Библия содержание оглавление

История создания Библии

Думаю, что все вы неоднократно видели различные издания Библии, и многие музеи мира имеют различные древние и не очень древние манускрипты, списки и различные копии того, что осталось от древних веков. Хорошо, если человек когда-нибудь в своей жизни сможет прочитать Библию на том языке, на котором она была написана. Это, конечно, дар Божий — читать эту книгу на древнееврейском или древнегреческом. Нам с вами нужно будет читать Библию на русском языке. Хотя некоторые цитаты я буду делать на церковно-славянском языке — так привычнее нашему уху. Но в основном текст будет русским в синодальном переводе, который появился впервые в 1875 году (перевод всей Библии).

Священным Писанием, или Библией, называется собрание книг, написанных пророками, апостолами по вдохновению Святого Духа. Само слово «библия» в переводе означает «книги». Главная тема всех библейских книг — спасение человека. Именно эта мысль и проходит через всё Писание Ветхого и Нового Завета. Ветхий Завет говорит нам о спасении в виде прообразов, пророчеств о Мессии, о Царстве Божием; Новый Завет излагает самую сущность нашего спасения через воплощение, жизнь и учение Христа Спасителя, которые закончились Его крестной смертью, Воскресением и Вознесением.

Мы верим в то, что апостолы и пророки писали не только по своему человеческому разумению, но по вдохновению от Бога: Он очищал их души, просветлял их разум и открывал недоступные познанию тайны бытия и сообщал способность провидеть будущее. Действительно, если мы посмотрим на космогонию Моисея, то можем только поразиться, как пророк мог дать именно тот образ мироздания, который только сейчас отчасти постигается лучшими научными умами. А для него это была открытая книга, он написал это так, как воспринял, с точки зрения человека современного ему мира, чтобы его могли понять люди, окружающие его. Это образ не только богословской, а глубоко научной мысли, потому что он охватывает всю полноту мироздания, весь космос.

Обратимся к другим писаниям Ветхого Завета и Нового Завета, мы увидим, что все писатели, авторы книг (а их было много) несли в себе и зерно своего человеческого «я» и благодать Божию, которая почила в сердце каждого из них. То есть Библия, Св. Писание, есть не только слово Божие, но и слово человеческое, а точнее — слово Божие, написанное человеком. Даже если взять эту лекцию, которую кто-то записывает на магнитофон, а кто-то от руки; один напишет одно слово, и будет ясно о чем речь, другой — фразу, третий будет всё конспектировать подробно. У каждого свое восприятие и свой способ выразить его. Так и слово Божие, которое звучало в сердце человека, передавалось через каждого в той мере, в какой он мог его передать.

Библия уникальна прежде всего своей целостностью. Книга писалась более чем полторы тысячи лет, на протяжении жизни 40 поколений. Более 40 авторов участвовало в ее написании. Это были люди из разных социальных слоев: цари, крестьяне, философы, рыбаки, поэты, государственные деятели, ученые. Например, Моисей — воспитан при дворце фараона, т. е. политик, царедворец, приближенный ко двору фараона и получивший всю полноту знаний, которую можно было получить в то время, имея доступ к тем сокровенным знаниям, которым владели египетские жрецы и люди, близкие к фараону. Апостол Петр — простой рыбак, которого Господь призвал от сетей:

«Я сделаю тебя ловцом человеков»

. Пророк Амос — пастух. Иисус Навин — военачальник, всю жизнь проведший в походах и сражениях, вставший во главе израильского народа и написавший книгу. Пророк Неемия — виночерпий, Даниил — министр царского двора, Соломон — царь, апостол Матфей — мытарь, апостол Павел — сын фарисея, по образованию раввин. Книги Ветхого Завета, как и Нового, писались в разных местах: в пустыне, в темнице, на склоне холма, на диком острове Патмос, во время разных злоключений и обстоятельств. Во время войны писал пророк Давид свои великие псалмы; во время мира — Соломон. Удивительно:40 лет царствовал Соломон и ни одной войны. Царство Соломона простиралось от берега Средиземного моря почти до Тигра и Евфрата (от берега современной Сирии до Египта) — вот великий Израиль, который был обещан. И 40 лет это царство держалось. Плохо ли, хорошо ли, но держалось. Видимо, отец Соломона, Давид, сполна навоевался за него. Не случайно о Давиде Господом {5} было сказано: «Ты пролил слишком много невинной крови, поэтому ты Мне храм не построишь». И хотя Давид — псалмопевец, царь и пророк, хотя мы поклоняемся и молимся вместе с ним Богу его псалмами, Бог тем не менее отверг его. А вот Соломон построил храм, и при этом царе не было ни одной войны и писалось много книг.

Писались они в разных настроениях: в радости, в горе, в отчаянии. Один находился в плену, другой взывал ко Господу из чрева китова.

Писались эти книги на трех континентах — в Азии, Африке и Европе, на трех языках: на иврите (это язык Ветхого Завета; Вторая Книга Царств называет его «языком Иуды», т. е. языком иудеев); на языке ханаанском (арамейском языке, который представлял собою общепринятое вплоть до времен Александра Македонского наречие); на греческом языке — основном языке цивилизации того периода, когда появились новозаветные книги (греческий язык был международным во времена Христа Спасителя). Основная мысль всех книг — искупление человека Богом. Она проходит красной нитью через всю Библию от первой книги — Книги Бытия до последней — Откровения Иоанна Богослова. От первых слов Библии (

«В начале сотворил Бог небо и землю. Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною, и Дух Божий носился над водою»

(Быт. 1:1–2). Кстати, первые стихи Книги Бытия вам нужно знать наизусть.) до последних ее слов из Откровения Иоанна Богослова:

«Благодать Господа нашего Иисуса Христа со всеми вами. Аминь»

(Отк. 22:21).

От начала до конца — мысль о том, что Господь искупает человека, и ради этого Он принимает на Себя «зрак раба», воплощается, но к этому воплощению готовит человечество долгим историческим и даже доисторическим путем. Ведь Библия вбирает в себя путь человека от первых его дней на земле до конца — до начала жизни будущего века. Если изобразить графически период, который охватывает Библия, то получится прямая линия, на одном конце которой бесконечность, откуда вышел человек, и на другом бесконечность, вечность, в которую он уходит. Человек бесконечен, и только маленький отрезок этой бесконечности нам открыт — от одной вечности до другой. В какой-то момент, как сказано, в конце времен (по отсчету Божиему, а не человеческому) на землю приходит Сын Божий.

Какой период времени охватывает Ветхий Завет, что заключается в нем? Период от «доистории», от творения мира до наших дней, а Новый Завет — от наших дней до сегодняшнего дня. А сегодняшний день — это год 1994 по Рождестве Христовом (с учетом того, что дата рождения Иисуса Христа была в свое время определена неправильно и следует сделать поправку на несколько лет. Но менять всю систему летосчисления не стали, и эта условная дата, 1-й год нашей эры — считается датой рождения Христа). Итак, Новый Завет охватывает период протяженностью в 1994 года. А сколько лет прошло с того момента, когда началась история человечества? А она началась не с момента сотворения мира, а с момента его грехопадения. То, что было до грехопадения, это праистория. Мы не можем сказать, сколько времени длилось пребывание человека в Раю, хотя, вероятно, оно длилось мало. Но что такое «мало»? У Бога один день, как тысяча лет, и тысяча лет — как один день. Адам ведь не был, физически и нравственно, человеком в том смысле физическом и нравственном, в каком знаем мы человека сейчас, т. е. после грехопадения. Тайна его бытия это тайна той жизни, когда человек был бессмертен и мог общаться с Богом.

«Бога никтоже виде нигдеже»

(Ин 1:18), а Адам общался с Богом. Может быть, не лицом к лицу, но в той мере, в какой он мог воспринять благодать Божию и неизмеримое величие Его. И Адам был поставлен «владыкой твари». Но период его жизни до грехопадения неизвестен.

История человека начинается с момента, когда

«сделал Господь Бог Адаму и жене его одежды кожаные и одел их»

(«и облек Господь их в ризы кожаные») (Быт. 3:21). Что такое «ризы кожаные»? Это наша кожа, которая заключает в себя нашу плоть, или это шкуры животных, убитых Адамом, надетые им на себя, чтобы согреться и скрыть наготу?

С того момента, когда Адам, покидая Эдем, ступает на землю, начинается история человека. И все-таки это еще не та история, о котором молено сказать точно: в таком-то году до нашей эры. Я просмотрел всю Библию и нигде не нашел даты начала отсчета. И все цифры, которые существуют, это выдумки. Эти цифры искусственно выведены для удобства летоисчисления. В древности за начало летоисчисления принималась какая-то определенная дата. Например, 750 год до Р. Х. год основания Рима. Так считалось, и это было понятно и удобно. А вот в 1917 году предлагали начать мировую историю от октября, а все остальное отбросить.

Тем не менее начинать отсчет откуда-то надо было, поэтому искусственно вывели цифру, которая складывается из времени жизни тех патриархов, тех праотцев, чьи даты жизни указаны в Библии. Эти даты учить наизусть не нужно, просто надо знать, сколько лет приблизительно они жили, а вот имена первых патриархов надо знать наизусть. Первых, допотопных, патриархов десять: Адам, Сиф, Енос, Каинан, Малелеил, Иаред, Енох, Мафусал, Ламех и Ной. Жизни этих десяти патриархов сложили между собой и получили цифру 7502, хотя нет {6} никакой уверенности в том, что эти люди жили, сменяя друг друга, поколение за поколением. Хотя другая точка зрения говорит о том, что именно так они и жили, передавая друг другу общечеловеческое предание. Современная антропология говорит нам о том, что человек разумный, «homo sapiens», появился на земле около 40 с небольшим тысяч лет назад. С точки зрения вечности это тоже небольшой срок, но если сравнить:7 тысяч лет — и 40 тысяч лет. Ощутимая разница.

Когда же можно начинать реальный исторический отсчет? 7502 — эта цифра искусственно выведена для удобства пользования. Давайте вспомним несколько самых отдаленных дат, обозначающих то время, когда человек начал свою сознательную историю? Это, конечно, время существования царства Месопотамского, Египетского — примерно 3–4 тысячелетия до Р. Х. Эта дата подкрепляется археологическими находками, данными других наук. Еще одна дата, которая поможет нам немного приблизиться к пониманию всемирной истории, — это дата Потопа. Все донные отложения, которые к настоящему времени обнаружены на территории, которая была покрыта водами Потопа, датируются примерно 5000 годом до Р. Х.

Примерно такие цифры мы можем условно принимать и от них начинать отсчет своего исторического времени — времени жизни на земле человека в том виде, как он есть. Когда мы открываем Библию старого издания, мы видим, что в ней написано: сия книга написана столько-то лет от сотворения мира, от Рождества по плоти Бога Слова такое-то количество лет. Почти все издания дают двойную цифру: от сотворения мира и от Рождества Бога Слова.

Необходимо сделать одно замечание. Любое библейское повествование, любой текст, который мы прочли, нельзя рассматривать вне контекста всей библейской истории. И тогда то, что было непонятным в одном месте Библии, объясняется в другом месте. И то, что сейчас для нас закрыто, раскрывается чуть позже.

Популярность Библии необычайна — это самая популярная книга, если судить по количеству ее изданий. По числу переводов на языки мира у Библии нет соперниц среди других книг. Примерно 15 лет назад Библия была опубликована более чем на 240 языках и более чем на 700 диалектов. По статистике между 50-ми и 60-ми годами над переводом Библии работало более 3 тысяч переводчиков.

Библия пережила тяжелейшие испытания. Ни одну другую книгу так не преследовали и не уничтожали, как Св. Писание. Если мы посмотрим на Ветхий Завет, то увидим, как часто его пытались уничтожить, изъять, исказить. Мы сами были свидетелями того, как уничтожались книги уже на нашей памяти. Вот передо мной экземпляр книги, которую хотели уничтожить, но получилось так, что она уцелела. К нам в Россию приходили целые контейнеры таких книг — христиане всегда присылали нам их, и мы очень в них нуждались, ведь Библию невозможно было нигде достать. И присылалась она нам задаром. Многие такие бесценные посылки попадали в определенные отделы, которые курировали почту. Когда эти посылки в этих отделах вскрывали и видели, что там Св. Писание, то их просто бросали в огонь. Это были большие аутодафе на задних дворах. Одна из таких книг случайно попала ко мне.

Да, Библию уничтожали. Одним из первых деяний Французской революции было публичное сожжение Библии. И так было на протяжении веков. Однако слово Божие неуничтожимо.

Кто только не критиковал Библию, начиная с эпохи средних веков и до наших дней! Один философ так пишет:

«Тысячи раз раздавался погребальный звон по Библии, собирались похоронные процессии, высекались надписи на могильном камне, произносились надгробные речи. Но телу ее никогда в могиле почему-то не лежалось. Ни одну другую книгу в истории так не рубили на части, не рассекали ножами, не просеивали, не разбирали так придирчиво, не портили, как Библию. Однако Библия дошла до нас почти неизменной от того момента, когда она появилась на земле». Первые страницы Библии — что они могли из себя представлять? Как они дошли до наших дней? На чем они были написаны?

Первый материал — папирус. Наиболее характерный материал. Чаще всего древние рукописи писались на нем. Это особый тростник, который рос в мелких озерах, реках Египта и Сирии. Большие партии папируса поступали через сирийский порт Библос. Возможно, что от этого названия произошло и слово «Библия». Очищенные стебли тростника разрезали на мелкие полосы, обрабатывали специальными молоточками, спрессовывали в два слоя. После сушки поверхность полировалась камнем. Плиний Младший пишет о нескольких сортах папируса. Листы папируса тонки и прозрачны. Старейший известный фрагмент папируса относится к 2024 году до Р. Х., а дошедший до наших дней папирус с текстом Св. Писания, так называемый папирус Нэш — это примерно 100 — 200 лет до Р. Х. (Декалог и Втор 6:4). На нем написано Десятисловие (Декалог) Моисея. Как вид материала для письма папирус использовался до 3 века по Р. Х.

Второй материал — камень. На нем высекали отдельные надписи; это был процесс трудоемкий, но по результату долговечный.

Продолжение каменной письменности — глиняные черепки. Их сохранилось очень {7} много, особенно в раскопках современного Вавилона. Лет 20 назад в районе Вавилона довелось быть моему брату (теперь это Ирак). Ему и его товарищам удалось побывать на раскопках. Они увидели, что Вавилон представляет собой грандиозное сооружение, которое сейчас постепенно освобождается от многовековых наслоений. Там раскопаны Триумфальные ворота и многое другое, о чем пишут в учебниках истории. Но что самое поразительное, вся территория была усыпана черепками, покрытыми иероглифами.

Этот древний вид письма был очень широко распространен в Месопотамии. Многие надписи на таких черепках расшифрованы, другие не поддаются пока дешифровке.

Третий материал — пергамент. Это особым образом отделанные шкуры овец, коз, антилоп и других животных. Слово «пергамент» произошло от названия города Пергам в Малой Азии именно там впервые стали производить этот материал. Древнейшие рукописи, написанные на пергаменте, дошли до нас примерно с 1500 года до Р. Х.

Использовались для письма и восковые таблички. Инструментами служили долото, металлическое стило (специальный стержень, которым писали) и тростниковые перья длиной от 15 до 40 сантиметров. Конец пера заострялся так, чтобы можно было проводить тонкие и толстые линии. Отдельные перья сохранились, они есть у нас в музее восточной культуры.

В каком виде дошли до нас первые списки Библии?

Во-первых, в виде свитков. Листы папируса или пергамента сшивали вместе в полотна длиной около 10 метров (хотя встречаются свитки длиной свыше 30 метров). Получившаяся полоса наматывалась на палку.

В более позднее время (с I в. от Р. Х.) книги стали переплетать в виде кодексов. Кодекс изготавливали путем сшивания вместе согнутых пополам отдельных листов. Такой формой книг мы пользуемся и до сего дня.

Когда писалась Библия, существовало несколько видов письма. Первое — унциальное письмо, т. е. письмо, которое пишется заглавными буквами. Его еще называют книжным, печатным или уставным. Таким шрифтом написаны знаменитая Ватиканская и Синайская рукописи Библии и ряд других древних свитков. Второй вид письма — минускульное письмо. Оно вошло в употребление с 9 века по Р. Х. и было создано специально для переписывания больших, объемных книг. Представляло собой небольшие буквы, связанные между собой — нечто вроде нашего с вами письма.

Древние книги, в том числе и славянские, не имели разделения между буквами и словами — все писалось в сплошную строчку — слишком дорог был материал, приходилось его экономить.

Библия была впервые поделена на главы в 586 году до Р. Х. Тогда была поделена не вся Библия, а лишь Пятикнижие Моисея на 154 главы. Полвека спустя эта часть Библии была разделена еще на 669 более мелких фрагментов, чтобы облегчить поиски ссылок. Эти деления были сделаны для удобства ежедневного чтения Св. Писания. Помните один из отрывков Евангелия, когда Господь пришел в синагогу, открыл пророка Исаию и стал читать:

«Дух Господень на Мне…»

(Ис 61:1) — знаменитый текст. То есть Он не искал, а просто открыл то, что уже было помечено.

Греки разделили Библию на части около 250 года до Р. Х. видимо, в период перевода ее на греческий язык. Это был знаменитый перевод семидесяти толковников (Септуагинта).

Древнейшее деление на главы также находится в древнем Ватиканском кодексе — 350 год по Р. Х. Это тот кодекс, над которым работал потом блж. Иероним, когда создавал свою не менее знаменитую Вульгату.

Современное деление на главы произошло в 1227 году. Его осуществил Стефан Лангтон, профессор Парижского университета, а затем архиепископ Кентерберийский.

Первые указания на то, что текст Библии был поделен на стихи, относятся примерно к 900 году по Р. Х. Первая Библия, где весь текст поделен на главы и стихи, — это латинская Вульгата, перевод блж. Иеронима на общепринятый (доступный, свободный) латинский язык.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

>Что такое Библия

История создания, краткое содержание и толкование Св. Писания

Ветхий Завет Предварительные сведения Почему нам дорого Священное Писание Понятие о Священном Писании О боговдохновенности Святого Писания Первоначальный вид и язык Священного Писания История возникновения ветхозаветных книг Краткие сведения о важнейших переводах Писания Пятикнижие Моисея Обозрение первых пяти книг Библии Святой пророк Моисей Книга Бытия Книга Исход Книги Левит и Числа Второзаконие Пророчества о Мессии в книгах Моисея Библейское повествование о возникновении мира и человека Исторические книги Ветхого Завета Краткий обзор исторических книг Библии Значение ветхозаветных пророков Книга Иисуса Навина Книга Судей Книги Царств Книга Ездры Книга Неемии Книга Есфирь Книга Иудифь Маккавейские книги Последние годы до Спасителя Учительные книги Господь дает мудрость; из уст Его – знание и разум Книга Иова Псалтирь Значение Псалтири для Богослужений Книга Притчей Соломоновых Книга Екклесиаст Книга Песнь Песней Книга Премудрости Соломона Книга Премудрости Иисуса, сына Сирахова Избранные Притчи Пророческие книги Значение пророчеств в жизни человека Описание пророческой эпохи Значение древних пророков Обличение и утешение Рассмотрение пророческих книг в хронологическом порядке Книга пророка Иоиля Книга пророка Ионы Книга пророка Амоса Книга пророка Осии Книга пророка Исаии Книга пророка Михея Книга пророка Софонии Книга пророка Наума Книга пророка Аввакума Книга пророка Иеремии Книга пророка Авдия Книга пророка Иезекииля Книга пророка Даниила Книга пророка Аггея Книга пророка Захарии Книга пророка Малахии Перечень важнейших предсказаний и тем в пророческих книгах Заключительный обзор содержания и значение пророческих книг Ветхий Завет о Мессии Предисловие Обозрение мессианских пророчеств Самые древние пророчества о Мессии в Пятикнижии Моисея Пророчества Царя Давида Пророчества Исаии Предсказания о страданиях Мессии Предсказания о Воскресении Мессии Пророчества Даниила Предсказания «малых» пророков Ожидание пришествия Мессии Исполнение пророчеств о Мессии Искаженные представления о Мессии Предсказания о новозаветных временах Связь между ветхозаветной и новозаветной Пасхами Предсказания об обращении еврейского народа к Христу перед концом мира Перечень Мессианских пророчеств Новый Завет Евангелия Предварительные сведения История евангельского текста Время написания Евангелий Значение четырех Евангелий Взаимоотношение Евангелий Характер каждого из четырех Евангелий Евангелие от Матфея Евангелие от Марка Евангелие от Луки Евангелие от Иоанна Избранные наставления Спасителя Заключение Книга Деяний и Соборные послания Предварительные сведения Книга Деяний святых апостолов Соборные послания Послание апостола Иакова Послания апостола Петра Послания апостола Иоанна Богослова Послание апостола Иуды Избранные наставления из Соборных посланий Послания Апостола Павла Значение посланий святого апостола Павла Связь учения апостола Павла с его жизнью Жизнь и труды апостола Павла Перечень посланий апостола Павла Обзор учения апостола Павла Избранные тексты из посланий апостола Павла Книга Откровения, или Апокалипсис Значение Апокалипсиса и интерес к нему Об авторе Апокалипсиса Время, место и цель написания Апокалипсиса Содержание, план и символика Апокалипсиса Письма семи Церквам (Откр. 2–3 гл.) Видение Небесного богослужения (Откр. 4–5 гл.) Снятие семи печатей. Видение четырех всадников Семь труб. Запечатление избранных. Начало бедствий и поражение природы (Откр. 7–11 гл.) Видение двух свидетелей (Откр. 11, 2–12). Семь знамений. Церковь и царство зверя. Начертание зверя (Откр. 13, 16–17; 14, 9–11; 15, 2; 16, 20; 20, 4). Число зверя – 666 (Откр. 13, 18). Говорящий образ зверя Семь чаш. Усиление богоборческой власти. Суд над грешниками (Откр. 15–17 гл.) Суд над Вавилоном, антихристом и лжепророком 1000-летнее Царство святых. Воскрешение мертвых и Страшный Суд. Суд над дьяволом (Откр. 20 гл.) Новое Небо и новая Земля. Вечное блаженство Таблица 1 Перечень важнейших событий, царей и пророков

Что такое краткое содержание??

Помогите, пожалуйста, найти все метафоры и сравнения в третьей части стихотворения Железная дорога? Помогите, пожалуйста, найти все метафоры и сравнения в третьей части стихотворения Железная дорога? Герасим-какой он? От лица Гаврилы, Степана, Капитона, Антипки. Прав ли мальчик колокольчик что не нужно привыкать к поговоркам Учись у них — у дуба, у берёзы. Кругом зима. Жестокая пора! Напрасные на них застыли слезы, И треснула, сжимаяся, кора. Все злей метель и с каждою мин утой Сердито рвет последние листы, И за сердце хватает холод лютый; Они стоят, молчат; молчи и ты! Но верь весне. Ее промчится гений, Опять теплом и жизнию дыша. Для ясных дней, для новых откровений Переболит скорбящая душа. Какой смысл вложил к чему призывал? В чем заключается психологизм поэтической речи Тютчева? Ответьте пожалуйста нормально Отзыв о фильме портизанка лара кто лучший герой написать почему Что показалось смешным мальчику колокольчику?Рассказ город в табакерке Составить рассказ о жизни крепостных крестьян на строительстве железной дороги Некрасова​ Рассказ о Герасиме Муму по плану: 1. Необычайная сила Герасима.2. Новые обязанности Герасима.3. Отношения с остальными слугами.4. Нрав Герасима. Сделайте небольшой рассказ по мотивам рассказа «Толстый и Тонкий»

Доклад на тему Библия 4, 5, 8 класс сообщение

В мире множество различных религий. Самые распространенные из них: христианство, мусульманство, буддизм, конфуцианство. Библия – главная книга всех христиан. Она удивительна и невероятна по определению. Библия делает ближе человека и Бога, учит терпению, понимаю и вере. Сейчас Библия одна из самых популярных книг в мире. Ее издают и переиздают постоянно. Многие люди ежедневно обращаются к священным историям и высказываниям пророков и апостолов. И это неудивительно! Давно известна сила Библии.

Библия появилась давно. Точную дату ее создания очень сложно назвать. Она писалась и собиралась постепенно. Как сама жизнь. Священная книга христиан делится на две большие части. Это Ветхий Завет и Новый Завет. В Ветхом Завете собраны рассказы о мире до рождения Иисуса Христа. В нем можно прочесть о создании мире, об Адаме и Еве и их изгнании из райского сада. Также в нем повествуется о жизни пророков, появлении десяти заповедей. Здесь же можно узнать и интересную историю постройки ковчега Ноем. О том, каким сложным было это дело, как были собраны по паре всех живых существ на большой планете и тогда, когда начался великий потоп, который принес гибель всего живого, обитатели ковчега спаслись.

Новый Завет расскажет историю рождения Спасителя – Иисуса Христа, сына Божьего. Этот момент Библии знаком всем христианам. Каждый год в Рождество эта глава на слуху у всех христиан. Мало кто не знает, как маленький Иисус родился в хлеву, и волхвы пришли к нему на поклон и принесли дары младенцу, узнав добрую весть по яркому свету звезд. Рассказывает Библия и о смерти Христа и его чудесном воскрешении. Сын Божий был казнен за любовь к своим ближним. Ради спасения людей. Праздник великой Пасхи установлен именно в честь воскрешения Иисуса. После смерти Спасителя его двенадцать учеников – апостолов продолжили проповедовать слово своего учителя. В Библии есть рассказы и о их нелегких жизнях, путешествиях и страданиях.

Человек сам выбирает, стоит или не стоит читать Библию. Но плохого смысла в ней однозначно нет. Священная книга христиан учит добру, пониманию, терпению, вере. Прививает любовь и уважение к старшим, к родителям. Дает новые знания о мире. Учит не злиться, не предавать, не обманывать ни в коем случае. Библия – добрая и светлая книга. Ее всегда будут цитировать, следовать ее заветам и советам.

В мире существуют всевозможные издания Библии. На многих языках. Издают Библию и для детей. С интересными картинками и понятными рассказами. Такую книгу с интересом будут рассматривать совсем маленькие дети, и читать детки постарше, школьники. Каждый человек найдет в священной книге что-то свое, что-то важное и ценное. Пусть же Библия никогда не потеряет своего места в жизни современного человека. Может быть и мир благодаря ей будет добрее!

Доклад №2

Библия – это самая древняя книга и она священна в религии христиан. Писали ее пару тысячелетий тому. В ней рассказывается о создании мира, о райском саде и первых людях на Земле — Адаме и Еве и о многом другом.

Библия поделена на Ветхий Завет и Новый Завет. В Ветхом Завете описывается история жизни и мытарств еврейского народа. Эта часть Библии тоже святая книга для религии иудей. В ней прописаны поучительные истории, которые показали жестокость и правдивость жизни всего еврейского народа. Каждая глава — это отдельная история, которая отображает и вымышленные и правдивые исторические факты.

В Библии прописаны нравственные законы и убеждения, по которым нужно существовать человечеству. Десять заповедей изложены в Ветхом Завете: не убей, не укради, не прелюбодействуй, уважай отца своего и мать свою. В Новом Завете также изложено много важных жизненных законов и поучительных историй, которые стали основой для христианской религии.

В Новом Завете прописана история рождения и жизни Иисуса Христа – Сына Божьего. Он обучал людей творить добро, воскрешал мертвых, вылечивал нездоровых. Обычный народ с восхищением шел за ним и с уважением встречал его в собственных домах. У него было много учеников, которые несли в народ его ученья. Но священники и правители заметили в Иисусе опасность для религии и власти. Они перепугались того, что простые люди слушаются Сына Божьего и идут за ним.

Ученик Иисуса Иуда продал врагам собственного наставника за 13 серебряников. Иисуса судили, и после этого распяли на горе Голгофе на кресте. Но Сын Божий воскрес и появился перед своими последователями, и этим доказал, что его ученье справедливое и правильное.

Библия очень увлекательная книга, из которой можно получить много значимой и полезной информации. Много авторов используют эпизоды из Библии для создания своих произведений: Пушкин А.С., Булгаков М.А. и другие русские и зарубежные авторы.

Боблия доклад-сообщение

Библия – греческое слово. В переводе значит «книги». Для христиан Библия – самая главная и священная книга. Её знают и читают во всем мире. Библия стала частью духовной культуры многих народов мира.

Эту священную книгу писали на протяжении почти полутора тысяч лет – с двенадцатого века до нашей эры по второй век нашей эры. Это был процессе отбора, редактирования религиозных текстов. Сначала иудаизм, а затем христианство признали тексты боговдохновенными, то есть навеянными людям Богом путем Откровения. Писали ее сотни известных и неизвестных авторов, редакторов, писцов, переводчиков, которым Бог явил свое слово.

Эта священная книга состоит из двух частей – Старого Завета и Нового Завета. Слово «завет» значит договор, союз Бога с избранным народом и всем человечеством. Соответственно, ту часть, в которой говорится о союзе Бога с иудейским народом, называют Ветхим Заветом (иудеи – Танах). В Новом Завете говорится о союзе Бога со всем человечеством.

Ветхий Завет, который состоит из иудейские священных писаний, сформировался в дохристианские времена – с середины первого тысячелетия до нашей эры по последние десятилетия первого века нашей эры. Он состоит из древних священных писаний иудеев. Их исправление и редактирование иудейскими книжниками продолжалось до конца десятого века нашей эры. Ветхий Завет написан на древнееврейском языке. Есть фрагменты на арамейском, который является его диалектом.

Ветхий Завет еще называют Законом суровой правды. В этой части Библии речь идет о создании мира, о жизни первых людей – Адаме и Еве. Рассказывается, как начиналась история человечества, как первые люди были изгнаны из рая, почему случился всемирный потоп. Идет речь о верованиях еврейского народа, рассказывается о мессии, которого все очень ждали

Библия учит, что Бог – это источник бытия, добра и гармонии. Древние иудеи представляли Бога единым в трех лицах: Елогиум (творческая сила), Адонай (обладатель мира), Иегова (лицо).

Новый Завет, который считается Законом Божественной любви и благодати, написан христианами на древнегреческом языке. Он объединяет 27 книг. Они священны и признаны всеми конфессиями христиан. В четырёх Евангелиях: от Матфея, Марка, Луки и Иоанна говорится о непорочном зачатии Девы Марии, рассказывается о земной жизни Иисуса Христа, Его распятии на кресте и воскресении.

Новый Завет также составляют книги Деяния и Послания апостолов, Откровение Иоанна Богослова, или Апокалипсис. В них описана небесная жизнь Иисуса Христа, рассказывается, как распространялось христианство. В этих книгах толкуется суть вероучения христиан, идет речь о страшном суде и конце света.

Христианское богословие на основе содержания и направленности книг Нового Завета разделяет их на законоположные (Евангелия), исторические (Деяния), учебные (Послание) и пророческие (Апокалипсис).

Произведения Библии разные по содержанию. Но они свидетельствуют о разных способах познания мира, учат осмыслению действительности, формируют основы мировоззрения. Наблюдаем попытки заглянуть в будущее человечества. В Библии тесно переплелись действительность и мифы. Ученые пришли к выводу, что библейские рассказы построены на реальной основе, легенды подкреплены настоящей историей. И хотя много сюжетов, на первый взгляд, противоречивы, их объединяет единое мощное духовное содержание. Именно поэтому Библию называют Книгой книг.

Библия переведена на много языков мира. На родном языке ее читает почти девяносто процентов населения планеты. В Киевской Руси Библию на старославянский язык в девятом веке перевели солунские братья Кирилл и Мефодий.

4, 5, 8 класс

>Библия

Популярные доклады

  • Доклад про Орлов 4 класс сообщение

    Орлы являются представителями крупных птиц, относящихся с семейству ястребиных. Их видовое разнообразие сводится к 17. Каждый имеет свои отличительные особенности, занимая почетное место в классификации птиц.

  • Доклад на тему Картофель сообщение

    Каждый из нас любит картофельные блюда, но мало кто знает, что это растение прибыло к нам из Южной Америки. В середине 16 века эти клубни завезли в Европу. Но вначале люди не понимали всю суть употребления картофеля в пищу, и поэтому его высаживали

  • Доклад Экологические проблемы использования тепловых машин

    Превращать энергию тепла в механическую энергию приспособились еще двести лет назад. Чтобы создавать механическую энергию, всегда есть потребность в большом количестве топлива. К тому топливо сгорает в камере сгорания и образуется

Ветхий Завет

Древнееврейская литература вся сосредоточена в Ветхом Завете (первой части Библии), священной книге евреев-иудеев (религией которых является иудаизм), которую приняли как священную книгу и христиане, и мусульмане. Верующие считают, что Ветхий Завет (как и Новый Завет) — это собрание книг, написанных по вдохновению и откровению Святого Духа, самого Бога. Ветхий Завет – лежит в основе христианства, а потому и всей европейской культуры, основанной на христианстве. Книги Ветхого Завета писались с ХII по II век до н.э. Если отвлечься от религиозного значения, то по сути Ветхий Завет – это история еврейского народа, который сам считает себя особенным, богоизбранным народом, которому Бог открыл истину, так как евреи первые стали поклоняться единому Богу, в отличие от всех остальных народов-язычников, идолопоклонников.

Большим подспорьем при чтении Библии является книга отца Вениамина «Священная библейская история. Ветхий Завет и Новый Завет» (она есть в интернете), там можно легко найти нужные главы, части Библии, прочитать комментарий к тексту, современный пересказ содержания. Также есть сайт: «Ветхий и Новый Завет. Краткое изложение с иллюстрациями», где вся Библия кратко и понятно изложена. Библию хотя бы в кратком изложении знать нужно всем.

Книга 1 «Бытие» (главы 1-9): рассказ о сотворении мира и человека – по сути это древнееврейская мифология. «В начале сотворил Бог небо и землю. Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною, и Дух Божий носился над водою. И сказал Бог: да будет свет. И стал свет». Сотворил Бог землю, растения, животных и человека. Человека Бог сотворил по образу и подобию своему, вдохнув в него душу живую. Творение происходило 6 дней, а на седьмой день Бог отдыхал, отсюда рабочая неделя – 6 дней и один выходной.

Из ребра первого человека Адама Бог сотворил ему жену Еву и поселил их в Эдеме, райском саду, где они пребывали в абсолютном блаженстве, не зная зла и смерти. Там же Бог посадил дерево, древо познания добра и зла, и предупредил Адама и Еву, что есть плоды с него нельзя, иначе они умрут. Но Еву соблазнил хитрый змей, пообещав, что они с Адамом станут такими же мудрыми, как боги (познают добро и зло), и она откусила яблоко с этого дерева и дала Адаму. Адам и Ева были изгнаны из Рая за то, что нарушили заповедь Бога. Так человек сразу же, как только появился, ослушался Бога, и совершилось грехопадение, тот самый первородный грех, благодаря которому, по учению отцов церкви, испортилась сама природа человеческая, и все люди греховны уже с рождения. Адам, Ева и все их будущие потомки были наказаны Богом, изгнаны из Рая, они потеряли бессмертие, женщина была обречена в муках рожать детей (в раю детей у них не было), мужчина был обречён в поте лица добывать хлеб насущный, они узнали страдания, болезни, смерть и т.д. Так возникло человечество – от греха.

Сначала у Евы родился Каин, потом Авель. Каин, ставший земледельцем, и Авель, занявшийся скотоводством, принесли каждый Богу в жертву плоды своего труда. «И призрел Господь на Авеля и на дар его, а на Каина и на дар его не призрел. Каин сильно огорчился, и поникло лицо его. И сказал Господь Каину: …если не делаешь доброго, то у дверей грех лежит; он влечет тебя к себе, но ты господствуй над ним». Но Каин обиделся, и «восстал Каин на Авеля, брата своего, и убил его». Бог проклял Каина и обрёк его быть вечным изгнанником и скитальцем. Другие части Библии (послания апостолов Нового Завета) говорят, что всё произошло, потому что Каин был злым изначально и не имел истинной веры. Так совершилось первое убийство.

У Адама и Евы родился ещё один сын – Сиф, от него и от Каина расплодились люди по земле. Однажды «увидел Господь, что велико развращение человеков на земле, и что все мысли и помышления сердца их были зло во всякое время; и раскаялся Господь, что создал человека на земле, и восскорбел в сердце Своем. И сказал Господь: истреблю с лица земли человеков, которых Я сотворил, от человека до скотов, и гадов и птиц небесных истреблю, ибо Я раскаялся, что создал их». Решил Бог спасти одного только праведного Ноя и его семью, велел он Ною построить большой ковчег, собрать туда всякой твари по паре. Ной так и сделал. А потом сорок дней непрерывно лил дождь и произошёл всемирный потоп, в котором погибли все люди, кроме Ноя, от которого опять пошёл род человеческий.

Среди потомков Ноя был праведный Авраам, прародитель еврейского народа. Именно Аврааму Бог объявил, что родиной евреев является Палестина, территория современного Израиля. Однажды Бог повелел Аврааму принести в жертву его любимого юного сына Исаака. Авраам заплакал, но послушался, приготовил всё для жертвоприношения, но когда занёс нож над Исааком. Бог остановил его руку, это было испытание веры и смирения (глава 22).

Во времена Авраама Бог уничтожил два вавилонских города Содом и Гоморра за греховность и развратность их жителей, на них пролился дождь из серы и огня, города вместе с жителями были полностью уничтожены (глава 19), а потом на их месте образовалось Мёртвое море, большое озеро с очень солёной водой, в которой не может жить рыба. С тех пор слова Содом и Гоморра стали синонимами греха и разврата.

Среди первых ветхозаветных сюжетов выделяется сюжет о праведном прекрасном Иосифе, правнуке Авраама (главы 37-45), которого братья из зависти (он любимчик отца) продают в рабство в Египет. Там в него влюбляется жена хозяина, но он отказывается вступить с нею в связь, она его обвиняет в покушении на свою честь. Его бросают в тюрьму, там у него проявляются пророческие способности, Иосиф разгадывает странный сон фараона, который никто не может разгадать, и становится помощником фараона, спасает Египет от голода. В Палестине (Израиле) также голод, и евреи приходят в Египет. Иосиф встречает своих братьев и прощает их. Именно прощение – главное в этом сюжете. Повесть об Иосифе много раз пересказывали в мировой литературе.

Книга 2. «Исход» (главы 1-21). Между тем, евреи остаются в Египте, и новый фараон превратил их всех в рабов и приказал убивать всех новорожденных мальчиков. Но один из них чудом спасся, это был богоизбранный Моисей, которому Бог поручил вывести народ израильский из Египта. Бог явился Моисею, объявил ему о его призвании через горящий, но не сгорающий куст (Неопалимая купина). С помощью Бога Моисей вывел евреев из Египта. Когда они подошли к Красному морю, то по мановению руки Моисея воды моря расступились, и евреи прошли по дну морскому (скорее всего, так описан обыкновенный отлив). А потом на горе Синай при громе и молнии Бог вручает Моисею закон Божий для народа израильского, десять заповедей (20 глава):

1. Я Господь, Бог твой; да не будет у тебя других богов пред лицом Моим.

2. Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, что на земле внизу, и что в воде ниже земли. Не поклоняйся им и не служи им.

3. Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно.

4. Помни день субботний, чтобы святить его. Шесть дней работай, и делай всякие дела твои; а день седьмой — суббота Господу, Богу твоему: не делай в оный никакого дела.

5. Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле, которую Господь, Бог твой, дает тебе.

6. Не убий.

7. Не прелюбодействуй (не изменяй жене).

8. Не кради.

9. Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего.

10. Не желай дома ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ничего, что у ближнего твоего.

Особенно знамениты три заповеди: 6, 7, 8. Но надо иметь в виду, что они не носят абсолютного общечеловеческого характера. Запреты касаются только соплеменников (или союзников). Но врагов и рабов убивать можно и даже нужно. Вместе с запретом на прелюбодеяние у евреев были разрешены рабыни-наложницы. Тем не менее заповеди 5 — 10 легли в основу христианской, а потом и светской общеевропейской морали. Они не были абсолютно оригинальны по отношению к другим моральным кодексам Древнего мира (египетскому, вавилонскому). Они просто стали более известны в связи с тем, что христиане признали Ветхий Завет священной книгой.

Чуть дальше в 21 главе Книги «Исход» Бог даёт Моисею для евреев более подробный и обширный свод законов, в том числе знаменитый принцип наказания преступников – принцип равноценного возмездия: око за око, зуб за зуб и т.д. То есть, если кто у кого выбьет глаз или зуб, то ему тоже надо выбить глаз или зуб. Если кто кого убьёт, тот сам достоин смерти. Бог Ветхого Завета жесток, но справедлив, он постоянно карает (или пугает) убийством грешников, преступников и т.д.

Так был между евреями и Богом был заключён Завет, то есть, договор. Евреи соблюдают заповеди Бога, Бог им во всём помогает. Но от горы Синай до Палестины, земли обетованной, земли предназначенной для евреев, было ещё далеко. Много лет они бродили по пустыне, поскольку они терпели наказание за отступление от заповедей. И вот когда Моисей уже умер, они вышли к границам Палестины, где жил другой народ — хананеи. Об этом рассказывается в книге Иисуса Навина. Иисус Навин стал вождём евреев после Моисея. В главах 5, 6 и т.д. описано, как евреи с помощью Бога завоевали Палестину. Бог им помог разрушить неприступные стены первого хананейского города Иерихон, а всех жителей евреи убили, точно также было с остальными городами. Жители полностью истреблялись.

Завоевав Палестину полностью, евреи основали государство Израиль. Наиболее известными царями Израиля были Давид и Соломон. Давид в юности победил самого сильного воина вражеского войска великана Голиафа, стал мудрым правителем и талантливым религиозным поэтом. Он сочинил известную часть Ветхого Завета – Псалтырь, собрание псалмов, поэтических восхвалений Бога, многие из них поются во время богослужений до сих пор. Его сыном был мудрый Соломон, который построил знаменитый большой Иерусалимский храм, ставший центром иудейской религии, её главной святыней. Этот храм был разрушен вавилонянами в 6 веке до н.э. В том же веке восстановлен, вторично разрушен римлянами в 70 году (то есть в 1 веке) н.э. От него осталась одна стена Стена Плача. При царе Соломоне Израиль достиг своего максимального могущества и богатства, но при всей своей мудрости Соломон впал в грех, имел бесчисленное количество наложниц, и в конце концов Бог покарал Израиль, который вскоре был завоёван ассириянами.

Затем в Ветхом Завете идут Книги пророков – их звали Илия. Елисей, Исайя, Даниил, Бог им открыл истину и обязал их проповедовать эту истину людям, обличать пороки человеческие. Пророки должны привести людей к Богу, к тому, чтобы они жили по-божьим заповедям. Пушкин очень ярко описал образ древнего пророка в стихотворении «Пророк», более всего его пророк похож на Исайю (Книга пророка Исайи, глава 6).

Духовной жаждою томим,
В пустыне мрачной я влачился, —
И шестикрылый серафим
На перепутье мне явился.
Перстами легкими как сон
Моих зениц коснулся он.
Отверзлись вещие зеницы,
Как у испуганной орлицы.
Моих ушей коснулся он, —
И их наполнил шум и звон:
И внял я неба содроганье,
И горний ангелов полет,
И гад морских подводный ход,
И дольней лозы прозябанье.
И он к устам моим приник,
И вырвал грешный мой язык,
И празднословный и лукавый,
И жало мудрыя змеи
В уста замершие мои
Вложил десницею кровавой.
И он мне грудь рассек мечом,
И сердце трепетное вынул,
И угль, пылающий огнем,
Во грудь отверстую водвинул.
Как труп в пустыне я лежал,
И бога глас ко мне воззвал:

«Восстань, пророк, и виждь, и внемли,
Исполнись волею моей,
И, обходя моря и земли,
Глаголом жги сердца людей».

Итак, пророки, стремятся привести человечество к Богу, но как и прежде из этого ничего не получается, люди слушают пророка лишь какое-то время, а потом опять начинают грешить, забывают заповеди, и за это Бог их наказывает: евреев часто завоёвывают другие народы – ассирийцы, вавилоняне, египтяне. Пророки способны творить разнообразные чудеса с Божьей помощью: разгадывать сны, предсказывать будущее, исцелять больных, иногда они даже оживляли мёртвых. Пророка Иону злые люди выбросили с корабля в море, его проглотила огромная рыба, но он остался жив, три дня сидел внутри рыбы, а потом она его выплюнула на берег.

Одна из известнейших частей Ветхого завета – «Книга Иова». Иов прослыл идеальным праведником, по его поводу между Богом и сатаной разгорелся спор. Сатана стал утверждать, что праведность Иова небескорыстна, за его праведность Бог даёт ему благополучие в делах и семье. На самом деле бескорыстной любви к Богу нет у Иова, и у людей вообще. Вопрос поставлен остро: каково основание человеческой нравственности – бескорыстная приверженность нравственным принципам, правде, добру и т.д. или просто надежда на вполне ощутимую награду Бога? И вот Бог ставит эксперимент над своим любимцем. Он лишает его своей поддержки, лишает благополучия: гибнут его стада, многочисленные слуги, дети, Иов стал нищим и бездетным. «Тогда Иов встал и разодрал верхнюю одежду свою, остриг голову свою и пал на землю и поклонился и сказал: наг я вышел из чрева матери моей, наг и возвращусь. Господь дал, Господь и взял; да будет имя Господне благословенно!». Эксперимент продолжается. Сатана, с позволения Бога, насылает на Иова страшную болезнь – проказу, всё его тело покрывается гниющими, зловонными язвами. И вот здесь начинается долгий горестный плач Иова, который начинает сомневаться в благости, в справедливости Бога, Бога, который его явно наказывает, но неизвестно за что. Монолог Иова превращается в страстную жалобу человека вообще на отсутствие в мире справедливости. «Почему беззаконные живут, достигают старости, да и силами крепки? Домы их безопасны от страха, и нет жезла Божия на них». «А между тем они говорят Богу: отойди от нас, не хотим мы знать путей Твоих! Что Вседержитель, чтобы нам служить Ему? и что пользы прибегать к Нему?». «В городе люди стонут, и душа убиваемых вопит, и Бог не воспрещает того». Иов не восстаёт против Бога, он задаёт вопросы, он не понимает, что происходит. К Иову приходят друзья и пытаются его убедить в благости и справедливости Бога, в том, что в конце концов Бог его наградит за его праведность. Но Иов им не верит. Один из них говорит в конце концов, что деяния Бога непостижны для человека, настолько велики и грандиозны, что человеку ничего не остаётся как просто смириться с его непостижимой волей. Книга Иова – одна из самых поэтичных частей Ветхого Завета. «Вот, Бог велик, и мы не можем познать Его; число лет Его неисследимо. Он собирает капли воды; они во множестве изливаются дождем: из облаков каплют и изливаются обильно на людей. Кто может также постигнуть протяжение облаков, треск шатра Его? Вот, Он распространяет над ним свет Свой и покрывает дно моря. Он сокрывает в дланях Своих молнию и повелевает ей, кого разить. Слушайте, слушайте голос Его и гром, исходящий из уст Его. Под всем небом раскат его, и блистание его — до краев земли. За ним гремит глас; гремит Он гласом величества Своего». Затем Бог непосредственно обращается к Иову как бы из бури. Бог задаёт Иову серию вопросов, через которые намекает на ничтожество Иова, посмевшего сомневаться в Боге, который велик и могущ, ибо он создал природу, со всеми её чудесами. Бог начинает перечислять то, что он сотворил. И тут Иов признаёт правоту Бога и отступается от своих сомнений, а Бог награждает его, и говорит, что именно такая требовательная вера, вера прошедшая через горнило сомнения и есть настоящая вера, Иов более верующий чем его друзья. Иову было возвращено всё, что было отнято: семья и богатство. И вдвое больше.

«Книга Иова» отразилась в последующей литературе. В начале трагедии Гёте «Фауст» описан очень похожий спор Бога и Сатаны по поводу человека. Один из главных романов Достоевского «Братья Карамазовы» — развивает проблематику «книги Иова» — протест против несправедливости мира. И наконец, почти один в один повторяет сюжет библейской книги Леонид Андреев, русский писатель начала 20 века, в повести «Жизнь Василия Фивейского», самого яркого, страстного и страшного своего произведения.

Саму «Книгу Иова» читать не стоит, она слишком большая, слишком много смысловых повторов, слишком много всяких малопонятных фраз (впрочем, и вся Библия, кроме первых глав «Книги Бытия», имеет те же недостатки, в ней нет чёткости, ясности, бесконечные повторы одного и того же).

Очень известна так называемая «Песнь песней» (4 век до н.э.). Долгое время считалось, что её автор царь Соломон, знаменитый израильский царь-мудрец, живший в 10 в. до н.э. На самом деле, это цикл народных свадебных песен, обработанных неким образованным человеком. «Песнь песней» прославилась своей открытой эмоциональностью, яркой образностью. «Положи меня печатью на сердце твоё, / Печатью на руку твою! / Ибо любовь, как смерть, сильна, / Ревность, как ад, тяжка, / Жаром жжет, ‑ /Божье пламя она ‑ / И не могут многие воды любовь погасить, / Не затопить ее рекам, ‑ / Кто ценою своего достояния станет любовь покупать, / Тому заплатят презреньем». Многие выражения песни вошли в мировую литературу. Например, «Сильна как смерть» — так называется роман Мопассана. «Лилия долины» — выражение из Песни и название романа Бальзака. В самой Песне есть намёки на некий сюжет. По её мотивам русский писатель Куприн написал замечательный рассказ «Суламифь» — о любви великого царя Соломона и простой крестьянки Суламифи.

Прославлена во всём мире книга «Экклезиаст» (с греч. проповедник, 4 — 3 века до н.э.). В ярких, поэтических строках представлена древняя скептическая мудрость. Скептик — человек, во всём сомневающийся, не очень радостно смотрящий на жизнь. Экклезиаст (некий неизвестный проповедник) сомневается, что в мире есть смысл.

«Суета сует, и всё суета.

Род уходит, и род приходит, а Земля остается навек.

Восходит солнце, и заходит солнце, и на место свое поспешает,

Чтобы там опять взойти;

Бежит на юг и кружит на север, кружит на бегу своем ветер,

И возвращается ветер на круги своя;

Бегут все реки в море,‑ а море не переполнится,

Что было, то и будет, и что творилось, то творится,

И нет ничего нового под солнцем.

Бывает, скажут о чем‑то: смотри, это новость!

А уже было оно в веках, что прошли до нас».

Быть мудрым «пустое томленье,

Ибо от многой мудрости много скорби,

И умножающий знанье умножает печаль».

«Ибо всё ‑ тщета и ловля ветра».

«Всему свой час, и время всякому делу под небесами:

Время родиться и время умирать,

Время убивать и время исцелять,

Время плакать и время смеяться,

Время разбрасывать камни и время собирать камни,

Время обнимать и время избегать объятий,

Время любить и время ненавидеть,

Время войне и время миру».

Много страдания и зла на земле, но живому лучше, чем мёртвому.

«Так ешь же в радости хлеб твой и с легким сердцем пей вино,

Ибо бог уже давно предрешил твои деянья».

Основная мысль Экклезиаста – нет на свете ничего нового, всё повторяется. Зло на земле не прекратиться, но и добру всегда есть место. Чтобы ты не делал, всё останется неизменно. Но жить лучше, чем не жить. Ибо в жизни есть и радость. Но есть и страдание. Они уравновешивают друг друга. Поэтому нельзя сказать, какова жизнь. Это вечная мудрость. Никто ничего мудрее не напишет.

  1. Почему еврейский народ считается в Ветхом Завете народом особенным, богоизбранным? 1. Потому что евреи первыми стали поклонятся единому Богу. 2. Потому что Иисус Христос был евреем.
  2. Кто подтолкнул Адама и Еву совершить первородный грех? 1. Змей. 2. Дьявол. 3. Никто.
  3. Почему Адам и Ева были изгнаны Богом из рая? 1. Они нарушили запрет Бога, сорвали плод с древа познания добра и зла. 2. Они не молились Богу.
  4. За что Каин убил Авеля? 1. Ему стало обидно: Бог принял жертву Авеля, а его, Каина, жертву не принял. 2. Каин хотел завладеть женой Авеля.
  5. Почему Бог сотворил всемирный потоп и уничтожил всех людей, кроме праведного Ноя? 1. Потому что Бог увидел, что люди развращены и погрязли во зле. 2. Чтобы развеять скуку и печаль.
  6. Как наказывает праведный Иосиф своих братьев, которые продали его в рабство? 1. Никак, он прощает их. 2. Он также продаёт их в рабство.
  7. Кому и на какой горе Бог вручает свои десять заповедей для народа израильского? 1. Моисею на горе Синай. 2. Иисусу Христу на горе Голгофа.
  8. Как Моисей спас евреев? 1. Вывел их из Египта, где их превратили в рабов и хотели совсем уничтожить. 2. Вывел их из пустыни, где они скитались, потеряв ориентиры.
  9. Кто такие пророки? 1. Те, кому Бог открыл истину и поручил её проповедовать людям, обличать их пороки. 2. Те, кто предсказывает судьбу, исцеляет больных.
  10. Зачем Бог послал праведному Иову страшные испытания? 1. Чтобы доказать Сатане, что вера и нравственность Иова бескорыстны и истинны. 2. Чтобы узнать предел человеческого терпения.
  11. Какова основная мысль книги «Экклезиаст»? 1. Нет на свете ничего нового, всё повторяется. 2. Любовь – главная земная ценность.

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *