Библиотека для детей

Если вы хотите придумать отличные идеи, знайте:

лучшие из них вы можете позаимствовать.

Томас Эдисон

Возникнув в 20-е годы прошлого века, как устная форма информирования под названием «вечера живой библиографии», библиографический обзор до настоящего времени остаётся одной из наиболее распространённых и эффективных форм информационно-библиографического обслуживания в библиотеках всех типов.

«Библиографический обзор – это библиографическое пособие, в письменной или устной форме, представляющее собой связное повествование» (ГОСТ 7.0-99 «Информационно-библиотечная деятельность, библиография. Термины и определения»).

Данная форма отличается оперативностью, доходчивостью, эмоциональностью, читатели имеют возможность визуально ознакомиться с изданиями.

В задачи обзоров входит информация о новой литературе и рекомендация лучших книг. Существует несколько видов библиографических обзоров. Виды выделяются по разным признакам классификации:

1. По общественному назначению:

— информационный обзор, основная задача которого, – дать общие представления о документах, имеющихся в библиотеке, например, о новых поступлениях. Особенность информационного обзора состоит в том, что речь идёт о тематике документов без оценок содержания;

— рекомендательный обзор включает немного документов (10-15), но в нём, кроме краткой характеристики содержания, должна быть оценка и рекомендация документов.

2. По содержанию обзоры бывают:

— универсальные, в которых представлены документы из разных областей знания, например, обзор новых поступлений в библиотеку;

— тематические, где представлены документы по одной теме, проблеме;

— персональные, рассказ о выдающейся личности, построенный на основании имеющихся документов о нём и/или его произведений.

3. По видам документов:

— обзор периодических изданий (нескольких или одного);

— обзор непериодических изданий;

— обзор методических и библиографических пособий. Проводится в специальной аудитории (перед библиотекарями, учителями и т.д.);

— смешанный, где представлены разные по материальной конструкции документы (книги, журналы, газеты, CD-ROM).

4. По форме передачи:

— устный: непосредственно в аудитории, запись на магнитофоне, видеозапись (устные обзоры могут являться частью массового мероприятия или проводиться самостоятельно);

— письменный (печатный): библиотечный плакат, напечатанный на страницах периодического издания, размещенный на сайте библиотеки; дайджест (фрагменты текстов документов (цитаты, выдержки, статьи, рефераты), подобранные по определённой теме и сгруппированные таким образом, чтобы облегчить восприятие материала);

— наглядные;

— смешанного характера.

Рассказывать о книгах, не ограничивая себя, как свободное сочинение, довольно легко: когда нет заданных рамок и можно озвучивать исключительно собственные мысли, у вас больше простора для творчества. Но есть у этой медали и обратная сторона – такой рассказ может оказаться довольно сумбурным. Чтобы этого не произошло, и рассказ был действительно связным, необходимо воспользоваться планом, который состоит из трёх частей: вступительной, основной и заключительной.

Во вступлении обосновывается тема, отмечаются её особенности. Вступление должно быть коротким, интересным, привлекающим внимание слушателей, можно использовать факты-примеры, ссылки на мнение авторитетов, аналогии, критические оценки. Начать рассказ можно с неожиданной фразы, например, цитаты из книги. Всё, что планируется сказать, должно быть написано. Кратко даётся оценка книги – понравилась или не понравилась, заинтересовала, произвела впечатление, развеселила или показалась полезной и назидательной. Затем осуществляется плавный переход к рассказу о первом документе.

В основной части даётся характеристика самих документов. Насколько важна тема, затронутая автором? Актуальны ли проблемы, которые были подняты в произведении? Рассказывая о книге, не надо её пересказывать. Обязательно нужно выразить своё отношение к героям и их судьбам, отметить особенности книги: возможно, это произведение написано очень интересным языком, а может, вам понравились забавные диалоги, красивые описания природы, необычное построение сюжета, трогательная история, читая которую, вы не смогли сдержать слёз, – все это нужно отметить. В обзоре следует чередовать разные приёмы: они должны быть и простыми, и более сложными, серьёзными и развлекательными. Такое чередование полезно, как некоторая разрядка для слушающих детей. Если библиотекарь замечает, что содержание обзора утомило учащихся, он может прибегнуть к приёмам, которые несколько оживят, развлекут аудиторию, задать интригующие вопросы, показать интересный иллюстрирующий материал, выразительно прочесть текст из книги. Нет ничего хуже, чем пересказывать аннотации к книге. Прочитать всё нет возможности и необходимости. О непрочитанной книге лучше сказать примерно следующее: «Я ещё не успела прочитать её, судя по аннотации (предисловию, послесловию, рецензии на книгу, отзывам других читателей), в ней говорится о…, она затрагивает проблемы…, автор обращается…». Но нельзя рассказывать о книге слишком подробно, иначе слушателя ждёт некоторое разочарование: всё уже пересказано, а стоит ли читать?

Заключительная часть (или концовка) обзора содержит обобщение рассказанного о книгах, советы, как читать рекомендуемую литературу. Очень важно, чтобы конец обзора воспринимался детьми как естественно вытекающие выводы из всего сказанного, нацеливающие на чтение. И это самое трудное из того, чего требует методика обзора, – в заключение дать так называемую «установку на чтение»: «когда будете читать, попытайтесь ответить на вопрос…». В заключение называются выходные данные (место и год издания) всех перечисленных в обзоре документов.

Общие требования к проведению обзора:

— Библиотекарь должен не читать текст, а рассказывать.

— Страницы с цитатами отмечаются закладками.

— В конце обзора (для руководителей детского чтения) даются полные библиографические сведения названных документов, чтобы читатели могли их записать.

— Не следует употреблять слова и выражения, которые вам не понятны, если вы всё же решитесь их озвучить перед аудиторией, выясните их значение.

— Необходимо следить за культурой речи и поведения.

— Продолжительность обзора зависит от собравшейся аудитории, слишком длинный обзор может утомить слушателей и будет трудно удержать их внимание.

— Обзор можно сопровождать иллюстративным материалом, музыкой, слайдами.

Традиционные классические обзоры по содержанию подразделяются на обзоры новой литературы, тематические, персональные. В настоящее время к ним можно добавить обзоры документов на электронных носителях, дайджест-обзоры и др.

Обзоры новых поступлений даёт возможность читателю оперативно получать новые сведения о новых изданиях. Методически обзор новых поступлений строится довольно просто. Он состоит из двух частей.

В первой – вводной – в нескольких фразах библиотекарь сообщает, какая литература (каких отраслей) и за какой период пришла в библиотеку и включена в настоящий обзор.

Во второй – главной – части даётся краткая, но ёмкая характеристика самих книг. Главная трудность для библиотекаря состоит в том, чтобы в нескольких фразах охарактеризовать книгу, заинтересовать ею читателя.

Для этого существует множество приёмов. Например, привлечение внимания читателя к необычной биографии автора, обращение к иллюстрациям книги, цитирование и т. д. Такие обзоры сопровождаются выставками новых поступлений.

Близкой по сути к обзору является презентация книги – форма, широко используемая в последнее время. Как правило, презентации книг проходят в присутствии автора, издателя и других лиц, которые заинтересованы в продвижении книги. В ходе презентации рассказывается о процессе создания книги, о людях, причастных к этому и т. д.

К обзорам новых поступлений можно отнести и обзоры новых журналов, поступающих в библиотеку. Обзор журнала предполагает рассказ о его рубриках, о наиболее интересных произведениях, которые там публикуются. Обзор может охватывать не только конкретный номер журнала, но и несколько номеров, если там, например, печатается роман с продолжением, и даже вся подборка журнала за год: в этом случае даётся характеристика деятельности журнала как научного или культурного феномена, его роль в развитии научного или культурного процесса и т. п.

Целью тематического обзора является знакомство пользователя с литературой (как новой, так и вышедшей ранее) по какой-либо теме. При подготовке такого обзора огромное значение придаётся выбору темы и определению читательского назначения, т. к. любая тема может быть подана на разном уровне: более или менее популярно. Обзоры научно-популярной литературы должны проводиться очень продуманно для учащихся одного возраста, класса.

Методика подготовки тематического обзора требует довольно глубокого проникновения в тему, определения её основных «узлов», понимания того, кто внёс в изучение данной темы наиболее весомый вклад, знания основных концепций в освещении данной темы и т. п. Готовя обзор необходимо, если не прочитать каждую книгу, то детально просмотреть, обратив внимание на всё, что поможет выигрышно раскрыть книгу: фотографию, цитату и т. п. Надо показать, как пользоваться иллюстрациями, схемами, картами, чертежами, внутрикнижным справочным материалом, как обращаться при чтении такой литературы к словарям и энциклопедиям.

Целесообразно привлечь сопутствующий теме книги другой иллюстративный материал. Заканчивая беседу, стоит назвать другие новые книги по теме, доступные данной возрастной категории учащихся. Обзор нескольких научно-популярных произведений на одну тему лучше всего вести по выставке, используя её план, как путь чтения для читателей. Необязательно говорить о каждой книге с выставки, можно ограничиться несколькими, основными по теме.

Обзор библиотечной выставки выступает в качестве средства пропаганды выставки, своеобразной её рекламы. Этапы такого обзора: обоснование темы выставки, её значимости, актуальности, определение читательского назначения и раскрытие структуры. Характеристика литературы, представленной на выставке, даётся по разделам и обращается внимание на самые интересные материалы, а также на иллюстрации, фото, цитаты. В конце обзора вы можете рекомендовать читателю обратиться к соответствующим разделам каталога, к библиографическим указателям. Любому обзору должны быть присущи особенности: актуальность, тщательный отбор литературы с учётом интересов и потребностей аудитории, для которой готовится обзор. При этом желательно, чтобы выбирались те издания и публикации, которые интересны и самому библиотекарю, ведь увлечь аудиторию материалом, к которому рассказчик равнодушен, невозможно.

Персональные обзоры проводятся в связи с юбилейными или памятными датами деятелей культуры, искусства, науки, политики. Возможны разные варианты персональных обзоров. В одних главное внимание уделяется характеристике самих произведений какого-либо автора-писателя, публициста. В других обзорах, в первую очередь, рекомендуется литература о жизни и творчестве какого-либо деятеля в целом или об отдельных периодах его творчества и отдельных его произведениях. В-третьих – одновременно рекомендуются как произведения автора, так и литература о нём. Материалы для обзоров выявляют не только в конкретных разделах каталогов, но и путём просмотра книг общего содержания, сборников воспоминаний, статей из периодических изданий.

Обзоры библиографических и научно-информационных изданий должны помочь читателю самостоятельно находить необходимые им источники информации. Эти обзоры рассчитаны на специалистов и проводятся на групповых занятиях и семинарах по пропаганде библиотечно- библиографических знаний, а также в дополнении к лекциям на различные темы. Материал излагается по единой методике: кратко характеризуется каждый указатель, разъясняется его структура, поясняется, каким образом им можно пользоваться при самостоятельных разысканиях.

Эффективность обзоров определяется увеличением запросов на литературу по тематике библиографических пособий, включённых в обзор. Обзор это своего рода театр одного актёра, сложнейшая из форм библиотечно-библиографической работы, требующая от исполнителя разнообразных личностных и профессиональных качеств.

Библиографический обзор, как метод массовой работы, может быть самостоятельным мероприятием, но он же является частью практически всех массовых мероприятий в библиотеке (как правило, они завершаются обзорами).

Работа над обзорами трудоёмка, но при соблюдении всех правил подготовки и проведения польза их несомненна. Обзоры в библиотеке в любой форме способствуют повышению квалификации, совершенствуют культуру письменной и устной речи, развивают информационную деятельность библиотекарей.

Предлагаем интересные формы библиографических обзоров, которые можно проводить с читателями в детской библиотеке:

— библиоэкспресс (быстрый, краткий обзор);

— библиоретро (обзор старых, редких книг): «Книги – старожилы нашего фонда», «Книжные раритеты нашей библиотеки», «Запечатлённая память столетий»: раритеты нашей библиотеки», «Сокровища нашей библиотеки» и др.

— библио-константа (книги, пользующиеся постоянным спросом читателей); примерные названия: «Этот нестареющий детектив…», «Страницы этих книг – история сама»: Исторический роман», «Взрослые родители, о детях не хотите ли послушать и узнать?» (тема воспитания детей) и др.

— библио-пресс (обзор периодических изданий). Примерные названия: «Периодика – твой друг, поможет скоротать досуг», «Газета – окно в мир, где живёт твой кумир», «Что лист печатный нам готовит?» и др. (пример обзора современных детских журналов).

— библиофреш (от англ. «fresh» – «свежий») – библиографический обзор новинок (например, методический библиофреш).

— библиомикс (от англ. «mix» – смешивать) – это может быть библиографический обзор по отдельной теме, в который можно включить библиотечные документы по различным видам: книги, периодические издания, видео-, кино-, фоно-, фото- документы, электронные издания, плакаты, ссылки на информационные ресурсы и т.д.).

— библиогид «Тысяча мудрых страниц» – информационный обзор новинок энциклопедической и справочной литературы.

— библиообзор контрастный (обзор, в который включены книги разные и контрастные по стилю, жанру, теме: драйв-книга, релакс-книга, элит-книга, статус-книга, книга-шок, книга-сенсация и т.д.).

— обзор-путешествие (по новинкам детских литературных произведений, книгам одного автора разных изданий и т.д.).

— обзор театрализованный – обзор книг с театрализованными элементами или включающий в себя небольшие инсценировки.

— обзор-игра – в ход обзора включаются игровые моменты, информация о книгах перемежается с фрагментами игр.

— обзор-шоу – яркое представление книг, рассчитанное на шумный внешний эффект, с музыкальным и визуальным сопровождением.

— библиографическое ревю (в переводе с французского – «обозрение»), например, «Познавая тайны книжного мира». Страницы ревю:

  • «Учись! Узнавай! Удивляйся!» (обозрение словарей, энциклопедий, справочников).
  • «Студенту и не только…» (обзор книг в помощь учебному процессу).
  • «Суперновинка!» (обозрение новых книг).

— Караван книг – мероприятие, посвящённое обзору нескольких книг как одной, так и разной тематики. Например, караван новинок, караван забытых книг.

— Флешбук – знакомство с интересными книгами с помощью цитат, иллюстраций, личных переживаний и другой информации о книге.

— Пресс-весы (например, провести в конце библиографического обзора периодических изданий). Играющие делятся на две команды. Каждой команде выдаётся по изданию, которое нужно «взвесить». Одна команда ищет положительные качества журнала, другая – отрицательные. Победит та команда, которая последней предъявляет аргумент.

— Библиографический брифинг – короткие информационные сообщения на библиографические темы (начиная от библиографических минуток до веб-обзоров сайтов, блогов и т.п.)

— Буктьюбы – видео с обзором новинок книжного рынка, любимых произведений, рекламой писателей на видеохостинге Youtube (движение буктьюберов зародилось в 2009 году за рубежом, а в России оно получило развитие начиная с 2011-го года). Формат повествований о книгах данного обзора может быть разным: от лекций с глубоким погружением в литературный материал до очень эмоциональных и даже шуточных обзоров (буктьюб от Марины Книжной «Что почитать на Новый год и Рождество»)

— Падлет (рadlet) – универсальная цифровая стена с вашими документами и мультимедийными файлами – для он-лайн обзоров книжных новинок, книг одной тематики или одной книги (сайт сервиса Padlet).

Кроме того, на сайте Российской государственной детской библиотеки, в разделе «Библиогид: книги и дети» – рубрика «Круг чтения», предложены обзоры книг для детского чтения.

Одноимённая страничка так же есть в социальной сети «ВКонтакте» и «Facebook».

1. Комолова, Е. Обзор: как много в этом слове…: Особенности подготовки и

проведения / Е. Комолова // Библиополе. – 2008. – № 3. – С. 30-35.

2. Как подготовить биографический обзор // МБУК «ГЦБ» г.Солнечногорск. – Режим доступа : http://sgcb.muzkult.ru/img/upload/2414/documents/Kak_podgotovit_bibliograficheskij_obzor_2016.pdf / Дата обращения: 06.10.2017.

В три года ребенок становится другим человеком. Он много играет, у него богатое воображение, которое нужно подпитывать, он придумывает истории. Разумеется, и круг чтения его расширяется. Конечно, никуда не уходят книги из списка 2-3 года, наоборот, чтение становится более осознанным. На знакомые произведения ребенок смотрит другими глазами. Наш список рекомендуемой литературы выглядит следующим образом.

Стихи

Хотя ребенок в три года, как правило, начинает тяготеть к прозе, стихи обязательно нужно включать в ваше чтение. Пусть не ежедневное, но читать их нужно более менее регулярно. Что же хорошо читается в таком возрасте. Это стихи Вадима Левина, Маршака, Маяковского, Михалкова, Акима, Барто. Все это классика. У Маршака много маленьких историй в стихах. Например, «Приключение в дороге», «Усатый полосатый». Они, как правило, нравятся детям. Картинки кликабельны.

Самые детские стихи у Маяковского «Что такое хорошо, что такое плохо» и у Акима.

А у Михалкова кроме «Дяди Степы» есть и другие детские стихи. А юмор Левина скорее оценят дети ближе к 4-м годам.

Сказки

В три года дети начинают очень сильно любить сказки. Они даже начинают их придумывать. Все также хорошо читать простые сказки про животных (не забывать русские народные), хорошо читать рассказы про детей.

Классик рассказов про животных — Бианки. Для возраста 3-4 года у него тоже есть что почитать. Это прежде всего история про муравья, который спешил домой, история про мышонка Пика, сказка про теремок.

Можно читать самые простые сказки Перро, Гримм, Андерсена. Это «Красная шапочка», «Бременские музыканты», «Принцесса на горошине».

Ближе к 4-м годам дети любят «Цветик-семицветик» и «Дудочка и кувшинчик» Катаева, Лебедевой про Машу, Могилевской про Машеньку и горошинку.

Очень хороши рассказы Носова про детей. Их много. Можно приобретать сборником, а можно — отдельными книгами.

Также ближе к 4-м годам можно читать Успенского «Дядя Федор, Пес и Кот» и рассказы про Чебурашку.

Дети 3-х лет очень любят Введенского. Это даже не стихи, это поэтическая проза. Очень понятная история «Мяу», ее оценят дети даже 2-х лет.

Из зарубежных сказок любимы детьми «Крошка Енот» и «Козленок, который умел считать до десяти». По обоим произведениям сняты мультфильмы.

Переводная и современная литература

А теперь немного о том, что трехлетки обожают, но что, скорее, является необязательным. Этих произведений вы не найдете в списках рекомендованной литературы, которые выдают в дошкольных учреждениях. Это прежде всего истории про Петсона и Финдуса, которые написал шведский детский писатель Свен Нурдквист. Эти истории написаны еще 30 лет назад и давно стали классикой в Европе. Стоит сказать, что оценить их сможет ребенок только ближе к 4-м годам.

Шведская писательница Гунилла Ингвес написала четыре книги про Мишку Бруно, четыре — по количеству времен года. Это одно из лучших «пособий» по изучению времен года. И все же это не пособие, а художественное произведение. Это очень-очень хорошая книга для трехлетки.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *