Богородичен

Что означает слово имярек в молитвах

2. Шутл. Служит заменой имени неизвестного лица в значении: некто. Только очень немногие продолжают видеть в Имяреке человека, более нежели когда-либо нуждающегося в сочувствии. Салтыков-Щедрин, Мелочи жизни.

Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

ИМЯРЕ’К и и́мрек, а, м. (шутл.). Служит заменой имени неизвестного лица в знач. некто, такой-то.

«Имярек» — это слово-шаблон, часто встречающееся в текстах молитв. Смысл его в том, что при чтении молитвы шаблон «имярек» заменяется на имя молящегося или того, кто должен быть упомянут в молитве. В тексте, предназначенном для чтения многими людьми «имярек» временно заменяет неизвестное автору текста имя.

Не все знают что в славянском языке было такое слово «рекло» и обозначало оно «имя», которое давалось родителями ребенку при рождении, или другое ,кроме крестного, имя данное человеку по святцам, прозвище или отчество. Поэтому процесс придания имени называют «наречением», как там пела Воронец в песне «Гляжу в озёра синие» — «. Меня здесь русским именем когда-то нарекли. «.

Таким образом имярек значило просто «нареченный» «получивший,имеющий,­ носящий имя,рекло» православный.

Зачастую рекло являлось и тайным (сакральным), не называемым всуе именем. Наверное отсюда в современном языке русском и «имярек» приобрело значение «неназываемый, неизвестный»

Значения слова «имярек» зависит в первую очередь от того, где оно используется. Так, например, словарь Даля говорит нам, что данное слово употребляется в церковных книгах или государственных бумагах в тех местах, где подразумевается употребление чьего-либо имени.

Хотя слово это сейчас считается устаревшим, но оно не потерялось с глубине веков, периодически выходит на поверхность в речи интеллигенции, особенно пишущей. Вот пример употребления слова «имеярек» в интервью писателя Михаила Веллера, в котором он говорит о производителях паленого алкоголя:

В данном случае имеряк — несколько иронично-пренебрежительный синоним определенного класса общества.

Значение слова Имярек по Ефремовой:
Имярек — Слово, заменяющее чье-л. имя или какое-л. название; некто, такой-то.

Значение слова Имярек по Ожегову:
Имярек — Такой-то, тот-то

Имярек в Энциклопедическом словаре:
Имярек — (имрек) (от церк.-слав. выражения имя рекъ — «назвавши имя» -употреблявшегося в молитвах, юридических актах и т. п. в том месте, гдедолжно быть поставлено собственное имя), в современном русском языкеупотребляется вместо имени неизвестного или нарочито неназываемого лица взначении некто, такой-то.

Значение слова Имярек по словарю Ушакова:
ИМЯРЕК
и имрек, имрека, м. (церк.-слав. имярекъ, букв. назвавши имя) (шутл.). Служит заменой имени неизвестного лица в знач. некто, такой-то. (Первонач. употреблялось в юридических актах или молитвах на месте, где должно быть поставлено собственное имя какого-н. лица, в знач.: такой-то.)

Имярек

Запрос «Имя рек» перенаправляется сюда; о других значениях терминов «Имя рек» и «Имярек» см. Имярек (значения). Молитвослов. Милешево: Типография Милешевского Вознесенского монастыря, печатники Дамиан и Милан, 20 сентября 1546 года. Молитва из Чина венчания. «Имярек» обведены синим контуром.

Имяре́к, или Имре́к (от церк.-слав. им р ҃къ, им р ҃є, и́мѧ рєкъ — «назвавши имя») — слово, используемое в текстах молитв и других церковных текстах, а также (до начала XX века) в различного рода официальных актах, анкетах или приказных бумагах в том месте, где должно быть поставлено имя лица, за которого возносится молитва, или имя лица, пишущего документ по образцу; в настоящее время в литературе и в бытовой русской речи слово имеет роль экземплификанта. Состоит из существительного «имя» и глагола, образованного от корня, сохранившегося в современном русском языке в словах «изречение» и «речь».

«Имя рек» в Часослове

Пример: «Помолимся о великом господине и отце нашем, Святейшем Патриархе имярек, и о господине нашем преосвященнейшем митрополите (или архиепископе, или епископе) имярек, и всей во Христе братии нашей» (прошение из ектеньи вседневной полунощницы). Вместо первого имярек священник должен назвать имя патриарха, а вместо второго имярек священник должен назвать имя епархиального архиерея.

В современном русском языке употребляется (иногда иронически) вместо имени неизвестного или нарочито неназываемого лица в значении «некто», «такой-то». Например: «Неизвестно, как поведёт себя имярек, получив полностью все полномочия и всю полноту власти, понимая, что речь идёт о великом государстве». В значении некого среднего человека «Имярек» употреблено в последней одноимённой VIII главе книги Михаила Салтыкова-Щедрина «Мелочи жизни».

Николай Бердяев в труде «О назначении человека» употребляет слово «имярек» в значении некоего познающего человека (не субъекта), имманентного бытию и познающего бытие из самого бытия. Бердяев пишет, что в немецкой гносеологии «Бытие разлагается и исчезает, заменяется субъектом и объектом. Познаёт совсем не „я“, не живой человек „имярек“, не конкретная личность, а гносеологический субъект, вне бытия находящийся и бытию противостоящий».

Примечания

  1. Часослов. Полунощница вседневная.
  2. Салтыков-Щедрин М. Е. VIII глава. Имярек // Мелочи жизни.
  3. Бердяев Н. А. О назначении человека. — Ч. 1: Начала. Гл. 1. Проблема этического познания. — С. 11.

Ссылки

  • Иеромонах Алипий (Гаманович). Грамматика церковно-славянского языка. — 1991 год. — С. 21.
  • Имярек // Современная энциклопедия. — 2000.

Молитвенное восклицание («Помоги нам!»)

Примеры употребления слова осанна в литературе.

И так как в то же время вся церковь ожидает в эти минуты сошествия Самого Бога, грядущего принестись в жертву за всех, то к Серафимской песне, раздающейся в небесах, присоединяется песнь еврейских отроков, которою они встретили вшествие Его во Иерусалим, подстилая ветви по пути: Осанна в вышних, благословен грядый во имя Господне, осанна в вышних.

Минует без малого три десятилетия, и на оскорбительные для памяти По наветы его душеприказчика, к тому времени успевшие приобрести авторитет правдивых свидетельств, ответит с другого берега Атлантики Стефан Малларме: Лишь в смерти ставший тем, чем был он изначала, Грозя, заносит он сверкающую сталь Над непонявшими, что скорбная скрижаль Царю немых могил осанною звучала.

Никто не успел, что называется, воспеть Фессу осанну, только Джебе впопыхах хлопнул его по плечу — бой продолжался, и тёмная туша куббура по-прежнему ползла к укреплениям, невозмутимая и неуязвимая — ни для камней, ни для пламени.

Сквозь ризу бренную бессмертьем осиянный, автограф Грозя подъемлет он сверкающий свой меч ЦГАЛИ Над непознавшими, что та больная речь Царю гробов была ликующей осанной.

Фридриха Осанна сообщать ему, не появится ли в немецких книгах, журналах или газетах упоминаний о его книге.

Источник: библиотека Максима Мошкова

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *