Библейская притча

Библейские притчи для учащихся 4-5 класса

Притча о злых виноградарях

В Иерусалиме Христос каждый день учил народ в храме. Первосвященникам и старейшинам иудейским Он рассказал такую историю.

Один хозяин насадил виноградник, окружил его оградой и построил сторожевую башню, а после этого нанял работников, чтобы они выращивали его виноград и собирали урожай, а сам отлучился.

Наконец пришло время сбора урожая. Хозяин послал в виноградник своих слуг, чтобы они получили от работников то, что было собрано.

Но виноградари схватили слуг и одного избили, другого убили, а третьего побили камнями. Хозяин узнал об этом и послал новых слуг. Теперь их было больше, чем в первый раз. Но виноградари и с ними поступили так же преступно, как с первыми.

Хозяин подумал и послал к ним своего сына, надеясь, что уж его-то они постыдятся.

Однако, увидев хозяйского сына, виноградари решили: «Это наследник. Пойдём убьём его и завладеем наследством его».

Так и сделали.

«Когда придёт хозяин виноградника, что сделает он с этими виноградарями?» — спросил Христос.

«Злодеев сих предаст злой смерти, а виноградник отдаст другим виноградарям, которые будут отдавать ему плоды во времена свои», — отвечали Ему.

«Отнимется от вас Царство Божие и дано будет народу, приносящему плоды его».

И поняли первосвященники и старейшины иудейские, что это о них говорил Христос в притче.

Притча о Мытаре и Фарисее

Предостерегая всех нас от гордости и хвастовства, от высокомерного отношения к другим людям, Иисус Христос рассказал такую притчу.

Два человека вошли в храм: один был фарисей, другой — мытарь, то есть сборщик налогов.

Фарисей стоял и молился так:

«Боже! Благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди, грабители, обидчики, прелюбодеи, или как этот мытарь: пощусь два раза в неделю, даю десятую часть из всего, что приобретаю».

Мытарь же, которого все презирали, пробравшийся в дальний угол храма, не смел даже глаз поднять на небо. Он ударял себя в грудь и тихо повторял:

«Боже! Будь милостив ко мне, грешнику!»

Закончив притчу, Христос сказал, что мытарь пошёл в дом свой более оправданным, чем фарисей, «потому что всякий, возвышающий сам себя, унижен будет, а унижающий себя возвысится».

Притча о немилосердном заимодавце

Апостол Пётр спросил Иисуса Христа:

«Господи, сколько раз прощать брату моему, согрешающему против меня? До семи ли раз?»

«Не говорю тебе: до семи, — ответил Иисус, — но до седмижды семидесяти раз».

И Христос рассказал историю про царя, который однажды решил получить долги со своих слуг. Слуги были должны ему много денег. Особенно один — целых десять тысяч серебряных монет. А так как бедняга жил очень бедно и ему нечем было заплатить, то государь приказал продать его жену, детей и дом.

Услышав это, слуга пал перед ним на колени и, рыдая, принялся умолять:

«Государь! Потерпи на мне, и все тебе заплачу».

Царю стало жаль раба, и он простил ему долг. Слуга очень обрадовался. Он вышел из царского дворца и отправился к своему товарищу, который когда-то взял у него сто монет.

«Отдай мне, что должен», — потребовал слуга, схватив его за горло.

«Потерпи на мне, — попросил товарищ, — и всё отдам тебе».

Но тот не захотел, а пошел и посадил несчастного должника в темницу. Товарищи его очень огорчились и отправились всё рассказать царю.

Тогда царь снова позвал своего слугу:

«Злой раб! Весь долг тот я простил тебе, потому что ты упросил меня. Не надлежало ли и тебе помиловать товарища твоего, как и я помиловал тебя?»

И, разгневавшись, приказал отвезти этого слугу в тюрьму.

«Так и Отец Мой Небесный, — сказал Иисус Христос, — поступит с вами, если не простит каждый из вас от сердца своего брату своему согрешений его».

Притча о блудном сыне

И ещё Христос рассказал им притчу о человеке, у которого было двое сыновей. Младший сын попросил у отца свою часть наследства и отправился в дальнюю страну, где очень скоро промотал своё состояние.

Случилась в той стране засуха. Юноша нанялся пасти свиней. Бедняга так оголодал, что был рад той пище, которую ели свиньи, но ему не давали её. Одежда его изорвалась, башмаки развалились, и наступил день, когда ему стало нечем прикрыть своё тело.

И тогда он одумался и решил вернуться домой. Когда юноша подходил к родному селению, отец увидел его, бросился навстречу, обнял и расцеловал.

«Отче, — сказал юноша, — я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим».

И отец приказал своим слугам:

«Принесите лучшую одежду, и оденьте его, и дайте перстень на руку его и обувь на ноги; и приведите откормленного телёнка и заколите; станем есть и веселиться! Ибо этот сын мой был мёртв и ожил, пропадал и нашёлся».

И слуги с радостью бросились исполнять повеление своего хозяина.

Узнав об этом, старший сын рассердился на отца:

«Вот, я столько лет служу тебе… но ты никогда не дал мне и козлёнка, чтобы мне повеселиться с друзьями моими. А когда этот сын твой, расточивший имение своё с блудницами, пришёл, ты заколол для него откормленного телёнка».

«Сын мой! — ответил отец с любовью. — Ты всегда со мною, и всё моё твоё. А о том надобно было радоваться и веселиться, что брат твой сей был мёртв и ожил, пропадал и нашёлся».

Притча о сеятеле

Иисус Христос сидел на берегу Геннисаретского озера. Вокруг Него собралось множество людей. Каждому хотелось услышать слово Учителя. Тогда Иисус вошёл в лодку и, отплыв немного от берега, стал поучать народ. Сначала Он рассказал притчу о сеятеле.

Вышел человек сеять зерно. И когда он разбрасывал зёрна, некоторые упали возле дороги. Прилетели птицы и склевали их.

Другие зёрна упали на каменистые места, где земля была неглубокой. Зерна проросли, однако, когда взошло солнце, ростки быстро засохли, потому что у них не было корней.

Какие-то семена упали в заросли сорняка, и он заглушил их.

Но некоторые зёрна попали на добрую почву и принесли хороший урожай.

Закончив притчу, Христос объяснил ученикам её смысл.

Ко всякому, кто слушает слово о Царствие Божием и не понимает его, приходит лукавый и похищает посеянное — вот кого можно назвать зерном, посеянным при дороге.

А посеянное на каменистых местах — это те, кто слышат слово и тотчас с радостью принимают его. Но эти люди не имеют в себе корня и непостоянны. Как только изменится у них настроение или почувствуют они гонение, так и забудут услышанное.

Посеянное же среди сорняков означает тех, кто слышит слово, но суета и погоня за богатством заглушают его.

Посеянное же на доброй земле означает слышащего и понимающего Слово Божие. Такие люди и приносят добрый урожай.

Рекомендуем посмотреть:

Платонов «Ещё мама»

Былины для учащихся 4 класса

Сказки русских писателей, 4 класс

Стихи о природе, 4 класс

Житков «Как я ловил человечков»

Книга Притчей Соломона.

Книга Притчей — это книга наставлений в области морали и этики, затрагивающая многие аспекты жизни человека. Содержащиеся в ней наставления учат читателей, как жить благочестиво и мудро, как избегать на своем пути ловушек, которые люди расставляют самим себе и друг другу в результате неразумного и неугодного Богу поведения.

Должное и недолжное отношение к вещам, похвальные и непохвальные свойства характера, приличное и неприличное поведение — обо всем этом постоянно говорится на страницах Притчей в сжатой, но затрагивающей ум и сердце манере. Воистину это «Божья книга вразумления», сокровищница Его мудрости.

Если бы израильтяне жили в согласии с Божьими постановлениями и законами, то они были бы мудрым и разумным народом в глазах окружающих (Втор. 4:5-6). Это же относится и к верующим всех времен, потому что «Закон Господа… умудряет простых» (Пс. 18:8). Притчи — это книга, расставляющая некоторые важные акценты на том, что сказано в других книгах Ветхого Завета, и тем самым как бы дополняющая их.

Автор.

Может быть, они жили в до-соломоново время, и царь Соломон позднее собрал их высказывания и афоризмы, добавив их к тому, что создал сам. А, может быть, неизвестные мудрецы были современниками Соломона, и написанное ими было добавлено к книге неким анонимным редактором. Автором притчей, составивших раздел V (главы 25-29), опять-таки был царь Соломон, но «собрали их мужи Езекии» (25:1).

Они составляли штат многочисленных писцов при этом царе-реформаторе (о религиозных реформах Езекии читайте в книгах 2-Пар. и 4-Цар.); эти притчи они, очевидно, извлекали из царских архивов, возможно, восстанавливали их на основании устных преданий. Происходило это в конце 8-го — начале 7-го века до Р. Х., поскольку Езекия царствовал с 729 по 686 гг.до Р. Х.

Разделы VI (глава 30) и VII (31:1-9) принадлежат неким Агуру и царю Лемуилу, соответственно. Возможно, оба они были арабами, во всяком случае не израильтянами; о них в сущности ничего не известно.

Раздел VIII (31:10-31) мог быть продолжением «слов», Лемуила (31:1), но он построен как акрост (в алфавитном порядке), да и стилистически отличается от «слов Лемуила» производя впечатление «независимого» произведения. Если это действительно так, то автор его неизвестен.

Свою окончательную форму книга Притчей приняла не ранее времени царя Езекии (судя по 25:1), т. е. примерно через 300 лет после Соломона. Не известно, участвовали ли упомянутые выше «мужи Езекии» в составлении всей книги Притчей Соломона. Конечной датой ее появления принято считать примерно 700-ый год до Р. Х.; полагают, что писания Агура и царя Лемуила возникли раньше этой даты. Несомненно, процесс как написания, так и собирания притчей направлялся Святым Духом, Божественным Автором всего Священного Писания (2-Тим. 3:16).

Логично, что автором большей части книги Притчей был царь Соломон — ведь он был мудрейшим из людей древнего Востока (3-Цар. 4:29-31,34), которому приписывалось создание 3000 притчей (3-Цар. 4:32; сравните Еккл. 12:9). Под водительством Святого Духа он отобрал, однако, лишь несколько сот их для включения в Писания. Полагают, что книгу Песнь Песней царь Соломон написал в раннюю пору своей жизни, Притчи — в среднюю пору, а книгу Екклесиаст — в конце жизни, в результате глубокого осмысления прожитых лет и своего жизненного опыта.

Цель написания.

Целей было пять, и все они перечислены во вступительных стихах (1:2-4,6):

Однако все пять целей можно было бы свести к одной: помочь читателю овладеть искусством мудрой жизни.

Наставляя юношей, родители и учителя прибегали к притчам, благодаря чему весь процесс обучения становился живым и увлекательным, он вел к постепенному умственному созреванию, в процессе чего они обретали способность делать мудрые выборы.

Понятие мудрости обозначается на страницах книги Притчей несколькими словами, более или менее синонимичными друг другу. Чаще всего, 45 раз, употребляется еврейское слово «хокма». В Ветхом Завете этим словом определяли любой вид искусства, высокого умения, шла ли речь о ремесленниках, моряках, певцах, плакальщицах, управляющих или советниках. Все они, будучи знающими, опытными в своей области, по праву почитались «искусными», и в этом смысле «мудрыми».

То же и в духовной сфере: в подходе к Богу мудрость присуща тому человеку, который держится путей, угодных Ему, на основании своих познаний и опыта. Таким образом, с точки зрения библейской «литературы мудрости» (которая не ограничивается книгой Притчей Соломона), быть мудрым означает быть «искусным» в благочестивой жизни. Можно сказать об этом и так: иметь Божью мудрость значит быть способным чтить Бога всей своей жизнью. Многие древние культуры на Ближнем Востоке создали свои «писания мудрости» (раздел «Об отношении Притчей к другой древней литературе мудрости»).

И хотя книга Притчей в известном смысле с этой литературой схожа, она содержит в себе и нечто присущее лишь ей. Как и в упомянутой литературе, в Притчах восхваляются практическая дальновидность, острота ума и проффесиональное мастерство, но только в Притчах подчеркивается, что праведная жизнь в согласии с высокой моралью невозможна без таких взаимоотношений с Господом, которые угодны Ему. То положение, что «Начало мудрости — страх Господень» (1:7; 9:10), делает древнееврейскую концепцию мудрости уникальной. (сравните с 14:16 — «Мудрый боится» (Господа); обратите также внимание на 15:33, на Иов. 28:28 и на Пс. 110:10.) Итак, мудрость в библейском смысле слова начинается с выработки в себе правильного отношения к Богу. Под «боязнью Господа» в Библии подразумевается глубокое почитание Его за то, Кем Он является, доверие и повиновение Ему, поклонение и служение. По определению еврейских мудрецов, «хокма» дается лишь тем, кто почитает Бога и следует Его слову.

Литературный стиль книги Притчей Соломона.

2. Параллелизм. Язык притчей от начала до конца поэтический. Наиболее характерной чертой древней еврейской поэзии является так называемый поэтический параллелизм, обычно предполагающий взаимосвязанность двух строк стиха смысловым «параллелизмом». При синонимическом параллелизме построение мысли, «термины», в которых она выражается в одной строке, синонимичны таковым в другой строке; порой они как бы образуют «пару» (к примеру, 1:2; 2:11). При параллелизме противопоставления одна строка (фраза), напротив, составляет контраст по отношению к другой (10:1; 11:1).

По принципу именно такого параллелизма построено большинство стихов в главах 10-15. При эмблематическом параллелизме одна строка «высвечивает» другую посредством сравнения или метафоры (к примеру, 10:26; 25:12,23). В случае синтетического параллелизма вторая фраза (строка) просто продолжает мысль, выраженную в первой. Иногда во второй фразе указывается на результат того, о чем говорится в первой (3:6; 16:3).

Не все стихи в Притчах имеют по две строки (фразы); некоторые имеют их по три (к примеру: 1:27; 6:13,17; 27:22; 30:20,32-33; 31:4), а иногда и по четыре (таких, правда, немного): 30:9,14-15,17,19; один стих (30:4) содержит целых шесть строк. В трехстрочных стихах строки могут быть сзязаны между собой как по принципу синонимического, так и по принципу синтетического параллелизма (в пределах одного стиха); к примеру, в 27:27 вторая строка «синтетически параллельна» первой (она дополняет выраженную в ней мысль), тогда как третья строка связана со второй по принципу синонимического параллелизма. Обычно, хотя и не всегда, вторая строка (фраза) не просто повторяет слова или мысль первой строки, но развивает их, дополняет, «расшифровывает», подчеркивает, либо содержит в себе противоположную или альтернативную мысль.

Один из распространенных методов изучения притчей сводится к следующему: стихи, трактующие одну и ту же тему, «сводятся воедино» — для последующего анализа всего, что говорится в них на эту тему. В ряде стихов книги отражена сельская или городская жизнь; в других — человеческие контакты: деловые, личные, социальные; в третьих — гражданские и семейные взаимоотношения; в четвертых и пятых — моральные нормы и внутренние побудительные мотивы, движущие людьми. Не удивительно, что книга Притчей Соломона имеет столь универсальное применение.

Мало сказано в ней о посмертном существовании, акцент постоянно делается на земном существовании, на том, что именно в нем воздается и за праведную и за неправедную жизнь (толкование на Еккл. 2:24-26; 11:9). Мысль о том, что от выбора, который делает человек, зависит для него очень многое, подчеркивается в книге Притчей Соломона. Подчеркивается в ней и то, насколько важна связь человека с Богом. Только тот, кто боится Господа и доверяет Ему, может жить благочестиво, т. е. мудро. И лишь тот, чье отношение к Богу правильно, имеет и правильные взаимоотношения с другими людьми.

Среди памятников египетской и вавилонской «литературы мудрости» имеются несколько «сборников» поговорок, изречений и афоризмов; другие непременно включают в себя какое-то количество их. Вот несколько названий, входящих в египетскую «литературу мудрости»: «Наставления визиря Пта-Хотепа» (примерно 2450 г. до Р. Х.); в них содержатся советы, как преуспеть на государственной службе. «Наставления Амен-ем-Хета» (около 2000 г. до Р. Х.); здесь отец делится с сыном горестными мыслями о том, как разочаровали его люди, которым он покровительствовал. «Наставления Амен-ем-Опа» (примерно 1300-900 гг.до Р. Х.) представляют собой поучения царя, адресованные сыну, по различным жизненным вопросам; в них встречаются слова и выражения, сходные с теми, что находим в Притчах (типа «Послушай, сын мой», «стезя жизни» и т. п.)

То обстоятельство, что некоторые высказывания в «Наставлениях Амен-ем-Опа» параллельны отдельным частям книги Притчей (в той части, к примеру, как Прит. 22:17 — 24:22), поставило перед исследователями вопрос, не заимствовали ли авторы Притчей из этого египетского источника, или, напротив, египетский писатель заимствовал у них, либо и те и другие писания складывались независимо друг от друга, и сходство между ними объясняется общностью тем и подхода к ним, забот и интересов. Попытка ответить на этот вопрос делается в комментариях на 22:17 — 24:2.

К произведениям вавилонской «литературы мудрости» относят «Мудрые советы» (примерно 1500-1000 гг. до Р. Х.) «Аккадские пословицы» (примерно 1800-1600 гг.до Р. Х.) и «Слово Ахикара» (примерно 700-400 гг.до Р. Х.); все они включают в себя поговорки, пословицы, изречения, афоризмы. То, что некоторые изречения, имеющиеся в Притчах, схожи с таковыми в египетских и месопотамских литературных памятниках, отнюдь не «аннулирует» богодухновенности книги Притчей, являющейся частью Священного Писания.

Авторы этой книги, руководимые Святым Духом, записывали те мысли и наставления, которые были угодны Богу, и поэтому впоследствии они вошли в библейский канон. Важно заметить и следующее: большинство внебиблейских писаний носят более светский характер нежели книга Притчей, и сказанное в них порой звучит откровенно грубо. Характерный же для Притчей акцент на страхе Божьем в других подобных произведениях практически отсутствует. Так что несмотря на известное сходство с этими произведениями, книга Притчей Соломона во многом уникальна.

План книги:

I. Вступление (1:1-7)

А. Об авторе к литературной форме (1:1)

Б. Цель книги (1:2-6)

В. Тема книги (1:7)

II. Соломон о значении мудрости и критериях ее (1:8 — 9:18)

А. Мудрость — в уважительном отношении к родительским наставлениям (1:8-9)

Б. Мудрость хранит от несчастья (1:19-33)

В. Нравственное значение мудрости (глава 2)

Г. Благословения мудрости (3:1-12)

Д. Высокая чем мудрости (3:13-20)

Е. О значении мудрости во взанмоотношениях с другими людьми (3:21-35)

Ж. Призыв «приобретать мудрость» и любить ее (4:1-27)

З. Мудрость спасает от греха прелюбодеяния (глава 5)

И. Мудрость хранит от нищеты (6:1-11)

К. Мудрый избегает раздоров (6:12-19)

Л. Мудрость хранят от распутства (6:20 — 7:27)

М. Премудрость являет себя в добродетелях и последствия ее благодатны (8:1-21)

Н. Мудрость, явленная Господом в творении (8:22-36)

О. Призывы мудрости и безрассудства; в противопоставлении их подводится итог значению мудрости (глава 9)

III. Притчи Соломона (10:1 — 22:16)

А. Притчи, противопоставляющие праведную жизнь неправедной (главы 10-15)

Б. Притчи, восхваляющие праведную жизнь (16:1 — 22:16)

IV. Высказывания мудрых (22:17 — 24:34)

А. Тридцать высказываний мудрецов (22:17 — 24:22)

Б. Дополнительные высказывания мудрецов (24:23-34)

V. Притчи Соломоновы, собранные «мужами Езекии» (главы 25-29)

VI. Изречения Агура (глава 30)

А. Вступление (30:1)

Б. Знание о Боге (30:2-9)

В. Наблюдения над жизнью (30:10-33)

VII. Слова Лемуила (31:1-9)

VIII. О добродетельной жене (31:10-31)

Вы можете больше узнать о Боге и о Библии на сайте Библия о Боге

В Новом Завете, главном христианском сборнике книг, особо высокое место занимают притчи Христа. Обучение людей религиозной грамотности в христианскую эпоху в большей степени происходило и поныне происходит через пересказ и толкование этих кратких рассказов. Что такое притча, почему Христом был избран такой способ обучения людей Царству и насколько вольную она позволяет трактовку?

Когда что-либо приходится объяснять людям непонимающим, важно всегда в первую очередь учитывать, что люди слабо способны усваивать даже простые вещи не по причине вовсе их какой-то умственной отсталости, а из-за того, что весь багаж их знаний о самом даже предмете разговора разрознен, отрывочен, а то и вовсе неверен. Прежде всего, люди часто не знают, о чём говорят. На свете много вещей, понятия о которых имеется лишь у профессионалов, и с каждым столетием, а теперь уже десятилетием и чуть ли не с каждым уже годом, таких вещей становится все больше.

Как правило, для пользования большей частью непонятных предметов для масс создаются интерфейсы связи. С религией дело обстоит точно так же. Религия настаивает на том, что знать все духовные премудрости способны лишь духовные профессионалы. Всякие рабби, аввы и всё, что выше их, тоже, конечно. Они, в свою очередь, всегда готовы предоставить «интерфейс связи», а как оно работает, народ всё равно не поймёт: «Этот народ невежда в законе, проклят он» (Иоан.7:49). Христос, как мы помним, профессионалов не любил. Говорил, что они специально делают из простого сложное, чтобы без них не обходились, а профессионализм их весь липовый, потому что говорят, о чем не имеют ни малейшего понятия. Ругался с ними. И метод обучения избрал такой, каким религиозные профессионалы обычно не пользуются.

Итак, в первую очередь всегда приходится начинать с закона тождества. Определить предмет разговора. Но как этого добиться с учётом того, что профессионалы уже поработали и сдвинули мозги населению настолько, что прежде потребуется разъяснить что тут неверно, а то и прямая ложь? Это займёт не просто кучу времени, под такие задачи всех придётся сперва образовать где-нибудь в Кембридже. Для того чтобы в людях пробудить и обострить чуткость к восприятию знаний издавна существует язык образов, метафор. Метафора может служить акселератором смысла, позволяя кратчайшим, быстрейшим способом эффективно донести и закрепить не самую простую для восприятия мысль, которая, будь она высказана сухим «учительским» языком с использованием всего доказательного аппарата, скорее всего, прошла бы мимо, не отложилась бы и не усвоилась. Да и забылась бы почти тотчас. Любое объяснение должно пройти процедуру формализации, и процесс этот в профессиональном исполнении может быть очень непростым и долгим. Разговорный, естественный язык не приспособлен для объяснений. У Чапая нет слов, он раскладывает на столе картошку — всё становится ясно. Во избежание долгих переговоров о значениях в обыденном, разговорном языке люди, чтобы не передраться, давно интуитивно научились ради абстрагирования использовать метафоры, когда требуется не просто поделиться некоторой информацией, но и приложить объяснение, и этот навык стал уже свойствен людям.

Метафора может отлично справляться с такой задачей, создавая своего рода локальную формальную систему, понятную собеседнику, в рамках которой смысл легко удерживается, не расползается по множеству сторонних, всякий раз двоящихся смыслов. Понятно же, что эта формальная система удерживает тот смысл, ради которого образовалась, и не может, не имеет даже права претендовать на объяснение всего на свете, и так же объяснять другую мысль, к ней не относящуюся. Христос, понимая, что люди вокруг него собирались простые, умом не великие, использовал в обучении Царству этот народный язык метафор — запоминающихся и узнаваемых образов, наделяя их необходимым значением, говорил с людьми притчами. И так учение становилось более-менее понятным народу. По крайней мере тем, кто понять хотел. В качестве примера можно привести притчу о рабах ничего не стоящих, из 17 главы Евангелия от Луки, где Иисус одной краткой метафорой вернул вопрос в осмысленное русло и после этого дал ответ: «И сказали Апостолы Господу: умножь в нас веру. Господь сказал: если бы вы имели веру с зерно горчичное и сказали смоковнице сей: исторгнись и пересадись в море, то она послушалась бы вас. Кто из вас, имея раба пашущего или пасущего, по возвращении его с поля, скажет ему: пойди скорее, садись за стол? Напротив, не скажет ли ему: приготовь мне поужинать и, подпоясавшись, служи мне, пока буду есть и пить, и потом ешь и пей сам? Станет ли он благодарить раба сего за то, что он исполнил приказание? Не думаю. Так и вы, когда исполните все повеленное вам, говорите: мы рабы ничего не стоящие, потому что сделали, что должны были сделать».

Здесь сказано, что вера — это не капитал и не имущество, чтобы ей умножаться, ей достаточно быть живучей, если бы вы относились к ней как к зерну горчицы, то она стала бы вашим рабочим инструментом. Неприхотливость к внешним условиям, способность быстро укореняться и расти практически на голом месте — Христос часто использует этот образ «самого мелкого зерна», обгоняющего в росте все прочие растения на огороде и всех конкурентов на грядке — вот что требуется в первую очередь. И, наконец, требуется постоянная неудовлетворённость своими результатами, держать веру следует голодной, не удовлетворённой, не давать ей насытиться, иначе итогом станут лень и самодовольство. Она должна служить, быть в постоянном подчинении. Вера не ваш капитал, а ваш раб. Не «приумножать» её надо, не служить ей, а заставлять пахать как лошадь, не давая никаких поблажек, не расхваливая, и не ублажая. Одним словом, довольно простая притча, если видеть её целиком, законченную формальную систему, изложенную незатейливым метафорическим языком. Для той эпохи каждое слово для чуткого слушателя должно было быть столь же понятным, как если бы сейчас сказать о том, что охотник не станет кормить собаку колбасой и позволять ей валяться на диване, если хочет, чтобы она поднимала дичь. Кто захочет понять — поймёт.

Итак, речь тут о вере и только о вере. Что она такое и как ей эффективно пользоваться. Не о том, что «надо считать себя хуже других», не про то, что «Господь нас учит смирению», и совсем не про то даже, что «надо слушаться священноначалия», и всего прочего, о чем привыкли говорить рабби, аввы и прочие высшие профессионалы на проповеди. Непонимание того, что они говорят — это первое, что бросается в глаза, когда читаешь или слушаешь речи официальных лиц Церкви, «профессионалов», на тему «а теперь про Бога». Непонимание не сегодня возникло, ему уже много веков. Взять тот же процитированный выше отрывок и прочитать о нём в «Толковой Библии» Лопухина — единственном, кажется, более-менее систематизированном сборнике толкований Писания для православных в России. Прочтём следующее: «Притча о рабах, ничего не стоящих, находится только у одного ев. Луки. Связь с предыдущим установить здесь невозможно. Господь рисует здесь картину возвращения раба с тяжёлой работы на ниве или же с пастбища. Господин раба, не обращая внимания на усталость раба, велит ему приготовить для него, хозяина, ужин и служить ему подпоясавшись. И потом, когда раб исполнит приказание господина, этот последний и не подумает поблагодарить его. Притчу эту Господь сейчас же и разъясняет. Ученики Христа также должны чувствовать себя рабами Божиими». Связь притчи с вопросом учеников, с упоминанием зерна и смоковницы «установить невозможно», вот так, ни больше, ни меньше. Потому что притча «про рабов». Про то, что рабами Божьими себя «надо чувствовать». Нет даже попытки осмыслить. Просто, кондово — «велит чувствовать себя рабами». Про «предыдущее» же, с которым нет связи, сказано так: «Апостолы, очевидно, просят об усилении в них чудодейственной веры, которая им представлялась даром Божиим. Господь отвечает им, что это не особо какая вера, а высшее развитие обыкновенной веры».

Приведённый пример хорошо показывает, как происходила, происходит и довела религию до сегодняшнего состояния утрата смысла читаемых в Писании слов. Фрагмент текста изымается из формальной системы, где он был создан и только там может жить, и произвольно переносится куда вздумается. Тыкается в проповедь, с помощью которой читают мораль про то, как надо побуждать себя к смирению. И всё нормально. Смысла ноль, зато религия стоит как тут вкопанная. Слова даже Христа перестают содержать хоть какой смысл и сливаются в одно сплошное морализаторство. «Господь хочет от нас», «Господь велел», «Господь требует, чтобы мы». Вместо того, чтобы отыскивать всегда очень конкретный смысл, толкователи сделали так, что притчи стали «содержать богатство смыслов», то есть вообще лишились смысла. Стали поводом для произнесения скучных морализаторских проповедей про «вечные ценности», то есть ни про что. Притчи Христовы демонстрируют отказ в обучении от повелительных форм, призывающих к бездумному исполнению — «делай», «не делай» — они предлагают осмыслить, а значит привести в порядок свой логический аппарат, совершить метанойю, преобразить свой ум, заставить, вынудить его на адекватную реакцию, посмотреть и увидеть мир таким, каков он есть. Соотнести увиденное с понятым, не слушая ничьих сказок. А для религии это очень невыгодная форма. У неё главная забота — чесать языком про «тот мир». Она даже метанойю сделала «покаянием», то есть исключительно требованием ощущать себя клопом. Перед величием «того мира».

Из Евангелий прочитывается, что притчи не только народом, но и учениками почти никогда сразу не понимались, так что ученикам приходилось дополнительно разъяснять. Из чего становится ясно, что цель притчи выявить понимающих или хотя бы просто заинтересовавшихся. И это правильно, потому как если религиозные провокаторы чего и поймут, то может всем не поздоровиться. Понимать должен тот, кто хочет понять, и кого никуда силком не гонят.

Господь Иисус часто рассказывал занимательные истории своим ученикам, чтобы в доступной форме донести мудрость до простых сердец. Их принято называть притчами, «земными историями с небесным значением». Они помогают нам понять Бога и самих себя. Поэтому и дети очень любят притчи, ведь в них сочетаются простота повествования и глубина смысла.

399 р Журналист и писатель, автор-составитель более десятка популярных сборников притч Клюкина Ольга написала такую книгу, которую дети будут с удовольствием читать и много раз перечитывать, а замечательные картинки помогут создать атмосферу игры.

***

Назидательные истории отличаются и простотой в подборе сюжетов: видя засеянное поле, Иисус рассказывает притчу о сеятеле, зная, что его ученики по большей части рыболовы, он рассказывает им притчу о рыбной ловле.

Притч, представляющих собой законченные новеллы, насчитывают более тридцати. Причина, по которой Христос выбрал иносказательную форму для своей проповеди, указана, в частности, в Евангелии от Матфея:

«И, приступив, ученики сказали Ему: для чего притчами говоришь им? Он сказал им в ответ: для того, что вам дано знать тайны Царствия Небесного, а им не дано, ибо кто имеет, тому дано будет и приумножится, а кто не имеет, у того отнимется и то, что имеет; потому говорю им притчами, что они видя не видят, и слыша не слышат, и не разумеют» (Мф. 13:10-13)

Сегодня мы предлагаем вам ознакомиться с несколькими притчами Иисуса Христа и их толкованием в пересказе для детей:

1. Притча о пшенице и сорняках (о добром семени и плевелах)

Мф. 13:24-30, 36-43

«С чем можно сравнить Царство Божие? Допустим, человек посеял на своем поле семена пшеницы, а ночью, когда все спали, его враг посеял на том же поле сорняки. Спустя некоторое время пшеница взошла вместе с сорняками, и удивленные слуги стали спрашивать хозяина поля: «Господин, ведь ты сеял пшеницу – откуда же взялись сорняки? » Хозяин ответил, что это сделал его враг.

Тогда слуги предложили выполоть сорняки, но хозяин запретил это делать: вместе с сорняками они могли выдернуть и пшеничные колосья: «Пусть это все растет, пока не начнется жатва. Тогда я и скажу жнецам: соберите сорняки в пучки и сожгите их, а пшеницу уберите в закрома»».

Потом, по просьбе учеников, Иисус разъяснил смысл притчи: сеющий пшеницу – это Он Сам, поле – это мир, в котором мы все живем, семена пшеницы – это дети Царства Божия, сорняки же – это приспешники зла, их посеял дьявол. Жатва – это конец мира, а жнецы – ангелы Божии.

Точно так же, как собирают и сжигают сорняки, в конце мира Сын Человеческий пошлет Своих ангелов, и они отыщут всех, творивших зло и соблазнявших людей на плохие поступки. И будут они брошены в огненную печь, где их ждут великие мучения. А праведники будут сиять, как солнце, в Царстве Божием!

Толкование священника Константина Пархоменко:

«Известно, что в иудействе были некоторые люди, которые, когда хотели напакостить своему врагу, приобретали или сами заготавливали семена каких-нибудь колючек, складывали в мешочки, приходили ночью на поле своего врага и сеяли. Они всходили, и человек не понимал, что происходит: почему его доброе зерно, его посевы заглушаются сорняками, по-славянски – плевелами.

Слова о том, что сорняки будут сожжены, намекают на Страшный суд с огнем – это ветхозаветный образ. Пророки предсказывали, что, когда Бог придет судить Вселенную, это будет сопровождаться огнем, будет совершена переплавка вселенной. Необязательно понимать в прямом смысле, что это огонь. Это ветхозаветные образы катастрофы, считалось, что концу мира будут сопутствовать разные катастрофы.

Что в этой притче Христос имеет в виду? Что Слово Божие сеется! Конечно, как мы говорили, Слово Божие означает не просто устную проповедь Христа. Еврейское «дабар» – слово Божие – означает всякое слово и действие Божие, то есть всякое обнаружение силы и замысла Божия. И хорошо, что есть всходы, возрастают добрые зерна. Но есть и много людей, которые озлобились против Меня как Посланника Отца Небесного, противодействуют Мне, что-то замышляют. Да, есть и плевелы, и их много. Ну, ничего, будет Суд, который все расставит по своим местам».

2. Притча о богаче и нищем Лазаре

Лк. 16:13-31

Иисус убеждал фарисеев, что нельзя одновременно служить Богу и гоняться за богатством – одно всегда будет мешать другому. Фарисеи же, которые любили деньги, лишь смеялись над словами Иисуса. Тогда Он предупредил их:

«Вы хотите выглядеть праведниками перед людьми, но Бог знает, кто вы есть на самом деле. Что ценят люди, то ненавистно Богу».

И рассказал притчу:

«Жил один очень богатый человек – он носил дорогие одежды, каждый день устраивал роскошные пиры. У ворот же его дома лежал нищий по имени Лазарь. Лазарь питался объедками, которые бросали ему; тело нищего было покрыто язвами, которые облизывали собаки.

И вот пришел день, когда Лазарь умер. Ангелы подхватили его и усадили на почетное место близ Авраама. Потом умер и богач, но он попал в ад. Корчась в муках, богач вдруг увидел вдали Лазаря рядом с Авраамом и закричал: «Отец мой Авраам! Смилуйся надо мной и вели Лазарю дать мне глоток воды – мои мучения ужасны».

Но Авраам ответил ему: «Вспомни – тебе довелось испытать в жизни удовольствия, а Лазарю доставались одни несчастья. Пусть же теперь он утешится, а ты пострадай. Кроме того, вас все равно разделяет бездна, которую невозможно перейти». Тогда богач попросил: «Прошу тебя, пошли Лазаря в дом моего отца, и пусть он все расскажет моим пятерым братьям – я не хочу, чтобы они мучились, как я».

«У них есть Закон Моисеев и писания пророков – пусть их слушают». «Да это что! Вот если бы кто из умерших явился к ним, тогда бы они раскаялись в грехах! » – воскликнул богач.

«Если они Моисея и пророков не слушают, – возразил Авраам, – то пусть даже кто и воскреснет – они все равно не поверят»».

Толкование:

В этой притче интересно то, что в ней богач выставлен безымянным, а бедняк назван Лазарем. Это как бы подтверждает то, что имена, когда-то знаменитые на земле, забываются, а праведники, неизвестные миру, прославляются на небесах.

Из притчи видно, что смерть, прерывая земное существование человека, открывает начало жизни в вечности. То, как мы жили на земле, предопределит и нашу будущую вечную жизнь.

3. Притча о десяти девах

Мф. 25:1-13

Объясняя ученикам, что такое Царство Божие, Иисус рассказал им притчу о десяти девах:

«Десять девушек встречали жениха. У каждой из них был в руках светильник. Но пять девушек были неразумны и не захватили кувшинчиков с маслом, чтобы поддерживать огонь. Другие же пять были умными и не забыли взять масло. Вышло так, что жених задержался в дороге, и девушки в ожидании его задремали. Когда уже наступила полночь, кто-то крикнул: «Жених появился! Идите, встречайте его! »

Девушки проснулись; светильники уже их догорали. Умные снова разожгли их, а неразумные начали просить: «Дайте нам масла – а то наши светильники погасли». Умные же им ответили: «Чтобы хватило масла и нам, и вам, сходите лучше и купите».

Неразумные побежали покупать масло, а умные тем временем встретили жениха, прошли с ним в комнату, где должен был начаться свадебный пир, и дверь за ними захлопнулась. В этот момент вернулись неразумные девушки и начали просить: «Господин, господин! Открой нам дверь! » Он же сказал им в ответ: «Нет, я вас не знаю»».

«Так что будьте все время начеку, — закончил Иисус, — потому что неизвестен день и час, когда придет Сын Человеческий».

Толкование:

Брачный пир в сюжете был выбран для примера как понятное современникам Иисуса мероприятие. По древнему восточному обычаю, жених в сопровождении своих родных и друзей приходил в дом невесты, а так как это обычно совершалось ночью, то подруги невесты, не зная точного времени прибытия жениха, запасались ламповым маслом и ждали участников торжества. После прихода жениха двери дома закрывались, подписывался брачный договор и начинался свадебный пир.

Аверкий (Таушев) пишет, что благоразумные девы — это «все истинные христиане, всегда готовые встретить Господа, имеющие при своей чистой и искренней вере и добрые дела (елей)», а неразумные — «христиане по имени, беспечные, не имеющие добродетелей».

Отказ мудрых дев дать елей неразумным вызван тем, что «никто собственной добродетелью тогда не поможет другому. Едва будет достаточно её для спасения самого себя, так как во многом согрешает человек, даже весьма добродетельный. Смотри, как мудрые даже там обнаруживают милосердие: они желали бы дать неразумным, но не могут».

Библия — это Слово Божие. Оно раскрывает тайну происхождения мира, человека и смысл бытия. Библия — это собрание Священных Писаний, в составлении которых принимали участие около четырёх десятков авторов, вдохновляемых Святым Духом.
Библия делится на две части — Ветхий и Новый Заветы. Ветхий Завет писался задолго до Рождества Христова, а Новый Завет — в течение первого столетия после Рождества Христова.
В Ветхом Завете рассказывается о том, как Бог сотворил вселенную, о грехопадении человека, об истории Богом избранного народа Израиля, о пророках и пророчествах; туда входят Псалмы — древние песнопения и молитвы к Богу, Книга Екклесиаста, Книга Иова и другие.
В Новом Завете говорится о рождении, служении, учении, жизни, смерти и воскресении нашего Спасителя — Господа Иисуса Христа, Сына Божия, и о жизни первых христиан.
«Детская Библия» подготовлена для юных читателей. Длинные рассказы сокращены и упрощены.
Читай эту книгу с любовью, вспоминай описанные в ней события, храни библейские наставления в сердце своём. Начни читать Библию. Пусть Слово Божие будет светильник ногам твоим и свет стезе твоей (Пс.118:105).

ВЕТХИЙ ЗАВЕТ
Сотворение мира
Сотворение первых людей
Изгнание Адама и Евы из рая
Каин и Авель
Ной строит ковчег
Потоп
Радуга и завет Бога с человеком
Вавилонская башня
Авраам
Авраам и Лот
Три Божиих вестника у Авраама
Гибель городов Содома и Гоморры
Авраам приносит в жертву Исаака
Ревекка
Иаков получает благословение отца
Сон Иакова
Иакову дано имя Израиль
Примирение Иакова и Исава
Иосиф — любимый сын Иакова
Сны Иосифа
Братья продают Иосифа
Иосиф — управитель всего Египта
Встреча Иосифа с отцом
Дочь фараона находит Моисея
Господь выводит Израильтян из Египта
Манна с неба
Десять заповедей
Соглядатаи в Ханаане
Медный змей
Смерть Моисея
Израильские судьи
Пастух Давид — будущий царь
Мудрый царь Соломон
Храм Божий
Израиль отступает от Бога
Даниил и трое его друзей
Царица Есфирь
Страдания Иова
Псалтырь
Пророки
НОВЫЙ ЗАВЕТ
Новый Завет
Рождение Иоанна Крестителя
Рождество Иисуса Христа
Бегство в Египет
Крещение Господа Иисуса
Нагорная проповедь
Иисус идёт по водам
Преображение Иисуса Христа
Иисус — Добрый Пастырь
Сёстры Марфа и Мария
Иисус воскрешает Лазаря
Десять прокажённых
Вход Господень в Иерусалим
Притча о десяти девах
Христос — Виноградная лоза
Последняя вечеря
Отречение Петра
Распятие Иисуса
Погребение Иисуса
Христос воскрес!
Вознесение Иисуса Христа
Деяния Апостолов
Сошествие Духа Святого
Смерть Стефана
Гонитель христиан Савл
Грех чародейства
Участие в Вечере Господней
Послание Иакова
Послание Иуды
Послание апостола Павла
Дела плоти и плод Духа
Откровение Иоанна
«Новое небо и новая земля»
и мн. другие

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *