Бизнес религия

Содержание

Абсурдный бизнес

Чтобы не остаться без прихожан, церковь вынуждена идти в ногу со временем, подстраиваясь под нужды современных людей и осваивая технологии. В этой подборке мы собрали 10 идей, связанных с церковью.

Сервис по доставке священников на скутере

В Риме шеринговый сервис Scooterino, сводящий водителей мотороллеров с попутчиками, решил опробовать новую услугу под названием Scooterino Amen. Суть ее заключалась в том, чтобы в честь Юбилейного года милосердия жители Рима могли заказать священника с доставкой. Получив уведомление, тот прибывал вместе с водителем на мотороллере прямо к заказчику, чтобы выказать тому свое благословение. Как было заявлено создателями, сервис не был нацелен на извлечение прибыли, а просто «тестировал спрос”. Как функционирует такой сервис Scooterino решили продемонстрирова в видеоролике.

Интим-товары для строгих христиан

Пожалуй, нет таких социальных групп, которые бы индустрия интимных товаров обошла бы стороной. Не обошла она и Евангельскую церковь с ее последователями, которые весьма строго относятся ко всему, что связано с наслаждением. Супружеская пара, Лидия и Джон Рибейро, решили открыть небольшой бизнес на дизайне упаковке интимной продукции для семейных пар евангелистов, которые, в общем-то согласны пользоваться некоторыми товарами «для здоровья”, но их отпугивают нескромные упаковки. Продукция же In Heaven («В небесах») создана с благочестивым тоном оформления товаров и преподносится как «новый секрет счастливого брака”. В линейку входят лубриканты, вибраторы, гели и прочие милые вещи для разнообразия интимной жизни.

Молитвенный автомат для всех конфессий

В 2008 году в Европе появился автомат, предоставляющий возможность всем желающим прослушать в записи около 300 молитв на 65 различных языках. За прослушивание пятиминутной записи предлагалось внести 50 евроцентов. В автомате были представлены молитвы для христиан, иудеев, буддистов, исламистов и даже молитвы тибетских монахов, сайентологов и африканская песня-заклинание о ниспослании дождя. Придумал молитвенный автомат берлинский художник и режиссер Оливер Штурм. Для этого от переоборудовал старую фотокабинку, снабдив ее сиденьем, шторкой и сенсорным монитором для выбора молитв.

Бесконтактная система пожертвований

В церкви Сен-Франсуа де Молитор в Париже нашли новый способ сбора пожертвований. Новая система представляет собой умную «корзину” для безналичной оплаты, которая теперь предлагается прихожанам вместе с традиционной корзиной для наличных. Терминал, расположенный внутри, имеет пластмассовое покрытие, которое скрывает машину Vivopay, которая связана с мобильным телефоном Samsung. Пожертвование в размере от 2 до 10 евро происходит с помощью бесконтактных карт.

Интернет-магазин православной косметики

Еще в 2010 году в России был запущен первый интернет-магазин православной косметики «Первая монастырская здравница”, который продает брендовую продукцию, созданную в православных монастырях. Среди товаров можно найти православные шампуни, скрабы, гели, крема, маски, масла, ректальные свечи, фитоворонки для ушей, а также всевозможные настои, леденцы и сборы трав. Цену на продукцию можно назвать демократичной, в основном товары продаются по 200-350 рублей. Магазин сообщает, что вся косметика натуральная. Это особо подчеркивается и в названиях. Например, на сайте можно найти пилинг-масло «Яблочко наливное”, маску-скраб «Овсянка”, твердый шампунь «Дубок”, шампунь-мусс «Белый виноград” и так далее.

Церковь в баре

Церковь в Уэльсе Ararat Baptist Church решила выйти в народ весьма оригинальным способом. Чтобы завлечь прихожан, священник Реверенд Джеймс Карран на время перенес церковные службы в ночные бары и клубы, в которых «прихожанам” разрешалось пить, курить и слушать музыку во время проповеди. Проповеди проходи в барах по воскресеньям в качестве эксперимента, цель которого было сделать церковь более современной, демократичной и общедоступной.

Церковь конопли

В США придумали новый способ общения с богом, открыв первую в мире Международную церковь конопли. Члены этого религиозного движения считают, что люди должны собираться вместе, чтобы познавать таинства вселенной через ритуальное курение марихуаны. Церковь была открыта в здании бывшей христианской церкви в Денвере и интерьер ее был украшен тематической росписью. Создатель церкви Стив Берк является главой компании, занимающейся маркетингом марихуаны в США, но утверждает, что открытие церкви никакого отношения к его бизнесу не имеет. Кроме раскуривания марихуаны, которая разрешена в штате Колорадо, в церкви проводят кинопросмотры, встречи с художниками, музыкантами и известными личностями.

Услуги поддельного священника

В Японии, где колоссальным спросом пользуются услуги по проведению свадеб на западный, христианский манер (90% свадеб), свадебные компании придумали новый бизнес. Они нанимают на работу носителей английского языка с европейской внешностью и учат их проводить торжественную церемонию. Реальные священники из Европы и Америке здесь нарасхват, а местные японские не пользуются популярностью из-за того, что выглядят «не аутентично”. Меньше чем за полчаса действия поддельные священники могут заработать 120 долларов.

Проповеди со скейтборда

Преподобный Золтан Лендвай, 45-летний священник из венгерской деревни Редикс во время своих проповедей использует скейтборд. Благодаря своей инициативе священник не без успеха привлекает юную паству: молодые люди восхищаются его трюками. Такой способ продвижения слова Божьего Лендваю «подсказал” итальянский священник XIX века Иоанн Боско, который посвятил жизнь образованию молодых людей с помощью игр.

Надувная церковь в формате поп-ап

Голландский философ Фрэнк Лос придумал церковный поп-ап сервис — временную надувную церковь Transparante Kerk или Transparent Church, которая путешествует по Нидерландам и появляется на фестивалях, городских праздниках и частных вечеринках. Церковь вмещает в себя около 30 прихожан, а служба в ней проходит в неформальной обстановке: внутри обсуждаются вечные философские вопросы бытия и сознания.

Катя Девяткина

Представители бизнес-тусовки читают довольно много, о чем свидетельствует успех магазинов деловой литературы. Но вот по каким-то причинам, художественные книги они обходят стороной. А ведь именно в них можно найти столько новых идей, вдохновения, да еще и понять, как улучшить бизнес-процессы и отношения с партнерами и сотрудниками. Да-да! И в сегодняшней статье мы расскажем вам о десяти замечательных книгах, которые обязательно стоит прочитать каждому, кто в той или иной степени связан с миром бизнеса.

1 Теодор Драйзер «Трилогия желаний»

Серия гениальных литературных романов «Финансист» «Титан» и «Стоик», которые получили название «Трилогия желаний».
События разворачиваются вокруг успешного бизнесмена и талантливого манипулятора Фрэнка Каупервуда. Он упорно идет к своей цели несмотря ни на что, умело обходит объединившихся против него конкурентов и в результате… А вот прочитаете, и узнаете 😉

Единственное, что мне в вас не нравится, это ваше вечное: «Что скажут люди?». «Люди» не строят вашу жизнь. А уж мою и подавно. Прежде всего думайте о себе. Вы сами должны устраивать свою жизнь. Неужели вы допустите, чтобы между вами и вашим желанием становилось то, что подумают другие?

2 Элияху М. Голдратт «Критическая цепь»

Замечательный бизнес-роман про управление проектами. Благодаря тому, что автор выбрал именно формат художественного произведения, все ключевые идеи, концепции и правила «метода критической цепи» усваиваются невероятно легко. Всем, кто задействован в сфере управления проектами, читать,читать, читать!

Критический путь, — напоминаю я классу, — определяет время, необходимое для завершения проекта. Любое опоздание на критическом пути задержит завершение проекта. Вот почему критический путь должен быть в центре внимания управляющего проектом.

3 Эптон Синклер «Нефть»

Очень сильная вещь. Главный герой, нефтепромышленник Арнольд Росс, впечатляет своей целеустремленностью, упорством и интереснейшим характером. Его история — это борьба, любовь, мечты, деньги и ненависть. Кстати, кто не слишком-то любит читать, может посмотреть экранизацию этого шедевра, которая, кстати, получила две премии Оскар.

Деньги не представляют собой никакой силы, пока они не употреблены на то или другое дело.

4 Айн Рэнд «Атлант расправил плечи»

Самая раскрученная книга в бизнес-среде. Называть ее в числе любимых стало модным после того, как Евгений Чичваркин сделал заявление о том, что эта книга — настоящая «Библия предпринимателя». И понеслось!
Несмотря на свои объемы (3 тома), читается практически залпом. Причем эта книга либо нравится, либо нет. Среднего не дано. В общем, если есть желание окунуться в мир бизнеса и посмотреть на него с философской стороны — милости просим.

Если не знаешь, надо не бояться, а узнавать. Хотите прокачать свой бизнес?
Напишите нам! Задать вопрос

5 Артур Хейли «Менялы»

Действия романа разворачиваются вокруг закулисья банковской жизни. Главный герой — финансовый аналитик, который отличается невероятной проницательностью. В книге отлично описана борьба за кресло президента компании, причем с примесью ненавязчивого детектива. Читать книгу желательно, стоя в банковских очередях 🙂

Иногда нежелание изменить принятое решение — это ослиная тупость, и ничего больше.

6 Хенрик Лангеланн «Гений»

Скандинавская литература — это что-то! И книгу уже стоит читать лишь потому, что ее автор — норвежец 🙂 Но есть и другие преимущества. «Гений» — это увлекательная история человека, который занимает далеко не последнее место в медиабизнесе. Окружают его достаточно разноплановые личности: инвесторы, магнаты, политики, секретарши, журналисты и редакторы. Достаточно интересный взгляд автора на бизнес, а также на то, как и почему приходят в упадок успешные проекты.

Существует большая разница между счастьем и успехом.

7 Джоанн Харрис «Шоколад»

Замечательная история женщины, приехавшей в небольшой городок и открывшей в нем свой магазинчик шоколада. Восприняли ее местные жители, правда, не слишком радушно, начали всячески ей препятствовать и плести интриги. Но та не унывала, ибо хотела не просто продать им как можно больше конфет, она хотела подарить им счастье. Получилось ли у нее это или нет? Читаем (кстати, по книге снят одноименный фильм с Джонни Деппом и Жюльет Бинош в главных ролях).

Сколько труда, любви, искусного мастерства вкладывается в создание удовольствия, которое длится всего-то мгновение и которое лишь единицы способны оценить по-настоящему.

8 Кристофер Бакли «День бумеранга»

Бакли — настоящий мастер сатиры. Смотрели фильм «Здесь курят»? Это экранизация его одноименной книги. Бакли не просто стоит читать, его нужно читать! И советуем начать с «Дня бумеранга» — умопомрачительной сатиры на мир политического бизнеса. Главная героиня амбициозна, энергична и с уверенностью идет к своим целям. Она с первых страниц завоевывает расположение читателей.

Мечтаю стать бумерангом. Тебя кидают, а ты им — обратно, в морду.

9 Тибор Фишер «Классно быть богом»

Главному герою романа по жизни не везет. Он беден, страдает от депрессии и болезней, но в один прекрасный день все это ему надоедает. И он решает организовать стартап. Но не простой. Ни много ни мало, он решает стать Богом. Что из всего этого выйдет? Читаем, и узнаем.

Как будто кто-то захочет выбирать неправильный путь! Ну, если он не клинический идиот. Если бы неправильный путь был обозначен табличкой «Неправильный путь», никто туда и не сунулся. Проблема в том, что такие таблички никто не ставит.

10 Бен Элтон «Номер один»

Шикарный роман о закулисье шоу-бизнеса. История одного успешного продюсера талант-шоу, который всеми правдами и неправдами должен вывести в победители британского монарха. Cудя по инструментам, находящимся в руках у главного героя, ему это точно удастся: ведь показывают по телевидению именно то, что нужно ему. Зачем подтасовывать результаты голосований, если он управляет камерой и продакшеном?

Телевизионная правда — это картинка и монтаж.

Кстати, рекомендуем ознакомиться с подборкой художественных книг про рекламистов, дизайнеров, программистов и пиарщиков в статье «5 великолепных книг, которые стоит прочитать».

Активы Русской православной церкви

Оригинал этого материала
© «РБК», август 2012, Фото: «Коммерсант», k-artemiev, Иллюстрация: «РБК»

Бизнес, на котором поставлен крест

Наталия Телегина

Роскошная гостиница, банки, здания, поставки автомобилей BMW, крупные и малые заводы — вот лишь примерный перечень бизнес-интересов Русской православной церкви (РПЦ). Организация получает 100–150 млн долларов наличными в год в виде пожертвований и иных доходов, и часть денег необходимо инвестировать, говорят защитники церкви. Они кивают на Ватикан, чья наличность, акции, земли и недвижимость стоят больше 1 млрд евро. Какие активы принадлежат РПЦ? И отличаются ли ее предпочтения от вкусов зарубежных «коллег»?

Торговый центр Христа Спасителя

Привести в порядок пиджак в этой химчистке стоит, в общем, недорого — 385 рублей. Необычно само ее расположение — на территории храма Христа Спасителя (ХХС). Попасть туда можно с набережной Москвы-реки, минуя Трапезную. «Здесь собственная мини-химчистка, 15 храмов обслуживает, — пожимает плечами приемщица. — Почему бы заодно и обычным людям не воспользоваться?» Впрочем, это копейки. А вот корпоративы в залах ХХС являются настоящей золотой жилой. Так, аренда Трапезной палаты на 200 персон обходится в 70 тыс. рублей, еще 3–4 тыс. на человека — еда, алкоголь и банкетное обслуживание. Гулянки клерков в крупнейшем кафедральном соборе РПЦ продолжаются уже несколько лет. Например, в журнале блогера Максима Дементьева легко найти фотографии с празднования 125-летия Deutsche Bank, проходившего в Зале церковных соборов в 2006 году…
Бурной коммерческой деятельностью храма недавно заинтересовались в Обществе защиты прав потребителей (ОЗПП). В ходе проверки здесь, помимо химчистки и «банкетных» залов, были обнаружены автомойка, шиномонтаж, автосервис, платная парковка, множество торговых ларьков. «Фактически на территории храма действует бизнес-центр, предоставляющий потребителям широкий спектр коммерческих предложений (…). Имеющаяся вывеска «Храм Христа Спасителя» не соответствует требованиям закона к торговым предприятиям», — категоричны в ОЗПП. Однако тяжбу против структур РПЦ организация проиграла: суд признал, что товары не продаются, а дарятся, ценники на самом деле вовсе не ценники и указана на них не цена, а рекомендуемый размер пожертвования.

Большинство людей все-таки волнует не отсутствие контрольно-кассовой техники, а моральная сторона вопроса. Представители церкви пытаются доказать: коммерцией занимаются не они, а Фонд храма Христа Спасителя, юридически с РПЦ не связанный. Аргумент неубедительный. Бизнес не может забыть, как в свое время приходили факсы из управ районов, в частности «Коньково», с требованием перечислить минимум 20 тыс. рублей в этот самый Фонд ХХС. Многие предприниматели соглашались, не желая ссориться с московскими чиновниками. Теперь же, когда работы завершены, кафедральный собор, построенный буквально всем миром, стремительно превращается в увеселительный, торговый и деловой центр. Не добавляет красоты и история с девушками из группы Pussy Riot, якобы оскорбившими православную святыню.
Но «банкетные» залы и автомойки — лишь вершина айсберга. Годовой оборот Фонда ХХС вместе с тремя «дочками» (ЧОП «Колокол», ООО «Венец-Ф» и ООО «Врата-4») не превышает 40 млн рублей. Правда, еще 372 млн фонд, по информации газеты «РБК daily», должен получить в текущем году из столичного бюджета. Коммерческие же доходы всех подконтрольных РПЦ предприятий, по самым скромным подсчетам, тянут на 600 млн рублей, а стоимость их активов приближается к 2,3 млрд.

Владельцы заводов, церквей, бутербродов

В тяге к коммерции церковь обвиняли не раз. В 90-е ее дочерние структуры были уличены в беспошлинном импорте сигарет и торговле водкой, а заодно и экспорте нефти при посредстве АО «Международное экономическое сотрудничество». По данным ЕГРЮЛ, в период с 2003 по 2010 год РПЦ через ЗАО «АО Витал» владела четвертью «БМВ Русланд» (остальными 75% — австрийский «БМВ Остеррайх холдинг»), ввозившей в Россию престижные иномарки. Сейчас компания ликвидирована, а на ее месте (по адресу город Химки, улица Панфилова, владение 19, строение 1) расположилось ООО «БМВ Русланд Трейдинг», также на три четверти находящееся в собственности австрийцев. Его годовой оборот в 2010-м перевалил за 46 млрд рублей.

В целом инвестиционные предпочтения священнослужителей не отличаются оригинальностью: строительство, ресторанное и гостиничное дело, оптовая и розничная торговля, сельское хозяйство и производство продуктов питания. В столичном регионе «жемчужинами» бизнеса являются четырехзвездочная гостиница «Даниловская» и ОАО «Ритуальная православная служба» (на него вместе с аффилированными компаниями приходится не менее десятой части московского рынка ритуальных услуг), на Урале — камнеобрабатывающий и фарфоровый заводы, домостроительный комбинат, а Новосибирская епархия долгое время владела долей бутербродной сети «Подорожник». Особой рачительностью отличается Данилов ставропигиальный мужской монастырь в столице. Совокупный оборот принадлежащих ему предприятий в 2010 году достиг почти 180 млн рублей.
Не оставляет РПЦ равнодушной и финансовый сектор. Евгений Пархаев, генеральный директор художественно-производственного предприятия «Софрино» (ХПП «Софрино»), много лет поставляющего свечи, кресты, иконы и другую церковную утварь, одновременно является председателем совета директоров банка «Софрино». Последний знаменит церковным куполом на эмблеме и тесными связями с Московской патриархией. Не исключено, что деньги, зарабатываемые одноименным предприятием, и сформировали капитал кредитного учреждения. Другой околоцерковный банк — АКБ «Пересвет». Различные религиозные организации владеют 3,29% его акций, ровно столько же у другого крупнейшего собственника — ЗАО «Экспоцентр». Наконец, РПЦ принадлежит 0,23% ЗАО «Банкхаус Эрбе». Кстати, порицание роскоши и аскетизм — явно не маркетинговая политика «мошны» РПЦ. «Банкхаус Эрбе» специализируется на private banking для состоятельных клиентов, а «Софрино» первым стал выдавать кредиты на покупку яхт и оказывает спонсорскую поддержку яхтингу.
Какой процент в совокупном доходе церкви составляет деятельность коммерческих «дочек»? РПЦ не любит разговоров о своих финансах. Последнее масштабное исследование на этот счет было проведено еще в начале нулевых социологом Николаем Митрохиным (в настоящее время сотрудник Центра по изучению Восточной Европы при Бременском университете). Тогда он оценил пожертвования, выручку от продажи свечей, иконок, крестиков, оказания услуг и чисто коммерческой деятельности в 500 млн долларов. Туда попал и так называемый безнал: подарки в виде строительных и иных материалов, безвозмездная помощь бизнеса, бесплатная работа прихожан. Годовой наличный оборот небольшой городской церкви начинается с 3 тыс. долларов, храма в райцентре — с 10 тыс., на кафедральный собор приходится не менее 80 тыс. В целом наличные доходы составляют 100–150 млн долларов, остальное — безнал.
Выручка коммерческих «дочек» РПЦ (тех, что раскрывают такую информацию, и без учета семинарий, гимназий и других образовательных учреждений) в 2010-м была оценена в 600 млн рублей, или 20 млн долларов, то есть 15–20% от оценки наличного оборота, проведенной г-ном Митрохиным. В пресс-службе Святейшего Патриарха Московского и всея Руси на запрос журнала «РБК» об экономической деятельности и доходах организации не ответили. Но если верить этим цифрам, РПЦ не слишком отличается от зарубежных «коллег». Центр изучения глобального христианства при Духовной семинарии Гордона — Конвелла (GCTS), занятый статистическими исследованиями, оценивает оборот всех христианских церквей в 2012-м в 569 млрд долларов. «Откуда эта цифра? По нашим расчетам, основанным на данных ООН и Всемирного банка, совокупный годовой доход всех христиан мира приблизительно равен 32 трлн долларов, — поясняет научный сотрудник центра Альберт Хикман. — Наш анализ показал: на религию приходится 1,78% этой суммы, что и есть 569 млрд». Доходы религиозных организаций эксперты делят на прямые и косвенные. Их соотношение — примерно 70:30. «Первые — это прямые пожертвования в пользу церквей. Вторые — выручка различных околорелигиозных фондов, поддержка со стороны государства, а также доходы от инвестиционных проектов церкви», — продолжает г-н Хикман.
Таким образом, каменоломни или бутербродные, подконтрольные епархии, не уникальная российская ситуация. Христианские организации всего мира, стремясь приумножить свои капиталы, делают инвестиции в реальный сектор. И зарубежные священнослужители в погоне за прибылью часто оказываются в центре скандалов.

Немецкое порно и «прачечная» Ватикан

Где граница между порнографией и эротикой? Этот нескромный вопрос очень занимает Католическую церковь Германии. Недавно выяснилось, что «дочка» издательства Weltbild, полностью принадлежащего духовенству, выпускает книги вроде «Возьми меня здесь и сейчас» или «Грязные рассказы». Католическая организация купила Weltbild более 30 лет назад и с тех пор вложила в компанию 182 млн евро. Средства были получены главным образом за счет так называемого церковного налога, в обязательном порядке взимаемого с прихожан. Ставка его составляет 8–9% от суммы, уплачиваемой немцами в качестве подоходного налога. В 1998 году Weltbild, желая расширить присутствие на рынке, приобрело пять издательских домов, в том числе 50% Droemer Knaur, известного своей порнографической продукцией. Если говорить о чисто финансовой стороне, стратегия оказалась успешной. Сейчас Weltbild имеет 1,7 млрд евро годового оборота и является крупнейшим игроком в секторе офлайн-продаж (20% германского рынка), а в интернет-торговле книгами уступает только Amazon.
Как церковь реагирует на обвинения в свой адрес? В 2009-м она предприняла осторожную попытку продать Weltbild, но купить его по заявленной цене желающих не нашлось. Тогда священнослужители перешли в агрессивное наступление, разместив на официальном сайте издательства пресс-релиз, где обвинили СМИ в целенаправленной атаке на них. Суть же защиты сводилась к тому, что данные книги относятся к эротике, а вовсе не порнографии, а кроме того, на них приходится менее 1% оборота издательского дома. Однако Папу Римского это не убедило: вскоре после опубликования пресс-релиза он раскритиковал инвестиционную политику немецких епископов. В результате некоторые епархии, в том числе Кельнское архиепископство, продали акции злосчастного издательства. «Мы не можем зарабатывать в будни на том, против чего проповедуем по воскресеньям», — объяснил это решение глава архиепископства кардинал Йоахим Мейснер. Впрочем, далеко не все последовали его примеру. Как минимум 70% акций по-прежнему находится в руках Католической церкви Германии, а Droemer Knaur радует читателей книжными новинками вроде «Грешных игр» или «Секса для экспертов».
Конечно, основную часть инвестиций служители Господа направляют все же не в сомнительные, а во вполне респектабельные виды бизнеса — недвижимость и государственные облигации. Как утверждают некоторые аналитики, Католической церкви принадлежит больше недвижимости, чем любой другой организации на планете. В 2006 году — а именно тогда Святой престол в Ватикане в последний раз подробно раскрывал финансовые показатели — девелоперская деятельность принесла 32,3 млн евро, или 25% всей прибыли. Еще около 14 млн (порядка 10% прибыли) дали дивиденды и купонные выплаты по принадлежащим церкви ценным бумагам. В 2008-м в прессу просочился секретный баланс Ватикана. Из документа следовало, что тот владеет 340 млн евро наличными, 540 млн в виде акций и облигаций, а также землей и недвижимостью во Франции, Англии и Швейцарии стоимостью 420 млн.
Финансовые дела Папы Римского тоже едва ли можно назвать безупречными. Недавно с большим скандалом был уволен глава Банка Ватикана Готти Тедески. При заключении контрактов он выбирал определенные строительные компании, несмотря на то что их расценки примерно в 2 раза превышали средние по Италии. Но одной лишь коррупцией дело не ограничивается. Глухая без окон башня средневековой постройки, финансовое сердце всей Католической церкви, Банк Ватикана пользуется неоднозначной репутацией в банковских кругах. Он отказывается соблюдать многие международные требования по раскрытию информации, и контролерам уже приходилось ловить учреждение на отмывании денег. В 2006 году предприимчивый итальянец по фамилии Бонаккорси получил от Евросоюза 250 тыс. евро субсидии на создание рыбной фермы, которую вовсе не собирался строить. Его сын священник положил эти деньги на депозит в Банке Ватикана, оформив как пожертвование. Никаких дополнительных бумаг от священнослужителей не требуется. После нескольких транзакций средства попали на счет родственника семьи Бонаккорси, члена сицилийской мафиозной группировки — это и привлекло внимание финансовой полиции.
Этот копеечный, в общем-то, случай иллюстрирует общую тенденцию. Недавно JP Morgan Chase закрыл у себя счета Банка Ватикана. Как пишут итальянские газеты, за 18 месяцев через них прошло 1,5 млрд евро, причем, несмотря на значительные обороты в течение дня, они всегда становились пустыми к закрытию, что и заставило банкиров заподозрить финансовые махинации. Ранее полиция Италии изъяла 23 млн евро, принадлежавшие Банку Ватикана, со счетов Credito Artigiano. Банк-посредник сам обратился к контролерам, когда представители Ватикана отказались сообщить причину перевода средств и имена получателей. Эта история также в числе причин отставки Готти Тедески.

Веру в дело

Обсуждая не всегда красивый, а порой и просто незаконный бизнес церкви, нужно отметить важный момент — влияние религии на экономику и экономический рост той или иной страны. Экономисты Роберт Барро и Рейчел Макклири в период с 1981 по 1998 год провели шесть международных исследований, которые легли в основу их работы Religion and Economic Growth. С одной стороны, получилось, что набожность людей позитивно влияет на динамику ВВП. Вера заставляет человека придерживаться высоких моральных принципов, положительно сказывающихся на производительности труда. По мнению авторов, речь идет о бережливости, этике в работе, честности и дружелюбном отношении к незнакомым людям, готовности оказать им поддержку. Другим следствием влияния религии на общество является стремление верующих получить образование, а также завести семью и детей.
С другой стороны, привычка граждан часто посещать церковь может, наоборот, иметь негативные последствия. Проведение религиозных обрядов требует ресурсов, которые отвлекаются из других секторов. Из исследования легко сделать вывод: если регулярные визиты в церковь одних прихожан способствуют тому, что туда начинают ходить и другие, а вера первых становится более интенсивной (и они проявляют еще больше трудолюбия, этики в работе и т.д.), то все неплохо.

Если же воскресные службы мало влияют на умы, то никакой пользы для экономики нет, а есть только ущерб, связанный с перераспределением ресурсов. Впрочем, такая логика едва ли понравится хоть кому-то из представителей официальных конфессий. Ведь если следовать ей, получится, что и имущество церкви можно использовать с большей, чем сейчас, пользой.
***
*** Оригинал этого материала
© «Русская служба BBC», 30.08.2011

Несчитаные богатства Русской православной церкви

Юрий Маловерьян
Оценить бюджет церкви сейчас крайне сложно, признается Николай Митрохин, научный сотрудник Центра изучения Восточной Европы Бременского университета.
Митрохин — один из очень немногих российских исследователей, кто, не принадлежа к Русской православной церкви, пристально ее изучает. По его словам, в конце 90-х и начале 2000-х в РПЦ шла информационная борьба между двумя группировками, и в ходе этой борьбы в прессу просачивались документы, на основании которых можно было оценивать финансовые дела церкви.
«А теперь информация в гораздо большей степени закрылась: люди научились скрывать даже те куцые данные, которые можно было найти ранее», — говорит Митрохин.
Оценить бюджет РПЦ мешает и то, что его фактически нет: каждый из более 30 тысяч ее приходов — самостоятельное юридическое лицо, каждая из 160 епархий тоже имеет свой бюджет, а Московская патриархия — свой.
10 лет назад Митрохин оценил доходы РПЦ в целом примерно в 500 миллионов долларов. Теперь, полагает он, вместе с общим ростом экономики России, Украины и других стран русского православия «в долларах или евро цифры выросли чуть ли не на порядок».
Для участия в коммерческих проектах церковь несколько лет назад создала Центр инвестиционных программ РПЦ. В 2007 году ЦИП, по сообщениям российской прессы, провел в Берлине, Брюсселе и Лондоне презентации своих проектов, которые включали инвестиции в строительство жилых и офисных зданий в Москве и других городах, а также создание агропромышленных предприятий при монастырях.
В РПЦ, как рассказал в феврале на архиерейском соборе Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, сейчас действует почти 800 монастырей.
в последний год разгорелись споры о возвращении церковной собственности. Государство все постсоветские годы возвращало и православной церкви, и другим конфессиям храмы и монастыри — но, как правило, в бессрочное и безвозмездное пользование. В конце же 2010 года был принят закон, по которому все религиозные организации могут требовать — и получать назад — свое «имущество религиозного назначения», отнятое советской властью. Воспользовавшись этим законом, РПЦ может снова, как до революции 1917 года, стать крупнейшим или одним из крупнейших собственников в стране.
В начале 2010 года премьер-министр Владимир Путин на встрече с патриархом Кириллом сказал, что передаче церкви подлежат 12 тысяч памятников истории и архитектуры. Оценить их стоимость, по мнению редактора рубрики «Религия» научно-просветительского журнала «Скепсис», кандидата философских наук Александра Аверюшкина, крайне трудно.
По словам Аверюшкина, среди уже переданных и подлежащих передаче объектов — такие обладающие туристическим потенциалом объекты, как кремли некоторых древних городов, монастыри на Соловецких островах, на Валааме, в Верхотурье на Урале.
«Я этим летом был на Валааме, там идет достаточно серьезное строительство, его ведут монахи. И там плотным потоком идут экскурсионные группы — прежде всего паломнические», — рассказывает Аверюшкин.
Критики закона о возвращении имущества церкви, к которым принадлежит и философ Аверюшкин, жалуются, что по этому документу церковь может претендовать на любое здание, к которому когда-либо имела отношение — или даже не имела. В Калининградской области России — бывшей северной части Восточной Пруссии — РПЦ отдали бывшие немецкие кирхи и прочее имущество, исторически не имевшее ничего общего с православием.
Кроме того, в ходе подготовки закона, как и во время и после его принятия, его критиковали музейные работники и деятели искусства, которые опасаются, что передача РПЦ древних монастырей и крепостей ограничит доступ к ним обычных граждан, а передача древних икон или летописей просто подвергнет их опасности, потому что церковь, в отличие от музеев, не умеет как следует хранить такие экспонаты.
Музейщиков власти отчасти услышали: в закон была включена норма о том, что предметы и объекты из государственных музейного, архивного и библиотечного фондов передаче церкви не подлежат.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *