Битва при иерихоне

Завоевание Земли

Вся история Европы с XVI по XX вв. — сплошная череда колониальных войн за новые территории. Войны велись между европейскими державами за уже захваченные или за право завоевывать «туземные» государства.
Англо-испанские войны 1625–1630 и 1665–1667, 1702–1713, 1718–1720, 1726–1728, 1739–1748, 1762–1763 гг.
Англо-голландские войны 1652–1654, 1665–1667, 1672–1674 гг.
Это и колониальные войны с «туземцами» за захват их земель.
Весь XVIII и XIX в. Британия ведет серию войн для завоевания Индии. Взять хотя бы три Англо-майсурские войны 1767–1799 гг.
Две первые Англо-майсурские войны окончились тем, что противники заключали мир, возвращая друг другу все захваченные территории и пленных. Ничья.
Точку в этих войнах поставил штурм столицы Майсура, Серингапатама 4 мая 1799 г. Число защитников города в шесть раз превышало число англичан. Тем не менее Типу Султан был убит, город был захвачен и разграблен. Название этого города может быть знакомо читателю: именно в Серингапатаме проклятый полковник Джон Геркастль похитил в храме богини Кали Лунный камень, огромный бесценный алмаз. Шестикратное превосходство в численности не помогло индусам. Грабежи в их столице сделали убедительной завязку экзотического детектива Уилки Коллинза.
Потом были 3 Англо-маратхские войны (1775–1818) и Англо-пенджабские войны, Англо-непальская война 1816–1818 г.
Восстание сипаев в 1857 г.
Войны за Индию логически продолжили Англо-афганские войны 1838–1842, 1878–1880, 1919 г., Англо-бирманские войны 1824–1826, 1852–1853, 1885 г., Англо-тибетская война 1904–1905 г.
В 1795–179 гг. захвачен Цейлон. Восстания сингалов вспыхивали в 1798. 1818, 1848 г.
В Южной Азии у британцев было, как в Америке у испанцев: сотни или от силы тысячи британских солдат (оборванных авантюристов) выигрывали войны с могучими индусскими княжествами. Британцы вели коммерческую войну, которая сама себя кормила, посылая за море «лишний» в Британии контингент. Индусы напрягались изо всех сил, бросая в бой отборных людей. И проигрывали.
Англо-китайскую войну 1839–1842 г. еще называют Опиумной войной — самым главным ее результатом стало право англичан ввозить в Китай опиум, выращенный в Индии.
Вскоре вспыхнула новая Англо-франко-китайская война 1856–1860 г.
В 1867 г. захвачены Малакка, Пенаг и Сингапур.
В Америке Британия воевала с Францией за Канаду в 1754–1756 гг., вела Англо-американскую войну, т.е. войну за «независимость» Соединенных Штатов Америки 1775–1783 г.
Захватив Канаду, Англия воевала с племенами ирокезов в 1779 и могауков в 1792–1793 г.
Позже была Англо-американская война 1812–1814 г.
В Африке Британия в 1807–1824 гг. вела четыре войны с Ашанти. До конца покорить это государство удалось после двух последующих войн: 1853 и 1863 г.
1852 год — британский флот бомбардировал Лагос — столицу народа йорубе; Англия захватила побережье Нигерии.
В 1806 г. Англия захватила Капскую колонию на юге Африки. В Капской колонии к тому времени возник небольшой народ буров — потомков переселенцев из Голландии, Германии, Франции. Буры были не меньшими колонизаторами, чем британцы. Они превратили местное население в своих рабов и жестоко угнетали их. Но они не желали мириться с господством Англии и стали переселяться в глубь Африки, истребляя и оттесняя африканские народы басуто и бечуанов. Буры основали свои республики Трансвааль и Оранжевую, где завели самые жестокие колонизаторские рабовладельческие порядки.
А Англия в 1838–1840 гг. воевала с племенем зулусов.
1868 год — Англо-абиссинская война.
В 1885 г. Англия захватила Бечуаналенд, в 1893–1895 гг. основала Северную и Южную Родезию.
В 1885, 1889, 1906 гг. вспыхивали восстания зулусов.
В 1896 г. — восстания машона и матабеле в Южной Родезии.
В 1900 г. Англия оккупировала Кению и Уганду.
В 1882 г. Англия оккупирует Египет и Восточный Судан.
Проникновение колонизаторов в Судан вызывает восстание местных племен под руководством Махди Суданского.
1882–1899 годы — Англия ведет целую серию войн с Суданом.
В 1898 г. лорд Китченер наступает в Судане, и в деревне Фашода встречается с французским отрядом лейтенанта Маршана: французы тоже хотят захватить Судан.
Под давлением Англии, которая угрожает войной, Франция приказывает Маршану отступить.
В 1899–1902 г. ведется Англо-бурская война. Англия ликвидирует независимые республики буров, и основывает свой протекторат — Южно-Африканский союз.
Это я перечисляю только крупные, значительные войны. Назвать все военные конфликты попросту невозможно.
Добавлю только захват Австралии в 1788–1815 гг., сопровождавшийся истреблением местных племен. В 1840–1872 гг. Англия воевала в Новой Зеландии с племенами маори, захватила несколько остров в Тихом, Индийском и Атлантическом океанах.
Уже это перечисление показывает — Британия вела войны практически непрерывно, порой по нескольку одновременно.
Британия, конечно, крупнейшая из колониальных держав. Но ведь и Франция воюет за Канаду, ведет войны с Англией за колонии в Индии, в 1826–1849 г. ведет почти беспрерывные войны с племенами серер и волоф в Западной Африке, захватывает Габон. В 1857 г. Франция завершает покорение территории Сенегала, уничтожая государственность народа фульбе.
В 1830–1843 гг. Франция оккупирует Алжир, с чудовищной жестокостью подавляя восстания берберских племен под руководством Абд-эль-Кадира.
В 1840–1842 гг. Франция захватывает почти все острова Океании.
В 1870-е г. она делает захваты в Сомали, в 1885–1900 гг. захватывает Мадагаскар. В ходе этой войны население острова сокращается на треть.
В 1881 г. Франция захватывает Тунис.
В 1875–1884 гг. она соперничает в Центральной Африке с Бельгией за овладение бассейном реки Конго.
В Юго-Восточной Азии Франция воюет и делает захваты еще в 1787 г. В 1817, 1858–1862, 1863, 1867, 1882 г. ведутся военные действия. В 1885, 1907, 1913 г. вспыхивают восстания.
Франко-китайская война 1884–1885 г. заставляет Китай отказаться от всяких претензий на Вьетнам.


Результатом этого множества войн, рек человеческой крови и слез, истребления целых народов стала система колониализма. Возьмите политическую карту мира 1930 и даже 1945 г. Большая часть земного шара на ней закрашена в цвета основных колониальных держав.
И эти люди обвиняют Россию в агрессивности.

Чудесный переход евреев через Иордан (3 и 4 главы)

Переход через Иордан — это первое великое чудо в переломный, решающий момент истории Израиля. Вступление в Землю Обетованную следует рассматривать как прообраз вступления верных в Царство Божие. В обоих случаях залогом победы служит вера в благость и любовь Господа, Который дарует Своим созданиям полноту земных и духовных благ.

Описываемое событие излагается с особой торжественностью; подчеркивается, что каждый этап этого важного дела совершается по Божественному повелению и требует участия всего народа Божия. Точное исполнение повелений Божиих сопровождается знамениями, как некогда при исходе из Египта. Священный писатель здесь ясно указывает на духовное единство событий: Бог останавливает течение Иордана подобно тому, как Он осушил Красное море (Исх. 14, 5-31); как прежде в пустыне евреев вёл огненный и облачный столп (Исх. 13, 21-22; Ис. Нав. 3, 7), так ныне израильский стан следует за ковчегом Завета Божия.

Во всем повинуясь мудрым указаниям Иисуса Навина, народ все явственнее убеждался, что через их вождя действует Сам Бог, а потому авторитет Иисуса Навина среди сынов Израилевых к решающему моменту — покорению Земли Обетованной, был непререкаем. «В тот день прославил Господь Иисуса перед очами всего Израиля; и стали бояться его, как боялись Моисея, во все дни жизни его» (Ис. Нав. 4, 14).

Следует особо отметить, что Иисус Навин и израильтяне перешли Иордан во время его разлива (Ис. Нав. 3, 15). Полноводная река остановила свое течение напротив Иерихона, а ниже вода быстро стекла по направлению к Мертвому морю; дно обнажилось — так что израильтяне смогли перейти посуху на другую сторону. В память этого чудесного события Иисус Навин соорудил два монумента из 12 камней каждый на дне реки и на берегу. Это великое чудо было необходимо для укрепления веры израильтян в то, что их предстоящая брань согласна с волей Господней, ибо сами стихии, повинуясь мановению Божию, отступали перед ними.

Подобные перекрытия русла Иордана имели место и впоследствии. Так это случилось в 1267 году, когда в результате колебания почвы произошел завал, задержавший течение Иордана на десять часов. Аналогичные явления повторялись в 1924 и 1927 годах. Однако этот естественный ход событий не лишает их провиденциального значения.

Чудесная победа над городом Иерихоном (5, 13 – 6 глава)

5, 13–14. Встретившийся Иисусу Навину «вождь воинства Господня», по мнению большей части отцов и учителей Церкви, был не кто иной, как Михаил Архангел, небесный покровитель и хранитель народа еврейского (Дан. 10, 21; 12, 1). Поэтому в Православной Церкви в день Архангела Михаила читается паремия из этого места книги Иисуса Навина. Чудесное явление ободрило святого вождя, утвердив веру его в промышление Божие об Израиле. Ангел Господень говорил от имени Иеговы, почему Иисус и воздаёт ему божественное поклонение и почитание, как некогда Моисей при купине.

6 глава. Обхождение с Ковчегом Завета вокруг Иерихона имело целью указать Израилю, что Сам Бог идет во главе Своего народа, и представляло скорее священную, а не военную процессию, ибо в это время звучали праздничные юбилейные трубы. Стены города обрушились, едва лишь «воскликнул народ громким и сильным голосом» (6, 19).

По повелению Божию, город и все, что в нем находилось, кроме семейства Раав, было предано заклятию, то есть подлежало полному истреблению, что евреи и постарались исполнить с точностью. Заклятие это было, в данном случае, выражением суда и гнева Божия на язычников за нечестие, а иудеи — орудием гнева Божия.

25 стих. Выражение «проклят пред Господом тот, кто восставит и построит город сей Иерихон», следует понимать в том смысле, что Господь запрещает укреплять город в военном отношении, что и пытался сделать Азан из Вефиля (3 Цар. 16, 34).

Множество современных толкований по поводу событий, связанных с осадой Иерихона, можно свести к следующему. Каким бы образом евреи ни одержали победы — сопровождало ли победоносный клич стана израильского землетрясение или нет, — неоспоримо одно: они действительно имели и ощущали поддержку Единого Бога, и Его благодатная помощь была единственной причиной их чудесной победы. Более целесообразно было бы оставить ход этого сражения под завесой тайны Божьего Промысла над Израилем.

В свете сказанного следует рассматривать и следующее важное место книги Иисуса Навина: битва за Гаваон и повествование о чуде остановки солнца и луны (10, 1-15).

«Иисус воззвал ко Господу в тот день, когда побил (врагов) в Гаваоне, и сказал пред израильтянами: стой, солнце, над Гаваоном, и луна, над долиною Аиалонскою. И остановилось солнце, и луна стояла, доколе народ мстил врагам своим. Не это ли написано в книге Праведного: стояло солнце среди неба и не спешило к западу почти целый день?» (10, 11-13). Поздние писатели только следовали тексту повествования, как не пытаясь обосновать написанное, так и не отрицая его историчности.

То, что Бог так слышал голос Иисуса, есть свидетельство его святости. Одна из главных тем книги Иисуса Навина — это запечатление на века близости Иеговы к избранному Им народу, Его соприсутствия израильскому стану и божественной помощи в битвах против язычников.

Жертвенник заиорданских колен, воздвигнутый

как памятник со всем еврейским народом (22 глава)

Даже после завоевания Земли Обетованной и расселения колен по отведенным им уделам, Израиль должен был оставаться единым народом, что способствовало бы лучшему сохранению семени веры. Об этом Божественном замысле мы ещё раз узнаем из истории разногласия в вопросе о жертвеннике (глава 22).

Заиорданские колена — Рувимово, Гадово и полколена Манасиина —после напутственных речей вождя уходят в свои владения. Но, не достигнув своих владений, они остановились у Иордана и соорудили на этом берегу жертвенник, чем смутили все прочие колена, ибо, как казалось, нарушили Закон Божий, повелевающий всему Израилю поклоняться Богу в одном месте, а именно у Скинии (Втор. 12, 5-14).

Ответ заиорданских племен успокаивает встревоженных собратьев: первые не намереваются приносить здесь жертвоприношения, скорее жертвенник служит знаком духовного единства с другими коленами Израильскими.

Завещание евреям Иисуса Навина (23 глава)

Последнее завещание Иисуса Навина своему народу имеет очень важное значение, ибо высказано в духе Закона Моисеева и имеет прямое сходство по своему содержанию с предсмертным завещанием величайшего ветхозаветного пророка. Главный предмет увещаний: не поклоняться чужим богам и не служить им, а служить единому Богу (ср. Исх. 23, 24); не вступать в союз с жителями земли Ханаанской, особенно посредством браков. Строгое исполнение завещания послужит залогом благоденствия и успеха, и, напротив, нарушение заветов повлечет за собой потерю Земли Обетованной и посрамление евреев среди прочих народов.

К сожалению, история Израиля со всей точностью показала правдивость слов Завещания. Израиль часто отступал от своих клятвенных обещаний верности Господу, что видно из содержания последующих книг.

Книга Судей

Наименование книги

Как в еврейской, так и в греческой Библии книга надписывается словом «судьи» (евр. «софетим»; греч. – «крите»), которое указывает на главный предмет содержания. Судьями в книге названы особые мужи, призываемые Богом ко спасению народа от внешних врагов и охранению истинной веры, то есть это были вожди, управлявшие народом от имени Божия.

В истории Израиля эти люди стали национальными героями, хотя действия большинства из них ограничивались небольшими масштабами и борьбой против отдельных врагов. К сожалению, единство еврейского народа страдало не только из-за влияния окружающего его язычества, но и из-за междоусобных разногласий между коленами Израилевыми (случай с Гедеоном – 8 глава).

Сведения о судьях часто довольно скудны, но и те, что мы имеем, дают возможность сказать, что среди них были люди, не всегда стоявшие на высоте своего священного служения. Библия вовсе не претендует на канонизацию всех судей, правдиво изображая их как реальных представителей своего времени. Не стоит также полагать, что деяния всех судей включены в книгу Судей. О некоторых из них (Девора и Варак, Гедеон, Иеффай, Самсон) повествуется довольно подробно, другие судьи лишь упоминаются.

Взятие Иерихона

Иерихон, город 7-2-го тыс. до н. э. в Палестине (к северо-востоку от Иерусалима). Открыты остатки укрепленных поселений эпохи неолита и бронзы, руины города с мощными стенами XVIII-XVI вв. до н.э., гробницы и др. В конце 2-го тыс. до н. э. разрушен еврейскими племенами. По библейскому преданию, стены Иерихона рухнули от звуков труб завоевателей («иерихонские трубы»).

После исхода из Египта и смерти Моисея израильтян возглавил Иисус Навин. Согласно воле Яхве, он повел их завоевывать Ханаан. Первым городом на его пути почему-то оказался Иерихон (вопрос не прояснен и до сих пор), хотя он не лежал ни на пути из Египта, ни на пути из пустыни. Город крепость считался неприступным, поэтому Иисус выслал разведчиков. Очевидно, лазутчики подтвердили самые худшие опасения израильтян относительно мощи иерихонских стен, так как предпринятая Иисусом-полководцем тактика осады не имеет аналогов в мировой истории.

Справив пасху, Иисус приказал всему мужскому населению Израиля подвергнуться обряду обрезания, который не применялся со времен Исхода. Вслед за этим израильтяне на протяжении шести дней ходили на безопасном для жизни расстоянии вокруг стен Иерихона.

Шествие возглавляли воины, за ними шли мужчины и дули в дудки и трубы, следом жрецы несли ковчег, а замыкали эту процессию старики, женщины и дети.

Общим числом 4 миллиона человек, все зловеще молчали, воздух оглашали только вой и свист дудок. Осажденные с большим удивлением наблюдали столь странный прием осады, подозревая магический смысл происходящего, но не здавались на милость богоизбранного народа.

На седьмой день Иисус Навин решился на штурм.

Теперь он не ограничился однообразным круговым шествием. Израильтяне обошли стены шесть раз, сохраняя гробовое молчание. А на седьмом круге они громко возопили. Стены не выдержали криков и воплей — и рухнули. Вероятно, вместе с ними попадали в обморок и ханаанейцы… Израильтяне ворвались в город и перебили всех жителей до единого, даже животных. Пощадили только проститутку Раав, которая пустила переночевать израильских лазутчиков. Сам же город был выжжен дотла.

см. Раскопки Иерихона

Литература:
А. Варкин, Л. Зданович, «Тайны исчезнувших цивилизаций», М. 2000.

Заказать патронажные услуги можно здесь: mosmedpatronage.ru. Выгодные цены на сиделок в Москве.

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *