Боровский пафнутьев монастырь

На месте первой, деревянной, Рождественской церкви в 1467 году был построен белокаменный Рождественский собор (не сохранился). Роспись первого собора Рождества Богородицы Пафнутьево-Боровского монастыря является самой ранней известной работой великого иконописца Дионисия: по свидетельству жития преподобного Пафнутия, Дионисий выполнил роспись под началом старца Симонова монастыря — иконника Митрофана.
Через 117 лет, в 1586 году собор был почти полностью разобран, и на его месте по воле царя Федора Ивановича cтроительством Поваренной, Оружейной и Георгиевской башен монастыря руководил знаменитый архитектор Феодор Конь, автор сооружений Белого города в Москве, Смоленского кремля и Симонова монастыря.В кладке фундамента использовались блоки с росписью XV века. Так фрагменты росписи Митрофана и Дионисия сохранись до нашего времени (они находятся в Центральном музее древнерусской культуры и искусства им. Прп. Андрея Рублева в Москве и Боровском филиале Калужского государственного областного краеведческого музея).
В XVI века монастырь был окружён каменными стенами и укреплениями; обитель превратилась в сильную пограничную крепость. В это время строится и каменная трапезная с храмом во имя Рождества Христова. В 1523 году была построена звонница, которая в 1688 году заменена колокольней: по желанию её заказчика, князя К. О. Щербакова, она повторяет формы колокольни Высоко-Петровского монастыря в Москве.
В 1610 году монастырь был сожжен поляками. По окончании Смуты представители Свято-Пафнутиева монастыря участвовали в Земском Соборе 1613 года, грамоту которого об избрании на царство Михаила Романова подписал и Пафнутиевский архимандрит Иона. В начале 1660-х годов в Пафнутиево-Боровском монастыре некоторое время находился в заточении известный руководитель сторонников старой веры протопоп Аввакум, а в 1670-х в стенах монастыря, а позже и Боровского городского острога содержалась под стражей боярыня Феодосья Морозова (в иночестве Феодора, ум. 1675).
После никоновской реформы Боровский Пафнутиев монастырь стал приходить в упадок.
В 1923 году все имущество обители отошло Главмузею, но вскоре в нем разместили исправительную колонию, потом — сельхозтехникум.
При реставрационных работах 1960-х годов были извлечены 194 белокаменных блока. Из них на 29-ти сохранились фрагменты сюжетной и декоративной живописи, принадлежащей кисти Дионисия. Перед возвращением монастыря Русской Православной церкви комплекс принадлежал Боровскому краеведческому музею.
Монастырь был передан Православной Церкви и вновь открыт в марте 1991 года. В Рождественском соборе хранятся мощи основателя обители — преподобного Пафнутия Боровского.

Пафнутий Львович Чебышев

Сценарий

Родился Пафнутий Львович Чебышев 4 мая 1821 года в селе Окатово Боровского уезда.В 1832 году семья Чебышевых переезжает в Москву. А в 1837 году 16-летний Пафнутий Львович поступает на математическое отделение философского факультета Московского университета.

Уже при переходе на второй курс Чебышев написал работу «Вычисление корней уравнений», за которую получил серебряную медаль. На протяжении всей жизни ученый сочетал научную и педагогическую деятельность. Он был талантливым математиком, педагогом, великолепным лектором, и большинство студентов легко усваивало его курсы. Более 30 лет Пафнутий Львович читал лекции в Петербургском университете.

Чебышев являлся основателем Петербургской или как ее называют чебышевской математической школы – одной из самых сильных в мире. Ученый внес существенный вклад в развитие теории чисел, теории вероятностей, математического анализа. Он стал основоположником конструктивной теории функций.

Его работы «О средних величинах», «Об одном арифметическом вопросе», «Об интегрировании иррациональных дифференциалов» и другие являются основополагающими в соответствующих разделах математики. Многие утверждения, открытые ученым, носят его имя. Это неравенство Чебышева, закон больших чисел Чебышева, многочлены Чебышева-Эрмита.

Другая область интересов ученого связана с теорией машин и механизмов. Чебышеву удалось сконструировать паровую машину, арифмометр, самокатное кресло, сортировальную машину, гребной механизм. Его работы по интерполированию стали теоретической основой для составления таблиц и формул в артиллерийской практике. Изобретательская деятельность ученого знаменуется созданием 40 разнообразных моделей.

Научные заслуги Чебышева создали ему мировую славу. Он был почетным членом многих академий наук: Российской, Парижской, Итальянской, Шведской, Лондонского Королевского общества.

Похоронен Пафнутий Львович в фамильном склепе в церкви Спаса-на-Прогнани. Калужская земля хранит память о своем великом земляке. В Спас-Прогнанской школе Боровского района, создан мемориальный музей Чебышева.

Правительство Калужской области в память о выдающемся земляке и в целях поддержки научно-исследовательской деятельности в области математики, механики, информатики, поддержки инженерно-технического образования в Калужской области учредило в апреле 2001 года областные премии и стипендии имени Пафнутия Львовича Чебышева.

Правительство Калужской области ежегодно на конкурсной основе присуждает одну премию им. П.Л. Чебышева в размере 50000 рублей победителю конкурса среди ученых или коллективов ученых и три стипендии им. П.Л. Чебышева:

одну стипендию в размере 3000 рублей — победителю конкурса среди аспирантов;

одну стипендию в размере 2000 рублей — победителю конкурса среди студентов вузов;

одну стипендию в размере 1000 рублей — победителю конкурса среди обучающихся в учреждениях среднего профессионального и начального профессионального образования, общеобразовательных учреждениях.

Премии вручаются в виде единовременной выплаты.

Стипендии выплачиваются ежемесячно с 1 сентября по 31 августа текущего учебного года.

______________________________
Дата изменения: 12.03.2018 17:50

Монастыри Калужской епархии — Свято-Пафнутьев Боровский мужской монастырь 01 Январь 2018

Рождества Пресвятой БогородицыСвято-Пафнутьев Боровский мужской монастырь

Адрес: Калужская область, г. Боровск, ул. Дмитрова, 1

Телефон: 8 (48438) 4-37-39

Наместник: иеромонах Пафнутий (Архипов)

Официальный сайт: www.pafnuty-abbey.ru

Пафнутьев Боровский монастырь расположен на левом берегу р. Протвы, в 3 км к юго-востоку от г. Боровска Калужской области и в 83 км к юго-западу от Москвы. Он был основан в 1444 г. преподобным Пафнутием Боровским (1395–1477). Перенеся тяжелую болезнь, святой подвижник оставил Боровский Покровский Высокий монастырь, где был игуменом, и поселился в пустынном месте. Вскоре к нему собрались искатели иноческого жития, и возникла обитель. При кончине Преподобного в монастыре было 95 человек братии.

Преподобный Пафнутий Боровский хранил и продолжал традиции русского монашества, распространенного в Московской Руси преподобным Сергием Радонежским –– по принятии пострига преподобный Пафнутий в течение семи лет обучался монашеской жизни у преподобного Никиты, ученика преподобного Сергия.

Великие князья Московские, а потом цари и знатные люди делали богатые вклады в обитель, что позволяло вести в монастыре каменное строительство и приглашать наиболее известных мастеров для росписи храмов: монастырский собор расписывали иконописцы Митрофан и Дионисий. Великие князья часто приезжали в монастырь к преподобному Пафнутию для духовного совета, позже монастырь неоднократно посещали венценосные особы. До самой Смуты XVII в. семейное предание русских царей считало преподобного Пафнутия покровителем царской семьи.

В XVI в. Свято-Пафнутьев монастырь занимал стратегически выгодное положение на подступах к Москве и был одним из известнейших в России. Для его укрепления во второй половине XVI в. были выстроены каменные стены и башни. В 1610 г. в стенах монастыря держали оборону войска во главе с князем Михаилом Константиновичем Волконским, когда Лжедмитрий II шел на Москву с поляками и литовцами. Лжедмитрий вошел в обитель только с помощью изменников. Сам князь Волконский, двенадцатитысячное войско и вся монастырская братия, а также укрывшиеся в монастыре окрестные жители были убиты, а монастырь разграблен.

В конце XVII в. обитель достигла своего наибольшего расцвета. Монастырские здания и постройки были восстановлены на средства от пожалованных ему владений и благодаря богатым вкладам благотворителей. Тогда же завершено строительство всех ныне существующих зданий, кроме храма в честь Всех Святых и трапезной пристройки собора Рождества Богородицы.

В Синодальный период, когда многие монастыри были закрыты или пришли в упадок, Свято-Пафнутьев Боровский монастырь, как древняя и богатая обитель, уцелел, но по штату 1764 г. в нем было положено только 33 человека монашествующих. Со временем он снова стал процветать. В период церковного раскола здесь содержался предводитель старообрядцев протопоп Аввакум.

В 1812 г. войска Наполеона разорили г. Боровск, а в Свято-Пафнутьевом монастыре устроили конюшню. Особенно от неприятеля пострадали верхние этажи монастырских построек, где французские солдаты жгли костры. Тогда же сгорела богатая монастырская библиотека.

К началу ХХ в. в обители было 6 каменных храмов: собор Рождества Пресвятой Богородицы с пристроенным храмом в честь великомученицы Ирины, храм Рождества Христова, храм Пророка Божия Илии, храм святителя Митрофана и храм Всех Святых.

Монастырский деревянный храм в честь Рождества Пресвятой Богородицы был построен преподобным Пафнутием в 1444 г. В 1466 г. вместо него был возведен пятиглавый белокаменный собор, который перестроили в 80-х гг. XVI в. В 1837 г. к соборному храму с западной стороны была пристроена трапеза. Храм одноэтажный, с пятью главами и трехапсидным алтарем с полуколонками между частями. Северная, южная и восточная стены сохранились в первоначальном виде. Нижние окна все увеличены для лучшего освещения внутри храма. Четырехскатная кровля собора покрыта листовым железом. Барабаны сквозные, высокие, выведены из кружал, обставленных мысообразными теремками. Главы круглые, крытые, как и все крыши, железом.

Собор однопрестольный, выстроен в виде квадратной палаты, состоит из алтаря, настоящего храма и западного притвора-трапезы, отделенного в основной части глухой стеной с открытой аркой посередине. Своды храма поддерживаются четырьмя четырехгранными столбами. Стены гладкие, с голосниками вверху. В соборе под спудом почивают мощи основателя обители преподобного Пафнутия.

В 1651 г. с северной стороны к собору на средства Великой княжны Ирины Михайловны был пристроен храм в честь великомученицы Ирины. Он одноэтажный, одинаковой архитектуры с собором. Алтарь в виде полукружия соединяется с полукружиями алтаря соборной церкви; главу храма венчает восьмиконечный деревянный крест, обитый медью. В стенах имеются голосники.

Рядом с соборным храмом в 1511 г. была построена двухэтажная трапезная палата с теплым храмом в честь Рождества Христова. Ее второй этаж сооружен одностолпным по образцу Грановитой палаты в Кремле. Храм, трапезная палата и келарская заключены в общий прямоугольник наружных стен. В нижнем этаже в прежние времена размещались кухня, пекарня и кладовые. В верхнем этаже –– храм и братская трапезная, которая впоследствии была упразднена и соединена с храмом открытой аркой. Восточная стена трапезной сохранилась в своем первоначальном виде, к южной пристроены жилые покои. Наружные стены гладкие; посредине храм обведен тройным поясом из кирпича. Окна в верхнем этаже храма и трапезного здания «в один свет», позднее все они были переделаны и расширены, а в нижнем этаже –– заложены кирпичом. Внутри трапезная устроена в виде квадратной палаты и соединена с храмом открытой аркой. Свод над храмом и алтарем круглый, опирающийся пятами на стены; в трапезе своды стрельчатые.

С северной стороны к Христорождественскому храму в 1690 г. была пристроена пятиярусная монастырская колокольня. 3 нижние яруса четырехгранные, а 2 верхние –– восьмигранные. На третьем ярусе колокольни были установлены башенные часы, колокола находились на четвертом. Во втором ярусе располагались монастырская ризница и библиотека, где хранились старинные иконы, духовные грамоты и летописи, а также золотая панагия с резным изображением Спаса, рукописное Евангелие в серебряном окладе тканой работы, украшенное драгоценными камнями и резные кресты XVII в. Наружные стены колокольни декорированы многосложными карнизами и валиками из кирпича. На углах нижних четырехгранных ярусов установлено по четыре гладкие полуколонки, опоясанные валиками; в верхних восьмигранных ярусах на углах по одной большой полуколонне с карнизами. Глава колокольни оканчивается шпилем, увенчанным четырехконечным крестом с полумесяцем в подножии.

Одноэтажный больничный храм в честь Пророка Илии был построен в 1670 г. Его стены сохранились в своем первоначальном виде, кроме окон, которые для большего освещения были расширены. В 1763 г. к храму были пристроены одноэтажные больничные кельи. В 1768 г. архимандритом Адрианом в нем были размещены больница и братская трапеза.

Храм в честь святителя Митрофана, Патриарха Цареградского пристроен к Настоятельским палатам в 1759––1760 гг. стараниями настоятеля Свято-Пафнутьева монастыря архимандрита Митрофания (Шеинкова) и освящен после освобождения от французов в 1819 г. Он двухэтажный, нижний этаж разделен на две части. В одной из них погребены некоторые настоятели монастыря. Храм имеет 2 входа, один с южной стороны, другой –– из настоятельских келий.

Храм в честь Всех Святых был построен в 1837 г. на месте захоронения защитников монастыря, павших в 1610 г., на деньги князя Н.А.Волконского. Сейчас на месте храма стоит здание училища механизации, построенное в 1930 г. Храм являлся семейной усыпальницей Волконских.

Также в комплекс зданий монастыря входили каменные Настоятельские палаты, 2 корпуса братских келий и погребной корпус. Первоначально все здания были трехэтажными. После Отечественной войны 1812 г. третий этаж сохранился только у Настоятельских палат. На первом этаже Настоятельских палат размещались подсобные помещения и мастерские. Вторые и третьи этажи были жилыми, в них были келии. Погребной корпус с двумя погребами-ледниками представляет собой редкий памятник жилого и хозяйственного строительства.

Все монастырские постройки окружены крепостной стеной с шестью башнями, выстроенными по индивидуальным планам. В общей сложности длина стены составляет 673 м. Толщина стен более четырех метров, а высота 7,5 м.

В 1918 г. монастырь был закрыт, некоторое время здесь находился музей. Насельники продолжали жить при монастыре, образовав сельхозартель. 6 марта 1922 г., при попытке местных властей изъять монастырские ценности, у ворот монастыря начались крестьянские волнения. На следующий день из Калуги и Боровска сюда прибыли отряды ГПУ, которые стали производить аресты. В 1923 г. Пафнутьев Боровский монастырь был окончательно закрыт, братия разогнана, монастырские иконы, утварь и другие ценности частью переданы в музеи, частью расхищены. Иконы XVI в. иконостаса храма великомученицы Ирины использовались для изготовления клеток для кроликов. В помещениях монастыря была размещена исправительная колония. В 1930 г. был снесен храм в честь Всех Святых, а в 1932 г. с монастырской колокольни сброшен и разбит один из древнейших колоколов, отлитый в 1488 г. Но вплоть до 30-х гг. в монастырь к мощам преподобного Пафнутия продолжали стекаться верующие с разных концов России. Как видно из отчета комиссии губотдела ОГПУ, проверявшей 23 августа 1928 г. «на предмет чистки» всех проживающих на территории монастыря, святые мощи Преподобного привлекали огромное число паломников, а также собирали здесь множество священно- и церковнослужителей. В связи с этим даже поднимался вопрос об изъятии мощей.

После Великой Отечественной войны в монастыре разместились историко-художественный музей и школа трактористов и механизаторов, которая в 1954 г. была преобразована в заочный сельскохозяйственный техникум. В трапезной устраивались дискотеки, на территории монастыря работала общественная баня.

В ночь на 14 мая 1954 г., в день памяти преподобного Пафнутия Боровского, обрушился центральный купол собора Рождества Богородицы. После этого в монастыре начались реставрационные работы, что спасло его от дальнейшего разрушения, поскольку многие из них были в аварийном состоянии. В результате внешний облик Свято-Пафнутьева Боровского монастыря сохранился до 90-х гг., когда в нем снова начала возрождаться монашеская жизнь. В 1991 г. монастырь был возвращен Церкви. Его здания передавались постепенно, по мере передачи шло их восстановление. В настоящее время полностью восстановлено 5 храмов: собор в честь Рождества Пресвятой Богородицы, в притворе которого устроен и освящен в марте 1997 г. придел преподобного Пафнутия Боровского; храм великомученицы Ирины; храм Рождества Христова при Трапезной палате; больничный храм Пророка Илии; храм святителя Митрофана, Патриарха Цареградского.

С 2000 г. при монастыре действует детская воскресная школа, кроме того, братия преподает основы православного вероучения в общеобразовательной школе с. Рябушки. Собрана монастырская библиотека и действует читальный зал, с 1998 г. еженедельно издается «Вестник Боровского монастыря». Летом здесь организуются лагеря для детей-инвалидов, проводятся многочисленные экскурсии. В нескольких метрах от монастыря находится святой источник преподобного Пафнутия Боровского, над которым построена купальня.

12 июня 1994 г. проходили празднования, посвященные 550-летию основания обители. Торжества возглавил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II, который в сослужении архиереев и духовенства совершил торжественное богослужение и Крестный ход на источник преподобного Пафнутия. Ежегодно 14 мая, в день памяти преподобного Пафнутия из Благовещенского собора города Боровска в обитель совершается Крестный ход.

В монастыре хранятся следующие святыни: святые мощи преподобного Пафнутия, а также имеются частицы мощей преподобного Нила Столобенского, благоверной княгини Анны Новгородской, мученика бессеребренника Иоанна, преподобного Феофила, благоверной княгини Анны Кашинской, святителя Тихона, Патриарха Московского, преподобного Симеона Верхотурского, святителя Луки Одесского, преподобномученицы Елисаветы, преподобного Серафима Саровского, преподобных Старцев Оптинских. Особо чтимой является древняя икона Рождества Пресвятой Богородицы.

Фотографии: Дмитрий Иванов, Олег Гусаров, Василий Шелёмин, Юрий Менделеев

Основан в 1444 прп. Пафнутием Боровским — видным церковным деятелем, духовным наставником прп. Иосифа Волоцкого, митр. Макария и др. В XVI-XVII вв. один из крупнейших и богатейших монастырей центральной России, посещался великими князьями Московскими и царями. В 1610 после осады взят штурмом и разорен поляками, позже восстановлен. Большинство кирпичных келейных корпусов и стены с башнями сооружены в XVII в., есть и более древние сооружения. В 1812 разорен французами, при реконструкции в XIX в. разобрана часть старых зданий. Закрыт в 1923, на территории размещены ремесленная школа (позже школа механизации, в 1962-1992 — сельхозтехникум) и музей (закрыт в 1930-х). В 1955 начаты реставрационные работы, с 1968 на части территории монастыря действовал музей. Возвращен верующим в 1990, полностью передан епархии в 1992.

ПАФНУТЬЕВО-БОРОВСКИЙ МОНАСТЫРЬ

Пафнутьево-Боровский (Свято-Пафнутиев Боровский; пишут также Пафнутьев-Боровский, Свято-Пафнутьев-Боровский) монастырь — мужской монастырь в Калужской области, расположенный на окраине города Боровска.

Монастырь основан преподобным Пафнутием Боровским в 1444 году на возвышенности при впадении реки Истремы в реку Протву. После смерти Пафнутия игуменом монастыря стал его ученик, преподобный Иосиф Волоцкий, который вскоре, по причине нежелания братии принять общежительный устав, ушёл в Волоколамское княжество и основал новую обитель — (Иосифо-Волоколамский монастырь).

На месте первой, деревянной, Рождественской церкви в 1467 году был построен белокаменный Рождественский собор (не сохранился). Роспись первого собора Рождества Богородицы Пафнутьево-Боровского монастыря является самой ранней известной работой великого иконописца Дионисия: по свидетельству жития преподобного Пафнутия, Дионисий выполнил роспись под началом старца Симонова монастыря — иконника Митрофана.

Через 117 лет, в 1586 году собор был почти полностью разобран, и на его месте по воле царя Федора Ивановича поставлен новый, пятиглавый; в кладке его фундамента использовались блоки с росписью XV века. Так фрагменты росписи Митрофана и Дионисия сохранись до нашего времени (они находятся в Центральном музее древнерусской культуры и искусства им. Андрея Рублева в Москве и Боровском филиале Калужского государственного областного краеведческого музея).

В XVI века монастырь был окружён каменными стенами и укреплениями; обитель превратилась в сильную пограничную крепость. В это время строится и каменная трапезная с храмом во имя Рождества Христова. В 1523 году была построена звонница, которая в 1688 году заменена колокольней: по желанию её заказчика, князя К. О. Щербакова, она повторяет формы колокольни Высоко-Петровского монастыря в Москве.

Стены и башни Пафнутьево-Боровского монастыря относятся к XVI-XVII векам. Есть версия, что строительством Поваренной, Оружейной и Георгиевской башен монастыря руководил знаменитый архитектор Феодор Конь, автор сооружений Белого города в Москве, Смоленского кремля и Симонова монастыря.

В 1610 году монастырь был сожжен поляками. По окончании Смуты представители Свято-Пафнутиева монастыря участвовали в Земском Соборе 1613 года, грамоту которого об избрании на царство Михаила Романова подписал и Пафнутиевский архимандрит Иона.

В конце 1640-х годов Пафнутиево-Боровский монастырь возглавлял игумен Павел, который в 1652 году был одним из кандидатов на патриарший престол. Вновь избранным патриархом Никоном был поставлен во епископа Коломенского и Каширского. В годы реформ патриарха Никона епископ Павел Коломенский, а так же некоторые руководители монастыря и боровский протопоп Полиект выступили против церковных реформ и приняли сторону ревнителей древнего благочестия. Против боровских противников реформ были проведены репрессии, иеромонах Полиект Боровский и епископ Павел Коломенский были казнены.

В начале 1660-х годов в Пафнутиево-Боровском монастыре некоторое время находился в заточении известный руководитель сторонников старой веры протопоп Аввакум, а в 1670-х в стенах монастыря, а позже и Боровского городского острога содержалась под стражей боярыня Феодосья Морозова (в иночестве Феодора, ум. 1675).

После никоновской реформы Боровский Пафнутиев монастырь стал приходить в упадок. При Екатерине II в Пафнутиевом монастыре было оставлено 33 монаха и послушника, а почти все монастырские имения отобраны. В 1812 году монастырь был сожжен французами, но вскоре восстановлен.

В 1923 году все имущество обители отошло Главмузею, но вскоре в нем разместили исправительную колонию, потом — сельхозтехникум.

При реставрационных работах 1960-х годов были извлечены 194 белокаменных блока. Из них на 29-ти сохранились фрагменты сюжетной и декоративной живописи, принадлежащей кисти Дионисия. Перед возвращением монастыря Русской Православной церкви комплекс принадлежал Боровскому краеведческому музею.

Монастырь был передан Православной Церкви и вновь открыт в марте 1991 года. В Рождественском соборе хранятся мощи основателя обители — преподобного Пафнутия Боровского.

Сайт: http://www.pafnuty-abbey.ru

СОБОР РОЖДЕСТВА ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ В ПАФНУТЬЕВОМ-БОРОВСКОМ МОНАСТЫРЕ

Кирпичный четырёхстолпный пятикупольный трёхапсидный храм с особым одноглавым северным приделом. Характерный образец московского соборного зодчества рубежа XVI-XVII вв. Построен в 1584-1589 попечением царя Феодора Иоанновича на месте белокаменного храма постройки 1467.Позже перестраивался, в кон. XVIII в. устроена четырёхскатная кровля, изменена форма куполов, в 1837 с запада пристроена трапезная. С севера придел вмч. Ирины, в южной апсиде придел Феодора Стратилата, в трапезной придел прп. Пафнутия (1997). Закрыт в 1923. В 1954 обрушился центральный купол, в 1960-х отреставрирован в формах XVI в. С 1990-х вновь действует, освящен полным чином в 2005.

ЦЕРКОВЬ РОЖДЕСТВА ХРИСТОВА В ПАФНУТЬЕВОМ-БОРОВСКОМ МОНАСТЫРЕ

Кирпичный двухэтажный корпус, объединяющий в себе большую одностолпную трапезную палату, Христорождественский храм и келарскую. Сооружен в 1511, над северной папертью постройки 1530 в 1690 на средства князя К. О. Щербатова сооружена ярусная колокольня в духе московского барокко. В келарской в 1776-1812 помещался Онуфриевский придел. Закрыт в 1923, до 1930-х занят музеем, затем клубом. Отреставрирован в 1960-х, главка над храмом установлена вновь в 1996. Богослужения не возобновлены.

ЦЕРКОВЬ ИЛИИ ПРОРОКА В ПАФНУТЬЕВОМ-БОРОВСКОМ МОНАСТЫРЕ

Кирпичная одноглавая (первоначально — пятиглавая) церковь с больничными кельями. Сооружена в северо-восточном углу монастыря на вклад М. М. Репниной и И. Б. Репнина, сделанный в 1670. Закрыта в 1923, использовалась как учебный корпус. Отреставрирована в 1960-х, возвращена верующим в 1991.

ЦЕРКОВЬ МИТРОФАНА, ПАТРИАРХА КОНСТАНТИНОПОЛЬСКОГО, В ПАФНУТЬЕВОМ-БОРОВСКОМ МОНАСТЫРЕ

Кирпичная церковь типа восьмерик на четверике в стиле барокко. Стоит на высоком подклете, примыкает с востока к настоятельскому корпусу. Сооружена в 1758-1760 на средства архим. Митрофана (Шеинкова). Закрыта в 1923. Отреставрирована в 1970-х, возвращена верующим в 1992.

ЦЕРКОВЬ ВСЕХ СВЯТЫХ В ПАФНУТЬЕВОМ-БОРОВСКОМ МОНАСТЫРЕ

Кирпичная невысокая одноглавая церковь в русско-византийском стиле, примыкавшая с юго-востока к Рождественскому собору. Сооружена в 1837-1838 на средства князя Н. А. Волконского как церковь-усыпальница Волконских. Сломана в нач. 1930-х.

СКИТ ПАФНУТЬЕВ-БОРОВСКОГО МОНАСТЫРЯ У КОЛОДЕЗЕЙ

Монастырский скит основан в 2011. Обустраивается в 1 км южнее деревни. Выстроены деревянные церковь Новомучеников, трапезная, гостиница, келейный корпус, ворота и каменная надкладезная часовня.

ЦЕРКОВЬ НОВОМУЧЕНИКОВ И ИСПОВЕДНИКОВ РОССИЙСКИХ В СКИТУ ПАФНУТЬЕВ-БОРОВСКОГО МОНАСТЫРЯ

Деревянная на кирпичном световом подклете однопрестольная церковь выстроена в 2011-2015. Рубленное «в обло» крестообразное в плане сооружение, завершённое шатром с люкарнами, имеет квадратный в плане основной объём, фланкированный прямоугольными апсидой, притвором с протяжённым всходом и боковыми ризалитами с бочкообразными кровлями.

ЧАСОВНЯ ФЕОДОРА СТРАТИЛАТА У ПАФНУТЬЕВ-БОРОВСКОГО МУЖСКОГО МОНАСТЫРЯ

Деревянная входная часовня построена в 2016 на берегу ручья Истерма близ Пафнутьев-Боровского монастыря. Рубленное «в лапу» шестигранное здание под железной шестискатной крышей ломаного профиля увенчано луковичной главкой на невысокой «шейке».

ЧАСОВНЯ НАДКЛАДЕЗНАЯ У ПАФНУТЬЕВ-БОРОВСКОГО МУЖСКОГО МОНАСТЫРЯ

Деревянная часовня поставлена в 2017 над чтимым источником Пафнутия Боровского вместо находившейся здесь купальни. Завершённый шатром с луковичной главкой восьмигранный сруб окружён крытой галереей, из которой к источнику ведут два лестничных спуска. Освящена 21 сент. 2017.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *