Бог един или нет?

Если ориентироваться на большинство верующих, то Москва — город, безусловно, православный. Но не только. Точнее сказать, что это город монотеистический, потому что подавляющее большинство его жителей — христиане, иудеи и мусульмане, то есть представители религий, признающих единого бога.

Перед кем коленопреклонны мусульмане?

Мусульмане молятся единому и единственному Богу — Всевышнему. Упоминание, даже в мыслях, кого-нибудь ещё — непростительный грех.

Молятся с покрытой головой после обязательного ритуального омовения. Молитвы разделяются на два типа: дуа — просьбы — и салят — прославление и выражение благодарности Богу. Правда, у нас, как и по всей России, салят называют персидским словом «намаз». Его нужно совершать пять раз в день. Во время молитвы кланяются, складывают руки на груди, подносят их к ушам, падают ниц. Лица обращены в сторону прилетевшего из космоса метеорита — сакрального камня Каабы в мечети города Мекки (в Москве это направление на юго-восток).

Молиться мусульмане могут в любом неосквернённом с религиозной точки зрения месте в одиночестве или вместе с единоверцами. Но по пятницам на полуденную молитву или по праздникам обязательно собираются вместе в главной мечети города, поэтому их и строят в малых количествах, но просторными, поэтому так многолюдно бывает в районе соборной мечети у олимпийского комплекса или исторической мечети на Большой Татарской улице. Мечети поменьше есть на Поклонной горе и в Отрадном.

Перед молитвой там читаются проповеди. Раньше — на татарском, сегодня — на русском, чтоб и таджики понимали, и дагестанцы. А молитвы — конечно, на арабском, языке Корана.

Фото: .com

Почему трепещут иудеи?

В России зарегистрировано несколько религиозных объединений последователей ортодоксального иудаизма. Здесь около 10 хасидских общин (одного из направлений), есть и иешивы — религиозные школы. Их учащихся легко узнать по характерным волнистым локонам на висках — пейсам, спадающим из-под чёрных шляп.

Поэтому столичные иудеи молятся в основном по ортодоксальным правилам, то есть на арамейском языке. Дело в том, что в библейском иудаизме не было регулярных молитв. Если кто-либо из героев Писания желал обратиться к Богу, он делал это в любое время своими словами. Много позже ввели ежедневные молитвы с более или менее стандартными текстами на иврите. Однако Палестина в те времена в основном говорила на арамейском. И мудрецы постановили: некоторые важные молитвы читать на арамейском, чтобы их могли понять даже неграмотные простолюдины. Со временем евреи, за исключением талмудистов и лингвистов, напрочь забыли арамейский. Но менять древний обычай никто не посмел. Ортодоксы!

Фото: .com

Впрочем, кроме них, среди столичных иудеев имеются и либеральные реформаторы, консерваторы, традиционалисты. А синагоги есть в Марьиной Роще, на Большой Бронной улице, старейшая хоральная синагога в Б. Спасоглинищевском пер. Молятся в них евреи, читая свитки Торы, чуть покачиваясь вперёд и назад. Это необязательно, но считается, что так выражается трепет души перед Богом, словно трепещущее пламя однажды зажжённой свечи.

Для произнесения некоторых молитв необходим миньян — кворум из 10 мужчин старше 13 лет. Чуть выпивший человек не подходит. Даже его присутствие считается осквернением молитвы. А вот запойный пьяница присутствовать может — если его товарищи подтвердят, что он всё понимает. Заснувший человек засчитывается в миньян, хотя его предлагается всё-таки разбудить. Раввины всегда были по-житейски мудры.

К кому обращаются православные?

Если сравнивать иудаизм, ислам и христианство, то заметно, что сонм тех, к кому уповают в своих молитвах христиане, значительно многолюднее. Несмотря на монотеизм и авраамическое происхождение своей религии, они чаще молятся не Богу Отцу, а Троице (это сложный для понимания иноверцев догмат о единстве в трёх ипостасях: Бог Отец, Бог Сын и Бог Дух Святой) или Иисусу Христу, которого называют Господом и Спасителем. Молятся и Богоматери (в католичестве больше, чем в православии), молятся святым, полагая, что их заступничество более весомо, чем молитва обычного прихожанина. Особенно популярный заступник — Николай-угодник.

В Москве не менее действенным считают обращение к Матроне Московской — храм в её честь на Таганке всегда полон цветов и женщин. А вообще в городе почти 1000 храмов (120 ещё строится) — по их количеству столицу по-прежнему можно называть преимущественно православным городом.

Аудио

– Один ли Бог во всех религиях?

– Это вопрос очень насущный, ведь сейчас идет очень сильный процесс внешнего объединения всех религий. И в этом отношении, к сожалению, очень большую роль сыграл Римский престол. В Ассизи, я не помню уже с какого года, с 86-го, по-моему, начали проходить, скажем так, съезды представителей всех религий. Этот городок, кстати, родина Франциска Ассизского. Сейчас в Португалии, в Фатиме построен общерелигиозный центр, не общехристианский, а общерелигиозный. Это огромнейший центр, где каждая из мировых религий имеет свой отсек. Идея такова, что в конечном счете все религии поклоняются одному Богу, и пусть каждый молится по-своему. В чем опасность этой точки зрения? В следующем: Кто такой Бог? Бог есть Дух. Как вы будете молиться Богу, Духу? Обязательно мы ищем формы, то есть некий образ, в котором мы представляем этого Бога. И образ Бога является тем идеалом, которому мы должны следовать. Так вот, в каждой религии свой образ Бога, соответственно, свои нравственные качества и свойства Его, которым человек верующий должен подражать. В христианстве даже Сам Господь Иисус Христос называется образом Бога невидимого, образом Отца. Посмотрите в язычестве, что это были за образы? С каким гневом христианство обличало религиозные верования язычников, – почему? Кажется, если одному Богу все молятся, зачем же бороться? А потому, что эти культы стимулировали самые разнузданные страсти. Оказывается, образы Бога могут носить прямо противоположный характер, даже апостол Павел писал: «Какое общение света со тьмой и Христа с велиаром?». А ведь и антихрист назовет себя Христом. Эта современная тенденция, что будто бы все религии следуют одному и тому же Богу, приведет нас к тому, что антихрист будет принят как единый царь и бог. Написано прямо у апостола Павла, что он сядет в храме Божием и будет выдавать себя за Бога. Громадная опасность движется на сознание людей, которая может привести к страшной духовной катастрофе. Мы примем лжехриста за Христа – представляете, человечество примет обманщика, негодяя, лукавого, гордеца, за Христа! Поэтому повторяю еще раз: нет, не одному Богу поклоняются в разных религиях, каждая имеет свой образ Бога.

МОСКВА, 1 февраля. /ТАСС/. Патриарх Московский и всея Руси Кирилл во время трапезы после посвященной 11-летию его интронизации литургии призвал молиться за то, чтобы в Конституцию было внесено упоминание о Боге. Об этом в субботу написал в своем канале в Telegram председатель Синодального отдела по взаимоотношениям церкви с обществом и СМИ Московского патриархата Владимир Легойда.

«Давайте молиться, трудиться, чтобы и в нашем основном законе упоминался Бог. Если в гимне может быть «хранимая Богом родная земля», почему об этом не может быть сказано в нашей Конституции? Пока еще этого нет, но я думаю, что общими усилиями и молитвами мы будем содействовать тому, чтобы такая возвышенная идея, каковой является вера в Бога, которая формирует нравственность и личную, и общественную, и политическую, чтобы она присутствовала в том числе и в нашей Конституции. Считаю, что сегодня можно было бы начать дискуссию об этом», — процитировал патриарха Легойда.

По словам патриарха, которые приводит председатель Синодального отдела, это будет соответствовать убеждениям большинства россиян. «Большинство российских граждан в Бога верят. Я не говорю только о православных — я говорю также о мусульманах и о многих, о многих других», — приводит он слова предстоятеля Русской православной церкви (РПЦ).

Поместный собор РПЦ 27 января 2009 года избрал митрополита Кирилла 16-м Патриархом Московским и всея Руси. 1 февраля того же года в кафедральном соборном храме Христа Спасителя состоялась его интронизация. Торжественная литургия состоялась в субботу в день 11-летия этого события при участии представителей государственной власти и священноначалия РПЦ.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *