Болгария в ес

Швеция и Хорватия — ближе всего к возможному присоединению к еврозоне, поскольку соответствуют практически всем критериям.

Об этом говорится в отчете Европейской комиссии об экономической конвергенции 2020 года, сообщает «Европейская правда».

В отчете содержится оценка прогресса, достигнутого государствами-членами вне зоны евро в деле введения евровалюты. Отчет охватывает семь государств-членов, не входящих в зону евро, которые юридически придерживаются намерений перехода на евро: Болгария, Чехия, Хорватия, Венгрия, Польша, Румыния и Швеция.

Отчет основывается на критериях конвергенции, которые иногда называют «Маастрихтскими критериями», изложенных в статье 140 (1) Договора о функционировании Европейского Союза (TFEU).

Критерии конвергенции включают стабильность цен, здоровые государственные финансы, стабильность обменного курса и конвергенцию долгосрочных процентных ставок. Также рассматривается вопрос о совместимости национального законодательства с правилами Экономического и валютного союза.

В отчете делается вывод о том, что:

— Хорватия и Швеция отвечают критерию стабильности цен;

— Болгария, Чехия, Хорватия, Венгрия, Польша и Швеция отвечают критерию государственных финансов;

— Болгария, Чехия, Хорватия, Венгрия, Польша и Швеция отвечают критерию долгосрочной процентной ставки.

Ни одно из государств-членов не соответствует критерию обменного курса, поскольку ни одно из них не является членом Механизма обменного курса (ERM II): для присоединения к зоне евро нужно как минимум два года участия в механизме без серьезной напряженности.

«Хотя Хорватия и Швеция соответствуют всем критериям экономической конвергенции, они не соответствуют критерию обменного курса по вышеуказанной причине», — говорится в отчете.

В дополнение к оценке формальных условий для присоединения к зоне евро, в докладе отмечается, что национальное законодательство каждой страны, за исключением Хорватии, в полном объеме совместно с правилами Экономического и валютного союза.

Официальные плюсы вступления в Евросоюз узнать наверное не сложно. Меня же интересовал вопрос, что на сегодняшний день изменилось в жизни рядовых болгар с момента вступления страны в Евросоюз, а ведь Болгария в Евросоюзе уже более 2-х лет.

Вопрос этот волновал меня потому, что положение небольших стран восточной Европы должно сильно отличаться от положения там Германии и Франции. Меньшее количество голосов в Европарламенте не позволяет этим странам серьезно воздействовать на политику Евросоюза. В связи с этим невольно возникает вопрос: какова цена за потерю какой бы то ни было независимости, т.е. ради чего туда так стремятся страны Восточной Европы.

Тема эта меня волновала давно и опрос с разной степенью регулярности я веду уже больше года. За этот период удалось «допросить» более 50 болгар. Самым распространенным ответом оказался следующий — повысились цены и налоги. Прекрасная причина — повысить цены и налоги, но это можно сделать кучей других способов.

Вторым по популярности ответом был — свобода передвижения по странам Евросоюза и возможность работать в другой стране. Из всех опрошенных, за границей удалось поработать только 2-м болгарам, а точнее болгаркам. Для рядового обывателя — это конечно плюс, но если рассмотреть этот момент в контексте страны, то так ли это хорошо? При таком дисбалансе экономик, население страны типа Болгарии может просто разбежаться. Пример тому — планомерное переселение румын в Италию. Странно, но в контексте страны из всех опрошенных думали только несколько человек.

5 человек из опрошенных высказали надежду, что сейчас они могут потерпеть все «временные» проблемы в надежде на то, что их детям будет лучше. Если будет лучше, то, новерное, действительно, стоит потерпеть. Будет ли? Причем вопрос стоит — будет ли болгарам хорошо в своей родной стране или им будет хорошо где-то в другом месте.

Удивительным открытием было то, что многие люди старшего поколения, которые прекрасно относятся к социалистическому прошлому, также прекрасно относятся к вступлению в Евросоюз. Как это может так гармонично уживаться в человеке, ведомо только самим болгарам. В целом, надо признать, что болгары относятся к этому факту достаточно спокойно.

Реклама

1. Что такое Европейский союз и зачем он создан?

Европейский союз (Евросоюз, ЕС) ─ это объединение европейских государств, участвующих в экономической и политической интеграции. Союз юридически закреплен Маастрихтским договором, вступившим в силу 1 ноября 1993 года. ЕС не является ни международной организацией (как ООН), ни федеративным государством (как США).

В данный момент в ЕС входят 28 стран: Австрия, Бельгия, Болгария, Великобритания, Венгрия, Германия, Греция, Дания, Ирландия, Испания, Италия, Кипр, Латвия, Литва, Люксембург, Мальта, Нидерланды, Польша, Португалия, Румыния, Словакия, Словения, Финляндия, Франция, Хорватия, Чехия, Швеция и Эстония. Три государства Западной Европы, не присоединившиеся к Союзу, тем не менее, участвуют в общей экономике: Лихтенштейн и Норвегия входят в общий рынок через Европейскую экономическую зону, Швейцария имеет сходные договорные отношения. Андорра, Ватикан, Монако и Сан-Марино также поддерживают отношения с союзом через договоры о кооперации.

«Единство в многообразии» ─ официальный девиз Европейского союза – символизирует многообразие европейских культур и наций и общую цель – достижение мира и процветания. Суверенные государства объединили часть своей «суверенности», чтобы стать сильнее и воспользоваться преимуществами объединения. В ЕС действует единый рынок товаров и услуг, гарантируется свободное передвижение людей, принята общая политика в области торговли, сельского хозяйства, рыболовства и регионального развития.

Евросоюз – сильный игрок в международных отношениях. По всему миру учреждены постоянные дипломатические миссии ЕС: действуют представительства в ООН, ВТО, Большой семерке и Группе двадцати. ЕС является крупнейшим в мире донором программ по гуманитарной помощи и развитию.

2. Почему не везде в ЕС можно расплачиваться евро?

Дело в том, что европейские страны находятся на разной степени интеграции внутри Евросоюза: это членство в ЕС как таковое, членство в зоне евро или участие в Шенгенском соглашении. Выбор – за каждой страной. Из 9 стран ЕС, на территории которых не введено евро, семь (Швеция, Польша, Чехия, Хорватия, Румыния, Венгрия и Болгария) должны сделать это, когда их экономики будут отвечать «критериям сближения», разработанным для предупреждения экономических шоков. Великобритания и Дания просто сохранили национальную денежную систему: валютой Великобритании остается фунт стерлингов, Дании – датская крона.

Членство в ЕС не обязательно влечет за собой и участие в Шенгенском соглашении. Сегодня в шенгенскую зону входят 22 страны ЕС, а кроме них – Исландия, Норвегия, Швейцария и Лихтенштейн. По факту (но не юридически) к ней также относятся Монако, Сан-Марино, Андорра и Ватикан – при пересечении границ между ними и странами-членами шенгенской зоны нет пограничного контроля. Наоборот, шенгенской визы недостаточно для посещения Великобритании и Ирландии. Заявки Болгарии, Кипра, Румынии и Хорватии о присоединении к шенгенской зоне находятся на рассмотрении. Их власти разрешают въезд на территорию по шенгенской визе.

3. А какие преимущества дает гражданство ЕС?

Прежде всего, Евросоюз – это территория «четырех свобод»: свобода передвижения граждан, свобода движения капитала, свобода перемещения товаров и свобода предоставления услуг. Граждане ЕС могут путешествовать, работать и учиться в любой из стран-участниц. Союз старается привести законы и регламенты членов к единым стандартам, чтобы для этого не возникало препятствий. Наличие общего экономического пространства означает, что граждане ЕС могут работать в любой из стран Евросоюза без специальных разрешений. То же касается и ведения бизнеса.

Поскольку законодательства стран ЕС и их социальные институты приведены к общему стандарту – то, например, и школьные программы во всех странах похожи, и значит, учащийся в любой момент может переехать в другую страну и продолжить там обучение. Единые стандарты также действуют в системах здравоохранения и пенсионного обеспечения.

4. Сложно ли войти в Евросоюз и могут ли из него «исключить»?

Для вступления в ЕС страна-кандидат должна соответствовать Копенгагенским критериям, то есть соблюдались демократические принципы, принципы уважения прав человека, принцип правового государства. В стране-кандидате должна быть конкурентоспособная рыночная экономика, признаваться общие правила и стандарты ЕС, включая приверженность целям политического, экономического и валютного союза.

Сегодня статус кандидата на вступление в ЕС имеют Албания, Черногория, Сербия, бывшая югославская Республика Македония и Турция – все они должны провести реформы, необходимые для присоединения. В программу расширения входит Союза Босния и Герцеговина.

Процедура исключения из Евросоюза в учредительных документах не предусмотрена. Однако каждая страна имеет право на выход в соответствии с Договором о ЕС (ст. 50): «Любое государство-член может принять решение о выходе из Союза в соответствии со своими конституционными требованиями». До сих пор за всю историю ЕС ни одна страна его не покинула, выходили только полуавтономные области (Французский Алжир, Гренландия, Сен-Мартен). Возможно, первой станет Великобритания. Ожидалось, что по итогам Брекзита она выйдет из Евросоюза 29 марта 2019 года, но в результате разногласий в парламенте и правительстве страны выход отсрочен.

5. А если страна вступила в ЕС, будучи демократической, а потом начала дрейф в сторону от демократических принципов и прав человека – она все равно сохранит место в Евросоюзе?

Да, поскольку пока не существует юридической процедуры исключения из Союза, и до сих пор ЕС действовал относительно «мягкими методами» в отношении стран-нарушителей (Венгрия, Польша, Чехия и Словакия), хотя время от времени представители Евросоюза и делают заявления о возможном выходе. Договор о ЕС, в частности, допускает введение санкций против проблемных стран, нарушающих ценности союза. Брюссель может отключить нарушителя от финансовых проектов и программ развития или временно приостановить право голоса в Совете ЕС.

В 2018 году Еврокомиссия впервые в истории ЕС запустила санкционную процедуру против Польши за нарушение принципа независимости суда после того, как в стране началась судебная реформа, которая усиливала влияние чиновников на суды. В итоге Суд ЕС обязал Польшу приостановить судебную реформу, и парламент Польши был вынужден отменить спорные законы в целях соблюдения принципов ЕС.

Венгрия также регулярно подвергается критике со стороны Евросоюза за последовательную антимигрантскую политику: премьер-министр Венгрии Виктор Орбан открыто заявлял, что миграционная политика ЕС угрожает суверенитету и культуре страны. В 2016-м Венгрия отказалась выполнять решение Евросоюза по миграционным квотам, в 2018-м приняла пакет антииммиграционных законов «Стоп Сорос» – в частности, закон о запрете участия НКО в деятельности, связанной с легализацией иммигрантов. После этого в ЕС начали говорить о возможном исключении Венгрии за нарушение основополагающих демократических ценностей. «ЕС выглядит как союз, защищающий за своими пределами ценности, которые он не может поддерживать на собственной территории», – заявил тогда глава МИД Люксембурга Жан Ассельборн.

6. Кто им руководит: в ЕС есть «главный»?

В ЕС нет «главного» органа, принимающего решения. Решения внутри Союза принимаются наднациональными институтами или посредством переговоров между государствами. В принятии решений на уровне ЕС участвуют несколько институтов: Европейский совет (объединяет лидеров стран), Европейская комиссия (правительство), Совет Европейского союза (Совет министров), Суд Европейского союза, Европейская счетная палата, Европейский центробанк и Европейский парламент (представляет граждан).

Европейский совет, куда входят главы государств или правительств стран-участниц, является политическим органом ЕС. Саммиты Евросовета проводятся не реже четырех раз в год, здесь формулируются приоритеты и генеральная линия политики Союза. Повестку каждой встречи задает председатель Евросовета: сейчас эту должность занимают бывший премьер-министр Польши Дональд Туск.

7. Действует ли на территории ЕС своя Конституция?

У Евросоюза нет «основного закона». В свое время был разработан и одобрен Конституционный договор – проект конституции, призванный реформировать Союз. Текст документа состоял из 448 статей и предусматривал изменения в работе институтов Евросоюза: вводил должности президента и министра иностранных дел; сокращал состав Европейской комиссии; расширял полномочия Европейского парламента до вопросов, связанных с гражданскими свободами, иммиграцией, сотрудничеством судебных и правоохранительных структур стран-участниц, а также вводил общую систему европейской безопасности.

Когда дошло до дела, конституционный акт ратифицировали 18 из 27 стран ЕС. Для вступления закона в силу требовалась ратификация всеми членами ЕС, однако Франция и Нидерланды проект отвергли; Великобритания, Португалия, Дания и Ирландия объявили о переносе своего решения на неопределенное время; Швеция отказалась от ратификации, пока Франция и Нидерланды не проведут повторных референдумов. В результате в 2005 году процесс запуска конституции был приостановлен.

Вместо нее появился и был подписан лидерами всех стран-членов ЕС Договор о реформе (Лиссабонский договор), который вобрал в себя содержание ранее заключенных соглашений об объединенной Европе. Договор вступил в силу 1 декабря 2009 года.

8. Законы ЕС – только для государств или и для граждан тоже?

И для государств, и для граждан. В праве ЕС есть нормы, которые регулируют работу органов ЕС, а есть нормы для регулирования жизни в странах-участницах: таможенное право ЕС, экологическое право ЕС, транспортное право ЕС, налоговое право ЕС и др. Последние существуют в виде регламентов, директив, решений, рекомендаций и заключений. Решения Суда ЕС и других судебных органов Союза используются национальными судами в качестве прецедентного права.

Право ЕС обладает прямым действием и по статусу выше, чем национальные законы. В ЕС действуют разные законодательные акты: постановления и регламенты сразу становятся частью законодательства стран ЕС и действуют непосредственно (например, Общий регламент по защите данных 2018 года); директивы вводится через национальное законодательство, то есть государство в указанный срок обязано принять меры, направленные на достижение заявленных целей (например, директивы о конкуренции на рынках или прозрачности финансовых отношений).

9. Что происходит, если законы страны-члена противоречат праву ЕС?

Еще раз: Судом ЕС провозглашен «приоритет европрава» по отношению к национальному законодательству государств. Это значит, что в случае коллизии силу имеют нормы ЕС, а не национальные законы.
Охраняют законы ЕС не только судебные органы Евросоюза, но и на национальные суды государств-членов.

10. Правда ли, что ЕС регулирует даже меню в ресторанах, размер презервативов и «кривизну» огурцов?

По поводу меню и презервативов – да, по поводу огурцов – уже нет. Поскольку ЕС как любой союз стремится к единообразию, он внедряет «стандарты» в разных сферах жизни. С 2015 года меню в ресторанах членов ЕС должно включать указание на то, какие аллергенные продукты содержатся в блюдах. Речь идет о 12 веществах: яйца, орехи, глютен, лактоза и проч. Относительно презервативов тоже есть норматив: изделие должно быть минимум 16 см длиной, от 50 до 56 мм шириной, вмещать объем от 18 до 22 литров и выдерживать давление в 1 кПа. Каждый экземпляр должен быть проверен электронно.

Теперь о кривизне огурцов: запрет на продажу нестандартных овощей и фруктов существовал в ЕС долгие годы и давно стал предметом шуток над страстью чиновников к разным регламентациям. В нормативе 1988 года говорилось, что «огурцы экстра-класса должны иметь правильную форму и быть прямыми: их искривление не должно превышать 10 миллиметров на каждые 10 сантиметров длины». Однако из-за предписания около 20% пригодных к употреблению фруктов и овощей не попадали на прилавки – фермеры выбрасывали хорошие плоды из-за «неправильной» формы, что в конечном счете вело к удорожанию некоторых видов сельскохозяйственной продукции. В 2009 году, после протестов представителей торговых сетей и фермеров, стандарт был отменен: кстати, не только для огурцов, но и для спаржи, кабачков, баклажанов, артишоков, авокадо, фасоли, гороха, капусты, зеленого лука, грибов, лука, чеснока, шпината, сельдерея, салатного цикория, абрикосов, вишни, сливы, дыни, грецких орехов и фундука.

11. Как формируется бюджет ЕС и на что он тратится?

Бюджет Евросоюза формируется, в основном, из взносов государств-членов, в также – таможенных пошлин на импорт товаров в ЕС и других поступлений. Крупнейшими донорами единой Европы являются Германия, Франция и Великобритания. В целом бюджет ЕС составляет чуть более 1% от ВНД государств-членов.

Одна из главных миссий бюджета ЕС – поддержка общеевропейских программ. Поэтому расходы Европейского Союза связаны с программами развития сельского хозяйства и природных ресурсов, включая рыболовство и охрану окружающей среды; развитием транспортных сетей ЕС; помощью отстающим регионам; научными исследованиями и разработками; поддержкой стран вне ЕС. Около 5-6% расходов бюджета идет на административный аппарат.

Субсидирование более слабых экономик нужно, чтобы подключить их к единому рынку ЕС. Поэтому ежегодно дотации получают Польша, Румыния, Греция, Португалия, Испания. Часто средства направляются по статье «развитие экономики и повышение уровня занятости». Однако на фоне политических конфликтов ЕС с Польшей и Венгрией все чаще обсуждается вариант, когда размер субсидий будет увязан с соблюдением страной-получателем «принципов демократии» и «европейских ценностей».

Контроль за формированием и использованием бюджета Евросоюза ведет Счетная палата ЕС.

12. Могут ли граждане Евросоюза пожаловаться в Суд ЕС на свою страну?

Нет, но могут пожаловаться на сам Евросоюз. В Суд ЕС, который находится в Люксембурге, могут обратиться страны-участницы, частные компании, а также физические лица – например, с исками об обжаловании актов ЕС. Суд рассматривает разногласия между государствами-членами; между государствами-членами и самим Европейским союзом; между институтами ЕС; между ЕС и физическими либо юридическими лицами. Например, страна-член ЕС может инициировать разбирательство в отношении другой страны-члена, если считает, что та не выполняет обязательств по европейским законам. В 2017 году Венгрия и Словакия подали в суд ЕС иски об отмене обязательных для стран-членов Евросоюза квот на расселение беженцев, но суд иски отклонил. Также суд проверяет международные договоры на соответствие праву Европейского союза, толкует право Евросоюза по запросу национальных судов. Его решения обязательны для исполнения на всей территории Союза.

Суд ЕС следует отличать от Европейского суда по правам человека (ЕСПЧ), который находится в Страсбурге и в который физлица как раз могут пожаловаться на свое государство, если оно, по их мнению, нарушило права человека, закрепленные в Европейской конвенции. Однако ЕСПЧ является институтом Совета Европы и формально с Евросоюзом не связан.

Текст: Quorum

Болгария считается одной из самых коррумпированных стран Евросоюза. В индексе восприятия коррупции в госсекторе, составленном Transparency International (TI) по итогам 2018 года, Болгария набрала 44 балла и заняла 77 место из 180 обследованных стран. Страны мира ранжируются в рейтинге по шкале от 0 до 100 баллов, где ноль обозначает самый высокий уровень восприятия коррупции, а сто — самый низкий.

Реклама

Наиболее коррумпированы в Болгарии органы государственной и местной власти, отмечает TI.

Похожего мнения придерживается и Европейская комиссия: коррупция, бюрократия, нестабильная нормативная база и низкий уровень доверия к судам сдерживают приток частных инвестиций в Болгарию, а часто изменяющаяся нормативная база создает неопределенность для ведения бизнеса, отмечали еврочиновники.

Повод для претензий у ЕС к Болгарии более чем прозаичный.

Дело в том, что болгарские чиновники воровали не только у своих, но даже у Европейской комиссии.

Так, в рамках инвестиционного пакета помощи с 2014 по 2020 годы Еврокомиссия выделила морской и речной отрасли Болгарии €113 млн. Но эти деньги разворовали через Агентство рыбной ловли и аквакультуры. В болгарских городах Софии, Бургасе и Ямболе были задержаны трое высокопоставленных чиновников. Но поздно: инвестпакет растворился.

Правдорубам тут не место

Болгарский бизнес тоже не ангелы. Даже может дать фору местным чиновникам. Три года назад Главное управления по борьбе с организованной преступностью Болгарии задержало группу фальшивомонетчиков, которая специализировалась на подделке и распространении фальшивых банкнот в Болгарии, Германии и по всей Европе.

Группа базировалась в Пловдиве и штамповала банкноты номиналом в 50 и 100 евро. Следователи нашли и изъяли тогда фальшивок на €3 млн. На сколько всего миллионов успели напечатать левых денег, вообще не известно.

Зашкаливающий уровень коррупции и низкие стандарты демократии дали в Болгарии неожиданный результат. Двое известных болгарских журналистов Христо Комарницкий и Иван Бакалов решили выпускать сатирическую газету «Прас-Прес». Наподобие знаменитого французского журнала Charlie Hebdo. Изначально журналисты хотели собрать средства на издание с помощью краудфандинга. Однако из этой затеи ничего не вышло, сатирики взяли кредит и в 2017-м напечатали первый тираж.

С одной из фирм был заключен контракт на распространение издания. Но на прилавки тираж так и не попал. Фирма отказалась распространять газету, потому что напечатанные карикатуры пришлись местным властям не по душе. Журналисты теперь сами развозят тираж газеты по киоскам и книжным магазинам Софии. Или предлагают купить электронную версию газеты. Но вот смогут ли в итоге правдорубы погасить взятый кредит — большой вопрос.

Не копать же под себя?

По требованию Евросоюза болгарские депутаты в 2017 году приняли новый закон о борьбе с коррупцией. Но президент страны Румен Радев наложил на него вето. Документ был отправлен на доработку. Местные СМИ обсуждали разные версии такого решения: от провластной — закон сырой.

До алармистской — закон содержит норму о конфискации незаконно приобретенного имущества, а чиновники не хотят «копать сами под себя».

В 2018 году закон все же приняли.

Теперь премьер-министр Болгарии Бойко Борисов заявил, что страна готова присоединиться к 19 странам еврозоны и ввести в январе 2022 года в обращение евро. Взамен национальной валюты — лева. Вместе с тем, согласно исследованию «Евробарометра», лишь 39% болгарских граждан выступают за переход на единую европейскую валюту, а 50% — против. Просто не ждут ничего хорошего, полагая, что из-за евро цены подскочат.

А куда уж хуже? Зарплаты в Болгарии растут. Но это если верить официальной статистике. И даже если растут, то от низкой базы.

В первом квартале этого года, по данным Национального института статистики, среднемесячная зарплата в стране составила 1 208 левов. Один лев равен $0,57.

Рост — 3,2% к четвертому кварталу прошлого года. А по сравнению с первым кварталом 2018 года среднемесячная зарплата выросла на 12,2%.

Но опять же, растут они у чиновников («Административная и вспомогательная деятельность» — рост на 6,4%) И в сфере, связанной с туризмом. Но и туризм не обязательно прибылен. Самые низкие зарплаты получали как раз сотрудники, работающие в отелях и ресторанах, — 729 левов. Однако у тех, кто трудится в сфере «Операции с недвижимостью» рост составил 11,4%.

«Помимо очевидных проблем с коррупцией, страна переживает острый демографический кризис: если рождаемость продолжит снижаться текущими темпами и правительство не найдет способа сократить отток молодежи, то уже к 2025 году население сократится на 30% до 5,1 млн человек», — отмечает эксперт Академии управления финансами и инвестициями Геннадий Николаев.

Русские и немцы разлюбили Болгарию

Накануне открытия пляжного сезона Болгарию наводнили слухи о серьезном спаде количества иностранных туристов на летних курортах страны. Bulgaria ON AIR прогнозирует сокращение чартеров в аэропортах Варны и Бургаса. Болгарию разлюбили немцы и русские, ранее массово заполнявшие болгарские курорты.

Для россиян после обвала рубля в 2014-м и постоянного роста евро даже относительно дешевая Болгария становится недоступной.

Наши сограждане теперь активно распродают здесь недвижимость. Проблема еще и в том, что в России теперь ограничен выезд за границу для чиновников, а они составляли немалую часть приобретателей болгарских апартаментов. В прошлом году болгарские курорты посетили полмиллиона наших соотечественников.

А зажиточные немцы стали меньше ездить в Болгарию, потому что переключились на Испанию и Грецию, в которых уровень сервиса выше, услуги дороже, но не намного, зато там ласковое Средиземное море, а не Черное, с его коротким купальным сезоном.

Болгарский Институт анализа и оценок туризма прогнозирует в этом сезоне 30-процентное сокращение количество туристов не только из Германии и России, но и скандинавских стран, а также из Чехии.

В былые времена за Болгарией закрепилось неофициальное название — «богадельня Европы». То есть, место, доступное европейским, в том числе восточно-европейским и даже отчасти российским пенсионерам. В силу дешевизны туруслуг, обилию овощей и фруктов, дешевого вина.

Теперь это прозвище не так актуально. По количеству иностранных туристов Болгария возвращается в 2015 год, отмечают эксперты.

Растет только количество туристов из Великобритании — англичане, видимо, экономят в преддверии Brexit.

Экономике добавят газу

На чем будет подниматься экономика Болгарии, неизвестно. Россия тут не сильно поможет. Хотя имеются крупные проекты по линии мирного атома и возможность для Болгарии стать газовым хабом для Европы, если будет реализован российский проект «Турецкий поток». Но санкции ЕС и ответное эмбарго России не оставляют шансов на значительный рост взаимного товарооборота между Россией и Болгарией: после увеличения в 2017 году на 24%, в 2018-м товарооборот между странами вырос всего на 0,6%.

Официальная София прекрасно понимает упущенные возможности из-за фактического срыва российского «Южного потока» и стремится теперь добиться сотрудничества по «Турецкому потоку», чтобы нарастить экспорт газа, отмечает Геннадий Николаев.

По мнению эксперта, усиление роли Болгарии в транспортировке газа в ЕС может стать основным стимулом для развития страны, найти другие будет весьма непросто.

Антон Быков, главный аналитик Центра аналитики и финансовых технологий считает, что рецепт для восстановления болгарской экономики в том, чтобы развивать человеческий капитал, создавать условия, чтобы талантливые и активные граждане реализовывали свой потенциал. «Но для этого нужны очень серьезные госинвестиции, которые Болгарии не по карману», — признает Быков.

С другой стороны имеются очевидные плюсы для дальнейшего роста ВВП: затраты на трудовые ресурсы в Болгарии низкие, налоговый режим по сравнению с другими странами Европы лояльный и географическое расположение Болгарии вполне выгодное. Здесь и рынок Европы, и Ближнего Востока, и России.

«При этом для Болгарии желательно не переходить на евро, и по возможности получить большую свободу курса своей национальной валюты, для того чтобы сохранить возможность стимулирования Болгарии в роли производственной площадки, за счет плавного снижения курса, особенно если евро будет существенно укрепляться», — заключает эксперт.

Премьер-министр Болгарии Бойко Борисов заявил, что страна подаст заявку на присоединение к еврозоне до конца этого месяца.

Об этом сообщает «Европейская правда» со ссылкой на БГНЕС.

«У нас есть только одно условие, которое мы должны выполнить, мы сделаем это немедленно и снова подадим заявку на вступление в еврозону. Этот кризис показал нам, что те, кто находится в зале ожидания (механизма обменного курса ERM-2) и в еврозоне получат миллионы, а другие будут вынуждены залезать в долги под высокие проценты», — заявил Борисов.

«Мы подадим заявку на присоединение к еврозоне до конца апреля. И я убежден, что ее одобрят», — добавил он.

Балканская страна, которая является членом Евросоюза с 2007 года, надеется присоединиться к предшественнику членства в еврозоне, механизму обменного курса ERM-2, до конца апреля и ввести евро в 2023 году.

Болгария, валюта которой уже привязана к евро, соответствует номинальным критериям для принятия единой валюты со здоровыми государственными финансами и низким уровнем долга, но также является одной из самых бедных и коррумпированных стран-членов ЕС.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *