Бог богатства

Прохождение игры — Страница 1

Прохождение актуально для любой версии игры

Особенности игрового процесса

«The Room Three» – это третья игра в серии головоломок «The Room». Механика игры заключается в исследовании локаций с целью сбора необходимой информации и нахождения предметов или подсказок, с помощью которых можно решить открывающиеся задачи.

Интерфейс игры

На игровом экране, в его левой части, в процессе игры отображаются ячейки инвентаря, постоянно открытого для использования. В правом верхнем углу экрана находится значок, нажатие на который вызывает открытие игрового меню. В стадии обучения, в первой части игры, и при включенном режиме подсказок, в определенные моменты на экране появляются поясняющие надписи. После обнаружения необходимых составляющих и их комбинирования, в правой части экрана будет находиться значок объектива, с помощью которого можно будет рассмотреть объект в ином цветовом диапазоне для обнаружения дополнительной информации. Курсор, как таковой, в игре отсутствует.

Интерфейс оболочки

Стартовое меню имеет четыре опции. Опция «Параметры» позволяет:

— включить/выключить подсказки;

— задать громкость звука;

— выбрать язык;

— войти в опцию настроек графики;

— удалить данные игры;

— просмотреть список разработчиков.

Игровое меню открывается нажатием на значок в верхнем правом углу экрана.

Управление

Все активные действия выполняются с помощью компьютерной мыши. Перемещений, как таковых, в игре нет. При исследовании объекта его осмотр производится поворотом камеры обзора вокруг него. Поворот осуществляется мышью, при нажатой левой клавише мыши (ЛКМ). Более подробно манипуляции будут описаны в прохождении.

Сохранение

Сохранения (сейвы) текущего состояния игры производятся автоматически. В процессе прохождения имеем возможность перезапустить ту главу, которую проходим.

Совет. Если при прохождении игры возникнут проблем со скоростью перемещения объектов манипулирования при выполнении определенных действий, то нужно выйти в меню и уменьшить настройки графики.

Примечание. Для увеличения скриншота нажмите на него в тексте прохождения. Для просмотра дополнительных всплывающих скриншотов, нажимайте на активные ссылки, выделенные в тексте прохождения темно-красным цветом.

ПРОЛОГ

Примечание. В прологе, вводной части игры, проходим обучение навыкам управления, следуя указаниями, появляющимся в верхней области экрана.

Зажимаем левую клавишу мыши (ЛКМ), двигаем мышь влево-вправо, чтобы осмотреть купе поезда, в котором находимся. Смотрим на дневник, лежащий на столе, дважды щелкаем по нему ЛКМ (левой клавишей мыши), чтобы приблизить взгляд. Открываем страницы, зажав ЛКМ и двигая мышь влево. Читаем записи. Отодвигаемся от дневника, щелкнув правой клавишей мыши (ПКМ).

Поезд въезжает в тоннель и в купе становится сумрачно.

На скамейке напротив, появляется мужской силуэт, который, оставив на столике коробку, исчезает. Поезд выезжает из тоннеля.

Приближаем взгляд к коробке. Для этого дважды щелкаем по ней ЛКМ. Забираем, лежащий на ней МАЛЕНЬКИЙ КЛЮЧИК, щелкнув по нему ЛКМ. Обращаем внимание на то, что замочной скважины, куда можно применить ключик, на коробке не видно. Отодвигаемся от коробки, переводим взгляд на чемодан, лежащий на скамье напротив, справа. Открываем правый и левый замок на чемодане. Для этого зажимаем ЛКМ поочередно на пластинках правого и левого замка, отодвигаем их в сторону. Открываем крышку. Для этого зажимаем ЛКМ на крышке, и двигаем мышь вверх. Приближаем взгляд к рычажку в верхней части внутренней поверхности крышки. Обращаем внимание на потертость под ним. Поворачиваем рычажок вправо, открываем секретное отделение. Забираем ОКУЛЯР, который теперь отображается в правой части экрана. Отодвигаемся от чемодана, переводим взгляд на коробку. «Надеваем» ОКУЛЯР, щелкнув по его изображению. Теперь на поверхности боковой стенки коробки видны части головоломки.

Не снимая ОКУЛЯРА, смотрим на кусочки головоломки. Сдвигаем их так, чтобы построить квадрат, на котором располагается замочная скважина. Вставляем в нее КЛЮЧИК, поворачиваем его. Забираем ПИРАМИДУ С СИМВОЛАМИ.

Купе поезда начинают оплетать корни странного растения, и персонаж перемещается в незнакомое место. Поезд снова въезжает тоннель.

ЭПИЗОД ПЕРВЫЙ. МАЯК

Часть первая

Приближаем взгляд к окошку в двери, напротив. Отодвигаем засов.

В окошко видим, как какой-то человек забирает что-то со стола. Отодвигаемся от дверного окна. Поворачиваемся влево. Приближаем взгляд к письму, лежащему на треугольной тумбе. Читаем послание Мастера. Закрываем текст, щелкнув по стрелке справа и отодвигаемся. Надеваем ОКУЛЯР, смотрим на боковую поверхность стенки тумбы. Читаем проявившиеся надписи, расположенные над полыми вращающимися цилиндрами. Вращаем каждый из трех цилиндров, располагаем под надписью предмет, видимый в окошке цилиндра, являющийся ответом на загадку.

— «Безмолвны, когда нам нечем показать» — часы;

— «У бедняка нет, а богачу не надо» — пустота;

— «Двигатель полета, источник знаний» — перо.

Открываем конверт, лежащий в открывшемся секретном отделении, читаем послание Мастера. Забираем КОРОБКУ С ОРНАМЕНТОМ. Исследуем коробку. Поворачиваем механизм замка, открываем крышку коробки. Достаем из нее ЛИНЗЫ, которые в дополнение к окуляру располагаются справа. Автоматически поворачиваемся к двери. Надеваем ОКУЛЯР, рассматриваем замочную скважину. Дважды производим двойной щелчок ЛКМ, чтобы заглянуть внутрь замка.

Двигаем попарно маховики, чтобы установить риски на стержнях вверху в правильное положение, когда они начинают светиться. Проходим в открывшуюся дверь. Приближаем взгляд к письму, лежащему на бортике настольного бассейна, наполненном непонятной жидкостью, от которой отходят щупальца-шланги. Читаем текст послания Мастера. Переводим взгляд на центр стола. На светящийся треугольник помещаем ПИРАМИДУ С СИМВОЛАМИ. Забираем из открывшегося отделения ЭМБЛЕМУ. Перемещаемся к картине с родословной на стене. Устанавливаем ЭМБЛЕМУ в пустой слот.

Открываются остальные слоты, в которых располагаются другие эмблемы.

Решаем головоломку, вращая доступные эмблемы и устанавливая их таким образом, чтобы головоломка отображала комбинацию эмблем группы. Следуем в открывшийся проход.

Приближаем взгляд к устройству у стены слева. Двигаем бегунки, соединяем ими полюса «+» и «-» таким образом, чтобы зажглись сердцевины предохранителей.

Автоматически перемещаемся к рубильнику, находящемуся на подоконнике.

Опускаем рукоятку рубильника.

Автоматически перемещаемся к устройству на треноге.

Поднимаем вверх четыре рычажка, нажимаем на ставшую доступной кнопку.

Автоматически перемещаемся к устройству на столе.

Проблема «пропасти» между самыми богатыми и бедными до сих пор остается одной из самых актуальных и болезненных для сегодняшней России.

Одной из приоритетных задач, решаемых нынешним руководством страны, является сокращение числа людей, живущих за чертой бедности и содействие формированию в России среднего класса – определенной прослойки между бедными и богатыми. В развитых странах Европы средний класс формировался не одно столетие. Фактически, он является опорой для власти и неким ядром, обеспечивающим стабильность в обществе. В России, пережившей в двадцатом веке не одно потрясение, средний класс находится пока в зачаточном состоянии. На данном этапе, это лишь незначительная часть нашего общества, в противовес 5-10 проц. самых обеспеченных, которые, по данным Росстата, получают около 30 проц. от общей суммы денежных доходов россиян, и основной массе бедных, чьи доходы во много раз ниже.

По последним данным Росстата, доля населения РФ с доходами ниже прожиточного минимума сократилась с 22,1 проц. в 1-м квартале 2004 г до 20,8 проц во 2-м квартале. Напомним, что согласно постановлению от 3 сентября N456, для трудоспособного населения прожиточный минимум в 1-м квартале 2004 г составлял 2502 руб, для пенсионеров — 1747 руб, для детей — 2259 руб. Во 2-м квартале для трудоспособного населения прожиточный минимум равнялся 2588 руб, для пенсионеров — 1793 руб, для детей — 2313 руб. Прожиточный минимум формируется на основе оценки стоимости потребительской корзины, включающей минимальный набор продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг, а также обязательные платежи и сборы. Не нужно быть экономистом, чтобы убедиться, что приведенные выше суммы явно недостаточны для полноценной жизни, особенно в крупных городах.

Пропасть между богатыми и бедными – тема, которая обсуждалась неоднократно и единого мнения по поводу ее существования и тенденций к изменению в ту или иную сторону нет. Опрошенные ПРАЙМ-ТАСС эксперты придерживаются на этот счет разных точек зрения. Разрыв между богатыми и бедными остается существенным, и тенденций к его сокращению не наблюдается, убежден заведующий кафедрой изучения общественного мнения МГУ Александр Гаспаришвили. Между тем, директор центра социологических исследований РГГУ Мирослава Цапко считает, что на данный момент вряд ли уместно говорить о колоссальной пропасти между классами в России. По ее мнению, существует скорее пропасть между мегаполисами и глубинкой, где разница между имущественным уровнем населения действительно огромна. Москва в этом смысле стала своего рода «государством в государстве», и разница в уровне потребления москвичей и провинциалов сопоставима с разницей в уровне доходов.

Однако средний класс в западном обществе имеет четкие признаки. По определению, истоки которого восходят еще к Аристотелю, в обществе есть социальный класс, который очень богат. К нему, как правило, относятся те, кто родился в этой среде. Есть другой класс, который очень беден. В настоящее время на Западе это те, кто не умеет, не может или по каким-то причинам не хочет работать, т.е. быть социально активным членом общества. В помощь таким людям существуют различные социальные программы, пособия и дотации, позволяющие им худо-бедно выживать. А третий — средний. Его представители хорошо образованы, зарабатывают на жизнь своим трудом, не имеют баснословных доходов, но и не бедны, заинтересованы в развитии своего государства, в том числе экономическом, влияют на ситуацию в стране. Для них важна интеграция их страны в общемировую экономическую и политическую систему, развитие торговых и иных связей между народами. Представитель среднего класса – свободная, всесторонне развитая личность, привыкшая в деле своего процветания рассчитывать, в первую очередь, на себя. Чем больше в обществе таких личностей, тем стабильнее его состояние, тем крепче фундамент, на который может опираться власть, тем меньше вероятность бунта или иного проявления классового недовольства.

В России же человек может быть хорошо образован, иметь работу /или даже побочные приработки/, продвигаться по карьерной лестнице и в то же время не зарабатывать денег, достаточных для западного уровня среднего класса. А.Гаспаришвили считает, что в российский средний класс входят люди с разным уровнем образования, поэтому этот фактор не может быть определяющим. Представления же о приемлемых для российского среднего класса доходах весьма субъективны и меняются в зависимости от региона, в котором проводится оценка, а также от мнения самого исследователя. Эта сумма может варьироваться от 150 до нескольких тысяч долларов в месяц на каждого члена семьи. В России, по мнению А.Гаспаришвили, нет среднего класса западного образца. Есть лишь небольшая категория людей, скорее «высшего» класса, которая живет по западным стандартам.

Представитель российского среднего класса сейчас – руководитель или квалифицированный наемный специалист, менеджер среднего звена, частный предприниматель. Если сопоставить итоги ряда социологических исследований по этому вопросу, серьезный процент россиян относит себя к среднему классу. По мнению М.Цапко, таких людей сегодня 50-60 проц. Однако она отмечает, что налицо дефицит имущественных и иных характеристик для адекватной оценки этого. Необходимо проводить исследования по этому вопросу, и, опираясь на их результаты, сформулировать некую «систему атрибутов» среднего класса, что помогло бы людям самоидентифицироваться и определить приоритеты в дальнейшем развитии.

Спорным также является вопрос о том, от чего зависит уровень доходов человека. Существуют диаметрально противоположные точки зрения на этот вопрос. С одной стороны, период первоначального накопления капитала в России миновал, и теперь стать олигархом не так легко, как в период «дикого капитализма» начала 90-х годов. С другой стороны, попасть в средний класс до сих пор проще тем, кто родился в этой социальной среде, соответственно, имеет знакомства и связи, облегчающие «путь наверх». Да и хорошее образование, которое наконец-то стало рассматриваться в обществе как обязательный залог социального успеха, проще получить детям из обеспеченных семей.

Однако нельзя отрицать, что люди, рожденные и живущие в условиях тотальной бедности, зачастую обречены всю жизнь оставаться в этом социальном слое. У них нет возможностей, а зачастую и желания к получению образования, многие из таких людей не хотят постоянно развиваться и получать новые знания и навыки, что является необходимым для того, чтобы подняться выше по социальной лестнице. Разумеется, это не является абсолютным правилом, но подобные тенденции нельзя списывать со счетов.

Причин усиления «кастовости» общества несколько. Изменения, произошедшие в нашем обществе в последние 10-15 лет, привели к появлению целой армии «бедняков поневоле» — это и сотрудники обанкротившихся НИИ, и бюджетники, чей труд, к сожалению, не оценен по достоинству. Зачастую это люди среднего и старшего возраста, которым трудно расстаться с устоявшимися привычками. В их понимании, богатства нельзя добиться честным путем, а те, кто все же смог повысить свое материальное благосостояние – «воры» и «жулики». Причина этого, в первую очередь, в резкой ломке жизненных устоев и переоценке ценностей, произошедшей в России в последние десятилетия, а также в отсутствии четко продуманных программ социальной поддержки и адаптации населения к проводимым реформам. Люди с меньшим уровнем доходов ограничены и в доступе к информационным ресурсам, считает М.Цапко. По ее мнению, наличие у человека доступа к компьютеру, интернету и иным источникам информации, снижает возможность начать работу на качественно ином уровне, и, следовательно, получить за нее больше денег.

Подобные противоречия в обществе, пережившем резкую смену стереотипов, к сожалению, неизбежны. Задача власти – сглаживать эти противоречия, проводя продуманную социальную политику, в первую очередь, в области трудоустройства и образования молодежи, а также обеспечения достойного уровня жизни для представителей старших поколений. Результаты этой политики будут видны не сразу. Лишь через какое-то время в России появится новое поколение, ориентированное на целенаправленную работу над собой во имя достижения успеха и построения своей карьеры. Такие люди – будущее России, залог ее стабильности и процветания, опора для государства. Именно они являются стержнем общества. В противном случае, социальное расслоение общества может привести к усилению в нем экстремистских тенденций, что, в свою очередь, чревато серьезным социальным взрывом.

В то же время, некоторые эксперты придерживаются иного мнения. Средний класс не может повлиять на ситуацию в России в силу отсутствия в обществе полноценных демократических институтов, полагает М.Цапко. С ней солидарен А.Гаспаришвили, считающий, что средний класс в нашей стране не имеет никакой политической силы.

В этой статье мы лишь слегка обозначили многие спорные вопросы. Обсуждаемая тема неоднозначна, существуют разные мнения о богатстве и бедности, перспективах среднего класса в России и путях выхода из кризисной ситуации, в которой оказалось сегодня наше общество. Предлагаем всем, кому небезразлична данная тема, высказать свое мнение, поучаствовав в опросе на сайте. В случае, если тема богатства и бедности в России будет интересна нашим читателям, мы будем продолжать ее обсуждение.

Правило 11

«Собирание богатства – один из худших видов идолопоклонства. Ни один идол не является таким разрушительным, как поклонение деньгам»

Неожиданно слышать такую фразу от одного из самых богатых людей своего времени, не так ли? Эндрю Карнеги, действительно, никогда не делал деньги целью своей жизни. Ему принадлежат следующие слова: «Жизнь человека должна делиться на два этапа: первый – когда человек берет, второй – когда отдает». Это мудрое изречение не было пустыми словами, сказанными на публику. Карнеги на деле доказал, что он готов отдавать: дожив до пожилого возраста, он стал известным филантропом.

На его деньги было построено столько школ, что, согласно статистике, каждый десятый американец, получивший начальное и среднее образование до 1990 года, учился в школе, спонсором строительства которой был Карнеги. Сеть публичных библиотек по всей стране, книжные архивы, читальные залы, наконец, знаменитый на весь мир Карнеги-Холл, выступить в котором – честь для любой знаменитости с мировым именем – ко всему этому приложил руку Стальной Король. А за год до своей смерти Карнеги основал Фонд Мира. Именно его промышленник считал наиболее значимым своим предприятием.

Сравните цифры: своей единственной дочери он оставил в наследство десять миллионов долларов, на благотворительность же потратил более трехсот миллионов. Этот факт одновременно впечатляет, поражает и вызывает желание снять шляпу перед миллионером.

Вам может показаться, что здесь кроется противоречие: почему в книге, посвященной привлечению богатства и успеха, вдруг говорится о том, что накопление богатства – разрушительно? Однако диссонанса здесь нет: речь не о том, что умножать капитал – плохо. Плохо лишь ставить деньги во главу угла, думать только о них, поклоняться им. Для наглядности приводим следующее упражнение. При его выполнении будьте честны сами с собой, это непременное условие.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Читать книгу целиком
Поделитесь на страничке

Следующая глава >

Свящ. Антоний Лакирев

Ничтожность богатства и славы (6:1 — 8:17)

a. 6-я глава

Богатство и слава даются человеку Богом; но и обладание ими Экклезиаст тоже расценивает как суету и погоню за ветром. Смерть полагает предел пользованию богатством, а посмертная участь неподвластна человеку. На этом основании Экклезиаст строит глубокое различение между земными потребностями человека и тем, что нужно его душе. Богатство приносит лишь обилие пищи: «Все труды человека — для рта его, а душа его не насыщается». Ни благополучие, ни долгая жизнь, к которой стремятся люди, ни даже многочисленное потомство и слава не насыщают душу. Но без этой таинственной пищи духа, без того, чем душа человека может наслаждаться подобно тому, как тело наслаждается земными удовольствиями, нет смысла жить.

Это очень серьезный вывод, который можно назвать главным во всей книге: ничто земное не насыщает душу, но если душа не обретает своей таинственной пищи, жизнь утрачивает смысл. «Не одним хлебом живет человек, но всяким , исходящим из уст Господа, живет человек», было сказано во Второзаконии. Экклезиаст утверждает то же самое; кроме того, для него пища души первична по отношению ко всему остальному, даже по отношению к самой человеческой жизни.

На первый взгляд, Экклезиаст ничего не говорит о том, что же может «насытить душу», стать для нее источником радости и жизни. Но здесь, быть может, следует обратить внимание на то, о чем он не говорит. Систематически рассуждая о человеческой жизни и о том, из чего она состоит, касаясь и благочестия и отношений с Богом, Экклезиаст ни в чем не находит того, что могло бы «насытить душу». Однако он подчеркнуто оставляет за рамками своего исследования опыт непосредственного общения человека с Богом, Избавителем Израиля. Для мудреца и исследователя, живущего в послепленную эпоху, когда Бог посылал к своему народу множество пророков (последние из них, возможно, были современниками автора), такое умолчание может быть только преднамеренным.

Лишь Сам Всемогущий, Чье бытие окутано тайной и непостижимо для сынов человеческих, остается за рамками исследования Экклезиаста. Это, в сущности, естественно, так как Господь (во всяком случае — для Экклезиаста) пребывает за гранью человеческого мира. Но коль скоро ничто в человеческом мире не может «насытить душу», а душа тем не менее требует насыщения, следовательно, ответ на поиски Экклезиаста может быть только у Бога.

И Господь дает этот ответ, говоря: «истинно, истинно говорю вам: не Моисей дал вам хлеб с неба, а Отец Мой дает вам истинный хлеб с небес. Ибо хлеб Божий есть тот, который сходит с небес и дает жизнь миру» и «Я есмь хлеб жизни; приходящий ко Мне не будет алкать, и верующий в Меня не будет жаждать никогда». И хотя для Экклезиаста этот ответ еще не прозвучал, почему слова его и исполнены печали, он предполагает, что ответ на вопрос о Хлебе жизни должен существовать; хотя сам он и не находит его, его печаль открывает путь надежде.

b. 7-я глава

Начиная с 7-й главы Экклезиаст говорит о прообразах, бледных подобиях того высшего блага, которое, как он обнаружил, недостижимо для человека. Все, о чем идет речь во второй половине книги, обозначается как בוט, tov: мудрость и умеренность, благочестие и справедливость. В них нет подлинного счастья (ןורתי, ithron), но все же, по мнению Экклезиаста, человек находит в них его подобие. В относительном и кратковременном житейском благе заключен прообраз евангельского блаженства, и это придает призрачному и несовершенному временному благу хотя бы какую-то ценность.

Седьмая глава по содержанию и литературной форме очень близка к другим произведениям «мудрых Израиля». Она содержит ряд афористичных сентенций, связанных мыслью об относительности хорошего. В предыдущих главах Экклезиаст делает вывод о суетности всего в мире и о том, что ничто земное не может насытить душу человека. Но и в этом земном и суетном он тщательно различает хорошее и плохое, пусть даже это лишь «более хорошее» и «более плохое». Яркий пример — первая строка главы: «Доброе имя лучше дорогой масти».

Несколько высказываний 7-й главы открывают читателю то, что Экклезиаст знает и думает о Боге. Наиболее загадочное из них — 7:14: «Во дни благополучия пользуйся благом, а во дни несчастья размышляй: то и другое соделал Бог для того, чтобы человек ничего не мог сказать против Него (ויָרהא)», как предалагет Синодальный перевод. Другие варианты перевода последних слов фразы таковы: «то и другое сотворил Бог, чтобы не мог человек постичь Его дела», «чтобы человек ничего не мог сказать после себя». Славянский перевод, слепо копируя Септуагинту, говорит здесь «сие сотвори Бог, о глаголании, да не обрящет человек за Ним ничтоже»; сама же Септуагинта в словах «περὶ λαλιᾶς, ἵνα μὴ εὕρῃ ὁ ἄνθρωπος ὀπίσω αὐτοῦ μηδέν» имеет в виду «так все сотворил Бог, чтобы ничего сказать не смог человек после Него». Вульгата предлагает здесь чтение «sic et illam fecit Deus ut non inveniat homo contra eum iustas querimonias»: «то и другое сотворил Бог так, чтобы не нашел человек против Него справедливого сетования». Европейские переводы предпочитают вариант «чтобы человек не знал о том, что будет после». Таким образом, возможны два варианта понимания этих слов: а) Бог сотворил благо и несчастье, чтобы человек не мог знать своего будущего и б) Бог сотворил благо и несчастье, чтобы человек не мог роптать. Так или иначе, Экклезиаст говорит о смирении человека перед волей Творца, посылающего ему благо и несчастье. Эта пессимистическая точка зрения характерна для «мудрых Израиля», да и для всего Ветхого Завета в целом. Лишь пророки смотрят на это несколько иначе, полагая, что несчастье — плод собственных помыслов человека в мире, устроенном по благому Закону Творца (ср. Иер. 6:19). Но именно эта позиция мудрецов будет распространена в умах людей, когда прозвучит важнейшее откровение Христа: «Не бойся, малое стадо! ибо Отец ваш благоволил дать вам Царство» (Лк. 12:32).

Далее, в 20-м стихе Экклезиаст в рамках своего исследования напоминает читателю важную мысль о том, что «нет человека праведного на земле, который делал бы добро и не грешил бы». Для автора она обосновывает призыв, с одной стороны, не зависеть от человеческих мнений и суждений, и, с другой стороны, — воздерживаться от осуждения, которое будет запрещено Христом Спасителем. Но и само по себе это утверждение весьма важно; забвение его ведет человека к фарисейскому самодовольству.

Исключительно важна для библейской антропологии заключительная фраза 7-й главы. Экклезиаст, как и многие другие библейские авторы, говорит о том, что Бог сотворил человека праведным (букв. правым, прямым). Таким образом, ответственность за грех лежит на самом человеке: он сам разрушает изначальную праведность (прямоту). Обращает на себя внимание сходство этой фразы с последней фразой первой, стихотворной части главы: «кто может выпрямит то, что Он сделал кривым?» (Еккл. 7:13). Этим контрастом Экклезиаст еще раз подчеркивает, что Бог не сотворял греха, но сам человек повинен в нем. Смысл последней фразы, в которой Синодальный перевод, как и славянский текст, следует за Септуагинтой, можно передать так: «человек ищет слишком многих выдумок», то есть, говоря привычными словами Экклезиаста, гоняется за ветром.

c. 8-я глава

В 8-й главе Экклезиаст обращается к социальной стороне жизни, и формулирует несколько существенных выводов. Первый из них, — об отношении к власти. По Экклезиасту, приказания царя следует исполнять не ради царя и его власти, а ради верности Богу, что напоминает Пс. 14:4: «кто может обитать на святой горе Твоей… кто клянется, хотя бы злому, и не изменяет». Царь в глазах Экклезиаста лишен всякого героического ореола, он силен и безответственен, но власть его не распространяется на дух. Главный же вывод содержится в 9-м стихе, который разные переводы передают по-разному. Синодальный перевод, вслед за Вульгатой и европейскими переводами, выражается мягко: «бывает время, когда человек властвует над человеком во вред ему». Славянский перевод высказывается куда более определенно: «вся, во еликих обладан есть человек над человеком — еже озлобити ему». Это точный перевод Септуагинты, в которой сказано «τὰ ὅσα ἐξουσιάσατο ὁ ἄνθρωπος ἐν ἀνθρωπῳ τοῦ κακῶσαι αὐτόν», «насколько властвует человек над человеком — вредит ему». Для Экклезиаста вполне жива и значима идея теократии, но он не признает власть человека над человеком прообразом этой теократии или приближением к ней. В этом с Экклезиастом расходятся многие теоретики и практики религиозно-государственных отношений новозаветной эпохи. Не совпадает с этой точкой зрения и функциональный подход к государственной власти, характерный для апостольских посланий. Последние, не считая власть иконой теократии, все же находят ее полезной для поддержания порядка в обществе. Но Экклезиаст говорит об ответственности человека перед Богом, и власть людей кажется ему в этом случае только вредной.

В следующих стихах мы находим удивительное свидетельство о вере Экклезиаста, такой, казалось бы, скрытой. Как и многие библейские авторы, Экклезиаст размышляет над судьбой праведника и нечестивого. Он констатирует, что «нескоро совершается суд над худыми делами; от этого и не страшится сердце сынов человеческих делать зло». В отличие от пророка Аввакума, который страстно нуждался в объяснении этого факта, Экклезиаст принимает его как нечто печальное, но естественное. Но, как и Аввакум, услышавший на свое вопрошание слова «праведный верой жив будет», Экклезиаст опирается на веру. «Хотя грешник сто раз делает зло… но я знаю, что благо будет боящимся Бога». Здесь библейская вера противоречит жизни, но Экклезиаст, скептик и пессимист, все же оказывается укорененным в пророческой традиции и в вере отцов. За его словами «я знаю» скрывается глубокое благоговение перед тайной Бога и вера в благость Его замыслов.

Заканчивается восьмая глава словами о делах Божьих, которые человек «не может постигнуть… сколько бы ни трудился в исследовании». Мысль Экклезиаста останавливается перед гранью, проникнуть за которую она не в силах. Познание Бога, центральное в библейском богословии, невозможно рациональным путем. То, что Экклезиаст ясно понимает это и обходит этот вопрос благоговейным молчанием, делает его мироощущение предельно точным и целомудренным. Для него очевидно, что ответ на вопрос о том, что может «насытить душу», кроется в области откровения; но Бог открывает человеку не ответы на вопросы, а Самого Себя, и только по Своей инициативе.

Кроме того, утверждение о непостижимости самого глубокого и важного в мире — тайны Творца, делает книгу Экклезиаста «книгой ожидания», подобной книгам великих пророков. Наряду с ними, всем сердцем ждущими явления славы Всемогущего, Экклезиаст — тоже «чающий утешения Израилева». Можно сказать, что по Рождестве Сына Божьего праведный Симеон говорит «Ныне отпущаеши раба Твоего» и от имени Экклезиаста и родственных ему ветхозаветных мыслителей и праведников.

Отрывки к тексту: Екк 6:1-8:17 1Есть зло, которое видел я под солнцем, и оно часто бывает между людьми: 2Бог дает человеку богатство и имущество и славу, и нет для души его недостатка ни в чем, чего не пожелал бы он; но не дает ему Бог пользоваться этим, а пользуется тем чужой человек: это — суета и тяжкий недуг! 3Если бы какой человек родил сто детей, и прожил многие годы, и еще умножились дни жизни его, но душа его не наслаждалась бы добром и не было бы ему и погребения, то я сказал бы: выкидыш счастливее его, 4потому что он напрасно пришел и отошел во тьму, и его имя покрыто мраком. 5Он даже не видал и не знал солнца: ему покойнее, нежели тому. 6А тот, хотя бы прожил две тысячи лет и не наслаждался добром, не все ли пойдет в одно место? 7Все труды человека — для рта его, а душа его не насыщается. 8Какое же преимущество мудрого перед глупым, какое — бедняка, умеющего ходить перед живущими? 9Лучше видеть глазами, нежели бродить душею. И это — также суета и томление духа! 10Что существует, тому уже наречено имя, и известно, что это — человек, и что он не может препираться с тем, кто сильнее его. 11Много таких вещей, которые умножают суету: что же для человека лучше? 12Ибо кто знает, что хорошо для человека в жизни, во все дни суетной жизни его, которые он проводит как тень? И кто скажет человеку, что будет после него под солнцем? 1Доброе имя лучше дорогой масти, и день смерти — дня рождения. 2Лучше ходить в дом плача об умершем, нежели ходить в дом пира; ибо таков конец всякого человека, и живой приложит это к своему сердцу. 3Сетование лучше смеха; потому что при печали лица сердце делается лучше. 4Сердце мудрых — в доме плача, а сердце глупых — в доме веселья. 5Лучше слушать обличения от мудрого, нежели слушать песни глупых; 6потому что смех глупых то же, что треск тернового хвороста под котлом. И это — суета! 7Притесняя других, мудрый делается глупым, и подарки портят сердце. 8Конец дела лучше начала его; терпеливый лучше высокомерного. 9Не будь духом твоим поспешен на гнев; потому что гнев гнездится в сердце глупых. 10Не говори: «отчего это прежние дни были лучше нынешних?», потому что не от мудрости ты спрашиваешь об этом. 11Хороша мудрость с наследством, и особенно для видящих солнце: 12потому что под сенью ее то же, что под сенью серебра; но превосходство знания в том, что мудрость дает жизнь владеющему ею. 13Смотри на действование Божие: ибо кто может выпрямить то, что Он сделал кривым? 14Во дни благополучия пользуйся благом, а во дни несчастья размышляй: то и другое соделал Бог для того, чтобы человек ничего не мог сказать против Него. 15Всего насмотрелся я в суетные дни мои: праведник гибнет в праведности своей; нечестивый живет долго в нечестии своем. 16Не будь слишком строг, и не выставляй себя слишком мудрым; зачем тебе губить себя? 17Не предавайся греху, и не будь безумен: зачем тебе умирать не в свое время? 18Хорошо, если ты будешь держаться одного и не отнимать руки от другого; потому что кто боится Бога, тот избежит всего того. 19Мудрость делает мудрого сильнее десяти властителей, которые в городе. 20Нет человека праведного на земле, который делал бы добро и не грешил бы; 21поэтому не на всякое слово, которое говорят, обращай внимание, чтобы не услышать тебе раба твоего, когда он злословит тебя; 22ибо сердце твое знает много случаев, когда и сам ты злословил других. 23Все это испытал я мудростью; я сказал: «буду я мудрым»; но мудрость далека от меня. 24Далеко то, что было, и глубоко — глубоко: кто постигнет его? 25Обратился я сердцем моим к тому, чтобы узнать, исследовать и изыскать мудрость и разум, и познать нечестие глупости, невежества и безумия — 26и нашел я, что горче смерти женщина, потому что она — сеть, и сердце ее — силки, руки ее — оковы; добрый пред Богом спасется от нее, а грешник уловлен будет ею. 27Вот это нашел я, сказал Екклесиаст, испытывая одно за другим. 28Чего еще искала душа моя, и я не нашел? — Мужчину одного из тысячи я нашел, а женщины между всеми ими не нашел. 29Только это я нашел, что Бог сотворил человека правым, а люди пустились во многие помыслы. 1Кто — как мудрый, и кто понимает значение вещей? Мудрость человека просветляет лице его, и суровость лица его изменяется. 2Я говорю: слово царское храни, и это ради клятвы пред Богом. 3Не спеши уходить от лица его, и не упорствуй в худом деле; потому что он, что захочет, все может сделать. 4Где слово царя, там власть; и кто скажет ему: «что ты делаешь?» 5Соблюдающий заповедь не испытает никакого зла: сердце мудрого знает и время и устав; 6потому что для всякой вещи есть свое время и устав; а человеку великое зло оттого, 7что он не знает, что будет; и как это будет — кто скажет ему? 8Человек не властен над духом, чтобы удержать дух, и нет власти у него над днем смерти, и нет избавления в этой борьбе, и не спасет нечестие нечестивого. 9Все это я видел, и обращал сердце мое на всякое дело, какое делается под солнцем. Бывает время, когда человек властвует над человеком во вред ему. 10Видел я тогда, что хоронили нечестивых, и приходили и отходили от святого места, и они забываемы были в городе, где они так поступали. И это — суета! 11Не скоро совершается суд над худыми делами; от этого и не страшится сердце сынов человеческих делать зло. 12Хотя грешник сто раз делает зло и коснеет в нем, но я знаю, что благо будет боящимся Бога, которые благоговеют пред лицем Его; 13а нечестивому не будет добра, и, подобно тени, недолго продержится тот, кто не благоговеет пред Богом. 14Есть и такая суета на земле: праведников постигает то, чего заслуживали бы дела нечестивых, а с нечестивыми бывает то, чего заслуживали бы дела праведников. И сказал я: и это — суета! 15И похвалил я веселье; потому что нет лучшего для человека под солнцем, как есть, пить и веселиться: это сопровождает его в трудах во дни жизни его, которые дал ему Бог под солнцем. 16Когда я обратил сердце мое на то, чтобы постигнуть мудрость и обозреть дела, которые делаются на земле, и среди которых человек ни днем, ни ночью не знает сна — 17тогда я увидел все дела Божии и нашел, что человек не может постигнуть дел, которые делаются под солнцем. Сколько бы человек ни трудился в исследовании, он все-таки не постигнет этого; и если бы какой мудрец сказал, что он знает, он не может постигнуть этого. Скрыть

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *