Благовещенский собор московский кремль

Многоярусный иконостас Благовещенского собора — одно из самых значительных, красивейших и загадочных произведений средневекового русского искусства, об авторстве самых древних икон которого — Деисуса конца XIV века и Праздников начала XV века — до сих пор идут споры. Долгое время их тесно связывали с Феофаном Греком, Прохором с Городца и Андреем Рублевым. Завершают иконостас пророческий и праотеческий ряды, написанные в середине XVI века и представляющие не меньший интерес по иконографии и составу.

Особенностью местного ряда иконостаса является постоянное место в нем для патрональной иконы правящего царя, которую после его смерти уносили в Архангельский собор и ставили у могилы в надгробном иконостасе. В местном же ряду стоит икона «Спас на престоле». Рама, в которую вставлены все иконы, создана по императорскому заказу в 1896 году мастерами московской фабрики фирмы Хлебникова по рисунку архитектора Султанова.

1. Деисус:

13 икон Деисуса представляют святых в полный рост, обращенных с молитвой о спасении грешного человечества к восседающему на престоле среди сил небесных Спасителю. Его икона «Спас в Силах» находится в центре ряда и является самым значительным образом этой многоярусной конструкции иконостаса.

В состав Деисуса главного иконостаса Благовещенского собора входят Богоматерь и Иоанн Предтеча, архангелы Михаил и Гавриил, апостолы Петр и Павел, отцы церкви Иоанн Златоуст и Василий Великий. Вдоль южной и северной стен собора «в заворот» стояли образы великомучеников Георгия и Дмитрия, а также столпников Даниила и Симеона. Центральное ядро из девяти икон конца XIV в. исследователи связывают с греческим иконописцем, вероятно, Феофаном Греком, который работал в это время при дворе московского князя.

2. Праздники:

Иконы сохранившихся 16 Праздников представляют события евангельской жизни Христа от «Благовещения» о рождении Спасителя до «Сошествия во Ад» и «Успения». Вопрос датировки икон и их авторства вызывает споры. Среди версий — связь одной из двух двух групп икон ряда с иконописцем Андреем Рублевым («Благовещение», «Рождество», «Сретение», «Крещение», «Преображение», «Воскрешение Лазаря», «Вход в Иерусалим»).

3. Пророки и праотцы:

15 икон Пророков и 15 икон Праотцов над ними представляют полнофигурные образы провозвестников явления Христа с сидящей на престоле Богоматерью с Христом на коленях и поясных образов праотцов в архитектурном обрамлении с Саваофом в центре ряда. Оба ряда относятся ко времени восстановления собора после пожара 1547 года.

4. Патрональная икона:

Патрональная икона, вероятно, с XVI в. занимает в нижнем ряду иконостаса Благовещенского собора постоянное место: третья справа от царских врат. В фондах музея сохранилось несколько икон с образами святых патронов московских царей, начиная с Ивана Грозного. Образы святых покровителей царских писали на узкой доске вскоре после церемонии венчания на царство и помещали в иконостас домового храма напротив царского моленного места, а после смерти царя икону переносили в Архангельский собор «ко гробу».

В связи с переносом столицы в Петербург в начале XVIII в. икона «Апостол Петр, Иоанн Предтеча и Алексей Человек Божий» (покровители Петра I и его брата Ивана V, с которым они царствовали вместе, а также отца их Алексея Михайловича), написанная в начале 80-х годов XVII в., не была востребована, т. к. принявший титул императора Петр I был похоронен уже в Петербурге в соборе Петропавловской крепости.

5. Икона «Спас на престоле»

Икона «Спас на престоле» стоит в местном ряду главного иконостаса первой справа от царских врат. Судя по фрагментам поздней записи, икона написана «рукою многогрешного художника Михаилом при державе великого князя Ивана Даниловича…». Однако, живопись на иконе сохранилась от XVI века.

Благовещенский собор — самый знаменитый храм города Москвы.

Располагается храм на Соборной площади внутри Кремля. Благовещенская церковь – старейший московский храм. Собор был домовым храмом членов царской семьи.

Храм благовещения расположен в юго-западной части Соборной площади. 9 куполов храма покрыты сусальным золотом. По площади он уступает многим храмам, но по великолепию и величию – это один лучших. Храм построен в честь Благовещения Богородицы.

Благовещенский собор — домовая церковь московских государей

Летопись знаменитого собора Москвы началась в 15 веке

По велению царя Ивана III в 1484 году закладывается Благовещенский собор.

По мнению ученых, что в XIII-XV веках на месте будущего Благовещенского собора находился деревянный храм с каменным фундаментом.

Московский кремль в XV веке активно перестраивался. Архитекторы из других стран возводили новые постройки.

По велению Ивана III Благовещенский собор было поручено строить псковским зодчим.

В 1474 г. летописец отметил:

«Посла же князь великий Иван Васильевич во Псков и повеле прислати мастеров церковных и приведоша их; они же дела их (строителей Успенского собора) похвалиша, что гладко делали, да похулиша дело извести, занеже жидко растворяху, ино неклеевита.

Тогда же князь великий отпусти; иже последе делаша святую Троицу в Сергиеве монастыре, и Ивана Златоустаго на Москве, и Сретение на поле, и Ризположенье на митрополичьем дворе, и Благовещенье на великого князя дворе». На этом основании принято считать, что собор был построен мастерами из города Пскова.»

Из сохранившихся летописей следует, что фамилии мастеров строительных дел из Пскова, кто построил Благовещенский собор — Мышкин и Кривцов.

1484 — 1489 годы строительства Благовещенского собора

После окончания строительных работ, храм представлял собой: крестово-купольное, четырехстолпное, трехапсидное здание. Архитектор разделил стены на 3 неравные части лопатками, а завершаются закомарами килевидной формы.

Своды в храме ступенчатые. Под центральным барабаном мастера расположили повышенные арки. Благодаря этому в основании главы был сделан ряд кокошников.

На фото можно увидеть архитектурные особенности Благовещенского собора

В 1489 году, после окончания всех работ, митрополит Геронтий лично освятил собор.

1547 год. Пожар в храме, здание сильно пострадало.

1564 год. Поменялось количество куполов. Из 3-хглавого превратилось в 9-тиглавый.

1572 год. Мастера сделали крыльцо, которое именуется Грозненским.

Грозненское крыльцо собора. По легенде, его приказал построить Иван Грозный. Его отлучили от церкви после четвертого брака, и он хотел слушать проповеди в церкви, куда ему теперь было нельзя

1917 год. Из-за артиллерийских атак разрушился внешний фасад здания.

1918 год. Собор закрыли, так как советская власть боролась с церковью

В 1993 году службы возобновили.

Сейчас в храме службы проводятся 1 раз в год, во время благовещенского праздника. По принятой традиции глава Православной церкви отпускает голубей в небо.

Благовещенского собор по архитектуре похож на греческие соборы 10 века

Собор выдержан в стиле греческих храмов десятого века. Собор украшен росписями и иконами, перенесенными из деревянного храма.

Благовещенский собор украшают 9 глав. В русской церковной архитектуре 9 глав являются символом Царицы Небесной Церкви (9 чинов Ангелов и девять чинов Праведников Небесных)

Храм построен в традициях раннемосковского зодчества с элементами псковской архитектуры. Элементы псковской архитектуры проявляются в украшениях барабанов глав — бегунец и поребрик выложены из кирпича. На апсидах — аркатурный пояс, похожий на пояс Успенского храма. Так псковские мастера объединили две святыни в единый ансамбль.

1590 — 1595 в течении этих лет купола храма покрыли раствором золота с медью

В 1508 году покрыт золотом один средний купол, а в 1590-1595 годах века оставшиеся купола покрыли раствором золота с медью. После этого прихожане стали называть собор – «златоверхий».

Собор поражает посетителя своим великолепием

Убранство Благовещенского собора

С северной, западной и южной сторон в храм ведут ворота. Стены с северной и западной стороны украшены золотым орнаментом из Италии. В южной части — красивая разноцветная роспись.

Росписи в храме делал Андрей Рублев, под руководством Феофана Грека.

Центральное место в росписях относят сюжеты из Евангелия – праздники, чудеса, Христос.

Если внимательно смотреть росписи, видны евангельские композиции и иллю­страции «Апокалипсиса».

Иконы Благовещенского собора украшены золотыми и серебряными окладами по велению царя Василия III

В росписи уделено много места теме преемственности власти великих князей и царей. Здесь изображения Владимира Мономаха, Александра Невского, Ивана Калиты, Дмитрия Донского и т.д.

Собор переделывался, достраивался, изменялся, но работы знаменитых мастеров не потерялись. Иконостас и иконы старого храма снимались и переносились в новый.

Обновленную роспись собора храма выполнил мастер Федор Едикеев

В соборе есть свои реликвии, главная из них — икона от Феофана Грека

  • Чудотворная икона Пименовской Богоматери.

Чудотворная икона Пименовской Богоматери — привезена из Константинополя в XIV веке, и навсегда осталась в Москве;

  • крест царя Константина, подарок императора Византии Александра Комнина Владимиру Мономаху.

Главная святыня храма — чудотворная икона Божией Матери Донская, сделанная Феофаном Греком.

Чудотворная икона Божией Матери Донская, на которую русские воины и Дмитрий Донской молились перед Куликовской битвой

Расписание богослужений Благовещенского собора Московского Кремля

Собор принимает посетителей каждый день с 7 утра до 21 вечера.

Расписание проводимых служб:

  • понедельник-пятница в 8:00 и 18:00;
  • суббота-воскресенье в 7:30 и 17:00.

Из архитектурной композиции Соборной площади Московского Кремля Благовещенский собор не является ни самым древним, ни самым большим. Но в истории ему была отведена особая роль, ведь он являлся домашним храмом великий князей. В этом соборе реализованы некоторые оригинальные и, казалось бы, несовместимые архитектурные и оформительские решения, что наложило отпечаток на его внешний облик. Ниже пойдет речь об исторических вехах Благовещенского собора Московского Кремля, его святынях, а также краткое описание, достопримечательности и современность.

>Где находится Расположен Благовещенский собор по адресу: Москва, Кремль, Соборная площадь, а точнее, в ее юго-западной части. >Как лучше добираться

Добраться до Благовещенского собора лучше, доехав до удобной для вас станции метро: «Библиотеки им. Ленина», «Александровского сада» или «Боровицкой».

История создания Благовещенского собора

На месте нынешнего, каменного собора стояла деревянная церковь, также носившая название Благовещенской, построенная еще в XIV веке по приказу сына Дмитрия Донского, князя Василия. А почти через сто лет Князь Иван III приказал построить новый храм из камня. Для его возведения были приглашены псковские зодчие. Начато строительство было в 1484 году, а уже в 1489 году новый собор был торжественно освящен. Изначально он имел три купола. В 1547 году, во время сильного пожара, собор серьезно пострадал. Его восстановлением занялись спустя 17 лет. К основному храму были пристроены четыре придела с куполами, с восточной стороны были надстроены две главы. Таким образом, после завершения работ, в 1564 году, собор становится девятиглавым.

В 1572 году к собору было достроено крыльцо, названное Грозненским, происхождение которого весьма интересно. В это время царь Иван Грозный в четвертый раз женился, что категорически не допускалось православной церковью, и, соответственно, потерял право молиться в храме. С этой поры он стал молиться на специально построенном крыльце, которое и стало называться в честь царя.

Вплоть до начала XVIII века для московских монархов Благовещенский собор являлся придворным храмом, а его настоятель одновременно был духовником самодержца. После переноса столицы в Санкт-Петербург значимость собора снизилась, однако особый статус его протопресвитера был сохранен.
После революции в 1918 году храм был закрыт для богослужений. Но его удалось сохранить от разрушения и разграбления. Как музей собор открыл двери для посетителей в 1955 году.
В 1993 году, в день Благовещения, который является престольным праздником собора, в нем впервые за многие годы было проведено богослужение. В настоящий момент службы на регулярной основе не совершаются, их проводят в особых случаях.

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *