Бог всем судья

Современному человеку доступны не только библейские тексты, но и толкования к ним. Последние десятилетия этот доступ облегчили и увеличили, но это не решило проблему различных взглядов на одни и те же места Священного Писания, а даже усугубило остроту полемики не только в вопросах интерпретации какого-то явления или библейского сюжета, но и в вопросах границ целых периодов.

Указанные вопросы интересуют и тех, кто занимается исследованием периода судей Израиля, которым посвящена отдельная книга в Библии. Ее автором является святой пророк Самуил, о чем свидетельствуют: иудейское предание, древние христианские отцы и учители Церкви, а так же современные библеисты и археологи. Допускают, что впоследствии текст этой книги мог быть отредактирован Ездрой. Это то, что можно назвать «общим» мнением о книге, но такого согласия нет в вопросе хронологии.

Существует несколько различных исторических традиций, каждая из которых сформировалась под влиянием последователей древних и современных археологических школ и направлений. Поскольку в научной среде предоставляется право придерживаться различных аргументированных взглядов, то, пользуясь этим правом, историки-библеисты предлагают различные датировки библейских событий, в результате чего каждый из них пользуется своей «хронологической шкалой».

Большинство современных исследователей этого периода на Западе предлагают выделить около двух веков для эпохи судей. Это мнение разделяли и некоторые исследователи исторических книг Ветхого Завета в России в связи с чем этот взгляд появился в учебных пособиях по одноименному предмету в духовных школах Русской Церкви.

Другие исследователи считают, что судей в Израиле было 12, в силу «священности» этого числа для евреев.

Объективность исследования побуждает рассмотреть необходимость создания своеобразного исторического «общего знаменателя», основанного на общеизвестных событиях, даты которых могут приниматься разными исследовательскими школами с небольшими корректировками или даже без таковых, для решения вопросов касающихся не только хронологического характера, но и в отношении лиц имеющих судейское достоинство в этот период.

Чтобы сообщить некоторую ясность вопросу хронологии эпохи судей следует очертить ее хотя бы с одной из сторон. Если учесть, что окончание периода является смежной границей с эпохой царей, а первым из них был Саул, то время помазания его на царство можно принять за «общий знаменатель» для различных исторических традиций и взглядов.

В большинстве источников предлагается 1030 год до Р.Х. принять как начало царствования первого еврейского царя, но допускаются и некоторые поправки в несколько десятков лет, хотя Еврейская Энциклопедия Брокгауза и Ефрона (т.XIV, с. 36., СПб. 1913) указывает в статье «Саул», что «Время его царствования трудно установить, так как в Библии нет на то ясных указаний».

Если обратить внимание, каким образом Ветхий Завет открывает нам историю судей, то заметно, что имена судей сменяются иногда именами иноплеменных царей, что является свидетельством наказания за религиозное непостоянство евреев в этот период. В тексте Священного Писания это представлено как целостное повествование, которое можно показать в таблице:

Служили Хусарсафему (Месопотамскому) 8 лет 3 8
I Гофониил 40 лет 3 11
Еглон (Моавитский) 18 лет 3 14
II Аод 80 лет 3 30
III Самегар -?- 3 31
Иавин (Ханаанский) 20 лет 4 2
IV+V Девора и Варак 40 лет 5 31
Мадианитяне 7 лет 6 1
VI Гедеон 40 лет 8 28
Авимелех «царствовал» 3 года 9 22
VII Фола 23 года 10 2
VIII Иаир 22 года 10 3
Филистимляне и Аммонитяне 18 лет 10 8
IX Иеффай 6 лет 12 7
X Есевон 7 лет 12 9
XI Елон 10 лет 12 11
XII Авдон 8 лет 12 14
Филистимляне 40 лет 13 1
XIII Самсон 20 лет 16 31
XIV Емегар -?- 16 31

Кроме этого повествуется в книге Судей и о трех периодах без указания их продолжительности (17,6; 18,1; 21,25), в которые еще не было царя и не было судьи и «каждый делал то, что казалось ему справедливым».

История судей имеет продолжение в I Книге Царств:

Глава: Стих:

XV Илий 40 лет 4 18
XVI Самуил всю жизнь 7 15

XVII Иоиль

(дети Самуила)

XVIII Авия

-?-

При этом, если, не учитывая служения Самуила и его детей Иоиля и Авии, сложить предлагаемые Библией периоды правления судей и периоды угнетения иноплеменниками, то получится 450 лет.

Однако, если еще учесть и то, что в Библии не указывается время правления судей Самегара и Емегара, то придется признать, что этот период значительно больше двух столетий, а общее число судей – не 12.

Даже при общей уместности и пользе так называемой «библейской критики», у некоторых современных исследователей преобладает специфический подход, в силу которого подвергаются сомнению в исторической достоверности многие места книги Судей. Это происходит и тогда, когда «недостаточно материала для последовательной исторической реконструкции». На что можно посмотреть с точки зрения общего контекста Библии, в котором на исторические книги Ветхого Завета проливают свой свет слова из исторической книги Нового Завета: «Мужи Израильтяне и боящиеся Бога! Послушайте. Бог народа сего… около четырехсот пятидесяти лет, давал им судей до пророка Самуила…» (Деян. 13, 16-20).

Предложенный элементарный хронологический анализ библейского повествования о периоде судей позволяет нам с достаточной степенью уверенности говорить о его продолжительности, как сказано в Деяниях Апостольских, 450 лет судили другие судьи до пророка Самуила, который судил все дни жизни своей.

Все это является подтверждением того, что издревле содержит Святая Восточная Православная Церковь и в своем Писании и Предании и в богослужении. Так в древних месяцесловах и в современном Патриаршем Календаре на 2015 год в начале индикта 1/14 сентября указывается память праведного Иисуса Навина и указывается век XVI, что совпадает с ранней границей эпохи судей. Это же время: 1556-1550 гг. до Р.Х. указано как период деятельности святого Иисуса и в Житиях святых на 1 день церковного года.

Просмотрено: 1858 раз.

Регулярная статья

Л.Гроервейдл

д-р Арье Ольман

Тип статьи: Академический супервайзер:

Часть серии статей об

Хронология еврейской истории
Библейская хронология
Библейская история
История антисемитизма
Христианство и антисемитизм

История евреев по странам

В странах ислама
В Азии
В Западной Европе
В Восточной Европе
В России
В Новом Свете

Периоды еврейской истории:

Авраам · Исаак · Иаков
Колена Израиля Исход
Завоевание Ханаана

Эпоха Судей

Саул · Давид · Соломон Иудея под персидским владычеством

Бар Кохба
Таннаи · Амораи · Савораи
Синедрион · Мишна · Талмуд
Евреи в Римской империи и Византии

История еврейского народа вне Страны Израиля со II по VII вв.
Эпоха гаонов
Евреи в исламском мире
Крестовые походы
Еврейское мессианство
Изгнание евреев из Испании

Новое время (XVI—XVIII вв.)

Евреи в Польше и России

Новейшее время (XIX—XX вв.)

Современная история
(после 1945 года)

История еврейских общин мира в ХХ-XXI вв.

Категории:

История еврейского народа

Антисемитизм · Евреи
История иудаизма
Течения в иудаизме

п·о·р

Колена Израиля. Большинство названий дано в варианте синодального перевода.

Эпоха Судей охватывает период от первоначального вторжения и захвата Ханаана до появления единого израильского царства — XII-XI века до н.э.

Общие положения

Последние завоевательные походы в Ханаане проводили уже отдельные племена (колена) или союзы двух-трёх племён. Часть ханаанского населения осталась в Стране Израиля или успела бежать и вернулась после ослабления натиска евреев.

После завершения первого этапа завоевания Земли Обетованной связи между племенами ослабли. Примитивная экономика не предусматривала товарообмена между ними. Браки разрешались только в пределах племени. Централизованное руководство свелось к общей Скинии Завета и священникам. Местное племенное руководство называлось шофтим (שופטים).

Влияние соседних народов, обладавших высокоразвитой городской экономикой и культурой часто было сильнее, чем влияние далёкого временного Храма. Евреи учились у их населения всем возможным ремёслам. Заодно к ним проникали местные культы, сосуществуя с культом Бога или вытесняя его.

В это время позиции Египта в Стране Израиля несколько ослабели перед лицом набиравших силу соседних стран. Постепенно возникала Ассирийская империя. Сформировались арамейские государства на северо-востоке. Финикийские города-государства входили в период расцвета, контролируя Средиземное море. Юг побережья Страны Израиля занимала федерация пяти филистимлянских городов, доминировавшая в южной части Эрец-Исраэль.

Ханаанеи постепенно восстанавливали разорённые города. Соседние народы нападали на разобщённые племена. В ряде случаев они добивались подчинения отдельных племён (колен) или брали с них регулярную дань. Книга Судей содержит описание ряда особо примечательных случаев борьбы отдельных племён с внешним противником.

Наиболее страшный эпизод этой эпохи — уничтожение целого племени (Беньямина) коалицией всех остальных племён под предлогом наказания за преступление. Историк, записавший эту хронику, не мог не прокомментировать:

В те дни не было царя у Исраэля; каждый делал то, что ему нравилось.(Суд.21:25)

Обстановка требовала объединения племён в единый народ под единым руководством, и этот процесс начался примерно в XI веке до н.э. Последняя великая фигура эпохи Судей — пророк Шмуэль — был первосвященником и пытался объединить народ под властью святилища в Шило. Но народ хотел царя.

Система племенных наделов

Завоеванные израильтянами территории в Заиорданье (Чис. 21:21–25, 33–35) на пути в Ханаан и в самом Ханаане были разделены на племенные наделы. После некоторых внутренних миграций (наиболее значительной из которых было переселение части колена Дана из центрального района страны на север в район ханаанского Лаиша, переименованного в Дан) окончательно сложилось просуществовавшее многие столетия территориально-племенное деление страны.

На первых порах, однако, границы племенных наделов, указываемые в книге Йеhошуа бин Нуна (15–19), оставались в известной мере идеальными. Израильтяне были сосредоточены главным образом в горных районах Иудеи, в центре страны и в Галилее, в то время как ханаанеи удерживали Изреельскую долину, район Иерусалима и долину Аялон. Побережье Галилеи (до нынешнего Акко на юге) населяли финикийцы, а к югу от реки Яркон обосновались проникшие в страну одновременно с израильтянами филистимляне, которым принадлежали пять крупных городов: Ашдод, Ашкелон, Газа, Экрон и Гат.

Колена представляли собой группы патриархальных семейств, ведущих происхождение от общего предка (реального или предполагаемого), по имени которого и называли колено — по традиции, одного из сыновей Яакова (Реувен, Шимон, Иехуда, Дан, Нафтали, Гад, Ашер, Иссахар, Звулун, Биньямин) или его внуков (Эфраим, Менаше). Колено Леви не числилось среди 12 колен, так как оно не имело своего надела и члены его выполняли обязанности священнослужителей в святилищах.

Внутренняя организация колен основывалась на кровнородственных связях. Минимальной ячейкой была патриархальная семья (бейт-ав), включавшая отца семейства, его жену или жен, а также сыновей с их женами и детьми и слуг. Несколько семейств, живших по соседству и собиравшихся на общие религиозные празднества, образовывали клан (мишпаха; ср. I Сам. 20:6, 29). Во главе его стояли отцы семейств — старейшины (зкеним). Во время войны боеспособные мужчины клана образовывали боевую единицу, которую возглавлял предводитель — сар. Группа кланов — мишпахот составляла племя или колено (матэ́, ше́вет).

Нет сомнения, что инкорпорация чуждых элементов была частым явлением, особенно в ранний период, и что сама концепция 12 колен Израилевых является, в известной мере, результатом систематизации, хотя нельзя сказать определенно, насколько эта систематизация является искусственной. Очевидно, однако, что система 12 традиционных колен формировалась постепенно, что доказывается варьированием числа и названий колен в различных библейских текстах.

Вместе колена Израилевы составляли племенной союз, в основе которого лежало не только родство, но и общая религиозная вера (ИбН. 24), объединявшая племена вокруг общего святилища, куда они собирались во времена праздников.

Система судей

Период 1200 — 1025 гг. до н. э. известен под названием эпохи Судей. Судьей называли вождя племени или клана, который выступал в качестве командующего в войне с внешним врагом, угрожавшим племени (колену) или группе племен. Иногда его побуждал к борьбе пророк.

Выдающимися личностями среди вождей этой эпохи были

  • Барак из колена Нафтали и пророчица Двора, возглавлявшие группу израильских колен в войне с союзом ханаанских царей Галилеи и Изреельской долины,
  • Эхуд из колена Биньямина, воевавший с моавитянами,
  • Гидон из колена Менаше, отражавший нападения наводнивших Ханаан кочевников-мидианитов,
  • Шимшон (Самсон) из колена Дана, боровшийся с филистимлянами. Такой вождь именовался не только «судьей», но и «спасителем», что указывает на прерогативы харизматического характера.

В отличие от патриархально-племенных руководителей предшествующего периода, авторитет которых основывался на родовых началах, харизматическое лидерство рассматривалось как проистекающее из союза (завета), заключенного между Богом и народом Израиля. Бог избрал из среды Израиля «избавителей», призванных спасти Израиль от врагов и реализовать в конкретных условиях обетование завета.

Однако термин «судья» заимствован из области административных понятий и обозначает постоянную функцию, свидетельствуя о том, что полководец, одержав победу на поле брани, становился племенным или областным вождем. И действительно, в некоторых источниках упоминаются судьи, о военных походах которых не сохранилось преданий, но зато точно указано число лет их правления. Предполагается, что именно эти судьи принадлежали к постоянному племенному руководству того времени.

Образ правления судей часто сравнивают с положением в Греции, где существовали своего рода «священные союзы» — амфиктионии, формировавшиеся вокруг религиозного центра и объединявшие 12 городов или племен. По предположению некоторых исследователей, израильская племенная амфиктиония с центром в оазисе Кадеш-Барнеа в северной части Синайской пустыни начала создаваться накануне завоевания Ханаана.

В самом Ханаане известен главным образом центр в Шило, служивший резиденцией семьи первосвященника и местом пребывания Ковчега завета. Здесь воспитывался пророк Самуил, при котором возникла царская власть. Никакие источники не упоминают, в чем заключались обязанности отдельных племен по отношению к религиозному центру. По всей видимости, такой центр поддерживался дарами и приношениями. Там созывались собрания представителей племен для избрания вождей и объявления войны.

Войны эпохи Судей

Концепция избранности Израиля наложила отпечаток на войны, которые он вел: война рассматривалась как священнодействие, сопровождающееся соответствующими ритуалами. Когда израильтяне выступали на войну, они назывались народом Божьим (Суд. 20:2), воинством Бога (I Сам. 17:26) или ополчением Яхве (Исх. 12:41) и должны были соблюдать ритуальную чистоту (ИбН. 3:5). Войны Израиля были войнами его Бога, а враги Израиля — Его врагами (Суд. 5:31; I Сам. 30:26).

Кульминационным пунктом священной войны была не победа, но ритуальное заклятие (херем), представлявшее собой передачу Богу плодов победы. Обычно заклятие производилось по непосредственному приказанию Бога и состояло в полном или частичном истреблении побежденных и уничтожении захваченного имущества (Втор. 7:2; 20:17; ИбН. 8:2; I Сам. 15:3). Характер священной войны носила, в известной мере, также война всех израильских племен против колена Биньямина, сыны которого грубо нарушили общепринятые моральные нормы (Суд. 19–21).

В Шило был также организован военный поход против филистимлян, самого грозного врага израильтян в начале XI в. до н. э. Существует мнение, согласно которому «благословение племен», заключенное в книгах Бытие (глава 49) и Второзаконие (глава 33), основано на церемониалах амфиктионии. В документах не встречается описания административной процедуры в мирное время, но «старейшины общины» или «старейшины города» упоминаются в роли полномочных представителей народа и судей «у городских ворот».

Большинство событий, описанных в книге Судей, не носят общенационального характера, а связаны с судьбой какого-либо одного племени или одной области. Судьи обрисованы большей частью как воины-одиночки, у которых ловкий, а иногда и лукавый прием служит решающим фактором успеха. Таковы были Эхуд, заколовший мечом моавитянского царя-поработителя, и Самсон, богатырь, герой народных сказаний о доблестных подвигах в борьбе с филистимлянами. Судья Гидон, действовавший во главе небольшого отряда бойцов, удачным приемом внес смятение в стан мидианитов и неожиданным ударом разбил их.

Наряду с руководством, авторитет которого зиждется на племенной солидарности, в эпоху Судей возникло также другого рода предводительство, которое не только осуществлялось вне рамок патриархально-племенного строя, но порой вступало в конфликт с ним. Это были главари отрядов, состоявших из «праздных и своевольных», как их называет книга Судей, то есть из людей безземельных и неоседлых. Они оторвались от своего племени или были изгнаны из него и искали средств к существованию в разбое и набегах.

Таким предводителем был Ифтах, сын блудницы, которого братья выгнали из отцовского дома и лишили земельного надела. Но во время опасности, угрожавшей со стороны аммонитян, старейшины обратились к нему с просьбой принять на себя руководство народом. Ифтах пошел в бой во главе своего отряда, одержал победу над врагом и был провозглашен «начальником всех жителей Гилада». Следует отметить, что избрание такого рода «начальника» было обусловлено особым договором, который глава отряда заключал со старейшинами, призывавшими его к власти. Сам Давид — одна из величайших личностей еврейской истории — до провозглашения его царем в Иудее был главой отряда беглецов, спасавшихся от социального гнета и от преследований царской власти.

В эпоху Судей расселение израильских колен приняло устойчивые формы, и территориально-племенные рамки были закреплены на многие века. Именно в эту эпоху обнаруживаются первые признаки тяготения израильских племен к политической консолидации под единым национальным руководством, что в конце концов привело к возникновению царства Саула.

См. также

  • Книга Судей Израилевых
  • Библейская хронология
  • Библейская археология

Литература

Источники и ссылки

  • КЕЭ, том 3, кол. 62–218
  • Перевод Книги Судей на сайте Толдот Ешурун
  • Краткая история евреев, С.М. Дубнов
  • Происхождение евреев выяснили ученые
  • Давид Хазони Память в руинах

Уведомление: Предварительной основой данной статьи была статья ЗЕМЛЯ ИЗРАИЛЯ в ЭЕЭ

Ошибка цитирования Для существующего тега <ref> не найдено соответствующего тега <references/>

Украинский эксперимент привлечения представителей общественности к формированию судейского корпуса получил противоречивые оценки — от безоговорочной поддержки и даже расширения полномочий Общественного совета добропорядочности до тотальной критики и предложений отказаться от такого института. При этом только 15% респондентов безоговорочно поддерживают ОСД, а 60% заявляют о необходимости законодательных изменений.

Павел ГРЕЧКОВСКИЙ, член Высшего совета правосудия
Последняя по­пытка усилить роль общественности в процессе квалифоценивания судей привела к блокированию ВККС, которая возобновит свою работу, по оптимистичным прогнозам, не ранее чем через полгода уже на основе нового закона. Это пример того, как непродуманные изменения профильного законодательства привели к разбалансированию судебной системы.

Логично, что некоторые положения Закона № 193-IX были признаны неконституционными, включая смешанный принцип формирования и сверхполномочия этической комиссии при ВСП, а также конкурс по отбору членов ВККС при участии общественности.

По факту несколько общественных организаций, представители которых ранее участвовали в формировании судейского корпуса, эксплуатируют бренд «украинская общественность», выдавая мнение нескольких людей, зависимых от грантовых иностранных фондов, за позицию всего украинского общества. И вот по этой причине их причастность к процессам в судебной власти может превратиться в серьезное внеправовое вмешательство. Некоторые из этих «активистов» были переброшены в набсоветы госкомпаний и оплачиваются уже за счет государственного бюджета Украины, то есть рядовых граждан. Возможно, в этом понимании они являются представителями гражданского общества?

Если и вносить изменения, то важно установить ротацию для представителей общественных организаций или их членов, например, не более одного срока в одном таком органе или участие только в одной комиссии для одного органа без возможности входить в аналогичную комиссию при другом общественном органе впоследствии. Важно продумать и механизмы ответственности: нельзя являться частью процесса и всегда быть непричастным к его результатам.

Когда Девора впервые упоминается в Библии, она называется «пророчицей». Не многие женщины удостоились такой чести . У Деворы была еще одна обязанность. Она, очевидно, разбирала судебные споры — через нее Иегова говорил, как разрешать разные проблемы (Судей 4:4, 5).

Девора жила в гористой местности Ефрема, между городами Вефиль и Рама. Там она сидела под пальмой, и к ней приходили люди со своими проблемами. У Деворы было непростое назначение, но это ее не пугало. Ее служение было очень нужным. Позднее она участвовала в составлении вдохновленной Богом песни, которая содержала такие слова о неверном народе: «Они выбрали себе новых богов, и тогда была война у ворот» (Судей 5:8). Поскольку израильтяне оставили Иегову, чтобы служить другим богам, Иегова отдал их в руки врагов. Ханаанский царь Иавин поработил их, и они оказались во власти его военачальника Сисары.

Сисара! Уже одно его имя наводило ужас на израильтян. Религия и культура хананеев были пропитаны жестокостью и связаны с принесением в жертву детей и храмовой проституцией. Каково это было находиться под игом ханаанского военачальника и его армии? Из песни Деворы видно, что путешествовать по земле было крайне опасно и в деревнях совсем не осталось жителей (Судей 5:6, 7). Люди в страхе прятались в лесах и на холмах, боялись возделывать землю и жить в неогороженных деревнях. Они не решались ходить по дорогам — в любой момент на них могли напасть, забрать их детей или изнасиловать женщин .

Этот ужас продолжался двадцать лет, пока Иегова не убедился, что его упрямый народ готов измениться, или, как сказано в боговдохновенной песне Деворы и Варака, «пока не встала я, Девора, пока я не встала как мать в Израиле». Мы не знаем, была ли Девора, жена человека по имени Лапидоф, матерью в буквальном смысле; скорее всего, это слово используется здесь в переносном значении. По сути, Иегова поручил Деворе окружить народ материнской заботой. Он повелел ей сказать судье Вараку, чтобы тот выступил против Сисары (Судей 4:3, 6, 7; 5:7).

Девора побудила Варака выступить в защиту Божьего народа

«Пойди, расположись на горе Фавор»,— повелел Иегова через Девору. Варак должен был собрать 10 000 человек из двух израильских племен. От имени Бога Девора заверила их, что они разгромят могущественную армию Сисары и уничтожат 900 его колесниц! Ее слова, должно быть, очень удивили Варака. Ведь у израильтян не было армии и они были плохо вооружены. Несмотря на это, Варак согласился вступить в сражение — но только при условии, что Девора тоже пойдет на гору Фавор (Судей 4:6—8; 5:6—8).

Из-за этого некоторые упрекают Варака в недостатке веры, но такие обвинения несправедливы. Ведь Варак не просил Бога дать ему больше оружия. Напротив, проявив выдающуюся веру, он признал, что гораздо ценнее иметь рядом представителя Иеговы, который бы укреплял его и его людей (Евреям 11:32, 33). Иегова отнесся благосклонно к просьбе Варака и позволил Деворе пойти с ним. Однако Бог также побудил ее высказать пророчество о том, что слава за окончательную победу достанется не мужчине (Судей 4:9). Иегова решил, что нечестивого Сисару поразит женщина!

Сегодня многие женщины страдают от несправедливости, насилия и жестокого обращения. Им редко оказывают то уважение, какого они заслуживают по мнению Бога. Но в глазах Иеговы женщины ценны не меньше мужчин (Римлянам 2:11; Галатам 3:28). Пример Деворы напоминает нам о том, что Бог наделяет женщин почетными обязанностями и оказывает им особое доверие и расположение. Как же важно остерегаться предвзятого отношения, которое широко распространено в современном мире!

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *