Благоговение

Определение

Значение слова благоговение заключается в преклонении перед Божьим величием, трепетном отношении к святыням, высшим ценностям. Чувство благоговения может испытывать каждый из нас по отношению к человеку, как образу Божию, к его заслугам, достоинствам. Искреннее доверие к благости и милости Божьей, осознание могущества Всевышнего – все это заключает в себе слово «благоговение».

Что еще означает слово благоговение – это страх, смирение, глубокое уважение, ведь этот термин произошел от слова «говеть», то есть «уважать, бояться» или «угождать». В некоторых источниках отмечается иное значение, соотносящееся с чувством подавленности. В переводах Священного Писания «благоговение» соответствует греческим словам, обозначающим «боязнь, робость, страх, осторожность, почитание, поклонение, позорная боязливость».

Интересно! Религиозные термины: что это такое тщеславие

Что значит благоговеть. На самом деле, этим глаголом выражается широкий спектр состояний, которые испытывает каждый верующий человек, славя Бога, поклоняясь и доверяя Ему, веруя в Его присутствие в мире. Это, своего рода, соблюдение дистанции по отношению к обожествляемому объекту. Благоговеющий человек смиряется, умаляет себя, таким образом, ему открываются новые возможности духовного роста.

История возникновения

Слово «благоговение» лучше описывает отношение христиан к Всевышнему.

Важно! Что такое акафист и для чего его читают

На ранних этапах формирования религии чувства верующих наиболее точно определялись другими терминами:

  • величие,
  • таинство,
  • трепетная неизведанность.

Человек древнего мира, поклоняющийся языческим божествам, испытывал ужас, взирая на мощь и силу природных стихий. Античное восприятие Всевышних сил отождествлялось с таким понятиям, как «священный трепет», то есть страх перед грозными знамениями.

И только тревожность человека перед Единой, Всевластной Силой, относится к термину благоговение, вот что это такое – потрясенность перед Богом ревнителем, «поедающим огнем», «всевидящим оком».

Ветхий Завет предлагает нам для ознакомления множество исторических моментов, где применимо слово благоговение, в Википедии об этом можно узнать подробнее. Авраам, ведущий своего единственного сына на заклание из-за страха перед Богом, Иаков, который восклицает, что место присутствия Бога – страшно. Именно сейчас тесно сплелись такие понятия, как любовь, сострадание, верность и предательство – это ответ за безмерную, безграничную Божью милость.

Познавательно! Религиозные термины: еретики – кто это такие

Благоговение испытывают христиане, вспоминая день казни Иисуса, Википедия содержит об этом информацию. Крестные муки, страсти, унижение – все это является для верующих основой их вероисповедания.

Осознавая свою причастность ко всему происходящему, мы чувствуем огромное доверие к Богу, благодарность за спасение, преклонение.

Почитание Богочеловека и Сына Божия, Богородицы, всех Святых, служащих Богу на протяжении многих веков существования церковной жизни, – вот что означает слово «благоговение».

Важно! Церковные термины: что значит слово Аллилуйя

Благоговение в поступках

Что такое благое говенье в мыслях, мы разобрались, но как оно выражается в действиях. Дело в том, что мы своим поведением указываем на почтение или небрежность по отношению к своему собеседнику, а христиане – по отношению к Богу. Это можно понять по нашей походке, голосу, положению тела.

Как часто мы наблюдаем ситуацию, когда человек, желающий подчеркнуть свое превосходство, ум, силу, разговаривает, высоко подняв голову и опустив руки в карманы брюк, при этом манера общения оставляет желать лучшего.

Нередко такие люди, выслушав или даже не дослушав собеседника, разворачиваются и уходят, не желая продолжать беседу. Как жаль, но очень часто именно так мы общаемся с Богом.

Важно! Приходя в храм для поклонения, мы ведем себя неподобающе, а ведь не наше ли поведение при молитве отражает благоговейное отношение?

Итак, Википедия, конечно же, расскажет, как нужно себя вести в общественном заведении, эти правила применяются и при посещении Святой обители.

Свое неуважение к Богу мы показываем, если:

  1. Разговариваем с собеседником во время всеобщей молитвы.
  2. Жуем жвачку, рассматриваем стены и потолок, гуляем по залу.
  3. Ищем что-то в сумочке, кошельке, разговариваем по телефону, перелистываем блокнот.
  4. Посещаем храм в непристойной одежде.

Как жаль, но все чаще современные церковные группы для увеличения количества прихожан, пренебрегают Священными правилами, допускают вольности, свободу в поведении посетителей. Прихожане этих храмов ведут себя не как Христова невеста, а как капризная жена, требующая внимания, свободы и равноправия.

К великому стыду, все больше православных христиан принимают и употребляют языческие обычаи и традиции, служение Богу переросло в развлечение, возможность пообщаться и показать себя. Еще немного и мы окажемся на брачном пире, где главенствуют шаманы, прыгающие с ложками и тарелками у костра. Это наши последние дни!

Нужно помнить! Святой Василий говорил, что всякая тварь должна славить Господа. Вот и мы, вместо того, чтобы возносить в храме молитвы, каяться о собственных грехах, скорбеть, слушать слово истины, с улыбкой предаемся длинным частным беседам.

>Полезное видео

Подведем итоги

Афанасий Великий утверждал, что страх Божий – это особое состояние, которое нам необходимо для познания Его Силы, Величия. По словам Иоанна Златоуста, благоговение нам необходимо для изучения Священных Писаний, богоугодной литературы, а также для познания Святых Тайн. Святой укорял прихожан, которые посещали храм не по благоговению, а мимоходом, к празднику или по привычке.

В своих очерках о благоговении,Тихон Задонский писал, что именно с таким чувством сын относится к своему отцу, то есть не говорит ничего непристойного, оказывает ему почтение. Так же должен относится каждый православный христианин к Нашему Богу. При отсутствии этого чувства, несомненно, мы отдаляемся от Него.

— Геронда, что такое благоговение?

— Благоговение — это страх Божий, внутренняя скромность, духовная чуткость. Человек благоговейный может стесняться, но эта стеснительность источает мед в его сердце, она привносит в его жизнь не мучение, но радость. Движения человека благоговейного тонки и аккуратны. Он отчетливо ощущает присутствие Бога, Ангелов и святых, он чувствует близ себя присутствие призирающего его Ангела-Хранителя. В своем уме он постоянно имеет , что его тело есть храм Святаго Духа . И живет он просто, чисто и освященно. Человек благоговейный везде ведет себя со вниманием и скромностью, он живо ощущает всякую святыню. Например, он внимателен к тому, чтобы не встать спиной к иконам; туда, где сидят, например на диван или стул, он не положит Евангелие, духовную книгу или какую-то святыню; если он видит икону, то его сердце исполняется взыграния, его глаза заволакиваются слезами. Даже просто увидев имя Христово где-то написанным, он благоговейно его лобызает, и его душа внутренне услаждается. Даже заметив брошенный на землю обрывок газеты, где напечатано, к примеру, имя Христово или же слова «Священный храм Святой Троицы,» он нагибается, подбирает этот клочок, благоговейно лобызает его и огорчается, что он был брошен на землю.

-То есть, Геронда, благочестие — это одно, а благоговение — другое?

— Благочестие — это одеколон, а благоговение — это фимиам. Для меня благоговение есть величайшая добродетель, потому что человек благоговейный привлекает к себе Благодать Божию, он становится приемником Благодати, и она естественно пребывает с ним. Потом, когда Благодать его «выдает,» все благоговеют перед ним и расположены к нему, в то время как человек-бесстыдник внушает отвращение и взрослым, и детям

Вы, женщины, должны иметь благоговение большее, чем мужчины. Женщина по природе своей должна иметь благоговение. Если у мужчин нет благоговения, то они просто равнодушны. Если же теряют благоговение женщины, то они доходят до тяжелых проступков. Один человек рассказывал мне: «Были мы с женой в паломничестве по Святым местам и поехали на Иордан. В то время, как я вошел в его воды и омывался в них, она сидела на берегу и болтала ногами в водах Иордана! «Эй, — говорю, — ты! Ты что это здесь творишь? На Иордан-реку приехала ноги мыть?» Распсиховался я, отругал ее.» Видно, его жена была совершенно равнодушным человеком, не понимала , сам же этот бедняга был весьма благоговеен.

— Геронда, как стяжать благоговение?

— Отцы говорят, что для стяжания благоговения надо жить или общаться с людьми его имеющими и наблюдать за тем, как ведут себя они. Паисий Великий, будучи спрошен кем то, как возможно стяжать страх Божий, ответил: «Сообщайся с людьми, которые любят Бога и имеют страх Божий, чтобы и тебе стяжать Божественный страх». Это, конечно же, не значит, что надо смотреть за тем, что они делают и внешне повторять это, не ощущая смысл действий внутренне, поскольку в таком случае это будет не благоговение, а лжеблагоговение. Ложное отталкивает. Благоговение — это Благодать от Бога внутри человека. Благоговейный делает то, что он делает, потому что так он это ощущает в себе. Есть в нас, конечно, благоговение от естества, но если мы не возделываем его, то тангалашка, вселяя забывчивость, низвергает нас в бесчувствие и неблагоговение. Однако благоговение просыпается вновь от наблюдения за тем, как ведет себя человек благоговейный.

— А почему, Геронда, святые отцы только об одном благоговении говорят, что если хочешь его стяжать, то следует общаться с человеком, его имеющим? Почему они не говорят того же самого и о других добродетелях?

— Потому что благоговение передается. Движения, поведение человека благоговейного, как аромат, передается другому; конечно, если в нем самом есть доброе расположение и смирение. Скажу тебе, что если человек не имеет благоговения, то он не имеет ничего. Благоговейный же, будь он и необразован, всякую святыню видит чисто, видит ее такой, какая она есть в действительности. Он не ошибается ни в чем, что связано с божественными смыслами. Благоговейный человек — словно ребенок, не имеющий злого помысла о своих отце и матери, потому что своих родителей он любит, уважает и видит все, что они делают, добрым и чистым. Насколько же больше перед Богом, Который ни с чем не сравним и во всем совершенен! Тот, у кого нет благоговения, совершает ошибки, уклоняется в заблуждения относительно догматов. Я вижу, какие ошибки совершают те, кто не имеет благоговения и пишут толкования или комментарии на Священное Писание и святоотеческие творения. Во всем духовном необходимо благоговение и сердце. Все, что исходит от благоговения, освящено. Особенно для того, чтобы написать службу какому-то святому, надо любить этого святого, благоговеть перед ним, тогда и служба сочинится от сердца и будет источать аромат благоговения. А если достичь состояния божественного рачения, божественного безумия, то стихи будут сами изливаться изнутри.

— Геронда, а что еще помогает человеку в стяжании благоговения?

— Поможет в этом исследование умом всего священного и углубление в него, а также использование тех благоприятных возможностей, которые нам даются. Все это потихоньку пробуждает в человеке благоговение. Например, если мне дана благоприятная возможность зайти ненадолго в какой-то храм и помолиться, а я ее не использую, то я лишаю себя Благодати. Но когда я хочу зайти, и не делаю этого, столкнувшись с неким препятствием, то я не лишаюсь Благодати, потому что Бог видит мое благое намерение. В стяжании благоговения также очень помогает знакомство со святыми нашего края, нашей Родины, любовь к ним и соединение себя с ними. Бог радуется, когда мы благоговеем перед святыми и любим их. А когда у нас будет благоговение к святым, насколько большее благоговение будет у нас к Богу! — Геронда, а каким образом нам помогает благоговейное поведение в храме? — Когда идешь в храм, то говори в своем помысле: «Куда я иду? Сейчас я вхожу в дом Божий. Что я делаю? Поклоняюсь иконам, Богу.» Из своей кельи или с послушания ты идешь в храм. Так иди же из храма на небо и еще дальше — к Богу. — А как это происходит? — Храм — это дом Божий. И наш настоящий дом находится в раю. Здесь поют сестры. Там — ангелы, святые… Если, приходя в какой-нибудь мирской дом, мы стучимся в дверь, вытираем ноги и скромно присаживаемся, то как мы должны вести себя в дому Божием, где приносится в жертву Христос? Единою каплей Божественной Крови Он искупил нас от греха и после этого Он отдает для нашего уврачевания реки Крови и питает нас Своим Всесвятым Телом. Итак, все эти страшные и божественные события, когда мы возобновляем их в памяти, помогают нам вести себя в храме с благоговением. Но на Божественной Литургии я замечаю, что даже в тот миг, когда священник возглашает: «Горе имеим сердца,» и мы отвечаем: «Имамы ко Господу,» тех людей, чей ум действительно устремлен к Господу, так мало! Поэтому нам лучше в уме говорить: «Да будем иметь наши сердца ко Господу,» ибо наши ум и сердце все время пресмыкаются долу. Мы и лжем вдобавок, говоря «имамы,» но не имея там своего ума. Понятно, что если мы будем иметь наше сердце устремленным, то и все остальное будет устремлено.

— Геронда, а если кто-то умилительно поет в церкви, то какая от этого польза?

— Поющему следует держать свой ум в божественных смыслах и иметь благоговение. Кроме того, не надо относиться к тропарям и стихирам как к литературному произведению, но воспринимать их божественный смысл сердцем Благоговение — это одно, а искусство, наука церковного пения — это другое. Искусство без благоговения — это краски. Когда певчий совершает свое послушание с благоговением, псалмопение изливается из его сердца и поет он умилительно. Все идет хорошо, когда внутренне человек находится в хорошем духовном состоянии. Поэтому для того, чтобы петь с умилением, нужно быть упорядоченным внутренне и петь с сердцем, с благоговением. Если у певчего есть помыслы «слева,» то каково будет псалмопение? Он не сможет тогда петь сердцем. Ведь Священное Писание говорит: «Благодушествует ли кто? Да поет» . Когда однажды святой Иоанн Кукузелис пас козлов и запел, козлы поднялись и встали на ноги. Отсюда поняли, что это был Кукузелис, певчий императорского двора. Так делайте же все, что вы делаете, с сердцем, для Христа. И в вышивки ваши вкладывайте благоговение, ибо ими будут покрываться святыни, даже в те покровцы, которые вы вышиваете для каций. Когда человек имеет благоговение, его душевная красота проявляется во всем, что он делает: и в чтении, и в пении, и даже в ошибках.

— И в ошибках?

— Да. Видишь, что благоговение, скромность присутствуют даже в его ошибках.

Беседы со старца Паисием Святогорцем)

Значения слова благоговение. Что такое благоговение?

Благоговение

БЛАГОГОВЕНИЕ — религиозно-нравственное чувство, выражающее любовно-почтительное отношение к превосходящему человеческую субъективность,- Богу, святыням, высшим ценностям бытия…

Православная энциклопедия

Благоговение – преклонение перед величием и всемогуществом Божиим, безграничное доверие к благости Творца и трепетное чувство причастности реализации этого благого могущества в человеческом мире.

Православная энциклопедия «Азбука веры»

Благоговение высшая степень оценки одного человека другим, выражающаяся в признании его заслуг, достоинств и священного происхождения, как обладателя великого сокровища – образа Божьего, неуничтожимой святыни души.

Безрукова В.С. Основы духовной культуры. — 2000

БЛАГОГОВЕНИЕ (AWE) Термин, используемый в двух разных значениях. Первое из них может быть проиллюстрировано выражением ‘благоговеть перед кем-либо’. Второе значение соотносится с внезапным чувством подавленности…

Психоаналитические термины и понятия

Благоговение (от говеть в значении «угождать, уважать, бояться») – смесь страха и глубокого почтения. К концу жизни Микеланджело вызывал у своих современников чувство, близкое к благоговению (Р. Роллан, Жизнь Микеланджело).

Летягова Т.В. Тысяча состояний души: краткий психолого-филологический словарь. — 2011

БЛАГОГОВЕНИЕ ПЕРЕД ЖИЗНЬЮ

БЛАГОГОВЕНИЕ ПЕРЕД ЖИЗНЬЮ (Ehrfurcht vor dem Leben) — основной принцип этического учения А. Швейцера, сформулированный им в 1915 и изложенный в книге “Культура и этика” и ряде других работ…

Философская энциклопедия

БЛАГОГОВЕНИЕ ПЕРЕД ЖИЗНЬЮ — у А.Швейцера глубинное нравственное чувство, в котором ответственность за все живущее на Земле соединяется с готовностью жертвовать своей личной волей к жизни ради «бесконечной воли к жизни»…

Краткий религиозно-философский словарь. — 1996

Благоговение перед пенисом

Благоговение перед пенисом — в психоанализе — термин Ф. Гринэйкера, обозначает эмоцию, вызываемую у некоторых людей, чаще, повидимому, у женщин, видом пениса; некоторые из них наблюдают даже «ореол» вокруг пениса.

vocabulary.ru

Русский язык

Благогове́ние, -я.

Орфографический словарь. — 2004

Благогов/е́/ни/е .

Морфемно-орфографический словарь. — 2002

Святые отцы о благоговении

По словам Паисия Святогорца, благоговение является необходимой чертой характера не только монахов, но и истинных христиан. Святой Паисий учил отличать благоговение от благочестия, когда все делается хорошо, но при этом не всегда прилагается разум и сердце.

Преподобный Паисий Святогорский

Благоговеющий перед Господом человек наполнен радостью, от него исходит особое внутреннее тепло.

Святой Святогорец подчеркивал, что без страха Божьего, внутренней скромности и духовной четкости пребывать в благоговейном состоянии невозможно. Христианин, вкусивший состояние благоговейности, отличается тонкими и аккуратными движениями, ощущая около себя постоянное присутствие Ангелов, Творца и святых.

В уме благоговеющего человека постоянно живет уверенность, что его тело — храм Бога Живого, нашего Спасителя, Иисуса Христа. Такой человек с почтением относится к иконам и Святому Писанию, никогда не будет использовать печатное издание, на котором написано имя Господнее, для своих хозяйственных нужд.

Простым примером благоговения могут служить христианки, которые с радостью и великим почитанием выполняют самую черновую работу в храме, а при этом их лица светятся от радости особой теплотой, ведь они служат Самому Богу, считая это за честь.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *