Бог поруган не бывает

Не льститеся, Бог поругаем не бывает: еже бо аще сеет человек, тожде и пожнет

Оборот речи дает знать о важности предмета и требует внимания. Будто обозревши все сказанное о жизни христианской и увидев, как иные могут уклоняться от правого ее направления, а между тем думать: авось и это сойдет с рук, — Апостол предостерегает их: не льститеся, Бога обмануть нельзя: Он все видит.

Какие именно возможны уклонения, Апостол не говорит; но те, к коим писано Послание, не могли по свидетельству совести своей не прийти к сознанию того. И слово Апостола достигало своей цели. Догадываться можно вот о каких возможностях: освободил их Апостол от всех уз стихийного закона, но с тем, чтобы они жили в духе. Возможно, что иной свободою пользовался, как и другие, а о жизни в духе не заботился, почитая это, как нечто отвлеченное, не слишком неизбежным. Возможно также, что иной, сознавая неотложность для христиан жизни духовной, ограничивал ее воздержанием от грубых пороков и деланием каких-либо явных добрых дел, не обращая строгого внимания на очищение своего сердца. В том и другом предполагается нравственная леность — нехотение понудить себя, сделать напряжение, потрудить ум, и сердце, и тело; в той ложной надежде, что сойдет и то, что есть, а кое-что есть. Апостол и говорит: нет, не льститеся такими пустыми надеждами. Бога обмануть нельзя. Он все видит: и вашу леность, и недобросовестное отношение к делу своего спасения. Вы будете осуждены за то самое, что не делаете всего от вас зависящего; а упираетесь ногами и отнекиваетесь, как только потребуется какая жертва или напряжение сил, телесных ли то или духовных. За это вы услышите от праведного Судии: рабе лукавый! — и получите приговор, данный ленивцу, скрывшему талант.

Выводит это Апостол из общего закона: что посеешь, то и пожнешь. Но тут же видна мысль: а что ты сеешь, то, как ни прячь его и как его ни подкрашивай, в свое время придет въявь и послужит тебе или к оправданию, или к обличению. Только истинное плодоношение получит светлую награду. Все, кажущееся добрым, а не сущее таковым, не устоит в своей личине пред светом всепроникающего суда Божия. Что кто посеял в естестве своем, что есть он по итогу всей жизни и деятельности, таковым он и признан будет, по тому определится его прямое достоинство, такое и место получит, и соответственную ему сумму или благ, или казней. Вот что пожнет и целую вечность будет жать.

«Бог всяческих над всем назирает; не думайте, чтобы не знал Он, что делается. Но знайте, что жатва будет соответствовать посеву; что посеешь, то и пожнешь» (блаженный Феодорит). «Бог знает сердца ваши, не безызвестны Ему силы и способы ваши. Правдоподобное извинение себя может удовлетворить человека, Бога же обмануть оно не может» (блаженный Феофилакт).

Послание святого апостола Павла к Галатам, истолкованное святителем Феофаном.

Бог учит постоянно. Вот и этим уроком от Него — хочу поделиться с вами. На днях одно событие побудило задуматься над такими словами «Бог поругаем не бывает». Иногда человек думает, что очень хорошо знает свой вопрос, но он не может знать того, что известно одному лишь Богу. Зато выводы делать человек пытается,- конечно исходя из того, что ему открыто (или неоткрыто). Вот так и получается, что в человеческих глазах, на основе подобных узких выводов, Бог вдруг, может оказаться неправ. Часто, где-то на долю секунды, закрадываются едкие сомнения — что, можно было Богу сделать все иначе… И если человек не бодрствует и не разбирается с сомнением, то человек попадается во власть греху против Бога. И в итоге, у некоторых людей, даже на всю жизнь может остаться твердое убеждение, что Бог сделал что-то не так.

Такие сомнения неисключены, но важнее знать, как с ними бороться. Вот эти уроки — и можно получить только от Господа. В моем случае, когда я стала думать про обиду на Бога, вспомнились слова «Бог поругаем не бывает». Но какой смысл носит слово «поругаем»? Оно вроде понятное, а вроде — не совсем? Pугать кого-то за что-то, значит — выставить виновным, ошибающимся, поступающим неправильно. Я повторяла эти слова очень часто и в контексте не понимала их значение. Но чтоб поразмыслить над ними — не приходилось. После того, как я представила себе за что ругают человека, то понятным стало, что Бога, по тому же принципу, обвинить невозможно. А когда обратилась к Галатам 6 7-8, то получила подтверждение, где и сказано следующее:

«Не обманывайтесь: Бог поругаем не бывает. Что посеет человек, то и пожнет: Сеющий в плоть свою от плоти пожнет тление, а сеющий в дух от духа пожнет жизнь вечную.»

И в моем сердце отозвалось то, что что происходит в моменты, когда мы допускаем мысли о несправедливости Бога. Происходит Его посрамление и постыжение нами же, хоть нам и было сказано «не обманывайтесь» по этому поводу, ведь Он поругаем (посрамлен, унижен, не прав) — не бывает.

Недоверие Богу, обвинения Бога в обиде на Него — это хула на Бога. Многие ли знают это?.. Но Бог учит это понимать на простых ситуациях, если мы желаем и ищем быть Им наставленными. Бог явил Свою любовь к нам, являет Свою заботу о нас, учит нас, обличает, вразумляет, наставляет, увещевает и т.д.. — воспитывает нас, как мы заботимся и воспитываем своих детей, день изо дня. Если мы покорились Богу — то Христос в нас, и мы водимы Богом и есть Божьими детьми. А если человек сам по себе и сам решает как ему верить и у кого из людей учиться — то он еще не Божье дитя.

Г. Жизнь служения (6:1-10)

Верующий свободен от закона Моисеева и имеет свободу в Духе Святом, однако, он должен исполнять закон Христов и делать это может силою Духа Святого. Жизнь по Духу подразумевает жертвенное служение как тем христианам, которые впадают в согрешения, так и тем, которые несут то или иное тяжелое бремя, а также оказание помощи пасторам и учителям и людям вообще.

1. ОТНОШЕНИЕ К СОГРЕШИВШЕМУ ХРИСТИАНИНУ (6:1)

Гал. 6:1. Павел здесь говорит не о конкретном, а о гипотетическом христианине: если и впадет человек в какое согрешение. Мысль апостола с тем, кто убегает от греха, но грех все-таки настигает его. В двух местах Нового Завета видим, как реагировали на подобные случаи законники — Иоан. 8:3-5; Деян. 21:27-29. В отличие от них, христианам надлежит «исправлять» такового (греческое слово «катартизете», переведенное как «исправляйте» в обычном языке означало отремонтировать что-то поломанное; это же слово употребляется в Новом Завете там, где речь идет о починке порванных рыбацких сетей).

2. ОТНОШЕНИЕ К ХРИСТИАНИНУ, НЕСУЩЕМУ БРЕМЯ (6:2-5)

Гал. 6:2. Христианин, служащий ближним, всегда подает руку помощи нуждающимся (или обремененным нуждою; сравните толкование на стих 5). Хотя действие этого принципа распространяется на нужды любого рода, тут, судя по контексту, речь идет о тяжелых случаях иссушений и духовных падений. Пока «духовные» совершают нелегкий труд по исправлению споткнувшегося, всем другим верующим следует молиться о нем и всячески его поддерживать. Таким образом, пишет Павел, и будет исполнен закон Христов, т. е. закон любви (5:14; Иоан. 13:34).

Гал. 6:3-4. Коль скоро верующие призваны носить бремена друг друга, должны быть отброшены всякое тщеславие и высокое мнение о себе, проявляющиеся, в частности, в духе нетерпимости по отношению к тем, кто несет бремя ошибок и искушений, и в представлении о самом себе как о личности непогрешимой. Средство от самомнения находим в стихе 4 — каждый да испытывает свое дело (в смысле «анализирует собственные действия»; сравните со словом «испытанная» в 1-Пет. 1:7).

То есть, вместо того, чтобы сравнивать себя с другими, лучше постараться объективно взглянуть на самого себя и на свои поступки со стороны. Тогда человек сможет иметь похвалу только в себе, т. е. гордиться тем, что Бог сделал в его жизни и через нее (сравните Рим. 12:3). Греч, каучема, переведенное как «похвала», подразумевает не хвастовство, а внутреннюю радость.

Гал. 6:5. В сущности, христианин подвергается испытанию и испытывает себя в «несении своего бремени». И это не противоречит стиху 2, поскольку там речь идет о тяжелом, давящем бремени, которое в одиночку человек снести не в силах. А в этом стихе как «бремя» переведено другое греческое слово, а именно — фортион, обычно означавшее ношу воина на марше.

Эту-то «ношу» и возлагает на своих последователей Иисус Христос (Матф. 11:30); под нею понимаются определенные обязанности христианина, т. е. то бремя, которое должен нести всякий верующий и которое он не вправе перекладывать на других. Иисус заверил относительно него Своих учеников, что такое «бремя» — легко.

3. ОТНОШЕНИЕ К ПАСТОРАМ — УЧИТЕЛЯМ (6:6-9)

Гал. 6:6. Одной из обязанностей каждого христианина является финансовая поддержка пасторов-учителей. Возможно, к тому времени иудаисты уже склонили некоторых галатийских верующих приостановить или ослабить такую поддержку своих церковных учителей — особой группы людей, которые отдавали все свое время этому виду служения и подлежали вознаграждению за свой труд (1-Кор. 9:7-14).

Этот принцип добровольных пожертвований на нужды Господних служителей знаменовал своего рода революцию в религиозной практике, поскольку иудеи облагались налогом в пользу своих священников; соответствующие обязательные выплаты — в поддержку их храмов и служителей при них существовали и у язычников. Здесь же увещание апостола просто и ясно: поскольку учителя делятся с другими Словом Божиим, верующие должны делиться с ними всяким добром.

Гал. 6:7-8. В этих стихах развивается мысль, точнее, обосновывается увещание, высказанное в предыдущем стихе. Прежде всего апостол официально предупреждает, что Бог поругаем не бывает. Человеку не надо относиться к Богу пренебрежительно (миктеризетаи — буквально «задирать нос»), чей принцип: что посеет человек, то и пожнет — действует непреложно. В данном случае «урожай» зависит от «сеятеля». Если человек «сеет в плоть свою», т. е. тратит заработанные деньги на свои похоти, то он «от плоти пожнет тление», другими словами, «жатву» незавидную для себя, или потерпит непоправимый урон.

С другой стороны, тот, кто использует свои средства в поддержку Божьего дела или сеющий так, чтобы угодить Духу, пожнет «жатву» вечную. Хотя этот принцип применим и в более широкой сфере, здесь Павел явно и в первую очередь имел в виду финансовую поддержку христианских работников в галатийских церквах.

Гал. 6:9. Но относительно «духовного урожая», который им предстоит пожать, христиане могут впадать в уныние, ибо зачастую ждать этого приходится весьма долго. В свете такой реальности апостол увещает галат «не унывать», ибо время урожая непременно наступит. (Павел имел тут в виду и самого себя, поскольку и сам несомненно испытывал временами разочарование — в отношении тех же галат.) Жатва наступит в предусмотренное Богом время (в свое время), которое на эту жизнь может прийтись лишь частично, а полностью, если не ослабеем (по англ. — «не сдадимся»), мы пожнем урожай в жизни будущей, когда предстанем перед судейским престолом Христа.

4. ОТНОШЕНИЕ КО ВСЕМ ЛЮДЯМ (6:10)

Гал. 6:10. Верующие имеют определенную обязанность по отношению ко всем людям и должны делать добро всем, когда у них есть на то возможность. Ведь среди накормленных Иисусом 5000 человек были как веровавшие в Него, так и неверовавшие. Так что и христианская благотворительность не должна быть приурочена только к своим, хотя к ним — в первую очередь. Как и в частном доме: в начале заботятся о нуждах семьи, а потом и о соседях.

В этом стихе ясно говорится об ответственности христиан перед обществом, но надо заметить, что адресован он к каждому верующему в отдельности. Церковь не является агентством социальной помощи, хотя каждый из ее членов обязан нести служение такого рода, т. е. помогать обществу по мере своих способностей и возможностей (Рим. 12:17-21).

У. Заключение (6:11-18)

Подходя к концу послания, апостол Павел вновь подчеркивает некоторые важные мысли, высказанные им на протяжении его. В заключение этим мыслям подводится итог, и вместе с тем в нем содержится последнее заявление апостола по вопросам, столь сильно его волновавшим.

А. Автограф Павла (6:11)

Гал. 6:11. В данном месте Павел взял перо у своего писца и окончил послание, как это часто делал, своею рукою (1-Кор. 16:21; Кол. 4:18; 2-Фес. 3:17). В некоторых переводах сказано: «видите, как много я написал вам», однако правильнее переводить это место следующим образом: «видите, какими большими буквами пишу я вам» Возможно, заключительную часть послания Павел написал заглавными буквами, тогда как все остальное было написано прописными. Хотя часто предполагают, что он писал крупными буквами по причине слабого зрения, более вероятно, судя по тону письма в целом, что этим апостол хотел подчеркнуть всю важность высказанных им истин.

Б. О противниках Павла (6:12-13)

Гал. 6:12-13. В заключение апостол подчеркивает, что иудаисты, настаивавшие на необходимости обрезания для спасения (Деян. 15:1), были: 1) всего лишь человекоугодниками (сравните Гал. 1:10), желавшими хвалиться по плоти, т. е. производить хорошее впечатление на окружающих; 2) они боялись преследований (6:12б); 3) им хотелось похвастаться как можно большим числом галат, которых они надеялись принудить к обрезанию (стих 13). Законники сознавали, что ослабят «соблазн» Креста, если станут открыто провозглашать, что оправдание достигается верою и делами (т. е. обрезанием) и смогут заявить, что ряд верующих в Галатии тоже встал на эту позицию.

В. Чем «хвалится» Павел (6:14-16)

Гал. 6:14. Итак, принципиально разными вещами «хвалились» Павел и иудаисты, ибо он хвалился только крестом Господа вашего Иисуса Христа. Для иудаистов крест был символом позора, а для Павла символом славы Они хвалились знаками плоти, а Павел — Спасителем. Крест говорил об искупительной жертве Иисуса Христа, с Которым Павел отождествил себя (2:20); Его крестом мир был распят для апостола, и он для мира. Он как бы отбросил его прочь от себя, этот мир, со всеми его соблазнами, плотскими похотями и религиями, уповающими и ориентирующимися на человеческие усилия. Павел смотрел на мир так, как если бы тот был пригвожден ко кресту, и также мир воспринимал Павла — как распятого на кресте.

Гал. 6:15. В свете значения креста Христова и принципиально нового положения верующих в мире внешние религиозные символы или их отсутствие не имеют никакого значения в вопросе спасения (сравните 5:6). Единственно, что для этого важно, это стать частью нового творения — через рождение свыше (сравните 2-Кор. 5:17).

Гал. 6:16. Мир и милость от Бога доступны тем, которые поступают по сему правилу, т. е. в соответствии с учением, что спасение дается только верою по благодати Божией. Этими словами («мир и милость») апостол благословил как верующих галат, так и верующих евреев. Хотя некоторые считают, что выражение «Израиль Божий» относится к Церкви, подтверждений этому нет.

Во-первых, здесь имеются в виду две группы людей, о чем свидетельствует союз «и»: «тем, которые и».

Во-вторых, во всех 65 случаях употребления в Новом Завете слова «Израиль» оно относится только к евреям, а потому странно было бы для Павла в данном случае назвать этим словом верующих из язычников.

В-третьих, апостол и в другом месте (Рим. 9:6) ссылается на то, что существуют две группы евреев — верующие и неверующие. Возможно, и для того, чтобы отвести от себя подозрение в антисемитизме, Павел пользуется случаем, чтобы посредством этого благословения выразить свою глубокую любовь к истинному Израилю (и заботу о нем), т. е. к тем евреям, которые пришли к Иисусу Христу.

Г. Павлове благословение (6:17-18)

Гал. 6:17. Иудаисты бросили вызов не только Павлу как апостолу, но и благовестию, которое он проповедовал. Этому-то «отягощению» и хотел он положить конец, предлагая своим оппонентам в качестве последнего доказательства язвы Господа Иисуса на своем теле. По-гречески тут стигматы — так назывались клейма, выжигавшиеся на рабах и скоте — в знак их принадлежности хозяину. Апостол же подразумевал здесь те шрамы на своем теле, которые остались в результате мучений, перенесенных им за Христа (1-Кор. 4:11; 2-Кор. 4:10-11; 6:5,9; 11:24-25). Эти шрамы, подобно «стигматам», свидетельствовали о том, что он был рабом Христа, а не человекоугодником.

Гал. 6:18. Заслуживает внимания заключительное благословение Павла. В то время, как приветствия личного характера не нарушают официального в целом тона послания, ибо их нет, завершает его апостол так же, как и начал, — выражением сердечного пожелания галатам благодати Господней (сравните 1:3). Но в отличие от других своих писем, в конце этого Павел напоминает галатам, называя их братия, о своей любви к ним. Могли ли галаты не ответить послушанием на убедительную и вместе с тем ласковую просьбу-призыв к ним апостола, содержавшуюся в этом послании!

Вы можете больше узнать о Боге и о Библии на сайте Библия о Боге

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *