Бишкекская епархия

От Алматы до Ашхбада: кто они главы епархий. Официальная история Русской православной церкви в Центральной Азии тесно связана с вхождением региона в состав Российской империи в XIX веке. Впервые Туркестанская епархия была учреждена 4 мая 1871 году и ее центральный орган находился в Алматы. В 1917 году кафедра правящего архирея была перенесена в Ташкент.

С 1937 по 1945 годы Туркестанская епархия существовала без архирея (архирей — общее название высших православных священнослужителей, то есть епископ, архиепископ, митрополит). После окончания Второй мировой войны были определенные послабления в государственной политике советских властей.

В 2007 году из состава Ташкентской епархии было выделено Патриаршее благочиние приходов Русском православной церкви в Туркменистане.

В 2011 году из состава Ташкентской епархии были выделены Бишкекская и Душанбинская епархии. Тогда же Преосвященному Ташкентскому Синод постановил иметь титул «Ташкентский и Узбекистанский», назначив главой Среднеазиатского митрополичьего округа, которое является каноническим подразделением Русской православной церкви в Центральной Азии.

Глава Среднеазиатского митрополичьего округа преосвященный Ташкентский и Узбекистанский, митрополит Среднезиатский Викентий (со дня основания округа, то есть с 2011 года).

24 августа 2013 года решением Синода Среднеазиатского митрополичьего округа было принято решение об установлении даты 8 сентября в качестве празднования Дня Среднеазиатского митрополичьего округа.

Викентий (Виктор Александрович Морарь) митрополит Ташкентский и Узбекистанский с 2011 года. Виктор Морарь родился в 1953 году. Дата пострига 1981 год. В 1990 году возведен в сан архимандрита. Постоянный член Священного синода Русской православной церкви. Религиозное образование: Московская духовная семинария и Московская духовная академия (кандидат богословия). До Ташкента управлял епархией в Приднестровье, Хакассии и Екатеринбурге. В епархии 89 приходов, 1 мужской и 3 женских монастыря.

Даниил (Семен Олегович Кузнецов), епископ Бишкекский и Кыргызстанский с 2014 года. Родился в 1980 году в Кировской области, РФ. Дата пострига 2008 год. В 2012 году возведен в сан архимандрита. Религиозное образование: Саратовская духовная семинария. С 2002 по 2012 годы в разных статусах в Кировской епархии. В подчинении Бишкекской и Кыргызстанской епархии 45 приходов.Феофилакт (Денис Анатольевич Курьянов), архиепископ Пятигорский и Черкесский, управляющий приходами Патриаршего благочиния в Туркменистане с 2008 года. Родился в 1974 году в Грозном. Дата пострига 1994 год. В 2014 году возведен в сан архиепископа. Религиозное образование: Ставропольская духовная семинария, Московская духовная академия. С 2008 году решением Священного Синода назначен викарием Московской епархии с поручением управлять приходами Патриаршего благочиния в Туркменистане. В разные периоды управлял Смоленской и Вяземской епархией, Пятигорской кафедрой, Успенским Второ-Афонским Бештаугорским мужским монастырем в городе Лермонтов (Россия). В епархии 15 приходов. Туркменистан единственная страна в регионе, где особый статус православной церкви.

Преосвященный Павел (Александр Вячеславович Григорьев), епископ Душанбинский и Таджикистанский с 2019 года. Родился в 1974 году в Кокчетавской области Казахстана. Дата пострига 1998 год. В 2015 году возведен в сан архимандрита. Религиозное образование: Томская духовная семинария (заочно) и Киевская духовная академия (заочно). До назначения в Таджикистан был наместником монастыря Архистратига Божия Михаила в Новосибирской области и викарием Новосибирской епархии. В епархии 6 приходов. Официальный сайт епархии, нажмите на эту ссылку. http://lifted.asia/

Александр (Александр Григорьевич Могилев), Митрополит Астанайский и Казахстанский с 2010 года. Родился в 1957 году в Кирове (Россия). Дата пострига 1989 год. Религиозное образование: Ленинградская духовная семинария и Московская духовная академия. Постоянный член Священного синода Русской православной церкви. В 2010 году возведен в сан митрополита. До Казахстана управлял Костромской епархией. В 2012 году назначен настоятелем храма святых мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии на Миусском кладбище в Москве — Патриаршего подворья и представительства Митрополичьего округа Русской Православной Церкви в Республике Казахстан. В епархии 355 приходов.

Между тем, представители православной церкви опровергли данную информацию, отметив, что это всего лишь попытка очернить епископа.

Скандал вокруг епископа Бишкекского и Кыргызстанского Феодосия начался еще в начале этого года. Тогда недовольные верующие обратились в Государственную комиссию по делам религий и Министерство внутренних дел с жалобой на епископа, который, по их словам, распоряжается имуществом церкви по своему усмотрению.

Председатель Госкомрелигий Орозбек Молдалиев отметил, что по жалобам была создана межведомственная комиссия, которая проверила деятельность церкви:

— К нам поступила жалоба по поводу имущества Бишкекской и Кыргызстанской епархии и неправильных действий епископа. Была создана межведомственная комиссия, которая проверила поступившую жалобу. В комиссию вошли представители МВД, Государственной налоговой службы и Министерства труда, миграции и молодежи. В ходе проверки имел место ряд инцидентов, когда членов комиссии не пускали в церковь.

По словам Молдалиева, итоги работы комиссии еще не подведены.

Между тем истек срок полномочий епископа Феодосия, который было решено не продлевать. Некоторые СМИ после этих событий написали о том, что кыргызские власти поднимают вопрос об экстрадиции Феодосия. Обеспокоенный этим епископ обратился в Посольство России в Бишкеке за помощью. Однако Орозбек Молдалиев, отвечая на вопросы «Азаттыка», отметил, что до экстрадиции главы церкви дело не дошло, проблема решилась:

— Если он не захотел бы покидать должность, тогда мы подняли бы вопрос об экстрадиции. Однако по истечению срока полномочий Феодосий сам покинул страну.

В свою очередь Посольство России в Бишкеке не подтвердило и не опровергло информацию, что епископ обращался к нему за помощью.

Кыргызстанская церковь является структурным подразделением Русской Православной Церкви. Главу Бишкекской церкви назначает патриарх Кирилл. Феодосий был назначен епископом в 2011 году. По словам заместителя председателя Госкомрелигий Табылды Орозалиева, епископ Феодосий с самого начала не мог найти общий язык с местными христианами:

— Честно говоря, с самого своего прихода он не смог сработаться. Да, и молодой он. Невзирая на местные условия, он просто делал то, что хотел. Многие выступили против него. Кроме того, было много жалоб на то, что он перевел на баланс центра имущество региональных церквей.

Между тем представители церкви опровергают информацию Госкомиссии по делам религий. Как сказала пресс-секретарь Кыргызской и Бишкекской епархии Юлия, епископ Феодосий не покинул должность, в Москву он вылетел по своим делам:

— Владыка Феодосий не освобожден от должности. Такие решения находятся в компетенции патриарха Московского и всея Руси. Сейчас он находится по личным делам в Москве. Касательно информации в адрес епископа, могу сказать, что три человека на протяжении двух с половиной лет пишут на него различные жалобы. Они имеют свои интересы. Комиссия провела проверку. На территорию церкви членов комиссии не впускали потому, что у некоторых из них не было соответствующих документов. По поводу ситуации в церкви вы можете расспросить прихожан.

По совету пресс-секретаря мы и отправились в Свято-Воскресенский собор, чтобы узнать мнение рядовых христиан о ситуации. Прихожанка Любовь Иванова отметила, что они не имеют претензий к епископу:

— Мы как приходили сюда на молебны, так и приходим. Никаких негативных изменений не заметили.

В Кыргызстане после мусульман второе место по численности занимают православные христиане. По разным данным, около 9% населения составляют паству православной церкви. Эксперт в религиоведении Назира Курбанова отмечает, что при решении вопроса вокруг епископа нужно проявить деликатность и осторожность:

— Это плохой прецедент. Наши государственные органы также должны быть осторожными. Потому что неосторожность при решении вопросов, связанных с верой человека, может только раздуть огонь скандала.

Ранее постоянными скандалами прославился муфтият. Причиной их были коррупционные проявления в организации хаджа. Президент Алмазбек Атамбаев, отметив необходимость регулирования религиозной ситуации, вынес данный вопрос на рассмотрение Совета обороны.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *