Благодатный огонь

Сходит Благодатный огонь в Кувуклии — мраморной часовне над пещерой Гроба Господня, где и был, по преданию, погребен Иисус Христос.

В этом году в связи с пандемией коронавируса схождение огня произошло с ограниченным количеством священнослужителей и при отсутствии паломников, которые традиционно приезжают из многих стран. После схождения огня представители Греческой православной церкви доставят его к Яффским воротам Старого города Иерусалима, где его получат представители посольств или другие уполномоченные лица. Затем делегации доставят огонь из Иерусалима в аэропорт Бен-Гурион, где его передадут представителям соответствующих стран.

В Россию частицу Благодатного огня доставит делегация Фонда Андрея Первозванного, которая прибыла в субботу в Тель-Авив по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. Из-за существующих ограничений традиционной встречи Благодатного огня в столичном аэропорту Внуково не будет, кортеж доставит его в храм Христа Спасителя к пасхальному богослужению, которое также пройдет без прихожан. Передача огня в другие храмы будет возможна только после отмены режима самоизоляции.

Гроб Господень — главная святыня христианского мира. Считается, что он стоит на том самом месте, где, согласно Священному Писанию, был распят, погребен, а затем воскрес Иисус Христос. Это место было найдено посланцами римского императора Константина спустя три века после распятия. Каждый год, накануне православной Пасхи, там происходит чудо схождения Благодатного огня.

Первыми загораются лампада и 33 свечи — по годам земной жизни Иисуса. За всю историю никому не удалось разгадать тайну чуда схождения Благодатного огня, несмотря на многочисленные попытки. Верующие полагают, что, если огонь когда-либо не сойдет, это ознаменует начало последних времен.

Церемония освящения Благодатного огня пройдет, как обычно, в иерусалимском храме Гроба Господня в Великую субботу. В 2020 году она выпадает на 18 апреля. Но из-за пандемии коронавируса израильское правительство решило провести мероприятие без паломников. Хотя традиционно в нем участвуют около 20-30 тысяч верующих из разных стран.

«В этом году это будет гораздо меньшая церемония, в которой примут участие примерно десять человек: представители храма Гроба, православных церквей, Армянской церкви, копты и Сирийская православная церковь. В храме также будут присутствовать фотографы и операторы, которые будут транслировать церемонию освящения огня на весь христианский мир», — сообщал РИА «Новости» руководитель департамента по делам диаспоры и мировых религий МИД Израиля Акива Тор.

Протоиерей Андрей Ткачев призвал верующих не переживать о том, что Благодатный огонь в этом году может не сойти, и не думать, что из-за этого произойдут какие-либо несчастья. Потому что символы не главное в вере.

«Если огонь сойдет, мы будем рады безмерно. Если что-то изменится в этом, будем с тревогой наблюдать за событиями», — пояснил отец Андрей.

Онлайн-трансляция схождения

Православные со всего мира смогут посмотреть церемонию в интернете или по телевизору. В России прямые трансляции покажут телеканалы «Спас», Первый канал, НТВ и «Россия 1».

Израиль одним из первых ввел жесткие меры противодействия распространению коронавируса, в том числе ограничил авиасообщение. А все церкви Святой земли закрылись на карантин.

После схождения представители Греческой православной церкви доставят Благодатный огонь к Яффским воротам, где передадут делегациям из разных стран. Для доставки огня в церкви по всему миру израильские власти сделают исключение и разрешат лайнерам прибыть в международный аэропорт Тель-Авива.

«Самолетам будет разрешено приземлиться в аэропорту Бен-Гурион с этой целью, но люди, которые находятся на борту, не смогут выходить. Они откроют двери, получат Благодатный огонь и доставят его на родину», — добавил Тор.

Без встречи в аэропорту

В Россию Благодатный огонь доставят в тот же день, 18 апреля. Однако традиционной его встречи в аэропорту, по соображениям безопасности, не будет. После приземления самолета представители Фонда Андрея Первозванного отвезут лампаду на патриаршее богослужение в храме Христа Спасителя.

«В соответствии с существующими ограничениями традиционной встречи Благодатного огня в аэропорту не будет, а передача Благодатного огня в другие храмы будет возможна после отмены режима самоизоляции. Уверены, что пасхальная весть из Иерусалима согреет сердца верующих, встречающих в непростой ситуации главный праздник — Воскресение Христово!» — уточнили в пресс-службе фонда.

Пасхальные богослужения и крестный ход в российских храмах пройдут без прихожан. Священники попросили россиян оставаться дома и смотреть мероприятия по телевизору. Из-за режима самоизоляции освятить куличи, яйца и творожные пасхи можно будет самостоятельно.

Благодатный огонь – самый раскрученный бренд православной Пасхи. В том, что это не сходящее с небес чудо, а дело рук местного патриарха, который зажигает свечи от спрятанной в нише лампады, еще в середине XIX века рассказал епископ Порфирий (Успенский).

Когда епископ Порфирий (1804 – 1885) спросил своего иерусалимского коллегу, почему он не говорит правды о схождении Благодатного огня, тот ответил: «Нам нельзя начать этого переворота в умах, нас растерзают у самой часовни Святого Гроба».

О том, что иерусалимский огонь – просто огонь, зажигаемый священником на Пасху, который лишь со временем стал восприниматься как чудо, писали и профессор Духовной академии Николай Успенский (1900 – 1987) и академик Игнатий Крачковский (1883 – 1951).

В 2007 году эти два исследования об обряде возжжения Благодатного огня в Храме Гроба Господня в Иерусалиме опубликовали в книге «Благодатный огонь: миф или реальность?» доктор исторических наук Сергей Бычков и доктор исторических наук, кандидат богословия диакон Александр Мусин.

В своей книге они отметили, что правда о Благодатном огне появлялась всегда в нужный момент. Академик Крачковский опубликовал свою статью в годы Первой мировой войны, когда Российская империя претендовала на часть Турции и хотела взять святыни Палестины под русский контроль.

Профессор Успенский произнес свою речь в 1949 году: за год до этого греческие церкви отказались признать притязания сталинской РПЦ на лидерство в православном мире и не приехали в Москву на собор. В обоих случаях это был удар по авторитету православных греков.

Впрочем, это не значит, что учеными двигали конъюнктурные интересы.

Арабские источники

Игнатий Крачковский – действительный член Российской академии наук (с 1921 года), переводчик Корана, один из создателей школы советского востоковедения и арабистики. Статья «Благодатный огонь – по рассказу Ал-Бируни и других мусульманских писателей Х-ХШ вв.» была опубликована в 1914 году.

Итак, как воспринимали чудо Благодатного огня арабские путешественники.

Лишь Аль-Бируни (около 1000 года) считает рассказы о «святом огне» заслуживающими доверия. Остальные считали, что это дело человеческих рук.

– Аль-Джахиз (ум. 868) писал, что «хранители храмов не переставали устраивать для народа различные хитрости, вроде хитрости монахов со светильниками церкви Воскресения в Иерусалиме, утверждающих, что масло в лампадах зажигается у них без огня ночью в один праздник».

– Ибн-аль-Каланиси (ум. 1162) объяснял «самовозгорание» лампад тем, что христиане натягивают между соседними лампадами железную проволоку, натирают ее бальзамовым маслом, которое при соединении с жасминовым маслом самовозгорается. Затем достаточно поднести огонь к этой нити, чтобы он перешел на другие лампады.

– Аль-Джаубари (ум. 1242) сообщает дополнительные подробности: под куполом есть железная шкатулка, в которую в субботу вечером специально обученный монах кладет серу и разводит под ней огонь, горение которого рассчитано до того времени, когда должно произойти «схождение света». Цепь, на которой висит шкатулка, смазана бальзамовым маслом. В нужный момент огонь от серы зажигает масло, которое стекает по цепи к лампаде, откуда и возникает ощущение «схождения огня».

– О шелковых нитях, смазанных бальзамовым маслом и натертых серой, сообщает Муджир-ад-дин (ок. 1496).

– И только один арабский писатель – Ибн-аль-Джаузи (ум. 1256) – говорит о скрытой в мраморной нише негасимой лампаде в углу часовни Гроба Господня, откуда и зажигается «благодатный огонь», что соответствует свидетельству епископа Порфирия (Успенского).

Авторы книги «Благодатный огонь: миф или реальность?» считают, что, очевидно, арабские естествоиспытатели даже представить себе не могли, что «возжжение лампад» просто совершается свечой и пытались объяснить происходящее, привлекая известные им способы добиться «самовозгорания» лампад.

  • Профессор Успенский: паломнические сообщения, утверждающие очевидность исхождения огня , скорее говорят о религиозной экзальтации авторов и окружавшей их толпы.

Доклад Успенского

Об авторе докладе. Николай Дмитриевич Успенский родился в семье священника. В 1909 году он поступил в духовное училище в городе Старая Русса, а по окончании его – в Новгородскую духовную семинарию. После службы в Красной Армии году продолжил учебу в Петроградском Богословском институте, защитил в 1925 году кандидатскую диссертацию.

Когда Николай Успенский отказался отречься от священника-отца, признанного ОГПУ врагом народа, он был обвинен в «хищении предметов культа» и лишен избирательных прав. Затем отправлен в камеру ленинградского «Большого дома».

В 1932 году, получив реабилитацию, поступил в Ленинградскую государственную консерваторию и в 1937 году окончил ее историко-теоретический факультет. В 1946 году защитил кандидатскую диссертацию «Лады русского Севера». С 1942 по 1946 год управлял хором Ленинградского Николо-Богоявленского кафедрального собора.

В 1946 году, после возрождения ленинградских духовных школ, Николай Дмитриевич был утвержден указом патриарха Алексия I доцентом Ленинградской Духовной академии. В 1947 году удостоен, как имеющий две научные степени, звания профессора. В 1949 году защитил диссертацию по теме «Чин всенощного бдения в греческой и Русской Церкви» и удостоен степени магистра богословия. В 1957 году защитил диссертацию по теме «История богослужебного пения Русской Церкви (до середины XVII века)» и стал доктором церковной истории.

Доклад Николая Успенского о Благодатном огне не предназначался для печати. Он был произнесен на «годичном акте» в Ленинградских духовных академии и семинарии в 1949 году (тема доклада была одобрена Советом Академии на заседании 31 августа 1949 года).

Более 50 лет этот доклад ходил по рукам, горячо обсуждался сторонниками и противниками «чудесного огня».

Основные положения доклада Николая Успенского сводятся к следующему:

1) самые ранние свидетельства о «святом огне» восходят к IX веку, в церковной письменности предшествующего времени упоминаний о чуде не обнаружено.

2) данные литургических рукописей VIII-ХП веков позволяют прийти к выводу, что иерусалимский обряд возник из обычая омовения лампад в Великую субботу и вожжения в них нового пасхального света, в латинской традиции этот обряд сохранился до сих пор.

Избранные цитаты из доклада профессора Успенского

– Красной нитью через всю паломническую литературу от паломника второй половины IX века Бернарда и до XX столетия проходит мысль о чудесном появлении Св. огня… Подобные паломнические сообщения, противоречивые в самих себе об образах исхождения огня свыше, и утверждающие очевидность этого исхождения для всех молящихся, скорее говорят о религиозной экзальтации авторов и окружавшей их во время обряда Св. огня толпы, нежели о величии самого обряда. Отсюда же теряется их научная ценность в вопросе исследования обряда.

– Литература об обряде Св. огня, весьма богатая количественно, не дает нам истории его происхождения. Она только наделяет святой огонь сверхъестественным происхождением, о котором ничего не говорит голос вселенской церкви.

– Ни соборные постановления вселенского или поместного значения, ни святоотеческая литература не знают чудесного огня.

– Проф. Олесницкий объясняет происхождение обряда св. огня чудом Св. Нарцисса. «…По свидетельству историка Евсевия, поводом к его установлению послужило чудо, совершившееся при патриархе Нарциссе, когда при недостатке масла, налитая в лампады силоамская вода была зажжена сошедшим с неба чудесным огнем и горела как елей во все продолжение пасхальной службы».

Это объяснение проф. Олесницкого приводит нас в недоумение. Дело в том, что Евсевий не говорит ничего подобного тому, что пишет о чудесном возжении лампад, ссылаясь на него, проф. Олесницкий. Евсевий говорит только о чуде претворения силоамской воды в елей и не делает никакого даже намека на схождение с неба чудесного огня и возжение от него лампад.

– Христианское сознание не может допустить чудесности появления огня в определенный день, час и минуту, ибо такое положение низводило бы самую христианскую религию на уровень так называемых естественных религий.

– Нам могут задать вопрос: что же смотрят палестинские иерархи и сам иерусалимский патриарх? На этот вопрос мы находим ответ в дневниках преосв. епископа Порфирия. Приведя свой разговор с патриаршим наместником, филадельфийским епископом Дионисием (позднее митрополит Вифлеемский), где последний говорил о способе зажигания св. огня, преосв. Порфирий пишет: «Рассказавши все это, митрополит домолвил, что от одного Бога ожидается прекращение благочестивой лжи. Как он ведает и может, так и вразумит и успокоит народы, верующие теперь в огненное чудо великой субботы. А нам и начать нельзя сего переворота в умах, нас растерзают у самой часовни Св. Гроба».

Очевидно, когда-то, не дав своевременно энергичного разъяснения своей пастве о истинном смысле обряда св. огня в дальнейшем они оказались не в силах поднять этот голос перед все возраставшим в силу объективных условий фанатизмом темных масс. Если это не было сделано своевременно, то позднее стало невозможным делом, без риска за личное благополучие и, пожалуй, целость самих святынь. Им осталось – совершать обряд и молчать, утешая себя тем, что Бог «как ведает и может, так и вразумит и успокоит народы».

  • Епископ Порфирий (Успенский)

Обычно к 11 часам утра пустынная нынче площадь-двор перед входом в Храм Воскресения превращалась в бурлящее море, где людские потоки жесткой рукой полиции Старого города Иерусалима направлялись в нужное русло. В церковных стенах эти потоки растекались равномерно по приделам и храмовым залам, набиваясь плотненько, как сельдь в бочке. Но в отличие от сельди, которая в бочке не скачет, паломники периодически пытались прорываться поближе к ограждению, где лучше обзор, создавая людские водовороты и неразбериху. Сегодня, в онлайн режиме я взглянула на Храм изнутри другими глазами. Кафоликон – придел Иерусалимского православного Патриархата Греческой Православной церкви, где и размещалась обычно российская делегация – был виден во всей красе. Гулкие мраморные своды, образа по стенам, на которые в толпе удавалось взглянуть, лишь вывернув шею…Да и сам Крестный ход во главе с Патриархом Иерусалимским Феофилом, который из-за тысячи голов обычно виден урывками, благодаря камерам удалось разглядеть почти вплотную. Весь процесс облачения Патриарха, его заход внутрь часовни, где и происходит чудо схождения Огня – как на ладони…Процессия в этот раз была совсем немноголюдна: обычно с Патриархом в храм заходит целая процессия с хоругвями. Сейчас – всего несколько человек: обязательные кавасы (охранники в турецком облачении) и несколько священников в масках. Сам Патриарх Феофил был без маски, поэтому легко узнаваем. А вот представитель Армянской церкви, присутствие которого в приделе Ангела часовни Гроба Господня – обязательная часть церемонии, все же маску надел.

Арабскую молодежь, которая своими псалмами-кричалками обычно скрашивала многочасовое стояние в храме, в этот раз внутрь не впустили. Но церемония была соблюдена: с десяток их представителей толпились во дворе, под стенами, выкрикивая свои задорные псалмы, размахивая огромными пасхальными связками, состоящими из 33 свечей – по числу земных лет Христа. Ожидание не длилось долго – после 10 минутной молитвы Патриарха Феофила на Гробе Господнем, в окошках Кувуклии засверкал огонь. Полыхающие связки свечей были переданы через окно священнику Патриархата. Ударил колокол…Обычно этот момент сопровождался в Храме Воскресения многоголосым кличем, после чего в течение нескольких секунд все пространство заполнялось светом – огонь перескакивал со связки на связку, люди плакали, умывались огнем, обнимались. В этот раз священник с полыхающими свечами сделал круг по пустым приделам с немногочисленными священниками.

После этого связки с огнем были доставлены к Яффским воротам Старого города, где его уже ждали дипломатические представители стран, приславших свои самолеты за Благодатным огнем. Российской делегации колбу с огнем повезет посол России в Израиле Анатолий Викторов. В сопровождении полиции Израиля машина дипломатической миссии заедет на летное поле и передаст «чудесный свет» на борт самолета, где его уже ждет немногочисленная делегация Фонда Андрея Первозванного, после чего лайнер доставит его в Москву.

Говорят, в этом году церемония Схождения Огня отсылает нас к истории двухтысячелетней давности, когда в Великую субботу к пещере, где был положен снятый с Креста Христос, явились лишь несколько его учеников и последовательниц. Однако, честно скажу, именно того духа Великой субботы, когда тысячи верующих нервно ждут в стенах храма много часов в тесноте и духоте той минуты, когда ударит колокол и своды содрогнутся от восторженных воплей, а потом огонь разольется волной по всему пространству, омывая и очищая, унося горести и печали, мне в этот раз и не хватило. Но Огонь сошел, а значит в следующем году, все опять может быть по-другому.

На протяжении двух тысяч лет христиане, встречающие свой главный праздник – <a href=»http://www.pravoslavie.ru/press/4942.htm» target=»_blank»>Воскресение Христово</a> (Пасху) в храме Гроба Господня в Иерусалиме, становятся свидетелями чуда схождения Благодатного огня. Благодатный огонь <a href=»https://ria.ru/20160430/1424111519.html» target=»_blank»>символизирует</a> нерукотворный свет Воскресения Христова. Храм Гроба Господня – это архитектурный комплекс, включающий Голгофу с местом Распятия Иисуса Христа, ротонду – архитектурное сооружение с огромным куполом, под которым расположена Кувуклия («царская опочивальня») – часовня, находящаяся непосредственно над пещерой, где было погребено тело Иисуса, Кафоликон – кафедральным храм Иерусалимского патриарха, подземный храм Обретения Животворящего Креста, храм Святой равноапостольной Елены, несколько приделов – маленьких храмов со своими собственными престолами. На территории храма Гроба Господня расположено несколько действующих монастырей, он включает множество вспомогательных помещений и галерей. Причем различные части Храма принадлежат нескольким христианским вероисповеданиям, но главные святыни – Голгофа, Кувуклия, Кафоликон принадлежат Иерусалимской православной церкви.Раннее свидетельство о схождении огня в Иерусалиме относится к IV веку и <a href=»https://pravoslavie.ru/105245.html» target=»_blank»>принадлежит паломнице Этерии</a>. Обязательным участником церемонии схождения Благодатного огня является патриарх Иерусалимской православной церкви. Традиция была нарушена в 1579 году – при смене турецкого градоначальника Иерусалима армянские священники договорились с новым градоначальником о передачи права получения Благодатного огня вместо Иерусалимского патриарха представителю Армянской церкви. В Великую Субботу 1579 года православного патриарха со священнослужителями не пустили в Храм Гроба Господня, они стояли перед закрытыми дверями. После молитв Благодатный огонь сошел сквозь треснувшую колонну и зажег свечи в руках у Иерусалимского патриарха. С тех пор никто больше не оспаривал и не делал попыток получать Благодатный огонь в обход Иерусалимского православного патриарха. Представители других христианских вероисповеданий обязательно присутствуют в храме в Великую Субботу и получают огонь из его рук.Сошествие Благодатного огня происходит в Великую Субботу обычно между 13 и 15 часами иерусалимского времени.Перед этим происходит <a href=»https://pravoslavie.ru/105245.html» target=»_blank»>процедура проверки Кувуклии</a> на наличие источников огня и опечатывания входа в Кувуклию большой восковой печатью. Свои личные печати на большой восковой ставят осуществлявшие проверку представители мэрии Иерусалима, турецкой стражи, израильской полиции и др. Через некоторое время, как правило, около 13 часов, начинается литания (по-гречески «молитвенная процессия») Благодатного огня – крестный ход патриарха Иерусалимского от алтаря Кафоликона через весь храм с выходом к ротонде и троекратным обходом Кувуклии. Патриарх останавливается перед самым входом в Кувуклию. Его разоблачают – снимают праздничное облачение, оставляют в одном белом подризнике (длинная одежда до пят). Затем патриарх с 33 незажженными свечами в руке входит в часовню. Преклонив колена, он молится перед гробом Господним о ниспослании Благодатного огня. Ожидание огня после того, как патриарх Иерусалимский <a href=»https://ria.ru/20150411/1057965546.html» target=»_blank»>зашел</a> в часовню, длится всегда разное время, но последние годы, как правило, не более получаса. Схождению огня предшествуют сполохи в виде молний голубоватого цвета, пронзающие все воздушное пространство храма. Затем на мраморной плите гроба Господня появляются огненные шарики голубого пламени как бы в виде капель дождя или росы. Иногда Благодатный огонь сам возжигает лампады у гроба. Патриарх зажигает от них вату и затем поджигает этим огнем свечи. Выйдя из часовни, он передает огонь духовенству и народу. Весь храм охватывает ликование, огонь передают друг другу, зажигая его от уже горящих свечей. Люди держат в руках пучки из 33 свечей – по числу лет земной жизни Иисуса Христа.Позднее от Благодатного огня <a href=»https://ria.ru/religion/20160430/1424111519.html» target=»_blank»>зажигают</a> лампады по всему Иерусалиму. Специальными авиарейсами огонь доставляют на Кипр и в Грецию, откуда он развозится по всему миру.Чудо схождения Благодатного огня доступно каждому. Оно транслируется по телевидению и по интернету.В наши дни, чтобы увидеть чудо схождения Благодатного огня, люди собирались ко Гробу Господню еще с Великой Пятницы, многие оставались здесь сразу же после Крестного хода, совершаемого в память событий этого дня. Храм Гроба Господня был заполнен так, что люди в Великую Субботу утром стояли вплотную друг к другу, причем даже в его самых отдаленных местах. Обычно в церемония схождения Благодатного огня <a href=»https://ria.ru/20200407/1569687418.html» target=»_blank»>принимали участие</a> 20-30 тысяч человек. В 2020 году <a href=»https://ria.ru/20200413/1569939455.html» target=»_blank»>церемония схождения Благодатного огня</a> должна состояться в Великую Субботу, 18 апреля. В связи с пандемией коронавируса и вводимыми ограничениями в Иерусалиме она пройдет в условиях строгих ограничений. Паломники на церемонии присутствовать не будут.В церемонии схождения Благодатного огня <a href=»https://ria.ru/20200407/1569687418.html» target=»_blank»>примут участие</a> примерно десять человек: представители Храма Гроба, православных церквей, Армянской церкви, копты и Сирийская православная церковь. В храме также будут присутствовать фотографы и операторы для ее трансляции на весь христианский мир. После церемонии схождения Благодатного огня представители Греческой православной церкви доставят огонь к Яффским воротам Старого города Иерусалима, где его передадут дипломатическим делегациям, в том числе из России. В соответствии с достигнутыми договоренностями, представители дипломатических миссий привезут Благодатный огонь в аэропорт Бен-Гурион (Тель-Авив) и передадут государственным и церковным делегациям, которые будут ожидать его, не покидая своих самолетов.В Россию Благодатный огонь, по <a href=»https://ria.ru/20200413/1569939455.html» target=»_blank»>традиции</a>, будет доставлен Фондом Андрея Первозванного. Обычно огонь доставляют к началу ночного праздничного патриаршего богослужения в храме Христа Спасителя. <em>Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников</em>

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *