Бит хариби

До обета

Раньше Серафим Бит-Хариби жил совершенно иной жизню. Занимался спортом. Четырёхкратный чемпион Грузии по восточной борьбе, священнослужитель является обладателем чёрного пояса и второго дана. Была и семья: жена и трое детей. А веру в Бога Отец Серафим обрел во время болезни беременной супруги.

«Проснувшись однажды утром я не узнал свою жену: она очень опухла, и врачи не смогли поставить диагноз. Гемоглобин упал до сорока. Ее срочно госпитализировали. В течение десяти дней её положение было критическим. Потом я забрал её из больницы. Уже уже ни на что не надеялся и решил отвезти её на могилу старца Гавриила (Ургебадзе, ныне канонизирован как преподобный Гавриил, исповедник и юродивый). Мы пришли к старцу и я сказал ему: «Если правда то, что о тебе говорят, умоляю тебя, помолись перед Богом о моей семье, чтобы роды завершились благополучно, чтобы и она, и ребёнок остались в живых. Если ты мне в этом поможешь, обещаю, что я брошу всё и стану монахом». На второй же день свершилось чудо – она пошла на поправку. Это произошло всего за одну ночь. Я понял, что так и должно было быть, я должен был пройти этот путь. Конечно, и Богу не нравится видеть наши мучения».

После этого жизнь еще не раз приводила Отца Серафима к мыслям о Боге. Прогуливаясь однажды по ботаническому саду в Украине, на территории которого стоит Свято-троицкий Ионинский монастырь, одна из монахинь попросила благословения у Серафима. Это заставило его вновь задуматься о Боге и своём предназначении. Так 14 марта 2006 года, в день изгнания Адама и Евы из рая, он стал монахом, позже схимником. А в 2010 году по благословению Святейшего Патриарха Илии II он стал диаконом.

Сегодня отец Серафим известен на весь мир благодаря песнопениям на арамейском языке.

«Все началось с 2013 года, когда мы заложили катлован храма тринадцати святых ассирийских отцов в селе Канда, которое считалось местом переселения ассирийцев. Редко, кто слышал об этом месте и однажды во время трапезы я сказал в шутку: «ничего, придет время, мы обязательно напишем песнопения, и о нас узнает весь мир». Слова эти оказались пророческими. 6 января 2013 года мы написали песнопение и исполнили его на Рождество Христово. И так в скором времени о нас узнали».

Голос Грузинской православной церкви

Об отце Серафиме, поющем на языке Христа, не просто узнали, он стал одним из самых популярных духовных лиц Грузии. Так, во время недавнего визита Папы Римского в Грузию, голос отца Серафима в храме Светицховели во Мцхета не оставил никого равнодушным. Видео с его исполнением в YouTube набрало сотни тысяч просмотров. Хотя сам священнослужитель признается, что все, перед кем он поет, для него равны. В этот момент главным слушателем для него становится Бог. «Я пою Богу, для Бога. Потому что все, что у меня есть от него. Что я чувствую… Одну только радость, что я могу петь ему».

Служба на арамейском языке сегодня проходит только в селе Канда, а язык Христа уже принято считать «мёртвым». Все это делает Отца Серафима еще более мистическим.

Впервые Отец Серафим попал в поле зрения широкой обществености, когда выразил свой протест в связи с массовыми убийствами христиан в Сирии. Тогда по его инициативе на проспекте Руставели прошла многочисленная акция протеста. Тогда же он и начал писать. Для Отца Серафима музыка стала плачем, возможностью передать боль и скорбь, связанную трагическими событиями на Ближнем Востоке.

«Мы этнические ассирийцы, нам очень больно за наших собратьев, которых убивают каждый день» — признается Отец Серафим.

Отец Серафим

Политический оттенок

Имя отца Серафима ассоциируется и с политическим скандалом. В мае Грузию посетил бывший мэр Москвы Юрий Лужков. Экс-градоначальник российской столицы так же был наслышан о песнопениях Отца Серафима и не упустил случая послушать его лично. Лужкова у себя в приходе принимал сам священнослужитель. Он усадил гостя за стол, а после сделал с ним памятную фотографию. Все это отец Серафим опубликовал у себя на странице в социальной сети, чем вызвал негодование части грузинской общественности. Дело в том, что Лужков поддерживает отколовшиеся грузинские регионы — Абхазию и Южную Осетию. Сам не раз гостил в Сухуми и Цхинвали, финансово и политически поддерживал сепаратистов. Но, как признается сам Отец Серафим, большинство злостных комментариев было не от обыкновенных людей, а от различных политических организаций. И имели в основном политический подтекст. Ситуацию отец Серафим комментирует так:

«Во-первых, Лужков приехал в Грузию, а не ко мне лично, а во-вторых, он слышал о наших песнопениях и ему было очень это интересно. Поэтому я говорю, что мы не встречали Лужкова за дверьми этого монастыря и не проважали его за дверьми монастыря. Знаете, быть перед всеми хорошим – это значит быть или аферистом, или очень хорошим. Я не являюсь ни тем, ни другим».

Отношение к личности Отца Серафима у многих до сих пор остаётся неоднозначным. Одни считают его слишком современным и продвинутым для священнослужителя, другие не видят в этом ничего плохого, тем более, что сам Патриарх Грузии Илия II одобряет его образ жизни. Но одно можно сказать точно, что когда Отец Серафим начинает петь на арамейском, песнопение его берет за душу и может довести до слез практически любого.

«Древний арамейский язык будет звучать сегодня, и многое мы поймем без перевода. Потому что это не обычный концерт, а разговор от сердца к сердцу, беседа душ. Пусть эта беседа пробудит в нас желание духовного и, побывав на концерте, мы уйдем с желанием глубочайшей формы общения — беседы души с Богом в молитве», — сказано в послании.
Владыка Назарий отметил, что отец Серафим стремится озвучить то, что звучало две тысячи лет назад. Эта реконструкция музыкальной традиции, христианского наследия.
Также владыка напомнил о миссии организаторов концерта, которые совместно с благотворительным фондом помощи детям с онкозаболеваниями «Свет» собирают пожертвований. От фонда на концерте присутствовал протоиерей Богдан Жук.

Отец Серафим рассказал, что духовная музыка — один из способов служения Богу. Новоарамейский язык — это наследие и культура малочисленного ассирийского народа, важно сохранять традиции, возрождая знания о языке. Его изучают в Грузии и Армении, а также в Москве.
«Мы не только стараемся знакомить людей с прекрасным музыкальным искусством православного мира, но и стремимся к тому, чтобы слушатели духовно обогащались, задумывались о любви к ближнему, о вере, о сохранении Образа Божия в реалиях современности», — сказала заведующая кафедрой древнерусского певческого искусства Санкт-Петербургской консерватории Екатерина Смирнова.
Перед концертом выступил хор мальчиков Хорового училища имени Михаила Глинки под управлением Владимира Беглецова. Они исполнили отрывки из Божественной литургии Сергея Рахманинова «Милость мира» и «Тебе поем».
На сцене схиархимандрит Серафим собрал сводный хор представителей России, Грузии, Украины и Киргизии. Под управлением отца Серафима выступили хор Тринадцати святых Ассирийских отцов из села Старая Канда, солисты-басы мужского хора петербургского подворья Оптиной пустыни, бас-профундо, солист Академической капеллы Владимир Миллер.
Прозвучали грузинские церковные песнопения и песнопения сирийской традиции: «Молитва в Гефсиманском саду», рождественская песня «Алило», тропарь Пасхи, 53-й псалом, 16 псалом, молитва «Отче наш» на новоарамейском языке, молитва «Кирие элейсон» в западно-грузинском стиле с греческими мотивами, а также ектения по усопшим на грузинском языке.
Схиархимандрит Серафим (Бит-Хариби) — настоятель грузинского Старо-Кандского монастыря Тринадцати Ассирийских отцов. Отец Серафим служит на древнейшем арамейском языке, которому уже более двух с половиной тысяч лет, и на котором по преданию говорил Иисус Христос. Вместе с основанным им хором имени Тринадцати ассирийских отцов создает и записывает новые полифонические песнопения, возрождая древнейшие певческие традиции Каппадокии.
Второй концерт схиархимандрита Серафима (Бит-Хариби) состоится 23 января.
ИА «Вода живая»,

В Большом зале Филармонии в рамках традиционных «Крещенских вечеров» выступит схиархимандрит Серафим (Бит-Хариби).

Село Старая Канда – единственное место в православном мире, где богослужения совершаются на новоарамейском языке. Это древнейший язык, которому более 2,5 тысяч лет, на нем говорил Иисус Христос и было написано Евангелие от Матфея.

Духовник православной ассирийской общины в Грузии схиархимандрит Серафим (Бит-Хариби) известен тем,
что он один из двух священнослужителей в мире, который совершает божественную литургию на языке Иисуса Христа.

Отец Серафим:

– Выходя на сцену, видя лица людей, я не пою, а молюсь за всех нас.

Отец Серафим – этнический ассириец (его отец – ассириец, мать – грузинка), настоятель Старо-Кандского монастыря Тринадцати святых ассирийских отцов. Принял монашеский постриг в 2006 году. Отец Серафим родился и вырос в Грузии. В 2008 году был представлен главе Грузинской Православной Церкви Илие II, который пригласил его стать пастырем для ассирийцев в селе Дзвели Канда Мцхетского района.

В октябре 2016 года состоялось знаменательное событие – Папа Римский Франциск был приглашен в Грузию, где в его присутствии схиархимандрит Серафим и хор монастыря Тринадцати Ассирийских отцов исполнили молитвенное песнопение на арамейском языке.

Со всего мира люди едут в Грузию послушать пение отца Серафима, а 21 и 23 января такая уникальная возможность будет у жителей и гостей Петербурга.

Схиархим. Серафим (Бит-Хариби)

Серафим (Бит-Хариби) , схиархимандрит, настоятель Старо-Кандского монастыря Тринадцати Сирийских отцов, духовник православной ассирийской общины в Грузии

Родился и вырос в Грузии. Отец — ассириец, мать — грузинка. В семье научился глубоко уважать отца. Когда ему было 10-11 лет, мать подарила ему детское Евангелие, которое он прочитал несколько раз, но в то время воспринял как «красивую сказку», т. к. сомневался в существовании Бога.

В детстве упал внутрь бетономешалки и еле выжил, почти лишившись конечностей. Потом два года не мог встать на ноги, потом сидел в коляске, потом с трудом ходил на костылях. Впоследствии стал заниматься спортом, получил чёрный пояс и второй дан, стал четырёхкратным чемпионом Грузии по восточной борьбе.

В Грузии проходил служение в армии. Женился, у четы родилось трое детей.

Когда в 2001 году его жена, будучи на восьмом месяце беременности, тяжело заболела, врачи заявили что её спасти невозможно, а нужно думать о спасении жизни ребёнка. После того как жена провела десять дней в больнице в критическом состоянии, муж забрал её, как безнадёжно больную. Он отвёл её на могилу преподобного Гавриила (Ургебадзе), где обратился к старцу с молитвой об исцелении жены и спасении ребёнка. В то время он дал святому обещание стать монахом, если молитва будет услышана. На второй день после этого, за одну ночь, жена стала быстро поправляться, и у родителей благополучно родилась дочь Кетевана.

В то время часто ездил в Киевский Свято-Троицкий Ионинский монастырь, где имели обыкновение собираться местные грузины. Однажды там он встретил матушку Ксению, которая неожиданно обратилась к нему со словами: «Благословите, отец Серафим…» Думая, что та говорит с другим человеком, он поначалу даже не посмотрел в её сторону, но тогда старица так сильно ударила его палкой по голове, что он упал. В ответ на его возмущенное недоумение, матушка Ксения сказала, что он станет «тем человеком, который будет молиться за свой народ, что такова воля Божия». После этого его жизнь изменилась — по его словам он «начал видеть разные сны.» Во время последующих встреч с матушкой Ксенией, он молил её объяснить, как он может стать монахом имея семью с тремя детьми, но матушка лишь заявила что «Бог Сам даст тебе об этом знать» .

Впоследствии так и случилось. 14 марта 2006 года, в день изгнания Адама и Евы из рая, на Украине, он был пострижен в монашество. Потом принял великую схиму с именем Серафим. Подвергался побоям за попытки проповедовать среди сектантов. Собирался уйти Святую Гору Афон.

В 2008 году был представлен патриарху Грузинскому Илии II, который пригласил его остаться в Грузии и стать пастырем для ассирийцев в селе Старая Канда (Дзвели Канда) Мцхетского муниципалитета. Принял патриаршее благословение и в 2010 году был рукоположен в сан диакона в Грузии.

Приложил много трудов для воцерковления села Дзвели Канда: проводил ежемесячные беседы на разные темы, приглашал молодёжь в храм. Стал служить на арамейском языке, близком для ассирийцев, что сыграло большую роль в привлечении в его приход ассирийцев с разных концов Грузии. Вместе с собранным им хором стал составлять и записывать новые полифонические песнопения, которые быстро получили широкую известность и признание. Под его началом в селе был возведён большой храм во имя Тринадцати Сирийских отцов при котором был учреждён монастырь.

На 2015 год носил сан схиархимандрита.

Использованные материалы

  • Раквиашвили Хатуна, «Матушка Ксения ударила меня палкой: «Я ведь попросила у вас благословение!». Беседа с схиархимандритом Серафимом, служащим на языке Христа», портал Православие.Ru, 22 апреля 2015:

Фамилия также иногда приводится как Битбунов.

Раквиашвили Хатуна, «Матушка Ксения ударила меня палкой: «Я ведь попросила у вас благословение!». Беседа с схиархимандритом Серафимом, служащим на языке Христа», портал Православие.Ru, 22 апреля 2015,

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *