Благоволение

Хор: Слава в вышних Богу, /и на земли мир, /в человецех благоволение. /Хвалим Тя, благословим Тя, /кланяем Ти ся, славословим Тя, благодарим Тя, /великия ради славы Твоея./Господи Царю Небесный, Боже Отче Вседержителю, /Господи, Сыне Единородный, Иисусе Христе, и Святый Душе./Господи Боже, Агнче Божий, Сыне Отечь, /вземляй грех мира, помилуй нас;/вземляй грехи мира, приими молитву нашу;/седяй одесную Отца, помилуй нас./Яко Ты еси един Свят, /Ты еси един Господь, Иисус Христос, в славу Богу Отца, аминь.
На всяк день благословлю Тя, и восхвалю Имя Твое во веки, и в век века.
Сподоби, Господи, в день сей без греха сохранитися нам./Благословен еси, Господи, Боже отец наших, /и хвально и прославлено Имя Твое во веки, аминь.
Буди, Господи, милость Твоя на нас, якоже уповахом на Тя.
Благословен еси, Господи, научи мя оправданием Твоим. (Трижды)
Господи, прибежище был еси нам в род и род./Аз рех: Господи, помилуй мя, исцели душу мою, яко согреших Тебе.
Господи, к Тебе прибегох, научи мя творити волю Твою, яко Ты еси Бог мой:/яко у Тебе источник живота, /во свете Твоем узрим свет./Пробави милость Твою ведущим Тя.
Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный, помилуй нас. (Трижды)
Слава, и ныне. Святый Безсмертный, помилуй нас.
Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный, помилуй нас.

Тропари воскресные по славословии великом

Если глас 1, 2, 5, 7:
Днесь спасение миру бысть, /поем Воскресшему из гроба, /и Начальнику жизни жизни нашея:/разрушив бо смертию смерть, /победу даде нам и велию милость.
Если глас 2, 4, 6, 8:
Воскрес из гроба и узы растерзал еси ада, /разрушил еси осуждение смерти, Господи, /вся от сетей врага избавивый;/явивый же себе апостолом Твоим, /послал еси я на проповедь, /и теми мир Твой подал еси вселенней, /Едине Многомилостиве.

Ектения сугубая

Помилуй нас, Боже, по велицей милости Твоей, молим Ти ся, услыши и помилуй.
Хор: Господи помилуй. (Трижды, на каждое прошение.)
Еще молимся о Великом Господине и Отце нашем Святейшем Патриархе Алексии, и о Господине нашем Преосвященнейшем митрополите (или: архиепископе, или: епископе) (имярек), и всей во Христе братии нашей.
Еще молимся о Богохранимей стране нашей, властех и воинстве ея, да тихое и безмолвное житие поживем во всяком благочестии и чистоте.
Еще молимся о блаженных и приснопамятных создателех святаго храма сего (если в монастыре: святыя обители сея), и о всех преждепочивших отцех и братиях, зде лежащих и повсюду, православных.
Еще молимся о милости, жизни, мире, здравии, спасении, посещении, прощении и оставлении грехов рабов Божиих, братии святаго храма сего (если в монастыре: святыя обители сея).
Еще молимся о плодоносящих и добродеющих во святем и всечестнем храме сем, труждающихся, поющих и предстоящих людех, ожидающих от Тебе великия и богатыя милости.
Иерей: Яко Милостив и Человеколюбец Бог еси, и Тебе славу возсылаем, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно и во веки веков.
Хор: Аминь.

Ектения просительная

Диакон: Исполним утреннюю молитву нашу Господеви.
Хор: Господи помилуй.
Заступи, спаси, помилуй и сохрани нас, Боже, Твоею благодатию.
Дне всего совершенна, свята, мирна и безгрешна у Господа просим.
Хор: Подай, Господи. (На каждое прошение.)
Ангела мирна, верна наставника, хранителя душ и телес наших, у Господа просим.
Прощения и оставления грехов и прегрешений наших у Господа просим.
Добрых и полезных душам нашим и мира мирови у Господа просим.
Прочее время живота нашего в мире и покаянии скончати у Господа просим.
Христианския кончины живота нашего, безболезнены, непостыдны, мирны и добраго ответа на Страшнем Судищи Христове просим.
Пресвятую, Пречистую, Преблагословенную, Славную Владычицу нашу Богородицу и Приснодеву Марию, со всеми святыми помянувше, сами себе, и друг друга, и весь живот наш Христу Богу предадим.
Хор: Тебе, Господи.
Иерей: Яко Благ и Человеколюбец Бог еси, и Тебе славу возсылаем, Оцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно и во веки веков.
Хор: Аминь. Иерей: Мир всем. Хор: И духови твоему.
Диакон: Главы наша Господеви приклоним.
Хор: Тебе, Господи.
Иерей: Яко Бог милости и щедрот и человеколюбия еси, и Тебе славу возсылаем, Отцу и Сыну иСвятому Духу, ныне и присно и во веки веков.
Хор: Аминь. Иерей: Мир всем. Хор: И духови твоему.
Диакон: Главы наша Господеви приклоним.
Хор: Тебе, Господи.
Иерей произносит молитву тихо: Господи Святый, в вышних живый и на смиренныя призираяй, и всевидящим оком Твоим призираяй на всю тварь;Тебе приклонихом выю сердца и телесе, и молимся Тебе, простри руку Твою невидимую от святаго жилища Твоего и благослови вся ны: и аще что согрешихом, волею или неволею, яко благ и Человеколюбец Бог прости, даруя нам мирная и премирная благая Твоя.
Твое бо есть, еже миловати и спасати ны, Боже наш, и Тебе славу возсылаем, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно и во веки веков.
Хор: Аминь. Диакон: Премудрость. Хор: Благослови.
Иерей: Сый благословен Христос Бог наш, всегда, ныне и присно и во веки веков.
Хор: Аминь. Утверди, Боже, святую православную веру, православных христиан во век века.
Иерей: Пресвятая Богородице, спаси нас.
Хор: Честнейшую Херувим и Славнейшую без сравнения Серафим, без истления Бога Слова рождшую, сущую Богородицу, Тя величаем.
Иерей: Слава Тебе, Христе Боже, Упование наше, слава Тебе.
Хор: Слава, и ныне. Господи, помилуй. (Трижды) Благослови.
Иерей произносит отпуст, в воскресенье:
Воскресый из мертвых, Христос Истинный Бог наш, молитвами Пречистыя Своея Матери, святых славных и всехвальных апостол(и поминается святой, во имя которого освящен храм, и святой, память которого пришлась на этот день), святых и праведных Богоотец Иоакима и Анны и всех святых, помилует и спасет нас, яко Благ и Человеколюбец.

Мир вам, дорогие друзья!

Я хотел бы сегодня поделиться с вами словом о силе благоволения. Я верю, что это слово будет особенным благословением для вас.
В этой серии обращений я буду говорить о том, что такое благоволение. Мы поговорим о фундаменте для благоволения в своей жизни, о том, как высвобождать, поддерживать и умножать благоволение в нашей жизни.
Я верю, что это потрясающее откровение, которое окажет сильное влияние на вашу жизнь.

Сегодня мы постараемся дать определение понятию «благоволение».
Что такое благоволение?

  • Благоволение — это тайное желание другой личности принимать участие в твоей жизни и помочь тебе состояться.
  • Благоволение — это милость и благосклонность других к тебе.
  • Благоволение — это акт доброты и милости, который другие проявляют по отношению к тебе.
  • Благоволение также означает предоставление особых привилегий или поддержки, помощи.

Всё это является твоим наследием во Христе. Бог желает окружить твою жизнь благоволением.

«Ибо Ты благословляешь праведника, Господи; благоволением, как щитом, венчаешь его.» (Пс. 5: 13).

Если ты оправдан верой в Иисуса Христа, тогда Бог обещает, что Он будет благословлять и окружать тебя благоволением, как щитом.
Прими с сегодняшнего дня, что ты будешь ходить в Его благоволении во всех сферах своей жизни.
Пусть Бог особым образом благословит тебя в этот день!
До завтра!

Шемоне Эсре (שמונה עשרה‎), или Восемнадцать славословий — литургическая молитва, за которой ввиду ее исключительного положения в богослужении установилось название תפלה‎, т. е. молитва par excellence. По своему значению она занимает следующее место после Шема (см.) и принадлежит к первым произведениям синагогальной литургии. Ее читают ежедневно в утренних, дневных и вечерних богослужениях, a также в добавочных богослужениях субботы и праздников. Она лишь по традиции называется Ш. Э., т. е. 18 славословий, ибо в действительности во всех установленных синагогальных версиях содержатся 19 славословий. У сефардов она имеет еще другое название — «Амида», т. е. молитва, которую читают стоя (Зогар, I, 105). По характеру и содержанию она делится на 3 части: 1) первые три славословия — прославления, שבח‎; 2) следующие 13 (когда-то 12) — представляют прошения, בקשה‎, и 3) последние 3, в которых высказывается благодарность Богу, наз. הודאה‎. Это напоминает просьбу раба, ожидающего милости от своего господина: сначала он восхваляет своего господина; затем излагает свою нужду и, наконец, уверившись, что просьба его принята, благодарит за оказанную милость (Бер., 34а). Первые и последние три неизменны для будней и праздников, тогда как промежуточная группа бывает различна в субботы, новолуния и праздники. Первое славословие называется אבות‎, т. е. отцы, патриархи (Рош га-Шана, IV, 5), потому что здесь говорится о благодеяниях, оказанных Богом патриархам. Второе — גבורות‎ (Рош га-Ш., l. c.), т. е. «могущество»; славословие обращено к Богу — властелину мира, питающему все живущее и воскрешающему мертвых; оно носит также название תחית המתים‎ (воскресение мертвых). Третье — известно под именем קדושת השם‎, «освящение имени»; оно очень коротко: «Ты свят и имя Твое свято и святые восхваляют тебя ежедневно, беспрерывно. Благословен ты Превечный святый Боже!». Далее следуют 13 просительных славословий. Четвертое — אתה חונן‎ — заключает просьбу о даровании знания и разума. Пятое, השיבנו‎ — просьба о возвращении нас к Богу, Божественному учению и служению. Шестое, סלח לנו‎ — молитва о прощении грехов. Седьмое носит название ברכת הגאולה‎ и содержит просьбу об избавлении от бедствий. Восьмое, ברכת חולים‎ (Аб. Зара, 8а) или רפואה‎ (Мег., 17б) — просьба об исцелении от болезней. Девятое, ברכת השנים‎ (ib.) — об урожайном годе. Десятое — «киббуц галуиот», т. е. просьба o coбирании рассеянных повсюду евреев. Одиннадцатое, השיבה‎ — о восстановлении прежнего правосудия. Двенадцатое, ברכת המינים‎ или הצדוקים‎ (Бер., 28б) — о гибели еретиков и злоумышленников. Тринадцатое, על הצדיקים‎ — о даровании счастья праведникам. Четырнадцатое, ולירושלים‎ — о восстановлении Иерусалима. Пятнадцатое, את צמח דויד‎ — о возрождении дома Давидова; возможно, что когда-то составляло одно целое с предшествующим славословием. Шестнадцатое, שמע קולנו‎ (= услышь наш голос), озаглавлено в Аб. Зара, 8а просто שומע תפלה‎ — просьба к Богу отнестись милостиво и с благоволением к предшествующим молитвам. Семнадцатое, озаглавлено в Бер., 29б, עבודה‎, т. е. жертвенный культ, — о восстановлении храмового богослужения и благосклонном отношении к теперешнему. Восемнадцатое, הודאה‎ — выражение признательности к Богу. В утреннем богослужении в синагоге здесь прибавляется благословение священников. Девятнадцатое, שלום‎, — славословие о мире — резюмирует священническое благословение.

Для субботних богослужений средние славословия заменяются одним, так что субботняя «Тефилла» состоит из 7 славословий (Бер., 29а); кроме того, она имеет вступительную часть, особую для каждого из 4-х богослужений, с одним общим для всех отрывком. В кануны субботних дней вечером, после того как все молящиеся в синагоге прочитали Тефиллу про себя, кантор громко читает так называемое מעין שׁבע‎ — резюме 7 славословий. В праздничные дни «освящение дня» состоит из нескольких отрывков, один из которых касается данного праздника. Вставки имеются в 1, 2, 3, 18, и 19 славословиях, читаемых в десять покаянных дней месяца «Тишри»; они содержат просьбу к Богу «вписать к книгу жизни», a в «Неиле» (см.) вместо «вписать» читают «запечатать». В дни новолуний и промежуточные дни Пасхи и Суккот, равно как и в праздники, в 17-е славословие вставляется молитва יעלה ויבא‎; для Ханукки и Пурим специальные благодарственные молитвы за выдающиеся исторические события вставлены в 18-е славословие и начинаются словами על הנסים‎ (— за чудеса). В 8-е славословие включается молитва за больных; когда просят об определенном больном, она начинается словами יהי רצון‎ (— да будет воля Твоя). В день 9-го Аба в дневной Тефилле к 14-му славословию прибавляется просьба о ниспослании утешения скорбящим по Сионе. — Ш.-Э. читается раньше про себя всеми молящимися, a затем повторяется громко хаззаном. В положении тела и рук молящийся должен выражать сознание своего серьезного отношения к этой молитве (см. Шулхан-Арух, Ор. Хаиим, 95); нельзя прерывать чтения Ш.-Э. (ib., 104); в исключительных обстоятельствах, когда можно ожидать неизбежности перерывов, разрешается сократить Ш.-Э. и ограничиться тремя первыми, тремя последними славословиями и между ними одним кратким славословием, הביננו‎, резюме всех средних (Ор. Хаиим, 110). Введением к Ш.-Э. является стих из Пс., 51, 17 (Бер., 4б), «Господи, открой уста мои, и язык мой возвестит хвалу Твою». Читаются, кроме этого, еще два библейских стиха из Пс., 65, 3, и Второз., 32, 3. По окончании чтения Ш.-Э. принято читать молитву Мара бар-Раббины, начинающуюся словами אלהי נצור‎ — «Боже, храни мой язык от зла», после чего отступают на три шага назад и произносят слова: «кто творит мир на небесах, да ниспошлет мир на нас и на весь народ Израиля и говорите: аминь». В Тефилле дополнительной молитвы (мусафа) удержаны постоянные 6 славословий (первые 3 и последние 3). Между ними в литургии Нового года вставлены следующие три довольно обширных славословия: 1) מלכיות‎, провозглашения царства Божия и единства Его, 2) זכרונות‎, воспоминания Богом всех людей, и 3) שופרות‎, o трубном звуке и значении его. Все эти 3 славословия сопровождаются соответствующими цитатами из Пятикнижия, гагиографов и пророков. Для суббот, новомесячия и прочих праздников существует только одно распространенное среднее славословие, по содержанию соответствующее значению данного дня, напр. субботнее среднее славословие для мусафа в форме акростиха (обратный алфавит) перечисляет храмовые жертвоприношения субботы, просьбу о восстановлении храма и дифирамб субботе. Что касается языка Ш.-Э., то преобладающим является стиль Библии, особенно Псалмов, реже встречаются мишнаитские слова и обороты. Язык Ш.-Э. свидетельствует, таким образом, о времени ее составления — до и после разрушения храма. Отсутствие в Мишне указаний на самый текст славословий объясняется тем, что ко времени окончательного их установления они пользовались всеобщей известностью (Маймонид к Мен., IV, 1б); тем более, что первые законоучители были противниками фиксирования молитвенных формул (Бер., 28б); «Помни Шема и Тефилла, — говорит р. Симон б.-Иохаи, — но не превращай твоей молитвы в обязанность, пусть она будет искренней просьбой, сердечным излиянием перед Господом» (Аб., II, 13;. Мишна знала, по-видимому, общее содержание и порядок славословий, но допускала отступления во фразеологии, так что о степени учености, судили по тому, как произносят славословия (Toc. Бер., I). До времени появления трактата Соферим не было писаных молитвенников. Поэтому для избежания резких отступлений пользовались различными мнемоническими средствами. Так, напр., для запоминания, что третье славословие состоит из 14 слов, оно ассоциировалось в памяти со стихом из Исаии 6, 3, содержащим такое же количество слов; список этих аналогий служит позднейшим авторитетам доказательством в пользу той или другой формы спорных редакций славословий (см. комментарий Бэра к его Седер Абодат Исраэль, стр. 89). Талмуд называет составителем Ш.-Э. Симона га-Пиколи (Бер., 28б). Но это не означает, что славословия не были известны раньше: Сифре, Второз., 343, приписывает составление Ш.-Э. «первым мудрецам» — חכמים הראשונים‎; Мег., 17б — «120 мудрецам и среди них множеству пророков». Эти свидетельства согласуются с общепринятым мнением (Бер., 33а), что богослужебные молитвы установлены и упорядочены «мужами великого собора». С несомненностью можно сказать, что славословия Ш.-Э. вошли в употребление в первые дни фарисейской синагоги как естественный и самопроизвольный продукт усилий установить фарисейскую синагогу в противовес саддукейской храмовой службе или, по меньшей мере, параллельно с ней. Законоучители стремились связать троекратное чтение Ш.-Э. с жертвенными церемониями храма и сравнивали утреннюю и дневную молитву с постоянными утренними и дневными жертвоприношениями, a вечернюю — с сожиганием на алтаре в течение ночи остатков жертвенных животных (Бер., 26б). Троекратное богослужение в течение суток вообще установлено, согласно традиции, тремя первыми патриархами (Бер., 266). Из Дан., 6, 11, видно, что уже в маккавейскую эпоху молились 3 раза в день. Постепенно устанавливалась все большая правильность в формулах славословий и в часах их чтения. Р. Гамлиил II решился окончательно установить общественное и частное богослужение и поручил р. Симону га-Пиколи редактировать славословия в том порядке, который они к этому времени имели, и объявил их троекратное чтение обязательным. При том же патриархе прибавлено было славословие, направленное против изменников национальной религии, и таким образом получилось 19 славословий Ш.-Э. (Бер., IV, 3; см. Грец, Gesch., т. IV, стр. 30). В редакции р. Гамлиила включен был материал, относящийся к прежним временам. Первоначальная форма их отличалась, несомненно, большой простотой (ср. Деренбург в REJ., XIV, 26). В храме заключительная часть каждого славословия состояла из следующей формулы: «благословен Ты, Превечный Бог Израиля от века до века» (Бер., IX, 8, ср. Гейгер, в «Керем Хемед», V, 102). Сокращения славословий, рекомендованные р. Иошуей и объясненные Самуилом (Бер., 29a), показывают, что первоначально длинные славословия не пользовались популярностью. Абайя (4 века) восстал против излишнего пристрастия к сокращениям и призывал проклятие на тех, кто пользовался этими сокращениями (ib.). Во время р. Акибы звание 18 славословий не было еще всеобщим: он предлагал тем, кто плохо знает молитвы, довольствоваться сокращениями (ib., 28б). Законоучители предлагали свои формулы сокращенных молитв для замены ими Ш.-Э. в таких случаях, когда грозит опасность от диких зверей, разбойников и т. п. (молитва р. Иошуи, Бер., IV, 4 и др.). Тенденция расширять и разукрашивать отдельные славословия не прошла и после того, как Тефилла была фиксирована в числе 19 славословий; это видно из того, что р. Ханина сильно упрекал тех, кто обращался к Богу с бесчисленными прославлениями (Бер., 33б). По сохранившимся сокращенным формулам можно судить о числе славословий в Тефилле даже после редактирования ее при Гамлииле II, так как в ее состав входит уже и славословие против изменников. Вавилонский Талмуд сохранил одну версию, иерусалимский — две. Они известны по первому слову под именем «Габинену» (см.). Анализ текста Габинену устанавливает соответствие между этими сокращениями и 13-ю средними славословиями Ш.-Э. Палестинский текст Габинену гласит: «Дай нам, Превечный, уразуметь путь Твой (4), милостиво внемли нашему раскаяние (5), прости нам (6), наш Искупитель (7), удали от нас болезни (8), пошли нам урожайные годы (9), собери наших рассеянных (10), блуждающих суди по воле Твоей (11) и на беззаконников подними карающую руку Твою (12), да утишатся праведные (13) устройством Твоего города и храма (14) и отпрыском раба Твоего Давида (15). Прежде чем мы взываем к Тебе, услышь нас. Благословен Ты, Превечный, внемлющий молитве» (16). (Иер. Бер., IV). Мидраш дает следующее толкование всем славословиям Ш.-Э. Когда Авраам был спасен, ангелы пели: благословен Ты… щит Авраама (1-е славословие); когда Исаак был спасен во время акеды, они пели о воскресении мертвых (2-е); когда Яков узрел во сне врата неба, они пели хвалу святости Божией (3-е); когда фараон сделал Иосифа своим первым министром и Гавриил научил его 70 языкам, ангелы прославляли Бога за дарование разума и знания (4-е). В 5-м славословии заключается намек на Реубена и Билгу; 6-е имеет отношение к истории Иуды и Тамари, 7-е к освобождению евреев из Египта; 8-е впервые было произнесено по случаю исцеления Авраама ангелом Рафаилом после обряда обрезания; 9-е имеет отношение к земледельческим занятиям Исаака; 10-е — ко вторичной встрече Якова со всей его семьей в Египте; 11-е — к получению Израилем Торы («мишнатим»); 12-е — к гибели египтян в Чермном море; 13-е — к Иосифу праведному, нежно закрывшему глаза отцу; 14-е — к построению Соломонова храма; 15-е — к спасению Израиля на Чермном море; 16-е — к бедствиям евреев вообще и помощи, получаемой ими от Бога; 17-е — к устройству скинии (шехина); 18-е — к перенесению ковчега в святилище Соломоном и наконец, 19-е — к миру, наступившему после завоевания евреями Ханаанской земли (Pirke r. Еl., IX, XXVII; XXXI и XXXV). Древнейшими из всех славословий, по-видимому, являются последние три. Названия 17-го и 18-го славословий («абода и годаа») встречаются в Мишне при описании специальных 8 славословий, произносимых первосвященником в день Всепрощения после чтения отрывков из Торы (Иома, VII, 1). Абода и Биркат Коганим были обязательны также в ежедневной молитве священников, хотя от всей Ш.-Э. священники в храме были освобождены, так как Ш.-Э. была установлена вместо жертвоприношения, а священники ведь совершали жертвоприношения (Тамид, V, 1; ср. комм. Tiphereth Israel, ad loc. и Грец, l. c., II, 187, примеч. 4;. Цунц относит их ко времени первосвященника Симона. Молитвы, которые читались в храме первосвященником в наиболее торжественных случаях, были перенесены в синагоги в уверенности, что эта «абода» так же действительна, как и жертвоприношение. Фарисеи не решились присвоить себе функции священников, и вместо этого они ввели молитву שים שלום‎, известную под именем «биркат коганим», равносильную благословению священников (см. Тамид, VII, 2). Сходство, отмеченное Лёбом (REJ., XIX, 17), между Ш.-Э. и так назыв. «псалмами бедняков» подтверждает мысль о фарисейско-хасидейском происхождении Ш.-Э. Праведность и бедность были идеальным качеством для фарисеев; доктрина о воскресении мертвых, поддерживавшаяся фарисеями, имеется в славословии № 2; с очевидностью выступает здесь антисаддукейский протест. Из средних славословий 9-е указывает на превалирующую роль земледельческого труда у евреев и должно быть поэтому отнесено к древнейшим частям Ш.-Э. 4-е весьма характерно для религии, в которой сознание и разум считались необходимейшими атрибутами благочестия; важность такой молитвы признавалась в древнейшие времена. Р. Иуда га-Наси желал, чтобы ее читали и в будни и в субботы (Иер. Бер., V, 2; «если не понимание, то какая возможна молитва?»). Такое отношение к разуму также характерно для фарисейства. К древнейшим частям должна быть отнесена и молитва за больных, а может быть, также о собирании рассеянных и т. п., но 14 и 15-е славословие вряд ли могут быть относимы к дохасмонейской эпохе; содержание их указывает на позднейшее их происхождение. Анализируя Ш.-Э., нельзя не сравнить ее с молитвой, содержащейся в Бен-Сир, 36, где имеется почти полное содержание всех славословий. Стих 9 этой молитвы начинается словами: «Ускори время и вспомни клятву», что своим мессианским ожиданием напоминает 15-е славословие. Если считать правильным это построение молитвы Бен-Сиры, то большая часть славословий Ш.-Э. должна быть отнесена к хасмонейской эпохе, хотя большинство исследователей относит их к более позднему времени. 5-й стих может служить параллелью для славословия 11-го. Начинаясь словом חדש‎, он содержит просьбу о восстановлении суда Божия с прямым намеком на Исход. — Славословие против изменников, составленное при Гамлииле II (Бер., 28б), было направлено против еретиков и совратителей — «миним», или, согласно чтению Маймонида, против «апикорсим» (см. его коммент. к Санг., Х, 1); под последними подразумевались свободомыслящее, под первыми иудео-христиане, которые внесли смуту в ряды правоверного иудейства своими частыми полемическими выступлениями против основ национальной религии; они спорили с законоучителями, и сам патриарх Гамлиил II полемизировал с ними (см. Ге-Халуц, VII, 81; ср. Joël, Blicke in die Religionsgeschichte, I, 33; Gutmann в Monatsschrift, 1898, 344); он же и ввел в употребление молитву против них. Талмуд рассказывает по этому поводу следующее: Симон га-Паколи установил текст и порядок славословия Ш.-Э. перед рабби Гамлиилом П. Последний спросил мудрецов: есть ли кто-нибудь среди вас, кто мог бы установить молитву против саддукеев? Тут поднялся Самуил га-Катан и установил эту молитву; но уже в следующем году он не мог читать ее, ибо позабыл ее текст (Бер., 28а). Согласно Иер. Бер., V, 3, он просто опустил часть молитвы, и так как он был выше всяких подозрений, то этому не придали никакого значения. Дело в том, что духу иудаизма было чуждо всякое нетерпимое отношение к еретикам, и нелегко было законоучителям приноравливаться к требованиям времени (Hamburger, RBT., II, 1096). С тех пор эта молитва подверглась многим изменениям. Она давала opyжиe в руки врагов иудаизма, хотя и не проникнута ненавистью к неевреям; чтобы не дать пищи врагам, ее видоизменяли. Вместо «ла-зедим ве-ла-миним» стали читать «ламешуммадим» (Салоникский махзор, Ор. Хаиим, 118), «ве-ла-пошим» (см. Zunz, Ritus, 39), «ве-ла-малшиним» (в германском ритуале); вместо «миним» поставили «всем поступающим несправедливо» и т. д. Преобладающее употребление множественного числа в Ш.-Э. показывает, что Ш.-Э. была первоначально предназначена для чтения в синагоге, где молящиеся внимали хаззану и в некоторых местах делали поклоны вместе с последним (Тос. Бер., I, 11). После р. Гамлиила II мало-помалу распространился обычай, преимущественно в Вавилоне, читать Ш.-Э. шепотом про себя, после чего хаззан повторял ее громко (Сота, 40а); в Палестине она читалась громко всеми молящимися (Müller, Ghillufim, № 43). В прежние времена хаззан становился у амвона лишь при чтении Ш.-Э. Громкое повторение Ш.-Э. хаззаном не всегда считалось обязательным; Маймонид не признавал нужным повторение для общины Каира, хотя в своем Jad’е он держался противоположного взгляда. Не повторялось громко чтение Ш.-Э. вечернего богослужения, ибо само вечернее богослужение не считалось обязательным (Вейс, Дор, II, 76), и, как правило, вместо 18 славословий читали только 18 библейских стихов (Loew в Monatsschr., 1884, 112). В реформированной литургии в первом славословии вместо «гоель» читают «геулла»; во втором — вместо «воскресения» читают «поддержание жизни и искупление от смерти»; опущены молитвы за Иерусалим, за восстановление жертвоприношений и пришествие Meccии, а также и молитва о сокрушении врагов Израиля (ср. Протоколы второго раввинского съезда во Франкфурте-на-М., 1845, стр. 104). — Ср.: Zunz, GV., 367; Delitzsch, Zur Gesch. der jüdischen Poesie, 1836, 191—193; Herzfeld, Gesch., III, 200; Hamburger, RВТ., II, s. v.; Enoch, Das Achtzehngebet nach Sprache, 1886; Derenbourg in REJ., XIV, 1887; Levi, Les 18 bénédictions, в REJ., XXXII, 1896; Loeb, ibidem, XIX, 1889; Schürer, Gesch., II, 460; Elbogen, Die Gesch. des 18-gebets, в Monatsschr., 1902 и 1911. . 3.

Славословие Бога — противоядие уныния

Блаженной памяти старец Паисий Святогорец

Слова. Том V — «Страсти и добродетели»

Раздел 1. Страсти

«Борьба со страстями – это постоянное сладкое мученичество за соблюдение заповедей ради любви ко Христу»

4 ЧАСТЬ. Дети свебялюбия и гордости

«Когда человек научится радоваться успехам других, Христос даст ему все успехи других, и он будет радоваться так, как радуются все другие вместе взятые, и тогда его успехи и радость будут огромны»

Глава 3. Душевредная печаль

— Геронда, я огорчаюсь, когда вижу в себе остатки какой-нибудь страсти.

— Говори: «Слава Богу, что основное ушло»! Будь я на твоём месте, то, глядя на великие Божий дарования, «от стражи утренний до нощи» (Пс.129,5) повторял бы: «Слава Тебе, Боже». Если хочешь уже здесь начать жить райской жизнью, смотри на милости и богатые дарования, которые Бог тебе даёт, и славословь: «Слава Тебе, Боже». Прославляйте Бога за то, что Он помог вам преуспеть, пусть немного, благодаря ли собственному труду или помощи других. Когда человек говорит: «Слава Тебе, Боже», то Бог помогает, потому что благодарность в сочетании со сми-ренным расположением усердием и рвением в подвиге привлекает неисчислимые небесные силы и Божественные дары.

— Геронда а если я знаю, что снова упаду?

— Не знаешь. А думаешь так от страха. Не нужно бояться, что допустишь прежнюю ошибку, потому что так колеблется ваша вера в Бога Тут особая дотошность ни к чему. Если помысел говорит вам, что вы не исправитесь, и впадаете в уныние, то нужно самим себя утешить и подбодрить. «Слава Богу, — нужно сказать, — сегодня я стал лучше, чем был вчера. Тысячу раз слава Богу…» Хотя это воодушевление и кажется ненастоящим, но заключает в себе великую силу — надежду на Бога. Надежда на Бога — рычаг, который опрокидывает отчаяние, освобождает душу от уныния и страха, и шаг за шагом укрепляет духовные силы человека, пробуждая в нём святой оптимизм.

— Геронда, я переживаю из-за проблем со здоровьем

— Принимай всё как великий дар Божий. Бог никого не обижает. На Небе тебе будет чем утешиться. Получишь большую пенсию, если сама её не уменьшишь своим ропотом

— Но как, геронда, ведь сейчас я не чувствую в себе Неба?

— Не чувствуешь Неба, потому что не прославляешь Бога. Когда человек живёт славословием, он радуется всему. Есть люди в миру, которые будут судить нас, монахов. Посмотрите на бедуинов, какая у них тяжёлая жизнь, а они благодарят Бога и всегда веселы7. Они пшеницу не очищают от камней, а перемалывают как есть, поэтому хлеб у них — сплошные камни! В пище, которую они едят, похоже, нет необходимых микроэлементов, кальция и т. д, поэтому у них совершенно разрушенные зубы. Смотришь, бедуин с одним единственным зубом, а радуется, словно этот зуб у него перламутровый. Другому человеку одного только зуба и не хватает, а он из-за этого чувствует себя ущербным Всё это значит, что нужно непрестанно славословить, прославлять Бога день и ночь за Его к нам благодеяния.

Славословие освящает всё вокруг. Славословя, человек забывает себя в благодарности, теряет рассудок в хорошем смысле, радуется всему. А когда человек благодарит Бога даже за малое, то потом на него приходит так щедро благословение Божие, что не может его понести. Тут диавол уже не может больше устоять и уходит.

Рекомендуйте эту страницу другу!

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *