Болдин монастырь Смоленской области

Покрово-Болдинский монастырь (Астрахань)

Монастырь
Покрово-Болдинский монастырь
Монастырь мужской Покрово-Болдинский

Монастырский храм в честь великомученицы Екатерины

Объект культурного наследия России регионального значения
рег. № 301410365440005 (ЕГРОКН)
объект № 3000266000 (БД Викигида)
Страна Россия
Город Астрахань, ул. Еричная, 2
Конфессия Православие
Епархия Астраханская и Камызякская
Тип мужской
Основные даты
1918 — Закрыт
Статус Охраняется государством
Состояние не действует
Медиафайлы на Викискладе

Покро́во-Бо́лдинский монасты́рь — недействующий мужской монастырь Астраханской епархии Русской православной церкви, расположенный в городе Астрахань.

История монастыря до революции

Покровский монастырь был основан в 1708 году Астраханским митрополитом Сампсоном. Крупный астраханский откупщик дьяк Василий Кучуков взял у владыки тысячу рублей под залог своего сада в междуречье реки Кутум и притока Луковки. Вернуть долг дьяк не смог, поэтому участок земли перешёл во владение архиерея, который основал на этом месте монастырь.

В 1708 году был построен каменный храм в честь Покрова Пресвятой Богородицы, с каменной колокольней. При храме поселились несколько иноков из архиерейского дома. Вероятно, тогда же была построена и каменная ограда монастыря.

Фрагмент сохранившейся росписи одного из монастырских храмов

При Астраханском епископе Мефодии в 1763 году в обители были построены два храма — во имя преподобного Илариона Великого в южной угловой башне и в честь святителя Мефодия, патриарха Цареградского, в северо-восточной башне.

В 1790 году Покровский монастырь стал самостоятельным.

В 1806—1808 годах Астрахань поразила эпидемия чумы. Многие горожане стремились в Покровский монастырь, потому что в пределах обители, как считалось, болезнь отступала. Возле монастыря возник целый лагерь. Сами же братия заражались чумой, причащая больных в карантине на Стрижевом бугре, рядом с монастырём, и умирали. В живых осталось лишь несколько монахов. В 1807 году больница со Стрижевого бугра была перенесена в монастырь, а оставшаяся братия была размещёна по другим астраханским монастырям до сентября 1708 года, когда монахи вернулись в обитель, очищенную от чумы.

В 1822 году Воскресенский Болдинский монастырь из-за неудобства его расположения на берегу, постоянно подмывавшемся водой, был объединён с Покровским монастырем под названием Покрово-Болдинского.

Варваринская церковь

В 1867 году храм в честь преподобного Илариона был отремонтирован и заново освящён в честь святой великомученицы Варвары, в молитвенное воспоминание умершей супруги купца Иоакима Андреевича Репина, на чьи средства был проведен ремонт храма.

В 1893 году был выстроен новый двухэтажный настоятельский корпус, в 1903 года — новая колокольня. В 1900—1902 годах была перестроена большая часть монастырских зданий.

В 1908 году был освящён новый храм, построенный на месте обветшавшего храма в честь святителя Мефодия. Новый храм был освящён в честь святителя Мефодия, патриарха Цареградского, в честь преподобного Сампсона Странноприимца и в честь великомученицы Екатерины, небесной покровительницы купчихи Е. Ф. Башкиной, на средства которой и был выстроен этот храм.

Главной святыней обители была древняя чудотворная икона Покрова Пресвятой Богородицы. В годы эпидемии 1806—1808 годов многие астраханцы исцелились от чумы после молитвы перед этим образом. Известны были несколько случаев избавления от нашествия саранчи после крестных ходов с чудотворным образом. С давних времён жители города Астрахани, с разрешения монастырского начальства, носили эту святую икону по своим домам для освящения их и молитвы перед нею.

После начала Первой мировой войны в монастыре был открыт госпиталь на 30 человек. Покрово-Болдинский монастырь принял под свою опеку и 26 человек беженцев.

В годы гражданской войны и в советское время

В этом разделе не хватает ссылок на источники информации. Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена.
Вы можете отредактировать эту статью, добавив ссылки на авторитетные источники.
Эта отметка установлена 24 декабря 2016 года.

Во время январских боёв 1918 года обитель оказалась под контролем белоказаков, а затем, когда победили большевики, то монастырь подвергся обыскам и разграблению.

В конце 1918 года Покрово-Болдинский монастырь был упразднён местными военными властями. На территории обители была размещёна 1-я артиллерийская батарея. Перед уходом батареи солдаты разграбили Варваринскую церковь.

Крест в память о насельниках Покрово-Болдинского монастыря

В начале 1920 года в соборном Покровском и Варваринском храмах было разрешено проводить богослужение. Екатерининская церковь оставалась опечатанной. В то же время решено было перевести в одно из монастырских зданий детский приют, и богослужение в бывших монастырских храмах снова было запрещено. Верующие запротестовали, и власти решили временно оставить им соборный Покровский храм, а Варваринскую и Екатерининскую церкви вместе с монастырскими келиями использовать под детский приют.

В ноябре 1921 года помещения бывшего Покрово-Болдинского монастыря были переданы под учреждение морально-дефектных детей.

Летом 1923 года была снята с учёта и церковно-приходская Покрово-Болдинская община с целью передачи церковных зданий от православных общин обновленцам, однако те отказались принимать соборный Покровский храм, и он отошёл в гражданское ведомство. С осени 1923 года на территории бывшего Покрово-Болдинского монастыря располагалась Астраханская садово-огородная опытная станция. На территорию монастыря из села Началово на двухлетний срок перевели Сельхозтехникум.

В июле 1919 года возле монастыря были тайно похоронены расстрелянные 23 июля астраханский архиепископ Митрофан (Краснопольский) и его викарий — епископ Енотаевский Леонтий (фон Вимпфен). В начале 20-х годов на могиле был поставлен памятник из кирпича. На этой могиле служились панихиды до 1927 года, когда они были запрещены, а служившие их священнослужители сосланы в концлагеря. В 1930 году памятник был разрушен. Не раз велись раскопки на территории городской туберкулезной больницы № 1, но пока захоронение не найдено.

К 1930 году были разобраны на кирпич колокольня и соборный храм. В то же время была разобрана и монастырская ограда. В 50-х годах XX столетия были разрушены большинство склепов, находившихся возле соборного храма, а также между храмами во имя великомученицы Екатерины и великомученицы Варвары. В 70-х годах на территории бывшего монастыря расположилась 1-я городская туберкулёзная больница.

До настоящего времени сохранились двухэтажный настоятельский корпус, южный корпус братских келий, Варваринская церковь, Екатерининская церковь, часть хозяйственных построек в юго-западной части монастыря и корпус братской трапезы — в северной.

Современная история монастыря

После литургии в субботу Светлой седмицы, 2014 год Первая архиерейская литургия в Екатерининском храме после его возрождения

По благословению митрополита Астраханского Ионы (Карпухина) восстановлению Покрово-Болдинского монастыря начал помогать Иоанно-Предтеченский монастырь.

14 мая 2011 года на Екатерининский храм был установлен первый синий купол и крест.

6 июля 2012 года в день памяти священномученика Митрофана (Краснопольского) насельник Иоанно-Предтеченского монастыря иеромонах Антоний (Азизов) отслужил молебен в Екатерининской церкви.

11 мая 2013 года в Екатерининском храме состоялась первая после закрытия монастыря Божественная литургия. В том же году состоялись богослужения на Покров и на престольный праздник Екатерининского храма.

14 марта 2014 года Иоанно-Предтеченский монастырь обратился к руководителю агентства по управлению государственным имуществом Астраханской области, прося, в соответствии с Федеральным законом от 30 ноября 2010 г. «О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности», передать монастырю комплекс зданий Покрово-Болдинского монастыря, до муниципализации принадлежащего Астраханской епархии.

В конце Великого поста 2015 года на Екатерининскую церковь был установлен новый золотой купол с крестом.

7 декабря 2015 года в Екатерининском храме была отслужена первая после закрытия монастыря Божественная литургия архиерейским чином, которую возглавил митрополит Астраханский и Камызякский Иона (Карпухин).

Осенью 2016 года здание храма великомученицы Екатерины было передано от противотуберкулезного диспансера Иоанно-Предтеченскому монастырю. В ознаменование этого события возле храма была заложена дубовая аллея.

Примечания

  1. Болдинский монастырь // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  2. Астраханская садово-огородная опытная станция // Большая советская энциклопедия : в 66 т. (65 т. и 1 доп.) / гл. ред. О. Ю. Шмидт. — М. : Советская энциклопедия, 1926—1947.
  3. Православные отмечают праздник Владимирской иконы Божьей Матери
  4. Литургия в Покрово-Болдинском монастыре (недоступная ссылка). Дата обращения 26 апреля 2014. Архивировано 26 апреля 2014 года.
  5. Письмо Иоанно-Предтеченского монастыря на имя Москвитиной Н. В. (недоступная ссылка). Дата обращения 26 апреля 2014. Архивировано 26 апреля 2014 года.
  6. Иоанно-Предтеченский монастырь, г.Астрахань — Архиерейская служба в Покрово-Болдинском монастыре
  7. Закладка дубовой аллеи / Сайт Иоанно-Предтеченского монастыря

> Литература

  • Болдинский монастырь // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.

Ссылки

  • Покрово-Болдинский монастырь

Покрово-Болдинский монастырь (Астрахань)

Монастырь
Покрово-Болдинский монастырь

Монастырский храм в честь великомученицы Екатерины
Страна Россия
Город Астрахань, ул. Еричная
Координаты 46°21′03″ с. ш. 48°06′13″ в. д. / 46.35083° с. ш. 48.10361° в. д. (G) (Я)
Конфессия Православие
Епархия Астраханская и Камызякская
Тип мужской
Дата основания 1708 г.
Основные даты:
1918 — Закрыт
Дата упразднения 1918 г.
Статус Недействующий монастырь

Покро́во-Бо́лдинский монасты́рь — недействующий мужской монастырь Астраханской епархии Русской православной церкви, расположенный в городе Астрахань.

Напишите отзыв о статье «Покрово-Болдинский монастырь (Астрахань)»

  1. Болдинский монастырь // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.

>Литература

  • Болдинский монастырь // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.

>Ссылки

Отрывок, характеризующий Покрово-Болдинский монастырь (Астрахань)

Данило не отвечал и помигал глазами.
– Уварку посылал послушать на заре, – сказал его бас после минутного молчанья, – сказывал, в отрадненский заказ перевела, там выли. (Перевела значило то, что волчица, про которую они оба знали, перешла с детьми в отрадненский лес, который был за две версты от дома и который был небольшое отъемное место.)
– А ведь ехать надо? – сказал Николай. – Приди ка ко мне с Уваркой.
– Как прикажете!
– Так погоди же кормить.
– Слушаю.
Через пять минут Данило с Уваркой стояли в большом кабинете Николая. Несмотря на то, что Данило был не велик ростом, видеть его в комнате производило впечатление подобное тому, как когда видишь лошадь или медведя на полу между мебелью и условиями людской жизни. Данило сам это чувствовал и, как обыкновенно, стоял у самой двери, стараясь говорить тише, не двигаться, чтобы не поломать как нибудь господских покоев, и стараясь поскорее всё высказать и выйти на простор, из под потолка под небо.
Окончив расспросы и выпытав сознание Данилы, что собаки ничего (Даниле и самому хотелось ехать), Николай велел седлать. Но только что Данила хотел выйти, как в комнату вошла быстрыми шагами Наташа, еще не причесанная и не одетая, в большом, нянином платке. Петя вбежал вместе с ней.
– Ты едешь? – сказала Наташа, – я так и знала! Соня говорила, что не поедете. Я знала, что нынче такой день, что нельзя не ехать.
– Едем, – неохотно отвечал Николай, которому нынче, так как он намеревался предпринять серьезную охоту, не хотелось брать Наташу и Петю. – Едем, да только за волками: тебе скучно будет.
– Ты знаешь, что это самое большое мое удовольствие, – сказала Наташа.
– Это дурно, – сам едет, велел седлать, а нам ничего не сказал.
– Тщетны россам все препоны, едем! – прокричал Петя.
– Да ведь тебе и нельзя: маменька сказала, что тебе нельзя, – сказал Николай, обращаясь к Наташе.
– Нет, я поеду, непременно поеду, – сказала решительно Наташа. – Данила, вели нам седлать, и Михайла чтоб выезжал с моей сворой, – обратилась она к ловчему.
И так то быть в комнате Даниле казалось неприлично и тяжело, но иметь какое нибудь дело с барышней – для него казалось невозможным. Он опустил глаза и поспешил выйти, как будто до него это не касалось, стараясь как нибудь нечаянно не повредить барышне.
Старый граф, всегда державший огромную охоту, теперь же передавший всю охоту в ведение сына, в этот день, 15 го сентября, развеселившись, собрался сам тоже выехать.
Через час вся охота была у крыльца. Николай с строгим и серьезным видом, показывавшим, что некогда теперь заниматься пустяками, прошел мимо Наташи и Пети, которые что то рассказывали ему. Он осмотрел все части охоты, послал вперед стаю и охотников в заезд, сел на своего рыжего донца и, подсвистывая собак своей своры, тронулся через гумно в поле, ведущее к отрадненскому заказу. Лошадь старого графа, игреневого меренка, называемого Вифлянкой, вел графский стремянной; сам же он должен был прямо выехать в дрожечках на оставленный ему лаз.
Всех гончих выведено было 54 собаки, под которыми, доезжачими и выжлятниками, выехало 6 человек. Борзятников кроме господ было 8 человек, за которыми рыскало более 40 борзых, так что с господскими сворами выехало в поле около 130 ти собак и 20 ти конных охотников.
Каждая собака знала хозяина и кличку. Каждый охотник знал свое дело, место и назначение. Как только вышли за ограду, все без шуму и разговоров равномерно и спокойно растянулись по дороге и полю, ведшими к отрадненскому лесу.
Как по пушному ковру шли по полю лошади, изредка шлепая по лужам, когда переходили через дороги. Туманное небо продолжало незаметно и равномерно спускаться на землю; в воздухе было тихо, тепло, беззвучно. Изредка слышались то подсвистыванье охотника, то храп лошади, то удар арапником или взвизг собаки, не шедшей на своем месте.
Отъехав с версту, навстречу Ростовской охоте из тумана показалось еще пять всадников с собаками. Впереди ехал свежий, красивый старик с большими седыми усами.
– Здравствуйте, дядюшка, – сказал Николай, когда старик подъехал к нему.
– Чистое дело марш!… Так и знал, – заговорил дядюшка (это был дальний родственник, небогатый сосед Ростовых), – так и знал, что не вытерпишь, и хорошо, что едешь. Чистое дело марш! (Это была любимая поговорка дядюшки.) – Бери заказ сейчас, а то мой Гирчик донес, что Илагины с охотой в Корниках стоят; они у тебя – чистое дело марш! – под носом выводок возьмут.
– Туда и иду. Что же, свалить стаи? – спросил Николай, – свалить…
Гончих соединили в одну стаю, и дядюшка с Николаем поехали рядом. Наташа, закутанная платками, из под которых виднелось оживленное с блестящими глазами лицо, подскакала к ним, сопутствуемая не отстававшими от нее Петей и Михайлой охотником и берейтором, который был приставлен нянькой при ней. Петя чему то смеялся и бил, и дергал свою лошадь. Наташа ловко и уверенно сидела на своем вороном Арабчике и верной рукой, без усилия, осадила его.

Дядюшка неодобрительно оглянулся на Петю и Наташу. Он не любил соединять баловство с серьезным делом охоты.
– Здравствуйте, дядюшка, и мы едем! – прокричал Петя.
– Здравствуйте то здравствуйте, да собак не передавите, – строго сказал дядюшка.
– Николенька, какая прелестная собака, Трунила! он узнал меня, – сказала Наташа про свою любимую гончую собаку.
«Трунила, во первых, не собака, а выжлец», подумал Николай и строго взглянул на сестру, стараясь ей дать почувствовать то расстояние, которое должно было их разделять в эту минуту. Наташа поняла это.
– Вы, дядюшка, не думайте, чтобы мы помешали кому нибудь, – сказала Наташа. Мы станем на своем месте и не пошевелимся.
– И хорошее дело, графинечка, – сказал дядюшка. – Только с лошади то не упадите, – прибавил он: – а то – чистое дело марш! – не на чем держаться то.
Остров отрадненского заказа виднелся саженях во ста, и доезжачие подходили к нему. Ростов, решив окончательно с дядюшкой, откуда бросать гончих и указав Наташе место, где ей стоять и где никак ничего не могло побежать, направился в заезд над оврагом.
– Ну, племянничек, на матерого становишься, – сказал дядюшка: чур не гладить (протравить).
– Как придется, отвечал Ростов. – Карай, фюит! – крикнул он, отвечая этим призывом на слова дядюшки. Карай был старый и уродливый, бурдастый кобель, известный тем, что он в одиночку бирал матерого волка. Все стали по местам.
Старый граф, зная охотничью горячность сына, поторопился не опоздать, и еще не успели доезжачие подъехать к месту, как Илья Андреич, веселый, румяный, с трясущимися щеками, на своих вороненьких подкатил по зеленям к оставленному ему лазу и, расправив шубку и надев охотничьи снаряды, влез на свою гладкую, сытую, смирную и добрую, поседевшую как и он, Вифлянку. Лошадей с дрожками отослали. Граф Илья Андреич, хотя и не охотник по душе, но знавший твердо охотничьи законы, въехал в опушку кустов, от которых он стоял, разобрал поводья, оправился на седле и, чувствуя себя готовым, оглянулся улыбаясь.
Подле него стоял его камердинер, старинный, но отяжелевший ездок, Семен Чекмарь. Чекмарь держал на своре трех лихих, но также зажиревших, как хозяин и лошадь, – волкодавов. Две собаки, умные, старые, улеглись без свор. Шагов на сто подальше в опушке стоял другой стремянной графа, Митька, отчаянный ездок и страстный охотник. Граф по старинной привычке выпил перед охотой серебряную чарку охотничьей запеканочки, закусил и запил полубутылкой своего любимого бордо.
Илья Андреич был немножко красен от вина и езды; глаза его, подернутые влагой, особенно блестели, и он, укутанный в шубку, сидя на седле, имел вид ребенка, которого собрали гулять. Худой, со втянутыми щеками Чекмарь, устроившись с своими делами, поглядывал на барина, с которым он жил 30 лет душа в душу, и, понимая его приятное расположение духа, ждал приятного разговора. Еще третье лицо подъехало осторожно (видно, уже оно было учено) из за леса и остановилось позади графа. Лицо это был старик в седой бороде, в женском капоте и высоком колпаке. Это был шут Настасья Ивановна.

– Ну, Настасья Ивановна, – подмигивая ему, шопотом сказал граф, – ты только оттопай зверя, тебе Данило задаст.
– Я сам… с усам, – сказал Настасья Ивановна.
– Шшшш! – зашикал граф и обратился к Семену.
– Наталью Ильиничну видел? – спросил он у Семена. – Где она?
– Они с Петром Ильичем от Жаровых бурьяно встали, – отвечал Семен улыбаясь. – Тоже дамы, а охоту большую имеют.
– А ты удивляешься, Семен, как она ездит… а? – сказал граф, хоть бы мужчине в пору!
– Как не дивиться? Смело, ловко.
– А Николаша где? Над Лядовским верхом что ль? – всё шопотом спрашивал граф.
– Так точно с. Уж они знают, где стать. Так тонко езду знают, что мы с Данилой другой раз диву даемся, – говорил Семен, зная, чем угодить барину.
– Хорошо ездит, а? А на коне то каков, а?
– Картину писать! Как намеднись из Заварзинских бурьянов помкнули лису. Они перескакивать стали, от уймища, страсть – лошадь тысяча рублей, а седоку цены нет. Да уж такого молодца поискать!
– Поискать… – повторил граф, видимо сожалея, что кончилась так скоро речь Семена. – Поискать? – сказал он, отворачивая полы шубки и доставая табакерку.

Меньше, чем в 20 километрах от города Дорогобужа, близ деревни Болдино, затерявшейся среди лесов, находится Болдин монастырь. Эта обитель известна тем, что в 16 веке была центром торговли и промыслов. Кроме того, в это время монастырь владел не только многими землями, дарованными от самого царя, а еще ей принадлежало около 100 деревень и сел, в которых повсеместно были размещены монастырские подворья и торговые лавки.

История

Смоленская обитель была основана отцом Герасимом Болдинским в 1528 году. Предыстория появления в этих местах монастыря такова — однажды преподобный, пребывая в глубокой вечерней молитве, услышал колокольный звон. Не предав этому значения, он после молитвы отправился спать, но в последующие дни во время молитвы благовест вновь наполнял собой дом отца Герасима. Тогда батюшка решил следовать за этим звоном и вышел на поляну, где он вскоре поставил крест, послуживший началом Болдинской обители.

Свято-Троицкий Герасимо-Болдинский мужской монастырь

Строительство и развитие монастыря началось в 30-х годах 16 века. К началу 17 века эта была уже довольно большая территория с несколькими расположенными на ней храмами и многочисленной братией. Этот период ознаменован также началом каменного строительства, для которого из Москвы был специально приглашен известный в то время мастер, состоящий на службе у самого царя — Федор Конь. По его проекту были построены:

  • Троицкий собор;
  • колокольня;
  • церковь Введения Богородицы в храм;
  • трапезная.

Начиная с 20-х годов 17 века, город Дорогобуж стал считаться частью Речи Посполитой. Эти времена стали для монастыря настоящим бедствием, потому что монастырь не только пришел в запустение, но и был разорен.

Спустя некоторое время обитель перешла во владение Смоленского иезуитского коллегиума, и только в 1654 году, с возвращением Смоленщины Русскому государству, началось возрождение Болдинского монастыря. Конечно, все те земли и села, которыми владел некогда монастырь, теперь ему не принадлежали. Об этом говорит тот факт, что в конце 17 века из имеющихся 100 деревень в монастырском владении осталось только лишь 20.

Важно! В начале 18 века святитель Иоанн открыл при монастыре типографию, где печаталось множество книг, учебных пособий и прочих сочинений духовного содержания.

Следующая беда настигла Смоленскую мужскую обитель во времена правления Екатерины II, согласно манифесту, подписанному императрицей, монастырь лишился последних земель. Но в это же время у монастыря появился свой благотворитель — Андрей Долгоруков.

В 19 веке Болдинскому монастырю вновь удалось достичь величайшего рассвета. В этот период настоятелем был избран иеромонах Андрей Васильев, который за 24 года управления обителью не только провел ремонт во всех храмах монастыря, отреставрировал имеющиеся архитектурные элементы 16 века, но и построил Святые ворота, часовню на месте, где когда- то была келья Святого Герасима.

Мозаичная икона святого Герасима Болдинского на воротах монастыря

Появились также множественные хозяйственные постройки, кельи, а также дом настоятеля, гостиница, принимающая паломников, мельница и огромный сад. Отец Андрей — автор-составитель «Жития Преподобного Герасима».

Не обошли стороной монастырь и испытания советской властью, в эти годы в помещениях обители был устроен музей, в числе экспонатов которого были и те, что остались с первых веков существования обители, как то фрагменты изразцовой печи 17 века, а во дворе появился старинный деревянный храм, привезенный из села Усвятье.

С осени 1929 года монастырь стал считаться официально закрытым, а в 1943 году, во время бомбежки были уничтожены Троицкий собор, Введенский храм и колокольня.

Лишь в 1991 году Болдинская мужская обитель вновь была передана в «руки» Русской православной церкви.

Современное состояние

Реставрация обители, начавшаяся еще в 1960-х годах, продолжается и в наши дни. Сегодня восстановлена уже большая часть монастырских объектов:

  • игуменский дом;
  • келейный корпус, выстроенный из камня;
  • казначейский корпус на подклете;
  • деревянная кладбищенская часовня.

В 2010 году патриархом Кириллом был освящен Троицкий собор.

Богослужение в Троицком соборе Болдинского монастыря

Описание

Все постройки Смоленского монастыря, включая их внутреннее убранство, признаны шедеврами и относятся к золотому веку русского зодчества. Обитель представляет собой единственный памятник архитектуры времен правления царя Федора Иоанновича.

Интересно! Следует заметить, что по своему стилю один из главных монастырских соборов — Троицкий, выстроен по типу Архангельского собора Московского Кремля.

Деятельность прихода

Сегодня монастырь живет своей обычной жизнью — в храмах ведутся богослужения, на территории прихода работают подворья и мастерские. При монастыре имеется богатая библиотека, проводятся занятия в воскресной школе, как для детей, так и для взрослых.

Святыни

Главнейшей святыней монастыря считаются мощи Святого Герасима, чья могила была вскрыта летом 2001 года, они хранятся в Троицком соборе.

Иконостас Троицкой церкви Болдинского монастыря

Престольные праздники

Кроме основных дат, чтимых в православии, особенно выделяют служители Смоленской обители 3 февраля, когда почитают Преподобного Герасима — основателя монастыря.

Как добраться

Путешественнику, желающему посетить Болдинскую обитель, следует знать, что добраться до нее сложно, усложняет дорогу и то, что во многих местах отсутствуют указатели.

Однако тем, кто решится самостоятельно на это важно знать, что из Смоленска необходимо следовать маршрутом на Дорогобуж-Вязьму.

Свято-Троицкий Герасимо-Болдинский монастырь

Троицкий Болдин монастырь

У этого термина существуют и другие значения, см. Троицкий монастырь.

Монастырь

Троицкий Болдин монастырь


Троицкий Болдин монастырь

Страна

Россия

Местоположение

Болдино

Конфессия

Православие

Епархия

Смоленская

Тип

Мужской

Здания

Введенская церковь с трапезной • Колокольня • Стены и башни, Троицкий собор

Известные насельники

прп. Герасим Болдинский

Статус

Объект культурного наследия народов РФ федерального значения. Рег. № 671620450050006 (ЕГРОКН). Объект № 6710091000 (БД Викигида)

Медиафайлы на Викискладе

Троицкий Болдин монастырь (Троице-Болдин монастырь, Свято-Троицкий Герасимо-Болдинский монастырь) — мужской православный монастырь Смоленской епархии Русской православной церкви, расположенный в деревне Болдино Смоленской области в 15 километрах от города Дорогобужа.

История

Средневековый период

Фреска «Собор святых» во Введенской церкви (XIX век); основатель монастыря Герасим Болдинский — второй слева

Монастырь был основан в 1530 году преподобным Герасимом Болдинским, мощи которого были захоронены в монастыре под спудом. В XVI веке монастырь неоднократно получал дары: земли от царя, крупные вклады от бояр и состоятельных людей; обитель занималась и собственной торговой и промысловой деятельностью. К концу XVI века обитель владела более 80 селами и деревнями в Дорогобужском уезде, около 20 монастырскими деревнями в других уездах, мельницами, охотничьими и бортными угодьями, скотными дворами, рыбными ловлями. Монастырские подворья и торговые лавки существовали в Дорогобуже, Вязьме, Смоленске, Москве. Монастырь владел мельницами, охотничьими и бортными угодьями, скотными дворами, рыбными ловлями.

На месте строительства будущего монастыря подвизался и был погребен затворник Аркадий Дорогобужский, прославленный в лике преподобных Русской церковью.

Каменное строительство в монастыре развернулось в 1590-х годах. Тогда были выстроены пятикупольный Троицкий собор (взорван, ныне почти восстановлен), колокольня (сохранилась), трапезная палата с церковью Введения во храм Богородицы (сохранились) и стены (перестроены). Согласно гипотезе П. Д. Барановского, в строительстве принял участие государев зодчий Фёдор Конь.

С 1617 по 1654 годы Дорогобужский край находился в составе государства Речь Посполитая. Монастырь опустел; позже его строения были переданы Смоленскому иезуитскому коллегиуму. Монастырь возрождён в 1654 году, когда смоленские земли вновь вошли в состав Русского царства. Обитель не смогла сохранить за собою былых богатств: к концу XVII века ей принадлежало около 20 деревень.

XVIII — начало XX века

Колокольня Троице-Болдина монастыряВведенская церковь с монастырской трапезной

В начале XVIII века святителем Иоанном (Максимовичем) в монастыре была открыта типография. В ней печатались богослужебные книги, учебные пособия, сочинения духовно-нравственного содержания, включая труды самого Иоанна, переводы с латыни.

В 1764 году, согласно манифесту, подписанному Екатериной II (1764) у монастыря были отобраны все земли. Большую помощь монастырю оказал благотворитель — князь Андрей Долгоруков. Тем не менее, монастырь был приписан к III классу штатных монастырей и стал получать государственное финансирование.

На 1870—1880-е годы приходится новый расцвет монастыря. Настоятелем был назначен иеромонах (впоследствии архимандрит) Андрей (Васильев). За время его 24-летнего управления монастырем были отремонтированы и перестроены все существовавшие здания и храмы монастыря, построены новые Святые ворота, часовня на месте кельи св. Герасима Болдинсого, деревянные кельи, хозяйственные здания, гостиница для паломников, настоятельский дом, просфорная, мельница на озере, высажен сад (в 700 корней). Он же на основе двух древних текстов написал и издал новое «Житие Преподобного Герасима».

В 1919—1927 годах в монастыре были проведены реставрационные работы под руководством П. Д. Барановского. В бывших монастырских зданиях организован историко-художественный музей, в экспозицию которого, в числе прочих экспонатов, вошли фрагменты изразцовых печей XVII-XVIII веков, деревянная скульптура, собранная М. И. Погодиным. На территорию обители был перевезён деревянный храм из села Усвятье.

Упразднение и возрождение монастыря

В ноябре 1929 года монастырь был официально закрыт. В Троицком соборе разместилось зернохранилище, во Введенском храме — колхозный сырзавод, в часовне — сепаратор для переработки молока.

Во время Великой Отечественной войны Болдинский монастырь был базой партизанских отрядов; в зданиях бывшей обители разместились ремонтные мастерские. В марте 1943 года при отступлении немцы заминировали и взорвали старинные постройки — Троицкий собор, Введенский храм и колокольню.

В 1964 году началась реставрация монастыря по сохранившимся обмерам и фотографиям под руководством П. Д. Барановского. Они продолжаются и поныне (руководитель — ученик Барановского А. М. Пономарёв).

В 1991 году Болдинский монастырь передан Русской православной церкви.

В настоящее время восстановлена каменная стена с четырьмя башнями, колокольня, трапезная палата с Введенской церковью. Среди других построек — деревянный дом игумена, сторожка у Святых ворот, каменный келейный корпус, каменный казначейский корпус на подклете, деревянная часовня на монастырском кладбище. Каменная часовня была перестроена в храм во имя преподобного Тихона Калужского. Троицкий собор освящён патриархом Кириллом в июне 2010 года.

Возрождён монастырский некрополь. Среди сохранившихся захоронений — могила семьи Вистицких, с металлической оградой и двумя гранитными колоннами: Стефана Вистицкого и его сыновей — Михаила Степановича (генерал-майор, в 1812 году был назначен генерал-квартирмейстером русской армии), Семёна Степановича (генерал-майор, в 1813 году возглавивший Смоленское ополчение после генерала Н. П. Лебедева; автор одного из первых учебников по тактике), Василия Степановича (бригадир), Андрея Степановича (генерал-майор) и Дмитрия Степановича (полковник).

Монастырь имеет подворье (деревянный храм) в Дорогобуже; патронирует открытие Дмитровского женского монастыря в Дорогобуже.

Нынешний настоятель монастыря — архимандрит Антоний (Мезенцов).

Панорама Болдинского монастыря

  1. Болдин-Троицкий монастырь // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  2. 1 2 3 Зверинский В.В. Материал для историко-топографического исследования о православных монастырях в Российской империи с библиографическим указателем. В 3-х тт. — Т.II. Монастыри по штатам 1764, 1786 и 1795 годов. — Санкт-Петербург: Типография В. Безобразова и компании, 1892. — С. 77-78. — 462 с.
  3. Родовое имение Вистицких находилось в селе Елисеенки — рядом с Дорогобужем.
  • Свято-Троицкий Герасимо-Болдинский монастырь на сайте www.pravoslavie.ru
  • Свято-Троицкий Герасимо-Болдинский монастырь на сайте Смоленскотй и Калининградской епархии (Там же — братия монастыря)
  • Свято-Троицкий Герасимо-Болдинский монастырь на сайте www.patriarchia.ru
  • Свято-Троицкий Герасимо-Болдинский монастырь и житие Герасима Болдинского на сайте Дорогобужа

Литература

  • Болдин-Троицкий монастырь // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.

На самом деле мы собирались в город Вязьму, который расположен примерно в двухстах километрах от Москвы. Читая о городе перед поездкой, нас заинтересовало описание монастыря XVI века в селе Болдино. В интернете мы нашли множество отзывов об этом монастыре и решили заехать туда, тем более, что он расположен всего в 50 км от Вязьмы по старой Смоленской дороге.
Как всегда, мы проложили маршрут по проселочным дорогам.
Вот такие красоты мы проезжали по пути.
Если бы мы фотографировали каждое красивое место, мы бы еще не вернулись.
Как я уже говорил, путешествуя по Московской, Тверской области, мы видели множество действующих фермерских хозяйств. В Смоленской области их оказалось еще больше. Сельское хозяйство не просто существует, но и развивается. По дороге мы встретили несколько строящихся современных комплексов.
Дорога на первом участке пути была вполне приличная. Машин почти не было.
Усадьба Галициных-Муромцевых в селе Пречистое.
Внутри сохранились росписи на стенах. Мы обнаружили усадьбу совершенно случайно на пути в Вязьму. Осматривать развалины у нас не было времени и мы ограничились парой снимков.
В какой-то момент нам показалось, что мы приехали в тупик. Но оказалось, мы просто не сразу заметили объездную дорогу вокруг Вазузского гидро узла.
В гидросистему входят 3 водохранилища — Вазузское, Яузское и Верхне-Рузское. Это самое удаленное водохранилище в системе снабжения Москвы. Строить его начали 1957 году и закончили в 1970. Управление гидроузлом находится в селе Карманово. Существуют планы строительства на базе этого водохранилища ГЭС мощностью 10МВ.
Осмотреть плотину ближе невозможно т.к. все подходы огорожены забором с колючей проволокой.
Очень неожиданно было встретить в селе Карманово вот такой вот памятник.
Село небольшое. Не похоже, что здесь где-то рядом строили самолеты. Во время войны здесь шли ожеточенные бои, но таких самолетов у нас в то время точно не было. Историю этого памятника нам удалось узнать только по возвращению из поездки. Оказалось, что памятник был построен начальником лагеря заключенных, которые строили водохранилище, в память о своем погибшем сыне летчике.
В карманово, так же расположен мемориал на месте захоронения 8500 советских солдат, участвовавших в освобождении района. Сюда так же был перенесен прах из братских могил других районов Смоленской области.
В районе гидроузла приличная дорога превратилась в грунтовую дорогу со множеством ям. Но мы еще не знали, что нас ждет впереди.
Из-за продолжительного плохого участка дороги путь до Вязьмы у нас занял почти 4 часа вместо запланированных 2,5 часа. Мы решили сразу ехать в монастырь, а уже потом вернуться и осмотреть город.
Проехав через Вязьму, мы продолжили свой путь по Старо-Смоленской дороге. Именно по этой дороге в 1812 году отходил обоз французской армии.
Прочитав информацию на столбе, мы решили заехать на Семлинское озеро. По легенде именно в этом озере Наполеон затопил обоз с награбленными в Москве ценностями. Поиск сокровищ начался с 1836 года. Однако, до сих пор клад не найден. Или найден, но об этом никто не знает.
В 60-х годах прошлого века озеро исследовали ученые. В воде было обнаружено большое содержание цинка, меди и серебра, что говорит о том, что, возможно, клад действительно находится на дне озера.
Озеро находится в стороне от дороги. Примерно в пятистах метрах. Дорога к озеру грунтовая, но достаточно хорошая.
Через лес к озеру проложена тропинка.
Вода в озере темно коричневая, что характерно для торфяных озер.
Место очень красивое. Даже не верилось, что такая красота находится совсем рядом с городом и не так далеко от Москвы.
Проехав немного дальше, мы поняли почему французы утопили обоз в озере. Асфальт кончился и началась вот такая вот дорога. Все это, между прочим, Старо-Смоленская трасса.
Ехать сюда на легковой машине я бы не рекомендовал. А после дождя, я думаю, даже на внедорожнике проехать по этой дороге будет сложно.
На некоторых участках наша скорость была не больше 10 км/ч.
Грунт в этих местах песчаный и поэтому колеса почти не вязнут на мокрой дороге.
Возникновение Старо-Смоленской дороги датируется XV веком. Возможно она существовала и раньше, но об этом до наших дней не дошло никаких источников.
С момент своего возникновения Смоленская дорога играла важное историческое значение. По этой дороге наступал на восток принц Сигизмунд, по этой же дороге отступали русские войска в 1812 году, а потом бежали из Москвы французы. Во время Отечественной войны по ней наступали немцы и отступали русские части.
В XVI — XVIII веках это был основной тракт из Москвы в Европу, которым воспользовалось немало известных людей путешествующих в Европу и обратно. Вдоль дороги располагалось множество постоялых дворов и почтовых станций, стояли путевые столбы.
Как вы можете видеть сейчас ничего этого не осталось. За все время нашего путешествия по дороге нам встретился только один мотоциклист. Движения в этом месте практически нет или оно минимально.
Добрались до монастыря мы только к 6 часам вечера. На небольшой парковке рядом с монастырем не было ни одной машины. И это не странно, учитывая непростой путь к монастырю.
Монастырь был основа в 1530 году преподобным Герасимом Болдинским. В 1929 году монастырь был закрыт. В зданиях монастыря располагались колхозная сыроварня, молочный сепаратор и зернохранилище.
Во время Великой Отечественной войны монастырь стал базой партизан. В 1943 году во время отхода немцы взорвали старинные здания монастыря. Восстановление монастыря началось в 1964 году.
В храме потрясающая акустика. Мы приехали как раз к началу службы.
Мы были во многих монастырях, но этот монастырь произвел на нас совершенно особое впечатление. Очень тихое, спокойное, умиротворяющее место. Такое, каким и должен быть монастырь. За все время мы встретили на территории монастыря не более 5 человек. Я рекомендую обязательно хотя бы один раз побывать здесь, чтобы ощутить настоящее монастырское уединение и тишину.
Обратно мы решили ехать в объезд через город Дорогобуж. Подъехав к реке Днепр у меня возникло подозрение, что мы где-то свернули не туда. Но нет, оказалось, мы едем правильно.
А вот и химический завод.
Через 15-20 километров мы наконец выехали на трассу М1 Минск. Этот путь километров на 30 длинее, чем путь по Старо-Смоленской дороге. По времени тоже получилось примерно одинаково. Так что если у вас внедорожник можно вполне поехать по Старо-Смоленской дороге. На легковой машине лучше ехать по М1 и далее через Дорогобуж.
О том чтобы заехать снова в Вязьму не было и речи. Нам предстояло еще проехать около 250 км до дома. Поездку в Вязьму мы решили отложить. Но я думаю, что, если мы отправимся в Вязьму снова, мы обязательно заедем в Болдинский монастырь. А там уже сложно сказать будет ли у нас время на осмотр Вязьмы. В любом случае продолжение следует…

Троицкий Болдинский монастырь и дорога к нему

Собираясь в Болдинский монастырь, мы знали только, что он где-то «рядом с Дорогобужем». Поездка в Смоленскую область получилась настолько спонтанной, что даже некогда было захватить из дома какую ни на есть литературу. Так что ехали мы наобум, надеясь спросить дорогу к монастырю у дорогобужцев, и думая, что монастырь должен находиться от города недалеко. Правда, если бы мы изначально знали, сколько до него пилить, а главное — какого качества дорога, то наверное и не сунулись бы.
Но когда, проделав до Дорогобужа от Минского шоссе тридцать километров, мы узнали, что до монастыря еще полстолько, воротить назад было обидно. Дорога на Дорогобуж и так была не сахар – латаная, в колдоёбинах и выбоинах, но это хотя бы был асфальт. Когда же мы свернули на пятнадцатикилометровую финишную кривую до Болдино, асфальт просто исчез. Ехать пришлось по непрерывным ухабам, покрытым грязью. Некоторые из них были слегка присыпаны щебенкой, но плавности хода и она способствовала мало.
Как я понимаю, чуть ли это и не была та самая старая Смоленская дорога, по которой шел Наполеон
К счастью, хотя бы несколько километров нашего тернистого пути оказались заасфальтированными. Благодаря этому, не все время мы ехали со скоростью 30 км\ч, и дорога от Дорогобужа до монастыря заняла чуть менее получаса. (Обратно, правда, мы добирались дольше, но уже по другой причине, о которой будет сказано в своем месте)
Хорошо хоть первую половину пути от Дорогобужа до монастыря скрашивал (мне лично) колоритнейший индустриальный пейзаж с весело дымящим заводом химических удобрений
Внимание! Не показывайте эти кадры Вашим знакомым шпионам!
Только людям доброй воли!
прочие промышленные объекты вдоль дороги
Но вот перед нами вожделенный указатель на Болдино
скоро открылся вид на сам монастырь
Пока вы любуетесь на него с дороги, я кратенько расскажу что знаю.
Троицкий Болдинский монастырь основан в 1530 году преподобным Герасимом Болдинским, монахом Переславльского Горицкого монастыря.
В 1580-90-е годы в монастыре возводятся Троицкий собор, трапезная с церковью Введения и колокольня.
В 1770-е годы он был обнесен кирпичной оградой.
На рубеже XIX-XX веков поставлена кирпичная часовня на месте кельи преподобного основателя монастыря, и устроены новые Святые ворота.
Монастырь разделял со Смоленской землей все невзгоды, и за три столетия пережил три великих нашествия на русскую землю.
При поляках, с 1611 по 1656 год его занимали иезуиты. (хотя абсолютно невозможно представить в этих стенах католических монахов)
Наполеоновские войска устроили здесь тюрьму для русских солдат, а собор превратили в конюшню (тем самым предвосхитив за сто с лишним лет образ действий большевиков).
Во время Великой Отечественной сначала в монастыре располагался штаб советских войск и мастерские.
Нашли ли во время оккупации его постройкам какое-либо применение немцы, я не знаю, но при отступлении они взорвали и собор, и трапезную, и колокольню.
К счастью, в 20-х годах сооружения монастыря исследовал знаменитый реставратор П.Д. Барановский.
Под его руководством после войны основные здания были восстановлены – правда, кроме собора.
Узнав о нелегкой судьбе Болдинского монастыря, осмотрим теперь его подробнее.
Проходим через ворота
Главной достопримечательностью после утраченного собора осталась колокольня.
Уникальна она тем, что представляет собой шестигранный столп.
Раньше в северо-восточной грани были установлены часы.
Встретил нас монастырь великолепным звоном
Трапезная с церковью Вознесения.
Росписи внутри все конечно новые. В церкви – мощи Герасима Болдинского
Рядом с бывшим собором сохранилось несколько старинных надгробий
Современная деревянная часовенка.
На заднем плане справа видна часовня над кельей преподобного Герасима
рядом с часовней – несколько надгробных крестов над могилами монахинь и пожилых женщин.
Год смерти – 2005, дата на крестах одинаковая. Может быть, они погибли в какой-то катастрофе?
Оригинально сложенная поленница рядом с одной из современных монастырских построек
а в центре монастыря воссоздается утраченный Троицкий собор
ну вот и все.
Остается только рассказать, что когда мы отъехали от монастыря, выяснилось, что проколото и полностью спущено заднее левое колесо. Остановившись, стали его естественно менять, но домкрат оказался маловат и все время срывался. Катя пошла обратно к монастырю, надеясь разжиться инструментом посерьезнее, и принесла одолженный «батюшкой-механиком» мощный домкрат, завернутый почему-то в рукав какой-то шубы. Издалека нам с Андреем показалось, что она несет на руках кошку.
Правда, монастырский агрегат не понадобился – к тому моменту мы с Божьей помощью умудрились поддомкратить машину, и уже поменяли колесо своими силами.
Вернув монастырю с благодарностью его собственность, мы выпили горячего чая из термоса, чтобы снять стресс, и поехали обратно в сторону трассы М1. По сравнению с перспективой лишиться колеса мелочи типа ухабов на дороге уже не казались серьезной проблемой
ЗЫ. На всякий случай напишу, что то Болдино, в котором наш великий поэт так плодотворно потрудился однажды осенью, не имеет с этим селом ничего общего, и находится вообще в Нижегородской области

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *