Блудный сын библейское предание

Библейские предания и притчи

Библия — одна из древнейших памяток мировой письменности. Это собрание разных но содержанию и форме текстов, созданных в период с XII в. до н. э. до II в. н. э.

Библия в переводе с греческого означает «книга». Название происходит от сирийского порта Библ, откуда в Грецию завозили папирус. Названная Книгой Книг, Библия является величайшим памятником духовности и культуры. Это — Священная книга, собрание древних текстов (66 книг), состоящее из двух частей: Ветхого (Старого) Завета и Нового Завета.

Ветхий Завет, в котором рассказывается о сотворении мира, великих исторических событиях, взаимоотношениях древних народов с Богом, содержит 39 книг. Новый Завет включает собрание из 27 христианских книг. Сюда входят четыре Евангелия, написанные учениками Иисуса — Матфеем, Марком, Лукой, Иоанном, а также истории о деяниях, то есть действиях, поступках святых апостолов (так называют учеников Христа), их послания, Откровение Иоанна Богослова, или Апокалипсис. Эта часть Библии наиболее важна для христианства.

Священное Писание несёт свет истины, утверждает ценность человеческой жизни, учит следовать принципам добра, любви, милосердия и прощения.

Главной темой Нового Завета является Божественное учение Иисуса Христа и Его земная жизнь. Евангелия (в переводе с греческого — «радостная (благая, хорошая) весть» рассказывают

о рождении Иисуса в Вифлееме (сейчас это одно из наиболее почитаемых христианами мест), о Его служении людям,

о распятии на кресте за людские грехи1.

Но самое главное — они сообщают человечеству радостную весть о чудесном воскресении Христа.

1 Грех — 1) нарушение религиозных предписаний, правил; 2) то, что лежит на совести, отягощает её как чувство вины; 3) предосудительный поступок.

Иисус жил среди рыбаков, плотников, сборщиков податей, проповедуя своё учение простым людям. Духовные истины Он излагал в понятной для них форме житейских историй. Чаще всего ими становятся притчи — поучительные рассказы с иносказательным духовным содержанием. В Евангелиях их насчитывается более тридцати, среди которых — притча о блудном сыне, притча о добром самарянине.

Притча — небольшой рассказ, содержащий поучение в иносказательной форме. В буквальном переводе с греческого притча означает «сравнение явлений и вещей». Это история, в которой за бытовым сюжетом скрывается глубокий мудрый смысл. Его и нужно «разгадать» читателю.

В притче персонажи обычно безымянны и лишены черт характера. Главное для них — ситуация выбора. Например, блудный сын не хочет жить праведно в родительском доме и выбирает разгульный образ жизни. Учителя Закона4 делают свой выбор между ложным благочестием и истинным милосердием. Задача читателя или слушателя — оценить этот выбор с точки зрения добра и зла, жизни и смерти, правды и лжи и сделать правильные выводы.

Благочёстие ложное — соблюдение христианских заповедей и исполнение внешних правил поведения в противоположность благочестию истинному, которое проявляется в заботе о ближних, неравнодушии к чужой беде.

Вопросы и задания

1. Что представляет собой Библия? Почему её называют также Книгой Книг?

2. Что называется притчей?

1 Проповедь — 1) произведение ораторского тина, содержащее требования этического, преимущественно религиозного характера; 2) речь религиозного характера, произносимая в церкви священнослужителем в конце литургии.

2 Блудный по евангельской притче это младший сын, который ушёл из родительского дома, а после скитаний и беспутной (легкомысленной) жизни раскаялся и вернулся к отцу.

3 Самарянин (самаритянин) — житель Самарии, одной из частей Иудеи. К самаря-намиудси относились с презрением, считая их язычниками, нарушителями Закона.

4 Учитель Закона, законник человек, знающий и строго соблюдающий религиозные правила и обряды иудеев.

(читать онлайн)

У одного человека было два сына. Младший сказал отцу: «Отдай мне часть имущества, что мне причитается». И тот разделил имущество между сыновьями. Через несколько дней младший сын, всё распродав, уехал с деньгами в далёкую страну. И там, ведя беспутную жизнь, промотал всё, что у него было. После того как он всё истратил, в той стране начался сильный голод, и он стал бедствовать. Он пошёл и нанялся к одному из местных жителей, и тот послал его в своё имение пасти свиней. Он уже готов был есть стручки, которыми кормили свиней, ведь ничего другого ему не давали. И тогда он, одумавшись, сказал себе: «Сколько работников у моего отца, и все едят до отвала и ещё остаётся, а я тут погибаю с голоду! Пойду вернусь к отцу и скажу ему: “Отец, я виноват перед небом и перед тобою. Я больше недостоин зваться твоим сыном, считай, что я один из твоих работников”». И он немедля пошёл к отцу.

Он был ещё далеко, когда отец увидел его, и ему стало жалко сына. Он побежал, бросился к сыну на шею и поцеловал его. Сын сказал ему: «Отец, я виноват перед небом и перед тобою. Я больше недостоин зваться твоим сыном». Но отец сказал слугам: «Быстрей принесите самую лучшую одежду и оденьте его. Наденьте ему перстень на руку и сандалии на ноги. Приведите и зарежьте откормленного телёнка. Будем есть и веселиться. Ведь это мой сын: он был мёртв, а теперь ожил, пропадал и нашёлся». И они устроили праздник.

А старший сын был в это время в поле. Возвращаясь, он подошёл к дому, услышал музыку и пляску и, подозвав одного из слуг, спросил, что там происходит. Тот ответил: «Вернулся твой брат, и отец твой зарезал откормленного телёнка, потому что он вернулся жив и здоров». Старший брат так рассердился, что не захотел войти в дом. Тогда вышел отец и стал его уговаривать. Но он ответил отцу: «Вот, я столько лет работаю на тебя, как раб, и ни в чём тебя не ослушался, а ты ни разу не дал мне даже козлёнка, чтобы я мог повеселиться с друзьями моими. А вернулся этот сын твой, — и ты зарезал для него откормленного телёнка!» Но отец сказал ему:

«Сынок, ты всегда со мной, и всё, что есть у меня, твоё. Тебе бы надо радоваться и веселиться, что он, твой брат, был мёртв и ожил, пропадал и нашёлся».

Библия была переведена на все языки мира. Ее сюжеты остались жить в веках и во все времена питали воображение мастеров искусства. Библейские сюжеты и образы вдохновляют писателей, художников и композиторов на создание великих произведений. Одним из таких шедевров мировой культуры является картина голландского художника Рембрандта «Возвращение блудного сына» (1669). Она находится в музее Эрмитаж (Россия, Санкт-Петербург). Темой для написания картины послужила евангельская притча о том, как после долгих скитаний в жестоком мире блудный сын вернулся с несбывшимися надеждами к покинутому им отцу. В эту картину автор вложил весь свой жизненный опыт человека и художника.

Вопросы и задания

1. Как вы думаете, почему младший сын потребовал у отца часть своего имущества?

2. Как он распорядился добром, которое ему дал отец?

3. Расскажите, о чём стал думать блудный сын, когда понял пагубность своих дел. Какое решение он принимает?

4. Как вы думаете, что заставило его раскаяться в недостойных поступках?

5. Какие действия отца показывают, что он рад возвращению сына и прощает его?

6. Как вы думаете, почему старший брат обиделся на отца? Не проявляются ли в этом такие черты его характера, как зависть, неблагодарность и неумение прощать?

7. Можно ли утверждать, что в «Притче о блудном сыне» воплощается любимая тема Христа — отеческая нежность и бесконечная милость Бога к грешнику?

8. Разбейте текст на смысловые части и озаглавьте каждую из них.

9. Подготовьте чтение в лицах. Какие интонации будут преобладать в речи отца, блудного сына, старшего брата?

10. Какие слова и выражения из текста подсказывают ту или иную интонацию?

11. Рассмотрите картину Рембрандта. Как вы думаете, почему художник выделяет на картине руки отца и босые ноги сына?

12. Один из искусствоведов считает главным героем картины «Возвращение блудного сына» отца и предлагает для неё такое название «Отец, прощающий блудного сына». Согласны ли вы с его мнением? Предложите своё название картины.

13. Прочитайте другие библейские истории или притчи.

Иудейские старейшины завидовали Иисусу Христу. Желая поставить Его в сложную ситуацию, они задавали каверзные вопросы1. Особенно часто Иисуса обвиняли в том, что Он не различал людей по национальности, происхождению или богатству, общаясь со всеми па равных. В ответ на вопрос, кого следует считать своим ближним, Христос рассказывает притчу о добром самарянине.

Оказалось, что священник и левит2, то есть ближние, которые просто обязаны помочь иудею (очевидно, жителю Иерусалима3 или Иерихона4), на самом деле таковыми не оказались. В то же время са-марянин — традиционный враг евреев — спасает путнику жизнь. Важно понимать, что этот добрый человек подвергает себя опасности с нескольких сторон. Во-первых, разбойники могут также напасть и на него. Во-вторых, если самарииина увидят вместе с израненным иудеем, то могут обвинить в преступлении, которого он не совершал. В-третьих, он мог бы навлечь на себя гнев самарян тем, что помогает врагу. Добрый самарянин совершает поступок, невиданный по отваге и милосердию. Но глубинный смысл притчи не лежит на поверхности. Она несет в себе загадку, которую нужно разгадать.

Притча о добром самарянине

(читать онлайн)

Некий учитель Закона, желая испытать Иисуса, спросил Его: Учитель, что я должен делать, чтобы получить вечную жизнь?

— А что об этом говорится в Законе? — спросил его Иисус. — Что ты там читаешь?

— «Люби Господа, Бога твоего, всем сердцем, всей душой, всеми силами и всеми своими помыслами». И «люби ближнего, как самого себя», — ответил тот.

1 Каверзный вопрос — вопрос, содержавши каверзу, то есть хитрость, подвох.

2 Левит у древних евреев священнослужитель низшего разряда.

3 Иерусалим — столица Иудеи.

4 Иерихбн — город, расположенный недалеко от Иерусалима

— Ты правильно ответил, — сказал Иисус. — Поступай так и будешь жить.

Но тот, желая оправдаться, спросил Иисуса:

— А кто мне ближний?

Иисус в ответ сказал:

— Шёл человек из Иерусалима в Иерихон и попал в руки разбойников. Они его ограбили, избили и ушли, бросив полумертвым. И случилось так, что шёл той же дорогой священник, но, увидев его, перешёл на другую

сторону. Так же поступил и левит: дойдя до того места и увидев раненого человека, он перешёл на другую сторону. Л самарянин, который тоже путешествовал той же дорогой, натолкнулся на него и, увидев, пожалел, подошёл к нему и, омыв вином и смазав оливковым маслом его раны, перевязал их, посадил его на собственного мула, привёз в гостиницу и гам за ним ухаживал. Л па следующий день, уезжая, он дал хозяину гостиницы две серебряные монеты и сказал: «Позаботься

о нём, а если истратишь сверх того, на обратном пути я тебе отдам». Кто из троих, по-твоему, оказался ближним пострадавшему от разбойников?

— Тот, кто проявил к нему милосердие, — ответил тот.

— Иди и поступай так же, — сказал Иисус.

Вопросы и задания

1. Что необычного в этой притче? Часто ли враги приходят на помощь своим недругам?

2. Какие слова Иисуса являются в этой притче главными?

3. Как вы думаете, знает ли самарянин Закон или он совершает добрый поступок по зову сердца?

4. Кто выполняет божественные заповеди?

5. Чему учит притча о добром самарянине?

6. Почему христиане называют Иисуса добрым самарянином?

7. Прочитайте в словаре различные определения слова милосердие и проиллюстрируйте примерами из «Притчи о добром самарянине».

8. Встречались ли вам люди, которых можно назвать добрыми самарянзми?

9. Посмотрите фильм «библейские притчи». Что вы дополнительно узнали из этого фильма об Иисусе Христе?

Послушайте и оцените красоту музыки И. С. Баха, которая звучит в фильме.

Священная история Ветхого и Нового завета: для детей мл. возраста

У некоторого человека, говорил Господь, было два сына. Младший из них попросил своего отца выдать ему следующую ему часть имения. Отец разделил имение между двумя своими сыновьями.

Тогда, по прошествии немногих дней, младший сын, собрав все, пошел в дальнюю сторону и там прокутил все свое имение. Когда у него ничего не осталось, в той стране, где он был, настал великий голод, и он стал нуждаться. Он пошел и пристал к одному жителю той страны, а он послал его на поля свои пасти свиней. Он рад был наполнить чрево свое рожками, которые ели свиньи, но никто не давал ему и этой пищи.

Тогда младший сын образумился и сказал: «Сколько наемников в доме отца моего довольствуется хлебом в изобилии, а я умираю от голода. Встану, пойду к отцу моему и скажу ему: «Отче! я согрешил против неба и пред тобою. И уже недостоин называться сыном твоим, прими меня в число наемников твоих».

Он встал и пошел к отцу своему. Когда он был еще далеко, увидел его отец его и сжалился над ним. Отец побежал к сыну своему, пал ему на шею и целовал его.

Сын сказал отцу: «Отче! я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим». Но отец велел рабам своим принести лучшую одежду и одеть его, дать перстень на руку его и обувь на ноги, привести откормленного теленка и заколоть. «Станем, – сказал отец, – есть и веселиться. Ибо этот сын мой был мертв и ожил, пропадал и нашелся». И начали веселиться.

Старший сын в это время был в поле. Возвратившись с поля, он приблизился к дому и услышал там пение и ликование. Он спросил одного из слуг, что это такое? Узнав обо всем, он рассердился и не хотел войти. А отец вышел и звал его.

Но он сказал: «Вот, я столько лет служил тебе и никогда не преступил приказания твоего; но ты никогда не дал мне и козленка, чтобы мне повеселиться с друзьями моими. А когда пришел этот сын, ты заколол для него откормленного теленка».

Отец же отвечал: «Сын мой! ты всегда со мною, и все мое – твое. А о том надобно было тебе радоваться и веселиться, что этот брат твой был мертв и ожил, пропадал и нашелся».

Богословское толкование

Притча о блудном сыне толкуется разными богословами достаточно схоже. Считается, что данный фрагмент из Евангелия отображает милостивую любовь Бога даже к согрешающим людям в лице Его неблагодарных сыновей: старшего и младшего. Протестантский богослов, Дерек Принс, в своей книге «Божье лекарство от отверженности» даёт следующий комментарий евангельской притче:

Отец, из притчи о блудном сыне (Луки 15:11-32), стоял и смотрел, желая увидеть сына. Никто не пришел сообщить ему: «Твой сын вернулся домой». Отец первым узнал об этом. Бог относится к нам во Христе с таким же вниманием, как и этот отец. Нас не отвергают, мы не являемся второсортными гражданами или наемными слугами.

По возвращении домой, блудный сын готов был стать наемным слугой и хотел уже сказать об этом отцу. Но когда он исповедал свои грехи, отец прервал его речь. Отец никогда не позволил бы сыну сказать: «Сделай меня одним из своих наемников».

Наоборот, отец велел: «Принесите лучшую одежду и оденьте его, и дайте перстень на руку его и обувь на ноги; и приведите откормленного теленка и заколите: станем есть и веселиться, ибо этот сын мой был мертв и ожил, пропадал и нашелся».

Весь дом отмечал возвращение блудного сына. Нечто подобное происходит на небесах. Иисус сказал, что там одному кающемуся грешнику радуются больше, чем девяносто девяти праведникам, не имеющим нужды в покаянии (Луки 15:7).

Во второй стихире на «Господи воззвах» православного богослужения Недели о блудном сыне, «Сла́вным Заколе́нием» (Тельцом упитанным) называется сам воплотившийся Бог Иисус Христос, Принесший Себя в жертву за согрешивших людей и предлагающий всем желающим Своё Тело и Кровь на Евхаристии.

Еврейская традиция

Помимо версии, существующей в Евангелии от Луки, она также является частью устной и письменной еврейской традиции.

Израильский учёный Галина Любан указывает , что «метафора встречи отца и раскаявшегося сына связана с литургией еврейского Нового года. Каждый год в праздник Рош Хашана в синагоге звучит шофар, поэтому другое название праздника — День трубных звуков. (…) В хасидской версии притчи рассказывается, что в чужих странах блудный сын забыл родной язык и, вернувшись в отчий дом, не смог даже попросить слуг позвать отца. Тогда он в отчаянии закричал, и старик отец узнал его голос». Звук шофара, звучавший в праздник, символизирует голос этого юноши, кроме того, шофар — это голос всего народа Израиля, взывающего к Небесному отцу в надежде на прощение (в Судный день).

Книга «Коль Бо», старинный сборник ритуалов и правил, раздел Тшува, говорящий о возвращении к вере, использует аллегорию встречи отца и сына, потерявшего веру в Бога.

В искусстве

«Блудный сын» И.Босха

Данная притча одна из наиболее часто изображаемых в искусстве евангельских притч. Эта тема, всегда популярная и в качестве повествовательного цикла, и в виде отдельных сюжетов, впервые встречается в витражах французских кафедральных соборов XIII века. Циклы на этот сюжет включают следующие сцены: блудный сын получает свою долю наследства; он уходит из дома; он пирует с куртизанками на постоялом дворе; они прогоняют его, когда у него кончаются деньги; он пасёт свиней; он возвращается домой и раскаивается перед своим Отцом.

  • Блудный сын в таверне — автопортрет Рембрандта, пирующего с молодой женой
  • Возвращение блудного сына (картина Рембрандта)
  • «Блудный сын» — кантата Дебюсси (1884)
  • «Блудный сын» — балет С. С. Прокофьева (1929)
  • Блудный сын (опера Бриттена)

Необычным и неожиданным было названо искусствоведами решение темы в картине советского художника Сергея Григорьева «Вернулся» (1954), где возвращающимся «блудным» родственником оказывается не сын, а отец. Семья не принимает его возвращение и отвергает его.

Примечания

  1. Аверкий (Таушев). Руководство к изучению Священного Писания Нового Завета. Четвероевангелие
  2. Толкование притчи о блудном сыне митрополита Антония Сурожского (недоступная ссылка). Дата обращения 25 октября 2008. Архивировано 30 июня 2008 года.
  3. Духовно-нравственное содержание Недели о блудном сыне, Киево-Печерская Лавра
  4. Неделя о Блудном сыне, Протоиерей Г. С. Дебольский, Дни Богослужения Православной Церкви 1901 г.
  5. Рожки — плоды рожкового дерева, евреи ели их только в чрезвычайные голодные годы (Библейский культурно-исторический комментарий. Ч.2. СПб., 2005,с.192). Незрелые рожки сушили на солнце, после чего они становились сладкими. Сушеными «цареградскими стручками» (как их назвали в России) древние кормили скот (Глубоковский Н.Н. Библейский словарь. Сергиев Посад, 2007, с.642).
  6. Божье лекарство от отверженности
  7. Азбука веры. НЕДЕЛЯ О БЛУДНОМ СЫНЕ. Великая вечерня
  8. Любан, Г. Возвращение блудного сына. Больше чем видит глаз. М., 2007. С. 7.
  9. Любан Г. Там же. С.9.

Ссылки

  • Неделя о блудном сыне, Подборка материалов на сайте «Завет.ru»
  • Иконография

  • См. также апокрифические
  • Об убийце
  • О пустом кувшине

До Христа, ветхозаветные
  • Иофам о деревьях, избравших царём терновник (Суд. 9:7-20)
  • Нафан о богаче, отнявшем у бедняка единственную овцу (2Цар. 12:1-9)
  • Иоас о терне и кедре на Ливане (4Цар. 14:9-10).
Новозаветные,
их отношение к
проповеди Христа
о Царстве Божьем
1/ подготовление Царства
в Ветхом Завете (6)
2/ основание и распространение
Царства на земле (5)
3/ разные условия
Царства на земле (21)

Библейская притча о блудном сыне: краткое содержание и смысл

Притчу о блудном сыне рассказывает Иисус Христос своим ученикам. Она приведена в пятнадцатой главе Евангелия от Луки. Сюжет притчи используется во многих произведениях мирового искусства.

Ниже будет рассказано краткое содержание притчи о блудном сыне. Она является наиболее популярной у христиан, независимо от их конфессии, так как учит прощению.

Библейская притча о блудном сыне: краткое содержание

У отца было двое сыновей. Один взял свою часть имущества и вдалеке от семьи промотал все. Когда подступила нужда, он голодал и решил вернуться к отцу, чтобы стать у него наемником, так как чувствовал свою вину. Но его отец был счастлив, что сын вернулся невредимым, и устроил пир по этому поводу. Старший брат был недоволен, что отец так хорошо принял беспутного младшего. Но отец сказал, что ничем не ущемляет его, ведь он всегда был рядом в довольстве и владеет всем вместе с отцом; младший же сын был как мертвый неизвестно где, и теперь нужно радоваться его возвращению.

Сюжет притчи, подробный пересказ

Один человек имел двух сыновей. Младший попросил отдать ему причитающееся наследство, и отец уступил сыну, поделив имущество между братьями. Спустя некоторое время младший взял своё и ушёл в далекую страну, где кутил и распутствовал.

Потратив всё, что имел, он стал бедствовать. Нанялся он в услужение, стал пасти свиней. И рад был бы он поесть хотя бы то, что ели свиньи, но не давали ему. И тут он вспомнил отца, какое у него богатое имение и сколько слуг не имеют нужды, и задумался: зачем умирать от голода, вернусь к отцу и попрошу принять меня в наёмники, ведь сыном ему называться уже недостоин.

И направился к отцу. А отец увидел его ещё издали и пожалел сына, побежал к нему навстречу, обнимал и целовал. Младший сын сказал: «Отец, на мне грех перед небом и тобой, и сыном тебе я уже быть недостоин». А отец приказал рабам принести ему самую хорошую одежду, обувь и перстень на руку и заколать упитанного теленка, чтобы есть и праздновать. Потому что был его младший сын мертвым, но стал живым, был пропавшим без вести, но нашёлся. И стали все веселиться.

Старший сын тем временем был в поле, когда вернулся, услышал из дома песни и ликующие возгласы. Позвав слугу, он спросил, что случилось. Ответили ему, что вернулся брат и отец от радости, что сын невредим, заколол целого теленка. Старший сын осерчал и не захотел войти к празднующим, а отец вышел, чтобы его позвать. Но старший сын сказал: «Столько лет я с тобой, работаю, всегда слушаюсь тебя, но ты даже козла мне не давал, чтобы попировать с друзьями; а этот сын, прокутивший всё твоё имущество с распутницами, вернулся, и ты сразу для него заколол упитанного телка». Отец же ответил на это: «Сын, ты всегда был рядом и все моё принадлежит тебе, а радоваться нужно оттого, что младший твой брат был мертвым и стал живым, был пропавшим без вести и нашелся».

Притча о блудном сыне: в чем смысл?

Краткое содержание притчи о блудном сыне и её пересказ были представлены выше. В этой притче Господь Иисус Христос иносказательно показывает отношение Бога к людям и к нашим падениям, отхождению от веры, Его милосердие и прощение.

Человек, знакомый с христианством, верящий в Бога, который Отец всему живому, может отойти от веры, соблазнившись земными развлечениями и суетой. Взять своё имущество и уйти в далекую страну – отойти далеко от Бога, потерять с ним всякую связь. Какой-то запас благодати и духовной силы у него будет, как были деньги поначалу у блудного (или заблудшего) младшего сына. Но с течением времени силы иссякнут, на душе станет пусто и тоскливо. Придет голод, как пришел он к младшему сыну, только не физический, а духовный. Ведь люди, по христианскому учению, созданы Богом для общения и единения с Ним и друг с другом.

И если человек тогда, отчаявшись, вспомнит о своём Отце Небесном, то захочет вернуться. Но будет чувствовать раскаяние и недостоинство быть Сыном Божиим, как и младший сын в притче чувствовал, что недостоин называться сыном. Тогда мы возвращаемся к Богу с покаянием, умоляя его помочь, утешить нашу опустошенную душу, наполнить её светом веры хоть немного – уже не в качестве детей Божиих, а хотя бы как его наёмники (не зря в православных молитвах говорится «рабы Божии»).

Но Бог есть Любовь, как сказано в Евангелии от Иоанна. И Он в своей любви не гневается на нас и не вспоминает наших согрешений – ведь мы вспомнили о Нём, возжелали Его добра, вернулись к Нему. Поэтому Он радуется нашему прозрению и возвращению к истине. Мы были мертвы во грехе, но ожили. И покаявшимся, вернувшимся к вере людям Господь даёт многое, часто счастливо устраивая судьбы, и всегда посылая в измученные души спокойствие и благодать. Также как отец в притче дал вернувшемуся сыну всё лучшее, что имел.

Образ старшего брата здесь – люди, которые формально не отходили от веры, не совершали тяжелых грехов, но забыли главную заповедь – о любви. Старший брат с обидой и ревностью говорит отцу, что он старался все делать правильно, а младший сын нет. За что же ему почет? Так бывает и у верующих, которые осуждают «грешников» и могут в церкви обсуждать чужие наряды, неподходящие к случаю, или неверное поведение. И забывают при этом, что если человек пришёл в церковь, обратился к вере — нужно радоваться за него, ведь все люди — наши братья и сестры, также сотворенные Господом, который бесконечно рад их возвращению из тьмы.

Ещё один смысл притчи

Притчу о блудном сыне, краткое содержание в особенности, можно рассматривать и более прямолинейно. Она применима не только по отношению Бога к людям, но и по отношению любящих друг к другу. Можно сказать, что это притча о любви.

Любой близкий человек может нас покинуть – муж или жена, ребенок, друг, даже родители порой бросают детей. Но если сердце у нас чистое и в душе есть любовь, то мы станем подобны отцу из притчи и сможем простить предательство. И тогда, встречая беспутного сына, изменившего мужа, пропадавшего отца, забывшего про нас друга, даже в голову не придёт обвинять их или слушать недобрых людей, не понимающих христианского всепрощения – нам достаточно будет того, что они рядом, нашлись, вернулись, живые.

«Возвращение блудного сына» — последняя картина Рембрандта как отражение личной трагедии художника


Голландский художник Рембрандт ван Рейн и его полотно «Возвращение блудного сына».

Свою картину «Возвращение блудного сына» Рембрандт писал незадолго до смерти. Некоторые знатоки живописи называют это полотно кульминацией его творчества. Но мало кто знает, что известный библейский сюжет стал отражением реальных трагических событий в жизни мастера.

Возвращение блудного сына. Рембрандт. | Фото: christofgrace.files.wordpress.com.

Библейский сюжет картины известен, пожалуй, каждому. У отца было два сына. Старший помогал отцу в ведении хозяйства, а младший потребовал свою часть наследства и отправился предаваться всем порокам разгульной жизни. Когда же деньги закончились, непутевый сын оказался на самом дне. Ему приходилось пасти свиней за миску каши, скитаться, просить милостыню. В итоге он решил вернуться в отчий дом и пасть перед родителем на колени. Отец прощает сына.
Именно этот момент в притче выбирали для себя самые известные живописцы. Рембрандт тоже изобразил сцену прибытия блудного сына домой. Однако его работа отличается от полотен других живописцев.

Возвращение блудного сына. Ян Стен, 1668-1670 гг. | Фото: artist-gallery.ru.

Если сравнить картины Рембрандта и других художников, то становится виден их разительный контраст. Например, у Яна Стена, бывшего в свое время гораздо популярнее Рембрандта, на картине сюжет тот же, а выполнен более оптимистичном ключе. Слуги трубят в рог, ведут закалывать теленка, несут хорошую одежду.

Возвращение блудного сына. Мурильо, 1667-1670 гг. | Фото: arts-dnevnik.ru.

Почти тоже самое наблюдается и у испанского художника Мурильо. Тут же снова виден очаровательный теленок, одежда на подносе, радостная собачка.

Возвращение блудного сына. Фрагмент. | Фото: 2.bp.blogspot.com.

У Рембрандта отсутствуют все лишние атрибуты, он сосредоточился лишь на эмоциях отца и сына. Правильнее будет сказать, что переживаний на лице блудного сына не видно, но его внешний вид и поза могут сказать многое. Рваная одежда, стертая обувь, мозоли на стопах – все это настолько глубоко передает эмоциональность сцены. А еще любовь, всепрощающая любовь отца…

Титус в образе монаха. Рембрандт, 1660 год. | Фото: istanbulsanatevi.com.

«Возвращение блудного сына» мастер написал почти сразу после ужасной трагедии, постигшей его. Не стало его единственного сына Титуса. Он был плодом любви Рембрандта и его обожаемой супруги Саскии. Титус — единственный выживший ребенок в семье, остальные трое скончались в младенчестве.
Обезумевшего от горя отца настойчиво посещали мысли о самоубийстве. Не совершить его помогла лишь работа над картиной «Возращение блудного сына». Рембрандт словно спроецировал себя на место отца в библейском сюжете, который имел счастье обнять своего ребенка.
На пике своей популярности Рембрандт неплохо зарабатывал, вот только все пошло прахом после написания картины «Ночной дозор».

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *