийся русский ученый-библеист, богослов и писатель. Его имя занимает одно из первых мест в ряду имен выдающихся российских исследователей Библейских текстов. Лопухин собрал и проанализировал огромный хронологический, археологический, исторический и этнографический материал, что позволило ученому составить монументальный труд по Библейской истории Ветхого и Нового Завета. Комментарии Лопухина к книгам Священной Писания выдержали до 1917 года около 20 изданий, и не теряют своей актуальности сегодня благодаря необыкновенно глубокому осмыслению Библейской истории. И сегодня мы предлагаем вашему вниманию новое издание этого труда. Он вышел в свет в Издательстве Бертельсманн Медиа Москау и называется «Библейская история. Ветхий Завет. Новый Завет». ***

Впервые «Библейская история» под редакцией профессора Александра Павловича Лопухина публиковалась в С. Петербурге, с 1904 по 1913 год, в виде бесплатного приложения к журналу «Странник». Приступая к изданию этого труда, редакция журнала отмечала, что «она идет навстречу самой настойчивой и насущной потребности нашего духовенства и всего общества. С каждым годом Библия все более распространяется и в обществе, и в духовенстве, и недалеко то время, когда она сделается настольной книгой во всяком благочестивом доме. Но к великому несчастью, дух злобы и отец лжи даже из этого чистейшего источника истины делал и теперь делает источник всякого рода заблуждений, Дать пастырям Церкви, как и всем вообще любителям чтения Слова Божия, пособие к правильному разумению Библии, оправданию и защите истины от искажения ее лжеучителями, а также и руководство к уразумению многих неясных в ней мест — вот цель настоящего издания».

В этой книге автор открывает нам историческое значение изложенных в Библии фактов, доказывает, что библейские рассказы о сотворении человека, грехопадении, потопе, смещении языков имеют под собой реальную историческую основу. В книге приводится множество объяснений быта, реалий, традиций того времени, когда была создана Библия, которые помогают понять глубину и смысл Библейского Писания. В предисловии к первому изданию Лопухин отмечал: «В исторической науке в настоящее время совершается необычайное движение, именно благодаря тем изумительным открытиям, которые делаются на забытом пепелище исторической жизни древних народов Востока.

С того счастливого часа, когда историки, не ограничиваясь пером, взялись за заступы и лопаты и начали раскапывать мусор развалин в долинах Нила, Тигра и Евфрата, равно как и в других странах исто­рического Востока, перед взорами исследователей от­крылся целый мир нового исторического знания: бледные и тощие страницы истории древних народов чрезвычайно оживились и расширились, открыто было даже существование новых, совершенно неизвестных дотоле народов и монархий, знание о которых пролило новый свет на всю судьбу древнего человечества. Эти необычайные открытия получили еще больше значения вследствие того, что они оказались в бли­жайшем соотношении с библейской историей, и не только пролили в нее много нового света, уясняя часто самые темные ее страницы, но и представили почти чудесное подтверждение многих библейских событий и фактов, которые дотоле могли безнаказанно под­вергаться критике скептицизма».

По словам Александра Павловича, данное «обстоятельство чрезвычайно оживило интерес к библейской истории, которая перестала быть сухой специальностью богословов, а привлекает теперь внимание и светских уче­ных историков, и всего образованного общества всех цивилизованных народов. Интерес этот заметен и у нас; но, к сожалению, у нас он доселе еще не выходил из узких рамок кружка специалистов, и для нашего общества, собственно, доселе буквально не имеется ни одной такой общедоступной книги, которая бы могла служить руководством или введением к этой глубоко интересной и в высшей степени поучительной области знания. Удовлетворение этой, по мнению Лопухина, на­сущной потребности, отчасти и имеет в виду настоящая книга.

В своих главных частях она была составлена за несколько лет до своего выхода в свет и предназначалась лишь в качестве конспекта для личных кабинетных занятий ученого-библеиста. Но сознание указанной выше глубокой потребности побудило его обработать этот конспект в таком виде, чтобы он хоть в малейшей мере мог дать связный и живой курс библейской истории с привнесением в него главнейших черт из неисчерпаемого богатства новейших библейско-исторических иссле­дований. Свое «руководство» автор предназначал для чтения вообще, но особенно желал бы, чтобы оно нашло доступ в среду учащегося юношества. По глубокому убеждению автора, библейская история может стать неисчерпаемым источником нравственного и высшего исторического воспитания для всякого более или менее способного к серьезной умственной жизни человека.

По словам профессора Лопухина, «всякая история есть воспитательница ума и сердца и учительница мудрости; но библейская история в этом отношении стоит выше всех других историй, потому что предмет ее — центральные пункты духовной жизни человечества. В ней раскрываются глубочайшие законы всемирно-исторического развития. Она яснее всего может показать, что в истории народов нет ничего случайного и про­извольного, что всякая попытка «делать историю» бессмысленна и вредна, потому что все ждет и требует «исполнения времен», которого нельзя ни приблизить, ни отдалить. Вместе с тем, она представляет ряд глубоких житейских опытов величайших характеров, которые своими добродетелями и не менее своими пороками широко раскрывают дверь в самую глубь духовной жизни человека. Тем самым преподаются глубочайшие уроки для всякого обладающего достаточно живым нравственным чувством для того, чтобы воспринимать подобные поразительные опыты.

*** Первое издание этого труда в начале 20 века, по словам автора, было встречено живым сочувствием духовной и светской печати, не только русской, но и заграницей, и несмотря на значительное количество напечатанных экземпляров, разошлось сравнительно в короткое время и несколько лет не имелось в продаже. Так как требования на него не прекращались, то было решено сделать второе издание. А после еще и еще. По сей день, «Библейская история» Лопухина остаётся единственным по полноте, корректности и детальности изложения русскоязычным толкованием Священного Писания. И как прежде предназначен широкому кругу читателей.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *