Содержание
Молитва блаженной феоктисте воронежской
Блаженная Феоктиста (Воронежская)
Блаженная Феоктиста (в миру Феоктиста Михайловна Шульгина) родилась, в многодетной семье казака в селе Оськино (под Новочеркасском). Смолоду блаженная Феоктиста любила страннствовать по святым местам. Странствовать она отправилась, как только получила паспорт, к этому времени умер ее отец. Из вопоминаний блаженной старицы Феоктисты: «Смолоду я босиком ходила 7 лет». Она ходила из Новочеркасска в Воронеж, из Воронежа в Задонск , побывала на Соловецком острове и в Киеве. ).(По воспоминаниям Агнии Я. Лихоносовой)
Известно, что замуж Феоктиста вышла за морского офицера. После гибели мужа, он погиб во время Русско-Японской войны 1904–1905 годов, Феоктиста Михайловна взяла на себя подвиг юродства во Христе.
Из воспоминаний духовной дочери старицы Агнии Лихоносовой: «. матушка говорила, будто она неграмотная, а сама как-то называла латинские буквы на серебряных ложках. Матушка знала и все Евангелие, и всю церковную службу, а одна старая монахиня, у которой я, будучи в Новочеркасске, ночевала, сказала, что матушка знает такие церковные молитвы и песнопения, которые редко, иногда в году раз читаются и поются, и даже не все священники их знают. «
По рассказам современников у блаженной Феоктисты была особая внешность :» Она была низкого роста, худощавая, уставшая, с особыми чертами лица и добрейшими глазами».
Блаженная Феоктиста подвизалась в Воронеже в 1920–1930 годах. В Воронеже она жила в одной из келий Алексиево-Акатова монастыря, а после его закрытия (1931г.) ей приходилось скитаться по разным местам, часто проводить ночи под открытым небом. Многие жители Воронежа высоко почитали Феоктисту Михайловну за высоту и святость жизни и желали получить от нее наставления, однако были и недоброжелатели, ненавидевшие ее за обличения. Блаженная Феоктиста, со смирением переносившая все тягости выпавшие на её долю, терпела насмешки, не уклонялась от побоев, всегда молилась за своих обидчиков. За великое смирение и терпение подвижница и удостоилась даров Святого Духа – прозорливости и дара исцеления по молитве.
Первое время во время своих странствий Христа ради юродивая ходила босиком. Позже, надевала не на ту ногу большие ботинки, с разрезанными задниками, которые постоянно спадали, растирая ей ноги. Феоктиста Михайловна посещала Новочеркасск, села Воронежской области, Задонск. До Новочеркасска блаженная старица в последние годы жизни добиралась поездом, но в Задонск по-прежнему ходила пешком, еле передвигая ноги, выбирая подчас самую неистовую погоду. В пути она непрестанно молилась. И по городу и в дальних путешествиях ее обычно сопровождала какая-нибудь девушка.
Блаженная Феоктиста Михайловна была в духовной дружбе с архиепископом Воронежским Петром (священномучеником Петром (Зверевым, † 1929)), который искренне уважал подвижницу за высоту духовной жизни.
Осенью 1927 года архиепископ Петр прибыл на Соловки. В своих письмах с Соловецкого лагеря к своей воронежской пастве (архиепископ Петр был сослан в Соловки осенью 1927 г .) Владыка, неизменно просил молитв блаженной Феоктисты.
Выдержки из писем священномученика Петра: «4 марта 1928 года. За всех молюсь непрестанно, всех искренне желаю видеть. Не будем ослабевать духом в скорбях, будем жить надеждой на милосердие Божие. Попросите молитв Феоктисты Михайловны. «
«25 декабря 1928 года. Непрестанно молю Господа нашего, да хранит Он вас всех в правой вере, в мире, в здравии и благополучии и да благословит С воим небесным благословением. Я за ваши святые молитвы пока жив и здоров и на новом своем уединенном и пустынном местожительстве. Бодр духом, покоряюсь воле Господней, меня не оставляющей скорбями и испытаниями.. .Н е ослабевайте в молитвах и доброделании, да сподобимся все в свое время милости Господней. Поклон и просьбы о молитвах Феоктисты Михайловны. Предаю вас всех Господу и Его Пречистой Матери. С любовью о Господе грешный архиепископ Петр».
Протоиерей Митрофан Бучнев так отзывался о старице Феоктисте: «Эта раба Божия в меру Антония Великого». Оставшись без прихода ( в Воронеже), отец Митрофан продолжал регулярно служить молебны, во время которых многим изливалось исцеление. По благословению Оптинских старцев, отец Митрофан окормлял общину девушек, собравшихся вокруг него, за неимением монастырей. К концу 20-х годов девушки были распределены по хуторам и благочестивым городским семействам, но связь сохранялась. Отправляясь в ссылку, из которой он уже не вернулся, отец Митрофан оставил свою общину под покров матушки Феоктисты.
Из воспоминаний Агнии Я. Лихоносовой: «Первые встречи мои с матушкой Феоктистой Михайловной относятся к 1928 году . Лето, больной сердцем батюшка (отец Митрофан) лежит в маленьком своем палисадничке на складной кровати. Он в белом холщовом подрясничке, как всегда бодрый духом. Около него на табуретке сидит матушка Феоктиста Михайловна и кормит его виноградом. Это маленькая сгорбленная старушечка, покрытая белым платком. Глаза у нее большие, голубые, и лицо в морщинках. Батюшку она очень любит и пришла проведать его. Батюшка отвечает ей такой же любовью. Он чтит ее и внушает глубокое уважение к ней всем своим домашним и окружающим его.
22 марта (по церковному календарю) 1930 года скончался наш батюшка. Мы осиротели, стали страшно одиноки душой, и вот тогда пришла к нам в дом матушка Феоктиста Михайловна.
Мы все привыкли к матушке и делились с ней всеми нашими горестями и радостями. Нина, как ребенок, непосредственно верила, что матушка всегда может помочь. У Нины болят зубы, она лежит и от боли плачет. Матушка у нас. Нина говорит: «Матушка, помолись, чтобы зубы скорее прошли». Матушка с большим трудом становится на колени перед образом, говоря: «Я помолюсь, помолюсь», и молится: «Спаси, Господи, Нинку, спаси, Господи, девчонку», – и, оборачивая свою седую головочку к Нине, так просто спрашивает ее: » Ну как, легче тебе?»; та сквозь слезы отвечает: «Легче».
Однажды Нина серьезно заболела с высокой температурой, а матушки не было. У соседей напротив нас болел ребенок, и к нему вызвали хорошего врача. Я попросила его зайти послушать Нину. Он, прослушав, сказал, что, очевидно, начинается воспаление легких. Прописал лекарство. После его ухода пришла матушка, мы ей все рассказали. Она осталась ночевать, обещала помолиться. Ночью Нина сильно стонала, и я слышала, что она громко молится своими словами. А матушка велела мне ночевать с нею в столовой, хотя сердце мое рвалось к Нине. Матушка спала мало. То и дело спустит ножки с кровати и сядет, потом встанет и скажет: «Я послужу», и ходит по комнате. Она молилась, и девочке нашей к утру стало лучше. Матушка ушла, а через день пришел тот же врач, послушал Нину и был очень удивлен: «Совсем непонятно: было воспаление легких, а сейчас ничего нет – никаких хрипов». Много-много раз помогала нам матушка своей молитвой.
Феоктиста Михайловна любила кормить народ. Мне рассказывали о том, что еще много лет тому назад она ходила на базар и в лавках покупала белые булки, а потом раздавала их частью здесь же, иногда около церкви, а иногда несла их своим знакомым в те дома, куда она ходила. Булочники зазывали блаженную, чтобы она у них покупала булки, так как матушку все знали и говорили, что у кого она покупала, те весь свой товар распродавали с особой удачей. И извозчики, тоже хорошо знавшие матушку, старались, чтобы она садилась в их коляску, веря, что это принесет им счастье. И вот матушка с полными руками булок или батонов едет на извозчике через весь город к кому-либо из знакомых. И к нам нередко приходила она, а иногда и приезжала, держа в руках кулек с пряниками или булку. Детям нашим это очень нравилось, но матушка давала, кому сама хотела, а иногда и не давала кому-либо, кто очень хотел от нее получить. Матушка говорила: «Я народ кормлю, надо кормить».
В январе 1931 года я собиралась поступить на службу. Матушка незадолго до этого как-то пришла к нам, стала около окна и смотрела на проходившие мимо трамваи. «Я приставлена за трамвайчиками глядеть , как они бегают», – сказала она. Скоро после этого я поступила на работу в трамвайный парк статистиком по учету трамвайных пробегов. Тогда и вспомнила слова матушки.
Великая раба Божия была матушка, и ее чтили и знали и епископы, и священники, и многие в городе из самых разнообразных слоев общества. Матушка не имела места, где бы она постоянно жила, и в последние годы своей жизни так же приходила и уходила во всякую погоду, иногда вся мокрая и обледенелая. Кашляла и болела, но только изредка перележит у близких знакомых дня два и опять пойдет.
В последние годы своей жизни матушка стала слабеть, приступы сильного кашля с мокротой не давали ей спать. Худенькая и сухонькая фигурка уменьшалась на глазах. А ходила, все ходила сама во всякую непогоду и в морозы. По-прежнему – пальто нараспашку, иногда позволит подвязать пальто пояском. В декабре 1939 года ей стало совсем уже худо. Придет к нам на несколько дней, полежит. Однажды матушка велела Поле проводить ее к Анне Александровне на Чижовку. На мой вопрос, зачем она уходит, сказала: «Мне у тебя умирать нельзя, тебя за меня тягать будут».. .П оля проводила ее, по дороге попросила кого-то подвезти матушку на санях-розвальнях. Поля рассказала нам, когда вернулась, что по пути матушка говорила о своей скорой кончине.
В домике Анны Александровны матушка осталась до последнего дня. Мы ходили к ней туда опять с горестями, с заботами и не думали, что матушка совсем уйдет от нас.
Мне говорили хозяйка дома и Настя – девушка отца Митрофана, что в день ее кончины, к вечеру, она спрашивала: «Где вы меня положите спать?» Ей указали на кровать, где она спала в эти дни. Матушка ответила: «Нет, не здесь вы меня положите. » Слова блаженной исполнились. В эту ночь она скончалась, и ее положили на небольшую постель, а потом на стол.
Ночью с 21 на 22 февраля по церковному календарю (6 марта н.ст.) 1940 года нас разбудили: пришли от Анны Александровны сообщить, что матушка только что скончалась. Мы все вскочили.. .В ероятно, это было около часа ночи. Матушка лежала на узенькой небольшой постели. Ее уже обмыли и одели.. .М ария Алексеевна, врач, видевшая много умерших людей, сказала: «Таких покойников я еще не видала – это мощи». Матушка лежала светлая, чудная, уснувшая вечным сном блаженных и праведных людей. До рассвета мы пробыли около матушки. В эти дни до погребения около Феоктисты Михайловны перебывало много народу. Читали Псалтирь и просто сидели около ее драгоценного тела. Хоронили в субботу, 9 марта 1940 года. С утра положили ее в небольшой белый гроб. Когда клали в гроб, я держала ножки и вспомнила матушкины слова: «Ты меня, мать, в гроб будешь класть с девчонкой», то есть с Ниной.
День был солнечный. Матушкин гробик не поставили на сани, а так и несли на руках до самого кладбища на Придаче. Провожающих было много, всем хотелось нести гроб».
В 1961 году останки блаженной были перенесены на новое кладбище «на баках». Перезахоронение осуществлял протоиерей Николай Овчинников (в схиме Нектарий), которому, когда он еще был врачом, матушка предсказала священство.
День памяти блаженной Феоктисты – 21 февраля по церковному календарю.
Блаженная мати Феоктиста, моли Бога о нас.
1.Житие блаженной Феоктисты
2.Житие священномученика Петра (Зверева), архиепископа Воронежского
Как разместить платную(важную.коммерческую) тему – ИНСТРУКЦИЯ ЗДЕСЬ!
Не в сети
О Блаженной Феоктисте (Воронежской) можно почитать здесь:
Молитва Блаженной Феоктисте Воронежской
В годы неверия Ты приняла подвиг молитвенный и как Блаженная сестра Твоя Ксения из града Петра именем другим назвалася для мира умерев. Прими духовное водительство над нами недостойными и в земных нуждах помоги нам преобресть терпение и смирение, противников прощение, преодолеть насмешки непонимания и неприятие человеческое . Соделай нас духовными детьми Своими, не ищущих путей легких и славы земной, но желающих душами своими войти во Обитель Отца Небесного со Христом Господом нашим, где и Ты пребываешь ныне и присно и во веки веков. Аминь.
И да сойдет Благодать Христа Бога нашего в души наши под сенью крыл Твоих, Ангела Небесного во плоти исповедуем Тебя и просим молитв чистых Твоих. Аминь.
Прославление Феоктисты Воронежской
Для славы суетной и бренной
Но дух Твой как Небес Магнит
Меня притянет во Вселенной
И человеческим устам
Теперь мы волю предоставим,
И Храм – из дел Твоих Святейший Храм
Мы над Воронежем поставим
Как Ты жила, молилась Ты,
И снег и бурю пересиля.
Черты, столь милые черты
Теперь узнает вся Россия.
Твои глаза, Твоя улыбка
Небесной чистой красоты,
И Материнские морщинки.
Сквозь душу мне все смотришь Ты
Сестер имеешь Ты Духовных,
Ничуть не меньше сотворив,
И от мирского так свободных-
Матроны, Ксении мотив.
Твоя молитва, близкий голос
И мудрость высшая Небес,
Твоя душа – что спелый колос,
С тобой из праха я воскрес.
Людей молящих вереницы
Уж потянулись. Помоги.
Страницы судеб, словно птицы
От зла и боли сохрани
Улыбка. Даже взгляд веселый,
Ты Любишь всех – так знаю я,
Твоя судьба мирским нам школа
И веры ясная стезя.
Copyright ©2000 – 2017, Jelsoft Enterprises Ltd. Перевод: zCarot
БЛАЖЕННАЯ ФЕОКТИСТА ВОРОНЕЖСКАЯ
«Эта раба Божия в меру Антония Великого»
Похоронена блаженная матушка на левобережном кладбище, в р-не «Баки», на третьем участке, в шестом ряду.
Воспоминания о блаженной Феоктисте ее современницы Агнии Лихоносовой.
Из писем протоиерея Николая Овчинникова, который совершил перезахоронение останков блаженной в 1961 г.
Блаженная Христа ради юродивая Феоктиста Михайловна Шульгина в 20-30-е годы ХХ столетия совершала свой подвиг в Воронеже.
В этот богоборческий период русской истории, когда все церкви в городе постепенно были захвачены обновленцами, три подвижника благочестия – протоиерей Митрофан Бучнев и Христа ради юродивые Максим Павлович и Феоктиста Михайловна укрепляли веру православную в выбитых из привычной жизненной колеи людях. Максим Павлович и матушка Феоктиста беспрерывно обходили город, поддерживая в нем дух благочестия.
Феоктисту Михайловну в городе знали все, но если верующие почитали ее, искали у нее наставления, утешения и помощи, то для прочих она была просто дурочка.
До 1931 года, то есть до закрытия Алексиево-Акатова монастыря блаженная жила в одной из келий обители. Потом ютилась у разных людей. Был у нее свой круг, который она постоянно навещала. Ночи матушка Феоктиста не спала, проводила их в молитве и бодрствовании.
О людях, несущих подвиг Христа ради юродства, обычно мало, что известно из доподвижнической жизни. О Феоктисте Михайловне знали, что она родом из Новочеркасска. По некоторым ее высказываниям и оборотам речи наблюдательные люди заключали, что она получила хорошее образование, хотя и говорила, что не грамотна. Позже стало известно, что матушка Феоктиста родилась в дворянской семье, отец ее был офицером.
Одним из подвигов блаженной было «ходить по дорогам». Странствовать она отправилась, как только получила паспорт, к этому времени умер ее отец. Смолоду матушка Феоктиста посетила многие святые места – от Соловецких островов до Киева. Побывала и в Почаеве, хотя монастырь этот находился за границей. Первые семь лет своих странствий Христа ради юродивая ходила босиком. Когда же стала носить обувь, подвиг ее от этого не уменьшился, так как носила она большие ботинки, надетые не на ту ногу и непременно с разрезанными задниками. Они постоянно спадали, растирая ноги. Зимой блаженная ходила в пальто нараспашку, несмотря на кашель и другие болезни. Феоктиста Михайловна постоянно посещала Новочеркасск, села Воронежской области и непременно – Задонск. До Новочеркасска матушка в эти годы добиралась поездом, но в Задонск по-прежнему ходила пешком, еле передвигая ноги, выбирая подчас самую неистовую погоду. В пути она непрестанно молилась. И по городу и в дальних путешествиях ее обычно сопровождала какая-нибудь девушка.
В описываемый период матушка Феоктиста была уже очень стара. Все, знавшие ее, отмечают, что она была маленькой, хотя, по словам подвижницы, в молодости она была среднего роста. Воронежские старушки вспоминали, что в прежние времена, когда они были помоложе, Феоктиста Михайловна была уже старой. Она любила закупать в лавках целые охапки разных булок и на извозчике развозила их по тюрьмам и больницам, а то и раздавала у церквей. Булочники и извозчики зазывали юродивую, по опыту зная, что чьими услугами она воспользуется, у того в этот день будет хорошая выручка. Кормить людей было частью подвига блаженной. И после революции, в 20-30-е годы, посещая опекаемые ею семейства, она часто приходила с булками и пряниками, а когда эти семьи постигала нужда, под видом юродства помогала им продуктами и деньгами.
В Воронеже тогда был известен духовным авторитетом и праведной жизнью протоиерей Митрофан Бучнев. Оставшись без прихода, он продолжал регулярно служить молебны, во время которых многим изливалось исцеление. По благословению Оптинских старцев, отец Митрофан окормлял общину девушек, собравшихся вокруг него, за неимением монастырей. К концу 20-х годов девушки были распределены по хуторам и благочестивым городским семействам, но связь сохранялась. Отправляясь в ссылку, из которой он уже не вернулся, отец Митрофан оставил свою общину под покров матушки Феоктисты. На вопрос, почему он почитает юродивую, батюшка ответил, что «эта раба Божия в меру Антония Великого».
Высоко ценил блаженную Феоктисту Михайловну за духовный подвиг и просил ее молитв и Воронежский архиепископ Петр (Зверев).
Святостью жизни матушка Феоктиста стяжала у Господа дар прозорливости и дар исцеления, которыми не раз помогала своим подопечным. Случалось она обличала кого-нибудь из прохожих на улице. Многие ненавидели ее за то, что она пробуждала в них совесть. Над ней насмехались и даже были ее, но блаженная смиренно сносила поругания.
Врачи определили у Феоктисты Михайловны чахотку и недоумевали, как можно жить со сгнившими легкими. В 1939 году блаженной стало совсем плохо. Она отлеживалась по два-три дня в тех домах, которые обычно посещала. Время кончины было открыто ей. Однажды на ночь глядя, несмотря на большую слабость, она покинула дом Агнии Яковлевны Лихоносовой, у которой лежала из-за болезни. На протесты хозяйки ответила: «Мне у тебя умирать нельзя, тебя за меня тягать будут».
Матушка оставалась до смерти в одном из домов на Чижовке. В вечер перед кончиной блаженная спросила хозяйку: «Где вы меня положите сегодня спать?» Ей указали обычную кровать. «Нет, не здесь вы меня сегодня положите». Ее слова исполнились.
Скончалась блаженная Феоктиста 6 марта 1940 года, в среду, в 10 часов вечера. Все, кому была дорога матушка, были в ту же ночь оповещены. Похоронили ее в субботу, 9 марта, на придаченском кладбище.
В 1961 году останки блаженной были перенесены на новое кладбище «на баках». Перезахоронение осуществлял протоиерей Николай Овчинников (в схиме Нектарий), которому, когда он еще был врачом, матушка предсказала священство.
Память матушки Феоктисты 21 февраля по церковному календарю.
Святая блаженная мати Феоктиста, моли Бога о нас.
О каких чудесах воронежской Ванги рассказали священники
Христа ради юродивая происходила из дворянской семьи и имела хорошее образование, но все равно прикидывалась дурочкой.
Для очень многих воронежцев уже крайне важно знать, какими событиями для них отметится наступивший 2018 год. Неизвестность будущего всегда манила людей, поэтому они от начала мира ходили к астрологам, предсказателям, ясновидящим. Тем не менее, в нашем городе в прошлом веке жила своя воронежская Ванга (легендарная болгарская прорицательница), которая в суровые сталинские времена помогла духовно большому количеству наших предков. Звали ее блаженная Феоктиста (Шульгина).
Родилась эта женщина в 1855 году в Новочеркасске в дворянской семье. При появлении на свет девочки отец, полковник Михаил Шульгин дал ей имя Анфиса. Она получила хорошее образование, которое затем старалась тщательно скрывать. Когда же Анфиса выросла, она вышла замуж за морского офицера. Тем не менее, он погиб во время Русско-японской войны 1904-1905 годов.
Вот, собственно все, что известно о детстве и юности воронежской блаженной Феоктисты. Однако ее дальнейшая судьба стала примером истинного служения и подвижничества, о котором религиозные люди говорят до сих пор. Феоктисту нередко называют воронежской Вангой, поскольку все ее предсказания сбывались с поразительной точностью.
Блаженная Феоктиста (Шульгина)
Православные священники говорят, что трагедия со смертью мужа на Русско-японской войне вызвала в Анфисе Шульгиной решение взять на себя подвиг юродства во Христе. Так православные верующие называют свойства отдельных странствующих монахов и подвижников, которые выглядят настоящими безумцами. Их главной целью является обличение внешнего мира, намеренное сокрытие собственных добродетелей от посторонних глаз. Юродивые специально навлекают на себя оскорбления, побои и унижения. Все это надо им, дабы обрести свой дом в Царствии небесном.
Вообще, юродство, как указывают православные священники – это тяжелый крест, который практически ни один человек вынести не сможет. Однако блаженная Феоктиста (такое имя Анфиса Шульгина получила при постриге в монахини) смогла пронести этот обет до конца своей жизни. Она дурачилась, намеренно скрывала свое дворянское происхождение, но самоотверженно помогала людям и творила чудеса.
Вот, что вспоминала духовная падчерица старицы Агния Яковлевна Ломоносова:
— Матушка говорила, будто она неграмотная, а сама как-то называла латинские буквы на серебряных ложках. Матушка знала и все Евангелие, и всю церковную службу, а одна старая монахиня… сказала, что матушка знает такие церковные молитвы и песнопения, которые редко, иногда в году раз читаются и поются, и даже не все священники их знают, — говорила Агния Ломоносова.
В Воронеже блаженная Феоктиста оказалась в 1920 году. В нашем городе она жила до своей смерти. Сначала юродивая расположилась в одной из келий Алексиво-Акатова монастыря на улице Освобождения Труда (раньше – улица Введенская). Однако после закрытия этого религиозного места Феоктиста начала скитаться по улицам. Частенько ей приходилось спать под открытым небом. Она выносила побои, насмешки и унижения. За все смирение, с которым юродивая выносила страдая, как рассказывают священнослужители, на нее снизошел Святой Дух. И с этого момента начались чудеса блаженной Феоктисты.
Алексиво-Акатов монастырь в 30-е годы XX века
Так, рассказывают, что монахиня в 30-е годы стала частой гостьей в одной из воронежских семей, где главой был один из воронежских партийных боссов. Боясь за свое положение, наши земляки боялись этих визитов. Однако Феоктиста неустанно ходила к этим людям и делала иногда так, чтобы окружающие видели, как она посещает именитое семейство.
Однажды юродивая пришла к воронежцам и застала только одну хозяйку. Монахиня сделала печальное лицо и произнесла:
— Мать, а ты все одна?…
— Как, матушка, одна? Сейчас Дмитрий с работы придет.
— Нет, мать, одна, нет его с тобой.
Хозяйка не знала, что ее мужа уже репрессировали и сослали в концлагеря. Откуда это могла знать юродивая, до сих пор остается загадкой. Тем не менее, блаженная Феоктиста не бросила семейство, а стала постоянно помогать ему то деньгами, то едой, то советами.
Фреска блаженной Феоктисты (Шульгиной)
В другой раз Феоктиста шла с одной женщиной в село под Воронежем. Однако внезапно юродивая остановилась и зашагала в другую сторону. Она подошла к незнакомому дому и вошла внутрь. К блаженной сразу бросилась на шею хозяйка со слезами и стала спрашивать о своем муже. Он, дескать, давно уехал и не подает о себе никаких вестей. «Жив ли он?!» — с рыданиями спросила хозяйка дома. На это юродивая успокоила женщину и сказала, что ее супруг невредим. Он мол вернется к Пасхе. Поразительно, но впоследствии выяснилось, что Феоктиста сказала незнакомке чистую правду. Муж вернулся домой ровно к Пасхе.
А однажды, как рассказали священники, юродивая даже смогла отогнать разъяренного быка. Феоктиста шла с сопровождающей ее женщиной мимо стада коров. Внезапно спутница блаженной заметила огромного быка и сказала, что боится продолжать дорогу.
— Матушка, давай обойдем стадо, я боюсь быка, — сказала Феоктисте женщина.
— Тю, — ответила блаженная, — а ты не бойся.
Феоктиста пошла прямо на быка. Животное начало выпускать пар и бросилось прямо на спутницу блаженной. Та закрыла глаза и приготовилась к смерти. Однако затем она услышала голос Феоктисты:
— Девка, да ты чего там? – звала ее юродивая.
Женщина увидела, что бык отошел в сторону.
— Простите, матушка, больше не буду бояться, — сказала она.
Блаженную многие воронежцы ненавидели за то, что она называла вещи своими именами. Однако для Феоктисты все это не имело никакого значения. Она продолжала нести этому миру правду. Юродивая умерла в 1940 году. Сначала ее похоронили на левобережном кладбище «Баки». Однако в 2009 году ее перезахоронили в некрополь Алексиево-Акатова монастыря. Рассказывают, что тогда владыка Сергий произнес сокровенную речь перед могилой юродивой.
Земные и небесные дары блаженной Феоктисты
Воронеж
С годами начинаешь замечать те тонкие связи, которые существуют в мире и которые дают нам почувствовать, что между здесь и там нет непреодолимой грани, что воистину у Бога все живы.
По рассказам мужа представляю тесную комнатенку старого дома в прибрежной части Воронежа. Его измученную трудной жизнью и тяжкой работой маму, а рядом – его няню, пожилую женщину, прибившуюся к этой семье неведомо как, словно по высшему повелению. Дочь священника и сестра звонаря, незамужняя Анна Андреевна Сафонова горячо полюбила младшего сына приютившей ее женщины, стала ухаживать за ним и духовно окормлять. Глубоко религиозная, она много времени проводила с мальчиком в церкви. По счастью, два действующих в пятидесятые годы воронежских храма, Покровский и Никольский, находились недалеко от их дома.
Несколько раз она рассказывала маме мальчика об одной удивительной старице, которую знавала в 1920-1930-е годы. Тетя Нюра, тогда еще совсем молодая, не имея своего угла, жила, как и некоторые другие бедные девушки, заботами церковных людей. Сейчас трудно сказать, какую роль играла в ее молодой жизни та старица. Но в памяти ее она сохранилась неспроста.
Когда по радио «Радонеж» я услышала сюжет о воронежской блаженной Феоктисте Михайловне, я поняла, что это та самая старица из рассказов тети Нюры. Все, видно, приходит в свое время. Так появилась в моем доме и икона священномученика Петра (Зверева), архиепископа Воронежского и новомученика Соловецкого (+ 1929) – подарок воронежского друга юности. Оказывается, священномученик был хорошо знаком с матушкой Феоктистой, передавал ей приветы в своих письмах из Соловецкого заключения, просил ее молитв.
Маленькая старушка с большими голубыми глазами, в платочке, в расстегнутом – даже в зимнюю стужу – пальто, в башмаках с разрезанными задниками, нарочито надетыми не на ту ногу, – такой осталась она в памяти очевидцев, жителей Воронежа 1920-1930-х годов. Она производила странное впечатление. Посторонним казалось: то ли юродивая, то ли сумасшедшая, сердится на что-то, распекает кого-то. Немудрено, что у некоторых новоявленных атеистов она вызывала агрессию. Те, кто ее знал лучше, кого она сама избирала в свой ближайший круг, вспоминают о ней как об удивительно доброй, даже утонченной по обхождению и оборотам речи женщине, со своей тайной, сокровенной жизнью.
Родилась она под Новочеркасском в 1855 году в семье полковника Михаила Шульгина. Крестили ее как Анфису. Почему Анфиса стала Феоктистой? Есть мнение, что матушка была тайной монахиней и что новое имя она получила при постриге. С юности она отличалась богомольностью, любовью к паломничеству по святым местам. Известно, что была она замужем за офицером, погибшим в Русско-японскую войну. Овдовев, она и приняла на себя подвиг юродства Христа ради – в этом ее родство с Ксенией Петербургской. В начале 1920-х годов она появилась в Воронеже. Нашла приют в Алексиево-Акатовом монастыре. В 1931 году монастырь закрыли, и начались странствия матушки Феоктисты Михайловны по добрым людям.
При этом все, знавшие ее, отмечали, как не любила она обременять собою. Погостит два-три дня, отлежится больная – и уходит, легко одетая, в своих ужасных башмаках. Идет в непогоду в Задонск с одной из своих духовных дочерей. Заходит в неизвестные дома, заранее зная, что там нуждаются в ее утешении. Стяжала она несомненные дары Святого Духа: ее прозорливость, сила молитвы, способность к исцелению болящих были хорошо известны. Многие помнят, как ходила она по домам и угощала булками и детей, и взрослых. Эти булки, которые она покупала на пожертвованные денежки у воронежских булочников, невольно наводят на мысль о евангельском умножении хлебов. Конечно, евангельское чудо неповторимо, но и здесь было чудо любви, чудо дарения – себя. «Кормить людей надо!» – повторяла она.
Вот приходит она к любимому воронежскому батюшке, протоиерею Митрофану Бучневу, кормит его, лежащего в летней тени возле своего домика, виноградом. Батюшка, хоть и слаб совсем, но счастлив видеть Феоктисту Михайловну. Именно он сказал о ней: «Эта раба Божия в меру Антония Великого».
Отправляясь в ссылку, из которой он уже не вернулся, отец Митрофан вверил матушке Феоктисте окормляемую им общину девушек. Не к этой ли общине была некогда близка и тетя Нюра?
Постоянный кашель, больные легкие, возможно, и чахотка приближали кончину. Матушка ее предвидела. Ушла накануне смерти из близкого ей дома, боясь навлечь на семью гонения. В ночь на 22 февраля (по старому стилю) 1940 года умерла там, где полагала меньшую тяготу для окружающих. Но никакие религиозные гонения не помешали близким ей людям объединиться, чтобы похоронить матушку с истинно христианской обрядовостью и любовью.
В посмертной судьбе блаженной Феоктисты Михайловны есть свои удивительные, но закономерные повороты. Похоронили ее на отдаленном кладбище на Придаче. Через год с небольшим началась война, которую она, как говорят, предвидела. Столько смертей, горя, новых захоронений! Казалось бы, тут не до могилки некоей старицы-чудачки. Ан нет! Могилка не затерялась. Когда кладбище стали ликвидировать под новостройки, протоиерей Николай Овчинников, которого матушка знавала как врача и которому сказала однажды, что быть ему попом, осуществил перезахоронение ее останков. Было это в 1961 году. На левобережное кладбище со странным названиям «на баках» пришлось перенести останки блаженной Феоктисты.
Снос кладбищ – особая грустная страница истории и Воронежа, и других советских городов. Воронежцы знают, как на месте одного из старейших городских кладбищ разбили парк. В народе его стали называть ЖИМ – парк живых и мертвых. А потом тут же построили цирк. Помню, девочкой я сначала обрадовалась, что поблизости от нас будет новый цирк, а бабушка сказала: «Неподходящее это место для цирка». И объяснила, что к чему.
Нет, не «на баках» лежать блаженной воронежской старице. 16 сентября 2009 года по благословению митрополита Воронежского и Борисоглебского Сергия состоялось перенесение честных останков блаженной Феоктисты (Шульгиной) на территорию старого некрополя Свято-Алексеева Акатова женского монастыря. Как мы помним, несколько лет в келье этого, мужского тогда, монастыря ютилась чудная и чудная старушка Феоктиста Михайловна. Потом лишилась любимого пристанища из-за закрытия обители. И вот вернулась она, наша воронежская матушка, в свой земной дом. А в Небесном Отечестве молится она о нас, грешных, окормляет православный люд. Как при жизни не переставала кормить нуждающихся, так и Небесные дары ее не иссякают.
Православный Церковный календарь
Краткое житие святителя Феоктиста, архиепископа Новгородского, чудотворца
По преставлении архиепископа Климента новгородцы с посадником своим Андреем много рассуждали о преемнике его, все, от мала до велика, возлюбили Богом назначенного, мужа смиренного и доброго, игумена Благовещенского монастыря Феоктиста. Собрав звоном вече у Святой Софии, князь Борис Андреевич и все новгородцы почтительно привели его и посадили во владычном дворе, пока узнают, где митрополит. В то самое время святой митрополит Максим оставил Киев и переселился во Владимир на Клязьме. В 1300 году приехали в Великий Новгород святой митрополит Максим, а с ним епископы: Ростовский Симеон и Тверской Андрей. Они и поставили Феоктиста архиепископом Новгороду. «Знаменаша его в церкви святого Бориса и Глеба месяца июня 28 дня и того же месяца поставиша его во Святой Софии, на память святых апостолов Петра и Павла. И совершиша праздник светел, и бысть радость Новгороду о своем владыце». Торжество для Новгорода было поистине необыкновенное: только в первый раз Новгородский владыка был посвящен в новгородском храме Святой Софии.
О пастырской деятельности святого Феоктиста летописи сообщают лишь отрывочные сведения. В недолгие годы его святительства в Новгороде происходит усиленная постройка храмов.
В 1300 или 1301 году по благословению владыки Феоктиста была заложена каменная церковь во имя Архангела Михаила на Михайловской улице и через два года освящена. В 1301 году новгородцы срубили четыре деревянных храма. В 1302 году заложили каменную церковь во имя святых князей-мучеников Бориса и Глеба, «которая порушилася». В следующем году были срублены еще четыре деревянных храма в Новгороде.
В 1305 году святитель Феоктист участвовал в договорах Новгорода с великим князем святым Михаилом Тверским (память 22 ноября/5 декабря) о сохранении прежних взаимных отношений. «Княжение твое, – говорят новгородцы, – честно держати (должны), по пошлине (по обычаю), без обиды, а тебе, господине, також Новгород держати (должно) без обиды по пошлине». Печать на договоре представляет Богоматерь с Предвечным Младенцем на персях, а на обороте слова: «Феоктист, архиепископ Новгородский».
В том же году новгородский посадник Симеон Климович по благословению святителя поставил каменную церковь в честь Покрова Пресвятой Богородицы на воротах от Прусской улицы, на каменном детинце (детинцем называлась в Древней Руси внутренняя крепость). 9 декабря архиепископ Феоктист освятил «великим священием» храм во имя святых Бориса и Глеба и другой, на княжеском дворе, в честь отцов Первого Вселенского Собора. Через два года (в 1307 г.) новгородцы пожаловались великому князю святому Михаилу на его новгородских наместников. На жалобе была печать святителя Феоктиста. Вообще время тогда было смутное: Московский князь Георгий Даниилович препирался с великим князем Михаилом за княжение в Новгороде. Несправедливые домогательства московского князя причиняли Новгороду много неприятностей. Писец Апостола 1307 года со скорбью говорит: «При сих князьях сеялись и росли усобицы, и жизнь наша гибла от ссор княжеских, и век людей укорачивался». К тому же в это время у владыки Феоктиста и у новгородцев было «немирье» с псковичами.
Все это должно было огорчать святителя и, может быть, влияло на его здоровье. В том же 1307 году, в декабре, после восьмилетнего управления новгородской паствой святитель Феоктист «своего ради нездоровья» оставил архиепископскую кафедру. Благословив новгородцев, он удалился в Благовещенский монастырь, где «изволив молчальное житие». Так в безмолвии, то есть в свободе от суеты людской, прожил святитель три года в обители. Архиепископское место святителя Феоктиста по уходе его в монастырь занял его духовный отец Давид, которого все новгородцы с игуменами и со всем иерейским чином возлюбили и с честью посадили во владычном дворе, а святитель Феоктист благословил его на свое место.
23 декабря 1310 года блаженный святитель Феоктист мирно почил. «Он много пострадал для Бога», – говорит современник. Когда он преставился от этой временной жизни, святая душа его взошла на небо, а лицо как бы озарилось светом. Видевшие это дивились и прославляли Бога. Честное тело святителя было положено всем иерейским чином в монастырской Благовещенской церкви. «Дай же, Господи Боже, ему Небесное Царство, а Новгороду – молитву его и благословение», – заключает летописец свой рассказ о кончине святителя.
Таковы немногочисленные известия о трудах и подвигах земной жизни святителя Феоктиста.
После его блаженной кончины Бог прославил его многими чудесами. Упомянем лишь некоторые из них.
В первый раз Бог прославил святителя Феоктиста через 300 лет после его преставления. Супруга царского дьяка Иулиания долго была больна, так что потеряла всякую надежду на выздоровление. Но вот одной ночью явился ей во сне муж в священном облачении и сказал: «Поищи гроб архиепископа сего города Феоктиста и получишь исцеление». Дьяк справился по летописям о гробе святителя, привез больную жену в Благовещенский монастырь, отпел здесь панихиду и раздал щедрую милостыню. Больная тогда же почувствовала облегчение, а скоро и совсем выздоровела. Благодарный дьяк пожелал, чтобы тогда же была написана икона святителя по явлению, бывшему его жене. В то же время пономарь Софийского собора Феодор, занимавшийся иконописанием, написал икону святого Феоктиста с древнего подлинника, который сохранился на стене Софийской паперти. На иконе святитель изображен в молитвенном положении пред иконой Благовещения Пресвятой Богородицы.
В 1664 году князь Василий Ромодановский, наместник Новгорода, по благоговейному усердию к святителю велел очистить среди остатков Благовещенской церкви от развалин гроб святителя и устроить над ним часовню, потом устроил раку над мощами с ликом святителя и, наконец, возобновил каменный храм, который существует и доныне.
Между тем святитель продолжал изливать благодать чудотворений.
В 1700 году перед гробом прозрела дочь знаменского священника, ослепшая после долговременной болезни. Такое же чудо совершилось над дочерью священника Ильинской церкви и над женою священника той же церкви. Десятилетний немой отрок, сын купца Афанасия, получил дар слова после молебна у раки святителя. В том же году исцелились два родные брата – купцы Потап и Иоанн. В 1705 году у раки святителя Феоктиста получил исцеление Антон Михайлов Боровиков. Он страдал умопомешательством и был без языка.
В 1707 году мощи блаженного были положены открыто, исцеления продолжались. Так, в 1710 году крестьянка Мария, двадцать лет бывшая больной и три года слепой, мгновенно получила исцеление после того, как облобызала лик святителя на гробе. Жена новгородского дворянина Силы Корсакова долго страдала внутренней болезнью. Раз во сне явился ей неизвестный муж в архиерейской одежде и велел идти на гроб святителя Феоктиста. Она исполнила таинственное повеление и при гробе чудотворца исцелилась. В 1703 году по молитвам у раки святителя разрешилось неплодство жен дворянина Феодора Нелядинского и Симеона Савельева Зеленина.
В 1714 году явился в сонном видении неизвестный муж в святительском одеянии купеческой вдове Марии, которая целый год не владела руками и ногами. Вспомнив о святителе Феоктисте, она со слезами стала молить его о своем исцелении, дала обет помолиться пред его ракой и действительно исцелилась. Подобное же явление святого в ночном видении и в том же году было пономарской вдове Евдокии, лежавшей в расслаблении. Священнолепный старец явился ей во сне и сказал: «Для чего ты напрасно лечишься у глупых волхвов?» Евдокия велела сыну своему снести себя на гроб святителя Феоктиста и там получила исцеление.
Последнее чудо в рукописном житии святителя Феоктиста XVIII столетия записано под 1727 годом. Там сказано, что после продолжительной болезни исцелился, отслужив молебен при гробе святого, посадский человек Софроний.
Почитание памяти святителя Феоктиста началось, вероятно, вскоре после его кончины. Местное празднование ему в Благовещенском монастыре установлено до 1786 года, в котором был устроен придел во имя его. В 1786 году по ходатайству митрополита Петербургского Гавриила мощи святителя Феоктиста с разрешения Священного Синода были перенесены из упраздненного Благовещенского монастыря в Георгиевский и положены в серебряной раке под спудом в храме, подле стены, у иконостаса, по левую сторону алтаря. В 1827 году архимандрит Фотий устроил здесь придел во имя святителя Феоктиста.
Полное житие святителя Феоктиста, архиепископа Новгородского, чудотворца
На Новгородской кафедре с 1299 по 1307 гг.
Преемником архиепископа Климента был святой Феоктист. О месте его рождения и воспитания нет никаких сведений. Известно только, что он принял иноческое пострижение в обители Благовещенской, которую основали два святые брата — Иоанн и Григорий, бывшие один после другого владыками Новгорода, и потом был в оной игуменом. После того как Климент преставился, новгородцы с посадником Андреем много рассуждали о преемнике его, и все, от мала до велика, полюбили Богом назнаменана, мужа смиренна и блага, Благовещенского монастыря игумена Феоктиста. Собрав вече у Святой Софии, князь Борис Андреевич и все новгородцы с поклоном привели его и посадили на дворе владычнем, пока узнают, где митрополит. В следующем 1300 г. прибыли в Новгород митрополит Максим, Ростовский епископ Симон и Тверской епископ Андрей и поставили Феоктиста в архиепископа Новгороду, «знаменаша его в церкви святаго Бориса и Глеба месяца июня 28 дня, того же месяца и поставиша его в святей Софьи, на память святых апостолов Петра и Павла». Новгородцы были весьма рады своему владыке и совершили праздник светел по этому случаю. Но что чувствовал сам посвященный, летописи не говорят.
В следующем году, по благословению владыки Феоктиста, заложен был каменный храм святого архангела Михаила на Михайловской улице, существующий доныне, и через два года освящен. Кроме того, в том же году «были срублены 4 церкви: святыя Богородицы в монастыре на зверинце, и святаго Лазаря, и святаго Димитрия на Баяни улке, и святых Бориса и Глеба на Подоле, и заложили каменный город Новгороду». В 1305 г. блаженный архипастырь принимал участие в договорах Ногорода с великим князем Михаилом Тверским о сохранении древних взаимных отношений. «Княжение твое, — говорят новгородцы, — честно держати (должны), по пошлине (по обычаю), без обиды; а тобе, господине, також Новгород держати (должно) без обиды, по пошлине». Печать на грамоте представляет Богоматерь держащею Предвечного Младенца на персях, а на обороте слова: «Феоктист архиепископ Новгородский». В этом году, по благословению владыки, Семен Климович поставил церковь каменную Покрова Пресвятой Богородицы на воротах от Прусской улицы на каменном детинце. Новгородцы построили новый мост через Волхов; а владыка Феоктист освящал церковь Бориса и Глеба великим священием 9 декабря на Зачатие святой Анны и другую церковь на княжем дворе, в честь отцов Первою Вселенского Собора.
Спустя два года, новгородцы за печатью своего архиепископа подали великому князю жалобу на его Новгородских наместников. В сентябре великий князь прибыл в Новгород и личными распоряжениями успокоил новгородцев. Но время тогда было очень смутное. Князь Юрий Данилович препирался со святым великим князем Михаилом за Новгородское княжение, и происки Юрия много наносили неприятностей Новгороду. Писец «Апостола» 1307 г. со скорбью говорил об этом: «При сих князьях сеялись и росли усобицы, и жизнь ваша гибла от ссор княжеских, и век людей укорачивался».
При таком положении дел святитель Феоктист, и без того слабый здоровьем, в декабре 1307 г, по своей воле оставил святительскую кафедру «своего деля (для нездоровия)» и, благословив новгородцев, удалился в монастырь Благовещения Богородицы, где в продолжении трех лет почти постоянно был болен и пребывал в молчании. «Он много страдал для Бога, — говорит летописец, — и когда он преставился от сей временной жизни, святая душа его взошла на небо, а лице его как бы озарилось светом, так что все видевшие дивились и славили Бога». Так блаженный святитель Феоктист украшен был добротою сердца и смирением еще и тогда, когда был игуменом Благовещенской обители. Но Господу угодно было посетить его тяжкой болезнью, и душа его страданием телесным еще более возвысилась в духовном совершенстве. Святитель Феоктист, созревший духом в страданиях телесных мирно почил 23 декабря 1310 г. на память святых мученик 10-ти, иже во Крите. Честное его тело с честью было положено всем иерейским чином в монастырском храме Благовещения Богородицы. «Дай же, Господи Боже, — заключает свой рассказ летописец о кончине святителя Феоктиста, — Царствие ему Небесное, а Новгороду молитву его и благословение».
Мало сохранилось известий о трудах и подвигах земной жизни святителя Феоктиста, но многие исцеления прославили его после блаженной кончины. Первое прославление святителя Феоктиста совершилось спустя 300 лет после его преставления. Супруга царского дьяка Иулиания долго была больна, так что потеряна была всякая надежда на ее выздоровление. Раз ночью во сне явился ей муж (мужчина) в священном величии и сказал: «Поищи гроб архиепископа сего города Феоктиста и получишь исцеление». Дьяк после справок с летописями о гробе блаженного, привез больную в Благовещенский монастырь, отпел здесь панихиду и раздал богатую милостыню. Больная тогда же почувствовала облегчение и скоро совсем выздоровела. По желанию благодарного дьяка тогда же написана была икона святителя по явлению, бывшему жене его. В то же время Софийский пономарь Феодор, занимавшийся иконописанием, написал икону его с того древнего подлинника, который сохранился на стене Софийской паперти, и изобразил святителя в молитвенном положении пред иконою Благовещения.
Вслед за тем наместник Новгородский, князь Василий Ромодановский, имея теплую веру к угоднику Божию Феоктисту, в 1664 г. велел очистить от развалин гроб среди остатков Благовещенской церкви и устроить над ним сперва часовню с надгробным ликом святителя, а впоследствии каменную церковь, которая существует и доныне. Между тем он не преставал изливать благодать на бывшую свою паству, Великий Новгород. Так в 1700 г. дочь Знаменского священника Евпла, ослепшая после долговременной болезни, прозрела над самым гробом святителя. Такое же чудо совершилось над дочерью священника Ильинской церкви и над женой другого священника той же церкви. А у купца Афанасия десятилетний отрок, бывший без языка, впервые проговорил после молебна у раки святителя, потом исцелились два родные брата, купцы Потап и Иоанн.
В 1702 г. купец Иоанн Агапитов, долго страдавший расслаблением ног, отслужив святителю молебен 30 декабря, тотчас получил исцеление.
В 1705 г. 10 марта получил исцеление у раки святителя Антип Михайлов Боровиков, который страдал умопомешательством и был без языка. В том же году получил исцеление дворцовый крестьянин дер. Липец, долго страдавший расслаблением (параличом).
В 1707 г. мощи святителя были положены открыто. И с тех пор исцеления начали изливаться от них неоскудно.
В 1710 г. поселянка с погоста Вяжищ Мария, 20 лет лежавшая в расслаблении и 3 года бывшая слепою, когда облобызала лик святителя на гробе, мгновенно получила исцеление. Жене новгородского дворянина Силы Корсакова, долго страдавшей внутреннею болезнью, явился во сне неведомый мужи архиерейской одежде и велел идти на гроб святителя Феоктиста, исполнила она таинственное повеление и получила исцеление при гробе. И другое такое же явление было вдове купеческой Марии в 1714 г., которая целый год не владела руками и ногами. С верой она вспомнила святителя Феоктиста и начала со слезами молить его о своем исцелении, как сама потом рассказывала игумену и братии, когда пришла исполнить обет (обещание) свой у раки святого. Подобное явление святого и в том же году было вдове пономарской Евдокии, лежавшей в расслаблении, которую укорил священнолепный старец в ночном видении: «Для чего врачуешься у тупых волхвов»? Больная велела сыну своему везти себя на гроб святителя Феоктиста и в ту же минуту получила исцеление. Еще ранее сего, именно в 1711 г., получил исцеление у раки святителя от продолжительной болезни дворянин Шелонской пятины Лазарь Пантелеймонов. В 1713 г., по молитвам у раки святителя, разрешилось неплодство жен дворянина Феодора Нелядинского и Симеона Савельева Зеленина рождением сыновей, а жена купца Лаврентия Хавсурина получила исцеление от продолжительной болезни.
В 1714 г. крестьянин деревни Веряжи Коростынского погоста Кирилл Григорьев получил исцеление у раки святителя от расслабления.
В 1715 г. исцелилась жена обозника Семеновского полка Варвара, страдавшая кровотечением более 3-х лет. В том же году получил исцеление от тяжкой болезни сын Нижегородского вице-губернатора, князя Стефана Путятина, Алексий, находившийся в Санкт-Петербурге. В 1716 г. исцелился при гробе святителя от продолжительной и тяжкой болезни крестьянин деревни Шимска Иеремия Савельев, а потом Сафроний — сын крестьянина села Ракома Потапа Михайлова.
В 1717 г. жена Софийского дому бобыля Иустина Семенова тотчас получила исцеление от своей болезни, как только дала обещание поклониться гробу святителя. В этом же году исцелились при гробе святители страдавшие продолжительным расслаблением сын крестьянина Холынского погоста Василия Маркова, Лаврентий, и Евдокия, дочь государева стряпчего Макария Иоаннова Нелидова.
В 1718 г. 30 марта крестьянин дер. Шарка Медведской вотчины Феоктист Савельев, лежавший без ноги год и шесть месяцев, тотчас же получил исцеление, когда дал обещание ежегодно ходить к гробу святителя.
Последнее чудо в рукописном житии прошедшего столетия записано под 1727г. (у Муравьева под 1729 г.) Там сказано, что посадский человек Софроний после продолжительной болезни исцелился, отслужив молебен при гробе святого.
Мощи святителя Феоктиста, с разрешения Священного Синода, по ходатайству митрополита Гавриила, и 1786 г. из упраздненного Благовещенского монастыря перенесены в Юрьев и положены под спудом по левую сторону алтаря.
Со второй половины XVIII века в Новгороде, кроме празднования памяти святого 23 декабря в день его преставления, был установлен еще один местный праздник 23 января в воспоминание о перенесении мощей в Юрьев монастырь. В 1827 г. при архимандрите Фотии (Спасском) к северной стене Георгиевского собора был пристроен придел во имя святителя Феоктиста Новгородского. Под аркой, соединяющей собор и новую придельную церковь, поставили раку с мощами святителя. Сегодня в Юрьевом монастыре, как и прежде, святой архиепископ Феоктист глубоко почитается как молитвенник и заступник за братию.
После революции 1917 г. Юрьев монастырь был подвергнут планомерному разорению. В 1922 г. рака свт. Феоктиста была изъята и отправлена в Госхран для переплавки, как и бесчисленное множество церковных ценностей, изымавшихся из храмов якобы для помощи голодающим Поволжья.
Позднее погребение могло быть вскрыто при проведении археологических и реставрационных работ в соборе в середине 1930 гг. В отчетах руководителя этих работ М.К. Каргера погребение свт. Феоктиста не упоминается, раскопки в северной и восточной частях собора не проводились. В послевоенных документах так же не содержалось никаких сведений.
В 2013 году, по благословению Митрополита Новгородского и Старорусского Льва, отрядом московского Института археологии РАН под руководством В.В. Седова началось серьезное археологическое изучение восточной части Георгиевского собора. Были поставлены крайне интересные для истории церковной архитектуры задачи — выяснение уровня первоначального пола собора, обнаружение первого престола храма, горнего места и синтрона, и, безусловно, поиски погребения святителя Феоктиста. И в первые же дни раскопок, после снятия ряда кирпичей позднего пола солеи слева от алтаря, открылась надгробная плита.
Прекрасно сохранившаяся надпись, высеченная на гранитной плите, гласила:
МОЩИ СВЯТИТЕЛЯ ФЕОКТИСТА ПЕРЕНЕСЕНЫ В ЮРЬЕВ ПЕРВОКЛАССНЫЙ МОНАСТЫРЬ ИЗ ОРКАЖСКОГО БЛАГОВЕЩЕНСКОГО МОНАСТЫРЯ ПО БЛАГОСЛОВЕНИЮ СВЯТЕЙШЕГО ПРАВИТЕЛЬСТВУЮЩЕГО СИНОДА ЧЛЕНА ПРЕОСВЯЩЕННЕЙШЕГО ГАВРИИЛА МИТРОПОЛИТА НОВГОРОДСКАГО И САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКАГО В 1786 М ГОДУ МЦА ЯНВАРЯ 23 ЧИСЛА ОНАГОЖ МОНАСТЫРЯ ПРИ АРХИМАНДРИТЕ АФАНАСИИ И ПОЛОЖЕНЫ В СОБОРНОЙ ЦЕРКВИ СВЯТАГО ВЕЛИКОМУЧЕНИКА ГЕОРГИЯ НА ЛЕВОЙ СТОРОНЕ ПРИ ДВЕРЕХ. СИЯ ПЛИТА ВМЕСТО ВЕТХОЙ ПОЛОЖЕНА ВНОВЬ 1814 ГОДА ОКТЯБРЯ 20 ЧИСЛА ПРИ АРХИМАНДРИТЕ ФИЛАРЕТЕ
Из текста следует, что плита установлена в 1814 г. вместо обветшавшей плиты 1786 г. архимандритом Юрьева Филаретом (Дроздовым), впоследствии митрополитом Московским, в 1994 году причисленным Русской Церковью к лику святых.
10 июля 2015 года, в результате вскрытия надгробной плиты XVIII века археологической группой под руководством член-корреспондента РАН, доктора искусствоведения Владимира Седова, в присутствии Митрополита Новгородского и Старорусского Льва, обнаружены святые останки Новгородского архиепископа Феоктиста. Мощи святителя были торжественно перенесены в Спасский собор Свято-Юрьева мужского монастыря и положены в раке, для поклонения верующих. Тогда же был совершен первый молебен в честь обретения святых мощей святителя Феоктиста.