Благовещение Богородицы

Содержание

7 апреля в России отмечается Благовещение Пресвятой Богородицы — один из самых древнейших богородичных двунадесятых праздников, возвещение архангелом Гавриилом Деве Марии о будущем рождении по плоти от неё Иисуса Христа.

Благовещение Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии — так христианская Церковь называет великий двунадесятый праздник. Это священное событие, совершилось по церковному преданию 25 марта/7 апреля в шестой Месяц после зачатия святой праведной Елизаветой святого пророка Иоанна Предтечи.

Благовещенье воспринималось в народе как праздник весны, как символ начала всеобщего благоденствия — в природе и в жизни людей. С этим связан добрый обычай в этот день выпускать из клеток, тенетов и сетей птиц на волю. Этот обычай существовал на Руси сотни лет вплоть до революции и был возрожден в 90-х годах уже прошлого века. В Благовещенском соборе московского Кремля стаю голубей отпускает Патриарх.

У наших предков считалось, что на Благовещение в доме обязательно должно быть чисто. Это привлечет в дом благо и счастье. При этом, делать уборку непосредственно накануне Благовещения было нежелательно. Хозяйки убирались раньше, 4-5 апреля.

Нельзя было работать или заниматься домашним трудом. «Птица гнезда не вьет, девица косы не заплетает», — поговорка именно про Благовещение. Даже отъезд в дорогу на заработки считался грехом. Вместо этого день следовало посвятить добрым делам — например, существовал обычай угощать в праздник нуждающихся.

Приметы:

  • Наши предки верили, что ветер или дождь на Благовещение сулят обильные урожаи пшеницы, ржи и прочих злаков. Гроза на Благовещение, как считалось, сулит скорое и жаркое лето.
  • Разумеется, на Благовещение нельзя грешить: сквернословить, ссориться, обижать людей или животных, думать о плохом и желать кому-то зла.
  • Соблюдается великий пост: нельзя есть мясные и молочные продукты. Однако рыба и морепродукты в этот день разрешены.
  • Запрещено чревоугодие и употребление алкоголя.
  • В древние времена девушки на Благовещение не заплетали косы и не делали причесок.
  • Дурной приметой считалось давать что-то в долг на Благовещение.
  • Нельзя на Благовещение надевать новую одежду — носиться не будет, быстро порвется.

22-летний Владислав Клундук после 24-часового благотворительного забега уже не может идти. Накануне, 5 августа, он стартанул из родного Кобрина, чтобы привлечь внимание к истории Софии Жагунь, на лечение которой от спинальной мышечной атрофии (СМА) собирают более 2 миллионов долларов. HEALTH.TUT.BY рассказывает, как парень отважился на личный рекорд и почему бежал с краповым беретом.

Фото: из личного архива

«На 130 км понял, что бежать больше не могу»

Историю девочки, которой нужна помощь, Влад прочитал в Instagram: несколько раз перечислял на лечение деньги, а потом решил, что это очень небольшой личный вклад. Так появилась идея о 24-часовом забеге, который должен был пройти еще в начале лета. Но корректировки в планы внесла пандемия коронавируса: парень вернулся из Польши (туда он уехал работать после службы в армии) и решил реализовать задумку.

К серьезной дистанции особо не готовился: бегает Влад хоть и ежедневно, но очень на небольшие расстояния, по 15−20 минут в день. В прошлом году для испытания себя на прочность бежал 50 км — и это был его абсолютный рекорд.

— Прикинул, что за сутки смогу преодолеть 150 км. Маршрут выбирал по карте, смотрел, чтобы были населенные пункты, по ним морально проще бежать. Выбежал из Кобрина, был в Березе, Ивацевичах, а потом все пошло не по плану: мост на Барановичи был перекрыт, побежал в обход. Потом новое приключение: выбежал не на ту трассу, пришлось возвращаться, и тут уже бежал через какие-то деревни — названий особо и не скажу.

Публикация от МОТИВАЦИЯ.САМОРАЗВИТИЕ.ПП.ЗОЖ💥 (@vladmo.k) 31 Июл 2020 в 6:11 PDT

Настоящим испытанием для парня стали часы ливня, которые застали его в пути. На нескольких видео Влад показал, как выжимает всю одежду. Не просто далась дистанция и телу.

— Какое-то время просто тянул правую ногу за собой, вообще ее не чувствовал. После 80 км ноги привыкли, а вот на 130 км я понял, что бежать больше не могу. Начал идти, хромая на две ноги. Спина и шея тоже болят, но больше всего к такой дистанции не готовы ноги — у меня огромные мозоли. Но я решил для себя: либо добегу, либо останусь на этой трассе.

Как в пути помогал краповый берет

С собой у парня был краповый берет, в нем он пробежал несколько километров. Влад подчеркивает, что сейчас к вооруженным силам отношения не имеет. Нет в этом и политической подоплеки.

— Я служил полтора года в спецназе, но берет нужно было заслужить. Для обычного солдата проводятся испытания на право его носить, и они, скажем мягко, очень непростые. Две попытки у меня были безуспешными, и только с третьей я сдал экзамен. Поэтому берет — мой личный символ мужества.

Парня поддерживали незнакомые люди в соцсетях: такого резонанса он не ожидал.

— Сторис уже посмотрело около 5 тысяч человек, точно больше 500 из них написали личные сообщения. Ночью, правда, было одиноко — все легли спать. Но все равно я пробежал эту дистанцию только благодаря этим людям.

Сопровождали в пути друзья — Александр и Алена, они ждали Влада на машине утром и днем через каждые 10 км, а ночью — через каждые 5. Мама о беговых приключениях сына не знала.

— Она случайно увидела в Instagram, но я с ней во время дистанции не созванивался, не хотел, чтобы она переживала.

— Что сделаешь, когда доберешься домой?

— Скажу честно, я пока не знаю, как смог пробежать, поэтому и планировать сложно. Наверное, лягу в ванну — надо отойти ногам.

Подробную информацию о сборе средств на лечение Софии Жагунь и благотворительный счет вы можете найти .

Благовещение Пресвятой Богородицы — в этот день Деве Марии явился архангел Гавриил и возвестил Ей о грядущем рождении Иисуса Христа — Сына Божьего.

Благовещение Пресвятой Богородицы — 7 апреля в 2020 году

Благовещение означает «благая», или «добрая» весть.

Благовещение Пресвятой Богородицы

До 14 лет Пресвятая Дева воспитывалась в храме, а затем, по закону, должна была оставить храм, как достигшая совершеннолетия, и либо возвращаться к родителям, либо выйти замуж. Священники хотели выдать Ее замуж, но Мария объявила им о Своем обещании Богу — остаться навсегда Девою. Тогда священники обручили Ее дальнему родственнику, восьмидесятилетнему старцу Иосифу, чтобы он заботился о Ней и охранял Ее девство. Живя в Галилейском городе Назарете, в доме Иосифа, Пресвятая Дева Мария вела такую же скромную и уединенную жизнь, как и при храме.

Спустя четыре месяца по обручении Ангел явился Марии, когда Она читала Священное Писание, и, войдя к Ней, сказал: «Радуйся, Благодатная! (то есть исполненная благодати Божией — даров Святого Духа). Господь с Тобою! Благословенна Ты между женами». Архангел Гавриил возвестил Ей, что Она обрела величайшую благодать у Бога — быть Материю Сына Божия.

Мария в недоумении спросила Ангела, как может родиться сын у той, которая не знает мужа. И тогда Архангел открыл Ей истину, которую он принес от Всемогущего Бога: «Дух Святый найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя; посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим». Постигнув волю Божию и всецело предавая Себя ей, Пресвятая Дева отвечала: «Се, раба Господня; да будет Мне по слову твоему».

«То событие, которое именуется «Благовещение», означает зачатие Иисуса Христа, — напоминает профессор богословия диакон Андрей Кураев. — Действием благодати Божией в лоне Марии началось развитие новой человеческой жизни. Не от Бога-Отца зачала Мария, не от Архангела Гавриила и не от Своего нареченного мужа Иосифа. Циничные «физиологические» аргументы лучше оставить при себе — христиане не хуже скептиков знают законы биологии, а потому и говорят о Чуде. И чудо состоит не столько в том, что Дева, не знавшая мужа, стала вынашивать ребенка, но что Сам Бог отождествил Себя с этим ребенком и со всем, что произойдет в Его жизни. Бог не просто вселяется в Деву. Через архангела Гавриила Он (Вседержитель, Владыка и Господь) смиренно просит согласия отроковицы. И лишь когда Он слышит человеческое согласие. Да будет мне по слову Твоему», — лишь тогда Слово становится плотью.

Так начинается евангельская история. Впереди — Рождество и бегство в Египет, искушения в пустыне и исцеления одержимых, Тайная Вечеря и арест, Распятие и Воскресение…»

История Благовещения Пресвятой Богородицы

Датой Благовещения как на Западе, так и на Востоке считается 25 марта. Эта дата отстоит ровно на 9 месяцев от 25 декабря, которое с IV века сначала на Западе, а затем на Востоке считается днем Рождества Христова. Кроме того, это число согласуется с представлениями древних церковных историков о том, что Благовещение и Пасха как исторические события произошли в один и тот же день года.

Впервые эта дата появляется в сочинениях западных авторов III века Тертуллиана и священномученика Ипполита Римского как день Распятия Спасителя по римскому календарю (еще в VI в. св. Мартин из Браги писал, что многие галльские епископы считали Пасху неподвижным праздником). При этом сщмч. Ипполит на основании сопоставления ряда библейских стихов и буквального их толкования утверждал, что Рождество Христово произошло через 5500 лет после сотворения мира.

Источник, возле которого произошло Благовещение

Убеждение о 5500-летнем возрасте творения ко времени пришествия в мир Спасителя и о совпадении дат сотворения мира и пришествия Христа во плоти перешло в александрийскую традицию, но здесь решающей стала дата не Рождества Христова, а Благовещения: свт. Афанасий Великий писал, что Христос воплотился в утробе Девы на 25-й день марта, потому что в этот день первоначально Бог создал человека.

С V века место даты Распятия заняла дата Воскресения, а время земного служения Спасителя от Воплощения до Воскресения стало считаться кратным целому числу лет.
В византийской традиции дата 25 марта имеет огромное значение — это день не только Благовещения, но и сотворения мира, и Воскресения Христова; от нее отсчитываются даты других праздников: Рождества Христова, Зачатия и Рождества св. Иоанна Предтечи.

День Благовещения нередко считался днем начала церковного или даже гражданского года как на Востоке, так и на Западе. Убеждение о совпадении исторической даты Воскресения Христова с 25 марта привело к тому, что этот день получил название «Кириопасхи» (Кириопасха — Господственная (т. е. настоящая, нормальная) Пасха; иногда встречается неправильная этимология — Господня Пасха). Сейчас Кириопасхой называют случающееся раз в несколько лет совпадение праздников Пасхи и Благовещения.
В России в связи с использованием Церковью юлианского календаря 25 марта выпадает на 7 апреля по григорианскому («гражданскому») календарю.

Изображения Благовещения присутствуют уже среди росписей катакомб 2-й половины II — 1-й пол. III веков, тем не менее, можно с большой степенью вероятности утверждать, что установление особого праздника Благовещения произошло не ранее IV века.

Благовещение, Рождество Христово, Сретение. XII в., монастырь святой Екатерины, Синай

Открытие св. равноапостольной Еленой в начале IV в. святых мест земной жизни Господа Иисуса Христа и начатое ею строительство храмов на этих местах (в частности, в Назарете) вызвали рост интереса к событию Рождества Христова и тайне Воплощения; возможно, с этим связано и установление Благовещения как отдельного праздника. В начале VIII в. армянский автор Григор Ашаруни писал, что праздник Благовещения был установлен свт. Кириллом Иерусалимским, то есть в 3-й четверти IV в.

Поскольку сведения о константинопольском богослужении V-VI вв. немногочисленны, ничего определенного о праздновании Благовещения в этот период в Константинополе утверждать нельзя, но уже к концу VII в. это один из самых почитаемых здесь праздников. Все византийские памятники VIII и последующих веков называют Благовещение среди важнейших праздников; богослужение Благовещению неизменно совершается 25 марта.

На Западе сведения о празднике Благовещения восходят примерно к тому же времени, что и на Востоке. Из сочинений западных отцов Церкви и писателей известны слова на Благовещение, приписываемые латинским авторам V в. блаженному Августину, святым Петру Хрисологу и Льву I Великому. Однозначно о литургическом почитании дня Благовещения говорится в Liber Pontificalis времен папы Сергия I (687-701), где Благовещение входит в число 3 праздников, посвященных Божией Матери, когда в Риме совершалась торжественная процессия.

Благовещение. Французская миниатюра конца XIII века

Название праздника в древности не было устойчивым, современное греческое название «евангелисмос» появляется лишь с VII в. В сочинениях древних авторов встречаются названия: греч. «день приветствия», «возвещение» или «день/праздник Благовещения»; лат. «annuntiatio angeli ad beatam Mariam Virginem» (Благовещение ангела ко блаженной Деве Марии), «Mariae salutatio» (приветствие Марии) и ряд других подобных по смыслу названий. Благовещение воспринималось и как Господский, и как Богородичный праздник. В отличие от Православной Церкви, где Благовещение считается одним из важнейших праздников (полное название — Благовещение Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии), в католичестве это праздник второго класса (полное название Annuntiatio beatae Mariae Virginis — Благовещение Блаженной Девы Марии).

Благовещение. Китайская икона, XVIII век

Смысл праздника Благовещение Пресвятой Богородицы

Митрополит Сурожский Антоний:

«Благовещение – это день благой вести о том, что нашлась во всем мире людском Дева, так верующая Богу, так глубоко способная к послушанию и к доверию, что от Нее может родиться Сын Божий. Воплощение Сына Божия, с одной стороны, дело Божией любви – крестной, ласковой, спасающей – и Божией силы; но вместе с этим воплощение Сына Божия есть дело человеческой свободы. Св. Григорий Палама говорит, что Воплощение было бы так же невозможно без свободного человеческого согласия Божией Матери, как оно было бы невозможно без творческой воли Божией. И в этот день Благовещения мы в Божией Матери созерцаем Деву, Которая всем сердцем, всем умом, всей душой, всей Своей крепостью сумела довериться Богу до конца.

А благая весть была поистине страшная: явление Ангела, это приветствие: Благословенна Ты в женах, и благословен плод чрева Твоего, не могли не вызвать не только изумления, не только трепета, но и страха в душе девы, не знавшей мужа, – как это могло быть?..

И тут мы улавливаем разницу между колеблющейся – хотя и глубокой – верой Захарии, отца Предтечи, и верой Божией Матери. Захарии тоже возвещено, что у его жены родится сын – естественным образом, несмотря на ее преклонный возраст; и его ответ на эту весть Божию: Как же это может быть? Этого не может случиться! Чем Ты можешь это доказать? Какое заверение Ты мне можешь дать?.. Божия Матерь ставит вопрос только так: Как это может случиться со мной – я же дева?.. И на ответ Ангела, что это будет, Она отвечает только словами полной отдачи Себя в руки Божии; Ее слова: Се, Раба Господня; буди Мне по глаголу твоему…

Слово «раба» в теперешнем нашем словоупотреблении говорит о порабощенности; в славянском языке рабом называл себя человек, который свою жизнь, свою волю отдал другому. И Она действительно отдала Богу Свою жизнь, Свою волю, Свою судьбу, приняв верой – то есть непостижимым доверием – весть о том, что Она будет Матерью воплощенного Сына Божия. О Ней праведная Елизавета говорит: Блаженна веровавшая, ибо будет Ей реченное Ей от Господа…

В Божией Матери мы находим изумительную способность довериться Богу до конца; но способность эта не природная, не естественная: такую веру можно в себе выковать подвигом чистоты сердца, подвигом любви к Богу. Подвигом, ибо отцы говорят: Пролей кровь, и примешь Дух… Один из западных писателей говорит, что Воплощение стало возможным, когда нашлась Дева израильская, Которая всей мыслью, всем сердцем, всей жизнью Своей смогла произнести Имя Божие так, что Оно стало плотью в Ней.

Вот благовестие, которое мы сейчас слышали в Евангелии: род человеческий родил, принес Богу в дар Деву, Которая была способна в Своей царственной человеческой свободе стать Матерью Сына Божия, свободно отдавшего Себя для спасения мира. Аминь».

Благовещение. Мозаика храма Санта-Мария-Мадджоре. 1295 г.

Молитвы Благовещения Пресвятой Богородицы

Тропарь предпразднеству

Днесь всемирныя радости начатки предпразднственное воспети повелевают: се бо Гавриил приходит, Деве нося благовестие, и к Ней вопиет: радуйся, Благодатная, Господь с Тобою. Сегодня начала всемирной радости велят петь песнопения перед праздником, ибо вот, Гавриил приносит Деве благую весть и восклицает: радуйся, Благодатная, Господь с Тобой!

Тропарь

Днесь спасения нашего главизна, и еже от века таинства явление, Сын Божий, Сын Девы бывает, и Гавриил благодать благовествует, тем же и мы с ним Богородице возопиим: радуйся, Благодатная, Господь с Тобою. Ныне начало нашего спасения и обнаружение тайны, которая предуставлена была прежде всех веков: Сын Божий — Сын Девы бывает, и Гавриил благодать благовествует. Поэтому и мы с ним Богородице воскликнем: радуйся, Благодатная, Господь с Тобою!

Кондак

Взбранной Воеводе победительная, яко избавльшеся от злых, благодарственная воспесуем Ти раби Твои, Богородице, но яко имущая державу непобедимую, от всяких нас бед свободи, да зовем Ти: радуйся, Невесто Неневестная. Тебе, высшей Военачальнице, избавившись от бед, мы, недостойные рабы Твои, Богородица, воспеваем победную и благодарственную песнь. Ты же, как имеющая силу непобедимую, освобождай нас от всяких бед, чтобы мы взывали к Тебе: радуйся, Невеста, в брак не вступившая!

Величание

Архангельский глас вопием Ти, Чистая: Радуйся, Благодатная, Господь с Тобою. Словами Архангела взываем Тебе, Чистая: радуйся, Благодатная, Господь с Тобою!

Припевы

Благовествуй, земле, радость велию, хвалите, небеса, Божию славу. Земля, возвещай радость великую, небеса, хвалите славу Божию!

Ирмос 9-й песни

Яко одушевленному Божию кивоту, / да никакоже коснется рука скверных. / Устне же верных, Богородице, немолчно, / глас Ангела воспевающе, / с радостию да вопиют: / радуйся, Благодатная, / Господь с Тобою. Пусть одушевленного Божия Ковчега / отнюдь не касается рука непосвященных, / но уста верных, не умолкая, / воспевая возглас Ангела, / в радости Богородице да взывают: / радуйся, Благодатная, / Господь с Тобою!

Цитаты про Благовещение Пресвятой Богородицы

«Достойный почитатель Благовещения должен по временам погружаться в чтение Слова Божия и сосредотачиваться на прочитанном, как имела обыкновение поступать и Благословенная в женах.

Одной из целей почитателя Богоматери должно быть стремление к жизни тихой и от суеты удаленной, но при этом внутренне насыщенной и глубокой.

Условности существования могут не дать человеку такого подарка, да он и сам может быть неспособен на продолжительное сосредоточенное жительство. Но стремиться к тишине и молитве, вздыхать по временам об их отсутствии обязан всякий человек, возводящий глаза к небу и повторяющий Гаврииловы слова: «Радуйся, благодатная, Господь с Тобою».

Протоиерей Андрей Ткачев

«На ложь о человеке, на его редукцию к земле и к животу, к низменному и животному, на подчинение его непреложным и безличным законам природы Церковь отвечает образом Марии, пречистой Богоматери, Той, к Которой, по словам русского поэта, всегда возносятся «от великой полноты сладчайшие людские слезы». Радость о том, следовательно, что тут преодолевается та неправда, та ложь о человеке, которой все время наполняется мир. Радость любования, радость обладания — ибо этот образ всегда с нами, как утешение и ободрение, как вдохновение и помощь».

Протопресвитер Александр Шмеман

«И в празднике Благовещения Божией Матери переплетаются таинственно и страшно, страшно и дивно эти два настроения. С одной стороны – как не ликовать, как не изумляться и не трепетать при мысли, что глас Господень достиг Пречистой Девы Богородицы и ангел возвестил Ей, что Сам Бог через Нее станет человеком, войдет в этот мир, и что приходом Божиим весь мир уже будет преображен, уже не будет стоять лицом к лицу со своим Творцом только в трепете и благоговении, но будет ликовать, что в нем, в его сердцевине — Сам Бог: не только о том, что человек так велик, что Бог мог с ним со­единиться, но вся тварь вещественная, видимая соединена с Ним таинственно…»

Митрополит Сурожский Антоний

Иконы Благовещения Пресвятой Богородицы

Читайте также — Благовещение: картины и иконы

Стихи про Благовещение Пресвятой Богородицы

Валерий Брюсов

Благовещенье

Ты была единая от нас,
Днем Твоей мечтой владела пряжа,
Но к Тебе, святой, в вечерний час
Приступила ангельская стража.

О царица всех мирских цариц,
Дева, предреченная пророком.
Гавриил, войдя, склонился ниц
Пред Тобой в смирении глубоком.

Внемля непостижное уму,
Ты покорно опустила очи.
Буди Мне по слову твоему,
Свят! Свят! Свят! твой голос, о пророче.

27 августа 1902

Марина Цветаева

В день Благовещенья
Руки раскрещены,
Цветок полит чахнущий,
Окна настежь распахнуты, —
Благовещенье, праздник мой!

В день Благовещенья
Подтверждаю торжественно:
Не надо мне ручных голубей, лебедей, орлят!
— Летите, куда глаза глядят
В Благовещенье, праздник мой!

В день Благовещенья
Улыбаюсь до вечера,
Распростившись с гостями пернатыми.
— Ничего для себя не надо мне
В Благовещенье, праздник мой!

Константин Бальмонт

Благовещенье и свет,
Вербы забелели.
Или точно горя нет,
Право, в самом деле?

Благовестие и смех,
Закраснелись почки.
И на улицах у всех
Синие цветочки.

Сколько синеньких цветков,
Отнятых у снега.
Снова мир и свеж, и нов,
И повсюду нега.

Вижу старую Москву
В молодом уборе.
Я смеюсь и я живу,
Солнце в каждом взоре.

От старинного Кремля
Звон плывет волною.
А во рвах живет земля
Молодой травою.

В чуть пробившейся траве
Сон весны и лета.
Благовещенье в Москве,
Это праздник света!

Протоиерей Николай Гурьянов

Благовещение Святое —
День великий на Руси,
С ним ты чувство молодое
В черством сердце воскреси;
Отзовись душой, как младость,
Грудью полною своей
На сияющую радость,
На улыбку вешних дней.
Соблюдая праздник строго,
В этот день твердит народ,
Что и пташка хвалит Бога
И гнезда себе не вьет;
В этот праздник, выйдя к полю
С горстью полною зерна,
Добродушно птиц на волю
Выпускала старина.
Приближенье дней пасхальных
Проясняет хмурый взгляд,
Из сторонок чужедальных
В гости ласточки летят.
И, внушая мысль о братстве,
О дарах любви благой,
Будто спорят о богатстве
Небо с грешною землей.
Все внимают чутким слухом
Гимну зорьки золотой,
Опушились нежным пухом
Ветви вербы молодой.
И глядит на нас, сияя
Недоступностью чудес,
Эта вечность голубая
Торжествующих небес.

Святые отцы о Благовещении

Святитель Илия Минятий. Слово на Благовещение Богоматери:

«Как различны между собой Бог и человек! Но Бог, став человеком, в восприятии плоти не оставил природы Божества. И как различны Дева и Матерь! Но Дева, став Матерью, в материнском чревоношении не потеряла славы девства. Какое странное общение двух природ – Божеской и человеческой, неслитно соединившихся в одну ипостась! Божественная природа усвоила особенности человеческой, и Бог стал совершенным человеком; человеческая стала причастна свойствам Божественной, и тот же человек сделался совершенным Богом.

Точно так же, какое необычайное соединение девической чистоты и материнского чревоношения, которые странным образом совместились в одной Жене! Девство дало Матери чистоту, которую должна была иметь Матерь Бога, вся чистая, вся непорочная, прекрасная как солнце, избранная как луна, как называет Ее Святой Дух (см.: Песн. 6, 9). Чревоношение дало девству благословение, которое должна была иметь Дева сообразно тому, как приветствовал Ее архангел: Благословенна Ты в женах (Лк. 1, 28).

Там родилось это чудесное соединение – Богочеловек; здесь происходит другое соединение, такое же чудесное, Дева Матерь. «Странное и чудесное и во многом отступающее от обычной природы: одна и та же Дева и Матерь, пребывающая в освящении девства и наследующая благословение деторождения», – возглашает небоявленный Василий. У такого Сына, повторяю, такая должна быть и Мать; у Сына, Который родился человеком и не перестал быть Богом, – Мать, Которая родила Сына и не перестала быть Девой».

Святитель Николай (Велимирович):

«Никогда никакая ключевая вода не была столь чистым зерцалом солнца, как Пречистая Дева Мария была зерцалом чистоты. («О чистота, радость сердцу сотворяющая и душу в небо претворяющая! О чистота, благое стяжание, зверьми не оскверненное! О чистота, в душах кротких и смиренных пребывающая и человеками Божиими сих творящая! О чистота, посреди души и тела как цвет процветающая и всю храмину благовония исполняющая!» Прп. Ефрем Сирин. О чистоте.)

И утренняя заря, рождающая солнце, устыдилась бы пред чистотою Девы Марии, рождшей Бессмертное Солнце, Христа Спаса нашего. Кое колено пред Нею не преклонится, кои уста не возопият: «Радуйся, Благодатная! Радуйся, Заря спасения человеческого! Радуйся, Честнейшая херувим и Славнейшая серафим! Слава Сыну Твоему, Господу нашему Иисусу Христу, со Отцем и Святым Духом — Троице Единосущной и Нераздельной, ныне и присно, во все времена и во веки веков. Аминь».

Святой праведный Иоанн Кронштадтский. «Начало спасения» (Слово на Благовещение Пресвятой Богородицы):

«Таинство, свершившееся в нынешний день, приводит в изумление не только человеческие, но и все ангельские, высокие умы. Недоумевают и они, как Бог безначальный, необъятный, неприступный нисшел до образа раба и стал человеком, не перестав быть Богом и нимало не умалив славы Божественной? Как Дева могла вместить в пречистой утробе нестерпимый огонь Божества, и остаться неповрежденною, и пребыть на веки Матерью Бога воплощенного? Так велико, чудно, такой Божественной премудрости исполнено это таинство благовещения Архангелом Пресвятой Деве воплощения Сына Божия от Нее! Радуйтесь, земнородные, радуйтесь, особенно верные души христианские, но радуйтесь с трепетом перед величием таинства, как обложенные скверной греха; радуйтесь, но немедленно искренним и живым, глубоким покаянием очищайте себя благодатью Божьей от скверны греха.

Возвеличьте чистыми сердцами и устами Матерь Божью, возвеличенную и превознесенную над всеми тварями, Ангелами и человеками, возвеличенную Самим Богом, Творцом всякой твари, и помните, что таинство воплощения и вочеловечения Сына Божия совершилось для нашего спасения от греха, проклятья, праведно на нас изреченного в начале от Бога за грехи, и от смерти временной и вечной. Со страхом и радостью примите Господа, грядущего к нам водворить на земле, в сердцах и душах наших Царство Небесное, царство правды, мира и радости в Духе Святом, и возненавидьте богоненавистный грех, злобу, нечистоту, невоздержание, гордость, жестокосердие, немилосердие, себялюбие, плотоугодие, всякую неправду. Христос для того на землю сошел, чтобы нас на небеса возвести».

Проповеди и статьи про Благовещение Пресвятой Богородицы

  • Великий дар свободы. Схиархимандрит Авраам (Рейдман)
  • Благовещенские страхи. Протоиерей Андрей Ефанов
  • Подражая Богородице. Протоиерей Андрей Ткачев
  • Благовещение. Протопресвитер Александр Шмеман
  • Город Назарет, день Благовещения (из воспоминаний прошлого века). Иеромонах Макарий (Маркиш)
  • Благовещение. Сергей Аверинцев
  • Довериться Богу до конца. Митрополит Сурожский Антоний
  • Проповедь на Благовещение Пресвятой Богородицы. Протоиерей Димитрий Смирнов
  • Благовещение Пресвятой Богородицы: о Богослужении. Схиархимандрит Иоанн (Маслов)
  • Благовещение Пресвятой Богородицы: выйти в жизнь без остатка. Митрополит Сурожский Антоний
  • Икона Благовещения: Навстречу восходящему солнцу Евангелия. Князь Евгений Трубецкой
  • Радость Благовещения (ФОТО)

Традиции Благовещения Пресвятой Богородицы в 2019 году

В праздник Благовещения Пресвятой Богородицы, по древней русской традиции, после Литургии в Благовещенском соборе Кремля Патриарх, духовенство и дети выпускают на волю птиц. Этот обычай был возрожден в 1995 году и теперь совершается во многих храмах.

Фото: Патриархия.ру

По слову Святейшего Патриарха, эта исполненная глубокого смысла традиция, «символизирующая, что птицы уже не в клетке, а на свободе, напоминает, что и в нашей свободной воле — поиск Царствия Божия».

В дореволюционной России перед Благовещением птиц покупали на Охотном ряду. Теперь в день праздника над соборами Кремля взмывают голуби, выращенные Федерацией спортивного голубеводства.

Стартовая скорость такого спортивного голубя — 175 километров в час. Немного покружив над Соборной площадью, голубиная стая быстро растворяется в небе. Там птицы разбиваются на группы, каждая из которых возвращается в свой питомник, расположенный в Москве или Подмосковье.

Помимо голубей, Патриарх Алексий II выпускал на волю и семь собственных птиц — синичек.

Благовещение. Святейший Патриарх Алексий. Фото: Патриархия.ру

Благовещение Пресвятой Богородицы в литературе

  • Иван Шмелев. Благовещение
  • Поль Клодель. Благая весть Марии

Благовещение Пресвятой Богородицы — непереходящий праздник

Благовещение Пресвятой Богородицы — 7 апреля в 2020 году

Благовещение Пресвятой Богородицы — 7 апреля в 2021 году

Благовещение Пресвятой Богородицы — 7 апреля в 2022 году

Благовещение 2020 в Украине: дата праздника

Благовещение Пресвятой Богородицы – это один из 12 главных праздников православной церкви, дата которого не меняется. По юлианскому стилю праздник отмечается ежегодно 7 апреля.

Читайте также Благовещение 2020: что нельзя делать в этот религиозный праздник

Традиции Благовещения 2020 в Украине

Праздник Благовещения один из самых больших весенних праздников. В церкви в этот день освящают просвиры, а хозяева в Украине выпускают из хлевов животных, чтобы слышали весну. Также незамужние девушки возле храмов танцуют первый весенний хоровод — «кривой танец».

Согласно поверью, на Благовещение нельзя тяжело работать, убивать животных, веселиться и проводить шумные забавы, однако, если праздник выпадает в период Пасхального поста, то он в этот день частично ослабляется.

Читайте также Когда Вербное воскресенье в 2020 году: дата праздника

Народные приметы на Благовещение 2020 в Украине

1. Какая погода на Благовещение, такая и на Пасху.

2. Однако если на Благовещение очень тепло, то на Пасху будет холодно.

3. Если на Благовещение солнце восходит на чистом небе, то весна ранняя, если в полдень – средняя, если ясно вечером – поздняя.

4. Если на небе не удалось посчитать ни одной ласточки, значит, весна будет холодная и еще не скоро начнет теплеть.

5. Если на Благовещение будет хорошая погода – будет хороший урожай.

6. Если на Благовещение снег летит – лето неурожайное.

7. Гроза в день и вечер Благовещения свидетельствует, что в этом году будет очень много орехов.

8. А вот если будет падать дождь, то осенью будет очень богатый урожай грибов.

Название праздника Благовещение означает «добрая весть»

Благовещение Пресвятой Богородицы в 2020 году – 7 апреля. Этот праздник относится к двунадесятым, то есть 12 важнейшим. На Благовещение в церквях проходят праздничные богослужения. По традиции верующие выпускают в небо белых голубей, символизирующих Святого Духа, пишет «Фома».

В чем суть праздника Благовещение?

С Благовещения Пресвятой Богородицы, по сути, начинается евангельская история, пишет «Правмир». Этот праздник относится к «богородичным», то есть установленным церковью в честь Пресвятой Богородицы – Девы Марии, матери Иисуса Христа.

03 апреля, 6:07

На Алтае решили не закрывать храмы на Пасху из-за «губительного поветрия»

Священнослужители Алтайского края усиленно молятся и призывают людей поберечь себя

До 14 лет будущая Богородица воспитывалась при храме. Она приняла решение не выходить замуж и хранить девство. Священники поручили заботиться о девочке ее дальнему родственнику – восьмидесятилетнему старцу Иосифу. Дева Мария жила в его доме в Назарете и вела скромную и уединенную жизнь.

Слово «Благовещение» означает «благая весть». Спустя несколько месяцев Деве Марии явился архангел Гавриил и сообщил, что она обрела величайшую благодать у Бога — быть матерью Сына Божия. Девушка удивилась и спросила, как же это может быть, если у нее нет мужа. Архангел ответил, что на нее снизойдет Дух Божий. Богородица согласилась: «Да будет мне по слову твоему», – сказала она.

«То событие, которое именуется «Благовещение», означает зачатие Иисуса Христа. Действием благодати Божией в лоне Марии началось развитие новой человеческой жизни. Не от Бога-Отца зачала Мария, не от Архангела Гавриила и не от Своего нареченного мужа Иосифа <…> Чудо состоит не столько в том, что Дева, не знавшая мужа, стала вынашивать ребенка, но что Сам Бог отождествил Себя с этим ребенком и со всем, что произойдет в Его жизни. Бог не просто вселяется в Деву. Через архангела Гавриила Он (Вседержитель, Владыка и Господь) смиренно просит согласия отроковицы. И лишь когда Он слышит человеческое согласие. Да будет мне по слову Твоему», — лишь тогда Слово становится плотью», – пишет профессор богословия диакон Андрей Кураев.

Что нельзя делать на Благовещение Пресвятой Богородицы?

Праздник Благовещение выпадает на Великий пост. В этот период нельзя есть мясные и молочные продукты, яйца. А вот рыбу 7 апреля есть можно – в честь праздника в правилах поста есть послабление.

В интернете гуляет миф, что в великие православные праздники нельзя мыться, работать, шить и т. д. Это не так. В праздник важно сходить на богослужение. Если есть возможность, день лучше посвятить общению с близкими и добрым делам. Но если у человека нет возможности не работать, это не грех, за это никто осуждать не будет.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *