Благость значение слова

>благость

Русский

В Викиданных есть лексема благость (L92355).

Морфологические и синтаксические свойства

падеж ед. ч. мн. ч.
Им. бла́гость бла́гости
Р. бла́гости бла́гостей
Д. бла́гости бла́гостям
В. бла́гость бла́гости
Тв. бла́гостью бла́гостями
Пр. бла́гости бла́гостях

бла́-гость

Существительное, неодушевлённое, женский род, 3-е склонение (тип склонения 8a по классификации А. А. Зализняка).

Корень: -благ-; суффикс: -ость .

Произношение

  • МФА:

Семантические свойства

Значение

  1. книжн., устар. свойство по значению прилагательного благой; доброта, милосердие ◆ Я имею доверенность к мудрости властителей и спокоен; имею доверенность ко благости всевышнего и спокоен. Н. М. Карамзин, «Филалет к Мелодору», 1795 г. ◆ Не оставь также этих детей твоих надолго в пустыне: дай им войти в разумение и вкусить то блаженство, какое я теперь по твоей благости ощущаю в моём духе. Н. С. Лесков, «Томленье духа», 1890 г. ◆ Но, по неизречённой благости своей, светлейший приказал мне представлять при тебе его особу, чтобы тебе был всюду заслуженный почёт. С. Д. Мстиславский, «Крыша мира», 1905 г. (цитата из Национального корпуса русского языка, см. Список литературы) ◆ Мир полон благости, какую ощущаешь зимой, слыша как разносится в морозном воздухе звон колоколов. Митьки, «Громпопыка», 1997 г.
  2. ощущение, впечатление чего-либо приятного, доброго, светлого ◆ И только эта благость по телу разлилась, как услышал Иван Денисович гул… А. И. Солженицын, «Один день Ивана Денисовича», 1961 г. (цитата из Национального корпуса русского языка, см. Список литературы) ◆ Здесь его душа отдыхала, впитывая привычную с детских лет благость, которую источали эти медноствольные сосны, кустистые заросли орешника, весело зеленевшие между ними нежнолистые берёзки. В. В. Быков, «Болото», 2001 г.

Синонимы

  1. доброта, милосердие, частичн.: прощение, доброжелательность
  2. частично: благодать

Антонимы

  1. частичн.: зло

Гиперонимы

  1. благо
  2. комфорт, ощущение

Гипонимы

Родственные слова

Ближайшее родство

  • существительные: благо
  • прилагательные: благой, благостный

Список всех слов с корнем «благ-/блаж-»
  • существительные: благо; благость, блаженство, блажь; благовест, благовестие, благовестье, благовидность, благовоние, благоглупость, благодарение, благодаренье, благодарность, благоденствие, благодетель, благодетельница, благодетельность, благодеяние, благодеянье, благодушие, благодушье, благонамеренность, благообразие, благообразье, благопожелание, благопожеланье, благополучие, благополучье, благоприобретение, благоприобретенье, благорасположение, благорасположенье, благосостояние, благосостоянье, благотворитель, благотворительница, благотворительность, благотворность, благоутробие, благоутробье, неблаговидность, неблагодарность, неблагонамеренность, неблагообразие, неблагообразье, неблагополучие, неблагополучье, неблаготворность
  • прилагательные: благой, благостный, блаженный, блажной; неблагой; благовидный, благовонный, благодарный, благодушный, благожелательный, благонадёжный, благонамеренный, благообразный, благополучный, благоприобретённый, благословенный, благотворительный, благотворный, благоутробный, всеблагой, неблаговидный, неблаговонный, неблагодарный, неблагодушный, неблагожелательный, неблагонадёжный, неблагонамеренный, неблагообразный, неблагополучный, неблаготворительный, неблаготворный, неблагоутробный
  • глаголы: благоденствовать; благодарить, поблагодарить; благодарствовать; благоприятствовать; благотворить; ублажать, ублажить
  • наречия: благостно, блаженно, блажно; благодарно, благодушно, благожелательно, благообразно, благословенно, благотворно, неблагодарно, неблагожелательно, неблагообразно, неблаготворно

Этимология

Происходит от прил. благой, из праслав. *bòlgъ «хороший», от кот. в числе прочего произошли: др.-русск. *бологъ, ст.-слав. благъ, русск. благо, благой (церк.-слав. заимств.), укр. бо́лого, болг. благо́ «еда, запретная во время поста», сербохорв. бла̑г «благой, хороший», бла̑го «имущество; деньги; домашний скот», словенск. blȃg «благородный», blagȏ «имущество; скот», чешск. blahý «блаженный», blaho, blaze «хорошо», польск. błogi «блаженный, приятный», н.-луж. błožki «блаженный»; восходит к праиндоевр. *bhalgh- «хороший». Вероятно, родственно авест. bǝrǝǰayeiti «призывает, поклоняется», bǝrǝẋđa- «желанный, дорогой, ценный», bǝrǝg- ж. «религиозный обычай, обряд», др.-инд. bŕ̥haspátiḥ «господин молитвы». Следует отказаться ввиду фонетических трудностей также от сопоставления бо́лого и большо́й, ст.-слав. болии. Если бы можно было предположить для слав. *bolgъ знач. «прекрасный, лучезарный», то мы могли бы допустить родство с лат. fulgor «блеск, сверкание, сияние», flagrō «горю, пылаю, накаляюсь», которое сопоставляется с др.-инд. bhárgas «лучезарный блеск», bhŕ̥gavas мн. «полубожества — воплощения молнии», греч. φλέγω «горю». Использованы данные словаря М. Фасмера. См. Список литературы.

Фразеологизмы и устойчивые сочетания

  • благость Божия

Перевод

Список переводов

  • Английскийen: gentleness, kindness

Библиография

    Для улучшения этой статьи желательно:

    • Добавить все семантические связи (отсутствие можно указать прочерком, а неизвестность — символом вопроса)
    • Добавить хотя бы один перевод для каждого значения в секцию «Перевод»

    БЛАГОСТЬ (GOODNESS)

    Благость – таинственное понятие, в котором подразумеваются чувство восхищения в сочетании с неизмеримой глубиной тайны. Обзор употребления слов благость и благой в Библии быстро раскрывает причину такого понимания: благость в Библии связывается с Самим Богом. Отец, Сын и Святой Дух сами по себе благие и творят благо. Божьи люди по сути своей не благие, но способны совершать благие поступки благодаря наделению силой Божьего Духа и присутствию в своей жизни Бога через Иисуса Христа. Что же такое благость? Как в красоте библейских образов раскрывается богатство определений благой и благость, встречающихся в Библии более шестисот раз?

    Благость Бога. Благость присуща самой природе Бога. Как природа воды выражается в ее влажности, а природа огня в горении, так и природа Бога выражается в благости. Это качество неизменно, оно не может ослабнуть, и у него нет ни начала, ни конца. Когда Моисей попросил показать ему славу Божью, Бог ответил: «Я проведу пред тобою всю благость Мою» {«славу»}, но «лица Моего не можно тебе увидеть; потому что человек не может увидеть Меня и остаться в живых» (Исх. 33:19–20). Здесь Божья благость представлена тайной, выходящей за рамки человеческого понимания. Во время той же встречи Бог прошел перед Моисеем и возгласил: «Господь, Господь, Бог человеколюбивый и милосердый, долготерпеливый и многомилостивый и истинный, сохраняющий милость в тысячи родов, прощающий вину и преступление и грех, но не оставляющий без наказания» (Исх. 34:6–7). Благость Бога выражается в названных здесь качествах – милости, благодати, любви, верности, готовности прощать и праведности.

    Такое всеобъемлющее понимание благости Бога находит отражение и в псалмах. Благость Господа можно увидеть в образе «земли живых» (Пс. 26:13), в котором подразумевается, что в этой жизни нам доступна благость Бога. В Пс. 30, псалме благодарения, псалмопевец восклицает: «Как много у Тебя благ, которые Ты хранишь для боящихся Тебя» (Пс. 30:20), – и в перечень свидетельств тому включает Божью праведность, неизменную любовь, сострадание, верность, благодать и милость. В Пс. 144, псалме хвалы, тоже превозносится «великая благость» Бога, которая связывается с такими нравственными и духовными атрибутами, как величие, могущество, праведность, милость, неизменная любовь, сострадание и промысел. Бог благ по самой Своей сути: Иисус заявил, что «никто не благ, как только один Бог» (Лк. 18:19), а псалмопевец написал: «Ты Господь мой; блага мои Тебе не нужны» (Пс. 15:2).

    Бог не только благ Сам, Он также творит благо. Псалмопевец соединяет оба понятия и пишет: «Благ и благодетелен Ты» (Пс. 118:68). В Ветхом Завете Бог «доброе изрек об Израиле» (Чис. 10:29) и сдержал Свое обещание. Тогда как братья Иосифа умышляли против него зло, «Бог обратил это в добро, чтобы… сохранить жизнь великому числу людей» (Быт. 50:20). При освящении храма люди «пошли в шатры свои, радуясь и веселясь в сердце о всем добром, что сделал Господь рабу Своему Давиду и народу Своему Израилю» (3Цар. 8:66). Пс. 22, в котором перечисляются Божьи добрые дела, заканчивается уверенным предсказанием: «Благость и милость да сопровождают меня во все дни жизни моей» (Пс. 22:6). В Новом Завете Бог тоже изображается Богом, совершающим благо. Иисус «ходил, благотворя» (Деян. 10:38). Павел выразил уверенность, что любящим Бога «все содействует ко благу» (Рим. 8:28).

    Благое творение. Нет, пожалуй, более известного библейского отрывка на тему о благих делах, чем шесть заявлений в рассказе о творении (Быт. 1) «и увидел Бог, что это хорошо», за которыми следует кульминационное заявление: «И увидел Бог все, что Он создал, и вот, хорошо весьма» (Быт. 1:31). Здесь мы видим еще одну группу библейских образов добра – творение, вызванное к жизни Богом и продолжающее приносить благословение роду человеческому. В Божьем творении, в том числе в людях, созданных по образу Его, отражается Его собственная благость; не удивительно поэтому, что в принципе оно хорошее. Павел заявил, что «всякое творение Божие хорошо» (1Тим. 4:4).

    Учитывая связь между Богом и Его творением, человеческая жизнь в этом мире рассматривается в Библии как по сути хорошая. В качестве примеров краткого выражения этой мысли можно привести два отрывка из Книги Иеремии. Искупленные «придут… и будут торжествовать на высотах Сиона; и стекутся к благостыне Господа» (Иер. 31:12), а следующая за этим утверждением картина благости Бога включает в себя образы пшеницы, вина, елея, агнцев и волов, и жизни настолько полной, что она выглядит как «напоенный водою сад» с людьми, веселящимися в хороводе (Иер. 31:12–13). Получивший такое благословение народ «насытится благами Моими, говорит Господь» (Иер. 31:14). Здесь благость Бога распространяется на благие вещи в этой жизни и находят выражение образы человеческой удовлетворенности наряду с внутренне присущей Богу благостью.

    Аналогичная группа образов добра, исходящего из Божьих благословений Своих созданий встречается через главу: «Опять будет слышен голос радости и голос веселья, голос жениха и голос невесты, голос говорящих: «славьте Господа Саваофа, ибо благ Господь, ибо вовек милость Его», и голос приносящих жертву благодарения в доме Господнем» (Иер. 33:11). Это воистину образ легендарной благой жизни с гармоничными отношениями между Богом и людьми, восхваляющими Бога и радующимися благословениям, которые Он дает. Благость Бога не отделена от жизни, а, напротив, служит основанием всех ее благ.

    Плод Духа. Люди, созданные по образу Божьему и восстановленные в этом образе через искупление, тоже способны действовать на благо. Их дела, как и Божьи, объявляются «хорошими». «Деяния и добродетели» Езекии были настолько известными, что удостоились письменного упоминания (2Пар. 32:32). Автор Притчей заявил, что «добрый приобретает благоволение от Господа» (Притч. 12:2) и насыщается от путей своих (Притч. 14:14). Иосиф из Аримафеи был «человек добрый и правдивый» (Лк. 23:50), а Варнава «был муж добрый и исполненный Духа Святого» (Деян. 11:24). Здесь мы видим в Библии иную категорию благости – относящуюся к персонажам, демонстрирующим богоподобные качества, которые в Библии изображаются выразителями наивысшего добра.

    Благость прославляется как один из плодов Духа, характеризующих тех, кто принадлежит Христу (Гал. 5:22–24). Выше мы отметили, что источник всей благости есть Бог; следовательно, «кто делает добро, тот от Бога» (3Ин. 1:11). Благость человека не исходит от него самого: «Нет делающего добро, нет ни одного» (Рим. 3:12), – пишет Павел. Или еще: «Не живет во мне… доброе» (Рим. 7:18). Вместе с тем, Павел призывает имеющих Духа «делать добро всем» (Гал. 6:10), как и Иисус, заповедовавший Своим последователям «любить врагов ваших, и благотворить» (Лк. 6:35). Иисус учил также, что «дерево доброе приносит и плоды добрые» (Мф. 7:17).

    Вселенский конфликт. Важным аспектом библейского образа благости является то обстоятельство, что он изображается на фоне своей противоположности. Задним планом служит предпосылка о великом духовном конфликте между добром и злом. Вариация на эту тему содержится практически в каждом библейском рассказе. Конфликт начался в раю, где было дерево познания добра и зла (Быт. 2:9, 17). Вкусив плодов запретного дерева, Адам и Ева познали добро и зло (Быт. 3:22). С того времени добро и зло переплелись, и такое положение стало уделом живущих в падшем мире.

    Первейшая обязанность живущих в таком мире заключается в различении добра и зла (2Цар. 14:17; 3Цар. 3:9; Евр. 5:14). Другая – в том, чтобы делать добро, а не зло, решительно отвергать зло и избирать добро (Пс. 33:15, 36:27; Притч. 14:22; Ис. 7:15–16; Ам. 5:14–15; 1Пет. 3:11; Рим. 12:9). К добру надо всеми силами стремиться (Притч. 11:27).

    Еще одна вариация на тему – разделение рода человеческого на две категории: добрых и злых (Притч. 15:3; Еккл. 9:2; Мф. 5:45, 12:35; Ин. 5:29), как и дела человеческие считаются либо добрыми, либо злыми (Еккл. 12:14; 2Кор. 5:10). Разрешение вселенский конфликт получит в эсхатоне, и хотя в современных переводах Книги Откровение слова добро и благость не встречаются, основной смысл книги сводится к неизбежности конечной и решающей победы добра над злом.

    Образы благости. Благость наряду с обыденным прилагательным хороший – самый распространенный библейский образ, используемый для выражения положительных сторон человеческой жизни. Содержательность этого образа станет в какой-то мере ясной, если мы просто обратим внимание на широкую гамму понятий, которые разные библейские авторы называют хорошими. Под одну из таких категорий, естественно, подпадают нравственные и духовные ценности. Нас призывают: «Вкусите, и увидите, как благ Господь» (Пс. 33:9). Прославление Бога есть благо (Пс. 53:8, 91:2), также как и приближение к Богу (Пс. 72:28). То же самое относится к «благодеявшей руке Бога» (Неем. 2:18), к «уставам и заповедям добрым» (Неем. 9:13), к благим словам Бога (3Цар. 8:56), к «доброму пути» (2Пар. 6:27), к справедливости, любви к делам милосердия и к смиренномудренному хождению пред Богом (Мих. 6:8).

    Но благость может относиться и к менее «духовным» сферам жизни. Например, хорошими могут выглядеть пастбища (1Пар. 4:40; Иез. 34:14), или работы по возведению стены (Неем. 2:18), или поиски доброй жены (Притч. 18:22). Совместная жизнь верующих – благо (Пс. 132:1). То же самое относится к «слову во время» (Притч. 15:23); к еде, питью и радости от работы (Еккл. 5:17); к мудрости (Еккл. 7:11) и к совести, свободной от чувства вины (Деян. 23:1; 1Тим. 1:5). Добрыми могут быть плоды дерева (Мф. 7:17), даяния родителей детям (Мф. 7:11) и учение мудреца (Притч. 4:2). Благими могут быть даже страдания (Пс. 118:71).

    Заключение. Образы благости в Библии показывают, что Бог благ и что через Его присутствие в нашей жизни мы возрастаем в благости и подобии Ему. Размышления о благости Господа порождают ощущение подлинной добродетели, обращающейся к самому лучшему, что есть в каждом верующем. Будучи созданиями, сотворенными по образу Божьему, мы можем стремиться к благости в окружении мира и общества, в которых есть много хорошего.

    См. также: БЛАГАЯ ЖИЗНЬ, БОГ, ЗЛО, KPACOТА, МИР, МУДРОСТЬ, ТВОРЕНИЕ.

    благой

    См. также Благой.
    падеж ед. ч. мн. ч.
    муж. р. ср. р. жен. р.
    Им. благо́й благо́е блага́я благи́е
    Рд. благо́го благо́го благо́й благи́х
    Дт. благо́му благо́му благо́й благи́м
    Вн. одуш. благо́го благо́е благу́ю благи́х
    неод. благо́й благи́е
    Тв. благи́м благи́м благо́й благо́ю благи́ми
    Пр. благо́м благо́м благо́й благи́х
    Кратк. форма бла́г бла́го блага́ бла́ги

    благо́й

    Прилагательное, тип склонения по классификации А. Зализняка — 3b/c~.

    Корень: -благ-; окончание: -ой.

    • МФА: (файл)

  1. хороший, добрый ◆ Отсутствует пример употребления (см. рекомендации).
  2. устар. благополучный, счастливый ◆ Отсутствует пример употребления (см. рекомендации).
  1. добрый, хороший
  1. злой, дурной, плохой; неблагой
  1. хороший
  1. всеблагой

Ближайшее родство

  • существительные: благо, благость
  • прилагательные: блаженный, блажной

Список всех слов с корнем «благ-/блаж-»
  • существительные: благо; благость, блаженство, блажь; благовест, благовестие, благовестье, благовидность, благовоние, благоглупость, благодарение, благодаренье, благодарность, благоденствие, благодетель, благодетельница, благодетельность, благодеяние, благодеянье, благодушие, благодушье, благонамеренность, благообразие, благообразье, благопожелание, благопожеланье, благополучие, благополучье, благоприобретение, благоприобретенье, благорасположение, благорасположенье, благосостояние, благосостоянье, благотворитель, благотворительница, благотворительность, благотворность, благоутробие, благоутробье, неблаговидность, неблагодарность, неблагонамеренность, неблагообразие, неблагообразье, неблагополучие, неблагополучье, неблаготворность
  • прилагательные: благой, благостный, блаженный, блажной; неблагой; благовидный, благовонный, благодарный, благодушный, благожелательный, благонадёжный, благонамеренный, благообразный, благополучный, благоприобретённый, благословенный, благотворительный, благотворный, благоутробный, всеблагой, неблаговидный, неблаговонный, неблагодарный, неблагодушный, неблагожелательный, неблагонадёжный, неблагонамеренный, неблагообразный, неблагополучный, неблаготворительный, неблаготворный, неблагоутробный
  • глаголы: благоденствовать; благодарить, поблагодарить; благодарствовать; благоприятствовать; благотворить; ублажать, ублажить
  • наречия: благостно, блаженно, блажно; благодарно, благодушно, благожелательно, благообразно, благословенно, благотворно, неблагодарно, неблагожелательно, неблагообразно, неблаготворно

Происходит от сущ. благо, из праслав. *bòlgъ «хороший», от кот. в числе прочего произошли: др.-русск. *бологъ, ст.-слав. благъ, русск. благо, благой (церк.-слав. заимств.), укр. бо́лого, болг. благо́ «еда, запретная во время поста», сербохорв. бла̑г «благой, хороший», бла̑го «имущество; деньги; домашний скот», словенск. blȃg «благородный», blagȏ «имущество; скот», чешск. blahý «блаженный», blaho, blaze «хорошо», польск. błogi «блаженный, приятный», н.-луж. błožki «блаженный»; восходит к праиндоевр. *bhalgh- «хороший». Вероятно, родственно авест. bǝrǝǰayeiti «призывает, поклоняется», bǝrǝẋđa- «желанный, дорогой, ценный», bǝrǝg- ж. «религиозный обычай, обряд», др.-инд. bŕ̥haspátiḥ «господин молитвы». Следует отказаться ввиду фонетических трудностей также от сопоставления бо́лого и большо́й, ст.-слав. болии. Если бы можно было предположить для слав. *bolgъ знач. «прекрасный, лучезарный», то мы могли бы допустить родство с лат. fulgor «блеск, сверкание, сияние», flagrō «горю, пылаю, накаляюсь», которое сопоставляется с др.-инд. bhárgas «лучезарный блеск», bhŕ̥gavas мн. «полубожества — воплощения молнии», греч. φλέγω «горю». Использованы данные словаря М. Фасмера. См. Список литературы.

  • благая весть
  • благими намерениями вымощена дорога в ад
  • благое дело
  • благое намерение
  • избрать благую часть

связанный с благом, добром, приносящий, творящий благо, добро

  • Английскийen: good
  • Корейскийko: 좋다

  • 1. Благой // Большой академический словарь русского языка / Гл. ред. К. С. Горбачевич, А. С. Герд. — М., СПб. : Наука, 2004—. — ISBN 5-02-033660-2.
Для улучшения этой статьи желательно:

  • Добавить пример словоупотребления для значения с помощью {{пример}}
  • Добавить все семантические связи (отсутствие можно указать прочерком, а неизвестность — символом вопроса)
  • Добавить хотя бы один перевод для каждого значения в секцию «Перевод»

Благостный день

Решил сегодня угодить жене:
Начал убирать и мыть посуду,
Все полил цветочки на окне,
Влажной тряпкой убирал повсюду.
Не работал, создавал, творил…
(По порядку все, а не наскоком)
Пылесосом вычистил ковры,
Заблестели стекла двери, окон.
Приготовил ужин, стол накрыл —
Серебро, хрустальные бокалы…
Я вино хорошее открыл,
Свечи ароматные поставил.
Кажется и все, я так устал,
(Поясница ныла и болела),
Ванну наполнять уже не стал,
На диван прилег усталым телом.
Вот она, пришла из магазина,
Сумки свои бросила на пол,
Скорчив чуть презрительную мину,
Села, ноги вытянув, за стол.
Пила, ела, но не похвалила,
Я такого от нее не ждал,
Я молчал, хотя обидно было,
Так же молча стол я убирал.
Оглянулся, а она – уснула,
На диване старом, прикорнув,
Ноги неудобно подтянула,
Я накрыл ее, подставив стул.
Дал поспать, потом ее раздел,
(Вялы члены, словно неживая),
Осторожно я отнес в постель,
А она проснулась, и зевает.
И за шею нежно обняла,
Головой к груди моей прильнула,
Трусики, рубашечку сняла:
» На десерт тебя хочу!» — шепнула.
Ублажал ее, как только мог,
Кожу ее нежную лаская,
Начиная с пальцев теплых ног,
Пяди ни одной не пропуская.
Под напором губ и языка
Тело милой женщины проснулось,
Руки ее нежные слегка,
К телу напряженному коснулись.
Гладит нежно, там чуть-чуть
Прижмет,
Я же свое дело продолжаю,
Чувства отправляются в полет,
Обо всем на свете забываю.

Благость – это качество личности, отражающее мягкий нрав, доброту, сострадание и милосердие к ближним окружающим людям. Это определенная способность становиться счастливым от выполнения полезной и радующей других деятельности, стремление к постоянному самопознанию и саморазвитию, без активизации гордыни или стремления поучать и наставлять других. Благость также представляет собой определенное состояние на стыке эмоционально-духовного и интеллектуального проявления человека, и несет своим основополагающим мотивом познание и реализацию предназначения.

Понятие благость имеет древние корни, когда многие слова носили многогранный глубокий смысл, отражающий тонкости различных аспектов, именно в этом заключается трудность подбора одного синонимичного слова.

Благость – значение слова

Понятие благость многогранно, помимо энциклопедических определений, ставящих данное слово в один ряд с добротой и милосердием, бескорыстием и самоотверженностью, как проявлений черт личности, направленных на совершение блага окружающим, есть еще аспект внутреннего ощущения.

Благость может иметь значение в определении внутреннего состояния человека, особенностями которого будет ощущение чистого, не зависящего от окружающего материального мира счастья. В понимании благостного настроения, безусловно, есть положительная окраска, приятные эмоции, но это не синонимично радостному или восторженному. Благостное расположение духа основывается на удовлетворении духовных потребностей, следовании собственному избранному пути. Человек, испытывающий благость может быть беден и болен, но глаза его будут светиться переливающимися искрами от того, что он ремонтирует обувь (великая миссия в том, чтобы людям удобно ходить).

Благость далека от гордыни, но крайне сопряжена с нужностью миру, стремлением к познанию внутренних и внешних энергетических концепций, узнаванием и развитием своих способностей, чтобы применить их там и так, как задумывалось природой, а не ради престижа и славы.

Примеры благости в жизни можно встретить среди людей верующих, причем от особенностей вероисповедания это не зависит. Одно и то же слово используется как в христианстве, так и вайшнавизме, и по своей сути не имеет кардинальных отличий, лишь некоторые поправки на особенности культуры. Часто в современном мире жизнь по законам благости, а также подобное мироощущение и чувствование воспринимается, как ненормальное. Обусловленность в том, что благость не ищет корысти себе, а считает необходимым улучшать этот мир и служить обращению божественного, чья воля может выразиться в просьбах и нуждах окружающих. Подобные люди выглядят странно, не заботясь о своем материальном состоянии, но радуясь тому, что накормили сироту, они остаются непонятыми для тех, кто оценивает людей по должностям, сертификатам и получаемым гонорарам. Можно даже сравнить благость с детской чистотой взгляда на мир, когда неважно где живет твой друг и сколько у него машинок, а важно боится ли он залезать на большое прекрасное дерево, чтобы увидеть свой город с высоты.

Как жить в благости?

Жизнь в благости предполагает первоочередное желание в исполнении истины и следовании божественному замыслу, стремление сделать счастливыми и принести пользу людям, и лишь после этого, возможно, получение собственного счастья, причем как необязательной награды за исполнение. Смирение в переживании неудач, болезней и прочих различных тягот в концепции жизни в благости является нерушимым постулатом, поскольку собственная судьба отдана в распоряжение высших сил, которые могут позаботиться и справедливо распределить потребности, счастье и опыт. Считается, что человеку невозможно самому проникнуть во все тайны вселенной, но принимается, что она заботлива и справедлива, а значит, страдания даются для получения душевного опыта, о котором возможно давно просила душа, и поэтому даже неудачи воспринимаются с благодарностью и как подарок.

Жить в благости это уметь контролировать собственные страсти и необузданные порывы и желания. Неспешность, подготовка и вдумчивость к приобретению нового и вступлению в очередные этапы – основные подспорщики благостной жизни. Тут актуально вместо стремления заполучить денежную должность, идя по головам, потратить время на осознание собственных умений и обучение необходимым умениям для дальнейшей работы. Вместо того чтобы тащить нового приятного знакомого в кровать на третьей встрече, выбор делается в сторону постепенного сближения, истинного и полного интереса партнером, его стремлениями, взглядами, характером, а не только физической притягательностью. Подобное поведение дается трудно на начальных этапах, требует развитой силы воли и умения рассмотреть то, что человек собирается впустить в свою жизнь, но в дальнейшей жизни этот труд оправдывает себя. Тот, кто обдумал свою профессию и подготовился, не будет ненавидеть свою работу, и будет иметь доход, а тот, кто потратил время на качественное знакомство, вряд ли разведется и будет шокирован неожиданными негативными проявлениями своего супруга. Незначительное усилие в начале пути дает возможность жить свою жизнь в благостном расположении духа, не жалеть, и иметь возможность тратить оставшиеся силы не на раздражение по поводу неудавшейся жизни, а на дальнейшее саморазвитие и помощь окружающим.

Саморазвитие, как стремление к совершенству основная мотивационная модель жизни в благости. Когда, несмотря на все, что может происходить, на все подарки и лишения в жизни, у человека всегда остается цель – стремится к развитию собственной личности, предела чему нет. Такая смысловая наполненность существования позволяет переживать многое и способна напитать силами и подарить счастье, даже когда для людей, живущих страстями, все кончено. Даже в беде может радовать факт того, что всю свою жизнь он приносил пользу окружающим или спас кого-то в критической ситуации.

Саморазвитие в благости имеет опять же филантропическую направленность, так как только развитие качеств приносящих пользу окружающим людям имеет действительную ценность. Совершенствование умения врать не имеет отношения к развитию в благости, а вот бескорыстные дела (лучше инкогнито, чтобы исключить делания подобных поступков ради псевдоблагости, подпитанной тягой к славе) развивают и душу и умение видеть практическое применение собственных ресурсов.

Примеры благости в жизни, приводимые ведическим учением это счастье испытываемое человеком от радости и успеха другого, умение прощать и любить всех без исключения близких людей (злыми, неадекватными, больными, умалишенными, осужденными).

Благость не находится в результате и получении, она не корыстна. Чтобы так жить, нужно научиться кайфовать от процесса, и тогда становится не важно, кому достанется результат, ведь свое счастье вы получаете, выполняя работу, помогая кому-то.

Деятельность в состоянии благости сконцентрирована в настоящем моменте, где нет размышлений о будущей выгоде или о прошлых потерях, что позволяет полностью ощущать вкус жизни. О переживании процесса настоящего момента, как источника счастья говорят как духовные, так и психологические традиции многих школ. Некоторые учения содержат даже предписания по определенному питанию, музыке, времяпровождению и местам пребывания, соответствующими благости, но, как и все, что касается человека, это должно начинаться и произрастать изнутри, и тогда внешние антураж способен подкрепить, но не заменить душевное состояние.

Благость, страсть, невежество: какая гуна правит вами?

Согласно Ведам, материальный мир образуют три вида энергий, именуемые гунами: гуна страсти, гуна невежества и гуна благости. Каждая из энергий толкает человека к определенным действиям, образу жизни и даже мыслям. Благость, страсть и невежество правят миром и каждым человеком в нем.

Благость, страсть, невежество – кто правит вами прямо сейчас?

Гуна невежества (тамо)

Страх, разрушение, негативные эмоции. Человек, управляемый этой гуной, поступает импульсивно, необдуманно, часто агрессивен и раздражителен, ему страшно и беспокойно. В гуне невежества человек спит допоздна, а ложится далеко за полночь – именно в это время суток творятся все дела в невежестве: преступления, черная магия, драки и конфликты. Бары и ночные клубы также территория этой гуны. Человек в гуне невежества становится ленивым, сонным и бездейственным.

Еда невежества – безвкусные, несвежие гнилостные продукты, часто это фастфуды и несвежая, полежавшая еда (приготовленная больше чем за три часа до еды), сюда же относятся лук и чеснок, алкогольные напитки, мясные продукты, рыбные, яйца и даже грибы. Такое питание не принесет пользы ни здоровью тела, ни развитию духа.

Время суток невежества – ночь.

Как проявляется в делах: полное отсутствие ответственности и понимания результатов неразумных действий. Вредоносные шаги, насилие, отсутствие контроля, разрушение.

Место гуны в пространстве: иньские места, где сосредоточена неживая энергия – больницы с моргами, кладбища, скотобойня и мясокомбинат, а также подземные объекты, такие как метрополитен, подвал, шахта…

Гуна страсти (раджо)

Соревнование, амбиции, постановка целей и достижение их во что бы то ни стало, материальные желания, отношения на уровне отдавания только взамен на какую-то ценность. Гуна страсти поднимает людей с утра и отправляет на работу, гуна страсти толкает к развитию и конкуренции. Эта гуна несет в себе и разрушение и созидание: именно в этой гуне рождены все человеческие творения и научный прогресс. Именно через эту гуну человек из невежества может выбраться в благость.

Еда страсти – это продукты с ярко выраженным и подчеркнутым вкусом, часто это мясо, насыщенный вкус, обилие приправ и пряностей, перца, остроты, а также это чересчур разнообразное питание. В страсти человек ест быстро, на ходу, в спешке.

Время суток страсти – день.

Как проявляется в делах: деятельность имеет четкую направленность на материальные желания, достижение любой ценой поставленных целей в условиях борьбы и жесткой конкуренции. Человеком в страсти правит импульсивность в принятии решений, ответственность только за себя и желание получать только для себя, гордыня. Чрезмерная привязанность к результату и получению личной выгоды часто приводит к разочарованиям, депрессии и в итоге к агрессии – а это уже прямая дорога в невежество.

Место гуны в пространстве: большие города, столпотворения людей – вокзалы, стадионы во время соревнований, базары, огромные торговые центры, кинотеатры, аэропорты.

Гуна благости (саттва)

Это энергии спокойствия, любви, умиротворения, чистота и свет, духовность и благодать. В гуне благости человек поднимается и ложится вместе с солнышком. Его утро наполнено обращением к высшим силам – молитвы, медитации, мантры, неспешная работа с телом. В гуне благости человек стремиться давать миру бескорыстно во имя всеобщей любви и гармонии. В то же время гуна благости держит на себе все долгопротекающие процессы: люди идут на работу в благости. В страсти зарождаются великие цели, в благости они реализуются.

Еда благости: в основном простая, минимально обработанная пища, которая сохраняет свои природные вкус, консистенцию и вид – овощи, фрукты, орехи, молоко. Свежая «живая» еда.

Время суток благости – утро.

Как проявляется в делах: гуна благости означает ответственность, спокойное погружение в дела здесь и сейчас без страстной привязки к результату, без конкуренции и соперничества. Наслаждение процессом, доведение начатого до конца. Энтузиазм и интерес правят работой в благости.

Место гуны в пространстве: природные объекты, храмы любых религий и вероисповеданий, монастыри, места силы.

Гуна, в которой пребывает человек бОльшую часть своей жизни, правит им, определяя его распорядок дня, его пристрастия в еде и даже в отношениях.

Если невежество и страсть появляются в жизни человека сами по себе, то благость можно и нужно в себе взращивать и воспитывать. На внешнем уровне – это правильный распорядок дня, правильное здоровое питание, синхронизированный с законами природы сон. На внутреннем – стремление к любви, гармонии, помощи тем, кто рядом, добро по отношению ко всем независимо от отдачи.

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *