Благовещенский собор 1484 1489

Фотографии Соборной площади

Соборная площадь Московского Кремля является редчайшим памятником русской культуры. Это главная площадь Кремля. На ней расположены выдающиеся сооружения древнерусского зодчества: Успенский, Благовещенский и Архангельский соборы. Здесь также находятся церковь Ризположения и храм-колокольня Ивана Великого со звонницей, Грановитая и Патриаршие палаты. Сегодня все эти соборы являются музеями, в которых собраны уникальные произведения древнерусской живописи и другие произведения искусства.

Из истории Соборной площади Московского Кремля

Ансамбль площади складывался со времени строительства здесь первых деревянных сооружений. Еще тогда, в 13–14 веках были определены пространственная композиция и назначение площади. Соборная площадь Московского Кремля является одной из древнейших в Москве. Ее современный облик определился во второй половине XV века, когда старые соборы были заново перестроены, возведены Грановитая палата и Колокольня Ивана Великого. Ее храмы строились московскими, владимирскими и псковскими мастерами, а также итальянскими зодчими. Поэтому на облик многих сооружений оказала влияние архитектура итальянского возрождения.

Здесь проводились венчание на царство и коронация императоров. В церковные праздники проходили шествия. А в скорбные дни похоронные процессии направлялись в в Архангельский собор — усыпальницу великих князей и царей и в Успенский собор — место погребения митрополитов и патриархов Москвы.

В 18–19 веках площадь несколько раз покрывали плитами из песчаника. В 1930-х годах ее заасфальтировали. В 1955 году асфальт сняли и восстановили прежнее каменное покрытие. Во время Отечественной войны 1812 года пострадали звонница и Филаретовская пристройка, примыкающие к колокольне Ивана Великого. Эти сооружения были восстановлены в 1814–1815 годах. По приказу И. Сталина в 1930 году было снесено Красное крыльцо Грановитой палаты, которое было восстановлено в 1994 году. Созданный более 500 лет назад ансамбль и сегодня впечатляет своей грандиозностью.

Храмы Соборной площади Московского Кремля

Древнейший памятник Кремля — Успенский собор. Все остальные постройки здесь появились позднее. И когда их строили, ориентировались на Успенский собор, расположенный в глубине площади. Еще со времен основания города здесь стоял деревянный храм Успения Богородицы. Затем в 13 веке на его месте был построен каменный собор. В 1326–1327 годах при великом князе Иване Калите был возведен новый каменный собор. Под руководством итальянского зодчего Аристотеля Фиораванти был построен новый храм, освященный 12 августа 1479 года. Успенский собор на протяжении четырёхсот лет оставался главным храмом Государства Российского. Собор имеет четыре престола: главный освящен в честь Успения Богородицы, другие — в честь великомученика Димитрия Солунского, Похвалы Богородицы и апостолов Петра и Павла. Здесь находилась чудотворная Владимирская икона Божией Матери. Сейчас она выставляется в Третьяковской галерее. Одна из реликвий, сохранившихся до наших дней — Гвоздь Господень, одно из орудий казни Иисуса Христа. В соборе находятся 19 гробниц: десяти митрополитов и девяти патриархов.

Благовещенский собор строился псковскими мастерами с 1484 по 1489 гг. Считается, что деревянная церковь на этом месте была сооружена еще в конце 13 века. Благовещенский собор был домовым храмом князей и царей Москвы. Его северо-западная галерея вела во дворец. Первоначально собор был увенчан тремя главами и был окружен со всех сторон галереями. Храм сильно пострадал во время пожара 1547 года. При Иване Грозном в 1563 году, когда был освобожден древнерусский город Полоцк от иноземцев, решено было перестроить собор. В честь этой победы на четырех углах крытой галереи храма возвели четыре небольшие одноглавые церкви-приделы. Две главы были добавлены к основной части собора. Главы и кровлю позолотили. Так трехглавый храм в 1564 году стал девятиглавым. Собор приобрел живописный и парадный вид. В нем совершались венчания и крещение детей правителей. В 1572 году к нему пристраивается крыльцо, названное Грозненским. Во время праздников из собора к народу выходили правители и их свита. Предполагают, что знаменитые росписи и иконы создавались известными мастерами Фео­фаном Греком, Андреем Рублевым и Прохором из Городца.

Напротив Благовещенского храма располагается Архангельский собор. На месте храма еще в 1247–1248 годах была построена деревянная церковь во имя Архангела Михаила. При Иване Калите в 1333 году был сооружен новый белокаменный храм. Иван Калита стал первым, кто был погребен под сводами строящегося храма. С тех пор храм стал усыпальницей великих князей Москвы и их ближайших родственников — удельных князей. На месте этого собора итальянским архитектором Алевизом Новым был возведен в 1505–1508 годах новый пятиглавый храм с элементами архитектуры итальянского Возрождения. В соборе погребены Иван Калита и Иван III, Иван Грозный и Михаил Скопин-Шуйский, Михаил и Алексей Романовы. Также здесь покоятся победители грозного войска Мамая, прославленные герои Куликовской битвы — Дмитрий Донской и Владимир Храбрый.

Храм впервые был расписан при Иване Грозном. Во второй половине 17 века Архангельский собор был расписан заново. Росписи поздних лет (18–19 веков) скрывали яркую работу мастеров. Реставрация 1953–1955 годов открыла заново сохранившуюся живопись. Интересна галерея из условных изображений портретов князей и царей. Мы видим портретную историю Русского государства от княжения Ольги и Владимира киевских до времен Ивана Грозного. В нижнем ярусе стен можно видеть надгробные изображения князей, погребенных в соборе — от Ивана Калиты до Ивана III. Каждую княжескую фигуру сопровождает изображение святого, благословляющего его. В роспись стен включены сюжеты о героической борьбе русских воинов с иноземными захватчиками и легендарные страницы жития Архангела Михаила. Главная достопримечательность Архангельского собора — храмовый образ «Архангел Михаил с деяниями». Его можно назвать вершиной в истории иконописи на Руси.

Церковь Ризположения построена в 1484–1485 годах псковскими мастерами. До середины XVII века она была домовым храмом митрополитов и патриархов Москвы. В 1655 году при патриархе Никоне ее соединили переходами с хоромами цариц и царевен и передали великокняжескому дворцу.

В самом центре Кремля расположен ансамбль колокольни Ивана Великого, состоящий из трех сооружений, построенных в разное время: колокольни Ивана Великого, Успенской звонницы и Филаретовой пристройки. Строение расположено на границе между Соборной и Ивановской площадями. Постройки создавались с 1505 по 1815 гг. Всего на Звоннице, Филаретовской пристройке и колокольне — 21 колокол.

В 1487–1491 годах для торжественных приемов строится Грановитая палата. Она была задумана как тронный зал в новом дворце Ивана III и два века оставалась самым большим залом — 495 кв.м. Строительство велось итальянским мастером Марко Фрязиным, а затем — ломбардским архитектором Пьетро Антонио. Парадные Святые сени примыкают с западной стороны здания. К ним ведет открытая каменная лестница — Красное крыльцо. Главный восточный фасад, облицованный белокаменными блоками, выходит на Соборную площадь. Каждый из блоков отесан на четыре грани. Отсюда и название Палаты — Грановитая. В 1838–1849 годах при строительстве Большого Кремлевского дворца ее через Святые сени соединили с Владимирским залом. Сейчас Грановитая палата является одним из представительских залов при Резиденции Президента Российской Федерации.

В 1653–1655 годах русские зодчие построили Патриаршие палаты для патриарха Никона. Для хозяйственных нужд служил первый этаж, для личных покоев патриарха – третий этаж. На втором этаже в Крестовой (Мироваренной) палате проводились заседания Священного Собора, проводились пиры в честь высоких гостей. В 18–19 веках здесь находилась Московская Синодальная контора.

Древние храмы, расположенные на Соборной площади, являются музеями, экспонаты которых собирались столетиями. Это ценнейшие произведения древней иконописи и декоративно-прикладного искусства. Соборная площадь в Московском Кремле — уникальный памятник истории создания единого Русского государства и его культуры.

Успенский собор заложил митрополит Филипп весной 1472 года. Для строительства собора были приглашены мастера Кривцов и Мышкин, о которых ничего, кроме фамилий, неизвестно. По распоряжению митрополита Филиппа новый собор должен был строиться по образцу Владимирского Успенского собора, но стать крупнее его. Мастера довольно точно повторили форму Владимирского собора: длина составляла примерно 40 м, ширина — 34 м и высота — около 35 м. Когда стены нового собора достигли высоты человеческого роста, в них были сделаны ниши и туда были помещены мощи московских святителей — Петра, Киприана, Фотия и Ионы. Возле гробницы святителя Петра в алтаре нового здания была сооружена временная деревянная Успенская церковь, чтобы не прерывать службы. Именно в этой временной церкви в 1473 году произошло венчание московского великого князя Ивана III с византийской принцессой Софьей Палеолог.

В 1475 году обрушившуюся конструкцию Кривцова и Мышкина было поручено переделать итальянскому мастеру Аристотелю Фиараванти, который полностью разобрал стены собора и отстроил его с нуля, используя при этом новый для России тип кирпича 12х24х6 см. И уже к 1479 году новый Успенский собор, который должен затмить Успенский Собор во Владимире, был завершен.

Благовещенский собор в Москве — православный храм, построенный в честь Благовещения Богородицы и носящий ее имя. Он расположен на Соборной площади в комплексе Московского Кремля. Рядом с ним в ансамбль Соборной площади входят Архангельский, Успенский собор и церковь Ризоположения.

Датой основания собора считается 1489 год, когда по приказу Ивана III псковскими архитекторами был создан белокаменный собор на подклете стоявшего на этом месте в XIV- начале XV веков старого храма. Вскоре после постройки трёхглавый собор заметно пострадал во время пожара 1547 года, но был восстановлен в 1564 году. С этого момента он стал девятиглавым, что символизирует Небесную Церковь, имеющую девять чинов Ангелов и Праведников Небесных.

Интерьер собора включает в себя уникальные древние фрески и иконы XIV–XV веков, реликвии и археологические ценности, которые доступны посетителям.

В отличие от других крупных соборов Кремля и Москвы, Благовещенский собор скромный по размерам и был предназначен для посещения царской семьи и князей. В нем совершались обряды крещения, венчания коронованных особ. До XVIII столетия Благовещенский собор являлся домовой церковью российских царей и их приближенных, а его священники являлись духовниками монарших особ.

После Революции 1917 года Благовещенский собор был закрыт и возобновил свою работу в 1993 году. В настоящее время он является одной из главных достопримечательностей Кремля и всей Москвы.

Расписание богослужений в Благовещенском соборе в Москве

Службы в Благовещенском соборе совершаются несколько раз в году, самая масштабная и праздничная — в день Благовещения Пресвятой Богородицы 7 апреля (25 марта по старому стилю). Ее, по традиции, проводит сам Патриарх.

Также богослужения проходят в честь следующих праздников:

  • Александра Невского — 6 декабря, 12 сентября (перенесение мощей),
  • Входа Господня в Иерусалим — 12 апреля,
  • Николая Чудотворца — 22 мая (перенесение мощей), 19 декабря,
  • Собора Пресвятой Богородицы — 8 января.

В обычные дни собор доступен для посещения. Хотя богослужения и не проводятся, он является ценнейшим православным и историческим памятником Русской истории.

Иконы Благовещенского собора в Кремле

Иконостас Благовещенского собора Московского Кремля включает в себя почти 100 икон, выставленных в шесть рядов. Многие из них относятся к XIV–XV столетию и принадлежат кисти знаменитых иконописцев Феофана Грека и Андрея Рублева.

Иконостас Благовещенского собора признают одним из главных памятников московской иконописной школы.

Наиболее ценной иконой собора является чудотворная икона Пименовской Божьей Матери. Ее привез в дар митрополит Пимен в 1381 году из Константинополя. Среди реликвий выделяется также крест царя Константина, который был прислан в дар Владимиру Мономаху византийским императором Алексеем Комнином.

Фрески Благовещенского собора

Собор был расписан в 1508 году. Эта дата считается окончанием работ по созданию фресок на стенах.

Основное по объему и значению место на фресках собора отведено иллюстрациям из Евангелия, объединенным в несколько циклов — праздников, страстей, чудес и притч, явлений Христа по воскресении.

В центральной части собора размещены фрески со сценами из Апокалипсиса. «Страшный суд», «Процессия праведников, следующая к вратам рая» и многие другие сюжеты отражаются в живописи того времени.

Фреска из цикла Апокалипсиса. «Процессия праведников, следующая к вратам рая», © Официальный сайт Благовещенского собора в Кремле

В боковых частях собора чередуются «Княжеская» тематика (изображение великих князей, причисленных к лику Святых) и изображения теофаний — видений Бога. В особую группу выделяются росписи хоров, где некогда располагались приделы.

В Благовещенском соборе изображению праздников — основных событий из жизни Христа отведено центральное место. Эти композиции объединены в несколько групп. Наиболее значимые из них: «Благовещение», «Рождество Христово», «Путешествие в Вифлеем», «Бегство в Египет», «Избиение младенцев» и т. д.

В западной части собора находятся фрески, повествующие о божественной сущности Христа. Среди них: «Сретение», «Крещение», «Воскрешение Лазаря» и «Вход в Иерусалим». Основной свод и южная его часть наполнены иллюстрациями чудес и исцелений Христа, а также библейских притч.

Фреска «Преображение Христа», © Официальный сайт Благовещенского собора в Кремле

Цена билета в Московский Благовещенский собор в 2020 году

Благовещенский собор входит в комплекс музеев Московского Кремля, но для посещения его предусмотрен отдельный билет, по которому можно осмотреть все достопримечательности Соборной площади.

Детям до 16 лет (независимо от гражданства) вход бесплатный.

Стоимость билета зависит от возраста посетителя:

  • взрослым и детям с 16 лет — 700 руб.,
  • студентам дневной формы обучения и пенсионерам (при предъявлении соответствующих документов) — 350 руб.

Для более детального знакомства с достопримечательностями есть возможность приобрести билет + аудиогид. При этом цена составит:

  • взрослым и детям старше 16 лет — 1000 руб.,
  • студентам дневной формы обучения и пенсионерам (при предъявлении соответствующих документов) — 650 руб.

Каждый второй вторник месяца возможен бесплатный вход лицам младше 18 лет и членам многодетных семей.

Цены могут меняться. Перед посещением рекомендуется уточнять актуальную информацию на официальном сайте Благовещенского собора Московского Кремля. Там же можно приобрести билеты онлайн в специальном разделе или в кассе, которая находится в Александровском саду у входа в Кремль. Режим ее работы следующий: в период c 15 мая по 30 сентября с 9:00 до 17:00, в период с 1 октября по 14 мая с 9:30 до 16:30. Выходной день — четверг.

Северный портал, © Shakko

Архитектура

Благовещенский собор Московского Кремля был построен псковскими мастерами в лучших традициях древнерусского храмового зодчества. Современный облик собора сложился к середине XVI столетия. Он включает в себя крытые галереи, четыре придела на их углах, девять золоченых куполов.

Строительство приделов в Благовещенском соборе в 1564–1566 годах существенно изменило художественный облик Соборной площади. Создание приделов ученые связывают с крупнейшими событиями времен Ивана Грозного, при котором собор и приобрел свой окончательный облик. В числе этих событий — венчание на царство царя, взятие Казани и Полоцка и т. п.

В массивные стены собора вписаны узкие щелевидные окна, из которых свет пробивается очень ненавязчиво, давая возможность сохранить полумрак и освещать помещение горящими свечами.

Здание собора стоит на высоком подклете, который датируется XIV веком и имеет квадратную форму. Подклет выложен из белых каменных блоков и представляет собой подвальное помещение с низкими арками.

Благовещенский собор — крестово-купольный четырехстолпный храм. Внутри помещение относительно небольшое, поскольку предназначалось для семьи царя и великого князя. В традициях православного зодчества к восточной части храма примыкает иконостас, а на западе находятся хоры с массивными низкими сводами.

Как добраться до Благовещенского собора в Москве

Благовещенский собор расположен в самом центре Москвы, на территории Кремля, поэтому добраться до него не составит труда. Сделать это можно разными способами.

Наиболее удобный и быстрый способ перемещения по Москве — метро. Ближе всего расположена станция «Александровский сад» (4 линия, голубая). Также рядом находятся станции «Библиотека им. Ленина» (1 линия, красная), «Боровицкая» (9 линия, серая), «Арбатская» (3 линия, синяя). От них до Александровского сада (кассы) — около 4–5 минут пешком.

Добраться до Благовещенского собора поможет и наземный транспорт. Например, автобусы № 144, Н2, Н11, м1, м2, м3, м6, м27. Они курсируют по разным районам Москвы и останавливаются рядом с входом в Александровский сад и Кремль. Остановка их называется «Метро «Библиотека им. В. И. Ленина». От нее до цели — около 5 минут пешком.

Доехать до Благовещенского собора можно и на автомобиле, либо воспользовавшись мобильными приложениями такси: Яндекс. Такси, Uber, Gett, Maxim и другими.

Благовещенский собор в Кремле — Панорама Google Maps:

Видео-обзор Московского Благовещенского собора (с 1:03 минуты):

Собор сооружён в 1562 известным псковским архитектором Постником Яковлевым, создателем Собора Василия Блаженного в Москве.
Каменный собор был сооружён на месте деревянной церкви, заложенной самим царем и построенной за три дня 4-6 октября 1552, сразу после взятия города. 28 июля 1555 храм стал кафедральным собором новообразованной Казанской епархии, первым предстоятелем которой стал святой Гурий.

Собор представляет собой пятиглавый трехапсидный храм с двумя боковыми приделами — Борисоглебским и во имя Муромских чудотворцев. В XVII в. с северной стороны был пристроен каменный храм во имя Рождества Христова, соединявшийся с собором неотапливающимся коридором. В 1736 к западной части собора была пристроена кирпичная одноэтажная трапезная с крыльцом, а шлемовидные маковицы боковых глав были заменены луковичными. В конце XVI — начале XVII века была сооружена каменная пятиярусная колокольня, затем многократно перестраиваемая. В нижнем ярусе колокольни находился самый большой колокол Казани. Его вес составлял 1500 пудов (около 24570 кг). К сожалению этот уникальный памятник снесли в советский период.

Первоначально собор был расписан фресками: три фрагмента сохранилось в храме и два в алтарной части. В XIX в. собор был расписан известным иконописцем Сафоновым. Фрески сводов в трапезной части храма рассказывают об истории обретения иконы Казанской Божьей матери. В алтарной же части одна из сохранившившихся фресок XVII века изображает икону Казанской Божьей матери, которая писалась с явленной иконы. Собор сильно пострадал во время пожара в 1815. В 1892 ключарём, а позже и настоятелем храма стал протоиерей Андрей Поликарпович Яблоков, выпускник Казанской духовной академии, оставивший подробное описание собора. В сентябре 1918, во время боёв за Казань с «белочехами», собор подвергся артиллерийскому обстрелу со стороны частей РККА, в результате чего были разрушены все 5 куполов. С сентября 1918 по май 1919 собор был закрыт и опечатан, а кремль объявлен военным городком; было дозволено вынести из собора несколько чтимых икон, и раку с мощами архиепископа Гурия, Казанского чудотворца. С 7 апреля 1920 по 1925 в соборе проводились службы, после чего он был закрыт и передан в ведение Республиканского Государственного архива, который находился в соборе вплоть до 1996. Во время реставрационных работ под собором была найдена келья святого Гурия — первого архипастыря Казани. В настоящее время келья отреставрирована. Благовещенский собор представляет собой одновременно и некрополь, поскольку здесь с XVI в. до революции 1917 г. нашли упокоение многие из Казанских архиепископов. К сожалению не все захоронения сохранились до наших дней.

24 августа 1842 в Казани снова бушевал страшный пожар, пострадали почти все городские храмы, Петропавловский собор, сгорел комплекс зданий духовной семинарии, семинария была переведена в здание Казанского духовного училища, а училище переведено в Свияжский Успенский монастырь. Благовещенский собор, расширение которого завершилось лишь два года назад , вновь нуждался в ремонте. Уже через 2 года храм был восстановлен. В 1855 были поновлены иконы в 5-ярусном иконостасе, для чего был приглашен владимирский иконописец Тимофей Гагаев (спустя десять лет также поновивший иконостас Петропавловского собора). Очередное поновление было выдержано в византийском стиле. После реконструкции середины 19 в. иконостас выглядел так: в нижнем, местном ряду, по правую сторону от царских врат иконы Господа Вседержителя сидящего на престоле, Св.Троицы, сошествия Господа Иисуса Христа во ад и Воскресения Христова; по левую – Благовещения Пресвятой Богородицы, Рождества Христова, Святителя Гурия. Все иконы были в серебряных ризах. На южных и северных дверях были изображены архангелы Гавриил и Михаил. Во втором ярусе 12 праздников, а в центре над бронзовыми царскими вратами-Тайная вечеря. В третьем, деисусном ряду в центре – Вседержитель, по сторонам предстоящие Божия Матерь, Иоанн Предтеча и двенадцать апостолов; в четвертом, пророческом ряду в центре – Знамение Божией Матери и шестнадцать пророков по сторонам; в пятом праотеческом ряду в центре– Господь Саваоф с предстоящими по сторонам праотцами. Иконостас венчал крест. Три иконы деисусного ряда иконостаса находятся сейчас в экспозиции Музея изобразительных искусств Республики Татарстан: это древний образ предсоящего апостола Павла 16 в., тонкого одухотворенного письма, и позднейшие иконы св. Георгия и св. митрополита Алексия московского, датируемые XVIII веком, написанные также в каноническом стиле, но в достаточно примитивной провинциальной манере.

Раскрытые в ходе реставрации рубежа 20-21 вв. фрески собора общей площадью несколько тысяч квадратных метров, были написаны артелью известного иконописца Вязниковского уезда Владимирской губернии Н.Л. Софонова, расписавшего многие храмы в 19 в. Подробнейший план росписи с указанием и расположением всех сюжетов составил архиепископ Казанский и Свияжский (с 16 апреля 1867 по 8 ноября 1879) Антоний Амфитеатров, который лично контролировал работу артели. Своды новой пристроенной с запада теплой трапезной части собора были украшены уникальным циклом росписей, связанным с историей Казани. Фрески изображают: обретение и прославление чудотворной Казанской иконы Божией Матери; рукоположение митрополитом Московским Макарием архиепископа Казанского Гурия; обретение митрополитом Ермогеном (будущим патриархом) святых мощей святителей Гурия и Варсонофия, также на стенах собора изображены святые, которым были посвящены казанские храмы, в том числе свв. Киприан и Иустиния, Кизические мученики, благоверные князья Феодор, Давид и Константин.
Следующая капитальная реконструкция собора была проведена в 1906-09. По проекту казанского епархиального архитектора Федора Николаевича Малиновского пол на солее и в алтаре был выложен узорчатой мраморной плиткой, сохранившейся до настоящего времени, поновлена стенная живопись. В храме было устроено паровое отопление и электрическое освещение. После реконструкции левый придел был освящен во имя святителя казанского Гурия.
В 1630-1640 по благословению казанского митрополита Матфея, рядом с собором была воздвигнута белокаменная колокольня высотой более 50 метров, построенная на месте деревянной звонницы, упоминаемой в писцовых книгах 16 в.: «соборная колокольница на площади деревянная, а на ней колокол благовестный большой с очапом, да два колокола средние, да два зазвонные меньшие, все колокола Государевы казны». В первом ярусе колокольни находился самый большой колокол Казани, его вес составлял 1.500 пудов (около 24570 кг). В XVIII в. колокольня имела часы с боем, а рядом с колокольней, в ограде, окружавшей собор, была надвратная церковь Похвалы Пресвятой Богородицы, разобранная при архиепископе Казанском и Симбирском (1785-1799) Амвросии Подобедове. Колокольня примыкала к крыльцу трапезной части собора, по высоте 5-ярусная колокольня лишь немного уступала башне Сююмбике. Три яруса огневидных кокошников восходили от последнего яруса к основанию купола (первоначально шлемовидного). По мнению М. Пинегина колокольня представляла собой «сочетание татарского вкуса с древне-русским: первые этажи возведены под сильным влиянием архитектуры соседней Сююнбекиной башни, а у верхних – стиль колокольни Ивана Великого. Вместо крыши она живописно покрыта разными теремками…». Колокольня увенчивалась «прорезным крестом с венцом и голубицею Ноева ковчега». В 1928 колокольня Благовещенского собора была разрушена. Сейчас на ее месте находится сквер, к югу от собора. Под колокольней находился храм, первоначально освященный в честь св. мученицы Ирины, в конце XVIII в. из-за ветхости он был закрыт. Усердием архиепископа Казанского Филарета этот храм в 1832 был возобновлен на средства казанского купца, городского головы (1830 по 1832 г.) Никифора Осиповича Чижова и освящен во имя казанского чудотворца св. Германа.

В 40-е гг. XIX в. в западной части трапезной было устроено потаенное помещение для богатейшей соборной ризницы. В ризнице хранились: иконы, драгоценные литургические сосуды, вклады знатных людей, государственных деятелей, церковных иерархов; редкостной работы иерейские и архиерейские облачения; золотые и серебряные панагии, украшенные изумрудами, жемчугом и алмазами и другие соборные святыни из которых можно особо выделить: девять древних митрополичьих клобуков, в том числе два сделанных лично святителем Варсонофием казанским, плащаница XVI века вышитая княгиней Темкиной-Ростовской рукописное евангелие XV века, саккос вышитый в технике золотного и лицевого шитья в Строгановских мастерских, и подаренный лично братьями Строгановыми казанскому митрополиту Лаврентию в XVII веке (саккос хранится в музее РТ), обитое малиновым бархатом односторонне седло, на котором казанский иерархи совершали в Вербное Воскресение «обряд тожественного шествия на осляти». До 1918 в кафедральном Благовещенском соборе хранилась принадлежавшая святителю Гурию икона – Святцы строгановского письма, угловая часть гроба святителя Гурия, золотой с финифтью напрестольный крест митрополита Адриана (конец XVII в.) с частицами мощей святых апостолов.

В Национальном музее РТ хранится рукописное Евангелие 1478 года, устроенное по заказу епископа Тверского Вассиана (князя Стригина-Оболенского) и подаренное собору архиепископом Гурием; Евангелие в золотом с алмазами окладе Всероссийского патриарха Адриана, пожертвованное в собор 25 декабря 1692 года; Евангелие елизаветинской эпохи, поражавшее размерами и весом (2,5 пуда), которое использовалось лишь раз в год – в первый день Пасхи; древние холщовые антиминсы (платы с изображением положения во гроб Иисуса Христа) времен митрополита Московского Макария и царя Иоанна Грозного; серебряный ковш, подаренный царями Иоанном Алексеевичем, Петром Алексеевичем и царевной Софьей; серебряная чаша – подарок императрицы Анны Иоанновны, Панагия с 209 бриллиантами, лично пожалованный митрополиту Вениамину императрицей Екатериной II и крест со множеством бриллиантов, извлеченных из собственных украшений Екатерины.
В ризнице также хранились саккосы золотного шитья, в том числе строгановской школы, также украшенные драгоценными камнями, особо ценными были облачения митрополитов Казанских Лаврентия и Тихона. Вес полного архиерейского облачения XVII века достигал 40 кг, также в ризнице хранились митрополичьи клобуки и шапки.

29 августа 1919 казанские чекисты планировали конфисковать соборную ризницу «как не имеющую исторического значения» с последующей утилизацией. И лишь благодаря мужеству казанского искусствоведа Петра Максимилиановича Дульского и профессора Казанского Университета (1918-22) Иринарха Аркадьевича Стратонова, удалось частично сохранить собрание ризницы Благовещенского собора. Дульский и Стратонов, несмотря на волну классового террора со стороны большевиков, волну арестов и расстрелов, захлестнувших город, смело обратитились к председателю губисполкома Николаю Антипову и доказали историческую ценность ризницы главного собора Казани, а также нашли понимание и поддержку у наркома просвещения РСФСР А.В. Луначарского и известного искусствоведа И.Э. Грабаря. Уцелевшее содержимое ризницы передали на хранение в Губернский музей (ныне национальный музей Республики Татарстан).
Собор обладал ценнейшим собранием старопечатных и рукописных книг XVI-XVII вв. После разорения собора большевиками значительная часть книг из коллекции Благовещенского собора пополнила фонд Казанского университета. На всех книгах из церковной ризницы сохранилась рукописная помета «К.К.С.» (Казанский кафедральный собор). Многие книги были подарены храму от именитых особ, церковных иерархов. Среди чудом уцелевших ценнейших книжных экземпляров соборной коллекции, хранящихся ныне в Национальном музее Республики Татарстан, – Ефремово (по имени митрополита Казанского Ефрема) Евангелие, напечатанное в Москве в 1606 году «мастерством Анисима Михайлова сына Радишевского – волынца и прочих любезно трудившихся». Это Евангелие было подарено собору митрополитом Казанским Ефремом, венчавшим на царство в 1613 году первого из династии Романовых – царя Михаила Феодоровича, о чем в Евангелии имеется соответствующая надпись. Евангелие отличается редчайшими по красоте книжными миниатюрами, изображениями четырех евангелистов. Государев мастер Парфений не только расписал темперой исполненные типографским способом заставки, концовки, буквицы, но и, не придерживаясь строго рисунка миниатюр, превратил их в собственные красочные композиции, вызывающие восхищение неповторимым своеобразием.
Главной святыней Благовещенского собора в течение столетий была рака с мощами строителя собора первосвятителя казанского Гурия. Святитель Гурий упокоился 5 декабря 1563 и был похоронен за алтарем соборного храма Спасо-Преображенского монастыря. Спустя 31 год 4 октября 1595 при закладке нового каменного храма монастыря мощи святителя были обретены нетленными и положены в новом монастырском соборе. 19 июня 1630 св. мощи были перенесены казанским митрополитом Матвеем в Благовещенский собор и положены у северной стены в устроенной казанским дворянином Саввою Тимофеевым Аристовым серебряную раку, на которую князь Б. И. Черкасский в 1633 пожертвовал шитый золотом и серебром покров с изображением святителя Гурия в рост. Над ней был сооружен резной золоченый балдахин на средства казанского ямского охотника Тимофея Шаланина. В середине XIX в. казанский купец Петр Свешников устроил новую раку, на что пожертвовал 5000 рублей. Около раки хранилась фелонь святителя Гурия шитая из шелковой узорчатой ткани – «камки» и его деревянный жезл, устроенный так, что престарелый святитель мог опираться на него грудью, что облегчало молитвенные бдения св. Гурия.
В ходе реконструкции собора в 1841 под Борисоглебским приделом была открыта келья святителя Гурия – небольшая каморка, сложенная из того же волжского камня, что и собор, в которой святитель уединенно молился, как написано в Житии «обнощное стояние присно в молитвах выну принося к Богу, во келии близ… Бориса и Глеба». На стене был обнаружен написанный, вероятно самим святителем, минеральными красками Нерукотворенный Образ Спасителя, краски которого становятся ярче год от года. Келья сразу стала объектом паломничества казанцев, вскоре для фрески был устроен киот, стены оштукатурили, с запада прорезали дверь. Несколько позднее на средства старосты собора В.Ф.Булыгина к келии была пристроена часовня, сохранившаяся до наших дней.
Захоронения в храмах были в традициях российской религиозности Такой привилегии удостаивались церковные иерархи, цари и великие князья, храмоздатели и ктиторы (лица, пожертвовавшие крупные суммы на монастыри и храмы). Так, великие владимирские князья, начиная с Андрея Боголюбского, похоронены в Успенском соборе Владимира. В Архангельском соборе Московского кремля располагается усыпальница правителей Руси и России, начиная с Ивана Калиты (1340-1730). Усыпальница московских княгинь находилась в храме Спаса на Бору, а позднеев соборном храме Вознесенского монастыря Московского кремля. Императоры, начиная с Петра I, погребались в Петропавловском соборе Петропавловской крепости Санкт-Петербурга. В Успенском соборе Московского кремля – хоронили иерархов РПЦ (1326-1700). Кафедральный Благовещенский собор Казанского кремля более 400 лет служил местом упокоения многих казанских архиереев (источники упоминают около 17 захоронений казанских митрополитов и архиепископов): первым в соборе был погребен в 1575 четвертый казанский владыка Вассиан. Последним – в 1910 архиепископ Казанский и Свияжский Никанор (Каменский). В 1840 при реконструкции собора захоронения из старого Борисоглебского придела были перенесены под алтарь, имена казанских владык были обозначены надписями на каменных плитах.

В подклете Благовещенского собора, под алтарем главного храма находился храм во имя Всех святых, устроенный в 1896 архиепископом Казанским Владимиром (Петровым) и архиепископом Павлом Лебедевым на средства госпожи Еропкиной из купеческого сословия. В храм вела дверь в главной апсиде собора. В этом храме нашли упокоение митрополит Лаврентий II (†1672), принявший перед смертью схиму с именем Левкия, митрополит Маркелл (†1698), позже под алтарем были похоронены архиепископы Афанасий (Соколов) (†1868), Владимир II (Иван Степанович Петров) (†2 сентября 1897), Дмитрий (Самбикин) (†1908), Никанор (Каменский) (†1910). Вдоль северной стены главного храма похоронены архиепископ Вассиан (†1575), митрополит Матфей (†1646), митрополит Симон (†1649), митрополит Корнилий I (†1656), мирополит Иоасаф (†1686). Их захоронения располагались в названном порядке от трапезной к алтарю. Вдоль южной стены – митрополит Тихона III (Воинов) (†1724), архиепископы Павел I (Зернов) (†1815) и Иона (Павинский) (†1828). В новом Борисоглебском приделе, построенном в 1841-1843 по проекту Ф.И.Петонди, упокоились архиепископы Антоний (Амфитеатров) (†1879) и Павел II (Лебедев) (†1892). Близ Борисоглебского придела был погребен кафедральный протоиерей Виктор Петрович Вишневский (1804, 30 декабря 1885). В 1907, в ходе капитального ремонта собора вскрыли пол и профессор Казанского университета А.И. Александров установил точные места погребений, после чего были установлены таблички с именами архиеерев. Захоронения в подвальном храме собора и Борисоглебском приделе разорены в советское время. Захоронения в главном храме возможно сохранились.

В сентябре 1918 Казань осадили красноармейцы. Ленин приказал выбить белочехов любой ценой – «Город не жалеть», – писал Ленин, и город не жалели: большевики прямой наводкой стреляли по кремлю из пушек, установленных на холме порохового завода – все пять куполов собора были разрушены прямыми попаданиями снарядов. Внешний облик был воссоздан только в ходе реставрации собора в 1973-84, незадолго до перестройки. В 1918, овладев городом, большевики закрепились в кремле, объявив его военным городком, вход для горожан был закрыт, все организации выселены, все 7 кремлевских церквей – закрыты. Епархиальное управление по распоряжению временно управляющего епархией епископа Анатолия было перенесено из архиерейского дома в кремле в Иоанно-Предтеченский монастырь. Роль кафедрального собора стал выполнять самый большой храм Казани – Казанский собор Богородицкого монастыря. Верующим позволили вынести из собора только раку с мощами святителя Гурия и несколько икон. Св. мощи строителя Благовещенского собора перенесли в храм Николы Тульского Казанско-Богородицкого женского монастыря. После закрытия монастыря мощи были перенесены в Петропавловский собор, ныне почивают в церкви Ярославских чудотворцев на Арском кладбище, частица св. мощей вложена в воссозданную раку святителя в Благовещенском соборе.
Богатейшее собрание икон, литургических сосудов, мелкой пластики, шитья, рукописных и старопечатных книг и других церковных святынь было разграблено большевиками, многие ценности пропали бесследно. Сохранилось только 3 иконы из иконостаса (в музее ИЗО Казани), малая часть книг в библиотеке КГУ и музее РТ, и часть предметов из ризницы.

2 января 1922 был издан декрет о ликвидации церковного имущества, в марте 1922 Совнарком ТАССР создал комиссию по изъятию монастырских и церковных ценностей в составе А.А. Денисова (председатель), А.П. Галактионова и Г.С. Гордеева. Часть икон, изъятых из казанских храмов, составила основу отдела древнерусского искусства в Казанском губернском музее (ныне Национальный музей республики Татарстан) из ризницы Благовещенского собора в музей забрали 85 предметов, уцелевших после разорения собора в первые годы советской власти. В 1920 власти позволили в соборе служить обновленцам, но в 1925 году снова закрыли храм и передали музейному отделу. В 1921 некоторое время еще действовала домовая церковь во имя свтт. Гурия, Варсонофия и Германа Казанских бывшего архиерейского дома, В 1922 уничтожили колокольню. Несколько позднее разломали построенное по проекту архитектора Фомы Петонди крыльцо, ведущее в храм, так что дверь в собор еще долгое время находилась на 3 метра выше земли. В конце ноября 1923 архимандрит Питирим (Крылов), настоятель Благовещенского собора, был арестован и сослан на 3 года в Соловецкий лагерь. В мае 1929 Казгорсовет просил Президиум ТЦИКа разрешить разбор закрытых церквей, в том числе Благовещенского собора. Через месяц, учитывая острую нужду в строительных материалах Президиум ТЦИК разрешил Горсовету разобрать часть зданий кафедрального собора, к чему дал распоряжение приступить уже 27 июня 1929. Несмотря на то, что Государственная Академия Истории Материальной Культуры изучив состояние храма с 23 июня по 14 июля 1929 нашла состояние кафедрального собора удовлетворительным, секретным постановлением от 26 ноября 1929 за № 1107/с по вопросу разбора собора, Президиум ТЦИК и НКВД не увидели «необходимости в особом постановлении Президиума, так как церковь давно уже закрыта особым постановлением ТЦИК, и вопрос о разборе является лишь вытекающим из бывшего постановления о ликвидации». В начале марта 1932 ускоренными темпами начали ломать церковное крыльцо и разбирать на кирпич то, что осталось от колокольни. Но сам собор чудом уцелел.

Вскоре в церкви разместили Госархив ТАССР, устроив внутри четыре яруса деревянных перекрытий. В подвальном храме, служившем некрополем казанских архиереев устроили овощехранилище, в келье святителя Гурия устроили сторожку. В 1977-1984 была проведена реставрация внешнего облика собора в формах 1841, восстановлены купола и барабаны (украинская «баня» и 4 маковки луковичной формы). В 1987 центральный купол позолотили. После реконструкций и реставраций, от первоначального храма XVI века сохранились центральный объем здания с тремя апсидами и шестью круглыми в сечении массивными столбами, поддерживающими свод: 2 столба в алтаре, 4 в храме. Столбы соединяются арками, образуя 12 сводов. К XVI в. также относятся основания двух боковых каменных приделов и фрагменты фресок. Последняя реставрация в Благовещенском соборе была проведена в 1995-2005 Указом М. Шаймиева в 1995 церковь передали в ведение Государственного историко-архитектурного музея-заповедника «Казанский кремль». В 1997 Государственный архив ТАССР перевели в другое здание. Для реставрации интерьера собора был создан Фонд финансовой поддержки реставрации Благовещенского собора, который возглавил генеральный директор Ю.В. Павлов. Иконописные и живописные работы с 2000 осуществляло межобластное научно-реставрационное художественное управление при Министерстве культуры Российской Федерации. В работах по воссозданию икон главного иконостаса собора принимала участие бригада московских иконописцев под руководством художника-реставратора высшей категории С.Р. Брагина. Реставрацию завершили в 2005, к 450-летию Казанской епархии. Первую литургию в возрожденном соборе отслужил Патриарх Московский и Всея Руси Алексий II 21 июля 2005 Собор действует, первым настоятелем возрожденного храма был поставлен иеромонах Мефодий, впоследствии настоятель казанского Кизического монастыря.

Согласно указу Президента Республики Татарстан М. Ш. Шаймиева от 13 ноября 1995 и постановлению Правительства республики от 19 декабря 1995, Благовещенский собор стал частью Государственного историко-архитектурного и художественного музея-заповедника «Казанский Кремль». С 1995 в соборе велись реставрационные работы. 19 июля 2005 он был вновь освящён архиепископом Казанским Анастасием. 21 июля 2005 торжества в честь 450-летия Казанской епархии в отреставрированном храме возглавил Патриарх Алексий II.

Освящение Благовещенского собора Казанского кремля 19.07.2005 г.//На сайте Казанской епархии
Литература: Яблоков А.П. Кафедральный Благовещенский собор в г. Казани. — Казань, 1909
Ключевская Е., Саттарова Л. Наследие великих мастеров // Дизайн и Новая Архитектура : журнал. — Казань: Фонд развития архитектуры, 2005. — № 20. Загоскин Н.П. Спутник по Казани. – Казань, 1895. Пинегин М.Н. Казань в её прошлом и настоящем. – СПб., 1890. Фехнер М.В. Великие Булгары. Казань. Свияжск. – М., 1978. Благовещенский собор Казанского кремля на сайте Казанской епархии А.М. Елдашев. Благовещенский собор

Благовещенский собор Московского кремля (Москва, Россия) — экспозиции, время работы, адрес, телефоны, официальный сайт. Предыдущая фотография Благовещенский собор Московского кремля

9 луковичных глав Благовещенского собора Московского кремля символизируют число степеней ангельской иерархии, подвластных Пресвятой Богородице. Здесь традиционно венчались и крестили детей все великие московские князья и русские цари до тех пор, пока столицей России не стал Санкт-Петербург. На свой домовой храм они не жалели золота, серебра и драгоценных камней. Даже пол сделан из агата и яшмы, привезенных из Персии.

Считается, что на месте нынешнего храма стояла скромная церковь, где преподобный Сергий Радонежский благословил молодого князя Дмитрия на битву с темником Мамаем. Василий I, сын победителя на Куликовом поле, ее перестроил и поручил роспись иконостаса артели Феофана Грека, где уже трудился инок Андрей Рублев. Церковь прозвали «Благовещения, что на Сенях», поскольку она стояла прямо перед входом в княжеский терем. К 15 веку храм обветшал, и Василий III повелел его снести и на том же фундаменте возвести новый. Иконы, к счастью, сберегли и установили в драгоценные оклады. Тогда же и купола покрыли позолоченной медью.

Архитектура Благовещенского собора

Четырехстолпный трехапсидный храм возвышается на высоком подклете. Планировка традиционная, в виде креста. Барабаны глав украшены кирпичным поребриком и бегунцом в псковском стиле.

С трех сторон здание окружено галереями-папертями. По легенде, их соорудили для царя Ивана Грозного, который после 4-й женитьбы не имел права входить в церковь. С резного крыльца он однажды увидел комету в виде креста и посчитал ее предвестницей близкой смерти. И вскоре оставил этот мир.

В честь побед в Ливонской войне собор очередной раз реконструировали, пристроив по углам 4 маленьких церковки с куполами и добавив еще две главы к имеющимся трем. К концу 16 века Благовещенский храм окончательно приобрел свой нынешний вид.

Интерьер

Общая композиция иконостаса, эскизы и три центральных иконы — «Спас», «Иоанн Предтеча» и «Богоматерь» — принадлежат Феофану Греку, «Архангел Михаил» и еще 7 икон — первая крупная работа Андрея Рублева. Сейчас уже невозможно установить, подлинники это или точные списки, но авторство подтверждается характерной манерой письма. На стенных росписях изображены евангельские и исторические сюжеты с участием Владимира Мономаха, Александра Невского, Ивана Калиты, Дмитрия Донского и Ивана III.

Но самые сенсационные росписи сделаны гораздо позже. Известный художник 16 века Федор Едикеев изобразил на паперти древних мудрецов, держащих в руках развернутые свитки с цитатами, соответствующими православным догмам. На листе Аристотеля, например, написано: «Первие Бог, потом слово и дух, и с ним едино».

Музей в подклете

Подвальное помещение некогда служило хранилищем для царской казны. Вполне логично, что именно в нем находится экспозиция «Клады Московского кремля». Горожане, воины и монахи считали крепость самым безопасным местом и часто зарывали свои ценности при угрозе нападений или пожарах. На стендах выставлены ювелирные украшения, оружие, культовые предметы, обнаруженные при раскопках.

Раз в году, в апрельский праздник Благовещения Святейший патриарх совершает в соборе литургию. После этого, по старинному московскому обычаю, он отпускает на волю птиц из клеток.

Адрес: Московский кремль, Соборная пл. Веб-сайт.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *