Богородице рождественский монастырь

В день Рождества Богородицы в 1380 году произошла битва на Куликовом поле – с тех пор этот праздник приобрел особое значение на Руси. Поэтому логично, что всего через несколько лет после сражения монастырь в честь Рождества Богородицы появился в Москве.

Обитель была заложена в 1386 году княгиней Марией Кестутьевной – супругой князя Андрея Серпуховского и матерью князя Владимира Храброго, участвовавшим в битве на Куликовом поле. Впоследствии основательница монастыря здесь же постриглась в монахини под именем Марфы и была погребена на монастырском кладбище в 1389 году. Из-за близости к Неглинной и ее трубе в стене Белого города монастырь часто именовался «на Трубе». Поначалу деревянный, с начала XVI века он начинает отстраиваться в камне. Переделки продолжаются вплоть до революции – в результате сегодня монастырский ансамбль сочетает в себе очень разновременные постройки, от XVI до ХХ века.

Самым древним зданием является собор Рождества Богородицы, центральная часть которого представляет собой четырехстолпный крестовокупольный храм, увенчанный одной главой на вытянутом барабане с кокошниками. Он выстроен в 1501–1505 годах и в дальнейшем обстроен крытой галереей с двумя приделами, ризницей и усыпальницей князей Лобановых-Ростовских. Западная сторона галереи создана в начале ХХ века архитектором Ф.О.Шехтелем в русском стиле. Ранее над правой апсидой собора существовала шатровая колокольня, но в 1835 году она была разрушена ударом молнии. Вместо нее в 1835–1836 годах на средства С.И.Штерич над западными воротами построена новая четырехъярусная колокольня со шпилеобразным завершением и небольшим храмом во втором ярусе во имя Евгения Херсонского – в память рано умершего сына храмоздательницы. Теплая монастырская церковь во имя Иоанна Златоуста известна с 1626 года, но существующее здание построено в 1676–1687 годах на средства княгини Ф.И.Лобановой-Ростовской: это небольшой пятиглавый храм с кокошниками в основаниях глав. Галерея, окружающая храм, создана в XIX веке. Наконец, в 1904–1906 году у северной стены монастыря, выходящей на Рождественский бульвар, по проекту архитектора П.А.Виноградова построено обширное здание в псевдорусском стиле для трапезной с келиями, церковно-приходской школой и пятиглавой церковью Казанской иконы Божией Матери. Также сохранились монастырские стены XVII века, впоследствии перелицованные.

В 1525 году в Рождественском монастыре была насильно пострижена под именем София супруга великого князя Московского Василия III – Соломония Сабурова. Она прожила в обители несколько лет, после чего была переведена в Суздаль, в Покровский монастырь.

В 1670 году с юго-восточной стороны собора Рождества Пресвятой Богородицы была построена усыпальница Лобановых-Ростовских, в 18 веке у здания появился второй этаж. Князья Лобановы-Ростовские известны с конца XV века. Род не пресекся, их потомки живут и в наши дни.

В 1920-х годах монастырь оказался закрыт, богослужения в нем прекратились, а все его здания заняты под жилье и конторы. В 1989 году ансамбль был передан Московскому Архитектурному институту, но уже через три года начался процесс перехода его к православной общине. С 1993 года здесь снова существует монастырь, в течение многих лет проводится реставрация, результатом которой уже стало возрождение не только собора, но и Казанской и Иоанновской церквей.

К концу 2018 г. фасады двух старинных храмов и княжеской усыпальницы были отреставрированы. Работы на улице Рождественке (дом 20/8, строения 14, 15 и 17) велись с 2017 года под контролем специалистов Мосгорнаследия. Храмы имеют статус объектов культурного наследия федерального значения, склеп — регионального значения. Автор статьи

Под 1212 г. в некрологе великому князю Всеволоду, летописец сообщает: «И монастырь созда, в нем церковь камену Рождество Святыя Богородица». При описании погребения в 1175 святого князя Андрея Юрьевича Боголюбского в Лаврентьевской и Ипатьевской летописях упоминается «игумен святое Богородици Володимерьское» Феодул, который привез тело убитого князя из Боголюбова во Владимир. Некоторые историки, ошибочно считая Феодула игуменом Богородице — Рождественского монастыря (он являлся, по-видимому, настоятелем владимирского Успенского собора), полагали основателем монастыря князя Андрея Боголюбского.
Первое время Богородице — Рождественским монастырем управляли игумены, между 1227 и 1230 гг. в обители была учреждена архимандрития. В 1238 г., при взятии Владимира татарами, монастырь был разграблен и сожжен, архим. сщмч. Похожий убит, вероятно, погибли и другие иноки. Богородице — Рождественский монастырь считался старшей русской обителью до 1561 г., когда по грамоте Московского митр. св. Макария первенство перешло к Троице-Сергиеву монастырю. В «Лествице о соборных властех» 1599 г. и «Лествице Патриарха Иоасафа I» 1635-1637 гг. Богородице — Рождественский монастырь стоит на втором месте среди русских обителей. В 1667 г. настоятелю монастыря архим. Филарету было пожаловано право ношения скрижали на мантии, архиерейского посоха и именование «преподобнейший». К Богородице-Рождественскому монастырю были приписаны в 1682 г. Феодоровский монастырь в восточном предместье города, в 1692 г. Владимирский во имя вмч. Георгия Победоносца монастырь.
В 1263 г. в соборе Богородице — Рождественского монастыря, в юго-западном углу под хорами, был погребен св. князь Александр Ярославич Невский, в 1380 г. мощи были положены «на вскрытии» в том же гробу и на том же месте. 1 июля 1697 г. мощи переложили в новую серебряную позолоченную раку, которую на средства Патриаршего ризничего иеродиак. Боголепа изготовил Н. М. Пшеничный «со товарищи» (в настоящее время рака находится в собрании ГЭ). Гробница была поставлена у южной двери собора, которая была заложена внизу, вверху обращена в окно. В феврале 1722 г. мощи были освидетельствованы Новгородским архиепископом Феодосием (Яновским) и архимандритом Сергием, в 1724 г. перенесены в Александро — Невский монастырь в Санкт-Петербурге.
Многие настоятели Богородице — Рождественского монастыря занимали епископские кафедры. Первые Суздальско-Владимирские архиереи — свт. Симон (1214/15-1226) и сщмч. Митрофан (1227-1238) -до своего поставления на кафедру управляли Богородице — Рождественским монастырем. В 1389 г. во епископа Коломенского был хиротонисан архим. Богородице — Рождественского монастыря Павел. В 1517 г. настоятель обители архимандрит Геннадий стал епископом Суздальским. Настоятели монастыря принимали участие в церковных Соборах. В 1555 г. архимандрит Закхей присутствовал на Московском Соборе по случаю учреждения Казанской епархии и поставления свт. Гурия Казанским архиепископом. Архимандрит Иоаким участвовал в Московском Соборе 1580 г., архим. Герман присутствовал на Соборе в 1584 г. В 1598 г. архим. Варлаам подписал соборную грамоту об избрании на царство Бориса Феодоровича Годунова. В 1613 г. архимандрит Исайя первым после епископов подписал утвержденную грамоту на царство царя Михаила Феодоровича. 24 июня 1619 г. архимандрит Исайя участвовал в доставлении на Патриарший престол Филарета (Романова), 28 сентября 1645 г. архим. Иона — в чине венчания на царство Алексея Михайловича. На Большом Московском Соборе 1666-1667 гг. архим. Филарету поручили доставить грамоту Патриарху Никону о прибытии его из Новоиерусалимского монастыря в Москву, в декабре 1666 г. архим. Филарет присутствовал при низложении Патриарха Никона. Последние архимандриты Богородице — Рождественского монастыря,- Павел и Платон (Петрункевич) — являлись членами Святейшего Синода.
Богородице — Рождественский монастырь посещали Патриархи Московские и всея Руси. 8 мая 1629 г., находясь «в Володимере в походе», Патриарх Филарет пожертвовал «пять колодок гвоздей луженых» для обивки бархатом «в чюдотворцове раке изнутри». Патриарх Иосиф 30 января 1643 г. в монастыре «за стол» повелел дать 5 р. и нищим 10 денег. 23 января 1653 г. Патриарх Никон служил в монастыре литургию, угощал за трапезой братию и одарил ее денежной милостыней.
Сведения о числе насельников обители до XVIII в. не сохранились. В 1701 г. во Богородице – Рождественском монастыре жили 72 монаха, в 1715 г.- 64 насельника: архимандрит-настоятель, архимандрит на покое, 6 иеромонахов, 5 иеродиаконов, 51 монах. В приписном монастыре во имя вмч. Феодора Стратилата насчитывалось 20 монашествующих. В 1741 г. в Богородице – Рождественском монастыре значились 35 насельников, при монастыре служили 65 человек. В обители также жили 8 отставных военных.
В 1722 г. на территории монастыря было открыто первое в городе учебное заведение — цифирная школа, где обучались 7 мальчиков.
Указом императрицы Елизаветы Петровны 16 июля 1744 г. Богородице — Рождественский монастырь в связи с образованием Владимирской епархии был упразднен и превращен в резиденцию Владимирского архиерея. С 6 мая 1788 по апрель 1798 г., когда Суздальский и Владимирский еп. Виктор (Онисимов) и все епархиальные учреждения находились в Суздале, монастырь принадлежал «казенному ведомству» и оставался «праздным», в служебных зданиях архиерейского дома размещалась администрация Владимирского наместничества (позднее губернии). Указом императора Павла I от 14 апреля 1798 г. Суздальскому епископу предписывалось «немедленно» вернуться во Владимир «для пребывания в… Рождественском монастыре».
Библиотека Богородице — Рождественского монастыря, согласно описи степенных монастырей 1653 г., насчитывала 93 книги. Наиболее древние из них — списки XV в. Октоиха, Скитского патерика и Творений прп. Дионисия Ареопагита. Историческую ценность представляет вкладная книга монастыря, написанная монахом Симеоном Златописцем в 1684/ 85 г., при архимандрите Иосифе.
Часть рукописных и старопечатных книг монастырской библиотеки после 1917 г. хранилась в собрании ГВСМЗ. Книги, происходящие из Богородице — Рождественского монастыря, имеются и в других рукописных собраниях России.
В июле 1918 г. помещения Богородице – Рождественского монастыря частично были заняты войсками внутренней охраны ГубЧК, в августе Владимирский архиерей вместе со служащими архиерейского дома был выселен в странноприимный дом при Успенском соборе. В октябре 1918 г. власти закрыли крестовую церковь, в которой разместился танцевальный зал. 20 июля 1920 г. между группой верующих во главе с наместником Богородице — Рождественского монастыря архим. священноисп. Афанасием (Сахаровым) и органами местной власти было подписано соглашение о передаче общине безвозмездно в пользование Рождество — Богородицкого собора, Всехсвятской церкви, колокольни и двух часовен (близ святых ворот монастыря и на Борисоглебской ул. Владимира). Однако 15 июля 1920 г. губ. исполком постановил передать все здания монастыря в ведение ВОХР ГубЧК, к августе того же года постановление было исполнено.
В 1922 г. весь монастырь был занят ОГПУ. В 1924 г. губ. отдел народного образования предлагал снести Рождество-Богородицкий собор, кирпич использовать для постройки школы в с. Спасском Владимирского у. Вызванный исполкомом архитектор П. Д. Барановский не допустил сноса храма, северные ограды и башни (ученый оценивал перестройку собора в XIX в. как «одну из первых научных реставраций памятников архитектуры в России»). Собор и колокольня были разобраны по инициативе начальника Владимирского губотдела ОГПУ, несмотря на протесты специалиста Главнауки Н. Левинсона, в июне — июле 1930 г. В 30-70-х гг. территория и все здания монастыря принадлежали ОГПУ, НКВД и КГБ, лишь в бывшей крестовой церкви в 1967-1984 гг.размещались на нижнем этаже библиотека Владимирского музея и городской шахматный клуб, на верхнем этаже — спортивный зал.
21 сентября 1991 г., в праздник Рождества Пресвятой Богородицы и в связи с 800-летием Богородице — Рождественского монастыря, был совершен крестный ход во главе с Владимирским еп. Евлогием (Смирновым) из Успенского собора в обитель. На месте уничтоженного собора был освящен памятный крест. 21 сентября следующего года в обители возобновилось богослужение. Первым наместником монастыря стал архимандрит Иустиниан (Саган),
30 октября 1993 г., в день памяти жертв политических репрессий, в саду Богородице — Рождественского монастыря был открыт памятный поминальный белокаменный крест, а на монастырской стене — мемориальная доска в память о расстрелянных на территории обители в 30-40-х гг. XX в. С 2004 г. на территории Богородице — Рождественского монастыря располагается епархиальное управление,
С 17 июля 2001 г. наместником обители был назначен архимандрит Нил (Сычёв). 2 мая 2012 года, в день 60-летия преставления блаженной Матроны, Московской Предстоятель Русской Церкви Святейший Патриарх Московский и Всея Руси Кирилл совершил Литургию в Покровском монастыре города Москвы и возглавил хиротонию наместника Богородице-Рождественского монастыря архимандрита Нила (Сычева) во епископа Муромского.
С 25 июля 2014 г. — постановлением Священного Синода наместником Богородице-Рождественского мужского монастыря, Владимира назначен игумен Кирилл (Сурков).

История

Богородице-Рождественский ставропигиальный женский монастырь был основан в 1386 году супругой князя Андрея Серпуховского и матерью князя Владимира Храброго — княгиней Марией Ивановной, дочерью Галицко-Дмитровского князя Ивана Федоровича, потомка великого князя Всеволода Большое Гнездо.

По данным Троицкой летописи и Рогожского летописца, княгиня Мария Андреева (то есть супруга князя Андрея) постриглась в созданной ею обители в схиму с именем Марфы, скончалась 2 (15) декабря и была погребена в монастыре.

По мнению ряда историков, первое время монастырь находился на территории Московского Кремля и назывался: монастырь Рождества Богородицы на Рву. Другие специалисты полагают, что монастырь с момента основания располагался на берегу реки Неглинной, у Кучкова поля, во владениях князя Владимира Андреевича Серпуховского.

В 1430-х годах в монастыре приняла постриг с именем Евпраксии княгиня Елена Ольгердовна, супруга князя Владимира Храброго. Княгиня Елена пожертвовала обители села с деревнями. И была похоронена, согласно своему завещанию, на монастырском кладбище в 1452 году.

Одноглавый каменный собор Рождества Пресвятой Богородицы был возведен в 1501—1505 годах в традициях раннемосковского зодчества. После пожара 1547 года в течение 150 лет был окружен пристройками, изменившими первоначальный облик.

25 ноября 1525 года в Рождественском монастыре была насильно пострижена под именем София жена Василия Третьего Соломония Сабурова и жила в обители до перевода в суздальский Покровский монастырь.

Летом 1547 года во время сильного московского пожара сгорели постройки монастыря, пострадал каменный собор. Он был вскоре восстановлен по обету царицы Анастасии Романовны — жены Ивана Грозного. По приказу самого царя в южной алтарной апсиде был создан Никольский придел.

В 70-х годах XVII века Рождественский монастырь стал местом погребения князей Лобановых-Ростовских: к собору с востока была пристроена их усыпальница. В XIX веке она получила второй этаж, в котором находилась монастырская ризница.

В 1676—1687 годах на средства княгини Фотинии Ивановны Лобановой-Ростовской был возведен каменный храм святого Иоанна Златоуста с трапезной и приделами святого Николая, праведного Филарета Милостивого и святого Димитрия Ростовского. На ее же средства в 1671 году выстроена ограда из камня с четырьмя башнями.

XIX-XX века

С 5 сентября по ноябрь 1812 года монастырь был оккупирован войсками Наполеона. В монастыре сохранилось предание о чуде от иконы святителя Николая: неприятельский солдат, пытаясь сорвать оклад с чудотворной иконы, сильно поранился, оцепенел и не мог сдвинуться с места, так что его на руках вынесли из церкви. Захватчики не причинили вреда никому из мирных жителей, скрывавшихся на территории монастыря, хотя за оградой, у северной стены они расстреливали москвичей, подозреваемых в поджогах.

Монастырь во время нашествия Наполеона не пострадал от огня. Только в трапезной палате Богородице-Рождественского собора оккупанты устроили конюшню. Но в храме святителя Иоанна Златоуста ежедневно продолжали совершаться богослужения.

В 1812 году в храме святителя Иоанна Златоуста был устроен придел святого праведного Филарета Милостивого. В связи с возникновением приделов в южной и северной стене четверика были устроены широкие арки. В конце 60-х годов ХIХ века приделы перестроили, сохраняя прежний стиль и архитектурные особенности. Великое освящение придела святого праведного Филарета Милостивого совершил в 1869 году святитель Иннокентий (Вениаминов), митрополит Московский (см. Токмаков И.Ф. Краткий исторический очерк Московского Рождественского девичьего монастыря. Указ.соч. С. 15).

Трехъярусная колокольня с храмом священномученика Евгения Херсонесского (арх. Н.И. Козловский) построена в 1835-1836 годах в классическом стиле на месте центрального входа в монастырь: в ее нижнем ярусе был создан главный вход монастыря – Святые врата. Над входом находился надвратный храм священномученика Евгения Херсонесского. Под колокольней имеется сводчатый подвал. Надвратный храм округлой формы внутри имел надстройку (хоры), существующую и сейчас, и колоннаду, полностью разрушенную; иконостас не сохранился.

В 1903–1904 годах храм святителя Иоанна Златоуста был полностью реконструирован: расширены старые проемы в стенах и созданы новые. Из собора был перенесен придел святителя Димитрия Ростовского (в новом храме престол святителя Димитрия был приставным).

В 1904—1906 годах по проекту архитектора П. А. Виноградова построен храм Казанской иконы Божией Матери с новой трапезной палатой. Эта церковь возводилась в годы первой русской революции. В Казанском храме служил святой праведный Иоанн Кронштадтский (об этом сохранилось свидетельство схиигумении Фамари (Марджановой), датированное 1906 годом).

При монастыре действовала церковно-приходская школа, с 1909 по 1917 годы ей заведовал священнослужитель монастыря митрофорный протоиерей Сергий Молчанов — член Правления Московского музея наглядных учебных пособий для городских начальных школ при Московской Городской управе (религиозно-нравственный раздел). Его сын Виктор Молчанов стал известным фотохудожником.

В 1922 году монастырь был закрыт, серебряные ризы с икон сняты (всего вывезено 17 пудов серебра и 16 фунтов жемчуга), часть икон первоначально передали в храм святителя Николая в Звонарях, а позже — в церковь иконы Божией Матери «Знамение» в Переяславской слободе. Известно, что некоторое время на территории закрытой обители находился исправтруддом: по сведениям научного сотрудника ПСТГУ Л.А. Головковой, не позднее 1920 года на территории монастыря был открыт концлагерь.

Многие сестры обители подверглись тюремному и лагерному заключению, ссылкам.

Храм Казанской иконы Божией Матери был сначала отдан под жилье, в полуподвальном помещении находились Управдом, детский сад, жилые помещения. С 1970-х годов в этом храме размещалась одна из кафедр МАрхИ.

Храм святителя Иоанна Златоуста и другие монастырские здания какой-то период принадлежали милиции, в них находились и жилые квартиры, а впоследствии также размещались конторские, научные, учебные заведения.

В храме Иоанна Златоуста 1920-1930-е годы

Монастырское кладбище было уничтожено. На месте кладбища была сделана насыпь, на которой в 1935-1936 годы построили школу. При заблокированных дренажных системах приток и сохранение воды в фундаментах обрекали храмы монастыря на постепенное разрушение.

Практически весь советский период здания не ремонтировались, за исключением частичной реставрации собора в 60-х годах и поддерживающих косметических работ в некоторых строениях. При этом все здания нуждались в капитальном ремонте и реставрации.

В 1974 году (согласно данным музея МАрхИ – в 1978), решением Моссовета Рождественский монастырь был передан МАрхИ для организации музея-заповедника древнерусского искусства и зодчества. Некоторым из монахинь разрешили остаться в бывшей обители, две монахини жили на территории монастыря до конца 1970-х годов. 25 сентября 1978 года монахиня Варвара (Турусова), казначей монастыря, была убита, хранившиеся у нее монастырские иконы украдены.

Современная жизнь монастыря

Собор Рождества Пресвятой Богородицы был возвращен Церкви в 1989 году.

Монастырь возрожден 19 июля 1993 года, в день празднования Собора Радонежских святых. Обители присвоен статус ставропигиальной.

Настоятельницей монастыря с 1993 года является игумения Викторина (Перминова) (возведена в сан игумении в 1998 г.).

В настоящее время основания храмов полностью «освобождены» и расчищены, восстановлены белокаменный фундамент и фасад действующего Богородице-Рождественского Собора (2002 г.), фундамент и фасад храма свт. Иоанна Златоуста (2007-2008 гг.). Сняты насыпные слои грунта (2000-2003 гг.), школа снесена (2007 г.), насыпь полностью ликвидирована (2006-2007 гг.), устроена костница, где были сложены собранные останки здесь погребенных. 4 ноября 2007 года над костницей Святейшим Патриархом Алексием II совершен чин освящения закладного камня в основание часовни в честь Всех святых, в земле Российской просиявших.

Сейчас в обители действуют 4 храма, один (святителя Иоанна Златоуста). Собор (его главный и северный приделы) является действующим: 16 ноября 1995 года великое освящение придела Сошествия Святого Духа на апостолов совершил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. 7 ноября 2010 года великое освящение трапезного храма Казанской иконы Божией Матери совершил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл.

9 сентября 2014 года, по благословению Святейшего Патриарха Кирилла, великое освящение храма священномученика Евгения Херсонесского совершил архиепископ Сергиево-Посадский Феогност.

При монастыре действует воскресная школа для детей 4-17 лет. В 2010 году в монастыре открылась бесплатная женская трехгодичная церковно-певческая школа. В ее учебную программу входит изучение катехизиса, литургики, Богослужебного устава, сольфеджио, обихода церковного пения и хоровой класс. С 2010 года, с появлением свободного помещения, был создан социальный благотворительный центр «Милосердный самарянин» для помощи многодетным семьям и бездомным; при школах в монастыре была создана своя библиотека. С 2011 года в монастыре действуют молодежные организации, создавшие Фонд поддержки и духовно-нравственного развития молодежи; воскресная школа для взрослых. Учащиеся певческой школы и участники встреч православной молодежи проходят богослужебную практику в одном из монастырских храмов.

Колокольня с храмом священномученика Евгения Херсонесского (арх. Н.И. Козловский, 1835 г.). Трехъярусная колокольня в классическом стиле построена на месте центрального входа в монастырь: в ее нижнем ярусе был создан главный вход монастыря – Святые врата. Над входом находился надвратный храм священномученика Евгения Херсонесского. Под колокольней — сводчатый подвал. Надвратный храм округлой формы внутри имел надстройку (хоры), существующую и сейчас, и колоннаду, полностью разрушенную; иконостас также не сохранился. Некоторые настенные росписи сохранились довольно хорошо: по ним можно составить представление о храмовой живописи. Церковь была расписана в стиле, соответствовавшем архитектурному стилю всего здания, – позднему классицизму. В советское время фасады были отреставрированы до нижнего яруса в 1973 году силами В/О «Союзреставрация», поддерживающие косметические работы выполнены в 1991 году силами МАрхИ. После ряда поддерживающих работ, проведенных в течение периода возрождения монастыря, в 2009 году была проведена реставрация кровли колокольни, расчищен застроенный проход, вход отремонтирован. С 2012 года храм в колокольне – действующий; в нем установлен новый иконостас, соответствующий общему стилю здания.

Небольшая площадь близ Рождественского монастыря, которую называют Трубной, или просто Трубой; по воскресеньям на ней бывает торг. Копошатся, как раки в решете, сотни тулупов, бекеш, меховых картузов, цилиндров. Слышно разноголосое пение птиц, напоминающее весну. Если светит солнце и на небе нет облаков, то пение и запах сена чувствуются сильнее, и это воспоминание о весне возбуждает мысль и уносит ее далеко-далеко. По одному краю площадки тянется ряд возов. На возах не сено, не капуста, не бобы, а щеглы, чижи, красавки, жаворонки, черные и серые дрозды, синицы, снегири. Всё это прыгает в плохих, самоделковых клетках, поглядывает с завистью на свободных воробьев и щебечет. Щеглы по пятаку, чижи подороже, остальная же птица имеет самую неопределенную ценность.

— Почем жаворонок?

Продавец и сам не знает, какая цена его жаворонку. Он чешет затылок и запрашивает сколько бог на душу положит — или рубль, или три копейки, смотря по покупателю. Есть и дорогие птицы. На запачканной жердочке сидит полинялый старик-дрозд с ощипанным хвостом. Он солиден, важен и неподвижен, как отставной генерал. На свою неволю он давно уже махнул лапкой и на голубое небо давно уже глядит равнодушно. Должно быть, за это свое равнодушие он и почитается рассудительной птицей. Его нельзя продать дешевле как за сорок копеек. Около птиц толкутся, шлепая по грязи, гимназисты, мастеровые, молодые люди в модных пальто, любители в донельзя поношенных шапках, в подсученных, истрепанных, точно мышами изъеденных брюках. Юнцам и мастеровым продают самок за самцов, молодых за старых… Они мало смыслят в птицах.

Зато любителя не обманешь. Любитель издали видит и понимает птицу.

— Положительности нет в этой птице, — говорит любитель, засматривая чижу в рот и считая перья в его хвосте. — Он теперь поет, это верно, но что ж из эстого? И я в компании запою. Нет, ты, брат, мне без компании, брат, запой; запой в одиночку, ежели можешь… Ты подай мне того вон, что сидит и молчит! Тихоню подай! Этот молчит, стало быть, себе на уме…

Между возами с птицей попадаются возы и с другого рода живностью. Тут вы видите зайцев, кроликов, ежей, морских свинок, хорьков. Сидит заяц и с горя солому жует. Морские свинки дрожат от холода, а ежи с любопытством посматривают из-под своих колючек на публику.

— Я где-то читал, — говорит чиновник почтового ведомства, в полинялом пальто, ни к кому не обращаясь и любовно поглядывая на зайца, — я читал, что у какого-то ученого кошка, мышь, кобчик и воробей из одной чашки ели.

— Очень это возможно, господин. Потому кошка битая, и у кобчика, небось, весь хвост повыдерган. Никакой учености тут нет, сударь. У моего кума была кошка, которая, извините, огурцы ела. Недели две полосовал кнутищем, покудова выучил. Заяц, ежели его бить, спички может зажигать. Чему вы удивляетесь? Очень просто! Возьмет в рот спичку и — чирк! Животное то же, что и человек. Человек от битья умней бывает, так и тварь.

В толпе снуют чуйки с петухами и утками под мышкой. Птица всё тощая, голодная. Из клеток высовывают свои некрасивые, облезлые головы цыплята и клюют что-то в грязи. Мальчишки с голубями засматривают вам в лицо и тщатся узнать в вас голубиного любителя.

— Да-с! Говорить вам нечего! — кричит кто-то сердито. — Вы посмотрите, а потом и говорите! Нешто это голубь? Это орел, а не голубь!

Высокий, тонкий человек с бачками и бритыми усами, по наружности лакей, больной и пьяный, продает белую, как снег, болонку. Старуха-болонка плачет.

— Велела вот продать эту пакость, — говорит лакей, презрительно усмехаясь. — Обанкрутилась на старости лет, есть нечего и теперь вот собак да кошек продает.

Плачет, целует их в поганые морды, а сама продает от нужды. Ей-богу, факт! Купите, господа! На кофий деньги надобны.

Но никто не смеется. Мальчишка стоит возле и, прищурив один глаз, смотрит на него серьезно, с состраданием.

Интереснее всего рыбный отдел. Душ десять мужиков сидят в ряд. Перед каждым из них ведро, в ведрах же маленький кромешный ад. Там в зеленоватой, мутной воде копошатся карасики, вьюнки, малявки, улитки, лягушки-жерлянки, тритоны. Большие речные жуки с поломанными ногами шныряют по маленькой поверхности, карабкаясь на карасей и перескакивая через лягушек. Лягушки лезут на жуков, тритоны на лягушек. Живуча тварь! Темно-зеленые лини, как более дорогая рыба, пользуются льготой: их держат в особой баночке, где плавать нельзя, но всё же не так тесно…

— Важная рыба карась! Держаный карась, ваше высокоблагородие, чтоб он издох! Его хоть год держи в ведре, а он всё жив! Неделя уж, как поймал я этих самых рыбов. Наловил я их, милостивый государь, в Перерве и оттуда пешком. Караси по две копейки, вьюны по три, а малявки гривенник за десяток, чтоб они издохли! Извольте малявок за пятак. Червячков не прикажете ли?

Продавец лезет в ведро и достает оттуда своими грубыми, жесткими пальцами нежную малявку или карасика, величиной с ноготь. Около ведер разложены лески, крючки, жерлицы, и отливают на солнце пунцовым огнем прудовые червяки.

Около возов с птицей и около ведер с рыбой ходит старец-любитель в меховом картузе, железных очках и калошах, похожих на два броненосца. Это, как его называют здесь, «тип». За душой у него ни копейки, но, несмотря на это, он торгуется, волнуется, пристает к покупателям с советами. За какой-нибудь час он успевает осмотреть всех зайцев, голубей и рыб, осмотреть до тонкостей, определить всем, каждой из этих тварей породу, возраст и цену. Его, как ребенка, интересуют щеглята, карасики и малявки. Заговорите с ним, например, о дроздах, и чудак расскажет вам такое, чего вы не найдете ни в одной книге. Расскажет вам с восхищением, страстно и вдобавок еще и в невежестве упрекнет. Про щеглят и снегирей он готов говорить без конца, выпучив глаза и сильно размахивая руками. Здесь на Трубе его можно встретить только в холодное время, летом же он где-то за Москвой перепелов на дудочку ловит и рыбку удит.

А вот и другой «тип», — очень высокий, очень худой господин в темных очках, бритый, в фуражке с кокардой, похожий на подьячего старого времени. Это любитель; он имеет немалый чин, служит учителем в гимназии, и это известно завсегдатаям Трубы, и они относятся к нему с уважением, встречают его поклонами и даже придумали для него особенный титул: «ваше местоимение». Под Сухаревой он роется в книгах, а на Трубе ищет хороших голубей.

— Пожалуйте! — кричат его голубятники. — Господин учитель, ваше местоимение, обратите ваше внимание на турманов! Ваше местоимение!

— Ваше местоимение! — кричат ему с разных сторон.

— Ваше местоимение! — повторяет где-то на бульваре мальчишка.

А «его местоимение», очевидно, давно уже привыкший к этому своему титулу, серьезный, строгий, берет в обе руки голубя и, подняв его выше головы, начинает рассматривать и при этом хмурится и становится еще более серьезным, как заговорщик.

И Труба, этот небольшой кусочек Москвы, где животных любят так нежно и где их так мучают, живет своей маленькой жизнью, шумит и волнуется, и тем деловым и богомольным людям, которые проходят мимо по бульвару, непонятно, зачем собралась эта толпа людей, эта пестрая смесь шапок, картузов и цилиндров, о чем тут говорят, чем торгуют.

Пожертвования на требы

Братья и Сестры во Христе! Уважаемые прихожане Богородице- Рождественского монастыря и посетители нашего сайта!

В эти непростые дни испытаний наша Обитель, деятельность которой осуществлялась на пожертвования прихожан, паломников и туристов, осталась практически без средств к существованию в связи с распространением коронавирусной инфекции COVID-19 и введением режима самоизоляции.

Не считая насельников монастыря, жизнедеятельность Обители помогают поддерживать порядка 80 человек, немалая часть из них имеет многодетные семьи, в жизни которых монастырь также принимает участие. Помимо этого к нам ежедневно обращаются за материальной и продовольственной помощью малоимущие граждане, оказавшиеся в непростом положении в связи с пандемией, которым очень нужны любовь, понимание, сострадание и соучастие в их жизненных трудностях.

На сегодняшний день у монастыря нет возможности оплачивать даже расходы по коммунальным услугам, которые составляют до 200 000 рублей ежемесячно.

С глубочайшей просьбой обращаемся ко всем гостям и прихожанам нашей Обители и сайта за поддержкой и оказанием материальной помощи монастырю, поскольку нашим общим долгом является сохранение этой Святой Обители как духовного наследия России. С XII века она переживала много трудностей и бедствий, но благодаря сплоченности неравнодушных людей-благотворителей и благоустроителей существует по сей день, совершая ежедневно молитвы о мире во всем мире и благоденствии страны нашей, о своих благодетелях, и всех православных христианах, чтобы Господь укрепил нас и дал сил пережить посланные испытания, даровал нам здравие и исцеление во Славу и поклонение Всесвятому имени Его.

Добро пожаловать на сайт Богородице-Рождественского монастыря!

Богородице-Рождественский монастырь – одна из древнейших обителей Русской земли. Основал её великий князь Всеволод Большое Гнездо, определивший для неё возвышенное место над рекой Клязьмой. Монастырь был свидетелем таких событий, как нашествие татаро-монгол, кончина великого князя Александра Невского, святые мощи которого несколько веков почивали в главном монастырском Соборе. Обитель духовно вскормила множество иерархов Русской Церкви, а до расцвета Троице-Сергиевой Лавры была крупнейшим центром иноческой жизни в Северо-Восточной Руси. Именно в её стенах творилась и хранилась Лаврентьевская летопись.

В 20-м веке, во время гонений на православную веру со стороны советской власти монастырь был разорён и закрыт для верующих, но в 1991 году молитвами и трудами владыки Евлогия был возвращён Церкви. В настоящее время в обители течёт спокойная иноческая жизнь. В храмах ежедневно проходят богослужения, а братия, под началом настоятеля – игумена Кирилла – проводит время в трудах и молитвах.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *