Богородицкая церковь

Поделиться

Храм Рождества Богородицы в Путинках. Nikolay Alexandrovich Martynov (1822-1895)

Адрес: ул. Малая Дмитровка, 4

Бытовало некогда мнение, что в 1653 году Патриарх Никон запретил строить на Руси шатровые храмы. Мнение, судя по современным исследованиям, ошибочное, неверное.
Столь же легендарным стало и обоснование мнимого запрета: шатровые храмы казались настолько красивыми, что отвлекали прихожан от разговора с Богом. Особенность шатрового храма в том, что здание церкви заканчивается не крышей, а шатром, увенчанном сверху маковкой купола.
В случае с храмом, о котором мы сегодня расскажем, я бы сказал так: если бы таковой легенды о красоте шатровых храмов и не было бы, ее следовало бы выдумать.

Церковь Рождества Богородицы в Путинках. О ней мы рассказываем сегодня.
Рассказываем, с трудом подбирая слова. Потому что — как описать эту неземную, в буквальном смысле слова – божественную — красоту!

Есть такая техника вышивания узоров на ткани – белая гладь. Тончайшая ручная работа — кружева, узоры белыми нитками на тончайшем белом батисте.
Так вот церковь Рождества Богородицы – это и есть белая гладь. Только объемная и в белом камне.
И совершенно правильно, что архитектурный стиль называется «русское узорочье». И мало того, что храм шатровый. Он же еще относится к типу «огненных храмов» — по верху здания расположены три ряда кокошников, похожих на языки пламени.

Храм построен в середине 17 века при царе Алексее Михайловиче из специально формованного кирпича.
В 1864 году построили новое западное крыльцо храма с завершением, скопированным с завершений самого храма.
В 1957 году в ходе реставрации его разобрали и крайне аккуратно и бережно заменили новым, стилизованным под XVII век. Реставрация была высочайше оценена Академией архитектуры.

Церкви Рождества Богородицы повезло. И навернеое оттого, что она так изумительно красива. Ее закрывали, но не ломали. А в конце 80-х актеры соседнего театра «Ленком» по инициативе Александра Абдулова проводили фестиваль «Задворки», выручка от которого шла на восстановление церкви.

Кстати, 5 января 2008 года именно здесь, в Храме Рождества Богородицы в Путинках прошло отпевание Александра Абдулова.

Наверное, можно попытаться еще что-то сказать об этом храме. Но есть ли смысл? Передадут ли слова восхищения все совершенство и всю красоту этого удивительного храма?
Лучше помолчать…

Контакты: храма Рождества Пресвятой Богородицы В Путинках

Адрес: ул. Малая Дмитровка, 4

Ближайшие станции метро:
Чеховская (120 м)
Пушкинская (240 м)
Тверская (250 м)

ОСОБНЯК НА ВОЛХОНКЕ – ЧАСТЬ ПРЕЧИСТЕНСКОГО ДВОРЦА

В последней четверти XVIII века Особняк на Волхонке входил в состав знаменитого Пречистенского дворца — временной резиденции императрицы Екатерины II в Москве. Поводом для ее приезда стало празднование мирного договора, заключенного с Османской империей 10 (21) июля 1774 года «в лагере при деревне Кючук-Кайнарджи».

Пышные торжества по поводу окончания затяжной, но успешной Русско-турецкой войны (1768-1774), давшей, в том числе, право России иметь свой флот в проливах Босфор и Дарданеллы, должны были затмить тяжелые впечатления от военных потерь, страшной эпидемии чумы 1770-1772 гг., унесшей много жизней и связанного с этим чумного бунта, а также от ужасов пугачевского восстания — за две недели до приезда императрицы в Москве на Болотной площади был казнен Емельян Пугачев.

По разным причинам императрица Екатерина не желала останавливаться в Кремле. В письме от 6 августа 1774 года Екатерина обращается с вопросом к М.М. Голицыну:

«… нету ли дома каменного или деревянного в городе, в котором бы я уместилась и к двору принадлежности можно было бы располагать около дома… или же… не можно ли где ни на есть построить на скорую руку деревянное строение».

В ответ М.М. Голицын, разумеется, предложил свой дом. Место это казалось подходящим по целому ряду параметров: вблизи находилось еще три крупных усадьбы и большая незастроенная территория, рядом — Калымажный двор, где можно удобно разместить лошадей и экипажи. Сам дом располагался недалеко от Кремля, на улице Волхонка, тогда носившей название Пречистенка. Императрица охотно согласилась вместе со своим двором разместиться в доме князя Голицына, взятом для этого в наем Дворцовым ведомством. Кроме дома Голицына в аренду был взят и соседний дом Лопухина, располагавшегося неподалеку, в котором в это время жила мать князя Потемкина — фаворита императрицы. Что же касается Особняка – в то время принадлежавшего семейству Долгоруковых, то незадолго до этого дом был выкуплен по приказу императрицы, заранее задумавшей сделать щедрый подарок графу Петру Румянцеву, получившему после победы в Русско-турецкой войне «проименование» Задунайского.

Выполнение проект дворца, названного впоследствии Пречистенским, было поручено молодому архитектору Матвею Казакову, для которого эта работа послужила началом блистательной карьеры.

«Я приказала Измайлову купить на Пречистенке дом князя Долгорукого и и оный по конфирмованному от меня плану переделать».

— пишет императрица князю М.Н. Волконскому. Такой план был действительно разработан молодым Матвеем Казаковым, подписавшимся на нем в должности «заархитектор», то есть помощник архитектора, но из-за крайне коротких сроков строительства Пречистенского дворца реализовать намеченную переделку дома не удалось: на общем плане дворца, разработанном тем же автором, конфигурация плана дома Долгорукова сохраняется прежней.

Территория вокруг усадьбы М.М. Голицына требовала масштабной перестройки. М.Ф. Казаков сделать обмеры всех арендованных зданий и сделал несколько планов перестройки, два из которых попали на стол императрицы. Первый из них был отвергнут, а второй Екатерина утвердила после приезда с Санкт-Петербург самого М.Ф. Казакова. Строительство Пречистенского дворца должно было завершиться в экстренно короткие сроки, поэтому были привлечены к работе над дворцом и другие архитекторы Алексей Баранов, Моисей Медведев, Иван Морщинов, Иван Веттер, Василий Яковлев, Кристиан Розберг, и ученики: Николай Матвеев, Алексей Ходов и Родион Казаков, который впоследствии стал главным архитектором Экспедиции Кремлевского строения. «Сделанием и укреплением на главном деревянном строении стропил» занимался архитектор Карл Бланк и его помощник Василий Михайлов. Строительством дворца руководил начальник экспедиции кремлевского строения М.М. Измайлов, убранством – шталмейстер И.М. Морсошников.

План Пречистенского дворца 1774-1775 гг. арх. М. Казаков. ГИМ ОПИ

Основная композиционная идея Пречистенского дворца, согласно проекту Матвея Казакова, сводилась к застройке дворового пространства между главными домами трех крупных усадебных комплексов прямоугольным объемом дворцового сооружения, выполненного полностью, вплоть до свайных фундаментов из дерева, декорированного роскошно, но на скорую руку для временного пребывания и устройства праздничных приемов: дощатые стены были обтянуты парусиной, окрашенной масляной краской, парадная лестница была обита красным сукном. Протекавшую повсеместно крышу чинили постоянно, по мере появления течи. Внутренние дворы Пречистенского дворца были вымощены каменною мостовой. Проживание императрицы и ее двора предполагалось в главных усадебных домах — каменных капитальных сооружениях: так в доме Голицына располагались покои самой императрицы, а в доме, купленном у Долгоруковых, покои наследника и будущего императора Павла I. Каменные постройки соединялись с новым дворцом и, соответственно, между собой, холодными деревянными переходами. В состав временного сооружения входили: большой тронный зал, опоясанный колоннадой, дворцовая церковь во имя Антония и Феодосия Печерских Чудотворцев, зал для приема иностранных министров, а также большой зал.

Строительство продолжалось лето и осень 1774 года, отделочные работы продолжались и в 1775 году. О внешнем и внутреннем облике дворца отчасти можно судить по сохранившемуся в ГНИМА им. Щусева чертежу продольного разреза главного деревянного здания — здесь располагались парадные двусветные залы для приема послов и проведения балов. В левой части чертежа изображен фрагмент главного фасада дома Долгорукова – это первый достоверный вид Особняка на период XVIII века, выполненный М. Казаковым на основе точных обмеров здания.

Сохранился также рисунок иконостаса дворцовой церкви во имя Антония и Феодосия, дающий представление о богатстве внутреннего убранства и об архитектурный вкусах эпохи.

Французский посланник Мари Даниель Буррэ де Корберон так описывал Пречистенский дворец:

«Теперешний дворец, недавно выстроенный, представляет собою совокупность многих отдельных, деревянных и каменных домов, весьма искусно соединенных. Вход украшен колоннами; за прихожей следует большой зал, а за ним – другой, где Ее Величество принимает иностранных послов. Затем следует зал, еще больший, занимающий всю ширину здания и разделенный колоннами на две части: в одной – танцуют, в другой – играют в карты».

Во дворце был предусмотрен тронный зал с высокими окнами и троном под сенью. Все помещения, включая церковь, были двухсветными.
Несмотря на все старания архитекторов, выстроенный дворец императрице не понравился: зимой в помещениях было холодно, а летом в открытые окна врывались запахи Колымажного двора. Императрица раздражалась от того, что в своем кабинете ей приходится сидеть между «тремя дверями и тремя окнами». Свое отношение к постройке Екатерина выразила в письме барону Ф. Гримму:

«Вы хотите иметь план моего дома? Я вам пришлю его, но нелегка штука опознаться в этом лабиринте. Я пробыла здесь два часа и не могла добиться того, чтобы безошибочно находить дверь своего кабинета, это торжество путаницы. В жизни я не видала столько дверей; я уж полдюжины велела уничтожить, и все-таки их вдвое более, чем требуется».

Неприязнь к своей основной резиденции выразилась в том, что часть лета императрица и двор провели в Коломенском.
Во время пышных празднеств Екатерина осыпала милостями графа Петра Румянцева-Задунайского, отвоевавшего у турок Азов и часть Крыма: город Керчь и крепость Ени-Кале (остальной Крым был присоединён к России на 9 лет позже — в 1783 году) и обеспечившего России выход к Черному и Азовскому морям, к проливам Босфор и Дарданеллы. Кроме всего прочего, перед отъездом императрица пожаловала графу выкупленный с этой целью дом Долгоруковых и множество других подарков.
Несмотря на бытовые неудобства, Екатерина провела в Пречистенском дворце почти весь 1775-й год. Вскоре после отъезда Екатерины II дворец было решено разобрать, что, однако, было осуществлено только в 1779 г., когда семья Голицыных смогла вернуться в свой дом. Деревянное здание было перевезено на Воробьевы горы и поставлено на фундаментах старого Воробьевского дворца, построенного в XVI веке отцом Ивана Грозного — Василием Ивановичем.

Старый деревянный дворец на Воробьёвых горах. XVIII век. Из книги Н. Найдёнова «Москва Снимки с видов местностей, храмов, зданий и других сооружений», том II (1886).

Это был деревянный дворец на белокаменном фундаменте. Петр Великий приказал разбить за дворцом березовую рощу, но место это так и не стало местом частого посещения коронованных особ, ко второй половине XVIII века дворец пришел в упадок и деревянную конструкцию разобрали. К концу 1770-х годов подклет также пришел в ветхое состояние. В 1778 году начальник экспедиции Кремлевского строения М.М. Измайлов по делу о переносе Пречистенского дворца на Воробьевы горы» рапортовал:

«… ни один подрядчик не взялся за эту работу, и будет она стоить по архитекторской смете до 50 000 рублей».

На новом месте дворец был полностью собран в 1780-х годах под наблюдением архитекторов Матвея Казакова и его однофамильца Родиона Казакова. Интересно, что разобранные конструкции Пречистенского дворца не перевозились, а сплавлялись на баржах по Москве-реке. Они проделали путь от Пречистенского спуска, где у Ленивого торга была пристань до Воробьевых гор.
Эти вновь построенные части Пречистенского дворца получили название Нового Воробьевского дворца, в память о Старом, и были впервые отмечены на генеральном плане Москвы 1789 года. Из дворца на Волхонке сюда был перенесен тронный зал, в котором снова могли устраиваться приемы послов.
Перемещение дворца из центра Москвы в село Воробьево не вдохнуло в него новую жизнь: Екатерина ни разу не останавливалась в нем после перестройки. С 1796 по 1800 годы в нем временно находились классы архитектурной школы М.Ф.Казакова.

Когда-то на Малой Дмитровке стоял Путевой посольский двор. А в 1652 году у его ворот на месте деревянного храма построили каменную трехшатровую церковь Рождества Богородицы в Путинках.

Что есть что в церкви

По одной версии имя церкви дали по ее расположению на пути в Тверь и Новгород. По другой, слово «путинки» образовалось от «паутинки» — переплетения узеньких переулков у Тверских ворот. Но более вероятным кажется появление названия «Путинки» из-за близости церкви к Путевому двору.

В первой четверти XVII века был обычай: все иностранные послы, по какой дороге они бы ни ехали, должны были въезжать в город по Тверской. Сначала их привозили в Путинки — путевой двор. Отсюда посольство ехало в Посольский двор на Ильинке. При этом путь обязательно проходил через Воскресенские ворота, где царь, царица и высшие бояре тайно наблюдали за ними, чтобы составить мнение о послах и стране, которую они представляют.

В разное время к названию храма прибавляли «что за Тверскими воротами на Дмитровке», «на старом Посольском дворе, в Путинках», пока не устоялось современное название.

Через год после строительства церкви Рождества Богородицы в Путинках патриарх Никон запретил возводить шатровые храмы. Так храм в Путинках стал последним шатровым каменным храмом в Москве.

Как читать фасады: шпаргалка по архитектурным элементам

Но для зодчих оставалась «лазейка»: в указе ничего не говорилось о колокольнях, поэтому их продолжали строить шатровыми вплоть до начала XVIII века.

В 1930-х годах в храме на Малой Дмитровке служила братия Высоко-Петровского монастыря, а в 1935 церковь закрыли. В здании сначала устроили конторские помещения, а затем — репетиционную базу московской дирекции «Цирк на сцене», где дрессировали собак и обезьян. И хотя внешне храм не изменился, его внутреннее убранство было уничтожено.

В 1990 году здание вернули Церкви, и началось его восстановление. Настоятелем храма назначили отца Серафима, но в ночь с 1 на 2 февраля 1991 года священника убили. Обстоятельства этого преступления не известны до сих пор. Но уже в августе 1991 в храме в Путинках возобновили богослужения.

Большой вклад в восстановление храма Рождества Богородицы сделал Александр Абдулов. По его инициативе во дворе Ленкома с конца 1980-х проходил фестиваль «Задворки», а собранные средства шли на восстановление церкви. Абдулов также стал режиссером фильма-концерта «Задворки-3, или Храм должен стать храмом». Все сборы от него тоже перечислили в фонд восстановления церкви. Поэтому не удивительно, что 5 января 2008 года Александра Абдулова отпевали именно в этой церкви.

На фасаде храма Рождества Богородицы в Путинках практически невозможно отыскать ровной поверхности — так он украшен разнообразной резьбой и каменным кружевом. Да и одного главного фасада здесь нет. А в лавке при храме можно купить настоящий монастырский квас и постную выпечку.

Говорят, что… …на колокольне церкви Рождества Богородицы в Путинках было 9 колоколов, один из которых отлил Иван Моторин, литейщик Царь-Колокола.

Храм Рождества Богородицы в Путинках на фотографиях разных лет:

А что бы вы добавили к рассказу о церкви Рождества Богородицы в Путинках?

Храм Рождества Пресвятой Богородицы — православный храм в посёлке Александровская города Сестрорецка Курортного района Санкт-Петербурга. Храм построен в 2005 году. Первое богослужение состоялось 21 сентября. Он был возведён в посёлке по инициативе самих жителей при содействии ведущих предприятий Курортного района и санатория «Сестрорецкий Курорт». По своим размерам храм второй в Сестрорецке, после церкви Петра и Павла, что на Петровской набережной д.1.

Несмотря на свою молодость, храм занесён в Белую книгу Санкт-Петербурга, как достопримечательность города на Неве.

Авторский коллектив «Петербургского Архитектурного Товарищества» под руководством молодого архитектора Александра Евгеньевича Шретера стал победителем 2005 года в номинации «Лучший проект». В проектировании также принимали участие Антон Сергеевич Головин и Георгий Иванович Уралов. В 2003 году проект храма был удостоен диплома «Архитектон 2003» и «Зодчество 2003», через три года признан в номинации «Петербургские традиции синтеза архитектуры и искусства». Авторы в 2007 году награждены за постройку храма знаком соответствия от Всемирного Клуба петербуржцев.

Внешний облик храма творчески переосмысливает опыт церковной архитектуры, характерной для северного модерна и соответствует канонам Русской православной церкви. Снаружи храм украшают объёмные мозаичные иконы, купол белоснежного здания напоминает шлем русского богатыря. Во внутреннее убранство храма гармонично вписывается пятиярусный иконостас, расписанный в традиционно русском стиле. Почитается частица Животворящего Креста Господня и Киккская икона Божией Матери «Милующая», подаренная храму греками-киприотами. Икона является копией чудотворной иконы из монастыря Киккос на острове Кипр. Хранятся в храме и мощи святых угодников.

Рядом с храмом благоустроенный сквер с детской площадкой.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *