Библия о зависти

Онлайн книга «Вена. История. Легенды. Предания»

Cтраница 25

Великий поэт рисует нам зависть, как страсть, охватившую человека, который привык ко всеобщему уважению и сам считает себя благородным.

Нет! никогда я зависти не знал…

Кто скажет, чтоб Сальери гордый был

Когда-нибудь завистником презренным?

Никто! А ныне — сам скажу — я ныне завистник…

Пушкинский Сальери уверяет себя, что его ненависть к Моцарту была спровоцирована тем, что этот гениальный композитор своим легкомысленным отношением к искусству оскорбляет это самое искусство. Сальери негодует на судьбу за то, что мелкий, ничтожный человек, «безумец, гуляка праздный», одарен священным даром, бессмертной гениальностью. Верный жрец искусства, отрекшийся ради искусства от всех радостей жизни, умеющий самоотверженно трудиться для создания высоких художественных ценностей, Сальери негодует на Моцарта за его легкое отношение к своему творчеству, за его способность шутить над своими произведениями, за то, что он, будучи гениальным творцом, живет в то же время полноценной человеческой жизнью…

Сальери. Иллюстрация М.А. Врубеля к трагедии А.С. Пушкина «Моцарт и Сальери». 1880-е гг.

Все это великолепно! Но имеет ли это хоть какое-то отношение к реальной личности Антонио Сальери, который вот уже почти два столетия, во многом благодаря А.С. Пушкину, носит на себе клеймо завистливого злодея? Не имеет никакого отношения! И в этом, на наш взгляд, состоит главное преступление А.С. Пушкина. Ведь он — авторитет («наше всё»), а с авторитетов спрос особый. Авторитетам безоговорочно верят. На авторитетов ссылаются. Слова авторитетов многие поколения изучают в школах. Никому не придет в голову, что «наше всё» может заблуждаться, и именно так его заблуждение, основанное на нелепом слухе, приумножаясь в миллионах голов, постепенно превращается в общепризнанный факт, то есть в истину. И об эту стену разбиваются все (даже самые обоснованные) доводы людей менее авторитетных.

* * *

Существует как минимум шесть различных версий причин смерти Моцарта. Большинство из них — плод воображения романтиков. Таких романтиков было немало среди биографов композитора, и для них очевидно, что Моцарт был отравлен. Но кем? Кому это было нужно? Кому выгодно? Попробуем разобраться, и не нужно говорить, что через двести с лишним лет уже ничего невозможно доказать. Как писал Эрнст-Вильгельм Гейне, автор книги «Кто убил Моцарта? Кто обезглавил Гайдна?», «законам логики нет границ — ни временных, ни пространственных. Мы точно знаем материальную структуру звезд, отдаленных от нас на множество световых лет. Мы знаем о повадках существ, вымерших сотни тысяч лет назад. Нет, законы логики не знают границ!»

Версия первая («классическая»): отравление, Сальери

Моцарт неожиданно умер в возрасте тридцати пяти лет после недолгой болезни. Каких свидетелей его смерти мы имеем? Софи Гейбль, младшая сестра жены Моцарта Констанцы, много-много лет спустя излагала свои воспоминания об этом так: в первое воскресенье декабря 1791 года она на кухне готовила кофе для матери; ожидая, пока кофе закипит, она задумчиво смотрела на яркое пламя лампады и думала о занемогшем муже сестры; внезапно пламя погасло, «полностью, словно лампа никогда не горела».

«На фитиле не осталось ни искорки, — писала она, — хотя не было ни малейшего сквозняка — за это я могу поручиться».

Охваченная ужасным предчувствием, она бросилась к матери, которая посоветовала ей немедленно бежать в дом Моцартов. Там Моцарт якобы сказал ей:

— Ах, дорогая Софи, как я рад, что ты пришла. Останься сегодня с нами, чтобы присутствовать при моей смерти.

По словам Эрнста-Вильгельма Гейне, это свидетельство «не имеет никакой ценности. Его ценность не выше блаженных воспоминаний семидесятилетней вдовы о ее покойном супруге, почившем, когда ей было тридцать четыре».

Вызвали врача, который велел прикладывать к пылавшему лбу больного ледяные компрессы. Примерно за час до полуночи Моцарт потерял сознание и вскоре умер.

Постоянно испытывая нужду в деньгах, Моцарт последнее время лихорадочно работал над завершением важных заказов. Друзьям и родным он казался нервным и изнуренным чрезмерной работой. Тем не менее, когда он слег, никому и в голову не пришло, что эта болезнь окажется смертельной. Второй муж Констанцы Георг Ниссен перечислил следующие симптомы недуга в биографии композитора, опубликованной в 1828 году:

«Все началось с отеков кистей рук и ступней и почти полной невозможности двигаться, затем последовала рвота. Это называют острой сыпной лихорадкой».

Сам Моцарт подозревал, что дело нечисто. Он решил, что «Реквием», недавно заказанный ему таинственным незнакомцем, предназначен для его собственных похорон.

12 декабря, через неделю после смерти Моцарта, в Берлинском «Музыкальном еженедельном листке» (Musikalische Wochenblatt) появилось сообщение. В нем говорилось:

«Поскольку его тело распухло после смерти, некоторые подумали даже, что он был отравлен».

Кто были эти «некоторые» — не уточнялось. В записи без даты старший сын Моцарта Карл-Томас указал на то, что тело его отца так вздулось, и запах разложения был так силен, что вскрытие не производилось. В отличие от большинства трупов, которые холодеют и теряют гибкость, тело Моцарта оставалось мягким и эластичным, как у всех отравленных.

Двадцать восемь лет спустя автор вышеупомянутого сообщения Георг Сивере добавил, что, по слухам, Моцарт стал жертвой неких «итальянцев». Видимо, он имел в виду итальянских композиторов, работавших в Вене при жизни Моцарта.

И лишь потом гипотеза отравления Моцарта Сальери была впервые зафиксирована в «документах»: в 1825 году в разговорных тетрадях Карла Бетховена была сделана запись якобы о признании Сальери:

«Сальери опять очень плохо. Он в полном бреду и беспрерывно твердит, что виновен в смерти Моцарта».

Потом выяснилось, что эта запись была сделана другом и секретарем Бетховена, венским юристом и распорядителем его наследства Антоном Шиндлером. Но присутствовал ли автор этой записи при подобном признании? Слышал ли он сам, что «беспрерывно твердит» Сальери? Очевидно, что нет. Значит, он передавал это с чьих-то слов. Но, во-первых, сам Антон Шиндлер известен как фальсификатор и повествователь с крайне сомнительной репутацией, а во-вторых, до сих пор никому не удалось установить, кому, собственно, Сальери признался в убийстве Моцарта. Во всяком случае, санитары больницы, где находился Сальери в конце своей жизни, категорически отрицали этот эпизод. Вот их показания:

Мы, ниже подписавшиеся санитары, заявляем перед ликом Бога и перед всем человечеством, что с начала длительной болезни кавалера Сальери ни разу его не оставляли наедине Мы также свидетельствуем, что из-за его слабого здоровья никому, даже членам его семьи, не разрешалось навещать его В связи с этим на поставленный вопрос, соответствует ли действительности, что вышеупомянутый кавалер Сальери говорил во время болезни, что он отравил знаменитого композитора Моцарта, клянемся честью, что никогда не слышали от Сальери таких слов.

Зависть — это проявление грехопадения человека, и она является одним из грехов, запрещенных Десятью Заповедями и означает только одно, что человек желает обладать тем, что ему не принадлежит.

В Священном Писании много примеров и упоминаний о зависти, вот некоторые из них.

12 стихов из Библии о зависти:

1. «Кроткое сердце — жизнь для тела, а зависть — гниль для костей!» (Пр. 14:30)

2. «Да не завидует сердце твое грешникам, но да пребудет оно во все дни в страхе Господнем». (Пр. 23:17)

3. «Не ревнуй злым людям и не желай быть с ними». (Пр. 24:1)

4. «Не негодуй на злодеев и не завидуй нечестивым». (Пр. 24:19)

5. «Видел я также, что всякий труд и всякий успех в делах производят взаимную между людьми зависть. И это — суета и томление духа!» (Еккл. 4:4)

6. «Но если в вашем сердце вы имеете горькую зависть и сварливость, то не хвалитесь и не лгите на истину». (Иак. 3:14)

7. «…ибо где зависть и сварливость, там неустройство и все худое». (Иак. 3:16)

8. «Желаете — и не имеете; убиваете и завидуете — и не можете достигнуть; препираетесь и враждуете — и не имеете, потому что не просите». (Иак. 4:2)

9. «…потому что вы еще плотские. Ибо если между вами зависть, споры и разногласия, то не плотские ли вы? и не по человеческому ли обычаю поступаете?» (1 Кор. 3:3)

10. «Не будем тщеславиться, друг друга раздражать, друг другу завидовать». (Гал. 5:26)

12. «Любовь терпелива, любовь добра, не завистлива, не хвастлива, любовь не превозносится, не бесчинствует, любовь не себялюбива, не обидчива, не держит зла» (1 Коринфянам 13:4–5)

Наша зависть — это показатель того, что мы не удовлетворены тем, что нам Бог дает, но Священное Писание свидетельствует, что нужно быть довольным, потому что Бог никогда не подведет и не оставит нас.

Подготовила Елена Петибская

Последнее: 25.09 (Украина). Спасибо!

Вопрос: В десяти заповедях говорится: «Не завидуй». Означает ли это, что если я увидела на моей подруге платье, которое мне очень нравится, я не могу завидовать и хотеть такое же платье, даже если я ничего ей не скажу? (Вопрос восьмилетней девочки)

Ответ: Мы все завидуем. Без этого невозможно. Мы же люди, и мы видим, что есть у других и тоже хотели бы это иметь. Но не всегда это плохо. Существуют три вида зависти: злая зависть, опасная зависть и хорошая зависть.

Если Вы хотите токое же платье, как у вашей подруги, но не хотите, чтобы оно было и у нее, — это злая зависть. Почему вам мешает то, что у вашей подруги есть что-то красивое? Даже если вы хотите такую же вещь, вы должны радоваться, что у нее она тоже есть. Хотеть чего-либо для себя, при этом желая, чтобы того же самого не было у подруги, попросту очень нехорошо.

А если, скажем так, вы не возражаете, чтобы это платье было у нее, только вы хотите такое же, это нормально? Это не злая зависть, но будьте осторожны. Думая слишком много о том, что есть у других, вы постепенно будете постоянно недовольны тем, что есть у вас. Вместо того, чтобы наслаждаться тем хорошим, что дал вам Всевышний, вам всегда будет хотеться большего. Этому не будет конца. В конечном итоге, у вас появятся дурные чувства по отношению к друзьям, поскольку вы не можете обладать всем тем, что есть у них. Таким образом, зависть этого типа не злая, но опасная.

Но есть и хорошая зависть. Например, завидовать кому-то из-за его добрых дел и прекрасного характера. Когда вы видите друга доброго, щедрого, умеющего прощать, дисциплинированного и надежного, и говорите себе: «Как бы я хотел быть, как он», — это хорошая зависть. На самом деле, именно поэтому зависть и заложена в нашей природе. Она может сделать нас лучше.

Талмуд учит нас, что мир не может существовать без зависти. Без нее у нас не было бы стимула чего-то достичь. Все лишь зависит от того, как вы ее используете. Завидуйте — но правильным вещам. Платье вашей подруги в один прекрасный день выйдет из моды. Хорошие качества останутся навсегда.

Спасибо за прекрасный вопрос. Я бы тоже хотел задавать такие хорошие вопросы, когда мне было восемь лет!

Зависть — один из наиболее действенных элементов ненависти.
О. де Бальзак

Зависть — часть протестующей природы, сигнал, который чуткие души должны улавливать. Но нет несчастнее людей, поражённых завистью.
Ю. Трифонов

Зависть — язва на истине.
«Пчела»

Зависть — секира души.
Анахарсис

Как ржавчина съедает железо, так завистников — их собственный нрав.
Антисфен

Завистники и тупицы никогда не могут понять тех побуждений, по которым действуют выдающиеся умы; поэтому, как только они подметят несколько поверхностных противоречий, они тотчас хватаются за них.
О. Бальзак

Зависть развязывает языки, тогда как восхищение их сковывает.
О. Бальзак

Зависть не знает выходных.
Ф. Бэкон

Зависть никогда не знает праздника.
Ф. Бэкон

Кто ведает лишь свои дела, мало находит пищи для зависти.
Ф. Бэкон

Неизменно завистливы те, кто из прихоти и тщеславия желает преуспеть во всем сразу. У них всегда найдется кому позавидовать, ибо невозможно, чтобы многие хоть в чем-нибудь их не превосходили.
Ф. Бэкон

Зависть не умеет таиться: она обвиняет и осуждает без доказательств, раздувает недостатки, возводит в преступление незначительную ошибку. Она с тупой яростью накидывается на самые неоспоримые достоинства.
Л. Вовенарг

Ничто не может успокоить завистника.
Л. Вовенарг

Зависть — яд для сердца.
Вольтер

Из всех страстей зависть самая отвратительная. Под знаменем зависти шествуют ненависть, предательство и интриги.
К. Гельвеций

Только тот может считать себя свободным от зависти, кто никогда не изучал себя.
К. Гельвеций

Зависть находит себе оправдание, если только злоба относится к распределению благ, а не к тем, которые ими обладают или их распределяют.
Р. Декарт

Нет ни одного порока, который так вредил бы благополучию людей, как зависть, ибо те, которые им заражены, не только огорчают самих себя, ной омрачают также радость других.
Р. Декарт

Зависть порождает раздор среди людей.
Демокрит

Зависть для ума — что боль для глаза.
От зависти ослепнуть может разум.
А. Джами

Завистник невольно расточает мне похвалы.
Д. Джебран

Как печально видеть мелкую зависть в великих мудрецах и наставниках мира сего. Я уже с трудом понимаю, чем руководствуются люди — да и я сам — в своих поступках.
Ч. Диккенс

Кто завистлив или желает того и сего, тому не дождаться веселья.
Екатерина II

У завистливых людей длинные руки.
Д. Келли

Зависть — печаль о благополучии другого.
Я. Княжнин

Единственные страсти, которые не дают наслаждения, — это зависть и страх.
Д. Коллинз

Зависть — самая искренняя форма лести.
Д. Коллинз

Завистники на что ни взглянут,
Поднимут вечно лай;
А ты себе своей дорогою ступай:
Полают да отстанут.
И. Крылов

Зависть… есть такая низкая и трусливая страсть, что в ней признаться не смеет никто.
Ф. Ларошфуко

Зависть непримиримее ненависти.
Ф. Ларошфуко

Наша зависть всегда долговечнее чужого счастья, которому мы завидуем.
Ф. Ларошфуко

Зависть накидывается на самые высокие достоинства и щадит одну только посредственность.
Г. Левис

Зависть есть беспокойство (неудовольствие) души, вытекающее из того, что желательным нам благом обладает другой человек, которого мы не считаем более нас достойным владеть им.
Г. Лейбниц

Завистью мы называем ту низость нашей натуры, которая заставляет нас горевать и тосковать при виде того, что, по нашему мнению, составляет счастье других.
Б. Мандевиль

Зависть — это наиболее бессознательная и наиболее низкопоклонная лесть.
Э. Марбо

Самое тягостное для завистника — если никто ему не завидует.
М. Мартен дю Гар

Завистник — враг себе, ведь он терзается мученьем, добровольно им же выбранным.
Менандр

Зависть и ревность суть срамные части человеческой души.
Ф. Ницше

На чужом поле жатва всегда обильнее, у соседского скота вымя кажется крупнее.
Овидий

Зависть — подруга пустых душ.
Пиндар

Зависть — это сожаление о чужом благе.
Плутарх

Зависть — сестра соревнования.
А. Пушкин

Даже если у всех современников зависть вызовет молчание, придут те, которые будут судить без раздражения и без снисхождения.
Сенека Младший

Зависть не оправдывает никого: в ущерб другим она действует исключительно в свою пользу.
Сенека Младший

Главнейшая из всех пагубных страстей есть зависть — мать прочих страстей и беззаконий.
Г. Сковорода

Зависть есть не что иное, как сама ненависть, поскольку чужое несчастье причиняет удовольствие и, наоборот, чужое счастье причиняет неудовольствие.
Б. Спиноза

Никто не бывает так склонен к зависти, как люди самоуниженные.
Б. Спиноза

Губительным ядом, отравляющим наши души, является зависть.
Г. Филдинг

Никакое благородное и возвышенное чувство недостаточно сильно, чтобы оказать противодействие низкому чувству зависти.
И. Флавий

Завистливый, страстный, гневный, недовольный, всего опасающийся и живущий чужой милостью — вот шесть злосчастных существ.
«Хитопадеша»

В стяжательстве друг с другом состязались,
Все ненасытны в помыслах своих,
Себе прощают, прочих судят строго,
И вечно зависть гложет сердце их.
Цюй Юань

Зависть есть несомненный признак недостатка, следовательно, если обращена она к заслугам, — то недостатка заслуг.
А. Шопенгауэр

Человек при виде чужого достатка и наслаждения горше и больнее чувствует свою нужду и недостаточность — это естественно и неизбежно, лишь бы при этом не возникало ненависти к более счастливому: но в этом-то собственно и состоит зависть.
А. Шопенгауэр

Зависть — враг счастливых.
Эпиктет

Очевидно, что ничего не стоит тот человек, который не вызывает к себе зависти.
Эпихарм

Незавидна участь того, кому никто не завидует.
Эсхил

Тех лишь не хулят, кто зависти не стоит.
Эсхил

Зависть – сестра соревнования, следственно из хорошего роду.
Александр Пушкин

Человек готов на многое, чтобы пробудить любовь, но решится на все, чтобы вызвать зависть.
Марк Твен

Наша зависть всегда долговечнее чужого счастья, которому мы завидуем.
Франсуа Ларошфуко

Лучше быть предметом зависти, чем сострадания.
Геродот

По другой стороне ограды трава всегда зеленее.
Английская пословица

Люди готовы завидовать даже красивым похоронам.
Владислав Гжегорчик

Поздравления – самая изысканная форма зависти.
Юлиан Тувим

Популярные писатели обычно непопулярны среди писателей.
Мильор Фернандеш

Когда тебя все любят, то многим это не нравится.
Анатолий Рас

Тяжелее всего для завистника то, что ему никто не завидует.
Роже Мартен дю Гар

Лучше возбуждать зависть, чем сожаление.
Геродот

Сочувствие достается даром, зависть нужно заслужить.
Роберт Лембке

Ни одна страсть не околдовывает человека так, как любовь и зависть.
Фрэнсис Бэкон

Всем человек завидует, кроме своего сына и своего ученика.
Талмуд, «Сангедрин», 104

Сострадание есть горе о чужом несчастье, зависть есть горе о чужом счастье.
Марк Туллий Цицерон

Есть ли смертный грех хуже зависти? Радость, что вызываешь зависть.
Ричард Армур

Человек, завидующий немногим, не видит за собственной спиной огромного скопления зависти всех тех, кому далеко до него.
Сенека

Тот, кому завидуют, завидует тоже.
Сенека

Нищие не завидуют миллионерам — они завидуют нищим, которым подают больше.
Бертран Рассел

Зависть тупицы к людям незаурядным всегда смягчается подозрением, что они таки плохо кончат.
Макс Бирбом

Зависть есть фундамент демократии.
Бертран Рассел

Стыдно жить плохо, если тебе завидуют.
Геннадий Малкин

Завидовать стоит лишь тому, кто никому не завидует.
Неизвестный автор

Близкие темы

  • Вся рубрика «Зависть»
      • Завистники – афоризмы и цитаты

Мотив еды — один из основных в романе. В Обломовке «главною заботою были кухня и обед. Об обеде совещались целым домом… Всякий предлагал свое блюдо: кто суп с потрохами, кто лапшу или желудок, кто рубцы, кто красную, кто белую подливку к соусу… Забота о пище была первая и главная жизненная забота в Обломовке. Какие телята утучнялись там к годовым праздникам! Какая птица воспитывалась!.. Какие запасы были там варений, солений, печений! Какие меды, какие квасы варились, какие пироги пеклись в Обломовке!» Основная задача матерей в Обломовке заключалась в том, чтобы «выходить здоровенького ребенка, беречь его от простуды, от глаза и других враждебных обстоятельств…», а также «чтобы дитя было всегда весело и кушало много». Еда в Обломовке несет не только физическое, но и в какой-то степени духовное насыщение. Приготовление обеда — это целый обряд, любимое занятие всей семьи, дворовых. В обеденных хлопотах в Обломовке «все суетилось и заботилось, все жило такою полною, муравьи­ного, такою заметною жизнью». Основы жизни, заложенные с детства в сознание Ильи Ильича, повлияли на всю дальнейшую жизнь его. Он стремится к тихой, спокойной семейной жизни без хлопот и потрясений. В мечтах Обломова, наряду с прекрасной погодой, купанием в реке, составлением букета для жены, вкусный завтрак: «Чай го­тов… Какой поцелуй! Какой чай! Какое покойное кресло! Сажусь около стола; на нем сухари, сливки, свежее масло…» При сравнении жизни в Обломовке и в предполагаемом будущем Ильи Ильича просматривается явное сходство. В Обломовке «в воскресенье и в празднич­ные дни… стук ножей на кухне раздавался чаще и сильнее; баба совершала несколько раз путешествие из амбара в кухню с двойным количеством муки и яиц; на птичьем дворе было более стонов и кровопролитий. Пекли исполинский пирог…». И Обломов находит свой идеал жизни — в доме Агафьи Матвеевны Пшеницыной. Благодаря ее заботам у Ильи Ильича по утрам «кофе такой же славный, сливки густые, булки сдобные, рассыпчатые». Кроме этого, хозяйка еще постоянно угощает его то домашней водкой на спирту, то пирог с луком да морковью (опять же «не хуже наших обломовских», как замечает Захар.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *